ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВОДНЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). 27.02.03 98

     ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ
        БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВОДНЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ,
        НАХОДЯЩИХСЯ ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

      МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ
        СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

                          27 февраля 2003 г.
                                 N 98

                                 (Д)

 
     В соответствии   с   Постановлением   Правительства    Российской
Федерации  от 21 февраля 2002 г.  N 124 "О декларировании безопасности
подводных потенциально опасных  объектов,  находящихся  во  внутренних
водах   и   территориальном   море   Российской  Федерации"  (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2002,   N   8,   ст.   849),
приказываю:
     1. Утвердить  прилагаемый   согласованный   с   заинтересованными
федеральными  органами  исполнительной  власти  Порядок  разработки  и
представления декларации безопасности подводных  потенциально  опасных
объектов,  находящихся  во  внутренних  водах  и  территориальном море
Российской Федерации.
     2. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра, начальников
(руководителей)    департаментов,     начальников     управлений     и
самостоятельного отдела центрального аппарата МЧС России,  начальников
региональных  центров  по  делам  гражданской  обороны,   чрезвычайным
ситуациям  и ликвидации последствий стихийных бедствий,  руководителей
организаций МЧС России в установленном порядке.

Министр МЧС России
                                                            С.К. ШОЙГУ
27 февраля 2003 г.
N 98

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
5 мая 2003 г.
N 4502


                                                            Приложение

                                                  к Приказу МЧС России
                                               от 27 февраля 2003 года
                                                                  N 98

                               ПОРЯДОК
          РАЗРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ
         ПОДВОДНЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ
              ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          I. Общие положения

     1. Настоящий  Порядок  разработки  и   представления   декларации
безопасности  подводных потенциально опасных объектов,  находящихся во
внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (далее  -
Порядок),   разработан   во   исполнение  Постановления  Правительства
Российской Федерации от 21 февраля 2002 г.  N  124  "О  декларировании
безопасности  подводных потенциально опасных объектов,  находящихся во
внутренних  водах  и  территориальном   море   Российской   Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 8, ст. 849).
     2. Порядок  предназначен  для  собственников  подводных  объектов
(ПО),  разрабатывающих  декларации безопасности подводных потенциально
опасных объектов,  находящихся во внутренних водах  и  территориальном
море  Российской Федерации (далее - декларации),  и проекты проведения
подводных работ специального назначения.
     3. Декларирование   безопасности   ПО   осуществляется   в  целях
обеспечения  контроля  за   соблюдением   мер   безопасности,   оценки
достаточности   и   эффективности   мероприятий  по  предупреждению  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в  районе  их  нахождения.  В  случае
подготовки проекта работ на подводном объекте,  на который отсутствует
декларация,  она разрабатывается одновременно с проектом или в составе
проекта этих работ.
     4. Декларация   является   документом,   определяющим   возможные
характер  и  масштабы  чрезвычайных  ситуаций в районе нахождения ПО и
мероприятия по их предупреждению и ликвидации.
     5. Декларация  представляется  в  течение  6  месяцев  с  момента
затопления объекта.

                      II. Термины и определения

     Подводные объекты - подводные потенциально опасные объекты: суда,
иные плавсредства,  космические и летательные аппараты, в том числе их
элементы,  и другие технические средства, а также боеприпасы, элементы
оборудования  и  установки,  полностью  или  частично  затопленные  во
внутренних  водах  и  территориальном  море  Российской  Федерации   в
результате аварийных происшествий или захоронений,  содержащие ядерные
материалы,  радиоактивные, химические отравляющие, взрывчатые и другие
опасные вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций
(Постановление Правительства Российской Федерации от 21  февраля  2002
г. N 124).
     Декларация безопасности   подводного    объекта    -    документ,
определяющий  возможные  характер  и  масштабы чрезвычайных ситуаций в
районе   нахождения   подводного   объекта   и   мероприятия   по   их
предупреждению  и  ликвидации  (Постановление Правительства Российской
Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124).
     Негативное воздействие   на   окружающую   среду   -  воздействие
хозяйственной и иной  деятельности,  последствия  которой  приводят  к
негативным  изменениям качества окружающей среды (Федеральный закон от
10 января 2002 г.  N  7-ФЗ  "Об  охране  окружающей  среды",  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133).

