ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ (РЕДАКЦИЯ НА 05.04.1999). Постановление. Правительство РФ. 06.10.94 1146

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          6 октября 1994 г.
                                N 1146

                                (ЮИАИ)




     В целях организации выявления, оценки и прогнозирования изменений
в  обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия населения,
установления и устранения вредного влияния среды обитания человека  на
его здоровье Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемое Положение о  социально  -  гигиеническом
мониторинге.
     2. Утратил силу.
     3. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
     принять в 1994 - 1995 годах меры по организации ведения социально
- гигиенического мониторинга;
     осуществлять координацию   деятельности   органов,  учреждений  и
организаций,  обеспечивающих  ведение   социально   -   гигиенического
мониторинга;
     разработать совместно с Министерством охраны окружающей  среды  и
природных    ресурсов    Российской    Федерации    и    Министерством
здравоохранения и  медицинской  промышленности  Российской  Федерации,
другими  заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
и  утвердить  в  1994  году  нормативные  документы   и   методические
материалы,  определяющие  структуру,  содержание и порядок организации
ведения социально - гигиенического мониторинга в Российской Федерации;
     осуществлять научное,  информационное  и  инженерно - техническое
обеспечение работ по ведению социально - гигиенического мониторинга за
счет  средств федерального бюджета,  ежегодно выделяемых на выполнение
Федеральной целевой программы  развития  Государственной  санитарно  -
эпидемиологической  службы  Российской Федерации в 1993 - 1995 годах и
Государственной программы неотложных мер по  обеспечению  санитарно  -
эпидемиологического    благополучия,   профилактики   инфекционных   и
неинфекционных   заболеваний   и   снижения   уровня   преждевременной
смертности  населения  на  1994  -  1996  годы,  а  также за счет иных
источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
     4. Рекомендовать    органам   исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации:
     организовать совместно  с  центрами  государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации,  районах
и  городах  осуществление  необходимых  работ  по  обеспечению ведения
социально - гигиенического мониторинга;
     оказывать финансовую   и   материально   -   техническую   помощь
соответствующим органам,  учреждениям и  организациям,  участвующим  в
ведении социально - гигиенического мониторинга.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                        В. ЧЕРНОМЫРДИН
6 октября 1994 г.
N 1146


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 6 октября 1994 года
                                                                N 1146


                              ПОЛОЖЕНИЕ
                О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

                          I. Общие положения

     1. Социально   -   гигиенический   мониторинг  является  системой
организационных,     социальных,     медицинских,     санитарно      -
эпидемиологических,  научно  -  технических,  методологических  и иных
мероприятий,  направленных на  организацию  наблюдения  за  состоянием
санитарно  - эпидемиологического благополучия населения,  его оценку и
прогнозирование изменений,  установление,  предупреждение,  устранение
или  уменьшение  факторов  вредного влияния среды обитания на здоровье
человека.
     2. Социально   -   гигиенический   мониторинг  осуществляется  на
федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в районах и
городах  уполномоченными  для  этих  целей  органами,  учреждениями  и
организациями на основе разработанных и утвержденных  в  установленном
порядке  нормативных документов,  методических материалов,  санитарных
норм и правил, гигиенических нормативов.
     3. Основной целью социально - гигиенического мониторинга является
установление,  предупреждение,  устранение или уменьшение  факторов  и
условий  вредного  влияния среды обитания на здоровье человека в целях
обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
     4. Для  достижения  поставленной  цели  при  обеспечении  ведения
социально - гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:
     организация наблюдения,   получение   достоверной  и  объективной
информации об обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия
населения, состоянии среды обитания человека и его здоровья;
     системный анализ и оценка получаемой информации;
     программное и  инженерно  -  техническое  обеспечение социально -
гигиенического мониторинга на основе  современных  научных  решений  и
эффективных электронно - вычислительных комплексов;
     обеспечение органов,  предприятий,   учреждений   и   организаций
независимо  от их подчиненности и форм собственности,  а также граждан
информацией,  полученной при осуществлении социально -  гигиенического
мониторинга;
     подготовка предложений  по  вопросам  обеспечения   санитарно   -
эпидемиологического благополучия населения,  устранения или уменьшения
факторов вредного влияния среды обитания человека на его здоровье  для
принятия  решений органами государственной власти Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
     5. При   проведении   социально   -   гигиенического  мониторинга
обеспечиваются:
     организация наблюдения    за   санитарно   -   эпидемиологическим
благополучием населения,  установление, предупреждение, устранение или
уменьшение  факторов  вредного  влияния  среды  обитания  на  здоровье
человека    при    осуществлении    государственного    санитарно    -
эпидемиологического надзора и выполнении федеральных целевых, научно -
технических и региональных программ по вопросам обеспечения  санитарно
-   эпидемиологического  благополучия  и  охраны  здоровья  населения,
профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;
     получение и  обработка  информации  государственных  и отраслевых
систем  наблюдения,  оценки  и  прогнозирования  изменения   состояния
здоровья   населения,   окружающей   природной,   производственной   и
социальной среды,  социально - экономического развития, а также данных
государственной статистики;
     сбор, хранение и обработка данных наблюдения для  их  дальнейшего
использования;
     выявление причинно  -  следственных   связей   между   состоянием
здоровья  и  средой  обитания  человека,  причин  и  условий изменения
санитарно - эпидемиологического благополучия населения,  установление,
предупреждение,  устранение  или  уменьшение факторов вредного влияния
среды обитания на здоровье человека;
     разработка прогнозов  изменения  состояния  здоровья  населения в
связи с изменением среды обитания человека;
     создание информационных  и  информационно - аналитических систем,
сетей,  программных материалов и баз данных социально - гигиенического
мониторинга;
     организация нормативно - справочной  информации,  используемой  в
статистических регистрах,  базах данных, комплексах автоматизированной
обработки информации;
     подготовка информации (публикации, бюллетени и т.д.);
     передача информации  пользователям  социально  -   гигиенического
мониторинга  и  ее  распространение  среди  заинтересованных  органов,
предприятий, учреждений и организаций, а также граждан;
     использование единых   и   обязательных  нормативных  документов,
методических  материалов,  санитарных  норм  и  правил,  гигиенических
нормативов для оценки влияния среды обитания на здоровье человека.

