УЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ N 2002/140 МЕТОДИКА МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 20 декабря 2002 г. N 2002/140 (Д) УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра здравоохранения РФ А.И. ВЯЛКОВ 20 декабря 2002 года N 2510/224-03-34 Аннотация Методические рекомендации разработаны в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.05.02 N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях" и предназначены для: - руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и их заместителей; главных специалистов по общественному здоровью и здравоохранению, главных внештатных специалистов по клинико-экспертной работе; - главных врачей лечебно-профилактических учреждений и их заместителей; - заведующих клиническими отделениями; - экспертов страховых компаний и фондов ОМС, социального страхования и органов социальной защиты. Рекомендации содержат новую технологию учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений в соответствии с новой учетной формой N 035/у-02. Разработанные формы обобщающих сводных таблиц и показатели экспертной оценки качества медицинской помощи, объемов и результатов клинико-экспертной деятельности по социальной поддержке и защите населения должны стать информационной основой мониторинга деятельности, в том числе дефектов лечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи. Организация - разработчик: Министерство здравоохранения Российской Федерации. Департамент организации и развития медицинской помощи населению (Р.А. Хальфин). Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики (В.З. Кучеренко). Авторы: - доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М. Сеченова, канд. мед. наук А.П. Голубева; - заместитель руководителя отдела медицинской статистики и информатики Минздрава России Л.А. Михайлова; - главный специалист отдела организации медицинской помощи населению Департамента организации и развития медицинской помощи населению Минздрава России Т.В. Старикова. Методические рекомендации составлены при участии ЗАО "Тонлайн" (генеральный директор О.Б. Юшина). Авторы выражают благодарность: - доценту кафедры медицинской экспертизы РМАПО И.М. Старовойтовой; - главным внештатным специалистам по клинико-экспертной работе Департамента здравоохранения Ярославской области И.И. Груздевой и Министерства здравоохранения Московской области И.М. Лапшиной; - заместителю начальника главного бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы И.М. Кимельфельду; - заместителю главного врача по клинико-экспертной работе поликлиники N 136 САО г. Москвы Е.Г. Мурашко. Рецензенты: - зам. директора НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН, профессор, док. мед. наук А.Л. Линденбратен; - доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Российского медицинского университета, канд. мед. наук Е.Н. Савельева. Условные краткие сокращения: ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение; КЭР - клинико-экспертная работа; КЭК - клинико-экспертная комиссия; МСЭ - медико-социальная экспертиза; ОМС - обязательное медицинское страхование; ДМС - добровольное медицинское страхование; КМП - качество медицинской помощи; ДЧБ - длительно и часто болеющие лица. Введение Для выполнения плана действий Минздрава России по реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.), в частности подготовки Отраслевой программы "Управление качеством медицинской помощи на 2003 - 2007 гг.", необходимо научно-практическое обоснование всех положений этих документов, а также механизмов реализации на различных уровнях управления федерального субъекта и муниципального учреждения. При создании непрерывной системы комплексной оценки результатов лечебно-диагностического процесса и медицинской деятельности ЛПУ, в том числе мониторинга дефектов, предполагается: внести изменения в учетные медицинские документы, разработать новые показатели деятельности ЛПУ с последующим введением в государственную статистическую отчетность. Среди методов оценки качества медицинской помощи особое место занимают экспертные методы, используемые преимущественно при внутреннем контроле заместителями главных врачей по КЭР и лечебной работе, заведующими отделениями. В задачи и функции руководителей отделений и ЛПУ входят не только контроль, но и большая часть функций управления: организация лечебно-диагностического процесса, взаимосвязь и координация, планирование и выполнение мероприятий по улучшению качества медицинского обслуживания. Кроме задач и функций по управлению КМП, большой объем работы заместителей главных врачей и заведующих отделениями занимает деятельность по решению медико-социальных проблем населения, направленных на медико-социальную защиту и поддержку населения. Это проведение экспертизы временной нетрудоспособности, освидетельствование и направление в бюро МСЭ, экспертиза льготного лекарственного обеспечения и др. Отдельные совместные приказы Минздрава России и Федерального фонда ОМС [1], Минздрава России и Федерального фонда социального страхования [2] направлены на организацию контроля за экспертизой временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи. Вопрос о необходимости пересмотра инструктивно-нормативных документов по экспертизе временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизе очевиден. Несмотря на то что управление этими двумя видами экспертиз осуществляется разными структурами, сущность их едина: оценка степени ограничения жизнедеятельности, в числе которых способность к труду и осуществлению определенных профессиональных функций и определение форм социальной поддержки и защиты. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок в организации и проведении учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности ЛПУ в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.02 N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях" [3]. Цель и задачи Методических рекомендаций: - совершенствовать систему учета, оценки и анализа КЭР путем унификации документооборота, введения автоматизированных технологий и упорядочения отдельных функций; - сократить дублирование информации, обеспечить быстрый поиск необходимой информации, подготовку отчетов, а также эффективное использование информации в управлении качеством медицинской помощи; - подготовить информационную основу (включая мониторинг результатов экспертных оценок), необходимую для обоснования изменений в нормировании труда руководящего состава ЛПУ, изменений в организации работы КЭК, что позволит совершенствовать систему управления качеством медицинской помощи и обеспечит медико-социальную поддержку населения. Новизна и описание