ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 15 декабря 2002 г. N 30-51-914/16 (Д) Во исполнение Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в рамках реализации Программы развития воспитания в системе образования России Министерством образования Российской Федерации совместно с группой ученых разработан "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования". Проект был рассмотрен в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и доработан с учетом поступивших замечаний и предложений. Направляем "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования" для использования в практической работе образовательных учреждений. Министр В.М.ФИЛИППОВ Приложение к письму Минобразования России от 15 декабря 2002 г. N 30-51-914/16 МИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ SERVICES, GIVEN TO CHILDREN IN ESTABLISHMENTS OF EDUCATION OF MORAL EDUCATION 1. Область применения Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые в учреждениях общего образования. Стандарт устанавливает основные виды услуг, создаваемых в образовательном учреждении в целях реализации воспитания. 2. Нормативные ссылки 2.1. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов; ГОСТ Р 50645-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц; ГОСТ Р 50690-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования; ГОСТ Р 51185-98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. 2.2. Стандарты разработаны с учетом действующих международных и государственных нормативных правовых актов в области воспитания и образования: Конвенции ООН о правах ребенка; Закона Российской Федерации "Об образовании"; Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Закона Российской Федерации "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; Национальной доктрины образования в Российской Федерации; Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы"; Федеральной программы развития образования; Программы развития воспитания в системе образования России на 2002 - 2004 годы; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. 3. Определения ГОСТ 26265-84 и ГОСТ Р "Социальное обслуживание населения. Термины и определения". 4. Общие положения 4.1. Настоящий стандарт разработан с целью создания нормативно-правовой базы воспитания детей для обеспечения их прав, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". 4.2. Под воспитанием понимается целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно-нравственное становление. 4.3. В настоящем стандарте рассматриваются общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения дополнительного образования детей (далее - учреждения) вне зависимости от форм собственности. 4.4. Для обеспечения качественной работы учреждений общего образования по оказанию услуг по воспитанию должно осуществляться необходимое нормативное правовое, материально-техническое, финансовое и организационное обеспечение, включая: - организацию сети и сетевого взаимодействия учреждений, осуществляющих дополнительные образовательные программы; - создание нормативной правовой и финансовой основы деятельности учреждения для оказания услуг по воспитанию; - укомплектованность учреждения специалистами в области воспитания; - техническое оснащение (оборудование, аппаратура, культурно-массовое, туристское, спортивное снаряжение и т.д.). 4.4.1. В состав документации должны входить: - устав учреждения, отражающий особенности воспитательной деятельности учреждения; - документы (федеральные, региональные, муниципальные) по организации воспитательного процесса в учреждении; - должностные инструкции, планы работы специалистов, организующих воспитательный процесс; - документация по контролю за реализацией воспитательного процесса и его эффективности. 4.4.2. Условия размещения учреждения: - учреждение должно размещаться в специально предназначенном здании (зданиях) либо приспособленных для осуществления учебно-воспитательного процесса помещениях, которые должны быть обеспечены необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью; - по своим размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарных норм и правил, а также требованиям противопожарной безопасности. 4.4.3. Укомплектованность учреждения специалистами в области воспитания и их квалификация: - учреждение должно быть укомплектовано специалистами в соответствии со штатным расписанием учреждения данного типа и вида; - назначаемый на должность специалист должен соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и должностной инструкции; - наряду с высокой квалификацией и профессионализмом кадровый состав, обеспечивающий реализацию воспитания в образовательном учреждении, должен принимать ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладать высокими моральными качествами. 4.4.4. Наличие необходимого для реализации воспитательного процесса технического оснащения учреждения: - техническое оснащение (оборудование, аппаратура, культурно-массовое, туристское, спортивное снаряжение и т.д.) должно обеспечивать надлежащее качество и безопасность предоставляемых услуг; - техническое оснащение должно использоваться строго по назначению в соответствии с документацией по его функционированию и эксплуатации, содержаться в технически исправном состоянии. 4.4.5. Имеющееся в учреждении оборудование (приборы, аппаратура, культурный инвентарь, спортивное и туристское снаряжение) должно иметь документацию, необходимую для его эксплуатации, обслуживания и поддержания в безопасном и работоспособном состоянии. 4.4.6. В учреждении должен осуществляться постоянный пересмотр документации, включение в нее необходимых изменений и изъятие из обращения устаревшей. 5. Основные виды услуг по гарантированному воспитанию Под основными видами услуг по гарантированному воспитанию понимается стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению. Основными видами гарантированных услуг являются: 5.1. Воспитательные ценности. Учреждение гарантирует воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у школьников уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом. 5.2. Содержание воспитания. Учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей: - гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; - представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей; - трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности; - экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью; - эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; - организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности; - физической культуры, навыков здорового образа жизни. 5.3. Воспитание в процессе обучения. Образовательное учреждение гарантирует направленность усилий педагогов на реализацию воспитательного потенциала образовательных программ, целенаправленный отбор учебных пособий и дидактических материалов, предоставляемой детям информации в процессе обучения, направленный не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на их духовно-нравственное становление, осознание и принятие общечеловеческих ценностей. 5.4. Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время. Учреждение гарантирует предоставление детям возможности выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования детей во внеурочное время; самореализации личности, участия в деятельности различных творческих и профильных объединений; в работе органов детского самоуправления; в деятельности детских общественных объединений и организаций гуманистической ориентации; в походах, экскурсиях, экспедициях, различных массовых мероприятиях, организуемых на базе образовательного учреждения с целью воспитания школьников как в учебное, так и каникулярное время. 5.5. Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса. Наличие в учреждении программы воспитания учащихся, составленной его педагогическим коллективом на основе последних достижений отечественной науки в области теории и методики воспитания и не противоречащей действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации. Наличие информационно-методических материалов в помощь организаторам воспитательного процесса, системы обмена информацией по вопросам воспитания с другими социальными институтами, обеспечивающими единое "воспитательное пространство" ближайшего окружения и разрабатывающими проблемы воспитания на региональном и федеральном уровне. Постановка вопросов, связанных с организацией воспитательного процесса на педагогических советах, заседаниях методических объединений, школьной кафедры воспитательной работы или совещаниях классных руководителей и других формах объединений педагогов. Мониторинг воспитательного процесса осуществляется в образовательном учреждении в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в нем для воспитания учащихся. 5.6. Формирование воспитывающей среды: - учреждение гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета, формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме, атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося. В соответствии с воспитательными целями формируется информационное пространство образовательного учреждения, обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс; - осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде; - психологическое сопровождение ребенка в процессе воспитания осуществляется психологической службой образовательного учреждения и направлено на обеспечение психологического комфорта ребенка в процессе его воспитания; - открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса. 6. Порядок предоставления услуг 6.1. Гарантом реализации социальных услуг по воспитанию в образовательном учреждении является его учредитель. 6.2. Работа учреждений координируется соответствующими органами управления образованием. 6.3. При предоставлении услуг в учреждениях должны обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья участников образовательного процесса, соблюдаться все установленные нормы и правила противопожарной и санитарной безопасности, приниматься меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев. 6.4. Родителям, обучающимся и воспитанникам должна предоставляться полная информация об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг, они вправе рассчитывать на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений. 6.5. При реализации воспитательных услуг образовательными учреждениями могут быть использованы как бюджетные, так и внебюджетные средства, другие источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации. |