СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ СОГЛАШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (Д) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 10 декабря 1962 года) 1. Статья 57 Устава Организации Объединенных Наций предусматривает, что специализированные учреждения, созданные в результате межправительственных соглашений и облеченные широкой международной, определенной в их учредительных актах ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях, должны быть связаны с Организацией Объединенных Наций. 2. Статья X и подпункт 5 пункта B статьи IV Устава Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры предусматривают, что настоящая Организация должна связаться с Организацией Объединенных Наций возможно скорее в качестве одного из специализированных учреждений, упомянутых в статье 57 Устава Организации Объединенных Наций, для консультирования Организации Объединенных Наций по просветительным, научным и культурным аспектам вопросов, в которых Организация Объединенных Наций заинтересована. Ввиду этого, Организация Объединенных Наций и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры пришли к нижеследующему Соглашению: Статья I Организация Объединенных Наций признает Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) специализированным учреждением, ответственным за проведение таких мероприятий, которые необходимы в соответствии с ее Уставом для достижения изложенных в нем целей. Статья II Взаимное представительство 1. Представители Организации Объединенных Наций приглашаются присутствовать на заседаниях Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и ее комитетов, Исполнительного совета и его комитетов, а также на общих, региональных или иных специальных совещаниях, которые могут быть созваны Организацией, и принимать участие без права голоса в работе этих органов. 2. Представители Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры приглашаются присутствовать на заседаниях Экономического и Социального Совета и его комиссий и комитетов и принимать участие без права голоса в обсуждении этими органами пунктов повестки дня, относящихся к вопросам образования, науки и культуры. 3. Представители Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры приглашаются присутствовать на заседаниях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в качестве консультантов по вопросам образования, науки и культуры. 4. Представители Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры приглашаются присутствовать на заседаниях главных комитетов Генеральной Ассамблеи, когда обсуждаются вопросы образования, науки и культуры, и принимать участие без права голоса в таких дискуссиях. 5. Представители Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры приглашаются присутствовать на заседаниях Совета по Опеке и принимать участие без права голоса в обсуждении им пунктов повестки дня, относящихся к вопросам образования, науки и культуры. 6. Письменные сообщения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры рассылаются в надлежащем порядке Секретариатом Организации Объединенных Наций всем членам Генеральной Ассамблеи, Совета и его комиссий и Совета по Опеке. Статья III Включение пунктов в повестку дня По проведении необходимых предварительных консультаций Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры включает в повестку дня Генеральной конференции или Исполнительного совета вопросы, предложенные ей Организацией Объединенных Наций. Равным образом Совет и его комиссии и Совет по Опеке включают в свои повестки дня вопросы, предложенные Генеральной конференцией или Исполнительным советом Организации. Статья IV Рекомендации Организации Объединенных Наций 1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, учитывая обязательство Организации Объединенных Наций способствовать достижению целей, изложенных в статье 55 Устава, равно как и функции и полномочия Совета предпринимать, в соответствии со статьей 62 Устава, исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации соответствующим специализированным учреждениям и учитывая также обязательство Организации Объединенных Наций делать, в соответствии со статьями 58 и 63 Устава, рекомендации по согласованию политики и деятельности таких специализированных учреждений, обязуется принимать меры к представлению в кратчайший срок надлежащему органу Организации всех официальных рекомендаций, которые Организация Объединенных Наций может ему сделать. 2. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуется консультироваться с Организацией Объединенных Наций, по просьбе последней, по вопросам, связанным с такими рекомендациями, а также в должное время представлять Организации Объединенных Наций доклады о мерах, принятых Организацией или ее членами для проведения в жизнь таких рекомендаций, или о других результатах их рассмотрения. 3. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры подтверждает свое намерение сотрудничать в проведении всех дальнейших мероприятий, которые могут потребоваться для полного согласования деятельности специализированных учреждений и Организации Объединенных Наций. В частности, она обязуется принимать участие и оказывать содействие в работе любого органа или органов, которые могут быть созданы Советом для облегчения такой согласованности, а также представлять информацию, которая может потребоваться для достижения этой цели. Статья V Обмен информацией и документами 1. С соблюдением мер предосторожности, необходимых для обеспечения секретности конфиденциальных материалов, Организация Объединенных Наций и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры производят между собой по возможности наиболее полный и быстрый обмен информацией и документами. 2. Не нарушая общих положений, изложенных в пункте 1: a) Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуется представлять Организации Объединенных Наций периодические доклады относительно своей деятельности; b) с соблюдением условий, изложенных в статье XVII, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуется удовлетворять возможно полнее все запросы, с которыми Организация Объединенных Наций может к ней обратиться, относительно представления специальных докладов, исследований или информации; c) Генеральный секретарь консультируется с Генеральным директором, по просьбе последнего, относительно предоставления Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры информации, которая представляет для нее особый интерес. Статья VI Информация Ввиду того, что в функции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, определенные в пунктах 2 "a" и "c" статьи I Устава, входит сотрудничество в деле расширения взаимного ознакомления и понимания между народами путем использования всех средств массовой информации и в целях согласования деятельности Организации