СОГЛАСНО ПОЛОЖЕНИЮ СТ. 1 ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ НОТАРИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ. С УЧЕТОМ ИЗЛОЖЕННОГО ДОЛЖНЫ ЛИ ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ НОТАРИУСЫ СДАВАТЬ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ С ПРОДАЖ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 20 января 2003 г. N 23-10/9/4048 (Д) С 1 января 2002 года порядок исчисления налога с продаж регулируется главой 27 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.11.2001 N 148-ФЗ) (далее - Кодекс). При рассмотрении вопроса об освобождении от обложения налогом с продаж услуг нотариусов, занимающихся частной практикой, следует исходить из следующего. Статьей 11 Кодекса определено, что индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, то есть понятие индивидуального предпринимателя, используемое в целях применения Кодекса, включает в себя частного нотариуса, соответственно частные нотариусы приравнены к индивидуальным предпринимателям, если иное не установлено частью второй Кодекса. В соответствии со ст. 348 Кодекса налогоплательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели. Таким образом, частные нотариусы являются плательщиками налога с продаж на общих основаниях, так как исключений для частных нотариусов главой 27 "Налог с продаж" Кодекса для них не предусмотрено. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате) нотариат в Российской Федерации призван обеспечить в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, указанными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации в соответствии с Основами законодательства о нотариате совершают нотариусы, работающие в государственной конторе или занимающиеся частной практикой. Таким образом, нотариусы, занимающиеся частной практикой, имеют равные права и обязанности с нотариусами, работающими в государственной конторе, в совершении всех предусмотренных законодательством нотариальных действий. Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Исходя из изложенного в связи с совершением нотариальных действий, за которые государственными нотариальными конторами взимается государственная пошлина, а частными нотариусами в соответствии со статьями 22 и 35 Основ законодательства о нотариате взимается плата, соответствующая размеру государственной пошлины, обязанности по уплате налога с продаж у нотариальных контор и частных нотариусов не возникает. Что касается услуг правового и технического характера, не предусмотренных названными статьями Основ законодательства о нотариате, то их реализация облагается налогом с продаж в общеустановленном порядке. В случае если частные нотариусы за совершение нотариальных действий взимают тариф в размере, превышающем государственную пошлину, то с суммы указанного превышения уплачивается налог с продаж в порядке, установленном главой 27 Кодекса. Следует также иметь в виду, что ст. 349 Кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Таким образом, объект налогообложения по налогу с продаж при совершении нотариальных действий частными нотариусами, взимающими тариф за указанные нотариальные действия в размере, превышающем государственную пошлину, либо при оказании частными нотариусами услуг правового и технического характера, не предусмотренных статьями 22 и 35 Основ законодательства о нотариате, возникает только при совершении указанных действий или оказании услуг в отношении физических лиц. При совершении указанных действий или оказании указанных услуг в отношении юридических лиц объекта налогообложения по налогу с продаж, предусмотренного ст. 349 Кодекса, не возникает. Согласно п. 1 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2001 N 1185-ПП "О реализации законов города Москвы о налоге с продаж и налоге на рекламу" декларации по налогу с продаж представляются в налоговые органы налогоплательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями (в том числе нотариусами) по месту своего учета в качестве налогоплательщика в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При отсутствии у налогоплательщика в налоговом периоде объектов налогообложения по всем строкам и графам декларации ставятся прочерки. В соответствии с п. 1 ст. 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. При применении ответственности, установленной п. 1 ст. 119 Кодекса, необходимо учитывать, что в случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, по которой налог к доплате равен нулю, к налогоплательщику применяется штраф в размере 100 рублей. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.Г. Луканина 20 января 2003 г. N 23-10/9/4048 |