новой технологии учета, оценки и анализа КЭР Предпосылками для введения нового учета клинико-экспертной работы по форме N 035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ" и отличиями от ранее используемой учетной формы N 035/у "Журнал для записи заключений врачебно-консультативной комиссии", утвержденной Приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030, являются: - введение системы ОМС и ДМС, ориентация на рыночные отношения в медицинском обслуживании, усиление внимания к вопросам качества оказания медицинской помощи; - переход на международные критерии оценки здоровья населения и его жизнедеятельности, изменения в структурах медико-социальной защиты населения и их функций; - политическая ориентация на проблемы взаимосвязи и координации в деятельности ЛПУ и фондов страхования (медицинского и социального), а также структур социальной защиты населения. Необходимость совершенствования форм взаимодействия структур на межведомственном уровне; - резкое увеличение объемов клинико-экспертной работы в ЛПУ в связи с введением новых законов и подзаконных правовых актов. Необходимость сокращения времени на ведение различных учетных форм, оценки и анализа КЭР путем автоматизации с применением компьютерных программ; - увеличение эффективности КЭР на всех уровнях управления качеством медицинской помощи, а не только на уровне клинико-экспертной комиссии; - унификация и стандартизация технологий экспертной работы для взаимопонимания процессов и результатов; - усиление роли экспертного метода в комплексе подходов к оценке КМП, создание мониторинга результатов экспертных оценок (дефекты). Возможность использования экспертных оценок для материального и морального стимулирования, в том числе для оплаты труда. 1. Общие положения организации учета, проведения оценки и анализа клинико-экспертной работы 1.1. Основы проведения статистического учета, оценки и анализа КЭР в ЛПУ должны быть представлены в виде положения об организации учета, проведения оценки и анализа КЭР. Положение согласовывается с главным внештатным специалистом по КЭР (главным специалистом по общественному здоровью и здравоохранению, уполномоченным по управлению КМП, советом по управлению КМП), а также с учреждением статистической службы (бюро медицинской статистики, информационно-аналитический центр) и утверждается главным врачом ЛПУ. В положении рекомендуется отразить следующие вопросы: - ответственность должностных лиц, осуществляющих КЭР; - сроки представления информации; - взаимообмен информацией между ведомственными учреждениями и структурами вневедомственного контроля (фонд ОМС, фонд социального страхования, бюро МСЭ и др.); - технологии и способы клинико-экспертной деятельности (ручная или автоматизированная обработка, использование стандартов, карт экспертной оценки). При составлении положения должны быть учтены проблемы организации КЭР в ЛПУ (наличие и особенности работы клинико-экспертной комиссии и подкомиссий, объемы их работы). 1.2. Ведение формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ может иметь особенности в зависимости: - от типа ЛПУ, целей, задач и содержания деятельности ЛПУ, особенностей организации обслуживания населения и других факторов; - от способа обработки информации (степени автоматизации). Для тиражирования учетной формы N 035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ" рекомендуется использовать альбомную ориентацию размера бумаги с определенным масштабом граф. Форма N 035/у-02 является типовой формой для всех видов экспертиз. Если в учреждении проводятся не все виды экспертиз, то заполнение граф журнала, оценка и анализ деятельности будут иметь особенности. Если ЛПУ не осуществляет деятельность, связанную с направлением пациентов в бюро МСЭ, то графы 16, 17 и 18 журнала не заполняются. При учете экспертиз, связанных с решением других медико-социальных проблем, не заполняются графы 12, 13, 14. Главный врач ЛПУ назначает ответственных лиц за ведение текущего учета КЭР (председателя КЭК и подкомиссий) и за проведение итоговой оценки и анализа. Ответственный за КЭР в ЛПУ, а также внештатный специалист по КЭР территории совместно со специалистами органов управления здравоохранением проводят контроль за ведением журнала и достоверностью информации в нем. В соответствии с концепцией управления КМП предполагается усилить эффективность внутреннего контроля на всех его ступенях путем системного подхода к результатам оценок деятельности отделений ЛПУ. Такую информацию представляют, прежде всего, руководители отделений и заместители главных врачей ЛПУ. Учитывая возросший объем информации, требования по использованию единых технологий проведения экспертиз, наличие других проблем в ЛПУ, ведение журнала учета КЭР по форме N 035/у-02 заведующими отделениями является проблематичным без автоматизации (компьютеризации) их рабочих мест. На начальном этапе внедрения автоматизации деятельности КЭР ЛПУ первоочередной задачей администрации является автоматизация (компьютеризация) рабочих мест заместителей главных врачей и заведующих клиническими отделениями. Ответственным лицам необходимо определить предполагаемый объем информации в журнале и способ его заполнения, разработки данных. Если в предыдущие годы среднее число экспертиз в ЛПУ превышало 2400 - 2500 случаев (в среднем около 200 в месяц), то при рукописном заполнении журнала целесообразнее вести отдельные журналы по видам экспертиз. Например, в ЛПУ допускается ведение отдельных журналов для учета экспертных случаев с временной нетрудоспособностью, для освидетельствования и направления в бюро МСЭ, для экспертизы льготного лекарственного обеспечения, для освидетельствования водителей и др. В практике ЛПУ уже сложилась своя система необходимого количества отдельных журналов, удобная и рациональная для данного учреждения. При автоматизированной обработке информации КЭР возможно ведение как единого журнала по форме N 035/у-02, так и отдельных журналов по каждому виду экспертиз. Рекомендуется начинать заполнение журнала с начала календарного года. Журнал хранится в течение 3 лет у ответственного за КЭР должностного лица ЛПУ, позднее сдается в архив и хранится в соответствии со сроками хранения первичной медицинской документации. Определив ответственных лиц за ведение журнала и подготовку сводок, необходимо уточнить сроки представления информации о КЭР. Сроки предоставления информации будут зависеть от их потребителей. Например, главному врачу ЛПУ рекомендуется текущую сводную информацию предоставлять 1 раз в месяц, квартал, полугодие, а итоговую информацию о КЭР (отчеты) - в январе последующего года. Сводная информация о КЭР может