https://crypterder.com.

МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 15.12.02 30-51-914/16


                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          15 декабря 2002 г.
                            N 30-51-914/16

                                 (Д)


     Во исполнение   Федерального   закона  Российской  Федерации  "Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации"  и  в  рамках
реализации  Программы развития воспитания в системе образования России
Министерством образования Российской  Федерации  совместно  с  группой
ученых  разработан "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в
образовательных учреждениях общего образования".
     Проект был рассмотрен в органах управления образованием субъектов
Российской Федерации и доработан  с  учетом  поступивших  замечаний  и
предложений.
     Направляем "Минимальный объем социальных услуг  по  воспитанию  в
образовательных  учреждениях  общего  образования" для использования в
практической работе образовательных учреждений.

Министр
                                                          В.М.ФИЛИППОВ


                                                            Приложение

                                                              к письму
                                                 Минобразования России
                                                 от 15 декабря 2002 г.
                                                        N 30-51-914/16

         МИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                  МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
             ПО ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
                          ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

            SERVICES, GIVEN TO CHILDREN IN ESTABLISHMENTS
                   OF EDUCATION OF MORAL EDUCATION

                        1. Область применения

     Настоящий стандарт распространяется на услуги,  предоставляемые в
учреждениях общего образования.
     Стандарт устанавливает  основные  виды   услуг,   создаваемых   в
образовательном учреждении в целях реализации воспитания.

                        2. Нормативные ссылки

     2.1. В  настоящем  стандарте  использованы  ссылки  на  следующие
стандарты:
     ГОСТ Р 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования
по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;
     ГОСТ Р     50645-94.     Туристско-экскурсионное    обслуживание.
Классификация гостиниц;
     ГОСТ Р 50690-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские
услуги. Общие требования;
     ГОСТ Р 51185-98.  Туристские услуги.  Средства размещения.  Общие
требования.
     2.2. Стандарты  разработаны  с учетом действующих международных и
государственных нормативных правовых  актов  в  области  воспитания  и
образования:
     Конвенции ООН о правах ребенка;
     Закона Российской Федерации "Об образовании";
     Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации";
     Закона Российской   Федерации   "О   государственной    поддержке
молодежных и детских общественных объединений";
     Национальной доктрины образования в Российской Федерации;
     Государственной программы   "Патриотическое   воспитание  граждан
Российской Федерации на 2001 - 2005 годы";
     Федеральной программы развития образования;
     Программы развития воспитания в  системе  образования  России  на
2002 - 2004 годы;
     Концепции модернизации российского образования на период до  2010
года.

                            3. Определения

     ГОСТ 26265-84   и  ГОСТ  Р  "Социальное  обслуживание  населения.
Термины и определения".

