О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004 ГОД И НА 3-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД, ПРОЕКТЕ АДРЕСНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДА МОСКВЫ И ПЕРЕЧНЕ ГОРОДСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ К БЮДЖЕТНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ В 2004 ГОДУ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 3 июня 2003 г. N 413-ПП (ПРМ) Эффективная экономическая и социальная политика органов государственной власти города Москвы и последовательные меры по поддержке основных промышленных производств, малого и среднего предпринимательства, привлечению инвестиций создали условия для сохранения в посткризисный период высоких темпов развития города. Валовой региональный продукт города Москвы в сопоставимых ценах вырос в 2002 году по сравнению с предкризисным 1997 годом на 28,5%. Основная часть предприятий и организаций стабилизировала свою деятельность в рыночных условиях. Значительно снизился удельный вес нерыночных расчетов, особенно с естественными монополиями. Активно решались задачи снижения налогового бремени на производителей. Основные социальные показатели развития города Москвы в течение всего периода также имели устойчивую тенденцию к росту. Реальная среднемесячная заработная плата работающих в текущем году на 37% выше по сравнению с 1997 годом. Опережающими темпами по сравнению с инфляцией повышались заработная плата работников бюджетной сферы, городские выплаты к назначенным государственным пенсиям неработающим москвичам, в полном объеме выполнялись все другие социальные обязательства органов государственной власти города перед москвичами. Среднедушевые доходы населения города и объемы розничного товарооборота вплотную приблизились к докризисному уровню. Важным фактором роста экономики города было увеличение использования имеющихся производственных мощностей. Однако вклад инвестиций в обновление производственных фондов был менее существенным. В период 2000-2002 гг. выявились и некоторые другие негативные тенденции, в том числе снижение ценовой конкуренции и темпов роста в ряде отраслей промышленности, ориентированных на внутренний рынок, ухудшение финансового состояния ряда ведущих предприятий. Возрастающее потребление продукции на внутреннем рынке города в значительной мере продолжает поддерживаться импортом. Меры, дополнительно принятые органами исполнительной власти, позволили поправить ситуацию. С начала текущего года устойчиво работают все отрасли экономики и социальной сферы. Темп промышленного производства в городе Москве за 4 месяца 2003 года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года составил 114,8%, что в два раза выше, чем в среднем по России. Среднемесячная заработная плата работающих за этот период превысила 10,5 тыс. рублей, реальная заработная плата увеличилась на 15%. Прогнозные показатели и условия функционирования отраслей экономики, городского хозяйства и социальной сферы на предстоящие три года разработаны на основе анализа социально-экономического развития города за предшествующий период, целевых параметров Генерального плана развития города Москвы до 2020 года и заданий городских целевых программ, утвержденных Правительством Москвы. Базовая задача предстоящего периода состоит в активизации всех факторов, обеспечивающих устойчивый рост валового регионального продукта города Москвы с темпами не ниже 6% в 2004-2006 гг. и наращивание этих темпов до 8-11% на следующих этапах в целях устойчивого повышения жизненного уровня граждан и сбалансированного решения всех узловых проблем развития города. Правительство Москвы постановляет: 1. Согласиться с показателями прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2004 год и на период до 2006 года, разработанного Комплексом экономической политики и развития Правительства Москвы совместно с другими органами исполнительной власти города Москвы по следующим направлениям: 1.1. О прогнозе социально-экономического развития города Москвы на 2004 год и на период до 2006 года (приложение 1). 1.2. Показатели прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2004 год и на период до 2006 года (приложение 2). 1.3. Прогноз развития основных отраслей промышленности города Москвы на 2004-2006 гг. (приложение 3). 1.4. Прогноз доходов города Москвы от управления имуществом на 2004 год и на период 2004-2006 гг. (приложение 4). 2. Принять к сведению, что проект бюджета города Москвы на 2004 год и перспективный финансовый план на три года разрабатывались на базе основных прогнозных показателей социально-экономического развития города Москвы на 2004-2006 годы. Исходными данными для составления проекта бюджета города Москвы на 2004 год являются: Темп роста валового регионального продукта 1.06 Темп роста объемов производства 1.08 Темп роста фонда заработной платы 1.18 Темп роста розничного товарооборота 1.055 Индекс оптовых цен промышленности 1.11 Индекс потребительских цен 1.12 3. Органам исполнительной власти города Москвы в целях сохранения устойчивой динамики развития отраслей экономки, городского хозяйства и социальной сферы, дальнейшего повышения уровня жизни граждан до 1 июля 2003 года разработать и направить руководителю Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы для обобщения предложения: 3.1. По созданию условий для устойчивой работы подведомственных предприятий и организаций с долей города Москвы, укреплению их финансового положения, росту производительности труда в производственных отраслях. 3.2. По мероприятиям, обеспечивающим экономное использование бюджетных средств, снижение энергоемкости продукции и услуг, сокращение финансовых и материальных затрат за счет внедрения нормативных методов планирования, конкурсного размещения работ и услуг для городских нужд. 3.3. По дополнительным мерам, обеспечивающим своевременное поступление в городской бюджет реструктурированной недоимки по кругу предприятий и организаций-недоимщиков, закрепленных Правительством Москвы за соответствующими органами исполнительной власти. 3.4. По обеспечению финансовой устойчивости города в связи с осуществляемой федеральными органами государственной власти реформой налоговой системы. 3.5. По новым замещающим источникам финансирования расходов города на реализацию программ дорожного строительства в связи с отменой налога на пользователей автомобильных дорог и по сохранению налога с продаж как важной финансовой базы для обеспечения адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан. 4. Департаменту экономической политики и развития города Москвы до 1 августа 2003 года обобщить представленные предложения и после согласования с руководителем Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы представить их в Правительство Москвы. 5. Органам исполнительной власти города Москвы: 5.1. На основе прогнозных показателей на 2004 год и среднесрочный период (2004-2006 гг.), лимитов бюджетного финансирования, утвержденных Правительством Москвы, в недельный срок уточнить перечень городских целевых программ и объемы финансирования из городского бюджета мероприятий, которые предлагаются к выполнению в 2004 году, (приложение 5) и представить соответствующие предложения по их корректировке в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы. 5.2. На основе общегородского прогноза и итогов работы в первом полугодии 2003 года провести уточнение отраслевых и территориальных прогнозов на 2004-2006 гг. и до 1 октября 2003 года представить предложения по их уточнению в Департамент экономической политики и развития города Москвы. 6. Департаменту экономической политики и развития города Москвы: 6.1. Подготовить до 16 июня 2003 года на основе предложений органов исполнительной власти города Москвы уточненный перечень городских целевых программ, предлагаемых к бюджетному финансированию в 2004 году, и Адресную инвестиционную программу для представления в Московскую городскую Думу в установленном порядке. 