предоставляться только с разрешения главного врача ЛПУ или органов управления здравоохранением. Руководитель ЛПУ определяет необходимость предоставления информации внешним организациям и структурам. Рекомендуется данные вопросы отражать в договорах с внешними структурами (фонды ОМС, социального страхования, страховые компании, учреждения социальной защиты и др.) или утверждать планами совместной деятельности. Типовые итоговые формы сведений и показатели работы предложены в соответствующих разделах Методических рекомендаций. Дополнительные формы сводок согласовываются с руководителем ЛПУ или органом управления здравоохранением. При рукописном оформлении учетной формы N 035/у-02 и ручной обработке информации, ведении "карт экспертной оценки" ссылка на стандарт или другой алгоритм (документ) необходима. При автоматизированном ведении учета и автоматизированной обработке данных с помощью компьютерных программ необходимая технология (стандарт, алгоритм, экспертная карта и др.) должна быть представлена эксперту в виде справочной информации; дублирование экспертных карт рукописным способом нецелесообразно. Графы с 1 по 7, 9, 20, 21 заполняются в соответствии с Инструкцией к учетной форме 035/у-02 (приложение 2 к Приказу Минздрава России от 21.05.02 N 154). Заполнение остальных граф имеет особенности. Графу 8 (социальный статус пациента, профессия) необходимо дополнить следующими наименованиями: - инвалид 1 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-1 гр.); - инвалид 2 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-2 гр.); - инвалид 3 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-3 гр.); - инвалид 1, 2, 3 группы вследствие других радиоактивных поражений (сокр. ИДРП-1 гр., ИДРП-2 гр., ИДРП-3 гр.). С введением социальных льгот для некоторых групп ветеранов рекомендуется выделять по наименованию "ветеран труда" (сокр. Вет. Труд.), "ветеран воинской службы" (сокр. Вет. ВС). Необходимо обратить внимание на инвалидов 1, 2, 3 гр., "воинов-интернационалистов": к ним относятся пациенты, получившие инвалидность в результате войн в Афганистане и других странах, где велись боевые действия (см. в "Инструкции" графу 8, группировки 18, 19, 20 социального статуса пациента). В группировке 5 (другие случаи направления в бюро МСЭ) графы 10 Инструкции вместо наименования "после продления лечения МСЭ (долечивание)" следует писать порядковый номер направления на МСЭ пациента в году. Например: направление-2 в бюро МСЭ (сокр. МСЭ, напр. 2). В графе 15 "обоснование, заключение экспертов, рекомендации" необходимо указать заключительный диагноз по МКБ-10 после проведения экспертизы и проводить сравнение с диагнозом направившего врача или организации (см. графу 9). Заполнение граф 21 "подписи экспертов" и 15 "обоснование, заключение экспертов, рекомендации" как рукописным способом, так и при использовании оргтехники должно быть проведено не позднее пятого дня от начальной даты проведения экспертизы (графа 2), то есть заключение по большинству видов экспертиз должно быть подготовлено в течение 5 дней. При сроках подготовки заключения более 5 дней в графе 19 указывается причина отсутствия заключения и подписи экспертов. Ведение отдельных журналов учета дефектов при проведении всех видов экспертиз не предусматривается. 2. Учет, оценка и анализ экспертиз, связанных с решением медико-социальных проблем. 2.1. Экспертиза временной нетрудоспособности. Учет. Организация и проведение экспертизы временной нетрудоспособности осуществляются в соответствии с основными инструктивно-нормативными документами [7, 8], а также с учетом изменений и предложений по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности. В Инструкции по заполнению учетной формы N 035/у-02 характеристики экспертных случаев с временной нетрудоспособностью (графа 10) сгруппированы в соответствии с порядком оформления документов, а также нормативных актов, регулирующих контроль: выдача первичного листка нетрудоспособности (справки), продление листка нетрудоспособности (справки), направленный отбор случаев временной нетрудоспособности. Если случай временной нетрудоспособности, подлежащий экспертизе, не вошел в перечень вышепредставленных характеристик, то его следует отнести к группе "другие случаи". Так как учащимся образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, докторантам и аспирантам вместо листка нетрудоспособности оформляется "Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ, о болезнях, карантине ребенка, посещавшего школу или детское дошкольное учреждение" (учетная форма 095/у), то в графе 10 вместо "листка нетрудоспособности" проставляется "Справ.". В графе 11 уточняется вид и предмет экспертизы, номер листка нетрудоспособности (справки), количество дней нетрудоспособности на момент экспертизы. Если перед ЛПУ поставлена задача углубленного анализа работы с группой ДЧБ, то при направленном отборе экспертных случаев ДЧБ в графу 11 рекомендуется внести дополнительную информацию о количестве дней и случаев нетрудоспособности на момент экспертизы за определенный период (год). Графа 12 "отклонения от стандарта" заполняется в соответствии с Инструкцией. При проведении экспертизы с помощью компьютерной программы "Экспертная деятельность ЛПУ" применяемые стандарты, а также карты экспертной оценки, нормативные документы могут быть помещены в отдельный блок. Эта информация может использоваться экспертами как справочный материал. В графе 13 выявленные дефекты могут быть представлены обобщенно в соответствии с критериями оценки случая временной нетрудоспособности (установление факта временной нетрудоспособности, клинического или трудового прогноза, условий труда, обследование, диагноз, качество заполнения первичного медицинского документа и др.), их выбирают сами эксперты в соответствии с экспертными картами или определенными критериями. Рекомендуется использовать сокращения: деф. обсл.; деф. диагн. и др. В графе 14 "Достижение конечного результата этапа или всего лечебно-диагностического процесса в целом" результат записывается в соответствии с общепринятыми формулировками. Если результативность лечебно-диагностического процесса при экспертизе временной нетрудоспособности не оценивалась по каким-то причинам, то проставляется (-). В графе 14 не проводятся никакие обобщения по причинно-следственным связям, только констатируются факты достижения результата этапа или всего лечебно-диагностического (профилактического) процесса. В графу 15 "обоснование и заключение экспертов, рекомендации" необходимо внести заключительный диагноз, установленный КЭК. Предполагается издание методического пособия по клинико-экспертной работе с