                III. Принципы декларирования подводных
                    потенциально опасных объектов

     6. Декларирование безопасности ПО является обязательным для  всех
собственников этих подводных объектов.
     7. Отнесение   объекта   к    ПО,    подлежащим    декларированию
безопасности,   связано   с   наличием   на  объекте  опасных  веществ
(приложение N 1 к Порядку).

                IV. Структура декларации безопасности
               подводных потенциально опасных объектов,
        находящихся во внутренних водах и территориальном море
                         Российской Федерации

     8. Декларация включает в себя следующие структурные элементы:
     титульный лист;
     аннотация;
     оглавление.
     Разделы:
     общая информация;
     анализ безопасности ПО;
     обеспечение готовности к локализации  и  ликвидации  чрезвычайной
ситуации в районе затопления ПО;
     порядок оповещения   населения,   проживающего   на   прилегающей
территории (в прибрежном районе).
     Приложения:
     ситуационный план ПО;
     информационный лист.
     Требования к    структурным   элементам   (разделам)   декларации
приведены в приложении N 2 к Порядку.

              V. Разработка, утверждение и представление
                       декларации безопасности

     9. Декларация разрабатывается и утверждается собственником ПО.
     10. Для   ПО,   находящихся   в   федеральной   собственности   и
собственности     субъектов     Российской    Федерации,    декларация
разрабатывается  и  утверждается  органами   государственной   власти,
органами  местного  самоуправления,  а  также  юридическими  лицами  и
гражданами,  осуществляющими права собственника  от  имени  Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
     11. Собственник ПО, утвердивший декларацию, несет ответственность
за полноту и достоверность представленной в ней информации.
     12. Декларация составляется в шести экземплярах и  представляется
в  Министерство  Российской  Федерации  по  делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий  стихийных  бедствий,
Министерство  природных  ресурсов  Российской  Федерации,  Федеральный
горный и  промышленный  надзор  России,  орган  исполнительной  власти
субъекта  Российской  Федерации  и  орган местного самоуправления,  на
территории  которых  расположен  декларируемый  подводный  объект.   В
Федеральный  надзор  России  по  ядерной  и  радиационной безопасности
представляется декларация только в  отношении  ядерно-  и  радиационно
опасных  подводных  объектов,  кроме  подводных  объектов Министерства
обороны Российском Федерации.
     13. Один   экземпляр   декларации  хранится  у  собственника  ПО,
утвердившего декларацию.
     14. Министерство   Российской   Федерации  по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных
бедствий  включает  декларируемые  ПО  в реестр подводных потенциально
опасных объектов,  находящихся во внутренних водах  и  территориальном
море Российской Федерации.

           VI. Уточнение декларации безопасности подводного
                    потенциально опасного объекта

     15. Декларация подлежит уточнению в случаях:
     изменения условий в районе размещения ПО, влияющих на обеспечение
безопасности,  локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты
населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций,  в срок не позднее 6
месяцев с момента получения информации об изменениях;
     изменения действующих   требований  (правил  и  норм)  в  области
технической и экологической  безопасности,  локализации  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  и  защиты  населения  и  территорий  в срок не
позднее 1 года после их изменения;
     решения Министерства  Российской  Федерации  по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных
бедствий,  принятого  на  основании  результатов  обследования  ПО или
работ, направленных на повышение безопасности ПО.
     16. Декларация уточняется не реже одного раза в 5 лет.