6.2. Провести в случае необходимости уточнение базовых параметров прогноза социально-экономического развития города на 2004 год и на период до 2006 года на основе предложений органов исполнительной власти города Москвы, согласовать изменения с руководителем Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы и до 1 ноября 2003 года направить уточненный прогноз в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. 7. Органам исполнительной власти города Москвы и городским инвесторам при доработке Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2004 год руководствоваться необходимостью концентрации финансовых ресурсов на: - реализации городских жилищных программ и программ развития социальной инфраструктуры в районах реконструкции пятиэтажного жилищного фонда первого индустриального домостроения; - комплексной застройке территории города, в том числе при строительстве жилой площади в районах массовой жилой застройки; - реконструкции центра города, включая объекты социальной и инженерной инфраструктуры. 8. Утвердить представленные Департаментом экономической политики и развития города Москвы: 8.1. Задания Адресной инвестиционной программы города Москвы по вводу в действие мощностей и объектов в 2004 году (приложение 6). 8.2. Лимиты капитальных вложений Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2004 год по отраслям городского хозяйства, финансируемой за счет средств бюджета города Москвы (приложение 7). 8.3. Основные направления Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2004 год, финансируемой за счет бюджета города Москвы (приложение 8). 9. Органам исполнительной власти города Москвы и городским инвесторам на основе утвержденных настоящим постановлением заданий и лимитов капитальных вложений (п.8), заданий, утвержденных целевыми программами города Москвы (п.5.1), и других правовых актов Правительства Москвы до 15 июня 2003 года представить в Департамент экономической политики и развития города Москвы: 9.1. Предложения по пролонгации на 2005 и последующие годы или приостановлении сроков исполнения правовых актов Правительства Москвы, выполнение которых не может быть обеспечено предусмотренными лимитами капитальных вложений, по прилагаемой форме (приложение 9) для подготовки Департаментом экономической политики и развития города Москвы в месячный срок обобщенных предложений и внесения их в Правительство Москвы. 9.2. Объемы затрат: - на приобретение оборудования, не входящего в сметы строек; - на проектно-изыскательские работы будущих лет по отраслям городского хозяйства. 9.3. Пообъектный перечень по форме титульного списка переходящих и вновь начинаемых строек со справкой о наличии утвержденной проектно-сметной документации. 9.4. Обоснования объемов капитальных вложений, финансирование которых должно осуществляться за счет средств бюджета Российской Федерации (по федеральным программам). 10. Руководителю Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Правительства Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы до 1 июля 2003 года подготовить адресный перечень объектов жилищного строительства и график разработки предпроектной документации для проведения в 2004 году инвестиционных конкурсов с получением доли города в денежном выражении в объеме не менее 1 млн. кв.м общей жилой площади. 11. Городской конкурсной комиссии по инвестированию строительства и реконструкции жилых объектов: 11.1. Обеспечить проведение конкурсов по коммерческому жилищному строительству и мобилизацию средств в бюджет города Москвы в 2004 году не менее 10 млрд. рублей в виде компенсации за ранее произведенные затраты со стороны города на создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. 11.2. До 1 сентября 2003 года (с учетом выполнения п.10) разработать и утвердить графики подготовки и проведения конкурсов по коммерческому жилищному строительству, устанавливающие сроки: - разработки конкурсной документации и формирования лотов; - проведения конкурсов; - перечисления в городской бюджет средств, получаемых по итогам проводимых конкурсов. 12. Руководителю Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Правительства Москвы установить, что программа реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки, подлежащая реализации в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 января 2003 года N 28-ПП "О программе капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки, начиная с 2003 года, и основных объемных показателях на 2003-2004 годы", должна осуществляться по инвестиционной схеме и быть самоокупаемой без привлечения бюджетных средств. 13. Руководителю Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Правительства Москвы совместно с руководителями Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы, Комплекса социальной сферы Правительства Москвы и префектурами административных округов города Москвы подготовить до 16 июня 2003 года и внести в установленном порядке проект распоряжения Мэра Москвы о регламенте формирования программ жилищного строительства. 14. Руководителю Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы совместно с руководителем Департамента финансов города Москвы, руководителем Комплекса по имущественно-земельным отношениям Правительства Москвы и Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве в ходе работы по уточнению показателей проекта бюджета города на 2004 год рассмотреть возможность дополнительной мобилизации средств в доходы городского бюджета 31,2 млрд.рублей, в том числе с соответствующим увеличением объемов финансирования заданий Адресной инвестиционной программы на 18,8 млрд. рублей (приложение 10). 15. Городским инвесторам: 15.1. Организовать проведение инвестиционных конкурсов и подрядных торгов на строительство объектов городского заказа с формированием предельной договорной цены в текущем уровне цен только на основе утвержденной в установленном порядке проектно-сметной и тендерной документации в строгом соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 года N 26 "О городском государственном заказе". 15.2. Обеспечить максимальную экономию средств городского бюджета. Включать объекты в Адресную инвестиционную программу в соответствии с требованиями Закона города Москвы от 15 мая 2002 года N 26 " О городском государственном заказе" с указанием предельной договорной цены, а также лимитов финансирования на планируемый год. 15.3. В пообъектных титульных списках строек на 2004 год и последующие годы указывать твердую договорную цену строительства объектов, зафиксированную по результатам проведения конкурсов (торгов). 15.4. На основе предложений органов исполнительной власти города Москвы до 1 сентября 2003 года представить в Департамент экономической политики и развития города Москвы уточненные титульные списки строек на 2004 год в соответствии с лимитами капитальных вложений, утвержденными настоящим постановлением, в электронном виде с приложением сопроводительных документов. 15.5. Обеспечить регистрацию договоров и контрактов, заключаемых в рамках выполнения городских заказов и программ, в единой базе данных Комплекса по имущественно-земельным отношениям Правительства Москвы. 16. Департаменту экономической политики и развития города Москвы совместно с Департаментом финансов города Москвы в IV квартале 2003 года внести предложения в Правительство Москвы по формированию городской инвестиционной программы, начиная с 2005 года, на 3-летний период. 17. Руководителю Комплекса социальной сферы Правительства Москвы обеспечить разработку городской среднесрочной целевой программы реконструкции объектов здравоохранения и представить ее на утверждение Правительства Москвы во II квартале 2004 года. 18. Управлению бюджетного планирования и городского заказа города Москвы, Управлению городского заказа города Москвы, Управлению координации экономической политики и контроля за ее реализацией Правительства Москвы, Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту финансов города Москвы совместно с отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города Москвы разработать программу повышения заработной платы работникам бюджетных учреждений и организаций, подведомственных городу Москве, на период до 2006 года и представить ее на утверждение Правительства Москвы во II квартале 2004 года. 19. Руководителям комплексов городского управления Правительства Москвы, Москомархитектуры и городским заказчикам до 1 сентября 2003 года разработать и представить предложения в Департамент экономической политики и развития города Москвы по объемам предпроектных градостроительных работ, включая проектно-планировочные работы, типовое проектирование, составление схем развития отраслей, подготовку нормативно-методических документов и исходно-разрешительной документации по конкурсным объектам с представлением укрупненной тематики по названным разделам. 