О ПРОВЕДЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА. Письмо. Федеральная служба земельного кадастра России. 10.04.03 СС/270

                                ПИСЬМО
 
            ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ
 
                          10 апреля 2003 г.
                               N СС/270
 
                                 (Д)


     Территориальное землеустройство является обязательным  комплексом
мероприятий по образованию новых и упорядочению существующих земельных
участков  и  установлению  их  границ  на  местности.  При  проведении
территориального   землеустройства   необходимо   понимать,   что  для
государства  важен  сам   факт   наличия   земельного   участка,   его
местоположение,  правовой режим, площадь и другие сведения о земельном
участке,  описывающие его,  прежде всего,  как объект налогообложения.
Поэтому  источниками  сведений  о  земельном  участке (местоположение,
площадь,  границы земельного участка) как об  объекте  налогообложения
могут   быть  и  материалы  межевания,  и  картографический  материал,
численный масштаб которого позволяет идентифицировать местоположение и
границы земельного участка.
     Задачей территориального  землеустройства  является   обеспечение
идентификации  местоположения и границ земельного участка на местности
с   целью    защиты    прав    собственников    земельных    участков,
землепользователей,  землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Надежность идентификации местоположения и границ земельного участка на
местности  в  значительной  степени  зависит  от  точности  сведений о
местоположении  и  границах   земельного   участка,   получаемых   при
проведении  землеустройства.  Наиболее  точно  границы  описываются на
основе материалов межевания земельного участка и с меньшей точностью -
на  основе  картографических  материалов или материалов дистанционного
зондирования.  Учитывая,  что речь идет о гарантиях прав собственников
земельных участков,  землепользователей, землевладельцев и арендаторов
земельных участков,  то соответственно они вправе сами выбирать: более
дорогие работы - межевание и точное описание границ земельных участков
или менее дорогие работы и менее точные - на  основе  картографических
материалов   или  материалов  дистанционного  зондирования.  При  этом
заказчик землеустройства принимает на себя ответственность за точность
идентификации  границ  земельного  участка,  в  рамках  которой  будут
гарантироваться его  права  как  правообладателя  земельного  участка.
Однако  здесь  следует отметить,  что межевание земельного участка как
мероприятие по установлению на  местности  границ  земельных  участков
является  необходимым  и  обязательным  в  том  случае,  если  без его
проведения невозможно идентифицировать положение земельного участка  и
его границ на местности,  а следовательно невозможно его использование
без нарушения прав собственников смежных с ним земельных участков.
     Вышесказанное закреплено  в  положениях  статьи  20  Федерального
закона "О землеустройстве",  которыми  определено,  что  карта  (план)
объекта  землеустройства (в том числе земельного участка) составляется
с  использованием  сведений  государственного   земельного   кадастра,
имеющегося   картографического  материала,  материалов  дистанционного
зондирования,  а также по  данным  измерений,  полученных  при  съемке
объектов  землеустройства  на  местности или при его межевании.  Карта
(план) объекта землеустройства составляется как при образовании  новых
и   упорядочении   существующих  объектов  землеустройства  на  основе
имеющегося картографического материала или  материалов  дистанционного
зондирования,  так  и при межевании объектов землеустройства на основе
измерений на местности.
     Исходя из вышеизложенного,  к землеустроительной документации, на
основании   которой   могут   оформляться   документы   о   межевании,
представляемые в органы кадастрового учета, относятся:
     - материалы межевания земельных участков  и  составленная  на  их
основе карта (план) земельного участка;
     - карта (план) земельного участка, составленная на основе проекта
территориального  землеустройства и (или) имеющегося картографического
материала или материалов дистанционного зондирования;
     - материалы  инвентаризации земель,  утвержденные Росземкадастром
или его территориальными органами;
     - проект   границ  земельного  участка  (проект  территориального
землеустройства) при проведении землеустройства с целью  разграничения
государственной собственности на землю.
     Технические условия  и  требования  проведения   территориального
землеустройства  изложены  в  Методических рекомендациях по проведению
землеустройства при  образовании  новых  и  упорядочении  существующих
объектов  землеустройства  и  Методических рекомендациях по проведению
межевания  объектов  землеустройства,   утвержденных   Росземкадастром
17.02.2003,  Методических  указаниях  по  проведению землеустройства и
подготовке документов  для  проведения  государственного  кадастрового
учета    земельных    участков   при   разграничении   государственной
собственности на землю,  утвержденных  Росземкадастром  02.07.2002,  и
дополнительному  утверждению  территориальными органами Росземкадастра
не подлежат.  Выдача технических условий и  требований  на  проведение
территориального    землеустройства    должна   осуществляться   путем
размещения указанных документов на стендах по месту выдачи кадастровых
планов    земельных    участков    для   проведения   территориального
землеустройства, а также в рай(гор)комземах.
     Следует обратить   особое   внимание   на   то,   что  проведение
территориального  землеустройства   не   допускается   без   получения
кадастровых  планов  земельных  участков,  из которых образуются новые
участки или сведения о которых уточняются при межевании.

Руководитель
                                                               С.И.САЙ

10 апреля 2003 г.
N СС/270