ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 МАРТА 2002 Г. N 3/2 "О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ В ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕЖЕГОДНОГО МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В 2001 ГОДУ" ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РФ 15 апреля 2002 г. N 250 (ФПС) Приказываю: Объявить для руководства и исполнения решение коллегии Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 20 марта 2002 г. N 3/2 "О результатах проведения в Пограничной службе Российской Федерации ежегодного мониторинга социальноэкономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2001 году" (копия прилагается). Директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал-полковник К.В. Тоцкий 15 апреля 2002 г. N 250 Приложение КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ N 3/2 20 марта 2002 г. г. Москва О результатах проведения в Пограничной службе Российской Федерации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2001 году Коллегия Федеральной пограничной службы Российской Федерации, рассмотрев результаты проведения в Пограничной службе Российской Федерации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей, отмечает, что, в Пограничной службе Российской Федерации находят понимание и поддержку меры, предпринимаемые Президентом Российской Федерации - Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации В.В.Путиным, направленные на государственную поддержку, повышение социального статуса военнослужащих и создание достойных жизненных условий для членов их семей. Это позволяет стабилизировать обстановку в воинских коллективах, мобилизовывать военнослужащих на решение поставленных перед ними задач. Однако, несмотря на то, что 2001 г. прошел под знаком пристального внимания руководства страны к ее вооруженным защитникам, их социальное самочувствие продолжает ухудшаться. Среди наиболее злободневных проблем, с которыми сталкиваются военнослужащие и члены их семей, - недостаточность денежного довольствия для удовлетворения минимальных потребностей семьи; необеспеченность жильем в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством; ограниченность в реализации культурных потребностей и ряд других. О недостаточном понимании роли военной организации в укреплении государственности свидетельствуют факты непрекращающихся неправомерных действий по отношению к военнослужащим и их семьям со стороны отдельных должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, руководства организаций, допускающих издание противоправных нормативных актов, направленных на ограничение прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих, предусмотренных федеральным законодательством. Кроме того, отдельными командирами соединений и воинских частей отдаются приказы и распоряжения, противоречащие законодательству Российской Федерации. Это приводит к снижению престижа военной службы, и, как следствие, к сохранению тенденции досрочного увольнения с военной службы молодых офицеров, в том числе непосредственно после окончания ими высших образовательных учреждений. Неуверенность в "завтрашнем" дне, разочарование в результатах военной службы, приводят не только к психологической напряженности в семьях, и, как следствие, к многочисленным случаям расторжения браков, но и к суицидальным действиям со стороны различных категорий военнослужащих. По мнению большинства участников мониторинга предполагаемое в 2002 г. увеличение должностных окладов военнослужащих, с одновременной отменой части льгот, не сможет в должной мере поднять их жизненный уровень. Социальная нестабильность в совокупности с накапливающейся психологической усталостью приводит к самым негативным последствиям в воинской среде. Кроме того, причинами многих конфликтных ситуаций в воинских коллективах являются издержки в служебной деятельности офицерского состава - несправедливость, грубость, оскорбления личного достоинства подчиненных, нарушение порядка увольнений из расположения части военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и представления им отпусков. Эти и другие проблемы, выявленные в ходе ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей, являются убедительным доказательством необходимости принятия радикальных, продуманных и выверенных решений, как на федеральном уровне, так и в Пограничной службе Российской Федерации. В целях усиления социальной и правовой защиты военнослужащих Пограничной службы Российской Федерации и членов их семей, совершенствования работы по проведению ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в последующие годы коллегия Федеральной пограничной службы Российской Федерации решила: 1. Материалы итогового доклада о проведении ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих Пограничной службы Российской Федерации и членов их семей в 2001 г. (далее -итоговый доклад) принять к сведению. Использовать их для отстаивания интересов Пограничной службы Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей в Правительстве Российской Федерации, Федеральном Собрании, государственных и общественных организациях, комитетах и комиссиях различного уровня, а так же для подготовки предложений по улучшению социального и правового положения указанных категорий граждан. 2. Одобрить сложившуюся систему, уровень и качество проводимой работы по осуществлению ежегодного мониторинга, материалы которого позволяют объективно информировать руководство страны о состоянии $%+ в военно-социальной сфере и принимать своевременные управленческие решения. Результаты ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в апреле-мае т.г. рассмотреть на служебных совещаниях в структурных подразделениях ФПС России, заседаниях коллегий региональных управлений, пограничной группы, Оперативной группы в Республике Армения, собраниях офицеров, прапорщиков и мичманов. 