РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАКЛЮЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДОГОВОРЫ: А) ЗАЙМА - С ИНОСТРАННЫМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ (РЕЗИДЕНТОМ ФИНЛЯНДИИ); Б) КУПЛИ-ПРОДАЖИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ ОТСРОЧКУ ПЛАТЕЖА И ВЫПЛАТЫ ПРОЦЕНТОВ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАКОЙ ОТСРОЧКИ, - С ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 05.02.03 26-12/7415

        РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАКЛЮЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДОГОВОРЫ:
        А) ЗАЙМА - С ИНОСТРАННЫМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ (РЕЗИДЕНТОМ
                             ФИНЛЯНДИИ);
        Б) КУПЛИ-ПРОДАЖИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ ОТСРОЧКУ ПЛАТЕЖА И
       ВЫПЛАТЫ ПРОЦЕНТОВ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТАКОЙ ОТСРОЧКИ, - С
   ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ (РЕЗИДЕНТАМИ БЕЛЬГИИ И ЯПОНИИ).
      НЕОБХОДИМО ЛИ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДИТЬ УДЕРЖАНИЕ
     НАЛОГА ПРИ ВЫПЛАТЕ ПРОЦЕНТНЫХ ДОХОДОВ УКАЗАННЫМ ИНОСТРАННЫМ
        ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ? КАКОВА СТАВКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТАКИХ
                               ДОХОДОВ?
         КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ И КОМУ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВИТЬ УКАЗАННЫЕ
                             ИНОСТРАННЫЕ
    КОМПАНИИ В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СВОЕГО ПОСТОЯННОГО МЕСТОПРЕБЫВАНИЯ В
     ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ? ДОЛЖНЫ ЛИ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ДАННЫМИ
       ПРЕДПРИЯТИЯМИ КАКИЕ-ЛИБО ДОКУМЕНТЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ ОБ
      УПЛАТЕ ИМИ НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО
         ВЫЧЕТА СУММЫ РОССИЙСКОГО НАЛОГА ИЗ ПОДЛЕЖАЩИХ УПЛАТЕ
                        НАЦИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ?
         ЕСЛИ ДА, ТО КАКИЕ ЭТО ДОКУМЕНТЫ И КЕМ ОНИ ВЫДАЮТСЯ?
 
                                ПИСЬМО
 
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
 
                          5 февраля 2003 г.
                             N 26-12/7415

                                 (Д)