                    II. Организационная структура
                социально - гигиенического мониторинга

     6. Ведение социально - гигиенического мониторинга на  федеральном
уровне,  уровне  субъектов  Российской Федерации,  в районах и городах
осуществляется   Минздравом    России,    соответствующими    центрами
госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для этих целей органами,
учреждениями  и  организациями  федеральных   органов   исполнительной
власти,  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
администраций районов и городов.
     7. Центры госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для  этих
целей органами, учреждениями и организациями в районах и городах:
     обеспечивают сбор,  хранение,  первичную   обработку   и   оценку
информации по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия
населения,  вредному влиянию среды обитания человека на его  здоровье,
передают   ее   в  центры  госсанэпиднадзора  в  субъектах  Российской
Федерации, а также формируют первичные базы данных;
     подготавливают предложения  по  вопросам  обеспечения санитарно -
эпидемиологического  благополучия   населения   районов   и   городов,
предупреждения,  устранения  или  уменьшения факторов вредного влияния
среды обитания на здоровье  человека  для  принятия  решений  органами
местного самоуправления.
     8. Центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
     осуществляют анализ   полученных   данных,  выявляют  с  участием
соответствующих  научно  -  исследовательских  учреждений  причинно  -
следственные    связи   между   изменением   состояния   санитарно   -
эпидемиологического  благополучия  населения,  показателями   здоровья
населения  и  средой  обитания человека,  составляют прогнозы динамики
наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации  и  ведут
соответствующие базы данных;
     подготавливают предложения по вопросам  обеспечения  санитарно  -
эпидемиологического благополучия населения, предупреждения, устранения
или уменьшения факторов вредного влияния среды  обитания  на  здоровье
человека   для   принятия   решений  органами  государственной  власти
субъектов Российской Федерации;
     передают информацию  в  Российский  информационно - аналитический
центр Минздрава России.
     9. Российский   информационно  -  аналитический  центр  Минздрава
России   анализирует   полученную   информацию,   составляет   прогноз
обеспечения  санитарно  -  эпидемиологического  благополучия населения
Российской Федерации, изменения состояния здоровья человека в связи со
средой  его  обитания,  а также ведет соответствующие федеральные базы
данных.