рекомендациями по заполнению графы 15. В случаях если при экспертизе временной нетрудоспособности или при решении медико-социальных проблем населения возникла необходимость оформить заключение в виде справки, то "обоснование заключения и заключение" заполняется в соответствии с рекомендациями по составлению типовой формы справки, представленной ниже. Оценка и анализ результатов экспертиз временной нетрудоспособности. Основными потребителями информации о результатах экспертиз временной нетрудоспособности могут быть: руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), фонды социального страхования и ОМС, структуры социальной защиты населения (бюро МСЭ). Из информации журнала формы N 035/у-02 составляется сводка (отчет) об объемах и результатах экспертиз временной нетрудоспособности в виде табл. 1. Таблица 1 СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЗА 200- ГОД ------------------------------------------------------------------ |Экспертиз временной нетрудоспособности |Всего <*> |В т.ч. на КЭК| |---------------------------------------|----------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---------------------------------------|----------|-------------| |Проведено | | | |---------------------------------------|----------|-------------| |Выявлено случаев с дефектами | | | ------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Для проведения углубленного анализа отдельных случаев ЭВН рекомендуется выделить группу экспертиз с целью продления Л/Н, группу ДЧБ и др. Из данных табл. 1 можно рассчитать удельный вес экспертиз временной нетрудоспособности, проведенных КЭК, а также процент случаев экспертиз временной нетрудоспособности с дефектами. Показатель частоты случаев экспертиз временной нетрудоспособности с дефектами на 100 проведенных экспертиз (%) в динамике позволит судить об эффективности работы по контролю за экспертизой временной нетрудоспособности в учреждении. Кроме этого показателя можно рассчитывать показатели дефектов диагностики, оформления документации (из гр. 13), а также по отдельным нозологиям, по врачам, отделению и др. Информация о результатах проведенных экспертиз временной нетрудоспособности должна использоваться для планирования мероприятий по повышению квалификации врачей, для выявления проблем в организации и порядке проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Обсуждение результатов и мероприятий осуществляется на конференциях, совещаниях и других организационных мероприятиях как в ЛПУ, так и в органах управления здравоохранением совместно с фондами медицинского и социального страхования и учреждениями социальной защиты. Данные об объемах проведенной работы по экспертизе временной нетрудоспособности в ЛПУ могут быть использованы для совместной работы с фондами социального и медицинского страхования. 2.2. Освидетельствование пациентов и оформление направлений в бюро МСЭ. Учет. В графе 10 "Характеристика случая экспертизы" журнала формы N 035/у-02 случаи освидетельствования и оформления направлений в бюро МСЭ сгруппированы в 3 блока: первичное направление в бюро МСЭ, переосвидетельствование инвалидов и другие случаи направления в бюро МСЭ. Первичным направлением в бюро МСЭ считается: - случай первого направления пациента для установления ему инвалидности впервые в жизни; - случай направления пациента, не признанного ранее инвалидом при освидетельствовании МСЭ; - случай направления пациента через 5 лет после прекращения выплаты пенсии по инвалидности. К другим случаям направления на МСЭ (кроме случаев переосвидетельствования инвалидов 1, 2, 3 групп) относятся все случаи направления инвалидов по любым медико-социальным вопросам или не подходящие под понятие "первичный случай". Данную группу "других случаев" рекомендуется дополнить группировками: - случаи проведения экспертизы, проводимые с целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности (сокр.: "МСЭ степень утр. профтруда"); - случаи проведения экспертизы, проводимые с целью определения нуждаемости в других видах возмещения ущерба (сокр.: "МСЭ возмещ. ущерба"). В графе 11 (вид и предмет экспертизы) для пациентов, имевших временную нетрудоспособность и направляемых в бюро МСЭ, рекомендуется указывать суммарное количество дней и случаев нетрудоспособности за предшествующий период (год). В графе 15, кроме заключения КЭК, оформить учетную форму 088/у-97 "Направление на медико-социальную экспертизу" или форму N 080/у-97 "Направление на ребенка до 18 лет учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу", вписать диагноз. Оценка и анализ результатов экспертиз, связанных с освидетельствованием и направлением пациентов в бюро МСЭ. Основными потребителями информации о результатах экспертиз при направлении пациентов в бюро МСЭ могут быть: руководство ЛПУ, органы управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), структуры социальной защиты населения (бюро МСЭ). На основании информации журнала формы N 035/у-02 составляется сводный отчет об объемах и результатах экспертиз освидетельствования и направления в бюро МСЭ в виде табл. 2. Таблица 2 СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ И НАПРАВЛЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ В БЮРО МСЭ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Цель | Всего | Общее | Военная | Травма, | ЧАЭС | С детства | Ребенок - | Трудовое | Прочие | | п/п | направления | случаев | заболевание | травма | связанная с | и др.| | инвалид | увечье, | | | | в бюро МСЭ | (контингенты, | | <*> | прохождением | | | | профессиональное | | | | | в т.ч.) | | | воинской | | | | заболевание <**> | | | | | | | | службы <*> | | | | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | 1 | Для первичного | | | | | | | | | | | | установления | | | | | | | | | | | | инвалидности, из | | | | | | | | | | | | них | | | | | | | | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | 1.1 | Признано | | | | | | | | | | | | инвалидами | | | | | | | | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | | 1 гр. | | | | | | | x | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | | 2 гр. | | | | | | | x | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | | 3 гр. | | | | | | | x | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | 2 | Для | | | | | | | | | | | | переосвидетельствования | | | | | | | | | | | | инвалидов, из них | | | | | | | | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | 2.1 | Признано | | | | | | | | | | | | инвалидами | | | | | | | | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | | 1 гр. | | | | | | | x | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | | 2 гр. | | | | | | | x | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | | 3 гр. | | | | | | | x | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | 3 | Для установления | | | | | | | | | | | | возмещения ущерба | | | | | | | | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | 4 | Другие цели | | | | | | | | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | 5 | Итого (1 + 2 + 3 | | | | | | | | | | | | + 4) | | | | | | | | | | |-----|-------------------------|---------------|--------------|-----------|-----------------|------|-----------|---------------|-------------------|--------| | 6 | Дано заключений по | | | | | | | | | | | | трудоустройству | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Включаются данные о пациентах, имеющих военные или военно-медицинские документы или документы о причине увечья (заболевания), связанного с исполнением обязанностей военной службы, участием в других боевых действиях. <**> Включаются данные о пациентах, имеющих документы "Акт о несчастном случае на производстве (ф. Н-1) или акт о случае профессионального заболевания". На основании данных табл. 2 рассчитываются следующие показатели: 1. Процент лиц с первично установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы) (удельный вес). 2. Процент лиц с первично установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы) (удельный вес) по причинам (общее заболевание, военная травма, трудовое увечье и т.д.) - структура причин первичной инвалидности (1, 2, 3 группы). 3. Процент лиц с установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы) из числа направленных для переосвидетельствования (удельный вес). 4. Процент лиц с установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы) после переосвидетельствования (удельный вес) по причинам (общее заболевание, военная травма, трудовое увечье и т.д.) - структура причин инвалидности после переосвидетельствования. 5. Структура всех инвалидов ЛПУ, прошедших освидетельствование и направление в бюро МСЭ, по группам инвалидности (1, 2, 3 группы) за год (в %). 6. Структура всех инвалидов ЛПУ, прошедших освидетельствование и направление в бюро МСЭ, по причинам инвалидности за год (в %). 7. Частота первичной инвалидности на 1000 обслуживаемого взрослого населения (без учета детей-инвалидов). Отдельно можно рассчитать показатель детской первичной инвалидности на 1000 детского населения. 8. Показатели динамики инвалидности: - процент инвалидов с установленной более тяжелой группой инвалидности (с 3 на 2 группу; со 2 на 1 группу); - процент инвалидов с установленной более легкой группой инвалидности (с 1 на 2 группу; со 2 на 3 группу); - процент лиц, у которых снята группа инвалидности. 9. Процент инвалидов (1, 2, 3 групп), имеющих рекомендации по медицинской реабилитации. Данные показатели необходимы для оценки здоровья населения, планирования мероприятий ЛПУ по реабилитации, обоснования мероприятий по планированию медико-социальной помощи со структурами социальной защиты. Если при проведении освидетельствования и направлении пациентов в бюро МСЭ проводилась экспертиза качества лечебных, профилактических или реабилитационных мероприятий и заполнялись графы 12, 13, 14, то рекомендуется рассчитывать показатели качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса и процент случаев с достигнутым результатом (см. показатели в разделе 3.1 Методических рекомендаций). 2.3. Экспертиза других случаев, требующих решения КЭК, либо случаев, определенных действующими законодательными и нормативно-правовыми актами. Учет. Задачей большинства этих экспертиз является оценка состояния здоровья пациентов, определение соответствия их здоровья и условий жизнедеятельности существующим правовым положениям и социальным льготам, т.е. определение нуждаемости в социальной защите и поддержке, а также возможности осуществлять отдельные виды деятельности (вождение транспортных средств, ношение оружия и др.). В графе 10 отмечается характеристика случая экспертизы в соответствии с Инструкцией. При проведении таких экспертиз не требуется обязательной оценки качества оказанной медицинской помощи (графы 12, 13, 14 могут не заполняться). В графе 16 указывается дата выдачи справки. Также не заполняются графы 17, 18. В графу 19 (дополнительная информация, примечания) могут быть внесены даты получения запроса из учреждения или обращения пациента. Результаты этих экспертиз оформляются в виде справок. Форма типовой справки по заключениям экспертиз по медико-социальным проблемам, проводимых членами КЭК Название лечебно-профилактического учреждения СПРАВКА N Назначение справки. Цель справки. Выдана -------------------- Год рождения ------------------------ (кому) Адрес ----------------------------------------------------------- На основании освидетельствования гр. ------------------, его (ее) медицинских документов, также ----------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (указывается правовой документ, на который ссылаются) (заключение и рекомендации) Клинико-экспертная комиссия: Ф.И.О. экспертов: Подпись Дата выдачи справки: Печать Например: "Поликлиника N 1 Северного административного округа г. Москвы" Справка N 333 <*> "О праве на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты" -------------------------------- <*> Номер соответствует номеру регистрации по журналу ф. N 035/у-02. Назначение справки. Цель справки. Выдана: Иванову И.И. Год рождения: 1938 г. р. Адрес: ул. Дмитровская, д. 1, кв. 1. Основание для заключения и рекомендации. Если имеется правовой документ, то его необходимо указать (название, номер и дата). "На основании освидетельствования гр. Иванова И.И., его медицинских документов, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N 214 Иванов И.И., проживающий по адресу: ул. Дмитровская, д. 1, кв. 1, имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты". Кем выдана справка. Подписи с указанием фамилий и инициалов. "Клинико-экспертная комиссия": Ф.И.О. экспертов: Подпись Сафонова А.А. Терехова О.К. Сидорова Т.П. Дата выдачи справки: "21.02.2002" Печать Оценка и анализ экспертиз других случаев, требующих решения КЭК, либо случаев, определенных действующими законодательными и нормативно-правовыми актами. Потребителями информации о результатах этих экспертиз могут быть: руководство ЛПУ, органы управления здравоохранением (в т.