О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "ЮГ РОССИИ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 29 мая 2003 г. N 310 (НТЦС) В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, их концентрации на приоритетных направлениях экономического и социального развития южных территорий Российской Федерации, а также с учетом реализации в 2002 году федеральной целевой программы "Юг России" Правительство Российской Федерации постановляет: Внести изменения и дополнения в федеральную целевую программу "Юг России", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 581 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ч. II, ст. 3469), изложив ее в новой редакции (прилагается). Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 29 мая 2003 г. N 310 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 года N 581 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года N 310) ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Юг России" ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Юг России" -------------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Юг | | | России" | |---------------------------|--------------------------------------------| | Дата принятия решения о | - 3 мая 2001 г. (распоряжение | | разработке Программы, | Правительства Российской Федерации | | дата ее утверждения | N 632-р); 8 августа 2001 г. | | | (постановление Правительства | | | Российской Федерации N 581); 29 мая | | | 2003 г. (постановление Правительства | | | Российской Федерации N 310) - в новой | | | редакции. | |---------------------------|--------------------------------------------| | Государственный заказчик | - Министерство экономического развития и | | Программы | торговли Российской Федерации | |---------------------------|--------------------------------------------| | Основные исполнители | - предприятия и организации, | | Программы | определяемые в соответствии с | | | Федеральным законом "О конкурсах на | | | размещение заказов на поставки | | | товаров, выполнение работ, оказание | | | услуг для государственных нужд" | |---------------------------|--------------------------------------------| | Основные разработчики | - Министерство экономического развития и | | Программы | торговли Российской Федерации; | | | государственное научное учреждение | | | "Северо-Кавказский научный центр | | | высшей школы"; | | | органы исполнительной власти субъектов | | | Российской Федерации, расположенных в | | | Южном федеральном округе | |---------------------------|--------------------------------------------| | Цель Программы | - создание социально-экономических | | | условий для устойчивого развития юга | | | России, снижения социальной | | | напряженности, сокращения безработицы | | | и роста доходов населения на основе | | | использования его уникального | | | геостратегического положения и | | | природно-климатических особенностей | | | региона | |---------------------------|--------------------------------------------| | Задачи Программы | - развитие сырьевой базы нефтегазодобычи | | | и расширение магистральных | | | трубопроводных сетей; | | | сохранение и воспроизводство морских | | | биоресурсов Азово-Черноморского и | | | Каспийского бассейнов; | | | развитие действующих и создание | | | условий для строительства новых | | | туристско-рекреационных и | | | санаторно-курортных комплексов; | | | создание условий для развития малого и | | | среднего предпринимательства; | | | восстановление защитных сооружений и | | | обеспечение нормального | | | функционирования водохозяйственных | | | систем | |---------------------------|--------------------------------------------| | Сроки реализации | - 2002-2006 годы | | Программы | | |---------------------------|--------------------------------------------| | Перечень основных | - подготовка сырьевой базы | | мероприятий Программы | нефтегазодобычи; | | | развитие системы транспортировки | | | углеводородов; | | | воспроизводство и сохранение | | | биоресурсов; | | | развитие туристско-рекреационного | | | комплекса; | | | модернизация транспортной системы | | | региона; обеспечение занятости | | | населения; | | | обустройство беженцев и вынужденных | | | переселенцев; | | | строительство, реконструкция и | | | восстановление гидротехнических | | | сооружений водохозяйственных систем; | | | развитие традиционных отраслей | | | промышленности и агропромышленного | | | комплекса; | | | развитие социальной сферы и | | | жилищно-коммунального хозяйства | |---------------------------|--------------------------------------------| | Объемы и источники | - общая сумма затрат - 104022,56 млн. | | финансирования | рублей (в ценах соответствующих лет), | | | в том числе: | | | выделено в 2002 году - 22491,66 млн. | | | рублей; предусмотрено на 2003-2006 | | | годы - 81530,9 млн. рублей, включая | | | 9255,904 млн. рублей из федерального | | | бюджета, | | | из них: | | | капитальные вложения - 9139,82 млн. | | | рублей, | | | НИОКР - 19,384 млн. рублей, | | | прочие расходы - 96,7 млн. рублей, | | | средства федеральных органов | | | исполнительной власти, выделяемые на | | | выполнение мероприятий в рамках других | | | программ, реализуемых в регионе, - | | | 6637,97 млн. рублей; | | | средства бюджетов субъектов Российской | | | Федерации - 8392,866 млн. рублей; | | | средства местных бюджетов - 1837,8 | | | млн. рублей; | | | внебюджетные источники - 55406,36 млн. | | | рублей, | | | из них: | | | собственные средства предприятий - | | | 23277,644 млн. рублей, | | | прочие внебюджетные средства - | | | 32128,716 млн. рублей | |---------------------------|--------------------------------------------| | Ожидаемые результаты | - сокращение отставания юга России (по | | реализации Программы | основным макроэкономическим | | | показателям) от среднероссийского | | | уровня; | | | повышение финансового самообеспечения | | | региона и уровня жизни населения; | | | снижение социальной напряженности в | | | регионе | |---------------------------|--------------------------------------------| | Управление реализацией | - управление реализацией Программы и | | Программы и контроль | контроль за ходом ее выполнения | | за ходом ее выполнения | организуются в порядке, утвержденном | | | постановлением Правительства | | | Российской Федерации от 26 июня | | | 1995 г. N 594 | -------------------------------------------------------------------------- 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Территория Южного федерального округа (далее именуется - регион) составляет 589 тыс. кв. километров (3,5 процента территории России), численность постоянно проживающего на территории региона населения на 1 января 2000 г., - 20,8 млн. человек (14 процентов численности населения России), плотность населения - 35 человек на 1 кв. километр. В регионе один из самых низких уровней производства валового регионального продукта на душу населения: в 1,5-2,7 раза ниже, чем в среднем по России. Денежные доходы на душу населения составляют 43,8 процента среднероссийского уровня. Имеет место высокий уровень дотационности бюджетов. В республиках региона собственные доходы к общим доходам составляют от 15 до 70 процентов, и по этому показателю регион занимает последнее место в Российской Федерации. Объем промышленного производства составляет 5 процентов общероссийского. Общий спад экономики сопровождался почти полным прекращением инвестиционной деятельности. Отмечается отставание развития предпринимательской деятельности. Доля малых предприятий составляет 19,3 процента при среднероссийском показателе - 26,3 процента. Количество малых и средних фирм на 1000 жителей составляет на юге России 4,2 процента при среднероссийском показателе - 6,1 процента. Регион характеризуется: высоким уровнем безработицы - общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, составляет 1570,9 тыс. человек, или 20,1 процента общей численности безработных в России; резким снижением количества отдыхающих (рекреационная емкость региона - 25 млн. человек в год при посещаемости в настоящий период 6,5 млн. человек); большим числом беженцев и переселенцев. В России количество беженцев составляет около 1 млн. человек, из них около 500 тыс. человек находится в регионе (на каждого коренного жителя Республики Ингушетия приходится почти 2 беженца, в Ставропольском крае количество беженцев составляет 3 процента численности населения). Наличие указанных проблем вызвало необходимость разработки комплексной программы социально-экономического развития юга России. 2. Цель, задачи и сроки выполнения Программы Целью федеральной целевой программы "Юг России" (далее именуется - Программа) является создание социально-экономических условий для устойчивого развития юга России, снижения социальной напряженности, сокращения безработицы и роста доходов населения на основе использования его уникального геостратегического положения и природно-климатических особенностей. Основными задачами Программы являются: развитие сырьевой базы нефтегазодобычи и расширение магистральных трубопроводных сетей; сохранение и воспроизводство морских биоресурсов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов; развитие действующих и создание условий для строительства новых туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов; создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; восстановление защитных сооружений и обеспечение нормального функционирования водохозяйственных систем. Программа реализуется в период с 2002 по 2006 годы. Реализация Программы в 2002 году На реализацию Программы в 2002 году было направлено за счет средств всех источников финансирования 22491,66 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1963,44 млн. рублей. Результатами реализации Программы в 2002 году являются: введение в эксплуатацию 55 объектов и пусковых комплексов; создание 143,1 тыс. рабочих мест во всех отраслях экономики региона; сокращение на 4 процентных пункта доли населения с доходами ниже прожиточного минимума; увеличение количества отдыхающих на курортах юга России на 11,8 процента по сравнению с 2001 годом; создание 4,6 тыс. новых малых предприятий. Выделение средств на инженерное обустройство территорий, обладающих значительным туристско-рекреационным потенциалом, способствовало повышению инвестиционной активности на юге России. Вместе с тем в ходе реализации Программы выявлен ряд недостатков, связанных с переоценкой возможностей финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также собственных средств предприятий. Из-за низкой инвестиционной привлекательности таких регионов, как Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Дагестан, не обеспечено привлечение в запланированных объемах заемных средств. Кроме того, выявились диспропорции в использовании средств Фонда регионального развития, выделяемых на решение региональных задач за счет недофинансирования мероприятий, обеспечивающих реализацию геостратегических приоритетов и задач федерального значения (на мероприятия геостратегического и федерального значения направлено 39,5 процента средств, а на реализацию региональных проектов - 56,8 процента). В результате паводка, произошедшего в июне - августе 2002 г. на территории региона, выявились серьезные недостатки в техническом состоянии гидротехнических сооружений, что негативно сказалось на функционировании социально-экономической системы региона и потребовало осуществления дополнительных мер, направленных на устранение этих недостатков. В связи с этим Правительством Российской Федерации 6 февраля 2003 г. было принято решение о корректировке Программы. Предусматривается сокращение общего объема финансирования в 2002-2006 годах с 138749,6 млн. рублей до 104022,56 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета с 25859,7 млн. рублей до 23355,319 млн. рублей. Общее число программных мероприятий, намеченных к реализации в 2003-2006 годах, сокращено с 688 до 351. 3. Система программных мероприятий Программные мероприятия сгруппированы по следующим разделам: обеспечение геостратегических приоритетов в регионе; мероприятия федерального значения; мероприятия межрегионального значения; мероприятия регионального значения, требующие государственной поддержки. В первый раздел включены мероприятия, направленные на развитие межгосударственного сотрудничества и обеспечение геостратегических интересов на юге России. К их числу относятся строительство экспортных нефте- и газопроводов, освоение залежей углеводородов, сохранение и эффективное использование биологических ресурсов региона. Во второй раздел включены мероприятия федерального значения, связанные с развитием туристско-рекреационного и транспортного комплексов региона. В третий раздел включены мероприятия межрегионального значения. К ним относятся предотвращение и ликвидация последствий паводков, обустройство беженцев и вынужденных переселенцев, обеспечение занятости населения, развитие промышленности, агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства. В четвертый раздел включены мероприятия регионального значения, требующие государственной поддержки. В их число входит развитие связи, информатизации, инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства городов и населенных пунктов, а также социальной сферы. Система мероприятий, объемы и источники финансирования Программы указаны в приложении. Обеспечение геостратегических приоритетов в регионе Главными направлениями деятельности по обеспечению геостратегических приоритетов в регионе являются: подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи; развитие системы транспортировки углеводородов; воспроизводство и сохранение биоресурсов. Подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи По мере истощения нефтяных запасов Западной Сибири и увеличения стоимости нефти российские компании будут все больше стремиться к осуществлению своей деятельности в Прикаспийском регионе. При этом Россия начинает освоение каспийского шельфа с большим опозданием по сравнению с другими прикаспийскими государствами. Площадь российской части акватории Каспия составляет 64 тыс. кв. километров. По прогнозным оценкам, общие ресурсы Каспия составляют около 8 млрд. тонн условного топлива, из которых 24 процента (2 млрд. тонн) приходятся на долю России. В настоящее время предоставлены лицензии российским и зарубежным недропользователям, которые будут выполнять основной объем сейсморазведочных работ и бурение скважин на перспективных площадях российской части акватории Каспия. Из обнаруженных на российской части акватории Каспия 20 потенциальных нефтегазовых структур наиболее подготовленным к эксплуатации является месторождение Инчхе с запасами нефти 10 млн. тонн. Планируется также освоение двух вновь открытых месторождений нефти на лицензионном блоке прибрежной зоны Республики Дагестан с извлекаемыми запасами 75 млн. тонн нефти при годовой добыче 2-2,5 млн. тонн. Объявлен тендер на разработку месторождений нефти в российской части акватории Каспия с прогнозными запасами 625 млн. тонн. Проведены конкурсы на получение соответствующих лицензий для трех участков в 10-мильной прибрежной зоне, прилегающей к территории Республики Дагестан, начата подготовка к конкурсу на получение лицензии на проведение работ у побережья Калмыкии. В северо-западной части Каспия открыто еще два нефтяных месторождения (Широтное и Хвалынское), расположенных на лицензионном участке "Северный". По прогнозным оценкам, ресурсы углеводородов северо-западной части Каспийского моря составляют 1738,5 млн. тут (тонн условного топлива), в том числе извлекаемые - 1185,4 млн. тут при среднем соотношении нефти и газа 1:1. В период до 2006 года предусматривается освоение трех вновь открытых месторождений нефти на лицензионном блоке "Северный" с извлекаемыми запасами нефти 150 млн. тонн при годовой добыче 2,8-3,8 млн. тонн. В северной части Каспийского моря предполагается дальнейшее развитие геологоразведочных работ с целью поиска и разведки новых крупных залежей нефти и газа как на суше, так и в акватории. На период до 2005 года предусматривается проведение поисково-разведочного бурения в объеме 62,1 тыс. метров, геофизических исследований, эксплуатационного бурения в объеме 3000 метров и НИОКР. В результате проведения на шельфе Каспийского моря региональных геолого-геофизических и поисково-разведочных работ ожидается подтверждение прогнозных ресурсов углеводородов в объеме 1,2 млрд. тут. Развитие системы транспортировки углеводородов Развитие трубопроводного транспорта в регионе обусловлено значительными объемами транспортировки нефти на внутренний рынок, транзита и экспорта сырой нефти и нефтепродуктов. Общий объем перекачки нефти и нефтепродуктов в настоящее время превышает 40 млн. тонн в год. Совокупная протяженность магистральных нефтеи продуктопроводов составляет около 4,4 тыс. километров. Сеть магистральных газопроводов находится в эксплуатации более 30 лет (нормативный срок эксплуатации 33 года). Поэтому важное значение приобретает строительство магистрального газопровода Изобильное - Черное море - Анкара (проект "Голубой поток"). Через территорию России осуществляется транзит нефти и газа из стран Прикаспийского региона и Центральной Азии, поэтому дальнейшее его развитие может гарантировать значительную прибыль при относительно небольших капиталовложениях. Средиземноморский рынок Европы является крупным потребителем нефти (собственное производство обеспечивает всего 10 процентов потребности, планируемый в 2010 году объем импорта составит 224 млн. тонн). Транспортировка нефти из портов Черного моря к европейским рынкам возможна по нескольким маршрутам: с выходом в средиземноморские порты или непосредственно в Центральную Европу. Для обеспечения транспортировки туркменской и казахской нефти в объеме 9 млн. тонн в год по маршруту Махачкала - Тихорецк - Новороссийск в дополнение к азербайджанской нефти необходимо строительство двух параллельных участков нефтепровода протяженностью 18 километров каждый от г. Махачкалы до точки врезки в нефтепровод Баку - Тихорецк и нефтеперекачивающей станции в районе г. Махачкалы. Предполагается, что туркменская нефть из г. Туркменбаши (г. Красноводск) и казахская нефть из г. Актау будет поставляться в г. Махачкалу в танкерах. Дагестанский маршрут обеспечивает подключение к этой системе Казахстана и Туркмении в противовес маршруту Баку - Джейхан. В России уже началась реализация проекта по транспортировке нефти из Казахстана до г. Новороссийска, которая пройдет, в частности, по территории Краснодарского края и Республики Калмыкия. Прокачку азербайджанской нефти предусматривается частично осуществлять по нефтепроводу Баку - Новороссийск. Основными направлениями в развитии нефтепроводов являются как увеличение их пропускной способности (нефтепровод Тихорецк - Новороссийск), так и введение в действие новых нефтепроводов Суходольная - Родионовская и Каспийского трубопроводного консорциума. Реализация проекта Каспийского трубопроводного консорциума имеет стратегическое значение для укрепления позиций России. Сохранение и воспроизводство биоресурсов Рыбохозяйственный комплекс Каспийского моря и Прикаспия при незначительном удельном весе в общероссийских уловах (около 3,5 процента) дает более 70 процентов общероссийской добычи осетровых и более 60 процентов крупночастиковых рыб. Более 60 процентов всех уловов в регионе приходится на Каспийское море, 37,7 процента - на пресноводные водоемы, 2 процента - на пруды товарного рыбоводства. Основные промыслы - анчоусовая килька и крупный частик, которые являются главными видами прироста уловов в последние годы. Уловы осетровых сохраняются на уровне 0,5 тыс. тонн. Основная часть российских уловов приходится на Астраханскую область (88,2 процента), Республику Дагестан (10,8 процента) и Республику Калмыкия (1 процент). В настоящее время на рыбоводных заводах Астраханской и Волгоградской областей производится около 70 млн. штук молоди осетровых, в других государствах Каспийского региона - 29 млн. штук. Необходимо увеличить производство молоди осетровых в искусственных условиях не менее чем на 120 млн. штук в год. Выпуск молоди осетра и севрюги на действующем в Республике Дагестан Сулакском осетровом рыбоводном заводе в последние годы снизился. Рыбохозяйственный фонд внутренних водоемов включает западно-подстепные ильмени дельты реки Волги общей площадью около 500 тыс. га. Примерно половина из них потеряла рыбохозяйственное значение в результате засоления. В то же время 60 тыс. га водоемов, прилегающих к реке Волге и ее рукавам, имеют большое значение как нерестовый фонд и нуждаются в особой охране. Повышение рыбохозяйственной значимости ильменей связано с проведением их мелиорации, с дноуглубительными работами на малых реках (Хордун, Бертюль, Бушма и т. д.), что может увеличить их рыбопродуктивность в 1,5-2 раза. Согласно прогнозу улов на Каспии в 2010 году может составить 182,8 тыс. тонн. При этом преобладающая часть уловов будет приходиться на Астраханскую область (около 80 процентов), а удельный вес уловов в Республике Дагестан возрастет до 17 процентов, в Республике Калмыкия - до 3 процентов. Особое значение в развитии рыбного хозяйства в бассейне Азовского моря должно иметь осетровое хозяйство. Промышленное производство молоди осетровых рыб в бассейне уже сейчас обеспечивает более 80 процентов уловов. Масштабы воспроизводства осетровых рыб в бассейне Азовского моря должны быть существенно расширены. Вместе с тем искусственное воспроизводство не является альтернативой естественному. Для устойчивого формирования популяций разных видов осетровых и сохранения генофонда доля естественных производителей в стаде должна составлять не менее 20-30 процентов общей численности. Для увеличения уловов осетровых требуется осуществление комплекса дорогостоящих рыбоводных мероприятий, а также улучшение состояния речного стока и моря. Большая часть мероприятий, выполнение которых предусмотрено Федеральной программой развития рыбного хозяйства России на период до 2000 года ("Рыба") за счет бюджетных средств, не реализована. Поэтому в Программу включены мероприятия по увеличению улова осетровых. Важнейшими проблемами являются реабилитация Азовского моря, восстановление и повышение его рыбопродуктивности, рационального, экологически безопасного и экономически обоснованного использования его рыбных запасов, значительного биопродуктивного потенциала и рекреационных возможностей. Главными направлениями при решении задач федерального значения в регионе являются: развитие действующих и создание условий для строительства новых туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов; модернизация транспортной системы. Развитие туристско-рекреационного комплекса Одним из приоритетов Программы является обеспечение государственной поддержки рекреационного комплекса как одной из ведущих составляющих экономики юга России, создание условий для его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. С учетом имеющихся ресурсных предпосылок, специализации рекреационного комплекса и тенденций на рынке основным направлением является развитие разнообразных видов туризма (лечебного, оздоровительного, спортивного и др.). Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного туризма, в том числе в предгорных и горных зонах Северного Кавказа (включая развитие курортного комплекса в районе Красной Поляны). Развитие этого вида туризма предполагает реконструкцию всей сложившейся системы инфраструктуры (дорог, подъемников, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.). Программой предусматривается дальнейшее развитие юга России как региона санаторно-курортного лечения. Целесообразность развития данного направления связана с возможностью использования уникальной бальнеологической базы, а также сложившейся сети разнопрофильных локальных санаторно-курортных комплексов, в совокупности насчитывающих более 80 тыс. мест. В стратегической перспективе санаторно-курортная база на юге России должна получить дальнейшее развитие. При этом определенное внимание уделяется реконструкции и развитию таких традиционных центров санаторно-курортного лечения, как Кавказские Минеральные Воды, Сочи, Нальчик, Каякент, Талги, Горячий Ключ и др. Ландшафты Северного Кавказа (преимущественно его горной части) и его морские побережья перспективны для развития различных видов спортивного туризма, которое во многом сдерживается неудовлетворительным уровнем технической оснащенности поисково-спасательных служб и отсутствием необходимой инфраструктуры. Регион благоприятен для развития делового туризма. Его центрами могут стать как наиболее развитые туристско-рекреационные ареалы (г. Сочи, Кавказские Минеральные Воды), так и важнейшие административные, хозяйственные и культурные центры (гг. Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар). Юг России располагает обширным и разнообразным культурно-историческим потенциалом, представленным памятниками разных эпох, литературно-мемориальными и историко-культурными музеями, природоведческими объектами, что определяет перспективы для развития познавательных видов туризма. Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса предусматривает реализацию имеющегося потенциала юга России как на традиционно привлекательных территориях (г. Сочи, Кавказские Минеральные Воды, Приэльбрусье и др.), так и на территориях, оказавшихся на периферии современных рекреационных потоков. В своей основе эта стратегия предусматривает выделение трех основных групп в соответствии с конкурентоспособностью на рынке туристических услуг, а также с инфраструктурными, экологическими и иными условиями. К первой группе относятся наиболее привлекательные курорты Краснодарского и Ставропольского краев, Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики (гг. Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик, Кавказские Минеральные Воды, район Приэльбрусья, пос. Теберда, пос. Архыз, пос. Домбай и др.). Государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на реконструкцию и развитие инфраструктуры на этих территориях. В частности, Программой предусматривается приоритетная государственная поддержка развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса особого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод, располагающего уникальной бальнеологической базой и мощной инфраструктурой, позволяющей обеспечить одновременный прием более 36 тыс. отдыхающих. Вторая группа объединяет территории, недостаточно вовлеченные в туристско-рекреационную деятельность (Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, каспийское побережье и некоторые участки черноморского побережья и др.). Их освоение предполагает финансовую поддержку развития инфраструктуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Третья группа объединяет неконкурентоспособные из-за близости к очагам социально-политической нестабильности территории (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания). Необходимо прямое финансовое участие федерального центра в реконструкции и завершении ранее начатого строительства курортно-рекреационных объектов, которые в дальнейшем будут являться базой для развития рекреационного комплекса этих территорий. Модернизация транспортной системы Железнодорожный транспорт Развитие на территории региона транспортного коридора на направлении Москва - Кочетовка - Лиски - Лихая - Ростов-на-Дону - Новороссийск (с ответвлением Кочетовка - Саратов - Волгоград - Астрахань - Самур) предусматривает: увеличение пропускных и провозных возможностей железнодорожной магистрали; обустройство пограничных переходов на железнодорожных станциях Успенская и Гуково. Обеспечение внешнеторговых перевозок на направлении Волгоград - Котельниково - Тихорецкая - Краснодар (с ответвлениями на Новороссийск и Туапсе) предусматривает: развитие Новороссийского и Туапсинского железнодорожных транспортных узлов и усиление подходов к ним в связи с ростом объема перевозок через порты; электрификацию участка железной дороги Петров Вал - Волгоград - Котельниково. Водный транспорт Для обеспечения перевозки грузов через южные порты России предусматривается: реконструкция и развитие перегрузочных комплексов в портах Новороссийск, Туапсе, Махачкала с увеличением пропускных способностей по наливным и сухим грузам на 45 млн. тонн; строительство морского торгового порта Оля в Астраханской области и порта Лагань в Республике Калмыкия; создание паромного сообщения на основе строительства железнодорожных паромных комплексов. Автодорожная сеть По территории региона проходят международные автодорожные коридоры, связывающие Азию с Европой, что создает перспективы для ускоренного развития торговли и туризма. Привлечение транзитных транспортных потоков на российские транспортные пути имеет важное значение для защиты национальных и экономических интересов России. Автомагистрали "Дон" (Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск) и "Кавказ" (Москва - Волгоград - Астрахань - Махачкала - Баку) обеспечивают 70 процентов всех транзитных автомобильных грузо- и пассажиропотоков региона (включая транспортировку экспортно-импортных грузов в южные морские и устьевые порты Азово-Черноморского бассейна). Главной целью дальнейшего развития сети автомобильных дорог юга России являются стабилизация социально-политической ситуации и подъем экономики региона. Достижение указанной цели должно быть обеспечено путем решения следующих основных задач по совершенствованию и развитию дорожной сети: развитие национальных автодорожных коридоров, повышение технического уровня федеральных и территориальных автомобильных дорог путем их модернизации для обеспечения высокого уровня удобства и безопасности движения транспортных средств, реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к региональным центрам, их интеграция в европейскую и азиатскую системы международных автомобильных дорог; содействие гармоничному развитию транспортной системы региона путем обеспечения подъезда к морским портам, важнейшим транспортным узлам, терминалам и другим объектам транспортной инфраструктуры. В первую очередь планируются строительство и реконструкция участков дорог, имеющих низкую пропускную способность, высокий уровень загрузки и наибольший индекс доходности (коэффициент эффективности инвестиций), а также стратегическое значение для региона и Российской Федерации. Для обеспечения бесперебойных межрегиональных связей юга России с государствами Закавказья - Арменией, Грузией и Азербайджаном - предусматривается дальнейшее развитие автомобильной дороги от магистрали "Кавказ" (г. Беслан) через Нижний Ларс (Крестовый перевал), Алагир и Нижний Зарамаг (Рокский перевал) - проект "Южные ворота". В Краснодарском крае предусматриваются строительство и реконструкция участков автодорог Краснодар - Джубга - Сочи, Павловская - Краснодар, Адлер - Красная Поляна, а также строительство тоннеля через Шаумяновский перевал, связывающего столицу Адыгеи - г. Майкоп с черноморским побережьем. Продолжится развитие автодорожного маршрута Астрахань - Махачкала по территориям Астраханской области, Республики Калмыкия и Республики Дагестан, а также строительство мостового перехода через реку Волга в г. Волгоград. Другие федеральные дороги будут реконструированы прежде всего на наиболее нагруженных участках с ликвидацией очагов аварийности. Для оптимизации движения как транзитных, так и местных транспортных потоков планируется строительство обходов крупных населенных пунктов и городов. Транспортные потоки будут направлены в обход крупных населенных пунктов - гг. Ростов-на-Дону, Краснодар, Нальчик, Сочи и других, что позволит разгрузить перенасыщенные городские магистрали, оздоровить экологическую обстановку. Финансирование развития опорной сети федеральных и основных территориальных автомобильных дорог, обеспечивающих межрегиональные и международные связи, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Мероприятия межрегионального значения В этом разделе предусматривается осуществление мероприятий по следующим направлениям: строительство, реконструкция и восстановление гидротехнических сооружений водохозяйственных систем; обустройство беженцев и вынужденных переселенцев; обеспечение занятости населения; развитие промышленности и производственной инфраструктуры; развитие агропромышленного комплекса; развитие малого и среднего предпринимательства; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Строительство, реконструкция и восстановление гидротехнических сооружений водохозяйственных систем При прохождении ежегодных паводков (июль - сентябрь) водность рек, особенно на северном склоне Большого Кавказского хребта, увеличивается в десятки раз, что приводит к затоплению обширных территорий и наносит значительный материальный ущерб. Для снижения негативных последствий указанных паводков предусматриваются меры по повышению надежности работы существующей системы противопаводковых сооружений, включая строительство регулирующих водохранилищ и новых защитных и водопропускных сооружений. Обеспечение безопасности населения и хозяйственной деятельности в условиях повышения уровня Каспийского моря требует выполнения комплекса работ по переселению населения и выводу хозяйственных объектов из зон затопления и подтопления, а также по строительству защитных сооружений для предотвращения затопления и подтопления прибрежной территории городов, крупных населенных пунктов и важнейших хозяйственных объектов. Обеспечение занятости населения и обустройство беженцев и вынужденных переселенцев Занятость населения Поддержка занятости населения является одним из приоритетных направлений социального развития юга России. В связи с этим особое внимание уделено социальной эффективности представленных в Программе инвестиционных проектов. Основными путями сохранения и создания рабочих мест являются восстановление и развитие производственного потенциала предприятий региона, его аграрно-промышленного комплекса, курортно-санаторной сети, туристических баз и других зон отдыха населения и сопряженных с ними видов деятельности. При этом широкие возможности для обеспечения занятости населения предоставляет развитие малых предприятий, семейного бизнеса и народных промыслов. Исключительно важная роль в обеспечении населения рабочими местами принадлежит работам временного характера, включая общественные работы. Намечено организовать проведение общественных работ в жилищном и дорожном строительстве, в аграрно-промышленном комплексе, в газификации, телефонизации и др. Особое внимание уделяется занятости женщин, молодежи, граждан с ограниченной трудоспособностью, военнослужащих, уволенных в запас, повышению качества их подготовки, совершенствованию подготовки и переподготовки, а также повышению квалификации специалистов, овладению вторыми и смежными профессиями. Осуществление намеченных мер обеспечит повышение мобильности рабочей силы, сокращение негативных процессов на рынке труда, устойчивый баланс интересов работников, работодателей и органов государственной власти. Решение проблем вынужденных переселенцев и беженцев Предлагаемые проекты и мероприятия направлены на уменьшение негативных последствий миграционных процессов и обеспечение социально-политической и экономической стабильности на юге России, обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, вынужденных переселенцев и беженцев. Главными направлениями деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются осуществление мер по возвращению граждан на прежнее место жительства и создание необходимых социально-экономических условий, стимулирующих этот процесс. В Программе предусмотрено обустройство вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, оставшихся для постоянного проживания в Республике Ингушетия, строительство общеобразовательных школ для детей беженцев и вынужденных переселенцев, обеспечение экологической безопасности проживания мигрантов. В рамках программных мероприятий будут осуществляться помощь неправительственным организациям, оказывающим поддержку мигрантам, и координация их деятельности. Мероприятия по решению проблем вынужденных переселенцев и беженцев будут осуществляться скоординированно с учетом Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Развитие промышленности и производственной инфраструктуры Мероприятия включают крупные проекты, которые предполагают разработку и внедрение в производство конкурентоспособной продукции нового поколения, ориентируются на стратегические интересы государства и обеспечение общероссийского и межрегионального рынков сбыта, предусматривают максимальное использование возможностей межгосударственной и межрегиональной кооперации. Проекты отобраны с учетом отраслевых приоритетов в развитии промышленного комплекса юга России и предусматривают: укрепление металлургической базы региона; развитие угольной отрасли; производство импортозамещающего оборудования для нефте- и газодобывающих отраслей топливно-энергетического комплекса; развитие наукоемких отраслей промышленности; комплексное обслуживание агропромышленного комплекса (развитие тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, выпуск оборудования для перерабатывающих отраслей, производство продукции и услуг в смежных отраслях); развитие химической и нефтехимической отраслей промышленности, имеющих достаточную топливно-сырьевую базу в регионе и ориентированных на производство отдельных видов продукции, пользующихся спросом как внутри страны, так и за рубежом. Развитие агропромышленного комплекса Агропромышленный комплекс юга России является важнейшей отраслью народного хозяйства, обеспечивающей производство продуктов питания и продукции промышленной переработки сельскохозяйственного сырья. Он относится к числу стратегически важных экономических объектов, поскольку оказывает существенное влияние на состояние и перспективы социально-экономического развития страны. Во всех субъектах Российской Федерации, расположенных на юге России, кроме Астраханской области и Республики Калмыкия, имеются благоприятные агроклиматические и производственные условия для развития садоводства и виноградарства. Регион обладает благоприятными условиями для развития животноводства. Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Ставропольский край, Республика Калмыкия и Республика Дагестан специализируются на развитии овцеводства и мясного скотоводства. Краснодарский край широко специализируется на разведении молочного скота. В последние годы в регионе успешно развивается птицеводство. Юг России является главным поставщиком плодоовощной продукции в свежем и переработанном виде на продовольственном рынке Российской Федерации. Регион обладает значительным природно-экономическим потенциалом, позволяющим полностью обеспечивать население плодоовощной продукцией и вывозить ее в другие регионы России, что создает условия для дальнейшего расширения этого сектора сельскохозяйственного производства. Развитие виноградарства и виноделия позволит обеспечить сохранение производства экологически чистой продукции в нашей стране, полнее использовать традиции и навыки населения. Исключительные природно-климатические условия позволяют создать в регионе основанное на новейших технологиях конкурентоспособное и уникальное производство по сублимированию дикорастущих плодов и ягод. Наряду с указанными отраслями развитие горно-долинного ореховодства будет способствовать повышению занятости сельского населения и обеспечению кондитерской промышленности отечественным сырьем. По прогнозам специалистов валовая продукция сельского хозяйства к 2006 году может возрасти в целом по региону почти на четверть. Необходимым условием обеспечения высоких темпов роста агропромышленного производства является увеличение инвестиций в сельскохозяйственное производство. Включенные в Программу проекты направлены на комплексное, рациональное и эффективное использование уникального природно-климатического потенциала региона, а именно: на рациональное использование ресурсов целебных минеральных вод, развитие виноградарства и виноделия, зернового