          III. Информационный фонд социально-гигиенического
                             мониторинга

     10. Информационный  фонд  социально  - гигиенического мониторинга
представляет  собой   систематизированные   в   определенном   порядке
многолетние   данные  наблюдения,  а  также  нормативно  -  справочные
материалы,  сведенные  в  статистические  регистры  и   базы   данных,
обеспеченные  комплексом  программно  -  технологических и технических
средств для выявления характера и связей изменения состояния санитарно
-  эпидемиологического  благополучия  населения,  здоровья  человека и
среды его обитания.
     11. Информационный  фонд  социально  - гигиенического мониторинга
состоит из данных, характеризующих:
     здоровье населения;
     состояние среды обитания человека;
     качество атмосферного  воздуха,  поверхностных  и  подземных вод,
почвы, продовольственного сырья и продуктов питания;
     показатели социально   -   экономического   положения  Российской
Федерации,  субъектов  Российской  Федерации,   районов   и   городов,
оказывающие  влияние  на  изменение  санитарно  -  эпидемиологического
благополучия населения, здоровье человека и среду его обитания.
     12. Информационными  показателями  для социально - гигиенического
мониторинга являются:
     базы данных  федеральных  органов исполнительной власти,  органов
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации   и   органов
местного   самоуправления,   учреждений   и   организаций,   а   также
международных организаций;
     базы данных  наблюдения  за  состоянием  здоровья  и  физического
развития населения, ведение которого осуществляется Минздравом России,
Минсоцзащиты   России,  Госкомстатом  России  и  подведомственными  им
организациями и учреждениями;
     базы данных    наблюдения    за    обеспечением    санитарно    -
эпидемиологического благополучия населения и среды обитания  человека,
ведение  которого осуществляется Минздравом России и подведомственными
ему организациями и учреждениями;
     базы данных  наблюдения  за  природно-климатическими   факторами,
источниками  антропогенного воздействия на окружающую природную среду,
а также качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод,
почвы, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной
системы экологического мониторинга Минприроды России, Минсельхозпродом
России,   Росгидрометом,   Роскомземом,   Роскомнедрами,  Рослесхозом,
Роскомводом, Роскомрыболовством и подведомственными им организациями и
учреждениями;
     базы данных наблюдения  за  радиационной  безопасностью,  ведение
которого    осуществляется    в    рамках    Единой    государственной
автоматизированной  системы  контроля  за   радиационной   обстановкой
Росгидрометом,    Минздравом   России,   Минсельхозпродом   России   и
подведомственными им организациями и учреждениями;
     базы данных  наблюдения  за  состоянием социальной среды обитания
человека, социально - экономическим положением в Российской Федерации,
субъектах  Российской Федерации,  районах и городах,  ведение которого
осуществляется в рамках государственной  системы  учета  и  статистики
Госкомстатом   России   и   подведомственными   ему   организациями  и
учреждениями;
     базы данных  наблюдения  за  состоянием охраны и условиями труда,
ведение которого осуществляется в  рамках  Всероссийского  мониторинга
социально  -  трудовой  сферы  Минтрудом  России,  Минздравом России и
подведомственными им организациями и учреждениями;
     базы данных  наблюдения  за  условиями,  структурой  и  качеством
питания    населения,    безопасностью    для    здоровья     человека
продовольственного   сырья   и  пищевых  продуктов,  ведение  которого
осуществляется   Минздравом   России,   Минсельхозпродом   России    и
подведомственными им организациями и учреждениями.
     13. Базы     данных     социально-гигиенического      мониторинга
поддерживаются  комплексом  программно - технологических и технических
средств,  функционирующих  на  федеральном  уровне,  уровне  субъектов
Российской Федерации, районов и городов.
     14. Программно - технологическое обеспечение предусматривает  при
сохранении   имеющихся   функциональных   возможностей   формирование,
использование,  обновление,  актуализацию и представление  всех  видов
показателей,  включенных  в  базы  данных  социально  - гигиенического
мониторинга.
     15. Обмен    данными    информационного    фонда    социально   -
гигиенического   мониторинга   между    органами,    учреждениями    и
организациями,   уполномоченными   на   ведение  данного  мониторинга,
осуществляется бесплатно по установленным каналам связи,  а с  другими
пользователями - на договорной основе.
     16. Пользователями  данными  информационного  фонда  социально  -
гигиенического  мониторинга  могут  быть органы государственной власти
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от их
подчиненности и форм собственности,  общественные объединения, а также
граждане.
     17. Пользователям  запрещается  передача  данных  информационного
фонда   социально   -  гигиенического  мониторинга  третьим  лицам  на
коммерческой основе.