20. Управлению городского заказа города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы до 1 июля 2003 года в установленном порядке внести изменения в порядок и условия предоставления гражданам субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг исходя из норм федерального законодательства. 21. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы за счет средств компенсационного озеленения обеспечить в 2004-2006 гг. финансирование работ по озеленению при создании ландшафтных, парковых и природоохранных зон, предусмотренных городской инвестиционной программой. 22. Региональной энергетической комиссии города Москвы: 22.1. До 1 июля 2003 года утвердить нормы потерь горячей воды во внутриквартальных сетях горячего водоснабжения при ее транспортировке. 22.2. В период регулирования тарифов на энергетические и водные ресурсы для потребителей города предусматривать учет в инвестиционной составляющей тарифов затраты на финансирование строительства объектов по городскому заказу. 22.3. Предусмотреть в инвестиционной составляющей тарифов на энергоресурсы затраты в объеме 3,2 млрд.рублей на финансирование строительства питающих кабельных линий и теплосетей по городскому заказу. 23. Принять предложение Комплекса по имущественно-земельным отношениям Правительства Москвы по увеличению в 2004 году доходов от сдачи в аренду объектов нежилого фонда на 3,5 млрд.руб. относительно задания на 2003 год за счет расширения арендной базы на основе проведения мероприятий по инвентаризации, сдачи в аренду свободных и неоформленных помещений, сокращения сроков оформления договоров. 24. Согласиться с проектировками развития унитарных предприятий, находящихся в собственности города Москвы, на 2003 год и на период 2004-2006 гг., разработанными Департаментом имущества города Москвы совместно с отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города (приложение 11). 25. Департаменту имущества города Москвы: 25.1. По обоснованным предложениям Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы и префектов административных округов обеспечить передачу в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям, осуществляющим работы в сфере городского хозяйства, арендуемых ими нежилых помещений. 25.2. До 30 сентября 2003 года разработать и представить на утверждение Правительства Москвы проект комплексной целевой программы приватизации (продажи) государственного имущества и приобретения имущества в государственную собственность города Москвы на 2004-2006 годы, предусматривающей сокращение количества государственных унитарных предприятий, цели и предмет деятельности которых не соответствуют Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". 25.3. До 1 августа 2003 года совместно с органами исполнительной власти города Москвы, в ведении которых закреплены унитарные предприятия, подготовить и представить в Комплекс экономической политики и развития Правительства Москвы обоснования целесообразности сохранения права хозяйственного ведения государственных унитарных предприятий города Москвы на нежилые помещения, сдаваемые ими в аренду. 26. Руководителю Комплекса по имущественно-земельным отношениям Правительства Москвы: 26.1. Обеспечить привлечение доходов от имущества, переданного в доверительное управление, в лизинг, а также от представленных в аренду оборудования, сооружений и других основных средств. Внести в установленном порядке на утверждение Правительства Москвы предложения по установлению дополнительного задания на 2003 год по указанным доходам в срок до 15 сентября 2003 года. 26.2. В срок до 15 сентября 2003 года представить предложения по корректировке показателей прогноза доходов от управления имуществом на период 2004-2006 гг. с учетом перехода на исчисление земельных платежей от кадастровой стоимости земли. 27. Постановление Правительства Москвы от 4 июня 2002 года N 418-ПП "О прогнозе социально-экономического развития г.Москвы на 2003 год и на период 2003-2005 годов и проекте адресной инвестиционной программы Правительства Москвы на 2003 год" снять с контроля как выполненное. 28. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П., заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. О выполнении постановления доложить Правительству Москвы во II квартале 2004 года. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 3 июня 2003 г. N 413-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 3 июня 2003 года N 413-ПП О прогнозе социально-экономического развития города Москвы на 2004 год и на период до 2006 года Прогнозные показатели и условия функционирования отраслей экономики, городского хозяйства и социальной сферы на предстоящие три года разработаны на основе анализа социально-экономического развития города за предшествующий период, целевых параметров Генерального плана развития Москвы и заданий городских целевых программ, утвержденных Правительством Москвы. I. Основные факторы развития города в посткризисный период. Эффективная бюджетно-финансовая политика городских властей и меры по поддержке основных промышленных производств, инвестиций, малого и среднего предпринимательства создали условия для сохранения высоких темпов развития города и устойчивого наполнения доходами городского бюджета. Объем валового регионального продукта Москвы в сопоставимых ценах вырос в 2002 году по сравнению с предкризисным 1997 годом на 28,5%. Основная часть предприятий и организаций стабилизировала свою деятельность в рыночных условиях. Значительно снизился удельный вес нерыночных расчетов, особенно с естественными монополиями. Активно решались задачи снижения налогового бремени на производителей. Осуществлялось своевременное обслуживание государственного долга города. Основные социальные показатели развития Москвы в течение всего периода имели устойчивую тенденцию к росту. Реальная среднемесячная заработная плата работающих в городе в I квартале т.г. была на 37% выше соответствующего периода предкризисного 1997 года. Опережающими темпами по сравнению с инфляцией повышались заработная плата работников бюджетной сферы, городские выплаты к назначенным государственным пенсиям неработающим москвичам. В полном объеме выполнялись все другие социальные обязательства властей города перед москвичами. Объем розничного товарооборота приблизился к докризисному уровню. Вместе с тем возрастающее потребление продукции на внутреннем рынке в значительной мере продолжает поддерживаться импортом. Объемы импортных поставок в город в 2002 году по сравнению с 1999 годом возросли в 1,8 раза. Важным фактором роста экономики города в период 2000-2002 гг. было увеличение использования имеющихся производственных мощностей. Однако инвестиции в обновление производственных фондов были менее существенными, чем в предыдущие годы. Темпы роста инвестиций в основной капитал составили: в 2000 году - 114,5%; в 2001 году - 92,9%; в 2002 году - 100,8%. Замедление роста инвестиций в реальный сектор экономики было вызвано увеличением издержек производства и ухудшением финансового состояния многих ведущих предприятий города. Число убыточных предприятий и организаций в 2002 году увеличилось и составило 20,4% от их общего числа. За последний период выявились и другие негативные тенденции. Рост мировых цен на нефть и сырьевые ресурсы способствовал укреплению российской валюты, что положительно сказывалось и на экономике города, однако при этом происходило снижение ценовой конкуренции и темпов роста в ряде отраслей промышленности, ориентированных на внутренний рынок. Объемы производства в 2002 году к уровню 1997 года составили: в черной металлургии - 115%; в