УЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ N 2002/140. Методика. Министерство здравоохранения РФ. 20.12.02 2002/140

               УЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ
          ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
                 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ N 2002/140

                               МЕТОДИКА

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                          20 декабря 2002 г.
                              N 2002/140

                                 (Д)



                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                                    Первый заместитель
                                           Министра здравоохранения РФ
                                                           А.И. ВЯЛКОВ
                                                  20 декабря 2002 года
                                                      N 2510/224-03-34

                              Аннотация

     Методические рекомендации разработаны в соответствии  с  Приказом
Минздрава   России   от   21.05.02  N  154  "О  введении  формы  учета
клинико-экспертной работы в  лечебно-профилактических  учреждениях"  и
предназначены для:
     - руководителей органов управления здравоохранением субъектов  РФ
и  их  заместителей;  главных специалистов по общественному здоровью и
здравоохранению, главных внештатных специалистов по клинико-экспертной
работе;
     - главных  врачей  лечебно-профилактических   учреждений   и   их
заместителей;
     - заведующих клиническими отделениями;
     - экспертов   страховых   компаний   и  фондов  ОМС,  социального
страхования и органов социальной защиты.
     Рекомендации содержат  новую  технологию учета,  оценки и анализа
клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений  в
соответствии  с  новой учетной формой N 035/у-02.  Разработанные формы
обобщающих сводных таблиц  и  показатели  экспертной  оценки  качества
медицинской   помощи,   объемов   и   результатов   клинико-экспертной
деятельности по социальной поддержке и защите населения  должны  стать
информационной основой мониторинга деятельности,  в том числе дефектов
лечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи.
     Организация - разработчик:
     Министерство здравоохранения  Российской  Федерации.  Департамент
организации и развития медицинской помощи населению (Р.А. Хальфин).
     Московская медицинская  академия  им.  И.М.   Сеченова.   Кафедра
общественного  здоровья  и  здравоохранения  с  курсом экономики (В.З.
Кучеренко).
     Авторы:
     - доцент  кафедры  общественного  здоровья  и  здравоохранения  с
курсом экономики ММА им. И.М. Сеченова, канд. мед. наук А.П. Голубева;
     - заместитель  руководителя  отдела  медицинской   статистики   и
информатики Минздрава России Л.А. Михайлова;
     - главный  специалист  отдела  организации   медицинской   помощи
населению  Департамента  организации  и  развития  медицинской  помощи
населению Минздрава России Т.В. Старикова.
     Методические рекомендации  составлены  при  участии ЗАО "Тонлайн"
(генеральный директор О.Б. Юшина).
     Авторы выражают благодарность:
     - доценту   кафедры    медицинской    экспертизы    РМАПО    И.М.
Старовойтовой;
     - главным внештатным специалистам  по  клинико-экспертной  работе
Департамента  здравоохранения  Ярославской  области  И.И.  Груздевой и
Министерства здравоохранения Московской области И.М. Лапшиной;
     - заместителю    начальника   главного   бюро   медико-социальной
экспертизы г. Москвы И.М. Кимельфельду;
     - заместителю   главного   врача   по  клинико-экспертной  работе
поликлиники N 136 САО г. Москвы Е.Г. Мурашко.
     Рецензенты:
     - зам.  директора НИИ социальной гигиены,  экономики и управления
здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН, профессор, док. мед. наук А.Л.
Линденбратен;
     - доцент   кафедры   общественного   здоровья  и  здравоохранения
Российского медицинского университета, канд. мед. наук Е.Н. Савельева.
     Условные краткие сокращения:
     ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
     КЭР - клинико-экспертная работа;
     КЭК - клинико-экспертная комиссия;
     МСЭ - медико-социальная экспертиза;
     ОМС - обязательное медицинское страхование;
     ДМС - добровольное медицинское страхование;
     КМП - качество медицинской помощи;
     ДЧБ - длительно и часто болеющие лица.

                               Введение

     Для выполнения плана  действий  Минздрава  России  по  реализации
Программы  социально-экономического  развития  Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.),  в  частности  подготовки
Отраслевой  программы "Управление качеством медицинской помощи на 2003
- 2007 гг.", необходимо научно-практическое обоснование всех положений
этих  документов,  а  также механизмов реализации на различных уровнях
управления федерального  субъекта  и  муниципального  учреждения.  При
создании    непрерывной   системы   комплексной   оценки   результатов
лечебно-диагностического процесса и медицинской  деятельности  ЛПУ,  в
том  числе  мониторинга дефектов,  предполагается:  внести изменения в
учетные   медицинские   документы,   разработать   новые    показатели
деятельности   ЛПУ   с   последующим   введением   в   государственную
статистическую отчетность.  Среди методов оценки качества  медицинской
помощи   особое   место   занимают   экспертные  методы,  используемые
преимущественно при внутреннем контроле заместителями  главных  врачей
по КЭР и лечебной работе,  заведующими отделениями. В задачи и функции
руководителей отделений и ЛПУ входят не только контроль,  но и большая
часть   функций   управления:   организация   лечебно-диагностического
процесса,  взаимосвязь  и  координация,  планирование   и   выполнение
мероприятий по улучшению качества медицинского обслуживания.
     Кроме задач и функций по управлению  КМП,  большой  объем  работы
заместителей   главных   врачей   и  заведующих  отделениями  занимает
деятельность   по   решению   медико-социальных   проблем   населения,
направленных  на  медико-социальную защиту и поддержку населения.  Это
проведение       экспертизы       временной        нетрудоспособности,
освидетельствование  и  направление  в бюро МСЭ,  экспертиза льготного
лекарственного обеспечения и др.
     Отдельные совместные  приказы  Минздрава  России  и  Федерального
фонда ОМС [1],  Минздрава  России  и  Федерального  фонда  социального
страхования  [2]  направлены  на  организацию  контроля за экспертизой
временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи.
     Вопрос о    необходимости   пересмотра   инструктивно-нормативных
документов    по    экспертизе    временной    нетрудоспособности    и
медико-социальной  экспертизе очевиден.  Несмотря на то что управление
этими  двумя  видами  экспертиз  осуществляется  разными  структурами,
сущность  их  едина:  оценка степени ограничения жизнедеятельности,  в
числе  которых  способность  к  труду  и  осуществлению   определенных
профессиональных  функций  и  определение  форм социальной поддержки и
защиты.
     Настоящие Методические    рекомендации   определяют   порядок   в
организации и проведении учета,  оценки и  анализа  клинико-экспертной
деятельности    ЛПУ    в    соответствии   с   Приказом   Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 21.05.02  N  154  "О  введении
формы   учета  клинико-экспертной  работы  в  лечебно-профилактических
учреждениях" [3].
     Цель и задачи Методических рекомендаций:
     - совершенствовать систему учета,  оценки  и  анализа  КЭР  путем
унификации документооборота,  введения автоматизированных технологий и
упорядочения отдельных функций;
     - сократить  дублирование  информации,  обеспечить  быстрый поиск
необходимой  информации,  подготовку  отчетов,  а  также   эффективное
использование информации в управлении качеством медицинской помощи;
     - подготовить   информационную   основу    (включая    мониторинг
результатов экспертных оценок),  необходимую для обоснования изменений
в нормировании труда руководящего состава ЛПУ, изменений в организации
работы КЭК, что позволит совершенствовать систему управления качеством
медицинской помощи и обеспечит медико-социальную поддержку населения.

