О КОНТРОЛЕ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ВИДЕ ФИКСИРОВАННОГО ПЛАТЕЖА. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 30.04.03 СА-6-05/510

                 О КОНТРОЛЕ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
                    В ВИДЕ ФИКСИРОВАННОГО ПЛАТЕЖА
 
                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          30 апреля 2003 г.
                            N СА-6-05/510

                                 (Д)
 
 
     В связи  с  тем,  что  согласно  статье 25 Федерального закона от
15.12.2001  N  167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном   страховании   в
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) контроль за
уплатой  страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное  страхование
осуществляется    налоговыми    органами   в   порядке,   определяемом
законодательством  Российской  Федерации,  регулирующим   деятельность
налоговых  органов,  Министерство  Российской  Федерации  по налогам и
сборам разъясняет следующее.
     1. В  соответствии  со  статьей  28  Федерального закона N 167-ФЗ
страхователи,  указанные в подпункте 2 пункта 1  статьи  6  названного
Федерального  закона,  уплачивают  суммы  страховых  взносов  в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного  платежа.
Размер  фиксированного  платежа  в  расчете  на  месяц устанавливается
исходя   из   стоимости   страхового   года,   ежегодно   утверждаемой
Правительством Российской Федерации.
     Минимальный размер  фиксированного  платежа   на   финансирование
страховой  и  накопительной  частей  трудовой пенсии устанавливается в
размере 150 рублей в месяц и является  обязательным  для  уплаты.  При
этом   100  рублей  направляется  на  финансирование  страховой  части
трудовой пенсии,  50 рублей - на  финансирование  накопительной  части
трудовой пенсии.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N  167-ФЗ
в   целях   настоящего   Федерального   закона   частные  детективы  и
занимающиеся   частной   практикой    нотариусы    приравниваются    к
индивидуальным предпринимателям.
     1.1. Статьей 10 Федерального закона от  31.12.2002  N  187-ФЗ  "О
внесении  изменений  и  дополнений  в  часть вторую Налогового кодекса
Российской  Федерации  и  некоторые   другие   акты   законодательства
Российской Федерации" статья 28 Федерального закона N 167-ФЗ дополнена
пунктом 5,  в соответствии  с  которыми  страхователи-адвокаты  вправе
уплачивать  страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие
адвокатские образования,  исполняющие в  отношении  адвокатов  функции
налоговых агентов.
     Таким образом,  уплата страховых взносов  в  виде  фиксированного
платежа  на  финансирование  страховой и накопительной частей трудовой
пенсии   адвокатами   осуществляется   самостоятельно    либо    через
соответствующие   адвокатские  образования,  исполняющие  в  отношении
адвокатов функции налоговых агентов.
     1.2. В  соответствии  с пунктом 2 статьи II Порядка регистрации в
территориальных  органах  ПФР  страхователей,  уплачивающих  страховые
взносы  в  Пенсионный  фонд  Российской Федерации в виде фиксированных
платежей,  утвержденного Постановлением  Правления  Пенсионного  фонда
Российской  Федерации  от 16.08.2002 N 89п (зарегистрировано в Минюсте
России 28.11.2002 N 3971),  определено, что главы и члены крестьянских
(фермерских)    хозяйств    являются    страхователями    и    обязаны
зарегистрироваться в качестве страхователей в территориальных  органах
Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  в 30-дневный срок с момента
регистрации  крестьянского  (фермерского)  хозяйства  по   месту   его
нахождения.
     Положениями статьи   23   части   первой   Гражданского   кодекса
Российской   Федерации  (далее  -  ГК  РФ)  предусмотрено,  что  глава
крестьянского (фермерского)  хозяйства,  осуществляющего  деятельность
без  образования  юридического  лица,  признается  предпринимателем  с
момента  государственной   регистрации   крестьянского   (фермерского)
хозяйства.
     Крестьянское (фермерское) хозяйство,  образованное до введения  в
действие  части  первой  ГК РФ,  является юридическим лицом до момента
регистрации  изменений  его  правового  статуса  по  заявлению   главы
крестьянского (фермерского) хозяйства.
     С введением в действие ГК РФ крестьянским (фермерским) хозяйствам
предоставлено право самостоятельно определять свой правовой статус, то
есть либо согласно статье  23  ГК  РФ  зарегистрироваться  в  качестве
крестьянского  (фермерского)  хозяйства,  осуществляющего деятельность
без образования юридического лица,  либо согласно статье 259 ГК  РФ  в
установленном порядке преобразоваться в хозяйственное товарищество или
производственный кооператив, которые являются юридическими лицами.
     Таким образом,  независимо  от  того,  в какой форме крестьянские
(фермерские)   хозяйства   осуществляют   деятельность   (крестьянские
(фермерские)   хозяйства,   осуществляющие   деятельность   с  правами
юридического лица,  и хозяйства без  образования  юридического  лица),
главы  и члены крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые
взносы в виде фиксированного платежа  на  финансирование  страховой  и
накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке.
     2. При осуществлении  контроля  налоговыми  органами  за  уплатой
страховых взносов в виде фиксированного платежа учитывается следующее.
     Действующим законодательством не установлены:
     - для  индивидуальных  предпринимателей  и  адвокатов обязанность
представлять  по  итогам  отчетных  периодов  -  расчеты,  по   итогам
налогового  периода  -  декларацию  об исчисленных и уплаченных суммах
страховых взносов в виде фиксированного платежа;
     - для налоговых органов обязанность по исчислению суммы страховых
взносов  в  виде   фиксированного   платежа,   направлению   налоговых
уведомлений  на  уплату авансовых платежей по страховым взносам в виде
фиксированного платежа страхователям;
     - применительно к страховому взносу в виде фиксированного платежа
сроки уплаты в течение расчетного года, определенные конкретной датой;
     - требования  к  адвокатам  и  членам крестьянского (фермерского)
хозяйства,  осуществляющего деятельность без образования  юридического
лица,  об их регистрации в качестве предпринимателей.  Согласно статье
11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК  РФ)  указанные
категории  налогоплательщиков - физических лиц не приравнены для целей
НК РФ к индивидуальным предпринимателям.  Статья 83 НК РФ не  содержит
нормы,  обязывающей  адвокатов  и  членов  крестьянского (фермерского)
хозяйства,  кроме являющегося  индивидуальным  предпринимателем  главы
этого  хозяйства,  встать  на  учет  в  налоговых  органах  в качестве
индивидуальных предпринимателей.
     Учитывая вышеизложенное,    у   налоговых   органов   отсутствуют
основания (помимо изложенных в  письме  МНС  России  от  17.06.2002  N
СА-6-05/839@) для:
     - начисления  пеней  при  уплате   страховых   взносов   в   виде
фиксированного платежа;
     - проверки   своевременности   уплаты   страховых   взносов    на
обязательное  пенсионное  страхование  в виде фиксированного платежа и
определения сумм, подлежащих начислению и уплате.
     3. В  целях  реализации  контроля за уплатой страховых взносов на
обязательное пенсионное  страхование  в  виде  фиксированного  платежа
налоговые  органы проводят работу в соответствии с положениями Порядка
обмена информацией между налоговыми органами  и  органами  Пенсионного
фонда Российской    Федерации    от    04.02.2002    N    БГ-15-05/65,
N МЗ-16-25/1043.

Действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
                                                           С.Х. АМИНЕВ
30 апреля 2003 г.
N СА-6-05/510