мукомольно-крупяной - 91%; в легкой - 98%, при общем темпе роста промышленного производства в городе - 167%. II. Приоритетные направления и целевые параметры социально-экономического развития Москвы в 2004-2006 гг. Базовая задача предстоящего периода состоит в активизации всех факторов, обеспечивающих условия для динамичного роста валового регионального продукта Москвы с темпами не ниже 6% в 2004-2006 гг. и дальнейшее наращивание этих темпов до 8-11% на следующих этапах в целях устойчивого повышения жизненного уровня граждан и сбалансированного решения всех узловых проблем развития города, как это предусмотрено программными документами Правительства Москвы. Эти показатели являются основой среднесрочного прогноза и будут обеспечиваться согласованными действиями всех звеньев городской системы управления по следующим приоритетным направлениям: - реализация мер государственного воздействия, направленных на опережающий рост доходов всех групп населения по сравнению с инфляцией и расширение потребительского спроса на продукцию отечественных производителей; - обеспечение эффективной занятости на основе стимулирования развития малого предпринимательства, создания новых рабочих мест с достойной оплатой труда; - поддержка на системной основе реального сектора экономики и науки с целью расширения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, реализации рентабельных инновационных и инвестиционных проектов, осуществление мер по наращиванию объемов и доступности кредитных ресурсов, привлекаемых для увеличения основного и оборотного капитала хозяйствующих субъектов; - мобилизация всех источников формирования инвестиций: средств предприятий, оборота недвижимости, сбережений граждан, иностранных инвестиций, привлечение финансовых ресурсов путем выпуска облигационных займов предприятий, средств федерального бюджета, других финансовых ресурсов на взаимовыгодной основе; - осуществление мер по более полной мобилизации налоговых платежей и экономии бюджетных средств на основе улучшения финансового положения предприятий и организаций, в том числе используя механизм экономического стимулирования организаций путем предоставления компенсации части процентных платежей по долговым корпоративным ценным бумагам в форме бюджетного кредита или субсидии, снижения неплатежей и просроченной задолженности, расширения нормирования расходов, размещения государственного заказа на конкурсной основе; - наращивание неналоговых доходов за счет расширения применения рыночных механизмов в работе с землей и недвижимостью, увеличения поступлений от государственных унитарных предприятий и дивидендов от участия города в акционерном капитале; - активизация конкурентных рынков товаров, услуг и финансовых средств, создание условий для обоснованного применения процедур банкротства неэффективных собственников; - реализация новых подходов к размещению нового строительства и реконструкции жилищного фонда, приоритетная реализация программ по социальной поддержке малодоходных групп населения, ветеранов, инвалидов, молодых семей и молодежи, улучшению демографической ситуации в городе, созданию современной материальной базы социальной сферы; - оздоровление окружающей среды; - реформирование системы финансирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством с расширением адресной поддержки малоимущих слоев населения; - проведение сбалансированной ценовой и тарифной политики, увязанной с реформированием естественных монополий и жилищно-коммунального комплекса, сдерживание роста потребительских цен. Эффективным инструментом обеспечения прогнозных параметров являются городские целевые программы, утвержденные Правительством Москвы и Мосгордумой. В 2004 году органами городского управления будут выполняться 66 целевых программ, направленных на решение узловых проблем экономического и социального развития города. Демографическая ситуация, рынок труда. Общая численность населения Москвы по предварительным данным Всероссийской переписи населения 2002 года составляет 10357,8 тыс. чел. За период, прошедший после предыдущей переписи 1989 года, население города увеличилось на 17% или на 1482,2 тыс. чел. Однако получен он в основном за счет миграции населения. Прогноз изменения численности населения Москвы в 2004-2006 гг. (тыс.чел.) ------------------------------------------------------------------ | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | | | факт | оценка |прогноз|прогноз|прогноз| |-----------------------|-------|--------|-------|-------|-------| |Общая численность | | | | | | |(на конец года) |10357,8|10422,8 |10489,8|10552,8|10614,8| |-----------------------|-------|--------|-------|-------|-------| |родившихся в течение | | | | | | |года | 81 | 84 | 87 | 89 | 91 | |-----------------------|-------|--------|-------|-------|-------| |умерших в течение года | 136 | 132 | 129 | 127 | 125 | |-----------------------|-------|--------|-------|-------|-------| |Естественная убыль | | | | | | |населения | -55 | -48 | -42 | -38 | -34 | |-----------------------|-------|--------|-------|-------|-------| |Ввоз иностранной | | | | | | |рабочей силы | 75 | 70 | 65 | 60 | 50 | |-----------------------|-------|--------|-------|-------|-------| |Миграционный приток по | | | | | | |семейным и другим | | | | | | |причинам | 45 | 45 | 40 | 40 | 40 | |-----------------------|-------|--------|-------|-------|-------| |Общий прирост населения| 65 | 67 | 63 | 62 | 56 | ------------------------------------------------------------------ Выполнение в предстоящие три года целевых городских программ по поддержке молодых семей, молодежи, лиц старших возрастов, реализация мер по оздоровлению населения и улучшению качества жизни москвичей позволят сохранить положительную динамику основных демографических характеристик. Число родившихся будет ежегодно возрастать. Ожидается ежегодное сокращение общего числа умерших, но как и в предыдущие годы оно будет превышать число родившихся. Естественная убыль городского населения составит 34-42 тыс.человек ежегодно. Восполнение будет происходить за счет миграционного притока населения, который сохранится на уровне 40-45 тыс.чел. в год. Будут осуществляться меры регулирования трудовой миграции для поддержания баланса экономически активного населения. Численность иностранной рабочей силы, ежегодно привлекаемой в отрасли экономики города, составит 50-75 тыс.чел. С учетом прогнозируемой динамики естественной убыли собственного населения и миграционного притока в город численность постоянного населения Москвы в 2006 году составит 10614,8 тыс. чел. Прогноз численности занятого населения в отраслях экономики Москвы (тыс.чел.) ----------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | | | факт | оценка | оценка | прогноз | прогноз | прогноз| | | |-----------------------| | | | | | | | без | с учетом | | | | | | | | данных | данных | | | | | | | | переписи | переписи | | | | | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | Всего занято | 5417 | 5431 | 6606 | 6621 | 6657 | 6705 | 6736 | | в том числе | | | | | | | | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | без регистрации | | | 1098 | 983 | 721 | 409 | 164 | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | Промышленность | 717 | 663 | 700 | 668 | 666 | 665 | 664 | | в том числе | | | | | | | | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | без регистрации | | | 37 | 32 | 28 | 22 | 16 | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | Строительство | 824 | 765 | 1000 | 1001 | 1002 | 1002 | 1003 | | в том числе | | | | | | | | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | без регистрации | | | 235 | 210 | 150 | 80 | 30 | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | Транспорт | 338 | 313 | 390 | 393 | 395 | 396 | 397 | | в том числе | | | | | | | | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | без регистрации | | | 77 | 72 | 40 | 20 | 14 | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | Связь | 87 | 90 | 90 | 94 | 97 | 99 | 100 | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | Торговля, | | | | | | | | | общепит; мат. | | | | | | | | | тех. снабжение | 1051 | 1295 | 1870 | 1872 | 1875 | 1880 | 1883 | | в том числе | | | | | | | | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | без регистрации | | | 575 | 530 | 410 | 230 | 80 | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | Общая коммерческая | | | | | | | | | деятельность | 242 | 210 | 359 | 360 | 363 | 365 | 366 | | в том числе | | | | | | | | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | без регистрации | | | 149 | 119 | 80 | 50 | 20 | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | ЖКХ; | | | | | | | | | непроизводственное | | | | | | | | | обслуживание | | | | | | | | | населения | 270 | 227 | 252 | 253 | 255 | 256 | 260 | | в том числе | | | | | | | | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | без регистрации | | | 25 | 20 | 13 | 7 | 4 | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | Здравоохранение, | | | | | | | | | физкультура и | | | | | | | | | социальное | | | | | | | | | обеспечение | 324 | 311 | 311 | 312 | 313 | 316 | 320 | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | Образование, | | | | | | | | | культура и | | | | | | | | | искусство | 488 | 490 | 490 | 491 | 492 | 494 | 499 | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | Наука и научное | | | | | | | | | обслуживание | 409 | 393 | 393 | 393 | 390 | 387 | 386 | |---------------------|-------|-----------|-----------|---------|----------|---------|--------| | Прочие | 667 | 674 | 751 | 784 | 809 | 845 | 858 | ----------------------------------------------------------------------------------------------- Реализация городских программ содействия занятости населения Москвы в 2004-2006 гг. позволит обеспечить комплексное решение вопросов занятости, развитие самозанятости, повышение качества и конкурентоспособности городских трудовых ресурсов. За предстоящий трехлетний период предусмотрено создать 60 тыс. новых рабочих мест. Уровень зарегистрированной безработицы не превысит 0,8% общего числа занятых в экономике города. Меры по обеспечению эффективного использования рабочей силы, повышению стимулирующих функций заработной платы, усилению охраны труда будут осуществляться на основе соответствующих городских законов и городских целевых программ и ежегодных московских Трехсторонних соглашений. В среднесрочной перспективе предусматривается осуществлять на программной основе комплексные меры по развитию качества рабочей силы, подготовке высококвалифицированных работников, приведению профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики города. С учетом нехватки трудовых ресурсов в отдельных сферах экономики города особое внимание будет уделено проведению взвешенной миграционной политики, усилению взаимодействия с правоохранительными органами по осуществлению действенного контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы предприятиями и организациями города, обеспечению приоритетного права москвичей на занятие вакантных рабочих мест. Прогноз спроса и предложения рабочей силы по г.Москве (тыс.чел.) ------------------------------------------------------------------------------------- | | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | | | факт | факт | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | |---------------------------|-------|--------|--------|---------|---------|---------| | Занятые в экономике | | | | | | | | города - всего | 5417 | 6606 | 6621 | 6657 | 6705 | 6736 | |---------------------------|-------|--------|--------|---------|---------|---------| | в том числе без | | | | | | | | регистрации | | 1098 | 983 | 721 | 409 | 164 | |---------------------------|-------|--------|--------|---------|---------|---------| | Численность безработных | | | | | | | | по методике МОТ (все | | | | | | | | группы населения, | | | | | | | | желающие приступить к | | | | | | | | работе, включая | | | | | | | | пенсионеров, студентов и | | | | | | | | другие категории граждан) | 93 | 84 | 110 | 120 | 130 | 130 | |---------------------------|-------|--------|--------|---------|---------|---------| | | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | | | факт | факт | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | |---------------------------|-------|--------|--------|---------|---------|---------| | в том числе | | | | | | | | зарегистрированных как | | | | | | | | безработные в | | | | | | | | соответствии с | | | | | | | | действующим | | | | | | | | законодательством | 34 | 34 | 40 | 45 | 50 | 50 | |---------------------------|-------|--------|--------|---------|---------|---------| | Доля зарегистрированных | | | | | | | | безработных в % к общему | | | | | | | | числу занятых в экономике | | | | | | | | города (без теневого | | | | | | | | сектора) | 0,63| 0,62| 0,7 | 0,76 | 0,79 | 0,77 | ------------------------------------------------------------------------------------- Предусмотренное в 2004-2005 гг. федеральным законодательством дополнительное снижение налоговой нагрузки на производителей положительно скажется на росте заработной платы и увеличении поступлений соответствующих налоговых доходов в городской бюджет. Среднемесячная заработная плата в городе увеличится в 2006 году по сравнению с 2002 годом в 1,9 раза, ее покупательная способность - в 1,3 раза. Будут созданы условия для ежегодного опережающего по сравнению с инфляцией роста заработной платы работающих во всех бюджетных учреждениях и организациях, подведомственных Правительству Москвы, доведения к 2007 году минимального размера оплаты труда работников этих организаций до прожиточного минимума работающих москвичей. Поэтапное повышение минимальных гарантий по оплате труда в сочетании с предстоящим существенным снижением ставок единого социального налога создаст условия для сокращения теневого сектора экономики и постепенной "легализации" занятых в этом секторе. Прогноз поэтапного повышения минимального размера оплаты труда работников подведомственных организаций до прожиточного минимума работающего москвича (рублей) ------------------------------------------------------------------------------------- | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | | | факт | факт | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | |---------------------------|-------|--------|--------|---------|---------|---------| | Прожиточный минимум | | | | | | | | трудоспособного | | | | | | | | населения | 3020,0| 3440,0 |3852,0 |4151,0 | 4440,0 |4770,0 | |---------------------------|-------|--------|--------|---------|---------|---------| | Среднемесячная | | | | | | | | зарплата 1 разряда | | | | | | | | ЕТС (с доплатами из | | | | | | | | городского бюджета) | 1220,0| 1706,0 |2273,0 |3114,0 | 3907,0 |4770,0 | |---------------------------|-------|--------|--------|---------|---------|---------| | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | | | факт | факт | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | |---------------------------|-------|--------|--------|---------|---------|---------| | Доля от прожиточного | | | | | | | | минимума трудоспособного | | | | | | | | населения (%) | 40,0 | 50,0 *)| 59,0 | 75,0 | 88,0 | 100,0 | ------------------------------------------------------------------------------------- (*) доля во втором полугодии - 52% с учетом повышения размера ежемесячных доплат из городского бюджета с 1500 до 1800 рублей. Будут осуществляться экономические, организационные и другие меры по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, а также погашению задолженности по оплате труда в организациях всех форм собственности. Росту заработной платы работающих будет способствовать поддержка малого бизнеса, реализация других мер социально-экономической политики. Вместе с тем деформированная структура распределения доходов сохранится, что потребует создания дополнительных условий для опережающего роста доходов малообеспеченных групп населения города. Реальные располагаемые доходы населения города в 2006 году увеличатся по сравнению 2002 годом на 18%. Снижение инфляции. Сохраняется как определяющий фактор влияния на динамику цен федеральная тарифная политика в сфере