ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИХ СТРУКТУРЫ И ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТ РФ 7 мая 2003 г. N 264 (НТЦС) В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии. 2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2003 г. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 7 мая 2003 г. N 264 УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 264 Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии Раздел I. Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств 1. Базовые ставки страховых тарифов -------------------------------------------------------------------------------- | Тип транспортного средства | Базовая | Базовая | | | ставка | ставка | | | страхового | страхового | | | тарифа в | тарифа (ТБ) | | | процентах | в рублях | | | от | | | | страховой | | | | суммы (400 | | | | тыс.рублей) | | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | Легковые автомобили: | | | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | юридических лиц | 0,59375 | 2375 | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | физических лиц | 0,495 | 1980 | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | Прицепы к легковым автомобилям | 0,09875 | 395 | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | Такси (в том числе маршрутные) | 0,74125 | 2965 | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | Грузовые автомобили: | | | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | грузоподъемностью до 10 т | 0,50625 | 2025 | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | грузоподъемностью свыше 10 т | 0,81 | 3240 | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | Прицепы к грузовым автомобилям | 0,2025 | 810 | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | Автобусы с числом мест сидения | 0,405 | 1620 | | до 20 | | | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | Автобусы с числом мест сидения свыше 20 | 0,50625 | 2025 | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | Троллейбусы | 0,405 | 1620 | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | Трамваи | 0,2525 | 1010 | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | Тракторы, самоходные дорожно-строительные и | 0,30375 | 1 215 | | иные машины | | | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | Прицепы к тракторам, самоходным | 0,07625 | 305 | | дорожно-строительным и иным машинам | | | |-------------------------------------------------|-------------|--------------| | Мотоциклы и мотороллеры | 0,30375 | 1 215 | -------------------------------------------------------------------------------- 2. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства ----------------------------------------------------------------------- | | Коэффициент | Коэффициент | | | (КТ) для | (КТ) для | | | транспортных | тракторов, | | | средств, за | самоходных | | | исключением | дорожно - | | | тракторов, | строительных | | | самоходных | и иных | | | дорожно - | машин и | | | строительных и | прицепов к | | | иных машин и | ним | | | прицепов к ним | | |------------------------------------|-----------------|--------------| | Место жительства (нахождения) | | | | собственника транспортного | | | | средства: | | | |------------------------------------|-----------------|--------------| | г. Москва | 2 | 1,2 | |------------------------------------|-----------------|--------------| | г. Санкт-Петербург, | 1,8 | 1 | | Московская область: | | | | Балашихинский, Домодедовский, | | | | Истринский, Ленинский, | | | | Люберецкий, Мытищинский, | | | | Одинцовский, Пушкинский, | | | | Раменский, Солнечногорский, | | | | Химкинский и Щелковский районы | | | |------------------------------------|-----------------|--------------| | Ленинградская область, | 1,6 | 1 | | Московская область: | | | | Волоколамский, Воскресенский, | | | | Дмитровский, Егорьевский, | | | | Зарайский, Каширский, Клинский, | | | | Коломенский, Красногорский, | | | | Лотошинский, Луховицкий, | | | | Можайский, Наро-Фоминский, | | | | Ногинский, Озерский, Орехово- | | | | Зуевский, Павлово-Посадский, | | | | Подольский, Рузский, Сергиево- | | | | Посадский, Серебряно-Прудский, | | | | Серпуховский, Ступинский, | | | | Талдомский, Чеховский, Шатурский | | | | и Шаховский районы | | | |------------------------------------|-----------------|--------------| | гг. Астрахань, Барнаул, Брянск, | 1,3 | 0,8 | | Владивосток, Волгоград, Воронеж, | | | | Екатеринбург, Иваново, Ижевск, | | | | Иркутск, Казань, Калининград, | | | | Кемерово, Киров, Краснодар, | | | | Красноярск, Курск, Липецк, | | | | Магнитогорск, Набережные Челны, | | | | Нижний Новгород, Новокузнецк, | | | | Новосибирск, Омск, Оренбург, | | | | Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, | | | | Рязань, Самара, Саратов, Тверь, | | | | Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, | | | | Ульяновск, Уфа, Хабаровск, | | | | Чебоксары, Челябинск, Ярославль | | | |------------------------------------|-----------------|--------------| | гг. Абакан, Азов, Александров, | 1 | 0,8 | | Алексин, Альметьевск, Амурск, | | | | Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, | | | | Апатиты, Арзамас, Армавир, | | | | Арсеньев, Артем, Архангельск, | | | | Асбест, Ачинск, Балаково, | | | | Балахна, Балашов, Батайск, | | | | Белгород, Белебей, Белово, | | | | Белогорск, Белорецк, | | | | Белореченск, Бердск, Березники, | | | | Березовский, Бийск, Биробиджан, | | | | Благовещенск, Бор, Борисоглебск, | | | | Боровичи, Братск, Бугульма, | | | | Бугуруслан, Буденновск, Бузулук, | | | | Буйнакск, Великие Луки, Великий | | | | Новгород, Верхняя Пышма, Верхняя | | | | Салда, Владикавказ, Владимир, | | | | Волгодонск, Волжск, Волжский, | | | | Вологда, Волхов, Вольск, | | | | Воркута, Воткинск, Выкса, Вышний | | | | Волочек, Вязьма, Геленджик, | | | | Георгиевск, Глазов, Горно- | | | | Алтайск, Губкин, Гуково, Гусь- | | | | Хрустальный, Дербент, Дзержинск, | | | | Димитровград, Ейск, Елабуга, | | | | Елец, Ессентуки, Ефремов, | | | | Железногорск, Заречный, Заринск, | | | | Зеленогорск, Зеленодольск, | | | | Златоуст, Инта, Искитим, Ишим, | | | | Ишимбай, Йошкар-Ола, Калуга, | | | | Каменск-Уральский, Каменск- | | | | Шахтинский, Камышин, Канаш, | | | | Канск, Каспийск, Кимры, Кинешма, | | | | Кирово-Чепецк, Киселевск, | | | | Кисловодск, Клинцы, Ковров, | | | | Когалым, Комсомольск-на-Амуре, | | | | Копейск, Кострома, Котлас, | | | | Краснокаменск, Краснокамск, | | | | Краснотурьинск, Кропоткин, | | | | Крымск, Кстово, Кузнецк, | | | | Куйбышев, Кумертау, Кунгур, | | | | Курган, Курганинск, Кызыл, | | | | Лабинск, Лениногорск, Ленинск- | | | | Кузнецкий, Лесной, Лесосибирск, | | | | Ливны, Лиски, Лысьва, Магадан, | | | | Майкоп, Малгобек, Махачкала, | | | | Междуреченск, Мелеуз, Миасс, | | | | Минеральные Воды, Минусинск, | | | | Михайловка, Михайловск, | | | | Мичуринск, Мончегорск, Мурманск, | | | | Муром, Мценск, Назарово, | | | | Назрань, Нальчик, Находка, | | | | Невинномысск, Нерюнгри, | | | | Нефтекамск, Нефтеюганск, | | | | Нижневартовск, Нижнекамск, | | | | Нижний Тагил, Новоалтайск, | | | | Новокуйбышевск, Новомосковск, | | | | Новороссийск, Новотроицк, | | | | Новоуральск, Новочебоксарск, | | | | Новочеркасск, Новошахтинск, | | | | города и населенные пункты с | 0,6 | 0,6 | | численностью от 10 до 50 тыс. | | | | человек включительно | | | |------------------------------------|-----------------|--------------| | прочие населенные пункты | 0,4 | 0,4 | ----------------------------------------------------------------------- 3. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства) в период действия предыдущих договоров обязательного страхования -------------------------------------------------------------------------------------------- | Класс на | Коэффициент | Класс по окончании срока страхования с учетом | | начало | (КБМ) | наличия страховых случаев по вине страхователя | | срока | | | | страхования | | | |--------------|-------------|-------------------------------------------------------------| ---- | | | 0 страховых | 1 | 2 | 3 | 4 | | | | выплат | страховая | страховые | страховые | страховые | | | | | выплата | выплаты | выплаты | выплаты | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | М | 2,45 | 0 | М | М | М | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 0 | 2,3 | 1 | М | М | М | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М | |--------------|-------------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------| ---- | 13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М | -------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание. При заключении договора обязательного страхования страхователю (владельцу транспортного средства) присваивается класс в зависимости от частоты страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства). При заключении договора обязательного страхования впервые страхователю (владельцу транспортного средства) присваивается класс 3. В зависимости от числа страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования по вине страхователя (владельца транспортного средства), при заключении с ним договора обязательного страхования на новый срок применяется повышающий коэффициент страхового тарифа с присвоением более низкого класса, вплоть до самого низкого - М, либо с учетом безаварийной эксплуатации транспортного средства и при отсутствии страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства), - понижающий коэффициент с присвоением более высокого класса. 4. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя ---------------------------------------------------------------------- | | Коэффициент | | | (КВС) | |--------------------------------------------------|-----------------| | Возраст и стаж водителя, | | | указанные в страховом полисе: | | |--------------------------------------------------|-----------------| | до 22 лет включительно со стажем вождения | 1,3 | | до 2 лет включительно | | |--------------------------------------------------|-----------------| | до 22 лет включительно со стажем вождения | 1,2 | | свыше 2 лет | | |--------------------------------------------------|-----------------| | от 22 лет и старше со стажем вождения до 2 | 1,15 | | лет включительно | | |--------------------------------------------------|-----------------| | от 22 лет и старше со стажем вождения свыше | 1 | | 2 лет | | ---------------------------------------------------------------------- 5. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством ---------------------------------------------------------------------- | | Коэффициент | | | (КО) | |--------------------------------------------------|-----------------| | Договор обязательного страхования | 1 | | предусматривает ограничение количества лиц, | | | допущенных к управлению транспортным | | | средством | | |--------------------------------------------------|-----------------| | Договор обязательного страхования не | 1,5 | | предусматривает ограничения количества лиц, | | | допущенных к управлению транспортным | | | средством | | ---------------------------------------------------------------------- 6. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля, такси (в том числе маршрутного) ---------------------------------------------------------------------- | | Коэффициент (Км) | |--------------------------------------|-----------------------------| | Мощность двигателя (л.