              Новизна и описание новой технологии учета,
                         оценки и анализа КЭР

     Предпосылками для введения нового учета клинико-экспертной работы
по форме N 035/у-02 "Журнал учета  клинико-экспертной  работы  ЛПУ"  и
отличиями  от  ранее  используемой  учетной  формы N 035/у "Журнал для
записи  заключений  врачебно-консультативной  комиссии",  утвержденной
Приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030, являются:
     - введение системы ОМС и ДМС,  ориентация на рыночные отношения в
медицинском   обслуживании,  усиление  внимания  к  вопросам  качества
оказания медицинской помощи;
     - переход  на  международные критерии оценки здоровья населения и
его жизнедеятельности, изменения в структурах медико-социальной защиты
населения и их функций;
     - политическая ориентация на проблемы взаимосвязи и координации в
деятельности ЛПУ и фондов страхования (медицинского и социального),  а
также   структур   социальной    защиты    населения.    Необходимость
совершенствования  форм  взаимодействия  структур  на межведомственном
уровне;
     - резкое  увеличение  объемов  клинико-экспертной  работы в ЛПУ в
связи  с  введением  новых  законов  и  подзаконных  правовых   актов.
Необходимость  сокращения  времени  на ведение различных учетных форм,
оценки и анализа КЭР путем автоматизации  с  применением  компьютерных
программ;
     - увеличение  эффективности  КЭР  на  всех   уровнях   управления
качеством медицинской помощи, а не только на уровне клинико-экспертной
комиссии;
     - унификация  и  стандартизация  технологий экспертной работы для
взаимопонимания процессов и результатов;
     - усиление  роли экспертного метода в комплексе подходов к оценке
КМП, создание мониторинга результатов экспертных оценок (дефекты).
     Возможность использования  экспертных  оценок для материального и
морального стимулирования, в том числе для оплаты труда.

     1. Общие положения организации учета, проведения оценки и анализа
клинико-экспертной работы
     1.1. Основы проведения статистического учета,  оценки  и  анализа
КЭР  в  ЛПУ  должны  быть представлены в виде положения об организации
учета,  проведения оценки и анализа КЭР.  Положение согласовывается  с
главным  внештатным  специалистом  по  КЭР  (главным  специалистом  по
общественному здоровью и здравоохранению, уполномоченным по управлению
КМП,  советом по управлению КМП), а также с учреждением статистической
службы  (бюро  медицинской   статистики,   информационно-аналитический
центр) и утверждается главным врачом ЛПУ.
     В положении рекомендуется отразить следующие вопросы:
     - ответственность должностных лиц, осуществляющих КЭР;
     - сроки представления информации;
     - взаимообмен  информацией  между  ведомственными  учреждениями и
структурами вневедомственного контроля  (фонд  ОМС,  фонд  социального
страхования, бюро МСЭ и др.);
     - технологии и способы  клинико-экспертной  деятельности  (ручная
или   автоматизированная  обработка,  использование  стандартов,  карт
экспертной оценки).
     При составлении положения должны быть учтены проблемы организации
КЭР в ЛПУ (наличие и особенности работы клинико-экспертной комиссии  и
подкомиссий, объемы их работы).
     1.2. Ведение формы учета клинико-экспертной работы  в  ЛПУ  может
иметь особенности в зависимости:
     - от типа  ЛПУ,  целей,  задач  и  содержания  деятельности  ЛПУ,
особенностей организации обслуживания населения и других факторов;
     - от способа обработки информации (степени автоматизации).
     Для тиражирования   учетной   формы   N  035/у-02  "Журнал  учета
клинико-экспертной работы ЛПУ"  рекомендуется  использовать  альбомную
ориентацию размера бумаги с определенным масштабом граф.
     Форма N  035/у-02  является  типовой  формой   для   всех   видов
экспертиз.  Если  в  учреждении  проводятся не все виды экспертиз,  то
заполнение граф журнала,  оценка и  анализ  деятельности  будут  иметь
особенности.  Если  ЛПУ  не  осуществляет  деятельность,  связанную  с
направлением пациентов в бюро МСЭ,  то графы 16,  17 и 18  журнала  не
заполняются.   При   учете  экспертиз,  связанных  с  решением  других
медико-социальных проблем, не заполняются графы 12, 13, 14.
     Главный врач  ЛПУ назначает ответственных лиц за ведение текущего
учета КЭР (председателя КЭК и подкомиссий) и  за  проведение  итоговой
оценки  и  анализа.  Ответственный  за  КЭР в ЛПУ,  а также внештатный
специалист  по  КЭР  территории  совместно  со  специалистами  органов
управления  здравоохранением  проводят  контроль за ведением журнала и
достоверностью информации в нем.
     В соответствии с концепцией управления КМП предполагается усилить
эффективность  внутреннего  контроля  на  всех  его   ступенях   путем
системного  подхода  к  результатам оценок деятельности отделений ЛПУ.
Такую информацию представляют,  прежде всего, руководители отделений и
заместители  главных врачей ЛПУ.  Учитывая возросший объем информации,
требования по использованию единых  технологий  проведения  экспертиз,
наличие  других  проблем  в ЛПУ,  ведение журнала учета КЭР по форме N
035/у-02   заведующими   отделениями   является   проблематичным   без
автоматизации  (компьютеризации)  их рабочих мест.  На начальном этапе
внедрения автоматизации деятельности КЭР  ЛПУ  первоочередной  задачей
администрации  является  автоматизация  (компьютеризация) рабочих мест
заместителей главных врачей и заведующих клиническими отделениями.
     Ответственным лицам  необходимо  определить  предполагаемый объем
информации в журнале и способ его заполнения,  разработки данных. Если
в  предыдущие годы среднее число экспертиз в ЛПУ превышало 2400 - 2500
случаев (в среднем около 200 в месяц),  то при  рукописном  заполнении
журнала  целесообразнее  вести  отдельные  журналы по видам экспертиз.
Например,  в ЛПУ допускается  ведение  отдельных  журналов  для  учета
экспертных    случаев    с    временной    нетрудоспособностью,    для
освидетельствования и направления в бюро МСЭ, для экспертизы льготного
лекарственного обеспечения,  для освидетельствования водителей и др. В
практике  ЛПУ  уже  сложилась  своя  система  необходимого  количества
отдельных журналов, удобная и рациональная для данного учреждения. При
автоматизированной  обработке  информации  КЭР  возможно  ведение  как
единого  журнала  по  форме  N  035/у-02,  так и отдельных журналов по
каждому виду экспертиз.
     Рекомендуется начинать  заполнение  журнала с начала календарного
года.  Журнал хранится  в  течение  3  лет  у  ответственного  за  КЭР
должностного   лица   ЛПУ,  позднее  сдается  в  архив  и  хранится  в
соответствии со сроками хранения первичной медицинской документации.
     Определив ответственных  лиц  за  ведение  журнала  и  подготовку
сводок,  необходимо уточнить сроки  представления  информации  о  КЭР.
Сроки  предоставления  информации  будут  зависеть от их потребителей.
Например,  главному врачу ЛПУ рекомендуется текущую сводную информацию
предоставлять 1 раз в месяц, квартал, полугодие, а итоговую информацию
о КЭР (отчеты) - в январе последующего года.
     Сводная информация   о   КЭР   может   предоставляться  только  с
разрешения главного врача ЛПУ или органов управления здравоохранением.
Руководитель  ЛПУ  определяет  необходимость предоставления информации
внешним организациям и структурам.
     Рекомендуется данные  вопросы  отражать  в  договорах  с внешними
структурами (фонды ОМС,  социального страхования,  страховые компании,
учреждения  социальной защиты и др.) или утверждать планами совместной
деятельности.
     Типовые итоговые  формы сведений и показатели работы предложены в
соответствующих  разделах  Методических  рекомендаций.  Дополнительные
формы   сводок   согласовываются   с  руководителем  ЛПУ  или  органом
управления здравоохранением.
     При рукописном  оформлении  учетной  формы  N  035/у-02  и ручной
обработке информации,  ведении  "карт  экспертной  оценки"  ссылка  на
стандарт    или    другой    алгоритм   (документ)   необходима.   При
автоматизированном ведении учета и автоматизированной обработке данных
с  помощью  компьютерных  программ  необходимая  технология (стандарт,
алгоритм,  экспертная карта и др.) должна быть представлена эксперту в
виде  справочной  информации;  дублирование экспертных карт рукописным
способом нецелесообразно.
     Графы с   1  по  7,  9,  20,  21  заполняются  в  соответствии  с
Инструкцией к учетной форме 035/у-02 (приложение 2 к Приказу Минздрава
России   от   21.05.02   N   154).  Заполнение  остальных  граф  имеет
особенности.
     Графу 8   (социальный   статус  пациента,  профессия)  необходимо
дополнить следующими наименованиями:
     - инвалид 1 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-1 гр.);
     - инвалид 2 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-2 гр.);
     - инвалид 3 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-3 гр.);
     - инвалид  1,  2,  3  группы  вследствие   других   радиоактивных
поражений (сокр. ИДРП-1 гр., ИДРП-2 гр., ИДРП-3 гр.).
     С введением  социальных  льгот  для  некоторых  групп   ветеранов
рекомендуется  выделять  по  наименованию "ветеран труда" (сокр.  Вет.
Труд.), "ветеран воинской службы" (сокр. Вет. ВС).
     Необходимо обратить   внимание   на   инвалидов   1,  2,  3  гр.,
"воинов-интернационалистов":  к  ним  относятся  пациенты,  получившие
инвалидность  в  результате  войн в Афганистане и других странах,  где
велись боевые действия (см.  в "Инструкции" графу 8,  группировки  18,
19, 20 социального статуса пациента).
     В группировке 5 (другие случаи направления в бюро МСЭ)  графы  10
Инструкции   вместо   наименования   "после   продления   лечения  МСЭ
(долечивание)" следует писать  порядковый  номер  направления  на  МСЭ
пациента в году.  Например: направление-2 в бюро МСЭ (сокр. МСЭ, напр.
2).
     В графе  15  "обоснование,  заключение  экспертов,  рекомендации"
необходимо указать заключительный диагноз по МКБ-10  после  проведения
экспертизы  и  проводить  сравнение с диагнозом направившего врача или
организации (см. графу 9).
     Заполнение граф   21   "подписи  экспертов"  и  15  "обоснование,
заключение экспертов, рекомендации" как рукописным способом, так и при
использовании  оргтехники  должно быть проведено не позднее пятого дня
от начальной даты проведения экспертизы (графа 2),  то есть заключение
по  большинству  видов  экспертиз должно быть подготовлено в течение 5
дней.  При сроках подготовки  заключения  более  5  дней  в  графе  19
указывается причина отсутствия заключения и подписи экспертов.
     Ведение отдельных журналов учета  дефектов  при  проведении  всех
видов экспертиз не предусматривается.

     2. Учет,   оценка   и  анализ  экспертиз,  связанных  с  решением
медико-социальных проблем.
     2.1. Экспертиза временной нетрудоспособности.
     Учет. Организация    и    проведение     экспертизы     временной
нетрудоспособности   осуществляются   в   соответствии   с   основными
инструктивно-нормативными  документами  [7,  8],  а  также  с   учетом
изменений  и  предложений  по  совершенствованию  экспертизы временной
нетрудоспособности.
     В Инструкции    по    заполнению   учетной   формы   N   035/у-02
характеристики  экспертных  случаев  с  временной  нетрудоспособностью
(графа   10)   сгруппированы  в  соответствии  с  порядком  оформления
документов,  а также нормативных актов,  регулирующих контроль: выдача
первичного   листка  нетрудоспособности  (справки),  продление  листка
нетрудоспособности (справки),  направленный  отбор  случаев  временной
нетрудоспособности.    Если   случай   временной   нетрудоспособности,
подлежащий  экспертизе,  не  вошел   в   перечень   вышепредставленных
характеристик, то его следует отнести к группе "другие случаи".
     Так как учащимся образовательных учреждений начального,  среднего
и  высшего  профессионального  образования,  докторантам  и аспирантам
вместо листка  нетрудоспособности  оформляется  "Справка  о  временной
нетрудоспособности  студентов,  учащихся  профтехучилищ,  о  болезнях,
карантине  ребенка,   посещавшего   школу   или   детское   дошкольное
учреждение"  (учетная  форма  095/у),  то  в  графе  10 вместо "листка
нетрудоспособности" проставляется "Справ.".
     В графе  11  уточняется  вид  и предмет экспертизы,  номер листка
нетрудоспособности (справки),  количество дней  нетрудоспособности  на
момент экспертизы.
     Если перед ЛПУ поставлена задача углубленного  анализа  работы  с
группой ДЧБ, то при направленном отборе экспертных случаев ДЧБ в графу
11 рекомендуется внести дополнительную информацию о количестве дней  и
случаев нетрудоспособности на момент экспертизы за определенный период
(год).
     Графа 12  "отклонения  от стандарта" заполняется в соответствии с
Инструкцией.  При  проведении  экспертизы   с   помощью   компьютерной
программы "Экспертная деятельность ЛПУ" применяемые стандарты, а также
карты экспертной оценки,  нормативные документы могут быть помещены  в
отдельный  блок.  Эта  информация  может использоваться экспертами как
справочный материал.
     В графе 13 выявленные дефекты могут быть представлены обобщенно в
соответствии с критериями оценки случая  временной  нетрудоспособности
(установление  факта  временной  нетрудоспособности,  клинического или
трудового прогноза,  условий труда,  обследование,  диагноз,  качество
заполнения первичного медицинского документа и др.),  их выбирают сами
эксперты  в  соответствии  с  экспертными  картами  или  определенными
критериями.  Рекомендуется использовать сокращения:  деф.  обсл.; деф.
диагн. и др.
     В графе  14  "Достижение  конечного  результата  этапа  или всего
лечебно-диагностического процесса в целом"  результат  записывается  в
соответствии  с  общепринятыми  формулировками.  Если результативность
лечебно-диагностического    процесса    при    экспертизе    временной
нетрудоспособности   не   оценивалась   по   каким-то   причинам,   то
проставляется (-).  В графе 14  не  проводятся  никакие  обобщения  по
причинно-следственным  связям,  только констатируются факты достижения
результата     этапа      или      всего      лечебно-диагностического
(профилактического) процесса.
     В графу 15 "обоснование  и  заключение  экспертов,  рекомендации"
необходимо   внести   заключительный   диагноз,   установленный   КЭК.
Предполагается издание  методического  пособия  по  клинико-экспертной
работе с рекомендациями по заполнению графы 15.
     В случаях если при экспертизе  временной  нетрудоспособности  или
при решении медико-социальных проблем населения возникла необходимость
оформить заключение в  виде  справки,  то  "обоснование  заключения  и
заключение" заполняется в соответствии с рекомендациями по составлению
типовой формы справки, представленной ниже.
     Оценка и      анализ      результатов     экспертиз     временной
нетрудоспособности.  Основными потребителями информации о  результатах
экспертиз  временной  нетрудоспособности могут быть:  руководство ЛПУ,
орган управления здравоохранением (в том числе  главные  специалисты),
фонды  социального  страхования  и  ОМС,  структуры  социальной защиты
населения (бюро МСЭ).
     Из информации   журнала  формы  N  035/у-02  составляется  сводка
(отчет)    об    объемах    и    результатах    экспертиз    временной
нетрудоспособности в виде табл. 1.

                                                             Таблица 1

        СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ
               ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЗА 200- ГОД

------------------------------------------------------------------
|Экспертиз временной нетрудоспособности |Всего <*> |В т.ч. на КЭК|
|---------------------------------------|----------|-------------|
|                   1                   |     2    |      3      |
|---------------------------------------|----------|-------------|
|Проведено                              |          |             |
|---------------------------------------|----------|-------------|
|Выявлено случаев с дефектами           |          |             |
------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Для проведения углубленного  анализа  отдельных  случаев  ЭВН
рекомендуется выделить группу экспертиз с целью продления Л/Н,  группу
ДЧБ и др.

     Из данных   табл.  1  можно  рассчитать  удельный  вес  экспертиз
временной нетрудоспособности, проведенных КЭК, а также процент случаев
экспертиз временной нетрудоспособности с дефектами. Показатель частоты
случаев экспертиз временной  нетрудоспособности  с  дефектами  на  100
проведенных  экспертиз (%) в динамике позволит судить об эффективности
работы по  контролю  за  экспертизой  временной  нетрудоспособности  в
учреждении.  Кроме  этого  показателя  можно  рассчитывать  показатели
дефектов диагностики,  оформления документации (из гр. 13), а также по
отдельным нозологиям, по врачам, отделению и др.
     Информация о   результатах   проведенных   экспертиз    временной
нетрудоспособности  должна использоваться для планирования мероприятий
по повышению квалификации врачей,  для выявления проблем в организации
и   порядке   проведения   экспертизы   временной  нетрудоспособности.
Обсуждение результатов и мероприятий осуществляется  на  конференциях,
совещаниях  и  других организационных мероприятиях как в ЛПУ,  так и в
органах управления здравоохранением совместно с фондами медицинского и
социального страхования и учреждениями социальной защиты.
     Данные об объемах  проведенной  работы  по  экспертизе  временной
нетрудоспособности в ЛПУ могут быть использованы для совместной работы
с фондами социального и медицинского страхования.
     2.2. Освидетельствование  пациентов  и  оформление  направлений в
бюро МСЭ.
     Учет. В графе 10 "Характеристика случая экспертизы" журнала формы
N 035/у-02 случаи освидетельствования и оформления направлений в  бюро
МСЭ  сгруппированы  в  3  блока:  первичное  направление  в  бюро МСЭ,
переосвидетельствование инвалидов и другие случаи направления  в  бюро
МСЭ.
     Первичным направлением в бюро МСЭ считается:
     - случай   первого  направления  пациента  для  установления  ему
инвалидности впервые в жизни;
     - случай направления пациента, не признанного ранее инвалидом при
освидетельствовании МСЭ;
     - случай  направления  пациента  через  5  лет  после прекращения
выплаты пенсии по инвалидности.
     К другим    случаям    направления    на   МСЭ   (кроме   случаев
переосвидетельствования инвалидов 1,  2, 3 групп) относятся все случаи
направления  инвалидов  по  любым  медико-социальным  вопросам  или не
подходящие под  понятие  "первичный  случай".  Данную  группу  "других
случаев" рекомендуется дополнить группировками:
     - случаи проведения экспертизы,  проводимые с целью  установления
степени утраты профессиональной трудоспособности (сокр.:  "МСЭ степень
утр. профтруда");
     - случаи  проведения  экспертизы,  проводимые с целью определения
нуждаемости в других видах  возмещения  ущерба  (сокр.:  "МСЭ  возмещ.
ущерба").
     В графе 11 (вид и  предмет  экспертизы)  для  пациентов,  имевших
временную нетрудоспособность и направляемых в бюро МСЭ,  рекомендуется
указывать суммарное количество дней и  случаев  нетрудоспособности  за
предшествующий период (год).
     В графе 15, кроме заключения КЭК, оформить учетную форму 088/у-97
"Направление  на  медико-социальную  экспертизу"  или форму N 080/у-97
"Направление на  ребенка  до  18  лет  учреждения  здравоохранения  на
медико-социальную экспертизу", вписать диагноз.
     Оценка и    анализ    результатов    экспертиз,    связанных    с
освидетельствованием  и  направлением пациентов в бюро МСЭ.  Основными
потребителями  информации  о  результатах  экспертиз  при  направлении
пациентов  в бюро МСЭ могут быть:  руководство ЛПУ,  органы управления
здравоохранением  (в  том  числе   главные   специалисты),   структуры
социальной защиты населения (бюро МСЭ).
     На основании информации журнала  формы  N  035/у-02  составляется
сводный отчет об объемах и результатах экспертиз освидетельствования и
направления в бюро МСЭ в виде табл. 2.

                                                             Таблица 2

                    СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
            И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ
                  И НАПРАВЛЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ В БЮРО МСЭ

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  N  |     Цель                | Всего         | Общее        | Военная   | Травма,         | ЧАЭС | С детства | Ребенок -     | Трудовое          | Прочие |
| п/п | направления             | случаев       | заболевание  | травма    | связанная с     | и др.|           | инвалид       | увечье,           |        |
|     | в бюро МСЭ              | (контингенты, |              | <*>       | прохождением    |      |           |               | профессиональное  |        |
|     |                         | в т.ч.)       |              |           | воинской        |      |           |               | заболевание <**>  |        |
|     |                         |               |              |           | службы <*>      |      |           |               |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
|  1  |      2                  |    3          |  4           |   5       |     6           |   7  |    8      |   9           |    10             |  11    |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
| 1   | Для первичного          |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|     | установления            |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|     | инвалидности, из        |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|     | них                     |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
| 1.1 | Признано                |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|     | инвалидами              |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
|     | 1 гр.                   |               |              |           |                 |      |           |   x           |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
|     | 2 гр.                   |               |              |           |                 |      |           |   x           |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
|     | 3 гр.                   |               |              |           |                 |      |           |   x           |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
| 2   | Для                     |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|     | переосвидетельствования |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|     | инвалидов, из них       |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
| 2.1 | Признано                |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|     | инвалидами              |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
|     | 1 гр.                   |               |              |           |                 |      |           |   x           |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
|     | 2 гр.                   |               |              |           |                 |      |           |   x           |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
|     | 3 гр.                   |               |              |           |                 |      |           |   x           |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
| 3   | Для установления        |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|     | возмещения ущерба       |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
| 4   | Другие цели             |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
| 5   | Итого (1 + 2 + 3        |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|     | + 4)                    |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------|
| 6   | Дано заключений по      |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
|     | трудоустройству         |               |              |           |                 |      |           |               |                   |        |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Включаются  данные   о   пациентах,   имеющих   военные   или
военно-медицинские   документы   или   документы   о   причине  увечья
(заболевания),  связанного с исполнением обязанностей военной  службы,
участием в других боевых действиях.
     <**> Включаются данные о  пациентах,  имеющих  документы  "Акт  о
несчастном   случае   на  производстве  (ф.  Н-1)  или  акт  о  случае
профессионального заболевания".