                                                        Приложение N 1

                                              к Порядку, утвержденному
                                                   Приказом МЧС России
                                               от 27 февраля 2003 года
                                                                  N 98

                       ОТНЕСЕНИЕ ОБЪЕКТА К ПО,
               ПОДЛЕЖАЩЕМУ ДЕКЛАРИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

     К ПО,  подлежащим декларированию безопасности, относятся объекты,
на которых имеются следующие опасные вещества:
     взрывчатые вещества - вещества,  которые при  определенных  видах
внешнего  воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся
химическое  превращение  с  выделением  тепла  и  образованием   газов
(Федеральный  закон  от  21  июля  1997  г.  N  116-ФЗ "О промышленной
безопасности    опасных    производственных    объектов",     Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588);
     токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые
организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
     средняя смертельная  доза  при   введении   в   желудок   от   15
миллиграммов   на   килограмм   до   200   миллиграммов  на  килограмм
включительно;
     средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов
на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
     средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграммов на
литр до 2 миллиграммов па литр включительно;
     высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на
живые  организмы  приводить  к   их   гибели   и   имеющие   следующие
характеристики:
     средняя смертельная доза при  введении  в  желудок  не  более  15
миллиграммов на килограмм;
     средняя смертельная доза  при  нанесении  на  кожу  не  более  50
миллиграммов на килограмм;
     средняя смертельная  концентрация  в   воздухе   не   более   0,5
миллиграммов на литр (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов");
     загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ,  количество и
(или) концентрация  которых  превышает  установленные  для  химических
элементов,  в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов,
нормативы и  оказывает  негативное  воздействие  на  окружающую  среду
(Федеральный  закон от 10 января 2002 г.  N 7-ФЗ "Об охране окружающей
среды", Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.
133);
     опасные отходы  -  отходы,  которые  содержат  вредные  вещества,
обладающие   опасными   свойствами   (токсичностью,  взрывоопасностью,
пожароопасностью,  высокой реакционной  способностью)  или  содержащие
возбудителей  инфекционных  болезней,  либо которые могут представлять
непосредственную или потенциальную опасность для окружающей  природной
среды  и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт
с другими веществами (Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об
отходах   производства   и   потребления",  Собрание  законодательства
Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009);
     ядерные материалы   -   материалы,   содержащие   или   способные
воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества (Федеральный
закон  от  21  ноября  1995  г.  N  170-ФЗ  "Об  использовании атомной
энергии",  Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48,
ст. 4552);
     радиоактивные вещества -  не  относящиеся  к  ядерным  материалам
вещества,  испускающие ионизирующее излучение (Федеральный закон от 21
ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии");
     радиоактивные отходы   -   ядерные   материалы   и  радиоактивные
вещества,  дальнейшее  использование  которых   не   предусматривается
(Федеральный  закон  от  21 ноября 1995 г.  N 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии");
     нефть -  любая  стойкая  нефть,  в частности сырая нефть,  мазут,
тяжелое дизельное топливо,  смазочное масло и китовый жир,  независимо
от  того,  перевозятся  ли  они  на борту судна в качестве груза или в
топливных танках такого судна (Международная конвенция  о  гражданской
ответственности  за ущерб от загрязнения нефтью,  Брюссель,  29 ноября
1969  г.  -  Федеральный  закон  от  2  января  2000  г.  N  27-ФЗ  "О
присоединении  Российской Федерации к Протоколу 1992 года об изменении
Международной конвенции о  гражданской  ответственности  за  ущерб  от
загрязнения   нефтью   1969  г.  и  денонсации  Российской  Федерацией
Международной конвенции о  гражданской  ответственности  за  ущерб  от
загрязнения  нефтью  1969  г.",  Собрание  законодательства Российской
Федерации, 2000, N 2, ст. 148).


                                                        Приложение N 2

                                              к Порядку, утвержденному
                                                   Приказом МЧС России
                                               от 27 февраля 2003 года
                                                                  N 98

                              ТРЕБОВАНИЯ
            К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ (РАЗДЕЛАМ) ДЕКЛАРАЦИИ
                           БЕЗОПАСНОСТИ ПО

     1. Титульный лист является первой страницей декларации.
     На титульном листе приводятся следующие сведения:
     регистрационный номер декларации;
     гриф утверждения декларации;
     наименование декларации;
     место и дата составления декларации безопасности.
     2. Аннотация содержит:
     сведения о разработчиках декларации;
     краткое изложение основных  разделов  декларации  с  обязательным
указанием основных опасностей.
     3. Оглавление  включает  в  себя  наименование  всех  разделов  и
приложений  с  указанием  страниц,  с  которых начинаются эти элементы
декларации.
     Разделы
     4. Общая информация содержит:
     а) общие сведения о ПО;
     б) общие меры безопасности.