ч. главные специалисты), другие внешние структуры, пациенты. На основании информации журнала формы N 035/у-02 составляется сводный отчет об объемах и результатах экспертиз в виде таблицы 3. Таблица 3 СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ ДРУГИХ СЛУЧАЕВ, СВЯЗАННЫХ С РЕШЕНИЕМ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТОВ ------------------------------------------------------------------ | N | Назначение экспертизы или виды |Проведено| Получено | |п/п| справок <*> | всего |положительных| | | | | заключений | |---|------------------------------------|---------|-------------| |1 |Улучшение жилищных условий | | | |---|------------------------------------|---------|-------------| |2 |Академический отпуск и др. проблемы | | | | |обучения и аттестации | | | |---|------------------------------------|---------|-------------| |3 |Рекомендации по трудоустройству | | | |---|------------------------------------|---------|-------------| |4 |О годности к управлению | | | | |транспортными средствами | | | |---|------------------------------------|---------|-------------| |5 |О возможности ношения оружия | | | |---|------------------------------------|---------|-------------| |6 |Прочие | | | |---|------------------------------------|---------|-------------| | |Итого: | | | ------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Перечень экспертиз определяет ЛПУ. На основании данных табл. 3 можно рассчитать структуру выданных справок, удельный вес положительных заключений. Данные таблицы 3 об объемах КЭР по другим медико-социальным проблемам служат основой для планирования времени и составления графика работы КЭК и объема платных услуг ЛПУ. 2.4. Экспертиза льготного лекарственного обеспечения. Учет. Графы с 11 по 14 не заполняются. В графе 15, если оформляется выдача льготного рецепта, то наряду с диагнозом рекомендуется указывать N рецепта, название препарата, дозировка, количество выписанного препарата, кратность приема. Если пациенту отказано в выдаче льготного лекарства, то в этой же графе 15 указывается причина отказа. Здесь же могут быть даны рекомендации о замене препаратов [9]. Оценка и анализ результатов экспертиз льготного лекарственного обеспечения. Потребителями информации об этом виде экспертиз могут быть: органы управления здравоохранением, фонды обязательного медицинского страхования и страховые компании, аптечные учреждения. Итоговая сводная информация оформляется в виде табл. 4. Таблица 4 СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ЛЬГОТНОМУ ------- ЛЕКАРСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ------------------------------------------------------------------ | N | Льготные | Выдано льготных | Отказано | Итого | |п/п|категории <*>| рецептов | | | | | |-------------------| | | | | |бесплатно| 50% | | | | | | |стоимости| | | |---|-------------|---------|---------|-----------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |---|-------------|---------|---------|-----------|--------------| |1 | | | | | | |---|-------------|---------|---------|-----------|--------------| |2 | | | | | | |---|-------------|---------|---------|-----------|--------------| |3 | | | | | | ------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Перечень льготных категорий определяется ЛПУ. На основании данных табл. 4 рассчитываются: процент бесплатных рецептов и 50% стоимости лекарств, а также удельный вес выданных льготных рецептов по отдельным социальным категориям (инвалиды 1, 2, 3 групп, участники ВОВ и др.). Результаты проведенных экспертиз по льготному лекарственному обеспечению могут использоваться для углубленного анализа получения лекарств пациентами отдельных категорий (периодичность получения лекарств и их наименование). 3. Учет, оценка и анализ экспертиз качества медицинской помощи 3.1. Экспертиза качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса. Учет. Экспертиза качества лечебно-диагностического процесса является функцией должностных лиц - руководителей подразделений, заместителей главных врачей ЛПУ, КЭК и подкомиссий (лечебно-контрольной, экспертизы нетрудоспособности, по изучению летальных исходов, по изучению внутрибольничных инфекций, др.). В настоящее время информация о каждом случае проведенной экспертизы или группе случаев (с заключением и рекомендациями) содержится в различных учетных формах (протокол экспертизы лечебно-диагностического процесса, акт экспертизы качества, экспертная карта оценки лечебно-диагностического процесса, акт проверки качества лечебного процесса и др.), разработанных ЛПУ или рекомендованных органами управления здравоохранения. При заполнении графы 10 журнала N 035/у-02 "характеристика случая экспертизы" необходимо помнить, что к данному виду экспертиз относятся преимущественно случаи группировок 7 (см. Инструкцию) - направленный отбор случаев для контроля лечебно-диагностической, профилактической или реабилитационной деятельности, а также экспертизы временной нетрудоспособности или другие случаи, определенные административно-правовыми актами. Для заполнения графы 11 "вид экспертизы" необходимо различать по наименованию два вида: "экспертиза качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса" и "экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи". Основными отличиями этих видов экспертиз являются особенности задач, применяемых для оценки методических подходов и критериев (характеристик) качества. При проведении экспертизы качества лечебно-диагностического процесса проводится оценка выполняемых медицинских технологий по таким критериям, как: результативность, адекватность, своевременность, обоснованность в медицинской документации, соответствие необходимого объема, преемственность, назначение консультаций и др., без оценки экономических затрат (экономической эффективности) и удовлетворенности пациентов; используется преимущественно процессуальный подход к оценке качества. Если при экспертизе случая используются дополнительно медико-экономические критерии, удовлетворенность, критерии оценки обслуживания сестринским персоналом, а также устанавливаются причинно-следственные связи, то такой экспертный случай относится к экспертизе качества (эффективности) медицинской помощи. Задачами экспертиз качества (эффективности) медицинской помощи является установление причинно-следственных связей процесса и результатов, рациональное использование финансовых (материальных) затрат, оценка удовлетворенности пациента или его родственников (защита прав застрахованных). В графе 13 выявленные дефекты следует записывать кратко по алгоритмам технологий: обследование, диагностика, лечение, контроль лечения, реабилитация (деф. обсл., леч., оформл. док.). Если экспертный случай содержит информацию, которую трудно записать в формализованном виде или по другим причинам, то указывается номер первичного документа экспертизы (экспертной карты, протокола экспертизы, акта экспертной оценки или экспертного заключения) и его дата. В графе 