     На основании данных табл. 2 рассчитываются следующие показатели:
     1. Процент  лиц с первично установленной инвалидностью (1,  2,  3
группы) (удельный вес).
     2. Процент  лиц с первично установленной инвалидностью (1,  2,  3
группы) (удельный вес) по причинам (общее заболевание, военная травма,
трудовое  увечье и т.д.) - структура причин первичной инвалидности (1,
2, 3 группы).
     3. Процент лиц с установленной инвалидностью (1,  2, 3 группы) из
числа направленных для переосвидетельствования (удельный вес).
     4. Процент  лиц  с установленной инвалидностью (1,  2,  3 группы)
после  переосвидетельствования  (удельный  вес)  по  причинам   (общее
заболевание,  военная  травма,  трудовое  увечье  и  т.д.) - структура
причин инвалидности после переосвидетельствования.
     5. Структура всех инвалидов ЛПУ,  прошедших освидетельствование и
направление в бюро МСЭ,  по группам инвалидности (1,  2,  3 группы) за
год (в %).
     6. Структура всех инвалидов ЛПУ,  прошедших освидетельствование и
направление в бюро МСЭ, по причинам инвалидности за год (в %).
     7. Частота  первичной   инвалидности   на   1000   обслуживаемого
взрослого   населения  (без  учета  детей-инвалидов).  Отдельно  можно
рассчитать показатель детской первичной инвалидности на 1000  детского
населения.
     8. Показатели динамики инвалидности:
     - процент   инвалидов   с  установленной  более  тяжелой  группой
инвалидности (с 3 на 2 группу; со 2 на 1 группу);
     - процент   инвалидов   с   установленной  более  легкой  группой
инвалидности (с 1 на 2 группу; со 2 на 3 группу);
     - процент лиц, у которых снята группа инвалидности.
     9. Процент инвалидов (1,  2,  3 групп),  имеющих рекомендации  по
медицинской реабилитации.
     Данные показатели  необходимы  для  оценки  здоровья   населения,
планирования мероприятий ЛПУ по реабилитации,  обоснования мероприятий
по планированию медико-социальной  помощи  со  структурами  социальной
защиты.
     Если при проведении освидетельствования и направлении пациентов в
бюро  МСЭ  проводилась экспертиза качества лечебных,  профилактических
или реабилитационных мероприятий и заполнялись графы 12,  13,  14,  то
рекомендуется         рассчитывать         показатели         качества
лечебно-диагностического    (профилактического,     реабилитационного)
процесса и процент случаев с достигнутым результатом (см. показатели в
разделе 3.1 Методических рекомендаций).
     2.3. Экспертиза  других  случаев,  требующих  решения  КЭК,  либо
случаев,     определенных     действующими     законодательными      и
нормативно-правовыми актами.
     Учет. Задачей  большинства   этих   экспертиз   является   оценка
состояния  здоровья пациентов,  определение соответствия их здоровья и
условий   жизнедеятельности   существующим   правовым   положениям   и
социальным льготам, т.е. определение нуждаемости в социальной защите и
поддержке,   а   также   возможности   осуществлять   отдельные   виды
деятельности (вождение транспортных средств, ношение оружия и др.).
     В графе  10  отмечается  характеристика   случая   экспертизы   в
соответствии с Инструкцией.
     При проведении таких экспертиз не требуется  обязательной  оценки
качества  оказанной  медицинской  помощи  (графы 12,  13,  14 могут не
заполняться).  В графе 16 указывается дата выдачи  справки.  Также  не
заполняются  графы  17,  18.  В  графу  19 (дополнительная информация,
примечания) могут быть внесены даты получения  запроса  из  учреждения
или  обращения пациента.  Результаты этих экспертиз оформляются в виде
справок.

Форма типовой справки
по заключениям экспертиз по медико-социальным
проблемам, проводимых членами КЭК

Название лечебно-профилактического учреждения

                                СПРАВКА N

     Назначение справки. Цель справки.
     Выдана -------------------- Год рождения ------------------------
                   (кому)
     Адрес -----------------------------------------------------------
     На основании освидетельствования гр. ------------------, его (ее)
     медицинских документов, также -----------------------------------
----------------------------------------------------------------------
        (указывается правовой документ, на который ссылаются)
                     (заключение и рекомендации)

     Клинико-экспертная комиссия:
     Ф.И.О. экспертов:
     Подпись
     Дата выдачи справки:
     Печать

     Например:
"Поликлиника N 1 Северного административного округа
г. Москвы"

                          Справка N 333 <*>
               "О праве на дополнительную жилую площадь
                      в виде отдельной комнаты"

--------------------------------
     <*> Номер  соответствует  номеру  регистрации  по  журналу  ф.  N
035/у-02.

     Назначение справки. Цель справки.
     Выдана: Иванову   И.И.  Год  рождения:  1938  г.  р.  Адрес:  ул.
Дмитровская, д. 1, кв. 1.
     Основание для  заключения  и рекомендации.  Если имеется правовой
документ,  то его необходимо указать (название,  номер  и  дата).  "На
основании   освидетельствования  гр.  Иванова  И.И.,  его  медицинских
документов,  а также Постановления Правительства Российской  Федерации
от 28.02.96 N 214 Иванов И.И., проживающий по адресу: ул. Дмитровская,
д.  1,  кв.  1,  имеет право на дополнительную жилую  площадь  в  виде
отдельной комнаты".
     Кем выдана справка.
     Подписи с указанием фамилий и инициалов.
     "Клинико-экспертная комиссия":
     Ф.И.О. экспертов:
     Подпись
     Сафонова А.А.
     Терехова О.К.
     Сидорова Т.П.
     Дата выдачи справки: "21.02.2002"
     Печать

     Оценка и анализ экспертиз других случаев,  требующих решения КЭК,
либо   случаев,   определенных   действующими    законодательными    и
нормативно-правовыми  актами.  Потребителями  информации о результатах
этих  экспертиз  могут  быть:  руководство  ЛПУ,   органы   управления
здравоохранением   (в   т.ч.   главные  специалисты),  другие  внешние
структуры, пациенты.
     На основании  информации  журнала  формы  N 035/у-02 составляется
сводный отчет об объемах и результатах экспертиз в виде таблицы 3.

