ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 24 января 2003 г. N 2 (Д) В целях охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствования деятельности домов ребенка приказываю: 1. Утвердить: 1.1. Положение об организации деятельности дома ребенка (Приложение N 1). 1.2. Положение о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка (Приложение N 2). Министр Ю.Л.ШЕВЧЕНКО 24 января 2003 г. N 2 Приложение N 1 УТВЕРЖДЕНО Приказом Минздрава России от 24 января 2003 г. N 2 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА РЕБЕНКА 1. Дом ребенка создается для оказания медицинской, педагогической и социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В доме ребенка воспитываются дети с рождения и до 4-х лет. 2. Дом ребенка - лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее медицинскую помощь, в том числе восстановительное лечение, а также комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию с использованием современных технологий. 3. Дом ребенка возглавляет главный врач, на должность которого назначается специалист, имеющий профессиональное образование по специальности "педиатрия" и квалификационную категорию по указанной специальности. 4. В своей деятельности дом ребенка руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздрава России, уставом учреждения и настоящим Положением. 5. Дом ребенка обеспечивает: - уход, диагностику, лечение, реабилитацию (абилитацию) детей, а также их воспитание, социальную адаптацию; - организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности; - комплексную оценку состояния здоровья детей; - наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи; - соблюдение санитарно-гигиенического режима, режима дня, организацию рационального питания и физического воспитания, оптимизацию двигательного режима; - освоение и внедрение новых методов комплексной реабилитации детей; - повышение квалификации всех категорий специалистов дома ребенка. 6. Прием детей в дом ребенка. 6.1. В дом ребенка принимаются дети из родильных домов и других лечебно-профилактических учреждений, учреждений системы МВД России, семей и т.д. с периода новорожденности и содержатся в нем до 3-летнего возраста, а дети с дефектами физического и психического развития - до 4-летнего возраста. В виде исключения в дом ребенка (общего типа) могут приниматься дети, достигшие 3-летнего возраста, с задержкой физического и психоречевого развития, обусловленной условиями воспитания, если их перевод в детский дом в соответствии с заключением специалистов считается преждевременным. 6.2. Дети из родильных домов направляются непосредственно в группу, из лечебно-профилактических учреждений, учреждений системы МВД России, из семей направляются в карантинную группу или при ее отсутствии в изолятор, где они находятся в течение 21 дня. В карантинной группе (изоляторе) проводятся необходимые лечебно-профилактические и педагогические мероприятия. 6.3. Из карантинной группы (изолятора) ребенок поступает в группу. Каждое последующее перемещение ребенка фиксируется в "Медицинской карте ребенка, воспитывающегося в доме ребенка" (форма 112-1/у-00) с мотивированным обоснованием. 6.4. В дом ребенка принимаются дети с выпиской из истории развития ребенка (медицинской карты стационарного больного) или истории новорожденного. В выписке из истории развития ребенка (медицинской карты стационарного больного) должны быть отражены результаты следующих инструментальных диагностических исследований: - электроэнцефалография; - нейросонография (для детей 1-го года жизни); - эхоэнцефалография; - электрокардиография; - ультразвуковое исследование внутренних органов; - сведения о состоянии здоровья родителей, включающие данные о биологическом и генеалогическом анамнезе (при их наличии); - справка об отсутствии инфекционных заболеваний. 7. Дом ребенка, как правило, создается при наличии не менее 30 воспитанников. 8. Структура дома ребенка утверждается главным врачом в пределах штатной численности и фонда оплаты труда. 9. Рекомендуемая структура учреждения: - групповое помещение (группа) - игровая комната, спальное помещение, санитарная комната; - изолятор (не менее 10% от количества мест в доме ребенка); - карантинная группа (не менее 10% от количества мест в доме ребенка); - кабинеты для учителей-дефектологов и старших воспитателей; - процедурный кабинет; - прививочный кабинет; - кабинеты для физиотерапевтического лечения; - кабинет для проведения тепловых процедур; - бассейн; - зал для занятий лечебной физической культурой; - зал для занятий физической культурой; - зал для музыкальных занятий; - кабинет (помещение) психологической разгрузки и социальной адаптации детей; - иные подразделения. 12. Дом ребенка может иметь в составе отделение реабилитации (абилитации). Отделение реабилитации (абилитации) дома ребенка предназначено для проведения комплекса медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий, включающих восстановительное лечение, психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию воспитанников домов ребенка. Отделение осуществляет: - диагностику отклонений (нарушений) в развитии детей и проведение работы по их компенсации и коррекции; - разработку и осуществление индивидуальных программ реабилитации, анализ эффективности реабилитации. 13. Организация педагогического процесса, лечения, комплексной реабилитации детей определяется с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и развития. 14. Помещение дома ребенка, твердый и мягкий инвентарь, медицинское и хозяйственное оборудование должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации. Приложение N 2 УТВЕРЖДЕНО Приказом Минздрава России от 24 января 2003 г. N 2 ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ДОМА РЕБЕНКА Медико-психолого-педагогическая комиссия (далее - комиссия) создается в доме ребенка. Работу комиссии возглавляет главный врач дома ребенка или заместитель главного врача по лечебной работе. Персональный состав членов комиссии и график ее работы утверждается главным врачом дома ребенка. В состав комиссии могут входить следующие специалисты: - врачи: педиатр, невролог, психиатр; - педагоги: учитель-дефектолог, медицинский психолог, старший воспитатель. По показаниям приглашаются другие специалисты. Осмотр детей осуществляется при поступлении, а далее - в эпикризные сроки. Заключение комиссии фиксируется в "Медицинской карте ребенка, воспитывающегося в доме ребенка" (форма 112-1/у-00). Комиссия осуществляет: - комплексную диагностику детей с ограниченными возможностями, формулирует адекватные методы коррекционного воздействия и формы его обеспечения; - оценку динамики состояния здоровья ребенка в соответствии с установленными эпикризными сроками, качества лечебного и педагогического процессов и вносит соответствующую коррекцию; - разработку индивидуальной комплексной программы реабилитации, лечения и социальной адаптации ребенка; - оценку состояния здоровья воспитанников домов ребенка и рекомендацию по их устройству в соответствующее учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |