Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РФ 17 апреля 2002 г. N 259 (ФПС) В целях приведения правовых актов ФПС России в соответствие с федеральным законодательством приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации и ведению учебного процесса в образовательных подразделениях Пограничной службы Российской Федерации. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление подготовки. Директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал-полковник К.В. Тоцкий 17 апреля 2002 г. N 259 УТВЕРЖДЕНА приказом Федеральной Пограничной службы Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 259 ИНСТРУКЦИЯ по организации и ведению учебного процесса в образовательных подразделениях (1) Пограничной службы Российской Федерации ---------------------------------------- (1) Под образовательными подразделениями в настоящей Инструкции понимаются учебные воинские части и подразделения Пограничной службы Российской Федерации (далее именуются - образовательные подразделения). I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Обучение военнослужащих в образовательных подразделениях представляет собой целенаправленную и соответствующим образом организованную систему ускоренного приобретения и совершенствования военнослужащими Пограничной службы Российской Федерации умений и навыков по необходимым для качественного комплектования войск, органов и организаций Пограничной службы Российской Федерации военно-учетным специальностям. Повышением образовательного уровня военнослужащих обучение в образовательных подразделениях не сопровождается. 2. Главными задачами обучения являются: удовлетворение потребностей Пограничной службы Российской Федерации в подготовленных военнослужащих необходимых военно-учетных специальностей; обеспечение профессионального роста военнослужащих на основе совершенствования имеющихся умений и навыков по военно-учетным специальностям; всестороннее и гармоничное развитие личности обучаемых, удовлетворение их потребностей в профессиональном, нравственном и физическом развитии. 3. Эффективность обучения достигается: неукоснительным выполнением требований законодательства Российской Федерации и правовых актов ФПС России; тщательной организацией, высокой интенсивностью проводимых мероприятий обучения и постоянным контролем за их ходом; полнотой выполнения программ подготовки; качеством комплектования (подбором и расстановкой в соответствии с уровнем профессиональной подготовленности) учебных воинских частей и подразделений офицерами, прапорщиками (мичманами) и сержантами (старшинами); систематическим совершенствованием офицерами, прапорщиками (мичманами) и сержантами (старшинами) образовательных подразделений своих профессиональных знаний, практических навыков и методического мастерства; постоянным внедрением в практику обучения личного состава передового служебно-боевого опыта, в том числе накопленного при участии в боевых действиях и выполнении задач в условиях чрезвычайного положения; качественной организацией соревнования за звание "Лучший специалист", "Лучшее подразделение", "Лучший учебный центр"; эффективным использованием передовых методик обучения и учебной материальнотехнической базы; поддержанием в образовательных подразделениях образцового внутреннего порядка, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни и быта, участием всех должностных лиц в реализации в ходе обучения мероприятий моральнопсихологического обеспечения, сочетанием высокой требовательности к обучаемым с соблюдением их прав и личного достоинства. 4. Система обучения является элементом единой системы боевой подготовки и представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных программ и стандартов подготовки по военно-учетным специальностям; реализующих их образовательных подразделений; органов управления. 5. Программы подготовки определяют организацию и содержание обучения по каждой военно-учетной специальности. В них определяются: перечень функциональных задач, которые должен быть готов выполнять военнослужащий Пограничной службы Российской Федерации в период исполнения своих должностных обязанностей; объем знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения каждой функциональной задачи; содержание учебных дисциплин, необходимых для подготовки специалиста по требуемой военно-учетной специальности. В Пограничной службе Российской Федерации в образовательных подразделениях реализуются программы: а) подготовки солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих военную службу по призыву и контракту; б) подготовки прапорщиков (мичманов); в) совершенствования командирской подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов); г) ускоренной подготовки офицеров тактического звена. 6. К образовательным подразделениям относятся: учебный центр (центрального подчинения, региональный, групповой, соединения, воинской части); школа сержантского состава (межрегиональная, региональная, в составе учебного центра); школа прапорщиков (мичманов) (центрального подчинения, межрегиональная, региональная, в составе учебного центра); курсы командирской подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) (центрального подчинения, региональные (групповые), в составе учебного центра, в составе военного образовательного учреждения высшего профессионального образования); курсы подготовки младших офицеров и другие образовательные подразделения данного уровня. Образовательные подразделения путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создают условия, необходимые для освоения обучаемыми программ подготовки по военно-учетным специальностям (далее именуются - программы подготовки). 7. Управление обучением осуществляется в результате скоординированной деятельности структурного подразделения ФПС России, имеющего соответствующие функции и полномочия, других заинтересованных структурных подразделений ФПС России и органов управления объединений, соединений и воинских частей, а также образовательных подразделений. 8. Подготовка солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих военную службу по призыву и контракту, в образовательных подразделениях включает: начальную подготовку (ее совершенствование), общевойсковую подготовку и обучение по специальности. Начальная подготовка (совершенствование начальной подготовки) заключается в приобретении или совершенствовании военнослужащими полученных до призыва на военную службу знаний и навыков в области обороны. Она осуществляется на занятиях по общественно-государственной, огневой, строевой и физической подготовке, общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации с момента прибытия пополнения и до начала периода обучения в нем. Продолжительность и содержание начальной подготовки определяет руководитель образовательного подразделения (непосредственный начальник руководителя образовательного подразделения), исходя из сроков прибытия пополнения. Общевойсковая подготовка заключается в изучении общевойсковых предметов обучения, знание которых необходимо военнослужащим всех военно-учетных специальностей. В ходе общевойсковой подготовки военнослужащие изучают уставы, курсы, наставления и руководства по служебно-боевой деятельности Пограничной службы Российской Федерации, вооружение, боевую и специальную технику; выполняют упражнения стрельб и метания ручных гранат; овладевают приемами и способами несения службы по защите и охране Государственной границы Российской Федерации в комплексе с другими общевойсковыми предметами обучения. Обучение по специальности заключается в освоении военнослужащими необходимого учебного материала по приобретаемым военно-учетным специальностям. В ходе подготовки обучаемые овладевают практическими навыками по определенной военно-учетной специальности. 9. Подготовка прапорщиков (мичманов) в образовательных подразделениях заключается в приобретении и совершенствовании обучаемыми умений и навыков, необходимых для выполнения обязанностей на должностях, замещение которых прапорщиками (мичманами), предусматривается правовыми актами ФПС России. 10. Совершенствование командирской подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) заключается в повышении уровня их практических умений и навыков по занимаемым должностям, развитии командирских качеств, а также приобретении офицерами дополнительных знаний, умений и навыков для замещения вышестоящих должностей. Она осуществляется на курсах командирской подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов). 11. Ускоренная подготовка офицеров заключается в приобретении военнослужащими на курсах подготовки младших офицеров минимального объема знаний, умений и навыков (в пределах практического выполнения функций и задач) для исполнения обязанностей военной службы на определенных должностях офицеров тактического звена. 12. Продолжительность обучения в мирное и военное время определяется военноучетной специальностью. В целях приближения подготовки военнослужащих к конкретным условиям служебно-боевой деятельности соответствующие начальники (командиры) Пограничной службы Российской Федерации имеют право корректировать обучение в пределах предоставленных им программами подготовки прав и полномочий. II. Учебный процесс 1. Организация учебного процесса 13. Основным видом деятельности образовательных подразделений является учебный процесс, представляющий собой совокупность организованных и целенаправленных активных совместных действий обучающих и обучаемых по овладению последними определенными знаниями, умениями и навыками по военно-учетной специальности. Учебный процесс включает: учебную и методическую работы, войсковую стажировку (практику) переменного состава, подготовку постоянного состава (2). ----------------------------------- (2) К постоянному составу относятся: руководящий, преподавательский (штатные преподаватели, офицеры и прапорщики (мичманы) подразделений курсантов), инженерно-технический и административно-хозяйственный состав; производственный и учебно-вспомогательный персонал (в т.ч. сержанты (старшины) подразделений курсантов), а также военнослужащие и гражданский персонал подразделений обеспечения и обслуживания. К переменному составу учебных воинских частей и подразделений относятся курсанты и слушатели. Курсантами являются военнослужащие, обучающиеся в учебном подразделении и не имеющие воинских званий офицеров. Слушателями являются офицеры, а также прапорщики (мичманы), обучающиеся на курсах командирской подготовки. Порядок комплектования должностей постоянного и переменного состава устанавливается правовыми актами Российской Федерации и ФПС России. 14. Учебный процесс организуется и проводится под непосредственным руководством начальника (командира) образовательного подразделения, осуществляющего свою деятельность самостоятельно и (или) через подчиненных должностных лиц. На соответствующих должностных лиц образовательного подразделения возлагается: организация и контроль учебной работы с переменным составом; организация и контроль методической работы с преподавательским составом; организация и контроль войсковой стажировки (практики) переменного состава; организация и контроль подготовки постоянного состава; учет и анализ успеваемости переменного и постоянного состава, выработка рекомендаций по их улучшению; всестороннее обеспечение учебного процесса; создание и совершенствование учебной материально-технической базы подготовки; контроль за использованием средств, выделяемых на обеспечение учебного процесса; организация и учет результатов соревнования на звание "Лучший специалист", "Лучшее подразделение", "Лучший учебный центр"; обобщение и распространение передового опыта обучения; анализ службы выпускников в войсках, органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, реализация поступающих предложений по улучшению качества их подготовки. 15. Качественное выполнение задач по подготовке военнослужащих в установленные сроки обеспечивает тщательная организация и контроль учебного процесса. Образовательное подразделение должно иметь руководящие и планирующие документы по подготовке, а так же разрабатывать и вести документы по организации учебного процесса и учету его результатов (приложение N 1 к настоящей Инструкции). 16. Подготовка военнослужащих должна носить практическую направленность и проводиться преимущественно в условиях, приближенных к служебно-боевой (служебной) деятельности войск, органов и организаций Пограничной службы Российской Федерации. В целях привития и закрепления практических навыков в учебном процессе должны широко применяться технические средства обучения. 2. Учебная работа 17. Учебная работа является важнейшей составной частью учебного процесса образовательного подразделения. Она включает организацию и проведение мероприятий обучения (учебных занятий, самостоятельной подготовки и др.), контроль качества подготовки обучаемых и итоговую аттестацию выпускников. 18. Определяющим звеном в организации учебной работы является согласованное по месту и времени планирование мероприятий обучения. Общий объем учебной работы курсантов и слушателей, включая самостоятельную подготовку, планируется, как правило, из расчета не более 51 учебного часа в неделю (общая продолжительность учебных занятий с преподавателем не более 6 часов в день), за исключением случаев, определенных законодательством Российской Федерации и правовыми актами ФПС России. Объем работы преподавательского состава определяется исходя из норм времени, отводимого для выполнения учебной и других видов работ, штатной численности образовательных подразделений, а также трудоемкости мероприятий, проводимых в соответствии с программами подготовки. Планирование объемов работ для конкретного преподавателя зависит от сложности читаемого им курса, его участия в учебной и методической работе, педагогического стажа и индивидуальных возможностей, а также контингента обучающихся. Общий объем годовой учебной работы, для различных категорий преподавательского состава, основные нормы времени устанавливаются в соответствии с правовыми актами ФПС России. Продолжительность учебного часа, как правило, составляет: для курсантов учебных центров, школ сержантского состава - 50 минут, для курсантов школ прапорщиков (мичманов), курсов подготовки младших офицеров и слушателей - 45 минут (допускается проведение занятий со слушателями без перерыва до 90 минут. Тактические (тактико-специальные) занятия и учения проводятся непрерывно). 19. К учебной работе в образовательных подразделениях могут привлекаться руководящий состав и специалисты войск, органов и организаций Пограничной службы Российской Федерации, в т.ч. органов управления объединений. 20. Основным планирующим документом учебной работы, определяющим содержание обучения по военно-учетным специальностям, является учебный план. Он разрабатывается на основе программ подготовки и исходя из сроков начала обучения в качестве дополнения к плану боевой подготовки (плану основных мероприятий по подготовке регионального управления, пограничной группы - для региональных (групповых) курсов командирской подготовки офицеров). Учебный план (приложение N 2 к настоящей Инструкции), как правило, состоит из следующих разделов: перечень военно-учетных специальностей и сроки обучения по ним, сводные данные по бюджету времени, план учебного процесса (перечень, объемы, последовательность изучения дисциплин, виды учебных занятий), график основных мероприятий учебного процесса, пояснения к учебному плану. Учебный план, исходя из специфики обучения различных категорий военнослужащих, может дополняться другими разделами. Изменения в учебные планы могут вноситься лицом, его утверждавшим, по представлению образовательного подразделения и по согласованию с соответствующим структурным подразделением ФПС России. 21 Планирующим документом также является расписание занятий. Расписание занятий составляется в учебных подразделениях еженедельно. В образовательных подразделениях, где осуществляется подготовка по нескольким военно-учетным специальностям, составляется сводное расписание занятий. В расписаниях занятий указываются: дата и время проведения занятий; предметы обучения, номера тем занятий и их краткое содержание, отрабатываемые нормативы; место проведения, руководитель, материальное обеспечение, руководства и пособия; отметка о выполнении учебных мероприятий. В сводных расписаниях занятий (приложение N 3 к настоящей Инструкции) отражается: обучаемые подразделения (военно-учетные специальности); дата проведения занятия и количество отводимого на него времени; предметы обучения и номера тем занятий; место проведения и руководитель.Форма расписания занятий устанавливается Управлением подготовки ФПС России. 22. Главной составной частью учебной работы является организация и проведение учебных занятий, в ходе которых непосредственно осуществляется подготовка военнослужащих по военно-учетным специальностям. 23. Обязательным документом, на основании которого проводится учебное занятие, является план (план-конспект) его проведения. Он составляется преподавателем в соответствии с рекомендациями учебно-методических материалов и утверждается непосредственным начальником накануне дня проведения занятия. Все планы (планы-конспекты) проведения занятий, а также другие учебные и методические материалы хранятся в образовательных подразделениях в течение всего периода обучения курсантов и слушателей. 24. На учебные занятия привлекаются все обучаемые в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 51, ст. 4931; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1298). Привлекать военнослужащих во время занятий для проведения (обеспечения) различных мероприятий, не связанных с учебным процессом, запрещается. В исключительных случаях, по приказу директора ФПС России или начальника регионального управления (пограничной, оперативной группы), они могут принимать участие в служебно-боевых действиях и борьбе со стихийными бедствиями. 25. Составной частью учебной работы является самостоятельная подготовка обучаемых. Она имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Самостоятельная подготовка организуется, методически обеспечивается и контролируется соответствующими начальниками (командирами) курсантов и слушателей методом самостоятельной работы (или под руководством преподавателей). Время для нее отводится распорядком дня (регламентом служебного времени) из расчета не более 15 учебных часов в неделю. Кроме того, для подготовки к зачетам и экзаменам учебным планом может из общего лимита времени на предмет обучения выделяться время на самостоятельную работу. Командование образовательных подразделений периодически осуществляет контроль организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей. Результаты контроля анализируются не реже одного раза в месяц. 26. Контроль качества подготовки военнослужащих организуется с целью получения объективной информации о степени подготовленности обучаемых и организации учебной работы. Он подразделяется на текущий и итоговый. По занятиям, предметам обучения, а также войсковым стажировкам (практикам) должна выставляться оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, зачтено, не зачтено). 27. Текущий контроль предназначен для проверки качества усвоения учебного материала и стимулирования работы обучаемых. Он может проводиться в ходе всех занятий в форме, избранной преподавателем. Текущий контроль, помимо преподавателей, может также осуществляться другими должностными лицами Пограничной службы Российской Федерации, которые наделены соответствующими правами и полномочиями. 28. Итоговый контроль предназначен для определения степени достижения учебных целей по предмету обучения (темы, раздела, курса) и проводится в форме контрольных и контрольно-проверочных занятий, зачетов, защиты войсковых стажировок (практик). Формы итогового контроля устанавливаются учебным планом. 29. Контрольные занятия организуются и проводятся, как правило, для проверки усвоения обучаемыми учебного материала по теме или разделам предмета обучения командованием и преподавательским составом образовательного подразделения, а также другими должностными лицами, наделенными соответствующими правами и полномочиями. 30. Контрольно-проверочные занятия проводятся для проверки усвоения обучаемыми (кроме курсантов школ прапорщиков (мичманов) и слушателей) всего объема учебного материала по предметам обучения, не выносимых на итоговую аттестацию. Они осуществляются создаваемой в образовательном подразделении комиссией. Комиссия назначается приказом соответствующего командира (начальника) образовательного подразделения (командира (начальника) соединения или воинской части, в состав которого входит образовательное подразделение). В состав комиссии назначаются офицеры управления (командование) и преподавательский состав образовательного подразделения. 31. Зачет служит формой проверки усвоения слушателями и курсантами школ прапорщиков (мичманов) учебного материала по предмету обучения в целом. Порядок, форма проведения зачета, а также материалы, разрабатываемые для проведения зачета, определяются командованием образовательного подразделения. Зачет принимается преподавателем, ведущим занятия по соответствующему предмету обучения. Результаты сдачи зачета объявляются курсанту (слушателю) сразу же по окончании ответа. 32. Результаты контроля преподавателями (другими должностными лицами, осуществлявшими контроль) отражаются в специальных журналах учета результатов обучения и используются для оперативного управления учебным процессом. В образовательных подразделениях (кроме школ прапорщиков (мичманов), курсов командирской подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов), а также курсов подготовки младших офицеров) учет осуществляется в журналах боевой подготовки. В школах прапорщиков (мичманов), на курсах командирской подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов), а также курсах подготовки младших офицеров результаты обучения отражаются в журналах учета занятий учебной группы (подразделения). 33. Итоговая аттестация выпускников имеет целью определить уровень полученных знаний и степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебных программ курсантами и слушателями образовательных учреждений. Она проводится в форме выпускных экзаменов. 34. Прием выпускных экзаменов осуществляется в объеме программы по 2-5 предметам обучения, определяющим специальность (в том числе для курсантов учебных центров - по 2-3 предметам общевойсковой подготовки). Выпускные экзамены проводятся на объектах учебной материально-технической базы путем решения задач, летучек, вводных, выполнения соответствующих упражнений (по отдельным военноучетным специальностям предусматривается выполнение наиболее сложных упражнений стрельб и вождения), нормативов, практических работ, ответов по билетам (устно или письменно). 35. Программа выпускных экзаменов, перечни вопросов, задач, упражнений и нормативов в экзаменационные билеты разрабатываются органом управления объединения (для образовательных подразделений центрального подчинения - структурными подразделениями ФПС России по направлениям деятельности), в объеме действующих программ подготовки, на основании предложений образовательных подразделений для каждой военно-учетной специальности отдельно и утверждаются председателем комиссии не позднее, чем за 10 суток до начала выпускных экзаменов. Количество экзаменационных билетов должно быть на 10 процентов больше числа экзаменующихся, а содержание билетов должно охватывать весь пройденный материал. 36. Выпускные экзамены принимаются комиссией в составе не менее трех человек, один из которых, как правило, является преподавателем, ведущим занятия по данному предмету обучения. Комиссия назначается приказом соответствующего старшего начальника (в образовательных подразделениях центрального подчинения - приказом ФПС России). В состав комиссии назначаются офицеры органов управления, по линии ответственности которых осуществляется подготовка по военно-учетным специальностям, и подразделений подготовки. Кроме того, решением директора ФПС России или его заместителей в состав комиссии могут быть включены офицеры из других объединений и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Председателем комиссии назначается один из заместителей начальника регионального управления, пограничной (оперативной) группы, командира соединения, воинской части или начальник отдела управления объединения (по линии подчиненности образовательного подразделения). Председатель и члены комиссии несут ответственность за организацию и проведение выпускных экзаменов, а также объективность их результатов. 37. До начала выпускных экзаменов с членами комиссии проводятся инструкторско-методические занятия по организации и методике проведения итоговой аттестации выпускников образовательных подразделений. Занятия проводятся под руководством председателя комиссии. 38. Командир образовательного подразделения до прибытия комиссии обязан: разработать и представить председателю комиссии предложения в программу выпускных экзаменов; подготовить доклад о состоянии учебного процесса и готовности образовательного подразделения к проведению выпускных экзаменов; организовать подготовку курсантов (слушателей) к выпускным экзаменам; организовать и провести с должностными лицами учебной воинской части (подразделения), участвующими в организации и проведении выпускных экзаменов, инструкторско-методические занятия; подготовить к экзаменам вооружение, технику и объекты учебной материальнотехнической базы; подготовить необходимые формы документов учета и отчетности по итогам выпускных экзаменов. 39. Комиссия прибывает в образовательное подразделение не позднее, чем за 1 сутки до начала выпускных экзаменов и начинает работу с заслушивания доклада командира (начальника) о состоянии учебного процесса, выполнении программ подготовки и готовности к выпускным экзаменам. Кроме того, члены комиссии обязаны: изучить полноту выполнения учебных планов, ведомости итогового контроля курсантов и слушателей по предметам, не выносимым на экзамены (комиссия имеет право выборочно перепроверить соответствие выставленных оценок по предметам обучения, не включенных в программу выпускных экзаменов, реальному уровню подготовки военнослужащих); проверить готовность учебной материально-технической базы к проведению итоговой аттестации; изучить программу выпускных экзаменов, определить, какими учебными пособиями (плакатами, схемами, макетами и т.д.) разрешается пользоваться при подготовке к ответу; проанализировать состояние правопорядка, работу командования образовательного подразделения по укреплению воинской дисциплины. 40. При приеме экзаменов (зачетов) экзаменующие должны руководствоваться следующими требованиями: иметь программу обучения, экзаменационную ведомость, экзаменационные билеты, иные материалы, требующие экзаменуемым при ответе; в аудитории должны одновременно находиться не более пяти экзаменующихся; не допускается замена заданий курсантам и слушателям (если они не могут ответить на вопросы, то выставляется оценка "неудовлетворительно"); на подготовку к ответу дается не менее 30 минут; ответы по отдельным вопросам, требующим практического выполнения, могут заслушиваться (контролироваться) одним членом комиссии (по указанию председателя); не допускается прерывать ответ курсанта или слушателя и задавать ему наводящие вопросы за исключением случаев, когда экзаменующийся не отвечает по существу вопроса; осуществлять контроль за ходом подготовки курсантов и слушателей к ответу (испытуемым, пользующимся на экзамене материалами и различного рода записями, не указанными в перечне разрешенных, выставляется оценка "неудовлетворительно"). 41. Практическая часть экзамена проводится на объектах приказарменной или полевой учебной материально-технической базы и организуется так, чтобы обеспечивалась возможность проверить умение курсантов и слушателей применять теоретические знания при решении практических задач по охране Государственной границы Российской Федерации, их умения и навыки работы с вооружением и техникой. 42. К выпускным экзаменам допускаются слушатели и курсанты, прошедшие полный курс обучения, получившие положительные оценки по предметам, не выносимым на экзамены, выполнившие согласно программы все упражнения стрельб, вождения и практические работы (задачи). Курсанты и слушатели, прошедшие полный курс обучения, но в связи с болезнью или по другим уважительным причинам не сдавшие выпускные экзамены в установленное время, сдают их комиссии, созданной командиром (начальником) образовательного подразделения (непосредственным начальником командира (начальника) образовательного подразделения). Результаты этих экзаменов в общей оценке за выпуск не учитываются. Факты досрочного выпуска обучаемых в образовательных подразделениях не допускаются, за исключением случаев, определяемых директором ФПС России. 43. Результаты итоговой аттестации и выпуска курсантов (слушателей) оформляются актом в двух экземплярах c приложением сводной ведомости. Первые экземпляры актов в 10-дневный срок направляются для анализа и обобщения результатов итоговой аттестации: образовательными подразделениями центрального подчинения - в структурные подразделения ФПС России по линии ответственности (после их утверждения передаются в Управление подготовки ФПС России); другими образовательными подразделениями - в подразделения подготовки объединений. Вторые экземпляры актов остаются в образовательном подразделении. Результаты итоговой аттестации по всем военно-учетным специальностям обобщаются в объединениях за первый и второй периоды обучения и направляются в Управление подготовки ФПС России к 15 июля и 15 декабря соответственно. 3. Методическая работа 44. Методическая работа является составной частью учебного процесса и одним из основных видов деятельности руководящего и преподавательского состава образовательных подразделений. Она организуется в целях совершенствования методики, повышения эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий, повышения профессионального мастерства преподавательского состава, совершенствования организации и обеспечения учебного процесса. 45. Повышение профессионального мастерства (методическая подготовка) преподавательского состава является одной из важнейших составляющих методической работы. К мероприятиям по повышению педагогического мастерства преподавательского состава относятся: учебно-методические сборы; методические совещания; методические (инструкторско-методические, инструктажи), показные занятия и другие учебные мероприятия с освещением вопросов методики обучения и воспитания. 46. Учебно-методические сборы в образовательном подразделении проводятся с преподавательским составом, а также с сержантами (старшинами) подразделений курсантов в подготовительный период под руководством командира (начальника) образовательного подразделения продолжительностью до 5 дней. План сбора утверждается старшим начальником за 10 дней до его проведения. На сборах подводятся итоги учебной и методической работы за учебный период, вырабатываются единые взгляды на методику проведения занятий, использование учебной материально-технической базы, определяются пути реализации требований руководящих документов, передового опыта обучения военнослужащих. 47. Методические совещания в образовательных подразделениях проводятся для решения конкретных вопросов по совершенствованию учебной и методической работы. Они организуются и проводятся соответствующими командирами (начальниками) с преподавательским составом: в учебном подразделении - ежемесячно; в учебной воинской части - 1-2 раза в период обучения. 48. Методические занятия направлены на совершенствование навыков преподавательского состава в организации и проведении обучения личного состава. Главное внимание при обучении обращается на правильный выбор и применение наиболее целесообразных форм, методов и приемов обучения, эффективное использование учебной материально-технической базы и учебного времени. 49. Совершенствование умений постоянного состава образовательных подразделений в организации и проведении учебных мероприятий может осуществляться в форме инструкторско-методических занятий и инструктажей. 50. Инструкторско-методические занятия проводятся старшими начальниками (командирами) с целью выработки единых рекомендаций по организации и методике проведения занятий по наиболее сложным и новым темам. Одновременно на них проверяется теоретическая и практическая подготовленность преподавателей к проведению занятий по данной теме, уточняются отдельные вопросы содержания темы и материальное обеспечение предстоящих занятий. Инструкторско-методические занятия проводятся, как правило, в конце предшествующей учебным занятиям недели. Продолжительность инструкторско-методического занятия зависит от тематики и категории обучаемых и может составлять 1-4 часа. 51. Инструктажи - это наиболее простая форма методической подготовки преподавательского состава образовательных подразделений. Они проводятся старшими начальниками заблаговременно, как правило, по темам, по которым не организуются инструкторско-методические занятия. Особое значение имеют инструктажи перед практическими мероприятиями обучения. Инструктажи проводятся, главным образом, во время утверждения планов (планов-конспектов) проведения учебных занятий. Основные методы инструктажа - объяснение, беседа, показ. В ходе них устанавливается степень готовности руководителя к проведению планируемого занятия, даются указания по его организации и методике проведения, а также рекомендуются наиболее эффективные приемы и способы обучения личного состава. Продолжительность инструктажа в зависимости от целей и условий его проведения может быть от нескольких минут до одного часа. 52. Показные занятия являются наиболее эффективной формой совершенствования методического мастерства преподавательского состава. Они организуются с целью установить единые взгляды на методику организации и проведения мероприятий обучения, показать наиболее целесообразные методы работы руководителей занятий, приемы и способы служебно-боевых действий войск и органов Пограничной службы Российской Федерации, применение вооружения и военной (специальной) техники в ходе служебно-боевой деятельности. Показные занятия проводятся по наиболее сложным темам учебных планов до начала их отработки с обучаемыми. Продолжительность показных занятий может составлять до 4 часов. 53. В образовательном подразделении по всем темам (наиболее сложным вопросам) учебных занятий готовятся методические разработки, разрабатываемые преподавательским составом (как индивидуальное задание в ходе самостоятельной подготовки) в целях достижения единства методики проведения мероприятий обучения. Методические разработки представляют собой совокупность учебных документов, определяющих содержание, порядок и методы проведения занятий. Они обычно включают планы (план-конспекты) проведения занятий с методическими указаниями и справочный материал. 54. Одним из приемов совершенствования методической подготовки руководителей занятий, используемых в учебном процессе образовательных подразделений, является утверждение планов (план-конспектов) проведения занятий. В ходе изучения планов (план-конспектов) и беседы с руководителем занятия старший начальник определяет степень личной подготовленности руководителя занятий, готовности обучаемых, материально-технического обеспечения проводимого занятия, дает рекомендации по совершенствованию методики его проведения. 55. Контроль учебных занятий является составной частью методической работы и проводится в целях определения методического и содержательного уровня проводимых занятий, степени достижения целей и уровня подготовки руководителя занятия. Он организуется на плановой основе и отражается в плане контроля за проведением учебных занятий образовательного подразделения (приложение N 4 к настоящей Инструкции). Планирование контроля должно обеспечить в ходе всего обучения периодическую проверку занятий, проводимых каждым преподавателем: в образовательных подразделениях соединений (воинских частей) - не реже одного раза в месяц; в других образовательных подразделениях - не реже одного раза в два месяца. 56. При контроле устанавливается и проверяется: степень подготовки руководителя занятий, обучаемых, места (района) проведения и материального обеспечения учебных занятий; их содержательный уровень; реализация воспитательного аспекта в обучении; методический уровень проведения занятий, в т.ч. эффективность использования учебного времени, различных примеров из служебно-боевой деятельности войск и органов Пограничной службы Российской Федерации, применение на занятиях активных форм и методов обучения; качество усвоения обучаемыми учебного материала, в т.ч. привития необходимых практических умений и навыков; эффективность использования учебной материально-технической базой; организованность, посещаемость и дисциплина обучаемых на занятии; состояние и ведение журналов учета. 57. В ходе осуществления контроля учебного занятия проверяющие руководствуются следующими требованиями: присутствовать на занятии от начала и до его окончания, не нарушая его организации и хода (не вмешиваться в работу руководителя занятия, вносить свои замечания, влиять на действия обучаемых, за исключением случаев нарушения мер безопасности); вести по ходу занятия соответствующие записи в листе контроля проводимого занятия (приложение N 5 к настоящей Инструкции); проводить с преподавателем разбор занятия с выработкой рекомендаций по улучшению методики его проведения, объявлением оценки за качество проведенного занятия; отражать выводы о качестве проведенного занятия в соответствующих журналах учета. 58. Оценка за качество проводимого учебного занятия слагается из оценок за подготовку и проведение занятия. В качестве методического приема для оценки каждого из разделов применяется система снижения оценки за качество проводимых учебных занятий, в соответствии с таблицей баллов снижения оценки за качество проводимых учебных занятий (приложение N 6 к настоящей Инструкции). 