ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6 (Д) В настоящее время в Российской Федерации на дому обучаются 30824 ребенка-инвалида. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения - школы надомного обучения. Таких школ в настоящее время 22, в них обучаются 3439 детей. Поддерживая опыт создания таких учреждений, министерство направляет для использования в работе Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения, разработанные Управлением специального образования на основе опыта работы школы надомного обучения "Цветик-Семицветик" г. Великого Новгорода. Начальник Управления специального образования Минобразования России Т.В. ВОЛОСОВЕЦ 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6 Приложение МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ В настоящее время обучение детей с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний и детей-инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях". Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья: ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются образовательные учреждения дополнительного образования. Ставя перед собой гуманные цели обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения - школы надомного обучения. Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии - по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида. Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому. Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в классе (группе). Например, обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают устные формы работы, обучаются в классе, а на предметах, где преобладают письменные виды работ, индивидуально. В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания. Предлагаем вариант базисного учебного плана для школы надомного обучения. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ------------------------------------------------------------------------- | Образовательные | Классы | | области |---------------------------------------------| | | 1| 2| 3| 4| 5 | 6| 7| 8| 9 | 10 | 11 | 12 | |-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----| | Языки и литература | 5| 5| 5| 5| 3,5| 5| 4| 5| 3,5| 4 | 4 | 3,5| |-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----| | Общественные дисциплины | | | | | 1 | 1| 1| 1| 1 | 1,5| 1,5| 1,5| |-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----| | Естественные науки | | | | | 1 | 1| 3| 4| 4 | 3 | 3,5| 3 | |-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----| | Математика | 3| 3| 3| 3| 2,5| 2| 2| 2| 1,5| 2 | 3 | 3 | |-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----| | Технология | | | | | | | | | | 0,5| | | |-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----| | Всего | 8| 8| 8| 8| 8 | 9|10|10|10 |11 |12 |11 | |-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----| | Обязательные | 2| 2| 2| 2| | | | | | | | | | коррекционные занятия | | | | | | | | | | | | | |-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----| | Обязательная нагрузка |10|10|10|10| 8 | 9|10|10|10 |11 |12 |11 | | обучающихся | | | | | | | | | | | | | |-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----| | Занятия по выбору | 9| 9| 9| 9|12 |11|10|11|13 |13 |12 |13 | |-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----| | Итоговая нагрузка |19|19|19|19|20 |20|20|21|23 |24 |24 |24 | ------------------------------------------------------------------------- Еще одной особенностью организации образовательного процесса в школе надомного обучения является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, проведение лектория для родителей, создание системы индивидуального консультирования родителей. Для решения задач школы надомного обучения следует организовать полноценное кадровое обеспечение ее. Кроме должностей, включаемых обычно в штатное расписание образовательного учреждения, в штатное расписание школы надомного обучения следует включать такие должности, как: педиатр, медицинская сестра, реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог-психолог с квалификацией "социальный психолог". Деятельность школ надомного обучения в настоящее время постоянно совершенствуется, ведется поиск наиболее оптимально организованных моделей такого образовательного учреждения. Управление специального образования, направляя данные Рекомендации, надеется на сотрудничество с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями надомного обучения по вопросу совершенствования их деятельности и просит направлять в адрес управления (101990, Москва, Чистопрудный бульвар, 6) свои замечания и предложения. |