     а) Общие сведения о ПО включают:
     сведения о ПО;
     географические, гидрометеорологические,            геологические,
гидрологические и экологические характеристики района нахождения ПО;
     краткие сведения об экспедиционных обследованиях и мониторинге
ПО и района его затопления.
     Сведения о ПО включают:
     полное и  сокращенное  наименование ПО,  его составных частей,  а
также собственника ПО на момент его затопления;
     форму собственности;
     сведения о  регистрации,  учредителях   и   субъекте   Российской
Федерации, где зарегистрирован собственник объекта;
     дату затопления;
     перечень опасных веществ с указанием их количества,  находящегося
на ПО;
     масс-габаритные характеристики объекта в целом и составных частей
(боеприпасов, металлоконструкций и т.п.);
     характеристику состояния  защитных  барьеров  на  возможных путях
поступления потенциально опасных веществ из ПО в окружающую среду;
     обстоятельства затопления   (с   разрушением,  с  предварительной
подготовкой и т.п.).
     Географические, гидрометеорологические,            геологические,
гидрологические и экологические характеристики  района  нахождения  ПО
включают:
     наименование водного объекта, его принадлежность;
     координаты и глубина затопления;
     сейсмологическая активность;
     наличие рыбных промыслов и водных биоресурсов;
     фоновые значения уровня загрязнения донных отложений и воды;
     преобладающие течения;
     соленость воды;
     рельеф дна;
     состав грунта;
     волновой режим;
     ледовый режим;
     скорость водотока;
     расстояние до ближайшей береговой точки.
     Краткие сведения  об  обследованиях  ПО  и  района его затопления
включают:
     год проведения обследований;
     организация, проводившая обследование;
     характер проведения обследований;
     характеристики технических средств проведения обследований;
     наличие отчетов (публикаций) о результатах обследования.
     б) Общие меры безопасности включают:
     перечень планируемых   мероприятий,   направленных  на  повышение
безопасности ПО;
     перечень планируемых   мероприятий   по   способам  действий  при
чрезвычайных ситуациях и  предотвращению  негативного  воздействия  на
окружающую среду;
     характеристики систем контроля за безопасностью ПО,  сведения  об
организации     служб     мониторинга,    противоаварийных    сил    и
аварийно-спасательных служб.
     При разработке  декларации  в  составе  проекта  подводных  работ
специального назначения  дополнительно  включаются  общие  сведения  о
технологических работах, выполняемых на ПО, которые содержат:
     краткие сведения    о    технической     сущности     выполняемых
технологических  работ,  а  также  сведения  об организации - головном
подрядчике работ;
     сведения о  проверках  и  испытаниях (с указанием соответствующих
актов) основного технологического оборудования,  технических систем  и
устройств,  предполагаемых  к  установке  на  ПО,  систем  контроля  и
управления, связи, аварийной сигнализации и оповещения;
     перечень разработанной  и  утвержденной  в  установленном порядке
технической документации по выполнению работ, обеспечению безопасности
ПО  как  в  процессе  выполнения  работ,  так  и  после  их окончания,
инструкции по технике безопасности и т.п.;
     сведения о   выполнении  мероприятий  по  результатам  экспертизы
проектной документации;
     характеристика профессиональной   и  противоаварийной  подготовки
персонала, непосредственно участвующего в производстве подводных работ
специального  назначения,  с  указанием  порядка  допуска  персонала к
работе и регулярности проверки знаний норм и правил безопасности.
     5. Анализ безопасности ПО содержит:
     а) данные о потенциально опасных веществах,  находящихся  на  ПО,
аппаратурных  средствах  и  методическом  обеспечении  контроля  за их
состоянием;
     б) описание  конструктивно-технических  решений,  направленных на
повышение противоаварийной устойчивости ПО;
     в) анализ риска возникновения чрезвычайной ситуации.