с.): | | |--------------------------------------|-----------------------------| | до 50 включительно | 0,5 | |--------------------------------------|-----------------------------| | свыше 50 до 70 включительно | 0,7 | |--------------------------------------|-----------------------------| | свыше 70 до 95 включительно | 1 | |--------------------------------------|-----------------------------| | свыше 95 до 120 включительно | 1,3 | |--------------------------------------|-----------------------------| | свыше 120 до 160 включительно | 1,5 | |--------------------------------------|-----------------------------| | свыше 160 до 200 включительно | 1,7 | |--------------------------------------|-----------------------------| | свыше 200 | 1,9 | ---------------------------------------------------------------------- 7. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства ---------------------------------------------------------------------- | | Коэффициент (КС) | |----------------------------------------|---------------------------| | Период использования транспортного | | | средства: | | |----------------------------------------|---------------------------| | 6 месяцев | 0,7 | |----------------------------------------|---------------------------| | 7 месяцев | 0,8 | |----------------------------------------|---------------------------| | 8 месяцев | 0,9 | |----------------------------------------|---------------------------| | 9 месяцев | 0,95 | |----------------------------------------|---------------------------| | более 9 месяцев | 1 | ---------------------------------------------------------------------- 8. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от срока страхования ---------------------------------------------------------------------- | | Коэффициент (КП) | |-------------------------------|------------------------------------| | Срок страхования: | | |-------------------------------|------------------------------------| | 15 дней | 0,2 | |-------------------------------|------------------------------------| | 1 месяц | 0,3 | |-------------------------------|------------------------------------| | 2 месяца | 0,4 | |-------------------------------|------------------------------------| | 3 месяца | 0,5 | |-------------------------------|------------------------------------| | 4 месяца | 0,6 | |-------------------------------|------------------------------------| | 5 месяцев | 0,65 | |-------------------------------|------------------------------------| | 6 месяцев | 0,7 | ---------------------------------------------------------------------- 9. При наличии нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", применяется коэффициент страхового тарифа (КН) - 1,5. Раздел II. Структура страхового тарифа (процентов) ---------------------------------------------------------------------- | Брутто-ставка (ставка страховой премии с единицы | 100 | | страховой суммы) | | |--------------------------------------------------------|-----------| | Нетто-ставка (часть брутто-ставки, предназначенная | 77 | | для обеспечения текущих страховых выплат по | | | договорам обязательного страхования) | | |--------------------------------------------------------|-----------| | Резервы компенсационных выплат - всего | 3 | | в том числе: | | |--------------------------------------------------------|-----------| | резерв гарантий | 1 | |--------------------------------------------------------|-----------| | резерв текущих компенсационных выплат | 2 | |--------------------------------------------------------|-----------| | Расходы на осуществление обязательного страхования | 20 | | гражданской ответственности владельцев | | | транспортных средств | | ---------------------------------------------------------------------- Раздел III. Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии 1. Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договорам обязательного страхования гражданской ответственности (Т) ---------------------------------------------------------------------- | Тип транспортного средства | Формула | |--------------------------------|-----------------------------------| | Легковые автомобили, такси | Т=ТБхКТхКБМхКВСхКОхКМхКСхКПхКН | | (в том числе маршрутные) | | |--------------------------------|-----------------------------------| | Грузовые автомобили | Т=ТБхКТхКБМхКВСхКОхКСхКПхКН | |--------------------------------|-----------------------------------| | Прицепы к легковым и грузовым | Т=ТБхКТхКС | | автомобилям, тракторам, | | | самоходным дорожно-строительным| | | и иным машинам | | |--------------------------------|-----------------------------------| | Автобусы, троллейбусы, | Т=ТБхКТхКБМхКВСхКОхКСхКПхКН | | трамваи, тракторы, самоходные | | | дорожно-строительные и иные | | | машины, | | | мотоциклы и мотороллеры | | ---------------------------------------------------------------------- 2. При обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, для расчета страховой премии применяются коэффициенты со следующими значениями: КТ - 2; КБМ - 1; КВС - 1,3; КО - 1; КМ - определяется в соответствии с пунктом 6 раздела I настоящего документа; КС - 1; КП - определяется в соответствии с пунктом 8 раздела I настоящего документа (применяется также при обязательном страховании на срок следования к месту регистрации транспортного средства). 3. Коэффициент (КН) применяется страховщиками при заключении или продлении срока действия договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" действий (бездействии). 4. Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базовой ставки страхового тарифа, скорректированной в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициента, предусмотренного пунктом 9 раздела I настоящего документа, - ее 5-кратного размера. |