хозяйства, табаководства, ореховодства, увеличение поголовья сельскохозяйственных животных. Реализация этих проектов, а также проектов по развитию рыбного хозяйства, хлопководства, сырья для медицинской промышленности позволит обеспечить производство продукции, заменяющей импортную, отвечающей требованиям безопасности питания и пользующейся повышенным спросом на внутреннем рынке. В связи с тем что на территории Российской Федерации только южные районы являются благоприятной зоной развития виноградарства, инвестиции в эту отрасль сельскохозяйственного производства позволят обеспечить восстановление площадей, занимаемых виноградниками, прежде всего в Республике Дагестан, а также в Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае и на других территориях, что будет способствовать улучшению снабжения винодельческих предприятий России отечественными виноматериалами и повысит занятость сельского населения. Реализация инвестиционных проектов в области животноводства позволит восстановить поголовье сельскохозяйственных животных в размерах, достаточных для обеспечения полноценного питания населения не только в этом регионе, но и на других территориях Российской Федерации, а также восстановить уникальные породы овец и решить проблему обеспечения овцеводческих хозяйств России племенными животными и наращивания объемов производства высококачественной шерсти. Ряд проектов Программы направлен на создание предприятий, производящих высококачественные консервированные продукты, в том числе для детского питания, и соль. В Программу также включены проекты, направленные на повышение уровня социального обустройства сельских населенных пунктов, увеличение плодородия почв и улучшение экологического состояния сельскохозяйственных территорий. Развитие малого и среднего предпринимательства Программа направлена на обучение и подготовку кадров, совершенствование работы с военнослужащими, увольняемыми в запас, и другими категориями граждан, работающих в сфере малого и среднего предпринимательства, а также внедрение передовых технологий, использование финансовых механизмов на основе лизинга, микрокредитования, франчайзинга и системы кредитно-гарантийной поддержки малого предпринимательства. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) НИОКР направлены на научно-техническое обеспечение реализации Программы, усиление роли науки и передовых технологий в экономическом и социальном развитии региона. Основными направлениями исследований в рамках Программы являются: оценка перспектив и возможностей для обеспечения эффективного социально-экономического развития юга России; формирование научно-методической основы развития приоритетных отраслей экономики региона; обеспечение экологической устойчивости региона; разработка мер в области энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии. Тематика НИОКР, реализуемых в рамках Программы, определяется ежегодно и включается в план НИОКР Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Региональные мероприятия, требующие государственной поддержки В этот раздел включены региональные мероприятия по развитию: связи и информатизации (улучшение телефонной связи, обеспечение устойчивого телевизионного вещания и внедрение интернет-технологий); инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства; социальной сферы. Развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Основными задачами развития инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также водохозяйственного комплекса на период до 2006 гoда являются: обеспечение устойчивого развития экономики региона в условиях неравномерного распределения водных ресурсов и высокой паводковой активности; разработка и реализация комплекса мероприятий по обеспечению населения качественной питьевой водой и защите от паводков населенных пунктов, сельхозугодий и других объектов; формирование условий для наиболее эффективного использования водных ресурсов региона за счет их перераспределения; строительство и реконструкция гидротехнических сооружений; разработка и реализация комплекса природоохранных мероприятий, направленных на защиту и оздоровление водных экосистем; реконструкция и развитие систем водозаборов, водопроводов, очистных сооружений и канализации; развитие систем орошения и мелиорации почв для сохранения их плодородия; реализация мероприятий по газификации населенных пунктов. Развитие социальной сферы Мероприятия по поддержке и развитию объектов здравоохранения в регионе предполагают улучшение медицинского обслуживания населения, завершение строительства и реконструкции функциональных лечебных учреждений: инфекционной больницы в Краснодарском крае, клинической больницы в Ставропольском крае, республиканской многопрофильной больницы в Республике Ингушетия, областной клинической больницы в Астраханской области, хирургического корпуса республиканской клинической больницы в Республике Дагестан, терапевтического корпуса областной клинической больницы в Волгоградской области. Предусматривается развитие детских лечебных учреждений: строительство республиканских детских больниц в Республике Ингушетия, в Республике Адыгея и Волгоградской области, родильных домов в Республике Калмыкия и Ставропольском крае. Строительство центра профессиональной медицинской реабилитации и содействия занятости инвалидов в Волгоградской области, реабилитационного центра для инвалидов в Республике Ингушетия, центра медицинской реабилитации, валеологии и спортивной медицины в Ростовской области позволит улучшить медицинское обслуживание инвалидов и пенсионеров. Строительство, реконструкция и техническое оснащение учреждений Госсанэпиднадзора окажет положительное влияние на уровень эпидемиологического благополучия в регионе. Реализация мероприятий, направленных на поддержку и развитие объектов образования, будет способствовать укреплению материально-технической базы образовательных учреждений и организаций региона, достижению современного уровня образования и воспитания подрастающего поколения, подготовки высококвалифицированных специалистов, улучшению научно-методического и организационного обеспечения учебного процесса. Особое внимание уделяется развитию сети сельских общеобразовательных школ. Мероприятия в области культуры направлены на сохранение и развитие культуры народов региона, более эффективное использование накопленного культурного потенциала, поддержку всех форм народного творчества, укрепление материальной базы учреждений культуры. 4. Ресурсное обеспечение Программы Общий объем средств, необходимых для реализации программных мероприятий, составляет 104022,56 млн. рублей (в ценах соответствующих лет). Из них в 2002 году выделено за счет средств всех источников финансирования 22491,66 млн. рублей. В 2003-2006 годах общий объем средств составляет 81530,9 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 15893,874 млн. рублей, из которых 9255,904 млн. рублей - целевые средства на реализацию Программы (капитальные вложения - 9139,82 млн. рублей, НИОКР - 19,384 млн. рублей, прочие расходы - 96,7 млн. рублей) и 6637,97 млн. рублей - средства федеральных органов исполнительной власти, выделяемые на выполнение мероприятий в рамках других программ, реализуемых в регионе. Направляемые на реализацию Программы средства бюджетов субъектов Российской Федерации, расположенных в регионе, составляют 8392,866 млн. рублей. Средства местных бюджетов составляют 1837,8 млн. рублей. Внебюджетные источники составляют 55406,36 млн. рублей. Из них собственные средства предприятий - 23277,644 млн. рублей, прочие внебюджетные средства - 32128,716 млн. рублей. Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального бюджета. 5. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы предусматривает использование следующих форм и методов государственной поддержки и экономического стимулирования организаций-исполнителей: стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов реализации структурной политики развития хозяйственного комплекса региона, его важнейших отраслевых и межотраслевых комплексов); применение нормативных правовых актов, регулирующих отношения федеральных, региональных и отраслевых органов исполнительной власти, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий Программы. В соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" выбор исполнителей программных мероприятий будет осуществляться на конкурсной основе. Среди поставщиков оборудования предпочтение будет оказано отечественным производителям. 6. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения Формы и методы организации управления и контроля за ходом выполнения Программы определяются государственным заказчиком. Текущее управление реализацией Программы осуществляется дирекцией Программы, созданной государственным заказчиком. Государственный заказчик вправе передавать на договорной основе участвующим в Программе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и дирекции Программы часть своих функций по утверждению проектно-сметной документации, проведению конкурсов по отбору исполнителей программных мероприятий (и заключению с ними государственных контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае невыполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации своих обязательств по софинансированию программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирование этих мероприятий за счет средств федерального бюджета может быть приостановлено или прекращено. 7. Социально-экономическая эффективность реализации Программы Результатом реализации Программы должны стать: экономическая стабилизация, а затем улучшение социально-экономической ситуации в регионе; сокращение отставания в основных макроэкономических показателях от среднероссийского уровня; опережающее развитие приоритетных направлений экономики. Создание сети магистральных нефте- и газопроводов через территорию региона - стабильный источник доходов для федерального и региональных бюджетов. Добыча и переработка нефти и газа в регионе - одна из важных бюджетообразующих отраслей, которая базируется на крупнейшем в Европе Астраханском газоперерабатывающем заводе, Волгоградском, Краснодарском и Туапсинском нефтеперерабатывающих заводах и высоких перспективах нефтегазоносности региона. Программой предусмотрены увеличение ежегодной добычи нефти с 10,6 до 12,5 млн. тонн и газа с 14 до 30 млрд. куб. метров, реконструкция действующих мощностей и ввод в строй 6 новых нефтеперерабатывающих заводов. Предполагается обеспечение потребности региона в основных нефтепродуктах и создание около 70 тыс. новых рабочих мест в нефтегазовой отрасли. Проведение предусмотренного Программой комплекса рыбоводных мероприятий позволит значительно увеличить уловы осетровых, основным поставщиком которых являются южные моря России, увеличить экспортную выручку, а главное - сохранить реликтовые биологические ресурсы Каспийского и Азовского морей. При этом создается до 5 тыс. новых рабочих мест. Реализация наиболее эффективных и быстроокупаемых мероприятий и проектов Программы позволит добиться быстрого роста собственного инвестиционного потенциала региона, сохранения и развития сопутствующих и технологически связанных производств, обеспечить рост доходной части бюджетов всех уровней, а также направить часть полученных средств на реализацию последующих программных мероприятий. Направление средств федерального бюджета в развитие инфраструктуры санаторно-курортной и туристической базы позволит увеличить количество отдыхающих с 6-7 до 9-10 млн. человек в год. Поступление средств в бюджеты всех уровней составит 9 млрд. рублей в год. Будут созданы благоприятные условия для привлечения средств российских и зарубежных инвесторов на развитие таких курортов, как Красная Поляна, Приэльбрусье, Домбай, Лаго-Наки и др. Развитие туристско-рекреационного комплекса позволит создать около 150 тыс. новых рабочих мест и будет способствовать улучшению работы транспорта, сферы услуг и перерабатывающей промышленности. В результате осуществления Программы к 2006 году будут обеспечены условия для освоения 120-125 млн. тонн транзитных грузов, в том числе 110-115 млн. тонн - через порты Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. Развитие транспортно-дорожного комплекса обеспечит получение дополнительных доходов в бюджеты всех уровней и позволит создать 20 тыс. новых рабочих мест. В агропромышленном комплексе в соответствии с расчетами к 2006 году рост валовой продукции сельского хозяйства составит 125 процентов по отношению к 2000 году. В регионе вновь получат развитие такие отрасли, как хлопководство, производство и переработка фундука, грецких орехов и каштанов. Будет создано около 130 тыс. дополнительных рабочих мест, получит дальнейшее развитие инвестиционная привлекательность агропромышленного комплекса. Малое и среднее предпринимательство на юге России выйдет на качественно новый уровень благодаря реализации программных мероприятий и позволит создать дополнительно 60 тыс. новых рабочих мест. В результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой, будет создано 700 тыс. новых рабочих мест. Поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты за весь период действия Программы составят соответственно - 25,8, 20,3 и 11,5 млрд. рублей (всего 57,6 млрд. рублей). Основные показатели социально-экономического развития юга России -------------------------------------------------------------------------------------- | | 1991 | 1995 | 2000 | 2006 | Число | | | год | год | год | год | создаваемых | | | | | | | рабочих мест | | | | | | | (тыс. мест) | |------------------------------------------------|---------|---------|---------------| | Туристско-рекреационный | | | 150 | | и санаторно-курортный комплекс | | | | |------------------------------------------------|---------|---------|---------------| | Количество отдыхающих, | 12,7 | 3,7 | 6,5 | 11,2 | | | млн. чел. | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Агропромышленный комплекс| | | | | 130 | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Валовой сбор зерна, | 26,2 | 15,9 | 17,2 | 30,7 | | | млн. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство овощных | 2,6 | 1,9 | 2 | 2,6 | | | культур, млн. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство скота и | 1,7 | 0,9 | 1,2 | 1,6 | | | птицы (в убойном весе), | | | | | | | млн. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство молока, | 7,2 | 5,2 | 4,2 | 5,2 | | | млн. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство яиц, | 6,5 | 4,3 | 4,4 | 6,1 | | | млрд. шт. | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство консервов, | 3055,7 | 848,9 | 682,7 | 1079,6 | | | млн. усл. банок | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство | 1,5 | 1,2 | 2,3 | 2,9 | | | сахара-песка, млн. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство масла | 662,7 | 507,2 | 728,5 | 826,4 | | | растительного, тыс. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство масла | 106,9 | 52,1 | 24,2 | 31,4 | | | животного, тыс. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство хлопка, | - | - | - | 165 | | | тыс. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Переработка фундука, | - | - | - | 8700 | | | грецкого ореха и | | | | | | | каштана (объем готовой | | | | | | | продукции, т/год) | | | | | | |-------------------------------------|----------|---------|---------|---------------| | Транспортно-дорожный комплекс | | | 2| 0 | |-------------------------------------|----------|---------|---------|---------------| | Грузооборот транспорта | 408,9 | 238,7 | 132,3 | 177 | | | общего пользования - | | | | | | | всего (млрд. т/км) | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | в том числе: | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | железнодорожного | 174,2 | 63,5 | 78,6 | 110 | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | автомобильного | 8,9 | 5,8 | 4,4 | 5,6 | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | морского | 215,3 | 161,5 | 46,2 | 57,5 | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | внутреннего водного | 10 | 7,2 | 3 | 3,8 | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | воздушного | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Электроэнергетика | | | | | 20 | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство | 79,5 | 66,6 | 59,6 | 74,1 | | | электрической | | | | | | | энергии, млрд. кВт. ч | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Потребление | 80,6 | 60,4 | 62 | 67,5 | | | электрической | | | | | | | энергии, млрд. кВт. ч | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Магистральные сети | | | | | 15 | | нефте- и газопроводов | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Транспортировка нефти | - | - | 50 | 120 | | | по магистральным | | | | | | | трубопроводам, млн. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Транспортировка газа | - | - | 4 | 15 | | | по магистральным | | | | | | | газопроводам, | | | | | | | млрд. куб. м | | | | | | |-------------------------------------|----------|---------|---------|---------------| | Добыча и переработка нефти и газа | | | | 70 | |-------------------------------------|----------|---------|---------|---------------| | Добыча нефти, млн. т | 11,2 | 7,8 | 10,6 | 12,5 | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Первичная переработка | 11,8 | 12,4 | 12,2 | 17 | | | нефти, млн. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Добыча газа, | 8,5 | 12,4 | 13,8 | 15,9 | | | млрд. куб. м | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Добыча угля | | | | | 5 | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Добыча угля, млн. т | 24,0 | 19,4 | 9,7 | 13 | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Промышленность | | | | | 80 | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство | 1,2 | 0,6 | 0,9 | 1,4 | | | минеральных | | | | | | | удобрений, млн. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство цемента, | 10,8 | 5,7 | 4,1 | 6,5 | | | млн. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство труб | 2,6 | 0,8 | 0,9 | 1,3 | | | стальных, млн. т | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство комбайнов | 40,4 | 4,8 | 0,9 | 1,3 | | | зерноуборочных, тыс. шт. | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство тракторов, | 43,7 | 3,3 | 3,6 | 5,6 | | | тыс. шт. | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Производство тракторных | 35,6 | 0,5 | 0,8 | 1,3 | | | культиваторов, тыс. шт. | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Социальная сфера | | | | | 100 | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Удельный вес населения | - | 37 | 42,1 | 18 | | | с денежными доходами | | | | | | | ниже величины | | | | | | | прожиточного минимума, | | | | | | | процентов | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Обеспеченность | 15,9 | 16,9 | 17,8 | 20 | | | населения жильем, | | | | | | | кв. м на 1 жителя | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Обеспеченность | 132 | 113 | 103 | 150 | | | населения | | | | | | | больничными койками, | | | | | | | коек на 10000 человек | | | | | | |-------------------------------------|----------|---------|---------|---------------| | Малое и среднее предпринимательство | | | | 60 | |-------------------------------------|----------|---------|---------|---------------| | Число малых | - | 87,3 | 82,2 | 107 | | | предприятий, | | (1997 | | | | | тыс. | | год) | | | | |------------------------------------------------|---------|---------|---------------| | Инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства | | | 45 | |------------------------------------------------|---------|---------|---------------| | Биоресурсы | | | | | 5 | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Основные экономические региональные | показатели | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Инвестиции в основной | 21,7 | 30,2 | 127,1 | 200 | | | капитал, млрд. руб. | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | ВРП на душу населения, | - | - | 22,7 | 54,5 | | | тыс. руб. | | | | | | |--------------------------|----------|----------|---------|---------|---------------| | Дотации субъектам | - | - | 13 | 7,8 | | | Российской Федерации, | | | | | | | млрд. руб. | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------- Приложение к федеральной целевой программе "Юг России" Система мероприятий, объемы и источники финансирования федеральной целевой программы "Юг России" (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Местонахождение | Наименование | Период | Общий объем | Федеральный бюджет | | Бюджет | Местный | Внебюджетные | | объекта | проекта | реализации | финансовых |-------------------------------------------------------------|------------| субъекта | бюджет | средства | | | | (годы) | ресурсов | всего из | из них на | в том числе: | выделяемые | Российской | | | | | | | | федерального | реализацию | --------------------------------| по другим | Федерации | | | | | | | | бюджета | Программы | капитальные| прочие | НИОКР | федеральным| | | | | | | | | | | вложения | текущие | | целевым | | | | | | | | | | | | расходы | | программам | | | | |---------------------|----------------------|-------------|---------------|--------------|------------|------------|---------|----------|------------|------------|-----------|--------------| | ОБЩИЙ ОБЪЕМ СРЕДСТВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ | | | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------|---------------|--------------|------------|------------|---------|----------|------------|------------|-----------|--------------| | | | всего | 81530,9 | 15893,874 | 9255,904 | 9139,82 | 96,7 | 19,384 | 6637,97 | 8392,866 | 1837,8 | 55406,36 | |---------------------|----------------------|-------------|---------------|--------------|------------|------------|---------|----------|------------|------------|-----------|--------------| | | | 2003 | 18137,684 | 2715,184 | 2108,484 | 2096,2 | 8,7 | 3,584 | 606,7 | 1513,91 | 338,5 | 13570,09 | |---------------------|----------------------|-------------|---------------|--------------|------------|------------|---------|----------|------------|------------|-----------|--------------| | | | 2004 | 22424,026 | 4780,03 | 2649,82 | 2606,32 | 38 | 5,5 | 2130,21 | 2536,746 | 591,79 | 14515,46 | |---------------------|----------------------|-------------|---------------|--------------|------------|------------|---------|----------|------------|------------|-----------|--------------| | | | 2005 | 21275,18 | 4245,75 | 2354,2 | 2313,6 | 35 | 5,6 | 1891,55 | 2286,47 | 482,5 | 14260,46 | |---------------------|----------------------|-------------|---------------|--------------|------------|------------|---------|----------|------------|------------|-----------|--------------| | | | 2006 | 19694,01 | 4152,91 | 2143,4 | 2123,7 | 15 | 4,7 | 2009,51 | 2055,74 | 425,01 | 13060,35 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Обеспечение геостратегических приоритетов | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | всего | 6269,26 | 1143,46 | 600,7 | 592,7 | 8 | | 542,76 | 346,5 | 272,5 | 4506,8 | |---------------------|----------------------|-------------|---------------|--------------|------------|------------|---------|----------|------------|------------|-----------|--------------| | | | 2003 | 1087,5 | 125,8 | 125,8 | 123,8 | 2 | | | 54,7 | 24,6 | 882,4 | |---------------------|----------------------|-------------|---------------|--------------|------------|------------|---------|----------|------------|------------|-----------|--------------| | | | 2004 | 1616,81 | 311,21 | 182,3 | 180,3 | 2 | | 128,91 | 104 | 80,9 | 1120,7 | |---------------------|----------------------|-------------|---------------|--------------|------------|------------|---------|----------|------------|------------|-----------|--------------| | | | 2005 | 1811,45 | 342,65 | 134,9 | 132,9 | 2 | | 207,75 | 91,1 | 77 | 1300,7 | |