регулирования цен естественных монополий. Согласно федеральному прогнозу, прирост реальных цен на газ (без учета инфляции) по годам должен составить: в 2004 году - 10%; в 2005 - 17%; в 2006 - 6-8%. С учетом проектируемого роста цен на газ рост тарифов в электроэнергетике (без учета инфляции) в целом за 2004-2006 гг. составит 16-21%. Рост тарифов на железнодорожные перевозки предусматривается федеральным прогнозом также на 1-2% выше инфляции. С учетом федеральных прогнозных проектировок в Москве ожидается следующая динамика роста оптовых цен: 2004 год - 111%; 2005 год - 108%; 2006 год - 107,5%. Рост потребительских цен составит соответственно 112%, 108% и 107,5%. Для сдерживания роста инфляции в городе продолжится реализация комплексных мер по дальнейшему развитию конкуренции, более четкой организации конкурсного размещения городского заказа, регулированию цен на те виды продукции и услуг, которые определены федеральными нормативными актами, а также по насыщению продукцией товарного рынка города. В предстоящий период предусматривается практическая ликвидация перекрестного субсидирования в жилищном хозяйстве и постепенное подведение размера платежей населения за отдельные виды коммунальных услуг к уровню, обеспечивающему компенсацию затрат по их поставке, с одновременным развитием системы адресной социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Будет сохранено финансирование за счет бюджета города работ по капитальному ремонту жилищного фонда, повышаться качество содержания и ремонта жилья, поставки коммунальных услуг и обеспечиваться проведение перерасчета платежей при оказании услуг в меньшем объеме или ненадлежащего качества; проводиться дальнейшая дифференциация платы за наем жилья в зависимости от его качества; реализовываться программы по учету и регулированию объема потребления ресурсов, в т.ч. воды и тепловой энергии; расширяться практика применения энерго- и ресурсосберегающих технологий, осуществляться постепенная замена дотирования организаций жилищно-коммунального хозяйства в возмещение расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг адресными жилищными субсидиями. Инвестиции. Увеличение реальных доходов горожан в условиях снижения инфляции в возрастающей степени будет способствовать направлению средств не на потребление, а на сбережение, что в совокупности с улучшением финансового состояния предприятий создаст необходимые условия для дополнительного роста инвестиций. Расширение инвестиционного спроса будет связано в первую очередь с возрастанием собственных доходов предприятий. Уменьшение ставки налога на прибыль до 24%, рост амортизационных отчислений, другие налоговые изменения в целях стимулирования инвестиционной деятельности, позволят увеличить источники финансирования инвестиций за счет средств предприятий. Ожидается, что объем прибыли увеличится за период 2003-2006 гг. в 1,5 раза, объем амортизации - в 1,64 раза. С учетом повышения доли прибыли и доли амортизационных отчислений, используемых на инвестиции, собственные средства предприятий, направляемые на эти цели, возрастут. Будут увеличиваться и объемы привлеченных средств. Темпы роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составят 103% в 2004 году, 104% - 2005 году, 105% - 2006 году. Рост инвестиций в отрасли, производящей товары, с 2005 года будет выше, чем в отрасли, оказывающей услуги. Инвестиционная программа города Москвы на 2004 год. Задания инвестиционной программы города сформированы исходя из целевых городских программ, постановлений и распоряжения Правительства Москвы и сбалансированы с финансовыми возможностями города. Прогноз лимита капитальных вложений, финансируемых за счет бюджета города, составит 73,4 млрд. рублей, в том числе 18,8 млрд. рублей за счет дополнительного изыскания источников финансирования, в основном будет направлен на финансирование приоритетных задач города. Средства городского бюджета будут сконцентрированы на вводных объектах социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры, на решении задач, обеспечивающих комплексное развитие города, реализацию жилищных программ, первоочередными их которых являются: реконструкция пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, обеспечение жильем молодых семей, обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий. В рамках инвестиционной программы планируется осуществить строительство и обеспечить ввод по следующим направлениям городского хозяйства Москвы: Жилищное строительство. С учетом решений, принятых Правительством Москвы в 2002 году, намечена переориентация размещения жилищного строительства с территорий массовой застройки на территорию центральной части города и сложившейся застройки районов, подлежащих реконструкции, включая снос жилых домов первого периода индустриального домостроения. В 2004 году будет увеличен объем финансирования жилищного строительства за счет городского бюджета, что позволит увеличить ввод жилой площади по городскому заказу до 1295,1 тыс.кв.метров, в том числе по следующим направлениям: ---------------------------------------------------------------------- | Жилая площадь, направляемая для обеспечения | 400,9 тыс.кв.метров | | нуждающихся в улучшении жилищных условий | | |----------------------------------------------|---------------------| | Жилье для предоставления "молодым семьям" | 205,6 тыс.кв.метров | |----------------------------------------------|---------------------| | Жилье для переселения жителей из сносимых | | | домов по программе реконструкции | | | пятиэтажного и ветхого жилищного фонда | 566,4 тыс.кв.метров | |----------------------------------------------|---------------------| | Ликвидация ветхого и аварийного | | | жилищного фонда на территории ЦАО | 91,0 тыс.кв.метров | |----------------------------------------------|---------------------| | Жилье для бюджетных организаций | 31,2 тыс.кв.метров | ---------------------------------------------------------------------- Всего в 2004 году будет введено 4500,0 тыс.кв.метров общей площади жилых домов. Кроме того в 2004 году будет продолжено дальнейшее предоставление безвозмездных субсидий гражданам на строительство или приобретение жилья в объеме 1120 млн.рублей. Коммунальное строительство и объекты охраны окружающей среды и природных ресурсов. Для инженерного обеспечения городского хозяйства в 2004 году будут введены в действие инженерные коммуникации в районах комплексной жилой застройки (Марьинский парк, Южное и Северное Бутово, Бирюлево-Загорье, Куркино, Ходынское поле, Ломоносовский проспект и другие), районах реконструкции пятиэтажек и центре города. Продолжится строительство районных тепловых станций Кунцево, Чертаново, ГПЗ Люблино и другие. Введутся в действие РТС в Терешково и Коломенское. Намечен ввод в эксплуатацию инженерных коммуникаций к "стартовым" домам в микрорайонах: Ховрино, Обручевский, Чертаново Южное, Коптево, Северное и Южное Медведково, Бутырский Хутор, Северное и Южное Тушино. В Юго-Западном административном округе предусмотрен ввод в эксплуатацию трех пешеходных переходов в районе пересечения Балаклавского и Севастопольского проспектов. В центре города намечается ввести в действие инженерные коммуникации по Б.Козихинскому пер., ул.Земляной Вал, ул.Гиляровского и коллектор подземных коммуникаций в районе Больничного пер. Будут продолжены работы по расширению Рублевской водопроводной станции, II блока Ново-Люберецкой станции аэрации. Здравоохранение. Средства предусмотренные на 2004 год позволят: - ввести 2 поликлиники на 1820 посещений в смену и необходимый задел поликлиник в районах массовой жилой застройки; - ввести 2 хосписа по 30 коек (Куркинское шоссе и г.Зеленоград); - ввести подстанцию скорой медицинской помощи; - завершить строительство лечебно-диагностического корпуса ГКБ 36; - продолжить строительство лечебно-диагностического корпуса ГКБ им.Боткина, НПЦ медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области на 310 коек, реконструкции корпусов 1,2,5 ГКБ 1 им.Пирогова, бюро судмедэкспертизы, роддома в г.Зеленограде, станции переливания крови в Царицыно, клинико-диагностического корпуса МНИОН им П.