МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ). Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 28.02.03 27/2643-6

 
                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          28 февраля 2003 г.
                             N 27/2643-6

                                 (Д)


     В настоящее  время в Российской Федерации на дому обучаются 30824
ребенка-инвалида.  Обучение ребенка на дому  нередко  приводит  к  его
изоляции  от детского коллектива,  депривации,  формированию у ребенка
патологической замкнутости,  нежелания  и  боязни  общения  с  другими
детьми.   С   целью   преодоления   этих   явлений  органы  управления
образованием  некоторых  субъектов  Российской  Федерации   пошли   на
создание  экспериментальной модели образовательного учреждения - школы
надомного обучения.  Таких школ в настоящее время 22,  в них обучаются
3439 детей.
     Поддерживая опыт   создания   таких   учреждений,    министерство
направляет  для  использования  в  работе Методические рекомендации по
организации   деятельности   образовательных   учреждений    надомного
обучения, разработанные Управлением специального образования на основе
опыта работы школы надомного обучения "Цветик-Семицветик" г.  Великого
Новгорода.

Начальник Управления
специального образования
Минобразования России
                                                        Т.В. ВОЛОСОВЕЦ
28 февраля 2003 г.
N 27/2643-6


                                                            Приложение

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
             ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                    УЧРЕЖДЕНИЙ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

     В настоящее  время  обучение детей с тяжелыми формами хронических
соматических заболеваний и  детей-инвалидов  регламентируется  письмом
Министерства  народного  образования  РСФСР от 14.11.87 N 17-253-6 "Об
индивидуальном  обучении  больных  детей  на  дому"  и  Постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 18.07.96 N 861 "Об утверждении
Порядка  воспитания  и  обучения   детей-инвалидов   на   дому   и   в
негосударственных образовательных учреждениях".  Существующая практика
организации надомного обучения показывает,  что оно не может в  полной
мере  обеспечить  качественное  образование и оптимальную интеграцию в
общество   ребенка   с   недостатками   здоровья:   ребенок   лишается
естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из
воспитывающего и образовательного пространства чаще всего  исключаются
образовательные учреждения дополнительного образования.
     Ставя перед собой гуманные цели обеспечения  достижения  больными
детьми   образовательного   стандарта,   обеспечения   их  оптимальной
социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей,
многие  субъекты  Российской  Федерации пошли на создание новой модели
образовательного учреждения - школы надомного обучения.
     Имеющийся опыт    работы   таких   учреждений   показывает,   что
организация образовательного процесса в них  имеет  свои  особенности.
Это,   во-первых,  разные  сроки  освоения  образовательных  программ,
которые  могут  быть  увеличены  по  сравнению  с  общеобразовательной
школой,  а для обучающихся с отклонениями в развитии - по сравнению со
сроками их  освоения  в  специальном  (коррекционном)  образовательном
учреждении соответствующего вида.
     Во-вторых, это вариативность организации занятий с  обучающимися.
Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении,  на
дому и комбинированно:  часть занятий проводится в учреждении, а часть
на дому.
     Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально,  в классе и
комбинированно:  часть занятий проводится индивидуально, часть занятий
проводится в классе.
     Выбор вариантов   проведения   занятий  зависит  от  особенностей
психофизического  развития  и  возможностей   обучающихся,   сложности
структуры   их   дефекта,   особенностей  эмоционально-волевой  сферы,
характера течения заболевания,  рекомендаций лечебно-профилактического
учреждения,  психолого-медико-педагогической комиссии, государственной
службы    медико-социальной    экспертизы,    возможностей    доставки
обучающегося  в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в
классе (группе).
     Например, обучающиеся  с  нарушениями  зрения  на предметах,  где
преобладают устные формы работы,  обучаются в классе,  а на предметах,
где преобладают письменные виды работ, индивидуально.
     В-третьих, это гибкость  моделирования  учебного  плана,  который
разрабатывается   на   основе   базисного  учебного  плана.  При  этом
вариативная часть его позволяет  учитывать  интересы  обучающихся,  их
потребности  и  возможности.  Выбор  учебного  плана осуществляется на
основании  психолого-медико-педагогических  рекомендаций  совместно  с
родителями.  Кроме  этого,  следует  помнить,  что  возможно изменение
учебного плана как в сторону уменьшения  количества  недельных  часов,
так  и  в сторону их увеличения,  что связано с особенностями развития
обучающихся,  характером протекания  заболевания.  Предлагаем  вариант
базисного учебного плана для школы надомного обучения.

            БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

-------------------------------------------------------------------------
|  Образовательные        |                   Классы                    |
|      области            |---------------------------------------------|
|                         | 1| 2| 3| 4|  5 | 6| 7| 8|  9 | 10 | 11 | 12 |
|-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----|
| Языки и литература      | 5| 5| 5| 5| 3,5| 5| 4| 5| 3,5| 4  | 4  | 3,5|
|-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----|
| Общественные дисциплины |  |  |  |  | 1  | 1| 1| 1| 1  | 1,5| 1,5| 1,5|
|-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----|
| Естественные науки      |  |  |  |  | 1  | 1| 3| 4| 4  | 3  | 3,5| 3  |
|-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----|
| Математика              | 3| 3| 3| 3| 2,5| 2| 2| 2| 1,5| 2  | 3  | 3  |
|-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----|
| Технология              |  |  |  |  |    |  |  |  |    | 0,5|    |    |
|-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----|
| Всего                   | 8| 8| 8| 8| 8  | 9|10|10|10  |11  |12  |11  |
|-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----|
| Обязательные            | 2| 2| 2| 2|    |  |  |  |    |    |    |    |
| коррекционные занятия   |  |  |  |  |    |  |  |  |    |    |    |    |
|-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----|
| Обязательная нагрузка   |10|10|10|10| 8  | 9|10|10|10  |11  |12  |11  |
| обучающихся             |  |  |  |  |    |  |  |  |    |    |    |    |
|-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----|
| Занятия по выбору       | 9| 9| 9| 9|12  |11|10|11|13  |13  |12  |13  |
|-------------------------|--|--|--|--|----|--|--|--|----|----|----|----|
| Итоговая нагрузка       |19|19|19|19|20  |20|20|21|23  |24  |24  |24  |
-------------------------------------------------------------------------

     Еще одной  особенностью  организации  образовательного процесса в
школе  надомного  обучения  является  обязательное  включение   в   их
деятельность родителей обучающихся.  Эта особенность реализуется через
согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута  и
единой  программы  воспитания,  формирование  у  родителей  адекватной
оценки  возможностей  ребенка,  проведение  лектория  для   родителей,
создание системы индивидуального консультирования родителей.
     Для решения задач школы надомного обучения  следует  организовать
полноценное  кадровое  обеспечение  ее.  Кроме должностей,  включаемых
обычно в штатное расписание  образовательного  учреждения,  в  штатное
расписание  школы надомного обучения следует включать такие должности,
как:  педиатр,  медицинская   сестра,   реабилитолог,   психотерапевт,
учитель-логопед,         учитель-дефектолог,         педагог-психолог,
педагог-психолог с квалификацией "социальный психолог".
     Деятельность школ  надомного обучения в настоящее время постоянно
совершенствуется,  ведется поиск  наиболее  оптимально  организованных
моделей такого образовательного учреждения.
     Управление специального     образования,     направляя     данные
Рекомендации,   надеется   на  сотрудничество  с  органами  управления
образованием   субъектов   Российской   Федерации,    образовательными
учреждениями   надомного  обучения  по  вопросу  совершенствования  их
деятельности и просит направлять в адрес управления  (101990,  Москва,
Чистопрудный бульвар, 6) свои замечания и предложения.