УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ, УМЕНЬШАЮЩИХ НАЛОГООБЛАГАЕМУЮ ПРИБЫЛЬ, РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ И ОФОРМЛЕНИЕМ ПРАВ НА ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ, В СЛУЧАЕ, КОГДА РОСПАТЕНТ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ИХ РЕГИСТРАЦИИ, ТО ЕСТЬ ОБЪЕ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 14.11.02 26-12/55328

            УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ, УМЕНЬШАЮЩИХ
     НАЛОГООБЛАГАЕМУЮ ПРИБЫЛЬ, РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ
     И ОФОРМЛЕНИЕМ ПРАВ НА ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ, В
       СЛУЧАЕ, КОГДА РОСПАТЕНТ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ИХ
          РЕГИСТРАЦИИ, ТО ЕСТЬ ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
                          НЕ ПРИНЯТ К УЧЕТУ?
 
                                ПИСЬМО
 
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
 
                          14 ноября 2002 г.
                            N 26-12/55328

                                 (Д)


     В соответствии с Федеральным законом от 06.08.2001  N  110-ФЗ  (с
изменениями  и  дополнениями) с 1 января 2002 года исчисление и уплата
налога на прибыль производятся согласно положениям главы 25 "Налог  на
прибыль   организаций"  части  второй  Налогового  кодекса  Российской
Федерации (далее - НК РФ).
     На основании   ст.   252   НК   РФ   в   целях   настоящей  главы
налогоплательщики уменьшают полученные доходы на  сумму  произведенных
расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
     Расходами признаются   любые   обоснованные    и    документально
подтвержденные   затраты   при   условии,   что  они  произведены  для
осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     Согласно п.   3   ст.   257   НК  РФ  в  целях  главы  25  НК  РФ
нематериальными активами признаются приобретенные  и  (или)  созданные
налогоплательщиком  результаты  интеллектуальной  деятельности  и иные
объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на  них),
используемые  в  производстве  продукции  (выполнении работ,  оказании
услуг) или для управленческих нужд организации в  течение  длительного
времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
     Для признания   нематериального   актива    необходимо    наличие
способности  приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход),
а  также  наличие  надлежаще  оформленных  документов,  подтверждающих
существование  самого  нематериального  актива и (или) исключительного
права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной  деятельности
(в  том  числе  патенты,  свидетельства,  другие  охранные  документы,
договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
     Исключительные права   на   товарный  знак  и  знак  обслуживания
относятся к нематериальным активам,  первоначальная стоимость  которых
определяется как сумма расходов на приобретение (создание) и доведение
до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением
сумм   налогов,  учитываемых  в  составе  расходов  в  соответствии  с
Кодексом, в частности, расходов по экспертизе заявленного обозначения,
расходов непосредственно по регистрации товарных знаков.
     Основания для предоставления правовой охраны  товарного  знака  в
Российской Федерации определены в ст. 2 Закона Российской Федерации от
23.09.92  N  3520-1  "О  товарных  знаках,   знаках   обслуживания   и
наименованиях  мест  происхождения  товаров".  Исходя  из п.  1 данной
статьи  такая  охрана  предоставляется  на  основании  государственной
регистрации  товарного  знака.  Иными словами,  факт регистрации знака
имеет правоустанавливающий характер.
     Таким образом,   в   том   случае,   если  расходы,  связанные  с
приобретением  и  оформлением  прав  на   товарные   знаки   и   знаки
обслуживания,  осуществлены налогоплательщиком,  а Роспатентом принято
решение об отказе в их регистрации, указанные нематериальные активы не
принимаются  к  учету,  а  данные  расходы по п.  49 ст.  270 НК РФ не
учитываются в целях налогообложения прибыли и не  уменьшают  налоговую
базу,  так как не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ в связи
с  тем,  что  являются  экономически  не  оправданными  и  не   влекут
извлечение дохода для организации.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин

14 ноября 2002 г.
N 26-12/55328