ПО ЗАПРОСУ АРБИТРАЖНОГО СУДА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬИ 349 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Определение. Конституционный Суд РФ. 14.01.03 129-О

            ПО ЗАПРОСУ АРБИТРАЖНОГО СУДА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
          О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬИ 349
               НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                          14 января 2003 г.
                               N 129-О

                                 (Д)


                                Именем
                         Российской Федерации

     Конституционный Суд  Российской  Федерации в составе Председателя
М.В.  Баглая,  судей Н.С.  Бондаря,  Н.В. Витрука, Ю.М. Данилова, Л.М.
Жарковой,  Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В.
Селезнева,  А.Я.  Сливы,   О.С.   Хохряковой,   Б.С.   Эбзеева,   В.Г.
Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании  заключение  судьи  А.Я.  Сливы,
проводившего  на  основании  статьи  41  Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"  предварительное
изучение запроса Арбитражного суда Орловской области, установил:

     1. Решением  инспекции N 147 Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Заводскому району города Орла  от  13  марта  2002
года общество с ограниченной ответственностью "Кока-Кола Ботлерз Орел"
было привлечено к ответственности  за  неуплату  налога  с  продаж  со
стоимости продукции,  реализованной им индивидуальным предпринимателям
за наличный расчет. Арбитражный суд Орловской области, на рассмотрении
которого  находится иск ООО "Кока-Кола Ботлерз Орел" о признании этого
решения  недействительным,  придя  к  выводу  о  том,  что  подлежащая
применению  в  данном  деле  статья  349 Налогового кодекса Российской
Федерации  не  соответствует  Конституции  Российской  Федерации,   ее
статьям  8,  19,  34  (часть 1) и 57,  обратился в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о проверке ее конституционности.
     Согласно статье   349  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
объектом  обложения  по  налогу  с  продаж  признаются   операции   по
реализации  физическим  лицам  товаров  (работ,  услуг)  на территории
субъекта Российской Федерации; при этом операции по реализации товаров
(работ,  услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если
такая  реализация  осуществляется  за  наличный  расчет,  а  также   с
использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     Как следует  из  запроса,  Арбитражный  суд   Орловской   области
оспаривает конституционность данной статьи в части,  касающейся уплаты
налога с продаж со стоимости продукции,  реализованной  индивидуальным
предпринимателям  за наличный расчет.  По мнению заявителя,  эта норма
противоречит природе  налога  с  продаж  как  налога  на  потребление,
поскольку  позволяет  относить  к  физическим  лицам,  имеющим  статус
потребителя,   индивидуальных   предпринимателей,   приобретающих   за
наличный  расчет товары (работы,  услуги) в предпринимательских,  а не
потребительских  целях;  кроме  того,  она  нарушает   конституционные
принципы   равенства   и   справедливости,   поскольку  индивидуальный
предприниматель,  приобретая товары  за  наличный  расчет,  уплачивает
налог  с  продаж,  а  юридическое лицо - нет,  т.е.  равные по статусу
субъекты   находятся   в   неравном   положении   в   зависимости   от
организационно-правовой формы их хозяйственной деятельности.
     2. До вступления в силу статьи 349 Налогового кодекса  Российской
Федерации плательщиками налога с продаж Закон Российской Федерации "Об
основах  налоговой  системы  в  Российской  Федерации",  помимо   иных
названных в нем субъектов,  признавал индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих свою деятельность без  образования  юридического  лица,
самостоятельно  реализующих  товары  (работы,  услуги)  на  территории
Российской Федерации  (пункт  3  статьи  20).  Данное  положение  было
признано Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим
Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 57, как не
обеспечивающее  необходимую  полноту  и  определенность  регулирования
налога  с  продаж,  что  порождает   возможность   его   произвольного
истолкования   законодателями   субъектов   Российской   Федерации   и
правоприменительной  практикой  (Постановление  Конституционного  Суда
Российской  Федерации  от  30  января  2001  года  по  делу о проверке
конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта  3  статьи
20  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  в
Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31  июля  1998
года  "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы  в  Российской  Федерации",  а
также  положений  Закона  Чувашской  Республики  "О  налоге с продаж",
Закона Кировской области "О налоге  с  продаж"  и  Закона  Челябинской
области "О налоге с продаж").
     Кроме того,   в   Постановлении   от   30   января   2001    года
Конституционный   Суд   Российской  Федерации  указал,  что  положение
индивидуального  предпринимателя  как  плательщика  налога  с   продаж
(исходя из того, что под физическими лицами в соответствии с Налоговым
кодексом  Российской   Федерации   понимаются   зарегистрированные   в
установленном     порядке    физические    лица    -    индивидуальные
предприниматели)    не    обеспечивает    самостоятельность    объекта
налогообложения  и противоречит сущности налога с продаж как налога на
потребление, так как один и тот же продавец, реализующий изготовленный
или закупленный им товар, может как относиться к плательщикам налога с
продаж,  так и не быть им; при этом не исключается применение налога с
продаж  в  отношениях  между  собой  двух  хозяйствующих  субъектов  и
одновременно плательщиков данного налога.
     3. В   соответствии   с  частью  второй  статьи  74  Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
Конституционный  Суд  Российской  Федерации принимает решение по делу,
оценивая как буквальный смысл  рассматриваемого  акта,  так  и  смысл,
придаваемый   ему  официальным  и  иным  толкованием  или  сложившейся
правоприменительной практикой.
     Как следует  из  материалов запроса,  а также письма Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от  29  апреля  2002  года  N
ВГ-6-03/638 "О налоге с продаж", адресованного всем налоговым органам,
операции  по  реализации   товаров   (работ,   услуг)   индивидуальным
предпринимателям  за  наличный расчет признаются объектом обложения по
налогу с продаж.  Иными словами, правоприменительная практика - так же
как и сама норма статьи 349 Налогового кодекса Российской Федерации по
ее буквальному смыслу - не делает различий между осуществляющими  свою
деятельность   без   образования   юридического  лица  индивидуальными
предпринимателями,  приобретающими товары (работы, услуги) для личного
потребления,   и   индивидуальными  предпринимателями,  приобретающими
товары (работы,  услуги) для ведения предпринимательской деятельности,
в  отличие от юридических лиц,  которые не облагаются налогом с продаж
при   реализации   товаров   за   наличный   расчет.   Соответствующее
законодательное  регулирование  и обусловленная им правоприменительная
практика - исходя из принципа равного налогового бремени,  вытекающего
из  статей  8 (часть 2),  19 и 57 Конституции Российской Федерации,  -
были признаны недопустимыми  в  сохраняющем  свою  силу  Постановлении
Конституционного  Суда  Российской  Федерации  от 21 марта 1997 года о
проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18
и  статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации".
     Таким образом,   оспариваемое  положение  статьи  349  Налогового
кодекса Российской Федерации - как  допускающее  обложение  налогом  с
продаж    со   стоимости   товаров   (работ,   услуг),   приобретаемых
индивидуальными предпринимателями,  осуществляющими свою  деятельность
без    образования    юридического   лица,   для   предпринимательской
деятельности за наличный расчет,  - является,  по существу,  таким же,
как  ранее  признанное  Конституционным  Судом Российской Федерации не
соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть
1)  и  57.  В  силу  частей  второй и четвертой статьи 87 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
это  означает,  что  данное  положение  не  может  применяться судами,
другими органами и должностными лицами.
     Между тем  немедленное  исполнение  решения Конституционного Суда
Российской  Федерации  может  повлечь   негативные   последствия   для
региональных  и местных бюджетов,  источником доходной части которых в
2003 году является действующий налог с продаж,  и привести к нарушению
конституционных  прав и свобод,  что в соответствии с пунктом 12 части
первой   статьи   75   Федерального   конституционного    закона    "О
Конституционном   Суде   Российской   Федерации"  требует  определения
порядка, срока и особенностей его исполнения.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  пунктами  2  и 3 части
первой статьи 43,  пунктом 12 части первой статьи 75, частями первой и
третьей  статьи 79,  частями второй и четвертой статьи 87 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации определил:

     1. Статья  349  Налогового  кодекса Российской Федерации в части,
допускающей обложение налогом с продаж со  стоимости  товаров  (работ,
услуг),  которые приобретаются для предпринимательской деятельности за
наличный  расчет  индивидуальными  предпринимателями,  осуществляющими
свою   деятельность   без   образования  юридического  лица,  содержит
положение,   по   существу   такое   же,    как    ранее    признанное
неконституционным    в    сохраняющих    свою    силу   Постановлениях
Конституционного  Суда  Российской  Федерации,  а  потому   также   не
соответствует  Конституции Российской Федерации,  ее статьям 19 (часть
1) и 57,  и во всяком случае утрачивает силу не позднее 1 января  2004
года.
     2. Поскольку  для  разрешения  поставленного  Арбитражным   судом
Орловской области вопроса в соответствии с Федеральным конституционным
законом "О Конституционном Суде  Российской  Федерации"  не  требуется
вынесения  предусмотренного  его  статьей  71 итогового решения в виде
постановления,  данный запрос не подлежит дальнейшему  рассмотрению  в
заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
     3. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данному  запросу  окончательно,  не  подлежит  обжалованию,  действует
непосредственно  и  не  требует  подтверждения  другими   органами   и
должностными лицами.
     4. Настоящее Определение  подлежит  опубликованию  в  "Российской
газете",  "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель Конституционного
Суда Российской Федерации
                                                           М.В. БАГЛАЙ
14 января 2003 г.
N 129-О

Судья-секретарь Конституционного
Суда Российской Федерации
                                                          Ю.М. ДАНИЛОВ
14 января 2003 г.
N 129-О