О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ ГРАЖДАН (РЕДАКЦИЯ НА 02.02.88.). Указ. Президиум Верховного Совета СССР. 12.04.68 2534-VII

    О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ ГРАЖДАН

                                 УКАЗ

                   ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

                          12 апреля 1968 г.
                              N 2534-VII

                                (ЮИАИ)


    

     Обращения граждан  в  государственные  и  общественные  органы  с
предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство осуществления и
охраны прав личности,  укрепления связей государственного  аппарата  с
населением,  существенный источник информации, необходимой при решении
текущих и перспективных вопросов  государственного,  хозяйственного  и
социально-культурного  строительства.  Являясь  одной  из форм участия
трудящихся  в  управлении,  обращения  граждан  способствуют  усилению
контроля   народа  за  деятельностью  государственных  и  общественных
органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их
работе.
     Учитывая большое    значение,    которое     имеет     постоянное
совершенствование деятельности государственных, общественных органов и
должностных  лиц,  направленной   на   улучшение   приема   населения,
своевременное и правильное рассмотрение предложений,  заявлений, жалоб
граждан,  выявление и устранение причин,  вызывающих жалобы, Президиум
Верховного Совета СССР постановляет:
     1. Все государственные и общественные органы должны  обеспечивать
гражданам СССР необходимые условия для осуществления провозглашенных и
гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами прав  вносить  в
письменной  и  устной  форме  в  государственные органы и общественные
организации предложения  об  улучшении  их  деятельности,  критиковать
недостатки  в  работе,  обращаться с заявлениями,  обжаловать действия
должностных лиц, государственных и общественных органов.
     Государственные и общественные органы,  предприятия,  учреждения,
организации,  их  руководители,  другие   должностные   лица   обязаны
принимать  и  в  соответствии со своими полномочиями,  в установленные
настоящим Указом  и  другим  законодательством  Союза  ССР  и  союзных
республик  порядке  и  сроки  рассматривать  предложения,  заявления и
жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
     Письменное обращение   гражданина  должно  быть  им  подписано  с
указанием  фамилии,  имени,  отчества  и  содержать  помимо  изложения
существа  предложения,  заявления либо жалобы также данные о месте его
жительства,  работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений,
признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
     2. Предложения, заявления и жалобы граждан государственные органы
разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией
СССР,  Конституциями союзных и автономных республик, законодательством
Союза ССР, союзных и автономных республик.
     Органы Союза  ССР  разрешают  предложения,  заявления  и   жалобы
граждан, относящиеся к вопросам ведения Союза ССР.
     По вопросам совместного ведения Союза  ССР  и  союзных  республик
органы  Союза  ССР разрешают предложения,  заявления и жалобы граждан,
когда данные вопросы отнесены к компетенции союзных органов, а также в
порядке  рассмотрения  жалоб  на  решения,  принятые  по предложениям,
заявлениям и  жалобам  центральными  органами  союзной  республики,  в
случае несоответствия этих решений законодательству Союза ССР.
     По иным  вопросам  предложения,  заявления   и   жалобы   граждан
разрешаются     соответствующими     республиканскими    и    местными
государственными    органами,    предприятиями,     учреждениями     и
организациями.
     3. В целях своевременного рассмотрения предложений,  заявлений  и
жалоб граждан:
     предложения и заявления подаются гражданами в те  государственные
и общественные органы,  предприятия,  учреждения,  организации или тем
должностным  лицам,  к  непосредственному  ведению  которых  относится
разрешение данного вопроса;
     жалобы подаются в те органы или тем  должностным  лицам,  которым
непосредственно   подчинены   государственный,   общественный   орган,
предприятие,  учреждение,  организация или должностное лицо,  действия
которых обжалуются.
     Жалобы на решения общих собраний членов колхозов, кооперативных и
иных общественных организаций, не имеющих своих вышестоящих органов, а
также на решения органов  общественной  самодеятельности,  действующих
под руководством Советов народных депутатов, подаются в исполнительный
и распорядительный орган соответствующего Совета.
     В случаях и порядке,  предусмотренных законом,  жалобы могут быть
поданы в суд.
     4. Государственные    и    общественные    органы,   предприятия,
учреждения,  организации, их руководители и другие должностные лица, к
ведению   которых   не  относится  решение  вопросов,  поставленных  в
предложениях,  заявлениях,  жалобах,  направляют их не позднее  чем  в
пятидневный срок по принадлежности,  извещая об этом заявителей, а при
личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.
     5. Запрещается  направлять  жалобы  граждан  для  разрешения  тем
органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.
     6. Руководители  и  другие  должностные  лица  государственных  и
общественных органов,  предприятий,  учреждений и организаций  обязаны
проводить личный прием граждан.
     Прием должен проводиться в установленные и доведенные до сведения
граждан дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях - в
вечерние часы, по месту работы и жительства.
     Личную ответственность   за  организацию  приема  и  рассмотрение
предложений,  заявлений  и   жалоб   граждан   в   государственных   и
общественных  органах,  на предприятиях,  в учреждениях и организациях
несут их руководители.
     7. Государственные    и    общественные    органы,   предприятия,
учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица при
рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны:
     внимательно разбираться в их  существе,  в  случае  необходимости
истребовать  нужные  документы,  направлять  работников  на  места для
проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
     принимать обоснованные   решения   по  предложениям,  заявлениям,
жалобам,  обеспечивать  своевременное  и  правильное  исполнение  этих
решений;
     сообщать гражданам в письменной  или  устной  форме  о  решениях,
принятых   по  предложениям,  заявлениям,  жалобам,  а  в  случаях  их
отклонения указывать мотивы;  по просьбам граждан  разъяснять  порядок
обжалования;
     систематически анализировать и обобщать  предложения,  заявления,
жалобы,   содержащиеся   в   них   критические   замечания   с   целью
своевременного выявления и устранения  причин,  порождающих  нарушения
прав  и  охраняемых законом интересов граждан,  изучения общественного
мнения,  совершенствования  работы  государственных   и   общественных
органов, предприятий, учреждений и организаций.
     8. Гражданин,  не  согласный  с   решением,   принятым   по   его
предложению,  заявлению,  жалобе, имеет право обжаловать это решение в
тот  орган  или  тому  должностному  лицу,   которым   непосредственно
подчинены    государственный,    общественный    орган,   предприятие,
учреждение,  организация или должностное  лицо,  принявшие  обжалуемое
решение.
     9. Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со  дня
поступления в государственный,  общественный орган,  на предприятие, в
учреждение,  организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не
требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не
позднее 15 дней.
     Законодательством союзных    республик    могут   устанавливаться
сокращенные сроки разрешения заявлений и  жалоб  в  республиканских  и
местных   органах,   а   также   на   предприятиях,  в  учреждениях  и
организациях.
     В тех   случаях,   когда  для  разрешения  заявления  или  жалобы
необходимо    проведение    специальной     проверки,     истребование
дополнительных  материалов либо принятие других мер,  сроки разрешения
заявления  или  жалобы  могут  быть  в  порядке  исключения   продлены
руководителем  или  заместителем руководителя соответствующего органа,
предприятия,  учреждения и организации, но не более чем на один месяц,
с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
     Предложения граждан рассматриваются в срок до одного  месяца,  за
исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения,
о чем сообщается лицу, внесшему предложение.
     10. Заявления   и   жалобы   военнослужащих  и  членов  их  семей
разрешаются:
     в органах Союза ССР и в республиканских органах в срок до 15 дней
со дня их поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу;
     в местных органах,  на предприятиях, в учреждениях и организациях
- безотлагательно,  но не позднее 7 дней со дня поступления  заявления
или жалобы в орган, обязанный разрешить вопрос по существу.
     В тех  случаях,  когда  для  разрешения  заявления   или   жалобы
необходимо     проведение     специальной    проверки,    истребование
дополнительных материалов либо принятие других мер,  сроки  разрешения
заявления   или  жалобы  могут  быть  в  порядке  исключения  продлены
руководителем или заместителем руководителя  соответствующего  органа,
предприятия,  учреждения и организации,  но не более чем на 15 дней, с
сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
     Предложения, заявления   и  жалобы  военнослужащих,  связанные  с
прохождением  службы,  подаются,  рассматриваются  и   разрешаются   в
соответствии  с  Уставом  внутренней  службы  и Дисциплинарным уставом
Вооруженных Сил СССР.
     11. Предложения,  заявления  и  жалобы  граждан,  поступающие  из
редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой
информации,  а  также выступления и опубликованные в печати материалы,
связанные  с  предложениями,  заявлениями,  жалобами,  рассматриваются
государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями
и организациями в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Указом.
     12. Исполнительные  комитеты  местных  Советов народных депутатов
для рассмотрения предложений,  заявлений и  жалоб  граждан  привлекают
депутатов и актив соответствующих Советов.
     Государственные органы, предприятия, учреждения и организации для
рассмотрения   предложений,  заявлений  и  жалоб,  проведения  по  ним
проверок  и  других  мер  привлекают  представителей   общественности,
народных контролеров, передовых рабочих, колхозников и служащих.
     В необходимых случаях предложения  граждан,  а  также  результаты
рассмотрения заявлений и жалоб,  имеющих общественное значение, должны
обсуждаться на собраниях трудовых коллективов и  по  месту  жительства
граждан.
     13. Все   государственные   и   общественные    органы    обязаны
систематически  проверять  состояние  дел по рассмотрению предложений,
заявлений и жалоб граждан в подчиненных им предприятиях, учреждениях и
организациях,   принимать   меры   к   устранению  причин  и  условий,
порождающих нарушения прав и  охраняемых  законом  интересов  граждан,
вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб.
     14. Советы народных депутатов и их органы проверяют состояние дел
по   рассмотрению   предложений,   заявлений   и   жалоб   граждан   в
соответствующих государственных и общественных  органах,  а  также  на
предприятиях,   в   учреждениях   и   организациях,  расположенных  на
территории данного Совета;  результаты проверок в необходимых  случаях
обсуждают   на   сессиях   Советов   народных   депутатов,  заседаниях
исполнительных и распорядительных органов, постоянных комиссий Советов
народных депутатов.
     Руководители исполнительных и  распорядительных  органов  Советов
народных   депутатов,  других  государственных  органов,  предприятий,
учреждений и организаций должны систематически отчитываться  о  работе
по  рассмотрению  предложений,  заявлений  и  жалоб на сессиях Советов
народных депутатов,  заседаниях их исполнительных  и  распорядительных
органов,  а  также  на  собраниях  трудовых  коллективов  и  по  месту
жительства граждан.
     15. Нарушение  установленного  порядка  рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб,  бюрократическое отношение к ним, волокита, а также
преследование граждан в связи с подачей предложений,  заявлений, жалоб
либо за  содержащуюся  в  них  критику  влекут  в  отношении  виновных
должностных лиц ответственность в соответствии с законодательством.
     Те же  деяния  должностных  лиц,  причинившие  существенный  вред
государственным  или  общественным  интересам  или правам и охраняемым
законом  интересам  граждан,  влекут  уголовную   ответственность   по
соответствующим   статьям   уголовных  кодексов  союзных  республик  о
должностных преступлениях.
     Подача гражданином  заявления  или  жалобы в клеветнических целях
влечет ответственность в соответствии с законодательством.
     16. Органы    народного   контроля   осуществляют   контроль   за
соблюдением должностными лицами  советских  законов  при  рассмотрении
предложений,  заявлений,  жалоб  граждан,  проводят проверки состояния
этой работы в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на
предприятиях,   в  учреждениях,  организациях,  а  также  в  колхозах,
кооперативных  и  иных  общественных  организациях,  ведут  борьбу   с
волокитой  и  бюрократизмом,  допускаемыми  при рассмотрении обращений
граждан,  воздействуют на лиц, виновных в недостатках или нарушениях в
работе с предложениями,  заявлениями, жалобами, как путем товарищеской
критики,  обсуждения  их  неправильных  действий,  так  и  посредством
привлечения  к  ответственности  в  соответствии  с Законом о народном
контроле в СССР.
     17. Генеральный   прокурор   СССР  и  подчиненные  ему  прокуроры
осуществляют высший  надзор  за  точным  и  единообразным  исполнением
законов при рассмотрении предложений,  заявлений и жалоб граждан всеми
министерствами,    государственными    комитетами    и    ведомствами,
предприятиями,   учреждениями   и   организациями,  исполнительными  и
распорядительными  органами  местных   Советов   народных   депутатов,
колхозами,   кооперативными   и   иными  общественными  организациями,
должностными лицами, принимают меры к восстановлению нарушенных прав и
защите   законных   интересов   граждан,   привлекают   нарушителей  к
ответственности и принимают другие меры в  соответствии  с  Законом  о
прокуратуре СССР.
     18. Действие настоящего  Указа  не  распространяется  на  порядок
рассмотрения  предложений,  заявлений  и жалоб граждан,  установленный
уголовно-процессуальным,  гражданским процессуальным законодательством
Союза  ССР  и  союзных  республик,  Положением  о порядке рассмотрения
трудовых   споров,   Положением   об   открытиях,    изобретениях    и
рационализаторских    предложениях,    Уставом    связи    и    другим
законодательством Союза ССР и союзных республик.
     19. Делопроизводство   по   предложениям,  заявлениям  и  жалобам
граждан в государственных органах,  на предприятиях,  в учреждениях  и
организациях ведется в порядке, утверждаемом Советом Министров СССР.