3. Направить итоговый доклад в Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Во взаимодействии с Министерством труда и социального развития Российской Федерации включить данные итогового доклада в сведения, представляемые в Правительство Российской Федерации по вопросам социального и правового положения военнослужащих и членов их семей. 4. Заместителям директора ФПС России, руководителям структурных подразделений ФПС России, начальникам региональных управлений, пограничной, оперативных групп, командирам (начальникам) воинских частей (организаций) центрального подчинения: вопросы социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей рассматривать как одну из первостепенных задач в своей служебной деятельности. Вносить предложения по нормативному правовому обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих Пограничной службы Российской Федерации и членов их семей; в установленном порядке информировать, федеральные органы государственной власти, общественность о реальном финансовом, материально-техническом обеспечениях Пограничной службы Российской Федерации, уровне социальной защищенности военнослужащих; в ходе работы в объединениях, соединениях и воинских частях лично встречаться с военнослужащими и членами их семей, оперативно доводить информацию о мерах, предпринимаемых руководством государства, Пограничной службой Российской Федерации, направленных на усиление их социальной защиты, глубоко изучать имеющиеся проблемы, в установленном порядке докладывать предложения по их разрешению; принять самые решительные меры к искоренению грубости, высокомерия, чванства со стороны командиров (начальников), равнодушного отношения к нуждам и запросам подчиненных, злоупотреблений служебным положением. Виновных привлекать к строгой дисциплинарной ответственности, при необходимости вносить в установленном порядке предложения по дальнейшему прохождению ими военной службы. 5. Департаменту тыла до 1 сентября т.г. подготовить предложения по улучшению торгово-бытового обеспечения военнослужащих и членов их семей продуктами питания и предметами первой необходимости. 6. Департаментам тыла и авиации, в целях улучшения доставки военнослужащих и членов их семей к местам использования отпуска и обратно осуществлять планирование рейсов авиации Пограничной службы Российской Федерации, особенно в летний период, с наиболее полным учетом возможностей попутной их перевозки. 7. Управлению воспитательной работы, совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФПС России: принять меры по организационному упорядочению военно-шефской работы в социальной и культурной сферах на уровне ФПС России и субъектов Российской Федерации; проработать вопрос о возможности проведения в III квартале т.г. совещания с участием членов Совета Федерации, представляющих приграничные субъекты Российской Федерации, для обсуждения перспектив военно-шефского и культурного сотрудничества; обеспечивать своевременное проведение плановой сборовой подготовки со специалистами внештатной военно-социологической опросной сети в региональных управлениях, пограничной группе. Оперативной группе в Республике Армения; в целях повышения объективности и достоверности сведений получаемых по итогам военно-социологических исследований, не реже двух раз в год осуществлять для их проведения целевые выезды в войска и органы Пограничной службы Российской Федерации офицеров Управления воспитательной работы. Центра социальных программ и Центра оперативно-пограничных исследований. 8. Начальникам региональных управлений, пограничной, оперативных групп, командирам (начальникам) воинских частей (организаций) центрального подчинения активизировать работу по оказанию социальной поддержки военнослужащим и членам их семей в региональных управлениях, пограничной и оперативных группах, воинских частях (организациях) центрального подчинения, с этой целью: осуществлять организованные выезды для заготовки плодоовощной продукции семьями военнослужащих, осуществлять их централизованное обеспечение указанной продукцией в воинских частях по более низким ценам; организовывать комплексные выезды медицинских работников для работы с членами семей военнослужащих, проходящих военную службу на отдаленных пограничных заставах; вносить предложения руководству местных предприятий и организаций о возможности профессиональной деятельности на дому для жен военнослужащих, проживающих в отдаленных и труднодоступных местностях; при решении вопроса о приеме на работу в воинские части и организации учитывать наличие кандидатур для трудоустройства из числа супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; привлекать к работе по изучению социальных проблем, медикосоциальных и психологических характеристик личного состава, специалистов региональных образовательных и исследовательских организаций; в установленном порядке вносить в ФПС России предложения об оказании материальной помощи военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей за счет средств Общероссийского Национального Военного Фонда, поддерживать постоянное взаимодействие с его региональными представительствами. Особое внимание уделять социальной поддержке членов семей военнослужащих, погибших и пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, находящихся в длительных служебных командировках, в том числе на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. 9. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Управление воспитательной работы. Председатель коллегии Федеральной пограничной службы Российской-Федерации генерал-полковник К.В. Тоцкий Секретарь коллегии Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал-майор В.М. Луговкин |