ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В.ПУТИНУ О СИТУАЦИИ, СЛОЖИВШЕЙСЯ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 11 апреля 2003 г. N 3873-III ГД (НТЦС) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации В.В.Путину о ситуации, сложившейся после принятия Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". 2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Президенту Российской Федерации В.В.Путину. 3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в "Парламентскую газету" для официального опубликования. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнев 11 апреля 2003 г. N 3873-III ГД ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К Президенту Российской Федерации В.В.Путину о ситуации, сложившейся после принятия Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" Уважаемый Владимир Владимирович! 19 апреля 2002 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла внесенный Вами Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", который с 1 июля 2002 года вступил в силу. Семь месяцев действия указанного Федерального закона показали, что он нанес значительный ущерб авторитету нашей страны. Ситуация с Героем Российской Федерации прапорщиком О.А.Козловым, который был вынужден публично обратиться к Вам с просьбой об оказании ему помощи в приобретении гражданства Российской Федерации, к сожалению, типична. В результате принятия указанного Федерального закона тысячи военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей лишились гражданства Российской Федерации. В подобном положении оказались также тысячи граждан, уволенных с военной службы, в том числе проходивших военную службу по призыву, и члены их семей. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" они считаются незаконно находящимися на территории России и подлежат депортации. До 1 июля 2002 года эти люди считались гражданами Российской Федерации по признанию на основании части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации", распространявшейся и на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и в настоящее время утратившей силу. Таким образом, эти люди, считавшиеся гражданами Российской Федерации по признанию, проходившие службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и не имевшие в связи с этим паспортов, были лишены гражданства Российской Федерации. Основные причины произошедшего - непродуманность и спешка при внесении и рассмотрении законопроекта "О гражданстве Российской Федерации", а также игнорирование Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б.Смирнова", который подтвердил, что лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Конституционный Суд Российской Федерации признал, что такие лица "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжают сохранять гражданство Российской Федерации вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Эти лица не утрачивают гражданства Российской Федерации в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации", поскольку проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает гражданства Российской Федерации. Вместо того чтобы учесть эти требования Конституционного Суда Российской Федерации, из законопроекта было исключено положение о возможности приобретения гражданства Российской Федерации по рождению. Такое право было оставлено только для детей в возрасте до 18 лет. В результате миллионы русских за пределами России, которые никогда не заявляли о выходе из гражданства Российской Федерации и до 1 июля 2002 года имели возможность вернуться в Россию, приобретя гражданство Российской Федерации по рождению, оказались лишены такой возможности. 10 марта 2003 года на пресс-конференции в Москве начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам гражданства В.Г.Шумов заявил: "...въехавшим в Россию из стран ближнего зарубежья после 1992 года, нужно будет в ближайшее время определяться с гражданством. В настоящее время в России проживает около 1,5 миллиона человек с паспортами гражданина СССР. Они заблуждаются, что на сегодняшний момент являются гражданами России. Им в соответствии с законом необходимо получить национальные паспорта на своей родине, а потом вид на жительство в России". Вызывает недоумение данная позиция начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам гражданства В.Г.Шумова, который прекрасно осведомлен, что подавляющее большинство из этих 1,5 миллиона человек после 1992 года вернулись в Россию, на свою родину, из бывших союзных республик, поскольку родились на территории Российской Федерации и являются гражданами Российской Федерации по рождению на основании части второй статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации". Однако Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" указанная статья была признана утратившей силу. В общей сложности в связи с принятием Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и признанием утратившей силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" гражданства Российской Федерации незаконно лишились более 20 миллионов человек, которые до 1 июля 2002 года считались гражданами Российской Федерации по признанию и по рождению. Тем самым были грубейшим образом попраны права этих людей и нарушена часть 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации, гласящая, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Кроме того, Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" противоречит ряду международных договоров, заключенных между Российской Федерацией и другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств, ратифицированных Российской Федерацией и вступивших в силу. Например, в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года, ратифицированным 2 января 2000 года, Российская Федерация взяла на себя обязательство предоставить прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам указанных государств право приобрести гражданство в упрощенном порядке при наличии одного из следующих условий: если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Российской Федерации до 21 декабря 1991 года; при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Российской Федерации и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, дедушки или бабушки, внука или внучки. Органы внутренних дел Российской Федерации должны произвести регистрацию приобретения гражданства Российской Федерации в соответствии с указанным Соглашением в срок не более трех месяцев со дня подачи документов. Однако ни Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", ни Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, ни другими нормативными документами указанные условия упрощенного порядка приобретения гражданства Российской Федерации для граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики не предусмотрены. Тем самым нарушена часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, гласящая, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичные обязательства Российская Федерация взяла на себя, ратифицировав Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства, подписанное 28 марта 1996 года. 20 января 1995 года было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, где также были зафиксированы аналогичные обязательства. В соответствии со статьей 13 Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, подписанного 29 марта 1996 года, гражданам указанных государств, постоянно проживающим на территориях других государств - участников настоящего Договора, предоставляется правовой статус, установленный их национальным законодательством, двусторонними и многосторонними договорами, для данных граждан обеспечивается упрощенный порядок приобретения гражданства. Согласно статье 39 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном 26 февраля 1999 года, Российская Федерация взяла на себя обязательство максимально упрощать процедуры принятия в гражданство и выхода из него. В соответствии с Заявлением Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации "О десяти простых шагах навстречу простым людям" (решение от 28 апреля 1998 года N 25), подписанным Президентами указанных государств, Российская Федерация взяла на себя обязательство ввести упрощенный порядок принятия гражданства, а также обеспечить гражданам одного государства, постоянно проживающим на территории другого государства, максимально благоприятные условия пребывания. Несмотря на это, с 1 июля 2002 года Российская Федерация значительно ужесточила процедуру приобретения гражданства. Подобное пренебрежение международными обязательствами наносит авторитету Российской Федерации на международной арене существенный ущерб, ставит под сомнение стремление России к интеграции на постсоветском пространстве. Депутаты Государственной Думы обращаются к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, с просьбой поручить Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Управлению Президента Российской Федерации по вопросам гражданства, Министерству иностранных дел Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации в кратчайшие сроки разработать для внесения в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в целях устранения несоответствия отдельных положений указанного Федерального закона Конституции Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. 11 апреля 2003 г. |