15, кроме свободного текстового изложения заключения и его обоснования, а также рекомендаций, необходимо указать диагноз экспертов. Если после экспертизы качества лечебно-диагностического процесса возникла необходимость направления пациента в бюро МСЭ или другие учреждения, то могут заполняться графы 16, 17, 18. Если в ЛПУ проводится оценка качества лечебно-диагностического процесса с расчетом коэффициента уровня качества лечения (УКЛ) либо с расчетом баллов по этапам лечебного процесса, то эта информация записывается в графу 19 (дополнительная информация, примечания). Оценка и анализ результатов экспертиз качества лечебно-диагностического (профилактического или реабилитационного) процесса. Потребителями информации о результатах этих экспертиз могут быть: руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), фонды медицинского и социального страхования, страховые компании. На основании информации журнала формы N 035/у-02 рекомендуется составлять годовую сводку об объемах и результатах экспертиз качества лечебно-диагностического процесса совместно с информацией об экспертизах качества медицинской помощи в виде таблиц N 5, 6, которые представлены ниже. 3.2. Экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи. Учет. Как было сказано выше, основными отличиями экспертизы КМП от экспертизы качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса являются: - установление причинно-следственных связей влияния дефектов на последующий этап или результат процесса; - оценка деятельности врача и медицинских работников (выполнение медицинских технологий); - оценка использования затрат на медицинскую помощь; - оценка удовлетворенности пациента или его родственников; - оценка степени риска проведенных медицинских технологий и их роль в возникновении новых заболеваний. Все графы журнала формы N 035/у-02 заполняются, как при проведении экспертизы качества лечебно-диагностического процесса. В отдельных случаях установленные дефекты могут отмечаться и в графе 15 (обоснование заключения экспертов). Так же, как и при экспертизе качества лечебно-диагностического процесса, результаты оценок КМП (баллы, уровень качества лечения, интегральный критерий качества и эффективности) отмечаются в графе 19 (дополнительная информация, примечания). Оценка и анализ результатов экспертиз качества медицинской помощи. Потребителями информации о результатах экспертиз КМП могут быть: руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), фонды медицинского и социального страхования, страховые компании, а также другие структуры, заинтересованные в экспертных оценках КМП. ЛПУ может использовать результаты экспертных оценок для морального и материального стимулирования, для изучения эффективности проводимых мероприятий, для планирования мероприятий по совершенствованию лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной деятельности. Итоговая сводка об объемах и результатах экспертиз КМП представлена в виде табл. 5 и 6. Таблица 5 СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗА 200- Г. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Экспертизы качества | Случаи | Из них с | В том числе | | | медицинской помощи |-------------------------| дефектами |----------------------------------------------------| | | | всего| качества | (из графы 3)| обследования |диагностики| лечения | прочие | | | | | лечебно - | | | | | <**> | | | | | диагностического | | | | | | | | | | процесса | | | | | | |---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------| |1 | Проведено всего, в т.ч. | | | | | | | | | | случаев | | | | | | | | |---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------| |2 | с летальным исходом | | | | | | | | |---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------| |3 | осложнений | | | | | | | | | | (внутрибольничного | | | | | | | | | | инфицирования) | | | | | | | | |---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------| |4 | случаев расхождений | | | | | | | | | | диагнозов | | | | | | | | |---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------| |5 | повторной госпитализации | | | | | | | | |---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------| |6 | случаев с отклонением | | | | | | | | | | сроков лечения | | | | | | | | |---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------| |7 | сложных клиникоэкспертных | | | | | | | | | | случаев | | | | | | | | |---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------| |8 | первичного установления | | | | | | | | | | инвалидности | | | | | | | | |---|----------------------------|------|------------------|-------------|-----------------|-----------|----------|-----------| |9 | другие <*> | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Перечень строк определяется ЛПУ. <**> Перечень определяется ЛПУ. Таблица 6 СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗА 200- Г. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | Экспертизы | Случаи | Из них | В том числе | С достигнутым | | | качества |--------------------------| с дефектами |----------------------------------------------------| результатом | | | медицинской |всего | качества | (из графы 3) | обследования |диагностики| лечения | прочие | (из графы 3) | | | помощи | | лечебно - | | | | | <**> | | | | | | диагностического | | | | | | | | | | | процесса | | | | | | | |-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------| | 1 | Проведено | | | | | | | | | | | всего, в | | | | | | | | | | | т.ч. с | | | | | | | | | | | заболеваниями | | | | | | | | | | | <*> | | | | | | | | | |-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------| | 2 | | | | | | | | | | |-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------| | 3 | | | | | | | | | | |-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------| | 4 | | | | | | | | | | |-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------| | 5 | | | | | | | | | | |-----|----------------|------|-------------------|--------------|-----------------|-----------|----------|-----------|------------------| | 6 | | | | | | | | | | | <**>| | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Перечень заболеваний определяет ЛПУ. <**> Перечень определяется ЛПУ. На основании данных табл. 5 рассчитываются следующие показатели: 1. Процент проведенных экспертиз качества лечебно-диагностического процесса среди всех случаев экспертиз качества медицинской помощи (удельный вес). 2. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди всех случаев экспертиз качества медицинской помощи (частота случаев с дефектами). 3. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди отдельных экспертных случаев (с летальным исходом, осложненных и т.