                          4. Общие положения

     4.1. Настоящий   стандарт    разработан    с    целью    создания
нормативно-правовой  базы  воспитания  детей  для обеспечения их прав,
предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации  от  24  июля
1998  г.  N  124-ФЗ  "Об  основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации".
     4.2. Под  воспитанием  понимается  целенаправленное педагогически
организованное  взаимодействие  детей  и  взрослых,  направленное   на
развитие личности, ее духовно-нравственное становление.
     4.3. В настоящем  стандарте  рассматриваются  общеобразовательные
учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего,
среднего  (полного)  общего  образования,  учреждения  дополнительного
образования  детей  (далее  -  учреждения)  вне  зависимости  от  форм
собственности.
     4.4. Для   обеспечения   качественной  работы  учреждений  общего
образования по оказанию  услуг  по  воспитанию  должно  осуществляться
необходимое нормативное правовое,  материально-техническое, финансовое
и организационное обеспечение, включая:
     - организацию   сети   и   сетевого   взаимодействия  учреждений,
осуществляющих дополнительные образовательные программы;
     - создание  нормативной правовой и финансовой основы деятельности
учреждения для оказания услуг по воспитанию;
     - укомплектованность    учреждения    специалистами   в   области
воспитания;
     - техническое      оснащение      (оборудование,      аппаратура,
культурно-массовое, туристское, спортивное снаряжение и т.д.).
     4.4.1. В состав документации должны входить:
     - устав   учреждения,   отражающий   особенности   воспитательной
деятельности учреждения;
     - документы   (федеральные,   региональные,   муниципальные)   по
организации воспитательного процесса в учреждении;
     - должностные инструкции, планы работы специалистов, организующих
воспитательный процесс;
     - документация  по  контролю   за   реализацией   воспитательного
процесса и его эффективности.
     4.4.2. Условия размещения учреждения:
     - учреждение  должно  размещаться  в  специально  предназначенном
здании    (зданиях)    либо    приспособленных    для    осуществления
учебно-воспитательного   процесса   помещениях,  которые  должны  быть
обеспечены необходимыми  видами  коммунально-бытового  обслуживания  и
оснащены телефонной связью;
     - по  своим  размерам  и  состоянию  помещения  должны   отвечать
требованиям   санитарных   норм   и   правил,   а   также  требованиям
противопожарной безопасности.
     4.4.3. Укомплектованность   учреждения  специалистами  в  области
воспитания и их квалификация:
     - учреждение   должно   быть   укомплектовано   специалистами   в
соответствии со штатным расписанием учреждения данного типа и вида;
     - назначаемый  на  должность  специалист  должен  соответствовать
квалификационным требованиям,  утвержденным Министерством  образования
Российской Федерации, и должностной инструкции;
     - наряду с высокой  квалификацией  и  профессионализмом  кадровый
состав,   обеспечивающий   реализацию   воспитания  в  образовательном
учреждении,  должен принимать  ценностные  ориентации  и  нравственные
нормы,  определяющие атмосферу в образовательном учреждении,  обладать
высокими моральными качествами.
     4.4.4. Наличие   необходимого   для   реализации  воспитательного
процесса технического оснащения учреждения:
     - техническое      оснащение      (оборудование,      аппаратура,
культурно-массовое,  туристское,  спортивное снаряжение и т.д.) должно
обеспечивать надлежащее качество и безопасность предоставляемых услуг;
     - техническое   оснащение   должно   использоваться   строго   по
назначению  в  соответствии  с документацией по его функционированию и
эксплуатации, содержаться в технически исправном состоянии.
     4.4.5. Имеющееся в учреждении оборудование (приборы,  аппаратура,
культурный инвентарь, спортивное и туристское снаряжение) должно иметь
документацию,   необходимую   для  его  эксплуатации,  обслуживания  и
поддержания в безопасном и работоспособном состоянии.
     4.4.6. В  учреждении  должен  осуществляться постоянный пересмотр
документации,  включение в нее  необходимых  изменений  и  изъятие  из
обращения устаревшей.

