РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАКЛЮЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДОГОВОРЫ: А) ЗАЙМА - С ИНОСТРАННЫМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ (РЕЗИДЕНТОМ ФИНЛЯНДИИ); Б) КУПЛИ-ПРОДАЖИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ ОТСРОЧКУ ПЛАТЕЖА И ВЫПЛАТЫ ПРОЦЕНТОВ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАКОЙ ОТСРОЧКИ, - С ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ (РЕЗИДЕНТАМИ БЕЛЬГИИ И ЯПОНИИ). НЕОБХОДИМО ЛИ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДИТЬ УДЕРЖАНИЕ НАЛОГА ПРИ ВЫПЛАТЕ ПРОЦЕНТНЫХ ДОХОДОВ УКАЗАННЫМ ИНОСТРАННЫМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ? КАКОВА СТАВКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТАКИХ ДОХОДОВ? КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ И КОМУ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВИТЬ УКАЗАННЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СВОЕГО ПОСТОЯННОГО МЕСТОПРЕБЫВАНИЯ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ? ДОЛЖНЫ ЛИ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ДАННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ КАКИЕ-ЛИБО ДОКУМЕНТЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ ОБ УПЛАТЕ ИМИ НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВЫЧЕТА СУММЫ РОССИЙСКОГО НАЛОГА ИЗ ПОДЛЕЖАЩИХ УПЛАТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ? ЕСЛИ ДА, ТО КАКИЕ ЭТО ДОКУМЕНТЫ И КЕМ ОНИ ВЫДАЮТСЯ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 5 февраля 2003 г. N 26-12/7415 (Д) В соответствии со ст. 246 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанных категорий организаций в соответствии со ст. 247 Кодекса признаются доходы, полученные от источников Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса. В то же время если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то в соответствии со ст. 7 Кодекса применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. 1. Согласно ст. 8 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных налогов от 06.10.87 (далее - Соглашение между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики) проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, облагаются налогом только в этом другом Государстве. Термин "проценты" для целей применения Соглашения между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики означает доходы от долговых требований. В связи с тем, что Соглашением между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики понятие "долговое требование" не определено, то в соответствии с п. 2 ст. 3 указанного Соглашения ему следует придавать то значение, которое оно имеет по законодательству Российской Федерации. Под долговыми обязательствами для целей применения положений главы 25 Кодекса и в соответствии со ст. 269 Кодекса понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления. Учитывая изложенное, проценты, выплачиваемые иностранному юридическому лицу - резиденту Финляндской Республики по договору займа, подпадают под определение термина "процент", определенного ст. 8 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики. Практическое исполнение положений налоговых соглашений предполагает выполнение ряда специальных процедур, которые устанавливаются и реализуются в соответствии с национальным налоговым законодательством. Так, согласно ст. 312 Кодекса при представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты. При этом указанное подтверждение должно быть заверено компетентным в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения органом иностранного государства. В связи с тем, что Кодекс не устанавливает обязательной формы указанного подтверждения, письмом МНС России от 02.04.2002 N 23-1-13/1-482-М631 разъяснено, что в качестве таких документов могут применяться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка: - "Подтверждается, что компания ----------------- (наименование компании) является (являлась) в течение ----------------- (указать период) лицом с постоянным местопребыванием в ----------- (указать государство) в смысле Соглашения об избежании двойного налогообложения между СССР/Российской Федерацией и --------------- (указать государство)". Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе указывается календарный год, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. Для подтверждения постоянного местопребывания могут также использоваться формы, разработанные ранее в этих целях в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". При этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые органы Российской Федерации и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуется. На всех документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица. Соответствующими Соглашениями об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенными СССР/Российской Федерацией с иностранными государствами, определены компетентные (уполномоченные) органы Договаривающихся Государств. 2. Как указано в вопросе, организацией заключаются договоры купли-продажи с иностранными юридическими лицами - резидентами Королевства Бельгии и Японии, которые предусматривают отсрочку платежа по договору и выплату процентов за предоставление такой отсрочки. В соответствии со ст. 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.06.95 (далее - Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии) проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами в этом другом Государстве. Однако такие проценты также облагаются в том Договаривающемся Государстве, где они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но если фактический владелец процентов является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый налог не может превышать 10% общей суммы процентов. Термин "проценты" для целей применения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии означает доход от долговых требований любого вида. Согласно ст. 8 Конвенции между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 18.01.86 (далее - Конвенция между Правительством СССР и Правительством Японии) проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Договаривающемся Государстве. Однако такие проценты могут также облагаться налогами в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства, но если получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10% валовой суммы процентов. Термин "проценты" для целей применения Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии означает доход от долговых требований любого вида. Так как термин "долговое требование" не определен положениями Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии и Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии, то согласно положениям указанных Конвенций этот термин следует определять по законодательству Российской Федерации. Гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, согласно ст. 823 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к коммерческому кредиту. Если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства, то согласно п. 2 ст. 823 Гражданского кодекса Российской Федерации к коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа. В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.98 N 13/14 проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование денежными средствами. Коммерческий кредит для целей применения главы 25 Кодекса и в соответствии со ст. 269 Кодекса относится к долговым обязательствам. Учитывая изложенное, доходы иностранных юридических лиц - резидентов Королевства Бельгии и Японии от источников в Российской Федерации в виде процентов за отсрочку платежа по договору купли-продажи являются процентным доходом по долговым обязательствам и в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 309 Кодекса относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты. Налог с указанных видов доходов иностранных юридических лиц исчисляется по ставке, предусмотренной подп. 1 п. 2 ст. 284 Кодекса, то есть по ставке 20%. Однако в связи с тем, что положениями Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии и Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии установлены пониженные ставки для налогообложения процентных доходов иностранных юридических лиц - резидентов Королевства Бельгии и Японии в размере 10%, то налогообложение таких доходов должно производиться по ставкам, установленным указанными международными договорами. В то же время необходимо учитывать, что удержание налога на доходы иностранных юридических лиц (имеющих постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор об избежании двойного налогообложения) у источника выплаты в Российской Федерации производится по пониженным ставкам только при выполнении процедур, предусмотренных п. 1 ст. 312 Кодекса. В соответствии со ст. 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, в валюте выплаты дохода. Порядок уплаты налоговым агентом налога, удержанного с доходов иностранных организаций, установлен п. 1 ст. 310 Кодекса. Порядок и сроки представления налоговым агентом налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов установлен ст. 289 Кодекса. Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 24.01.2002 N БГ-3-23/31. Инструкция по заполнению указанного расчета утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275. Зачет суммы налога, уплаченного иностранными юридическими лицами - резидентами Королевства Бельгии и Японии в Российской Федерации, может быть предоставлен при уплате ими налога в стране их постоянного местопребывания в соответствии со ст. 23 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии и ст. 20 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии. При этом зачет предоставляется на основании представления ими документов, определенных внутренним законодательством страны их постоянного местопребывания. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин 5 февраля 2003 г. N 26-12/7415 |