                                                             Таблица 3

             СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ
            ЭКСПЕРТИЗ ДРУГИХ СЛУЧАЕВ, СВЯЗАННЫХ С РЕШЕНИЕМ
                 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТОВ

------------------------------------------------------------------
| N |   Назначение экспертизы или виды   |Проведено|   Получено  |
|п/п|            справок <*>             |  всего  |положительных|
|   |                                    |         |  заключений |
|---|------------------------------------|---------|-------------|
|1  |Улучшение жилищных условий          |         |             |
|---|------------------------------------|---------|-------------|
|2  |Академический отпуск и др. проблемы |         |             |
|   |обучения и аттестации               |         |             |
|---|------------------------------------|---------|-------------|
|3  |Рекомендации по трудоустройству     |         |             |
|---|------------------------------------|---------|-------------|
|4  |О годности к управлению             |         |             |
|   |транспортными средствами            |         |             |
|---|------------------------------------|---------|-------------|
|5  |О возможности ношения оружия        |         |             |
|---|------------------------------------|---------|-------------|
|6  |Прочие                              |         |             |
|---|------------------------------------|---------|-------------|
|   |Итого:                              |         |             |
------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Перечень экспертиз определяет ЛПУ.

     На основании  данных табл.  3 можно рассчитать структуру выданных
справок,  удельный вес положительных заключений.  Данные таблицы 3  об
объемах  КЭР  по другим медико-социальным проблемам служат основой для
планирования времени и составления графика работы КЭК и объема платных
услуг ЛПУ.
     2.4. Экспертиза льготного лекарственного обеспечения.
     Учет. Графы с 11 по 14 не заполняются.
     В графе 15,  если оформляется выдача льготного рецепта, то наряду
с  диагнозом  рекомендуется  указывать N рецепта,  название препарата,
дозировка,  количество выписанного препарата,  кратность приема.  Если
пациенту отказано в выдаче льготного лекарства,  то в этой же графе 15
указывается причина отказа.  Здесь же могут быть даны  рекомендации  о
замене препаратов [9].
     Оценка и анализ результатов  экспертиз  льготного  лекарственного
обеспечения.  Потребителями  информации  об  этом виде экспертиз могут
быть:  органы   управления   здравоохранением,   фонды   обязательного
медицинского страхования и страховые компании, аптечные учреждения.
     Итоговая сводная информация оформляется в виде табл. 4.

                                                             Таблица 4

        СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ
           ПО ЛЬГОТНОМУ ------- ЛЕКАРСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

------------------------------------------------------------------
| N |  Льготные   |  Выдано льготных  | Отказано  |     Итого    |
|п/п|категории <*>|      рецептов     |           |              |
|   |             |-------------------|           |              |
|   |             |бесплатно|   50%   |           |              |
|   |             |         |стоимости|           |              |
|---|-------------|---------|---------|-----------|--------------|
| 1 |      2      |    3    |    4    |     5     |      6       |
|---|-------------|---------|---------|-----------|--------------|
|1  |             |         |         |           |              |
|---|-------------|---------|---------|-----------|--------------|
|2  |             |         |         |           |              |
|---|-------------|---------|---------|-----------|--------------|
|3  |             |         |         |           |              |
------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Перечень льготных категорий определяется ЛПУ.

     На основании данных табл.  4 рассчитываются:  процент  бесплатных
рецептов  и  50%  стоимости  лекарств,  а  также удельный вес выданных
льготных рецептов по отдельным социальным категориям (инвалиды 1, 2, 3
групп, участники ВОВ и др.).
     Результаты проведенных  экспертиз  по  льготному   лекарственному
обеспечению  могут  использоваться  для углубленного анализа получения
лекарств  пациентами  отдельных  категорий  (периодичность   получения
лекарств и их наименование).

     3. Учет, оценка и анализ экспертиз качества медицинской помощи
     3.1. Экспертиза         качества         лечебно-диагностического
(профилактического, реабилитационного) процесса.
     Учет. Экспертиза   качества   лечебно-диагностического   процесса
является  функцией  должностных  лиц  -  руководителей  подразделений,
заместителей    главных    врачей    ЛПУ,    КЭК     и     подкомиссий
(лечебно-контрольной,   экспертизы   нетрудоспособности,  по  изучению
летальных исходов, по изучению внутрибольничных инфекций, др.).
     В настоящее   время   информация   о  каждом  случае  проведенной
экспертизы  или  группе  случаев  (с  заключением  и   рекомендациями)
содержится   в   различных   учетных   формах   (протокол   экспертизы
лечебно-диагностического процесса, акт экспертизы качества, экспертная
карта оценки лечебно-диагностического процесса,  акт проверки качества
лечебного процесса  и  др.),  разработанных  ЛПУ  или  рекомендованных
органами управления здравоохранения. При заполнении графы 10 журнала N
035/у-02 "характеристика случая экспертизы" необходимо помнить,  что к
данному  виду экспертиз относятся преимущественно случаи группировок 7
(см.  Инструкцию)  -   направленный   отбор   случаев   для   контроля
лечебно-диагностической,    профилактической    или   реабилитационной
деятельности,  а также  экспертизы  временной  нетрудоспособности  или
другие случаи, определенные административно-правовыми актами.
     Для заполнения графы 11 "вид экспертизы" необходимо различать  по
наименованию  два вида:  "экспертиза качества лечебно-диагностического
(профилактического,   реабилитационного)   процесса"   и   "экспертиза
качества (эффективности) медицинской помощи". Основными отличиями этих
видов экспертиз являются особенности  задач,  применяемых  для  оценки
методических   подходов  и  критериев  (характеристик)  качества.  При
проведении  экспертизы  качества   лечебно-диагностического   процесса
проводится   оценка   выполняемых   медицинских  технологий  по  таким
критериям,  как:  результативность,   адекватность,   своевременность,
обоснованность  в медицинской документации,  соответствие необходимого
объема,  преемственность,  назначение консультаций и др.,  без  оценки
экономических затрат (экономической эффективности) и удовлетворенности
пациентов; используется преимущественно процессуальный подход к оценке
качества.   Если  при  экспертизе  случая  используются  дополнительно
медико-экономические  критерии,  удовлетворенность,  критерии   оценки
обслуживания   сестринским   персоналом,   а   также   устанавливаются
причинно-следственные связи,  то такой экспертный случай  относится  к
экспертизе качества (эффективности) медицинской помощи.
     Задачами экспертиз качества  (эффективности)  медицинской  помощи
является   установление   причинно-следственных   связей   процесса  и
результатов,  рациональное  использование  финансовых   (материальных)
затрат,   оценка  удовлетворенности  пациента  или  его  родственников
(защита прав застрахованных).
     В графе  13  выявленные  дефекты  следует  записывать  кратко  по
алгоритмам технологий:  обследование,  диагностика,  лечение, контроль
лечения,   реабилитация   (деф.   обсл.,  леч.,  оформл.  док.).  Если
экспертный случай  содержит  информацию,  которую  трудно  записать  в
формализованном  виде  или  по  другим причинам,  то указывается номер
первичного   документа   экспертизы   (экспертной   карты,   протокола
экспертизы,  акта  экспертной оценки или экспертного заключения) и его
дата.
     В графе  15,  кроме  свободного текстового изложения заключения и
его обоснования,  а также  рекомендаций,  необходимо  указать  диагноз
экспертов.
     Если после экспертизы качества лечебно-диагностического  процесса
возникла  необходимость  направления  пациента  в  бюро МСЭ или другие
учреждения, то могут заполняться графы 16, 17, 18.
     Если в  ЛПУ  проводится  оценка качества лечебно-диагностического
процесса с расчетом коэффициента уровня качества лечения (УКЛ) либо  с
расчетом  баллов  по  этапам  лечебного  процесса,  то  эта информация
записывается в графу 19 (дополнительная информация, примечания).
     Оценка и      анализ      результатов      экспертиз     качества
лечебно-диагностического  (профилактического  или   реабилитационного)
процесса.  Потребителями информации о результатах этих экспертиз могут
быть:  руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе
главные  специалисты),  фонды  медицинского и социального страхования,
страховые компании.
     На основании  информации  журнала  формы N 035/у-02 рекомендуется
составлять годовую сводку об объемах и результатах экспертиз  качества
лечебно-диагностического   процесса   совместно   с   информацией   об
экспертизах качества медицинской помощи в виде таблиц N 5,  6, которые
представлены ниже.
     3.2. Экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи.
     Учет. Как  было сказано выше,  основными отличиями экспертизы КМП
от экспертизы  качества  лечебно-диагностического  (профилактического,
реабилитационного) процесса являются:
     - установление причинно-следственных связей влияния  дефектов  на
последующий этап или результат процесса;
     - оценка деятельности врача и медицинских работников  (выполнение
медицинских технологий);
     - оценка использования затрат на медицинскую помощь;
     - оценка удовлетворенности пациента или его родственников;
     - оценка степени риска проведенных медицинских  технологий  и  их
роль в возникновении новых заболеваний.
     Все графы  журнала  формы  N  035/у-02   заполняются,   как   при
проведении  экспертизы  качества лечебно-диагностического процесса.  В
отдельных случаях установленные дефекты могут отмечаться и в графе  15
(обоснование заключения экспертов).
     Так же,  как и при экспертизе  качества  лечебно-диагностического
процесса,  результаты  оценок  КМП  (баллы,  уровень качества лечения,
интегральный критерий качества и эффективности) отмечаются в графе  19
(дополнительная информация, примечания).
     Оценка и  анализ  результатов  экспертиз   качества   медицинской
помощи.  Потребителями  информации  о  результатах экспертиз КМП могут
быть:  руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе
главные  специалисты),  фонды  медицинского и социального страхования,
страховые компании,  а  также  другие  структуры,  заинтересованные  в
экспертных  оценках КМП.  ЛПУ может использовать результаты экспертных
оценок для морального и  материального  стимулирования,  для  изучения
эффективности проводимых мероприятий,  для планирования мероприятий по
совершенствованию    лечебно-диагностической,    профилактической    и
реабилитационной   деятельности.   Итоговая   сводка   об   объемах  и
результатах экспертиз КМП представлена в виде табл. 5 и 6.

