О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 21 июня 2003 г. N 13/110-4 (Д) В соответствии с пунктом 13 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Разъяснения порядка применения отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регулирующих вопросы формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (прилагаются). 2. Направить настоящие Разъяснения в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. 3. Опубликовать настоящие Разъяснения в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.ВЕШНЯКОВ Исполняющий обязанности секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.А.КУЛЯСОВА 21 июня 2003 г. N 13/110-4 УТВЕРЖДЕНО Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 июня 2003 г. N 13/110-4 РАЗЪЯСНЕНИЯ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет 4 года. Исходя из пункта 3 статьи 28 Федерального закона, срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - комиссия) исчисляется со дня ее первого заседания при одновременном прекращении полномочий комиссии предыдущего состава. При этом комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. Согласно пункту 8 статьи 22 сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по составу комиссий устанавливаются законом. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе, период, в который формирующие их органы принимают предложения, должен составлять не менее одного месяца. Указанные выше положения должны быть учтены в региональном законодательстве таким образом, чтобы процедура формирования нового состава комиссии по времени (включая период приема предложений по кандидатурам, оптимальные сроки их согласования и рассмотрения органами, осуществляющими их назначение) завершалась до дня истечения срока полномочий прежнего состава комиссии. Первое заседание сформированной комиссии должно состояться не ранее этого дня в пределах пятнадцати дней после вынесения решения о назначении членов комиссии в правомочном составе (не менее двух третей). Вместе с тем если в силу неурегулированности в законодательстве субъекта Российской Федерации сроков совершения указанных процедур либо не согласованных по времени фактических действий уполномоченных органов власти возникает ситуация, при которой период после назначения членов комиссии в правомочном составе и до истечения установленного срока полномочий комиссии в прежнем составе превышает 15 дней, то в данном случае должны исполняться требования Федерального закона о сроке полномочий комиссии. В этом случае первое заседание комиссии проводится также не ранее дня истечения установленного срока полномочий прежнего состава комиссии, даже при превышении 15-дневного срока после формирования ее нового состава. 2. Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Кандидатура на должность председателя вносится в комиссию на основании решения ЦИК России. При реализации данной нормы, а также связанных с ней норм следует принимать во внимание установленный пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона статус избирательной комиссии субъекта Российской Федерации как постоянно действующего государственного органа. Процедуры, сопутствующие формированию комиссии и организации ее деятельности, должны исключать возникновение ситуаций, препятствующих исполнению комиссией своих полномочий при сохранении закрепленных Федеральным законом демократических начал в ее деятельности. 3. В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Федерального закона при отклонении комиссией кандидатуры, предложенной на должность председателя комиссии, внесшая предложение комиссия обязана предложить новую кандидатуру из числа членов комиссии с правом решающего голоса. В случае неизбрания председателя комиссии в ходе первого заседания комиссии заседание откладывается на срок до предложения ЦИК России новой кандидатуры. 4. В случае если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в результате обсуждения всех других, кроме ранее отклоненной, кандидатур из числа членов комиссии с правом решающего голоса, не заявивших самоотвода и имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень в области права, не приняла решения о предложении комиссии иной кандидатуры на указанную должность, ЦИК России вправе принять новое решение о предложении на должность председателя комиссии ранее отклоненной кандидатуры либо решение о предложении членам комиссии определить кандидатуру самостоятельно. 5. Неизбрание председателя комиссии не препятствует комиссии на основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона на своем первом заседании избрать тайным голосованием заместителя председателя и секретаря комиссии, если это не противоречит законодательству субъекта Российской Федерации, либо возложить исполнение распорядительных функций на одного из членов комиссии с правом решающего голоса. |