     а) Данные о потенциально опасных веществах,  находящихся на ПО, и
аппаратурных средствах контроля за их состоянием включают:
     характеристики потенциально опасных веществ, находящихся на ПО;
     характеристики систем диагностики состояния ПО.
     Характеристики потенциально  опасных веществ,  находящихся на ПО,
включают наименование веществ, их состав, химические формулы, данные о
взрывной  и пожарной опасности,  токсикологические,  биологические или
радиологические данные,  качественное  описание  свойств  потенциально
опасных  веществ,  в  том  числе параметры их поведения при длительном
нахождении в водной среде.
     Характеристики систем диагностики состояния ПО включают: сведения
     о типе и характеристиках приборов диагностического
контроля; способы получения информации о состоянии
ПО. б) Описание конструктивно-технологических решений,
направленных на повышение безопасности при затоплении ПО, включает:
     план размещения на ПО элементов,  устройств,  емкостей, в которых
имеются   потенциально   опасные   вещества,   с   обозначением   типа
контейнеров, боеприпасов;
     проектную конструктивно-технологическую     схему     локализации
потенциально  опасных  веществ  на  ПО  и  предотвращения  негативного
воздействия на окружающую среду;
     характеристики технических решений по исключению  разгерметизации
корпуса  ПО  или  его  элементов,  где  находятся потенциально опасные
вещества,  и предупреждению аварийных выбросов  этих  веществ,  в  том
числе характеристики защитных барьеров и устройств;
     характеристики технических     решений,      направленных      на
предупреждение   развития   аварий   на   ПО  и  локализацию  выбросов
потенциально опасных  веществ,  на  обеспечение  пожарной  и  взрывной
безопасности ПО;
     описание систем блокировок, автоматического срабатывания запорных
и защитных устройств.
     в) Анализ риска возникновения чрезвычайной ситуации включает:
     сведения об   известных   чрезвычайных   ситуациях  и  негативном
воздействии на окружающую среду;
     анализ условий возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
     оценку риска чрезвычайных ситуаций;
     блок-схему анализа  вероятных  сценариев возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций;
     выводы.
     Сведения об известных чрезвычайных ситуациях включают:
     данные о  чрезвычайных  ситуациях и неполадках,  имевших место на
декларируемом ПО;
     данные о   чрезвычайных   ситуациях,   имевших  место  на  других
аналогичных  ПО  и  при  производстве  аналогичных   подходных   работ
специального назначения;
     данные о негативном воздействии на окружающую среду  загрязняющих
веществ, поступивших в окружающую среду.
     Анализ условий возникновения  и  развития  чрезвычайных  ситуаций
включает:
     выявление возможных причин возникновения и развития  чрезвычайных
ситуаций;
     определение критических   групп   населения   (групп   населения,
максимально подверженных воздействию вредных факторов);
     формирование сценариев возможных чрезвычайных ситуаций  с  учетом
путей  воздействия  на  критические  группы  населения  и  негативного
воздействия на окружающую среду;
     оценку состава   и   количества   потенциально  опасных  веществ,
представляющих опасность при чрезвычайной ситуации;
     обоснование применяемых        для        оценки        опасности
физико-математических моделей и методов расчета.
     Оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций включает:
     определение возможных последствий чрезвычайных ситуаций с  учетом
их вероятности;
     определение зон  действия  основных   поражающих   факторов   при
различных сценариях аварий;
     оценку возможных уровней воздействия чрезвычайных ситуаций на  ПО
на  критические  группы  населения,  объекты  экономики  и  окружающую
природную среду;
     оценку величины   (стоимости)   возможного  ущерба  физическим  и
юридическим лицам в случае чрезвычайной ситуации;
     оценку негативного воздействия на окружающую среду.
     Блок-схема анализа вероятных сценариев возникновения  и  развития
чрезвычайных   ситуаций  содержит  изображение  постадийного  развития
чрезвычайных ситуаций на разных уровнях в зависимости от  масштабов  и
тяжести последствий.
     Выводы включают:
     основные результаты   анализа  риска  возникновения  чрезвычайных
ситуаций;
     перечень разработанных   мер  по  уменьшению  риска  чрезвычайных
ситуаций.