59. Методическая работа в войсках и органах Пограничной службы Российской Федерации организуется в учебных воинских частях, а также соединениях (воинских частях), в составе которых имеются образовательные подразделения. Кроме того, она организуется на курсах командирской подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов), подготовки младших офицеров. Центром методической работы в образовательных подразделениях является методический совет. Его деятельность осуществляется на основании приказа командира учебной воинской части или соединения (воинской части). Методическая работа проводится согласно плану, разрабатываемому на период обучения. В состав методического совета (3-5 человек) входят лучшие преподаватели образовательного подразделения, а также офицеры структурных подразделений управления соединения (воинской части). Методический совет возглавляется одним из заместителей командира соединения (воинской части). Заседания методического совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. На них рассматриваются вопросы организации и совершенствования учебного процесса, войсковой стажировки (практики) обучаемых, методики проведения занятий, разработки учебно-методических материалов и пособий. Заседания методического совета оформляются протоколами. В учебных центрах центрального, регионального и группового подчинения функции методического совета выполняют штабы (учебные части). Методические советы на региональных (групповых) курсах командирской подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) создаются в целях повышения педагогической квалификации преподавательского состава на основании приказа соответствующих начальников (командиров) и возглавляются заместителями начальников или лучшими преподавателями курсов. Работа методических советов планируется на учебный год. На курсах командирской подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) в составе военных образовательных учреждений высшего профессионального образования методическая работа проводится в соответствии с планами основных мероприятий данного образовательного учреждения на учебный год и месяц. Преподавательский состав курсов обязательно участвует во всех мероприятиях методической работы. 4. Войсковая стажировка (практика) переменного состава 60. Войсковая стажировка организуется в целях приобретения курсантами практических навыков в выполнении определенных должностных обязанностей по приобретаемой военно-учетной специальности. Стажировка проводится на соответствующих должностях в войсках, органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации. По отдельным предметам обучения в целях закрепления знаний и умений с учетом должностного предназначения обучающихся может организовываться практика (летная, учебная, производственная, ремонтная и др.). Продолжительность войсковой стажировки (практики) определяется учебными планами. 61. Образовательным подразделением совместно с вышестоящим органом управления разрабатывается программа проведения войсковой стажировки (практики). Программа должна предусматривать обязательное участие обучаемых во всех видах деятельности подразделения, в котором осуществляется проведение войсковой стажировки (практики). 62. Для руководства и контроля за работой курсантов назначаются руководители войсковой стажировки (практики) из числа преподавательского состава. Руководители войсковой стажировки (практики) по ее окончании представляют письменный отчет о выполнении программы начальнику (командиру) образовательного подразделения. 63. Ответственность за создание необходимых условий для проведения войсковой стажировки (практики) и выполнение программы курсантами образовательных подразделений несут командиры (начальники) воинских частей и соединений, в которых она проводится. Использование курсантов на должностях и работах, не связанных с выполнением программ войсковой стажировки (практики), не допускается. 64. Оценка за войсковую стажировку (практику) курсантам образовательных подразделений выставляется командирами (начальниками) тех подразделений, в которых они стажировались. Кроме того, по результатам войсковой стажировки (практики) этими же должностными лицами должны подготавливаться отзывы на курсантов и предложения по совершенствованию ее организации и методики. 5. Подготовка постоянного состава 65. Подготовка постоянного состава образовательных подразделений осуществляется в целях повышения уровня теоретических знаний, совершенствования профессиональных умений и навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к уровню подготовки специалистов. Подготовка постоянного состава направлена на: максимальное использование обучаемыми в ходе служебной деятельности новейших достижений теории и практики охраны Государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов; постоянное совершенствование форм, методов и средств обучения, а также внедрение передового опыта подготовки войск, органов и организаций Пограничной службы Российской Федерации в ходе учебного процесса; эффективное использование учебной материально-технической базы в целях качественной организации учебного процесса. 66. Подготовка постоянного состава образовательных подразделений осуществляется в соответствии с требованиями правовых актов ФПС России. Преподавательский состав образовательных подразделений совершенствует свои профессиональные знания, умения и навыки в ходе самостоятельной подготовки, подготовки к проведению учебных занятий и руководства войсковой стажировкой (практикой) курсантов. Кроме того, совершенствование профессионального мастерства осуществляется: преподавателей курсов командирской подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов), курсов подготовки младших офицеров, не имеющие достаточного педагогического опыта - в ходе стажировки на кафедрах военных образовательных учреждений высшего профессионального образования; преподавательского состава других образовательных подразделений - в ходе обучения на курсах командирской подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов). Особенности организации и методики проведения мероприятий обучения других категорий постоянного состава образовательных подразделений отражаются в соответствующих программах подготовки военнослужащих Пограничной службы Российской Федерации. III. Обеспечение учебного процесса. 67. Видами обеспечения учебного процесса являются научное, моральнопсихологическое, техническое и тыловое. Все виды обеспечения направлены на рост качественных параметров обучения военнослужащих по всем военно-учетным специальностям. 68. Научное обеспечение учебного процесса организуется в целях повышения научного уровня проводимых мероприятий обучения и осуществления дальнейшего развития исследований по проблемным вопросам деятельности Пограничной службы Российской Федерации. Научное обеспечение осуществляется в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и ФПС России. 