        5. Основные виды услуг по гарантированному воспитанию

     Под основными   видами   услуг   по  гарантированному  воспитанию
понимается  стандартный  минимум   условий,   позволяющих   обеспечить
возможность  духовно-нравственного  становления  каждого ребенка,  его
готовность к жизненному самоопределению.
     Основными видами гарантированных услуг являются:
     5.1. Воспитательные     ценности.     Учреждение      гарантирует
воспитательный  процесс,  ориентированный на ценности демократического
общества,  общечеловеческие  нравственные   приоритеты,   гармонизацию
взаимоотношений ребенка с окружающим социумом,  природой, самим собой;
формирование у  школьников  готовности  к  самостоятельному  выбору  в
пользу   здорового   образа   жизни,   образования,  профессионализма,
самореализации  в  общественно   и   личностно   значимой   творческой
деятельности,  таких ценностей, как семья, Отечество, культура, мирное
сосуществование народов  разных  стран,  межэтническое,  экологическое
благополучие;   формирование   у  школьников  уважения  к  прошлому  и
настоящему своего народа,  традициям и культуре,  старшим  поколениям,
родителям,  толерантности,  ответственности  за будущее своей страны и
современной цивилизации в целом.
     5.2. Содержание     воспитания.     Учреждением     гарантируется
использование воспитательного  потенциала  основных  и  дополнительных
образовательных  программ  и  включение  обучающихся  в разнообразную,
соответствующую   их   возрастным   и   индивидуальным    особенностям
деятельность, направленную на формирование у детей:
     - гражданственности,  патриотизма,  уважения к правам и  свободам
человека;
     - представлений  о  нравственности  и  опыта  взаимодействия   со
сверстниками  и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными
нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
     - трудолюбия,  готовности к осознанному выбору будущей профессии,
стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
     - экологической  культуры,  предполагающей ценностное отношение к
природе, людям, собственному здоровью;
     - эстетического  отношения  к  окружающему миру,  умения видеть и
понимать прекрасное,  потребности и умения выражать себя в  различных,
доступных  и  наиболее  привлекательных  для  ребенка видах творческой
деятельности;
     - организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских
качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой
социальной  группой  и  сотрудничества  со  сверстниками  и взрослыми,
коммуникативных   умений   и   навыков,    навыков    самоорганизации,
проектирования собственной деятельности;
     - физической культуры, навыков здорового образа жизни.
     5.3. Воспитание  в процессе обучения.  Образовательное учреждение
гарантирует   направленность   усилий    педагогов    на    реализацию
воспитательного потенциала образовательных программ,  целенаправленный
отбор учебных  пособий  и  дидактических  материалов,  предоставляемой
детям  информации  в  процессе  обучения,  направленный  не  только на
усвоение  детьми  программного   минимума   знаний,   но   и   на   их
духовно-нравственное     становление,     осознание     и     принятие
общечеловеческих ценностей.
     5.4. Создание  дополнительных пространств самореализации личности
во  внеурочное  время.  Учреждение  гарантирует  предоставление  детям
возможности    выбора    видов   и   форм   творческой   деятельности,
дополнительного образования детей во внеурочное время;  самореализации
личности,  участия  в  деятельности  различных творческих и профильных
объединений;  в работе органов детского самоуправления; в деятельности
детских   общественных   объединений   и  организаций  гуманистической
ориентации;  в походах,  экскурсиях,  экспедициях,  различных массовых
мероприятиях, организуемых на базе образовательного учреждения с целью
воспитания школьников как в учебное, так и каникулярное время.
     5.5. Научно-методическое  обеспечение  воспитательного  процесса.
Наличие в учреждении программы воспитания учащихся,  составленной  его
педагогическим    коллективом    на    основе   последних   достижений
отечественной науки в  области  теории  и  методики  воспитания  и  не
противоречащей  действующему  законодательству  в области воспитания и
образования в Российской Федерации. Наличие информационно-методических
материалов  в  помощь организаторам воспитательного процесса,  системы
обмена  информацией  по  вопросам  воспитания  с  другими  социальными
институтами,   обеспечивающими  единое  "воспитательное  пространство"
ближайшего  окружения  и  разрабатывающими  проблемы   воспитания   на
региональном  и федеральном уровне.  Постановка вопросов,  связанных с
организацией  воспитательного  процесса  на  педагогических   советах,
заседаниях  методических объединений,  школьной кафедры воспитательной
работы  или  совещаниях  классных  руководителей   и   других   формах
объединений    педагогов.    Мониторинг    воспитательного    процесса
осуществляется   в   образовательном   учреждении   в   целях   оценки
эффективности  и  постоянной коррекции условий,  создаваемых в нем для
воспитания учащихся.
     5.6. Формирование воспитывающей среды:
     - учреждение гарантирует организацию жизнедеятельности детского и
педагогического    коллективов    в   соответствии   с   общепринятыми
нравственными  нормами  человеческого  общежития,  правилами  этикета,
формирование  у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации
в  современном  социуме,  атмосферу  терпимости,   доброжелательности,
уважения   к   человеческой  личности,  взаимопомощи,  сотворчества  в
коллективной деятельности и содействия коллектива  личностному  успеху
каждого учащегося. В соответствии с воспитательными целями формируется
информационное     пространство      образовательного      учреждения,
обеспечивается    эстетика   помещений,   в   которых   осуществляется
воспитательный процесс;
     - осуществляется  обеспечение  системы противодействия негативным
явлениям в детской и подростковой среде;
     - психологическое  сопровождение  ребенка  в  процессе воспитания
осуществляется психологической службой образовательного  учреждения  и
направлено на обеспечение психологического комфорта ребенка в процессе
его воспитания;
     - открытый  характер воспитательной системы обеспечивается тесным
контактом  с  семьей,  участием  родителей  в   процессе   воспитания,
доступностью   для  родителей  информации  об  эффективности  процесса
воспитания     ребенка,     его      индивидуальных      особенностях,
духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических
знаний родителей;  взаимодействием учреждения  с  другими  социальными
институтами    окружающего   социума,   направленного   на   повышение
эффективности воспитательного процесса.

                   6. Порядок предоставления услуг

     6.1. Гарантом  реализации  социальных  услуг  по   воспитанию   в
образовательном учреждении является его учредитель.
     6.2. Работа учреждений координируется  соответствующими  органами
управления образованием.
     6.3. При предоставлении услуг в учреждениях должны обеспечиваться
полная  безопасность  для жизни и здоровья участников образовательного
процесса,   соблюдаться   все   установленные    нормы    и    правила
противопожарной   и   санитарной  безопасности,  приниматься  меры  по
профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.
     6.4. Родителям,     обучающимся     и     воспитанникам    должна
предоставляться  полная  информация  об  их  обязанностях,  правах   и
условиях  оказания  услуг,  они  вправе рассчитывать на уважительное и
гуманное отношение со стороны работников учреждений.
     6.5. При   реализации   воспитательных   услуг   образовательными
учреждениями могут быть использованы как бюджетные, так и внебюджетные
средства,   другие   источники   финансирования   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.