в этой области с работой Департамента информации Организации Объединенных Наций, дополнительное соглашение заключается возможно скорее по вступлении в силу настоящего Соглашения. Статья VII Содействие Совету Безопасности Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуется сотрудничать с Экономическим и Социальным Советом в представлении информации и в оказании содействия, требуемых Советом Безопасности, включая содействие в выполнении постановлений Совета Безопасности, направленных на поддержание или восстановление международного мира и безопасности. Статья VIII Содействие Совету по Опеке Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуется сотрудничать с Советом по Опеке в отправлении им его функций, в частности, обязуется оказывать ему возможно полное содействие, о котором Совет по Опеке может просить, в отношении вопросов, касающихся Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Статья IX Несамоуправляющиеся территории По вопросам, касающимся благосостояния и развития народов несамоуправляющихся территорий, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуется сотрудничать с Организацией Объединенных Наций в проведении в жизнь принципов и обязательств, изложенных в главе XI Устава. Статья X Взаимоотношения с Международным Судом 1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуется предоставлять Международному Суду любую информацию, которую он может запросить на основе статьи 34 Статута Суда. 2. Генеральная Ассамблея уполномочивает Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обращаться к Международному Суду за консультативными заключениями по юридическим вопросам, возникающим в пределах ее компетенции, за исключением вопросов, касающихся ее взаимоотношений с Организацией Объединенных Наций и специализированными учреждениями. 3. Эти запросы могут направляться Международному Суду либо Генеральной конференцией, либо Исполнительным советом с согласия Генеральной конференции. 4. Обращаясь к Международному Суду за консультативным заключением, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры одновременно уведомляет об этом Экономический и Социальный Совет. Статья XI Региональные отделения Все региональные или местные отделения, которые могут быть учреждены Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, тесно сотрудничают, насколько это представляется целесообразным, с региональными или местными отделениями, которые могут быть учреждены Организацией Объединенных Наций. Статья XII Персонал 1. Организация Объединенных Наций и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры признают, что с точки зрения эффективной административной координации в дальнейшем желательно установить единую унифицированную систему международной гражданской службы. С этой целью обе организации обязуются выработать общие нормы, методы и мероприятия, касающиеся персонала, с тем чтобы избежать существенных различий в условиях и оплате труда, а также конкуренции при подборе персонала и облегчить взаимный обмен персоналом в целях наилучшего его использования. 2. Организация Объединенных Наций и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуются возможно полнее сотрудничать для достижения этих целей, в частности, обязуются: a) совместно обсудить вопрос об учреждении комиссии по международной гражданской службе для консультирования по вопросам о способах обеспечения общих норм комплектования персонала для секретариатов Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений; b) в целях достижения возможно большего единообразия совещаться друг с другом относительно других вопросов, касающихся подбора должностных лиц и персонала, включая условия службы, продолжительность назначений, служебные категории, ставки окладов и надбавок, право на выход в отставку и право на пенсию, а также положения и правила о персонале; c) сотрудничать в деле взаимного обмена персоналом на временной или постоянной основе, предусматривая при этом сохранение прав старшинства и права на пенсию; d) сотрудничать в создании и работе соответствующего аппарата для разрешения споров, возникающих в связи с условиями работы персонала и связанными с этим вопросами. Статья XIII Пропуска Должностным лицам Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры предоставляется право пользоваться пропусками Организации Объединенных Наций в соответствии с особыми соглашениями, которые будут заключены между Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и уполномоченным на то компетентным органом Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Статья XIV Статистическая служба 1. Организация Объединенных Наций и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуются стремиться к тесному сотрудничеству, к устранению нежелательного дублирования работы и к наиболее эффективному использованию своего технического персонала в области сбора, анализа, публикования и распространения статистической информации. Они обязуются объединить свои усилия в целях обеспечения максимальной пригодности и использования статистической информации и облегчения бремени, лежащего на национальных правительствах и других организациях, от которых такая статистическая информация может быть получена. 2. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры признает Организацию Объединенных Наций центральным учреждением для сбора, анализа, публикования, стандартизации и улучшения статистических данных, используемых международными организациями для целей общего характера. 3. Организация Объединенных Наций признает Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры надлежащим учреждением для сбора, анализа, публикования, стандартизации и улучшения статистических данных в своей специальной области, что не ограничивает права Организации Объединенных Наций заниматься статистической работой в той же области, поскольку такая работа может оказаться необходимой для ее собственных целей или для улучшения статистических методов во всем мире. 4. Организация Объединенных Наций вырабатывает административные правила и процедуру, посредством которых может быть осуществлено плодотворное сотрудничество в области статистики между Организацией Объединенных Наций и поставленными с нею в связь учреждениями. 5. Признается желательным, чтобы работа по сбору статистических сведений не дублировалась Организацией Объединенных Наций или каким-либо специализированным учреждением в тех случаях, когда какая-либо организация может использовать статистическую информацию и материалы, которыми уже располагает другая. 