     При разработке  декларации  в  составе  проекта  подводных  работ
специального  назначения  дополнительно  включается  краткое  описание
технологии выполнения работ, которое содержит:
     принципиальную технологическую   схему   выполнения    работ    с
обозначением  основного оборудования,  плавсредств и кратким описанием
технологического процесса выполнения работ;
     оценку риска возможного ущерба в результате производства работ;
     оценку риска возможного ущерба в случае невыполнения работ;
     план размещения  основного  оборудования,  устройств (в том числе
локализующих опасность ПО) на ПО или вблизи от него;
     обоснование мест  хранения потенциально опасных веществ (в случае
их полного или частичного снятия  с  ПО),  правильности  распределения
используемых  в  работах  помещений,  плавсредств,  пунктов управления
работами с точки зрения обеспечения безопасности  выполнения  работ  и
защиты персонала;
     обоснование принятых решений по бесперебойному  энергообеспечению
технологического процесса выполнения работ;
     обоснование принятых решений по безопасности при  транспортировке
отдельных   составных   частей  ПО,  содержащих  потенциально  опасные
вещества  (если  такая   транспортировка   предусмотрена   технологией
выполнения работ).
     6. Обеспечение готовности к локализации и ликвидации чрезвычайной
ситуации в районе затоплений ПО содержит:
     описание средств  и  мероприятий  по   защите   людей,   объектов
экономики  в  прибрежной  зоне,  предупреждению и снижению негативного
воздействия на окружающую среду;
     порядок организации медицинского обеспечения.
     Описание средств  и  мероприятий  по  защите  людей  и   объектов
экономики  в  прибрежной  зоне,  предупреждению и снижению негативного
воздействия на окружающую среду включает:
     характеристику мероприятий по созданию,  подготовке и поддержанию
в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     характеристику мероприятий по обучению персонала способам  защиты
и  действиям  в  чрезвычайных ситуациях,  в том числе с использованием
аварийно-спасательных плавсредств;
     порядок действий  сил  и  средств  по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     сведения о   резервах   материальных   и   финансовых   ресурсов,
необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Порядок организации    медицинского    обеспечения    в    случае
чрезвычайных ситуаций включает:
     сведения о   составе   сил  медицинского  обеспечения  персонала,
участвующего  в  ликвидации   чрезвычайной   ситуации,   и   населения
прибрежной зоны;
     порядок оказания доврачебной помощи пострадавшим.
     7. Порядок  оповещении  населения,  проживающего  на  прилегающей
территории (в  прибрежном  районе),  содержит  порядок  информирования
населения   и   органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации,  на территории которых находятся  ПО,  о  прогнозируемых  и
возникших на ПО чрезвычайных ситуациях.
     Приложения
     8. Ситуационный план ПО содержит обозначения:
     района затопления ПО;
     организаций, населенных   пунктов,   источников  водопотребления,
водозаборов   и   водоочистных   сооружений   прилегающей   территории
(прибрежного района),  находящихся в зоне действия поражающих факторов
в случае возможной аварии на ПО;
     зон возможного   поражения,   определенных   в   разделе  "Анализ
безопасности ПО",  с указанием численности людей в этих зонах, времени
достижения поражающих факторов.
     9. Информационный   лист   может   представляться   отдельно   от
декларации безопасности по запросам граждан и общественных организаций
и содержит:
     наименование ПО и района его затопления;
     наименование организации,  ответственной  за   информирование   и
взаимодействие с общественностью;
     краткое описание ПО и планируемых  подводных  работ  специального
назначения (финансирование работ по подготовке декларации безопасности
осуществляется за счет собственника подводного  потенциально  опасного
объекта);
     перечень и основные характеристики опасных  веществ,  находящихся
на ПО;
     краткую информацию об имевших место чрезвычайных ситуациях  и  их
последствиях, негативном воздействии на окружающую среду;
     информацию о способах оповещения населения прилегающей территории
(прибрежного  района) о чрезвычайных ситуациях и действиях населения в
чрезвычайной ситуации;
     сведения об источниках получения дополнительной информации.