д.) (частота случаев с дефектами среди отдельных экспертиз). 4. Процент экспертиз с дефектами этапов обследования, диагностики, лечения и др. среди всех случаев (частота случаев с дефектами обследования, диагностики, лечения и др.). Для планирования мероприятий по повышению квалификации врачей, изучения причин возникновения дефектов рекомендуется проводить углубленный анализ вышеперечисленных показателей по врачам, отделениям, в динамике по кварталам, полугодиям. Так, например, могут рассчитываться показатели расхождения диагнозов, установленных лечащими врачами и экспертами (частота расхождения диагнозов). Итоговая сводная информация об объемах и результатах экспертиз качества медицинской помощи в зависимости от заболеваний пациентов представлена в табл. 6. На основании данных табл. 6 можно рассчитать следующие показатели: 1. Процент экспертиз качества лечебно-диагностического процесса пациентов с отдельными заболеваниями среди всех случаев оценки КМП (удельный вес). 2. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди пациентов с отдельными заболеваниями (частота случаев с дефектами в зависимости от заболеваний). 3. Процент экспертиз с дефектами этапов обследования, диагностики, лечения или других этапов среди пациентов с отдельными заболеваниями (частота случаев с дефектами обследования, диагностики, лечения в зависимости от заболеваний). 4. Процент экспертных случаев КМП (всего или по отдельным заболеваниям) с достигнутым результатом (результативность в целом или по отдельным заболеваниям). При применении отдельных методик экспертизы КМП и расчете специальных показателей частоты дефектов, нарушений или при использовании других коэффициентов КМП (УКЛ в зависимости от заболеваний, по отделениям) данные могут быть представлены в виде дополнительных таблиц. 4. Организационно-методические основы создания мониторинга дефектов или других нарушений, установленных в лечебно-профилактических учреждениях Для непрерывного совершенствования (улучшения) КМП населению, оценки эффективности проводимых мероприятий в ЛПУ, выявления проблем медицинского обслуживания населения необходима оценка текущей и сводной информации результатов экспертных оценок при внутреннем и вневедомственном контроле, данных социологических опросов и анкетирования, а также медико-экономического и клинико-экономического анализа. Информация журнала ф. N 035/у-02, а также сводная информация о результатах экспертных оценок за определенный период времени (месяц, квартал, год) позволяет создать основу мониторинга за выявленными дефектами в динамике в зависимости от заболеваний. В большинстве сводок должны быть отражены вопросы соблюдения технологии лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса и достижения результата. Примером обобщения такой информации могут быть табл. 7 и 8. Таблица 7 ДИНАМИКА ЧИСЛА СЛУЧАЕВ ЭКСПЕРТИЗ С ДОСТИГНУТЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОЦЕССА (ЭТАПА) И ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАЦИЕНТОВ ------------------------------------------------------------------ | N | Экспертизы пациентов | Периоды (квартал, год) | | п/п | с заболеваниями <*> |-------------------------------| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | |-------|------------------------|-------|-------|-------|-------| |1 | | | | | 4 | |-------|------------------------|-------|-------|-------|-------| |2 | | | | | | |-------|------------------------|-------|-------|-------|-------| |3 | | | | | | |-------|------------------------|-------|-------|-------|-------| |4 <*> | | | | | | |-------|------------------------|-------|-------|-------|-------| |5 |всего | | | | | ------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Перечень заболеваний и строк определяет ЛПУ. Таблица 8 ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧИСЛА ЭКСПЕРТИЗ, ИМЕЮЩИХ ДЕФЕКТЫ ------------------------------------------------------------------ |N | Экспертизы | Периоды (квартал, год) | |п/| |----------------------------| |п | | 1 | 2 | 3 | 4 | | | |----------------------------| | | | Дефекты | |--|--------------------------------|----------------------------| | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |--|--------------------------------|------|-------|------|------| |1 |Временной нетрудоспособности | | | | | |--|--------------------------------|------|-------|------|------| |2 |Освидетельствование и | | | | | | |направление в бюро МСЭ | | | | | |--|--------------------------------|------|-------|------|------| |3 |Качества медицинской помощи | | | | | |--|--------------------------------|------|-------|------|------| |4 |Прочие | | | | | |--|--------------------------------|------|-------|------|------| |5 |Всего | | | | | ------------------------------------------------------------------ В табл. 7 вносится информация из табл. 6 либо рассчитанный процент экспертных случаев КМП с достигнутым результатом (результативность в целом или по отдельным заболеваниям). По данным табл. 8 можно судить об успешности выполнения мероприятий по совершенствованию управления качеством медицинской помощи в ЛПУ, а также улучшению работы по медико-социальной поддержке и защите населения. В табл. 8 вносится информация из табл. 1 и 5 либо показатель частоты (%) экспертиз, имеющих дефекты. Список литературы 1. Приказ Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.10.96 N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации". 2. Приказ Минздрава России и Фонда социального страхования РФ от 06.10.98 N 291/167 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности". 3. Приказ Минздрава России от 21.05.02 N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях". 4. Закон РСФСР от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (Изменения - Закон РФ от 20.04.93 N 4741-1). 5. Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 6. Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". 7. Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.95 N 5 "О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности". 8. Приказ Минздравмедпрома РФ от 19.10.94 N 206 и Постановление Фонда социального страхования РФ от 19.10.94 N 21 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" (Приложение: Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан). Изменения и дополнения - см. Приказ Минздравмедпрома РФ от 25.06.96 N 267, Постановление Фонда социального страхования РФ от 25.06.96 N 66. 9. Приказ Минздрава России от 23.08.99 N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" (в ред. Приказа Минздрава России от 09.01.01 N 3). |