А.Герцена; - начать строительство ГКБ 24, медико-реабилитационного центра для слепых и слабовидящих детей, очистных сооружений МГОБ 62. Образование. В городе будет введено 19 школ на 12730 мест, 6 блоков начальных классов - 1530 мест, 18 детских дошкольных учреждений на 3760 мест. Будет продолжено строительство объектов высшей школы (учебные здания для Московского городского педагогического университета), специального учебно-воспитательного учреждения для детей с девиантным поведением, школы-интерната для детей с заболеваниями сахарным диабетом и гемофилией, с детским церебральным параличом, а также начать строительство пристройки учебного и спального корпусов 1 Кадетского корпуса. Культура, искусство и кинематография. В 2004 году завершится реконструкция и строительство Московского театра "ET CETERA" и библиотеки-фонда "Русское зарубежье", продолжится строительство и реконструкция Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, фольклорного центра Рюминой, МТКМО под руководством А.Градского. По отрасли Физическая культура и спорт завершится строительство: - крытого конькобежного центра в Крылатском; - 2 универсальных спортсооружений для дворовых территорий; - 2 физкультурно-оздоровительных комплексов и начато строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в ЮАО. Дорожное и транспортное строительство. В 2004 году в городе будет продолжено строительство Люблинско-Дмитровской, Замоскворецкой, Митинско-Строгинской линий традиционного метростроения. Намечается ввод второго пускового комплекса "Бунинская аллея-Потапово" Бутовской линии легкого метро. Планируется начать строительство Солнцевской линии легкого метро. Продолжится строительство троллейбусных парков в Ново-Косино, Митино. Будет осуществлена закупка автобусов, троллейбусов, трамваев для наземного городского пассажирского транспорта. Поступления иностранных инвестиций в город в 2002 году были восстановлены на докризисном уровне. К 2006 году по сравнению с 2002 годом эти поступления достигнут 9,5 млрд. долларов США, в том числе прямые иностранные инвестиции возрастут на 40%. Промышленное производство. Рост инвестиций, промежуточного и конечного спроса, в том числе потребительского, обеспечат устойчивые темпы роста промышленности. Рост промышленного производства за трехлетний период составит 29% к уровню 2003 года. Темп роста прибыли промышленных предприятий за этот период составит 160%, темп роста налоговых платежей - 150%. Заработная плата в промышленности за 2004-2006 гг. увеличится на 60%. Предполагается осуществление сдвигов в отраслевой структуре промышленности, связанных с модернизацией производственного сектора экономики города, более активной ориентацией производителей города на возрастающий потребительский спрос и продвижением московской продукции на региональные и внешние рынки. Опережающими темпами, по сравнению с другими отраслям промышленности, в городе будут развиваться машиностроение и металлообработка (2006 год в % к 2002 году - 134,7%); пищевая промышленность (137,9%); нефтепереработка (117,5%). В промышленном производстве города возрастет доля предприятий оборонного комплекса, отраслей, производящих конечную продукцию. Основными факторами увеличения в предстоящий период объемов промышленного производства являются формирование условий для расширения масштабов выпуска конкурентоспособной продукции и создание новых высокотехнологичных производств за счет реструктуризации научно-производственного потенциала города. Реализация промышленной политики в городе будет осуществляться на основе мероприятий Комплексной программы промышленной деятельности в г.Москве на 2004-2006 гг., утвержденной Правительством Москвы по следующим основным направлениям: - стимулирование выпуска импортозамещающей и экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью; - расширение производства научно-технической продукции, создаваемой в интересах города; - содействие созданию и реализации инновационной продукции; - техническое перевооружение базовых производств; - повышение эффективности деятельности ГУП и организаций с долевым участием города; - стимулирование применения энерго- и ресурсосберегающих, экологичных технологий в производстве, отраслях городского хозяйства и социальной сферы; - оптимизация территориального размещения предприятий и организаций; - финансовое оздоровление социально значимых организаций и осуществление мер противодействия попыткам их банкротства в ущерб интересам города; - содействие сохранению и развитию предприятий, применяющих труд инвалидов; - развитие системы подготовки и переподготовки кадров, отвечающих потребностям экономики города. Программные мероприятия, направленные на развитие малого предпринимательства, позволят повысить экономическую активность населения, будут стимулировать рост реальных доходов и потребительского спроса. В предстоящий период меры государственной поддержки предусматриваются для 120 тыс. малых предприятий. Намечена первоочередная поддержка малых предприятий, функционирующих в городском и жилищно-коммунальном хозяйстве, экологии, малой энергетике. Получат дальнейшее развитие объекты малого предпринимательства в инновационной сфере, в том числе работающие по проекту "Электронная Москва". Продолжится реализация очередного этапа Городской целевой программы по обеспечению малых предприятий нежилыми помещениями, рассчитанной на 2002-2010 гг. В 2006 году прогнозируется рост доли малого предпринимательства в выпуске валового регионального продукта города до 30%, число занятых в этом секторе увеличится до 2 млн. человек. Рост промышленного производства, инвестиций и товарооборота потребуют увеличения объемов грузовых перевозок на 11,9%. Перевозки городским пассажирским транспортом сохранятся в объеме 7,8 млрд. пассажиров в год. Наземным пассажирским транспортом бесплатно перевозится в среднем около 60% пассажиров, метрополитеном - около 45%. Доходы городского пассажирского транспорта в текущем году компенсируют только 56% затрат предприятий на перевозку пассажиров. Для решения финансовых проблем городского пассажирского транспорта предусмотрено увеличение бюджетных дотаций этой отрасли. Наряду с этим транспортными организациями будут осуществляться меры по экономии затрат, увеличению доходов за счет расширения услуг, развитию автоматизированных систем оплаты проезда, усилению других форм контроля на городском пассажирском транспорте. Ожидается, что в 2004 году от управления имуществом город получит 32,0 млрд. рублей, что в 1,2 раза больше, чем в текущем году. Предусматривается реализация мер по увеличению доли доходов города от возобновляемых источников (арендная плата, земельный налог). К 2006 году эти источники обеспечат 91,4% имущественных доходов (в 2003 году-87,7%). Рост предусматривается за счет расширения арендной базы на основе проведения мероприятий по инвентаризации нежилых помещений, сдачи в аренду свободных и неоформленных помещений, сокращения сроков оформления договоров, реализации мероприятий по увеличению собираемости арендной платы за землю, расширению доходной базы по земельному налогу. При этом намечается сохранение льгот стимулирующего характера для предприятий реального сектора и малого бизнеса. Начиная с 2004 года, будет осуществляться активный переход на исчисление земельных платежей от кадастровой стоимости земельных участков. Предусматриваются дополнительные меры по повышению результативности работы предприятий и организаций госсектора. В 2006 году объем промышленной продукции, выпускаемой предприятиями этого сектора, составит 15,1% общего объема по городу, розничный товарооборот - 0,8%, платные услуги населения - 3,5%. Развитие отраслей социальной сферы ориентировано на последовательное повышение уровня жизни населения города, расширение адресной поддержки малодоходных групп населения, сохранение доступности для всех граждан гарантированных социальных услуг. В целях активного развития социального комплекса предусматривается увеличение разнообразия организационно-правовых форм учреждений социальной сферы, формирование новых механизмов финансирования организаций, повышение