                                                             Таблица 5
 
                    СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
                   И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ КАЧЕСТВА
                    МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗА 200- Г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|   | Экспертизы качества        |       Случаи            | Из них с    |          В том числе                               |
|   | медицинской помощи         |-------------------------| дефектами   |----------------------------------------------------|
|   |                            | всего| качества         | (из графы 3)| обследования    |диагностики| лечения  | прочие    |
|   |                            |      | лечебно -        |             |                 |           |          | <**>      |
|   |                            |      | диагностического |             |                 |           |          |           |
|   |                            |      | процесса         |             |                 |           |          |           |
|---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------|
| 1 |          2                 |   3  |     4            |   5         |        6        |  7        |  8       |  9        |
|---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------|
|1  | Проведено всего, в т.ч.    |      |                  |             |                 |           |          |           |
|   | случаев                    |      |                  |             |                 |           |          |           |
|---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------|
|2  | с летальным исходом        |      |                  |             |                 |           |          |           |
|---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------|
|3  | осложнений                 |      |                  |             |                 |           |          |           |
|   | (внутрибольничного         |      |                  |             |                 |           |          |           |
|   | инфицирования)             |      |                  |             |                 |           |          |           |
|---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------|
|4  | случаев расхождений        |      |                  |             |                 |           |          |           |
|   | диагнозов                  |      |                  |             |                 |           |          |           |
|---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------|
|5  | повторной госпитализации   |      |                  |             |                 |           |          |           |
|---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------|
|6  | случаев с отклонением      |      |                  |             |                 |           |          |           |
|   | сроков лечения             |      |                  |             |                 |           |          |           |
|---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------|
|7  | сложных клиникоэкспертных  |      |                  |             |                 |           |          |           |
|   | случаев                    |      |                  |             |                 |           |          |           |
|---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------|
|8  | первичного установления    |      |                  |             |                 |           |          |           |
|   | инвалидности               |      |                  |             |                 |           |          |           |
|---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------|
|9  | другие <*>                 |      |                  |             |                 |           |          |           |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Перечень строк определяется ЛПУ.
     <**> Перечень определяется ЛПУ.

                                                             Таблица 6

                    СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ
         И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
               В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗА 200- Г.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|     | Экспертизы     |       Случаи             | Из них       |    В том числе                                     | С достигнутым    |
|     | качества       |--------------------------| с дефектами  |----------------------------------------------------| результатом      |
|     | медицинской    |всего | качества          | (из графы 3) | обследования    |диагностики| лечения  | прочие    | (из графы 3)     |
|     | помощи         |      | лечебно -         |              |                 |           |          | <**>      |                  |
|     |                |      | диагностического  |              |                 |           |          |           |                  |
|     |                |      | процесса          |              |                 |           |          |           |                  |
|-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------|
|  1  |      2         | 3    |     4             |   5          |     6           |   7       |   8      |   9       |   10             |
|-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------|
| 1   | Проведено      |      |                   |              |                 |           |          |           |                  |
|     | всего, в       |      |                   |              |                 |           |          |           |                  |
|     | т.ч. с         |      |                   |              |                 |           |          |           |                  |
|     | заболеваниями  |      |                   |              |                 |           |          |           |                  |
|     | <*>            |      |                   |              |                 |           |          |           |                  |
|-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------|
| 2   |                |      |                   |              |                 |           |          |           |                  |
|-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------|
| 3   |                |      |                   |              |                 |           |          |           |                  |
|-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------|
| 4   |                |      |                   |              |                 |           |          |           |                  |
|-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------|
| 5   |                |      |                   |              |                 |           |          |           |                  |
|-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------|
| 6   |                |      |                   |              |                 |           |          |           |                  |
| <**>|                |      |                   |              |                 |           |          |           |                  |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Перечень заболеваний определяет ЛПУ.
     <**> Перечень определяется ЛПУ.