69. Морально-психологическое обеспечение учебного процесса организуется в целях достижения устойчивого и управляемого морально-психологического состояния военнослужащих в ходе учебного процесса. Одним из важнейших мероприятий морально-психологического обеспечения учебного процесса является проведение ритуала выпуска обучаемых из образовательных подразделений. Выпуск курсантов и слушателей проводится в торжественной обстановке в ходе общего построения личного состава. После объявления приказа об окончании образовательного подразделения выпускникам перед строем вручаются свидетельства установленного образца (приложение N 7 к настоящей Инструкции) и удостоверения классных специалистов. Курсантам, которым на основании Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534, N 42, ст. 5008; 2000, N 16, ст. 1678, N 27, ст. 2819) присвоены воинские звания прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин), вручаются соответствующие знаки различия. Ритуал выпуска завершается прохождением торжественным маршем. Для участия в выпускных мероприятиях, как правило, приглашаются представители территориальных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и родственники выпускников. 70. Техническое обеспечение заключается в подготовке и поддержании в исправном состоянии вооружения и боевой техники, используемой в ходе учебного процесса, своевременном выделении боеприпасов, и установлении необходимого моторесурса для проведения учебных мероприятий. 71. Тыловое обеспечение заключается в подготовке и проведении комплекса организационно-практических мероприятий, направленных на удовлетворение необходимых материальных, медицинских и финансовых потребностей учебных воинских частей и подразделений в ходе учебного процесса. 72. Эффективность учебного процесса в учебных воинских частях и подразделениях достигается созданием, правильным содержанием и использованием учебной материально-технической базы. Учебная материально-техническая база (далее именуется - УМТБ) представляет собой совокупность учебных объектов, материальных и технических средств, предназначенных для проведения учебных занятий в соответствии с требованиями действующих программ и методик обучения. Образовательное подразделение должно иметь свою УМТБ с учетом дислокации и профиля подготовки личного состава. Создание и совершенствование УМТБ осуществляется в соответствии с правовыми актами ФПС России. IV. Организация соревнования. 73. Непосредственное влияние на качество учебного процесса в учебных воинских частях и подразделениях оказывает организация соревнования. Соревнование на звание "Лучший специалист", "Лучшее подразделение", "Лучший учебный центр" организуется и проводится в соответствии с правовыми актами ФПС России. Итоги соревнования подводятся соответствующими начальниками (командирами) при активном участии органов управления и во взаимодействии с общественными организациями Пограничной службы Российской Федерации. Периодичность подведения итогов: в отделении - за день, неделю; в учебном подразделении - за неделю, месяц; в учебной воинской части - за период обучения и по окончанию учебного года. Начальник Управления подготовки ФПС России генерал-лейтенант Н.С. Лепешкин Приложение N 1 к п. 15 Инструкции, утвержденной приказом Федеральной пограничной службы Росийской Федерации от 17 апреля 2002 года N 259 ПЕРЕЧЕНЬ основных документов по организации учебного процесса и учету его результатов в образовательных подразделениях Пограничной службы Российской Федерации 1. В центральных, региональных, групповых учебных центрах, межрегиональных, региональных школах сержантского состава и школах прапорщиков (мичманов): программы подготовки по обучаемым военно-учетным специальностям; приказ по боевой подготовке (при необходимости командир (начальник) образовательного подразделения после окончания периода обучения может уточнять задачи подготовки личного состава на следующий период отдельным распоряжением); план боевой подготовки с приложениями (учебные планы по военно-учетным специальностям разрабатываются приложением к плану боевой подготовки); план сооружения учебных объектов боевой подготовки на год, а также график использования учебных объектов подразделениями на учебный период; сводное расписание занятий; график тренировок; книги протоколов заседаний методического совета; акты о результатах итоговой аттестации и выпуске курсантов (слушателей); книга регистрации выданных свидетельств об окончании образовательного подразделения; экзаменационные ведомости; отчеты о прохождении войсковой стажировки (практики) курсантами за истекший учебный год; учебно-методические документы (тексты лекций, методические разработки, материалы для проведения экзаменов и зачетов, частные методики преподавания учебных дисциплин) для пользования преподавателями, курсантами и слушателями. 2. На курсах командирской подготовки (подготовки младших офицеров): программы подготовки по обучаемым военно-учетным специальностям; приказ начальника регионального управления (пограничной группы, военного образовательного учреждения профессионального образования, командира соединения или воинской части) об организации обучения на курсах; приложение (учебные планы по военно-учетным специальностям) к плану основных мероприятий по подготовке регионального управления, пограничной группы (плану боевой подготовки соединения или воинской части); расписание занятий на весь срок обучения; экзаменационные ведомости; акты о результатах итоговой аттестации и выпуске слушателей (курсантов); информационные и учебно-методические материалы по каждой учебной дисциплине (в том числе и в электронном варианте); книга регистрации выданных свидетельств об окончании образовательного подразделения; 3. В учебных центрах соединений и воинских частей: программы подготовки по обучаемым военно-учетным специальностям; приказ командира соединения (воинской части) по боевой подготовке; выписка из плана боевой подготовки соединения (воинской части) с учебными планами по военно-учетным специальностям; график тренировок; график использования учебных объектов; график сдачи норм военно-спортивного комплекса на каждый учебный период; сводное расписание занятий; акты о результатах итоговой аттестации и выпуске курсантов (слушателей); 4. В школах сержантского состава в составе учебного центра, Страницы: 1 2 |