эффективности использования финансовых и инвестиционных ресурсов, направляемых в социальные отрасли, их концентрация на приоритетных направлениях. Демографическая политика городских властей на среднесрочную перспективу направлена на осуществление мер по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости, для чего будут последовательно осуществляться мероприятия по повышению реальных доходов граждан и укреплению института московской семьи. Определена система мер по охране репродуктивного здоровья материнства и детства. Целью политики по оздоровлению населения в 2004-2006 гг. является повышение качества предоставляемых медицинских услуг, укрепление научно-медицинского потенциала городского здравоохранения, гарантированное предоставление населению бесплатной медицинской помощи и льготного лекарственного обеспечения, противодействие необоснованному росту цен на лекарства и медицинские услуги, проведение структурных преобразований с целью оптимизации сети лечебных учреждений, расширение хозяйственной самостоятельности медицинских организаций. В рамках развития городской системы ОМС будет осуществляться переход к преимущественно страховой форме, что позволит экономически стимулировать эффективные варианты использования финансовых ресурсов и осуществлять более действенный контроль за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг. --------------------------------------------------------------------------------- | Основные показатели развития | Ед. | 2002г. | 2003г. | 2004г.| | системы здравоохранения и соц. | измерения| факт | оценка | прогноз| | защиты | | | | | |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | Количество больничных учреждений | | | | | | (всего) | учр. | 237 | 239 | 240 | |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | в т.ч. Департамента образования | | | | | | города Москвы | учр. | 158 | 159 | 162 | |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | Количество | | | | | | амбулаторно-поликлинических | | | | | | учреждений (всего) | учр. | 1159 | 1164 | 1167 | |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | в т.ч. Департамента | | | | | | здравоохранения города Москвы | учр. | 594 | 598 | 600 | |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | Обеспеченность: | | | | | |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | Больничными койками (всего) в | коек | 107613 | 107643 | 108733| | т.ч. Департамента здравоохранения | | | | | | города Москвы | - " - | 81613 | 81643 | 81733 | |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | Амбулаторно-поликлиническими | пос. | | | | | учреждениями | в смену | 386552 | 383812 | 390132| |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | в т.ч. Департамента | | | | | | здравоохранения города Москвы | - " - | 291552 | 293312 | 294932| |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | Врачами - всего | тыс.чел | 101127 | 101420 | 101629| |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | в т.ч. Департамента | | | | | | здравоохранения города Москвы | - " - | 61627 | 61920 | 62129| |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | Средним медицинским персоналом - | | | | | | всего | - " - | 158332 | 158442 | 160177| |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | в т.ч. Департамента | | | | | | здравоохранения города Москвы | - " - | 122332 | 122342 | 123977| |-----------------------------------|----------|-----------|-----------|--------| | Стационарными учреждениями | | | | | | социального обслуживания | | | | | | престарелых и инвалидов (взрослых | | | | | | и детей) | мест | 15871 | 16131 | 16431| --------------------------------------------------------------------------------- Основными задачами городской системы образования в предстоящий период являются сохранение равного доступа к образованию всех слоев населения города, в том числе дальнейшее развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, и приведение системы образования в соответствие с перспективными потребностями рынка труда города. В связи с этим в учреждениях начального и среднего образования намечается провести оптимизацию перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров. Для опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов по направлениям, связанным с повышением инновационной активности предприятий города, предусматриваются меры по расширению сети научно-образовательных центров, развитию городской системы поддержки ведущих ВУЗов страны, активизации научных исследований в интересах города, развитию городской системы государственных заказов и грантов для учебных заведений. В системе общего среднего образования города продолжится работа по индивидуализации образовательного процесса, расширению многообразия образовательных учреждений и образовательных программ, направленных на развитие способностей мышления, формирование у обучающихся умения учиться, выработку практических навыков. Москва подключается к федеральным экспериментам по введению единого госэкзамена и профильного обучения в старших классах. Продолжится работа по приближению к нормативным показателям наполняемости классов, уменьшению числа учебных заведений, работающих в две смены. В 2004 году число занимающихся во вторую смену составит 2,8 % от общего числа обучающихся. ----------------------------------------------------------------------------- | Основные показатели развития | 2002г. | 2003 г.| 2004 г.| | системы образования | факт | оценка | прогноз| |---------------------------------------------|----------|--------|---------| | Дневные государственные общеобразовательные | | | | | школы, ед. | | | | |---------------------------------------------|----------|--------|---------| | по состоянию на 1 сентября - всего | 1584 | 1596 | 1608 | |---------------------------------------------|----------|--------|---------| | в т.ч. Департамента образования | 1566 | 1578 | 1590 | | города Москвы | | | | |---------------------------------------------|----------|--------|---------| | Число учащихся в дневных государственных | | | | | общеобразовательных школах | | | | |---------------------------------------------|----------|--------|---------| | по состоянию на 1 сентября, тыс.чел. | 928,9 | 902,6 | 907,3 | |---------------------------------------------|----------|--------|---------| | в т.ч. Департамента образования | 920,8 | 894,5 | 899,2 | | города Москвы | | | | |---------------------------------------------|----------|--------|---------| | из них обучаются в первую смену, % | 96,4 | 97,0 | 97,2 | |---------------------------------------------|----------|--------|---------| | Дошкольные учреждения (ед.) - всего | 2120 | 2115 | 2110 | |---------------------------------------------|----------|--------|---------| | в т.ч. Департамента образования | 1939 | 1949 | 1959 | | города Москвы | | | | |---------------------------------------------|----------|--------|---------| | Число детей в дошкольных учреждениях | | | | | (тыс.чел.) - всего | 226,9 | 227,9 | 228,9 | |---------------------------------------------|----------|--------|---------| | в т.ч. Департамента образования | 214,5 | 221,4 | 224,1 | | города Москвы | | | | ----------------------------------------------------------------------------- Базовыми направлениями государственной политики в области социальной поддержки населения города на предстоящий период являются снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества, адресная направленность социальной поддержки на основе проверки малообеспеченности. Получат развитие все направления и виды сложившейся в городе системы социальной помощи. Опережающими темпами будут расти доходы низко доходных социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в дальнейшем к потребительски ориентированному экономическому росту. Увеличение среднего размера государственных пенсий в реальном исчислении за период 2003-2005 гг. составит 9,5%. Наряду с этим будет совершенствоваться система финансовой поддержки пенсионеров. Число горожан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, снизится в городе с 21,1% в 2002 году до 15% в |