О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 11 апреля 2001 г. N 285 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании оценочной деятельности. 2. Установить, что за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей, за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии - плата в размере 300 рублей, за переоформление и продление лицензии - плата в размере 10 рублей, за предоставление выписки из реестра лицензий (об одном лицензиате) - плата в размере 10 рублей. 3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 11 апреля 2001 г. N 285 УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 года N 285 ПОЛОЖЕНИЕ о лицензировании оценочной деятельности 1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования и условия выдачи лицензий на осуществление оценочной деятельности. Настоящее Положение не распространяется на лицензирование деятельности по оценке имущества инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов. 2. Лицензирование оценочной деятельности осуществляет Министерство имущественных отношений Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган). Оценочная деятельность в соответствии с выданной лицензией может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Передача лицензии другому лицу не допускается. 3. Лицензирующий орган вправе по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации делегировать часть своих полномочий по лицензированию оценочной деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 4. Лицензия выдается на осуществление следующих работ (услуг) в области оценочной деятельности: а) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении недвижимого имущества, за исключением предприятий как имущественных комплексов, подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов (далее именуется - оценка стоимости недвижимого имущества); б) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении движимого имущества (за исключением денег и ценных бумаг), а также подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов (далее именуется - оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств); в) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), а также конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность (далее именуется - оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности); г) оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов (далее именуется - оценка стоимости предприятия (бизнеса). 5. Лицензионными требованиями и условиями являются: а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об оценочной деятельности; б) предоставление по запросу лицензирующего органа информации, необходимой для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий; в) осуществление страхования гражданской ответственности оценщиков путем заключения договора страхования по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной деятельности либо по каждому заключаемому договору об оценке; г) для лицензиата - юридического лица - наличие в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности; д) для лицензиата - индивидуального предпринимателя - наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности. 6. Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы: а) заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридического лица - наименования, организационно-правовой формы и места его нахождения, идентификационного номера налогоплательщика, реквизитов расчетного счета в банке; для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность; лицензируемой деятельности (с перечислением работ (услуг); срока, в течение которого будет осуществляться лицензируемая деятельность; б) копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя; в) копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающих получение профессиональных знаний по указанным в заявлении работам (услугам) в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, согласованными с лицензирующим органом; г) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика; д) сведения о ранее полученных лицензиях на осуществление оценочной деятельности; е) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение заявления. В случае если копии документов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, не заверены нотариусом, вместе с копиями предъявляются оригиналы. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается. 7. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии. 8. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. При рассмотрении заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности по оценке предприятия (бизнеса) лицензирующий орган в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет копии представленных документов в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. Заключение о возможности выдачи лицензии представляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг в лицензирующий орган в срок, не превышающий 10 дней. 10. Лицензирующий орган в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора либо об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа. Выдача лицензии производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора. 11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является: а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; б) несоответствие деятельности соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, в том числе получение отрицательного заключения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг при рассмотрении заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности по оценке предприятия (бизнеса). 12. Соискатель лицензии имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обжаловать отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие. 13. При обжаловании решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Независимая экспертиза производится за счет средств соискателя лицензии. 14. Заявление о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует комиссию для ее проведения. В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа. Список членов комиссии направляется заявителю. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой заявитель вправе представить в лицензирующий орган соответствующее возражение против участия данного лица в экспертизе. Лицензирующий орган информирует заявителя о результатах рассмотрения его заявления. Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии. 15. Комиссия в течение 30 дней со дня получения заявления рассматривает представленные соискателем лицензии документы, осуществляет проверку их соответствия лицензионным требованиям и условиям и готовит экспертное заключение об обоснованности решения лицензирующего органа. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение 3 дней после его принятия. При принятии комиссией решения о соответствии документов соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии. 16. В лицензии указываются: а) наименование лицензирующего органа; б) наименование и место нахождения юридического лица; фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, данные документа, удостоверяющего его личность; в) лицензируемая деятельность (с перечислением работ (услуг); г) срок действия лицензии; д) лицензионные требования и условия; е) идентификационный номер налогоплательщика; ж) дата принятия решения о выдаче лицензии; з) номер лицензии и дата ее выдачи. 17. Лицензия выдается на 3 года, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. 18. В случае преобразования юридического лица, изменения наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае утраты лицензии лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) либо индивидуальный предприниматель - обязан в 15-дневный срок подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения, либо об отказе от переоформления лицензии. Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления и производится в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и справки о приеме документов на переоформление, а в случае утраты - на основании указанной справки. При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие сведения в реестр лицензий. 19. При необходимости изменения или дополнения указанных в лицензии работ (услуг) лицензиат вправе подать заявление о выдаче новой лицензии с приложением к нему имеющейся лицензии и документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения. Новая лицензия выдается в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением. 20. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии, отозвать ее или принять действия к аннулированию лицензии. Решение о приостановлении действия, отзыве или аннулировании лицензии доводится до лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения. Необходимые сведения вносятся в реестр лицензий лицензирующим органом в 3-дневный срок со дня принятия решения. 21. Основанием для приостановления действия лицензии является: а) выявление лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороноспособности и безопасности государства; б) невыполнение лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения. В случае приостановления действия лицензии срок, на который выдана лицензия, не продлевается. 22. Лицензия утрачивает юридическую силу со дня ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, а также в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. 23. По основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, лицензия может быть аннулирована. 24. Отзыв лицензии осуществляется на основании: а) признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным факта государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуального предпринимателя или юридического лица банкротом; в) признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным имеющегося у индивидуального предпринимателя документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности; г) признания недействительным документа об образовании работника юридического лица при условии, что он является единственным работником, имеющим документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности; д) установления факта выхода лицензиатом в своей деятельности за пределы прав, предоставленных ему лицензией; е) установления факта несоблюдения лицензиатом в своей деятельности требований, установленных законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; ж) решения суда, арбитражного суда, третейского суда. 25. Решение о приостановлении действия лицензии или об отзыве лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 26. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. Лицензиат обязан устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, и направить в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок указанные обстоятельства не устранены, лицензия в установленном порядке аннулируется. Лицензирующий орган в течение 30 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указанных обстоятельств и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо невозможности возобновления действия лицензии. 27. Лицензия считается возобновленной с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения. Об указанном решении лицензиат уведомляется в 3-дневный срок со дня принятия решения. В случае если решение о приостановлении действия лицензии было принято на основании обращения государственных надзорных и контрольных органов, иных органов государственной власти, документом, подтверждающим устранение обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, является заключение органа, направившего обращение. В иных случаях документ, подтверждающий устранение указанных обстоятельств, определяется лицензирующим органом при принятии решения о приостановлении действия лицензии. Для установления факта устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, он имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится в порядке, установленном пунктами 13 - 15 настоящего Положения. Необходимые сведения вносятся в реестр лицензий в 3-дневный срок со дня принятия соответствующего решения. 28. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции. Лицензирующий орган имеет право: а) проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям; б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок; в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения; д) выносить предупреждения лицензиату; е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия. 29. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы. 30. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий. В реестре лицензий указываются: а) сведения о лицензиате (наименование и организационно-правовая форма юридического лица, реквизиты документов об образовании работников этого юридического лица, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности; фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, реквизиты документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности; место нахождения лицензиата, идентификационный номер налогоплательщика, реквизиты расчетного счета в банке); б) сведения о лицензирующем органе; в) лицензируемая деятельность (с перечислением работ (услуг); г) срок действия лицензии; д) номер лицензии и дата ее выдачи; е) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии; ж) основание и дата отзыва или аннулирования лицензии. 31. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц и предоставляется им в виде выписок в 3-дневный срок со дня подачи соответствующего заявления. Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно. 32. Лицензионный сбор за выдачу лицензии, плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, плата за переоформление и продление срока действия лицензии, а также за предоставление выписки из реестра лицензий перечисляются на соответствующий счет, открываемый лицензирующим органом в органах федерального казначейства, и зачисляются в установленном порядке в федеральный бюджет. 33. Руководители и должностные лица лицензирующего органа несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований настоящего Положения. |