     На основании данных табл. 5 рассчитываются следующие показатели:
     1. Процент         проведенных         экспертиз         качества
лечебно-диагностического  процесса  среди   всех   случаев   экспертиз
качества медицинской помощи (удельный вес).
     2. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди  всех  случаев
экспертиз качества медицинской помощи (частота случаев с дефектами).
     3. Процент  экспертиз  с  выявленными  дефектами  среди отдельных
экспертных случаев (с летальным исходом,  осложненных и т.д.) (частота
случаев с дефектами среди отдельных экспертиз).
     4. Процент   экспертиз   с   дефектами    этапов    обследования,
диагностики,  лечения  и  др.  среди  всех  случаев (частота случаев с
дефектами обследования,  диагностики, лечения и др.). Для планирования
мероприятий   по   повышению   квалификации  врачей,  изучения  причин
возникновения  дефектов  рекомендуется  проводить  углубленный  анализ
вышеперечисленных  показателей  по врачам,  отделениям,  в динамике по
кварталам,  полугодиям. Так, например, могут рассчитываться показатели
расхождения  диагнозов,  установленных  лечащими  врачами и экспертами
(частота расхождения диагнозов).
     Итоговая сводная информация об объемах  и  результатах  экспертиз
качества  медицинской  помощи  в  зависимости от заболеваний пациентов
представлена в табл. 6.
     На основании   данных   табл.   6   можно   рассчитать  следующие
показатели:
     1. Процент  экспертиз  качества лечебно-диагностического процесса
пациентов с отдельными заболеваниями среди  всех  случаев  оценки  КМП
(удельный вес).
     2. Процент экспертиз с выявленными дефектами  среди  пациентов  с
отдельными заболеваниями (частота случаев с дефектами в зависимости от
заболеваний).
     3. Процент    экспертиз    с   дефектами   этапов   обследования,
диагностики,  лечения или других этапов среди пациентов  с  отдельными
заболеваниями (частота случаев с дефектами обследования,  диагностики,
лечения в зависимости от заболеваний).
     4. Процент   экспертных  случаев  КМП  (всего  или  по  отдельным
заболеваниям) с достигнутым результатом (результативность в целом  или
по отдельным заболеваниям).
     При применении  отдельных  методик  экспертизы  КМП   и   расчете
специальных   показателей   частоты   дефектов,   нарушений   или  при
использовании  других  коэффициентов  КМП  (УКЛ   в   зависимости   от
заболеваний,  по  отделениям)  данные  могут  быть представлены в виде
дополнительных таблиц.

     4. Организационно-методические   основы   создания    мониторинга
дефектов      или      других      нарушений,      установленных     в
лечебно-профилактических учреждениях
     Для непрерывного  совершенствования  (улучшения)  КМП  населению,
оценки эффективности проводимых мероприятий в ЛПУ,  выявления  проблем
медицинского   обслуживания  населения  необходима  оценка  текущей  и
сводной информации результатов  экспертных  оценок  при  внутреннем  и
вневедомственном    контроле,   данных   социологических   опросов   и
анкетирования,  а также медико-экономического и клинико-экономического
анализа.
     Информация журнала ф.  N 035/у-02,  а также сводная информация  о
результатах  экспертных  оценок за определенный период времени (месяц,
квартал,  год) позволяет создать  основу  мониторинга  за  выявленными
дефектами  в  динамике  в  зависимости  от заболеваний.  В большинстве
сводок   должны   быть   отражены   вопросы   соблюдения    технологии
лечебно-диагностического     (профилактического,    реабилитационного)
процесса и достижения результата.  Примером обобщения такой информации
могут быть табл. 7 и 8.

                                                             Таблица 7

                   ДИНАМИКА ЧИСЛА СЛУЧАЕВ ЭКСПЕРТИЗ
              С ДОСТИГНУТЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОЦЕССА (ЭТАПА)
                И ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАЦИЕНТОВ

------------------------------------------------------------------
|   N   |  Экспертизы пациентов  |     Периоды (квартал, год)    |
|  п/п  |   с заболеваниями <*>  |-------------------------------|
|       |                        |   1   |   2   |   3   |   4   |
|-------|------------------------|-------|-------|-------|-------|
|1      |                        |       |       |       |   4   |
|-------|------------------------|-------|-------|-------|-------|
|2      |                        |       |       |       |       |
|-------|------------------------|-------|-------|-------|-------|
|3      |                        |       |       |       |       |
|-------|------------------------|-------|-------|-------|-------|
|4 <*>  |                        |       |       |       |       |
|-------|------------------------|-------|-------|-------|-------|
|5      |всего                   |       |       |       |       |
------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Перечень заболеваний и строк определяет ЛПУ.

                                                             Таблица 8

                ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧИСЛА ЭКСПЕРТИЗ,
                           ИМЕЮЩИХ ДЕФЕКТЫ

------------------------------------------------------------------
|N |           Экспертизы           |   Периоды (квартал, год)   |
|п/|                                |----------------------------|
|п |                                |  1   |   2   |  3   |  4   |
|  |                                |----------------------------|
|  |                                |          Дефекты           |
|--|--------------------------------|----------------------------|
|  |                1               |   2  |   3   |   4  |  5   |
|--|--------------------------------|------|-------|------|------|
|1 |Временной нетрудоспособности    |      |       |      |      |
|--|--------------------------------|------|-------|------|------|
|2 |Освидетельствование и           |      |       |      |      |
|  |направление в бюро МСЭ          |      |       |      |      |
|--|--------------------------------|------|-------|------|------|
|3 |Качества медицинской помощи     |      |       |      |      |
|--|--------------------------------|------|-------|------|------|
|4 |Прочие                          |      |       |      |      |
|--|--------------------------------|------|-------|------|------|
|5 |Всего                           |      |       |      |      |
------------------------------------------------------------------

     В табл.  7  вносится  информация  из  табл.  6  либо рассчитанный
процент   экспертных   случаев   КМП   с    достигнутым    результатом
(результативность в целом или по отдельным заболеваниям).
     По данным  табл.  8  можно  судить   об   успешности   выполнения
мероприятий  по  совершенствованию  управления  качеством  медицинской
помощи в ЛПУ,  а также улучшению работы по медико-социальной поддержке
и защите населения.
     В табл.  8 вносится информация из табл.  1 и  5  либо  показатель
частоты (%) экспертиз, имеющих дефекты.

                          Список литературы

     1. Приказ  Минздрава  России  и  Федерального фонда обязательного
медицинского страхования от 24.10.96  N  363/77  "О  совершенствовании
контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации".
     2. Приказ Минздрава России и Фонда социального страхования РФ  от
06.10.98  N 291/167 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления
контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности".
     3. Приказ  Минздрава  России  от 21.05.02 N 154 "О введении формы
учета    клинико-экспертной    работы    в    лечебно-профилактических
учреждениях".
     4. Закон РСФСР от 28.06.91 N 1499-1  "О  медицинском  страховании
граждан в РСФСР" (Изменения - Закон РФ от 20.04.93 N 4741-1).
     5. Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ  "О  социальной  защите
инвалидов в Российской Федерации".
     6. Федеральный  закон  от  24.07.98  N  125-ФЗ  "Об  обязательном
социальном   страховании  от  несчастных  случаев  на  производстве  и
профессиональных заболеваний".
     7. Приказ  Минздравмедпрома  РФ  от  13.01.95  N  5  "О  мерах по
совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности".
     8. Приказ  Минздравмедпрома  РФ от 19.10.94 N 206 и Постановление
Фонда социального страхования РФ от  19.10.94  N  21  "Об  утверждении
Инструкции  о  порядке  выдачи  документов,  удостоверяющих  временную
нетрудоспособность граждан" (Приложение:  Инструкция о порядке  выдачи
документов, удостоверяющих   временную   нетрудоспособность  граждан).
Изменения и дополнения - см.  Приказ Минздравмедпрома РФ  от  25.06.96
N 267,  Постановление  Фонда  социального  страхования  РФ от 25.06.96
N 66.
     9. Приказ Минздрава России от  23.08.99  N  328  "О  рациональном
назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них
и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)"  (в  ред.
Приказа Минздрава России от 09.01.01 N 3).