6. В целях создания центра статистической информации, предназначенного для общего пользования, предусматривается, что все данные, поступающие в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры для включения в ее основные статистические ряды или специальные доклады, должны, насколько это возможно, предоставляться в распоряжение Организации Объединенных Наций. Статья XV Административные и технические службы 1. В целях достижения административного и технического единообразия и наиболее эффективного использования персонала и средств Организация Объединенных Наций и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры признают желательным избегать, насколько возможно, учреждения и содержания конкурирующих между собой или частично дублирующих друг друга служб Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений. 2. В соответствии с этим Организация Объединенных Наций и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуются консультироваться друг с другом относительно учреждения и использования общих административных и технических служб в дополнение к тем, которые предусмотрены в статьях XII, XIV и XVI, в той мере, в которой учреждение и использование таких служб может время от времени признаваться целесообразным и необходимым. 3. Организация Объединенных Наций и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры устанавливают определенный порядок регистрации и депонирования официальных документов. Статья XVI Бюджетные и финансовые мероприятия 1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры признает желательность установления тесных бюджетных и финансовых взаимоотношений с Организацией Объединенных Наций, с тем чтобы административная деятельность Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений осуществлялась наиболее эффективно и экономно и чтобы были максимально обеспечены координация и единообразие в этой области. 2. Организация Объединенных Наций и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуются возможно полнее сотрудничать для достижения этих целей, в частности, консультироваться друг с другом относительно желательности принятия соответствующих мер для включения бюджета Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в общий бюджет Организации Объединенных Наций. Все меры такого рода определяются дополнительным соглашением между этими двумя организациями. 3. Впредь до заключения такого соглашения нижеследующие положения определяют бюджетные и финансовые взаимоотношения Организации Объединенных Наций и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры: a) при составлении своего бюджета Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры консультируется с Организацией Объединенных Наций; b) Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуется направлять ежегодно Организации Объединенных Наций проект бюджета одновременно с направлением его своим членам. Генеральная Ассамблея рассматривает бюджет или проект бюджета Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и может делать ей рекомендации по любому пункту или пунктам бюджета; c) представителям Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры предоставляется право принимать участие без права голоса в прениях Генеральной Ассамблеи или любого ее комитета во всех случаях, когда рассматривается бюджет Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры или касающиеся ее общие вопросы административного или финансового характера; d) Организация Объединенных Наций может взять на себя сбор взносов от тех членов Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которые состоят также членами Организации Объединенных Наций, в соответствии с положениями, которые могут быть установлены последующим соглашением между Организацией Объединенных Наций и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры; e) Организация Объединенных Наций как по собственной инициативе, так и по предложению Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, предпринимает изучение других финансовых и фискальных вопросов, представляющих интерес для Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и других специализированных учреждений, в целях учреждения общих служб и обеспечения единообразия в таких вопросах; f) Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуется придерживаться, насколько это возможно, единообразной практики и формы, рекомендованных Организацией Объединенных Наций. Статья XVII Финансирование специальных служб 1. В тех случаях, когда Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры необходимо произвести крупные дополнительные расходы по составлению специальных докладов, проведению исследований или оказанию иного содействия, за которым Организация Объединенных Наций может к ней обратиться в соответствии со статьями VI, VII или VIII или с другими положениями настоящего Соглашения, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и Организация Объединенных Наций консультируются между собой в целях наиболее справедливого распределения таких расходов. 2. Равным образом Организация Объединенных Наций и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры консультируются друг с другом с целью выработки надлежащих соглашений для покрытия расходов по центральным административным, техническим или фискальным службам и прочей специальной помощи, оказываемой Организацией Объединенных Наций. Статья XVIII Соглашения между учреждениями Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обязуется информировать Совет о характере и объеме всех официальных соглашений между Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и другими специализированными учреждениями или межправительственными организациями, в частности, обязуется информировать о том Совет до заключения таких соглашений. Статья XIX Связь 1. Организация Объединенных Наций и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры принимают вышеизложенные положения, считая, что эти положения будут способствовать поддержанию эффективной связи между обеими организациями. Они подтверждают свое намерение принимать все дальнейшие меры, которые могут оказаться необходимыми для того, чтобы сделать эту связь вполне эффективной. 2. Мероприятия по упрочению связи, предусмотренные в предшествующих статьях настоящего Соглашения, применяются в той мере, в какой это целесообразно, к отношениям между всеми местными и региональными отделениями, которые могут быть учреждены обеими организациями, а также к отношениям между их центральными управлениями. Статья XX Выполнение Соглашения В целях выполнения настоящего Соглашения Генеральный секретарь и Генеральный директор могут входить в дополнительные соглашения, признанные желательными в свете опыта работы обеих организаций. Статья XXI Пересмотр Настоящее Соглашение пересматривается по обоюдному согласию Организации Объединенных Наций и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и подлежит пересмотру не позднее чем через три года после вступления Соглашения в силу. Статья XXII Вступление в силу Настоящее Соглашение вступает в силу по утверждении его Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. |