     В соответствии со ст.  246 главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации,  получающие доходы
от источников в Российской Федерации,  признаются плательщиками налога
на прибыль в Российской Федерации.
     Объектом налогообложения  по  налогу  на  прибыль  для  указанных
категорий организаций в соответствии со  ст.  247  Кодекса  признаются
доходы,   полученные   от  источников  Российской  Федерации,  которые
определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса.
     В то  же время если международным договором Российской Федерации,
содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены
иные  правила  и  нормы,  чем  предусмотренные  Кодексом и принятыми в
соответствии с ним нормативными правовыми актами  о  налогах  и  (или)
сборах, то в соответствии со ст. 7 Кодекса применяются правила и нормы
международных договоров Российской Федерации.
     1. Согласно ст. 8 Соглашения между Правительством Союза Советских
Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики  об
устранении  двойного налогообложения в отношении подоходных налогов от
06.10.87   (далее   -   Соглашение   между   Правительством   СССР   и
Правительством  Финляндской Республики) проценты,  возникающие в одном
Договаривающемся  Государстве  и  выплачиваемые  лицу   с   постоянным
местопребыванием  в  другом  Договаривающемся Государстве,  облагаются
налогом только в этом другом Государстве.
     Термин "проценты"   для   целей   применения   Соглашения   между
Правительством СССР и Правительством Финляндской  Республики  означает
доходы от долговых требований.
     В связи с  тем,  что  Соглашением  между  Правительством  СССР  и
Правительством Финляндской Республики понятие "долговое требование" не
определено,  то в соответствии с п.  2 ст. 3 указанного Соглашения ему
следует  придавать то значение,  которое оно имеет по законодательству
Российской Федерации.
     Под долговыми  обязательствами  для  целей  применения  положений
главы 25 Кодекса и  в  соответствии  со  ст.  269  Кодекса  понимаются
кредиты,  товарные и коммерческие кредиты,  займы,  банковские вклады,
банковские  счета  или  иные  заимствования  независимо  от  формы  их
оформления.
     Учитывая изложенное,   проценты,    выплачиваемые    иностранному
юридическому  лицу  -  резиденту  Финляндской  Республики  по договору
займа,  подпадают под определение термина "процент", определенного ст.
8  Соглашения  между  Правительством СССР и Правительством Финляндской
Республики.
     Практическое исполнение     положений     налоговых    соглашений
предполагает   выполнение   ряда   специальных    процедур,    которые
устанавливаются  и реализуются в соответствии с национальным налоговым
законодательством.  Так,  согласно ст.  312 Кодекса при  представлении
иностранной   организацией,   имеющей   право   на  получение  дохода,
налоговому агенту,  выплачивающему доход,  подтверждения того, что эта
иностранная   организация   имеет  постоянное  местонахождение  в  том
государстве,  с  которым  Российская  Федерация  имеет   международный
договор  (соглашение),  регулирующий вопросы налогообложения,  до даты
выплаты  дохода,  в   отношении   которого   международным   договором
Российской  Федерации  предусмотрен  льготный  режим налогообложения в
Российской  Федерации,  в   отношении   такого   дохода   производится
освобождение  от  удержания  налога  у  источника  выплаты.  При  этом
указанное подтверждение должно быть  заверено  компетентным  в  смысле
соответствующего  соглашения  об  избежании  двойного  налогообложения
органом иностранного государства.
     В связи  с  тем,  что  Кодекс не устанавливает обязательной формы
указанного  подтверждения,  письмом  МНС  России   от   02.04.2002   N
23-1-13/1-482-М631  разъяснено,  что в качестве таких документов могут
применяться    справки    по    форме,    установленной     внутренним
законодательством  этого  иностранного государства,  а также справки в
произвольной   форме.   Указанные    справки    рассматриваются    как
подтверждающие  постоянное  местопребывание  иностранной организации в
случае,  если в них содержится следующая  или  аналогичная  по  смыслу
формулировка:
     - "Подтверждается,  что компания -----------------  (наименование
компании)  является  (являлась)  в  течение ----------------- (указать
период) лицом с постоянным  местопребыванием  в  -----------  (указать
государство) в смысле Соглашения об избежании двойного налогообложения
между   СССР/Российской   Федерацией   и   ---------------    (указать
государство)".
     Поскольку постоянное местопребывание в  иностранных  государствах
определяется  на  основе  различных  критериев,  соответствие  которым
устанавливается  на  момент  обращения  за   получением   необходимого
документа,  в  выдаваемом  документе  указывается  календарный год,  в
отношении которого подтверждается постоянное местопребывание.
     Для подтверждения   постоянного   местопребывания   могут   также
использоваться формы,  разработанные ранее в этих целях в соответствии
с   инструкцией   Госналогслужбы   России   от   16.06.95   N   34  "О
налогообложении прибыли и доходов иностранных  юридических  лиц".  При
этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые
органы Российской Федерации  и  получение  разрешения  на  неудержание
налога от российских налоговых органов не требуется.
     На всех документах,  подтверждающих  постоянное  местопребывание,
проставляются  печать  (штамп)  компетентного (или уполномоченного им)
органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного
лица.
     Соответствующими Соглашениями     об      избежании      двойного
налогообложения  доходов  и  имущества,  заключенными  СССР/Российской
Федерацией  с  иностранными  государствами,  определены   компетентные
(уполномоченные) органы Договаривающихся Государств.
     2. Как  указано  в  вопросе,  организацией  заключаются  договоры
купли-продажи   с   иностранными  юридическими  лицами  -  резидентами
Королевства Бельгии и Японии, которые предусматривают отсрочку платежа
по договору и выплату процентов за предоставление такой отсрочки.
     В соответствии  со  ст.   11   Конвенции   между   Правительством
Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения
в  отношении  налогов  на  доходы  и  имущество  от  16.06.95 (далее -
Конвенция между Правительством Российской Федерации  и  Правительством
Королевства  Бельгии)  проценты,  возникающие в одном Договаривающемся
Государстве  и  выплачиваемые  резиденту   другого   Договаривающегося
Государства, облагаются налогами в этом другом Государстве.
     Однако такие проценты также  облагаются  в  том  Договаривающемся
Государстве,  где  они  возникают,  в соответствии с законодательством
этого Государства,  но если фактический  владелец  процентов  является
резидентом  другого Договаривающегося Государства,  то взимаемый налог
не может превышать 10% общей суммы процентов.
     Термин "проценты"    для   целей   применения   Конвенции   между
Правительством  Российской  Федерации  и  Правительством   Королевства
Бельгии означает доход от долговых требований любого вида.
     Согласно ст.  8 Конвенции между  Правительством  Союза  Советских
Социалистических   Республик  и  Правительством  Японии  об  избежании
двойного налогообложения в отношении налогов  на  доходы  от  18.01.86
(далее  - Конвенция между Правительством СССР и Правительством Японии)
проценты,  возникающие  в   одном   Договаривающемся   Государстве   и
выплачиваемые    лицу   с   постоянным   местопребыванием   в   другом
Договаривающемся Государстве,  могут облагаться налогами в этом другом
Договаривающемся Государстве.
     Однако такие проценты  могут  также  облагаться  налогами  в  том
Договаривающемся   Государстве,   в   котором   они   возникают,  и  в
соответствии с законодательством этого Договаривающегося  Государства,
но если получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог
не должен превышать 10% валовой суммы процентов.
     Термин "проценты"    для   целей   применения   Конвенции   между
Правительством СССР и Правительством Японии означает доход от долговых
требований любого вида.
     Так как термин "долговое  требование"  не  определен  положениями
Конвенции  между  Правительством Российской Федерации и Правительством
Королевства  Бельгии  и  Конвенции   между   Правительством   СССР   и
Правительством Японии, то согласно положениям указанных Конвенций этот
термин следует определять по законодательству Российской Федерации.
     Гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или
рассрочку  оплаты  товаров,  работ  или  услуг,   согласно   ст.   823
Гражданского  кодекса  Российской  Федерации относятся к коммерческому
кредиту.
     Если иное  не  предусмотрено  правилами  о договоре,  из которого
возникло соответствующее обязательство,  и  не  противоречит  существу
такого обязательства,  то согласно п.  2 ст.  823 Гражданского кодекса
Российской Федерации  к  коммерческому  кредиту  применяются  нормы  о
договоре займа.
     В соответствии с п.  12  постановления  Пленума  Верховного  Суда
Российской  Федерации  и  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 08.10.98  N  13/14  проценты,  взимаемые  за  пользование
коммерческим   кредитом,  являются  платой  за  пользование  денежными
средствами.
     Коммерческий кредит  для  целей  применения  главы 25 Кодекса и в
соответствии со ст. 269 Кодекса относится к долговым обязательствам.
     Учитывая изложенное,   доходы   иностранных   юридических  лиц  -
резидентов Королевства Бельгии и Японии  от  источников  в  Российской
Федерации   в   виде   процентов   за  отсрочку  платежа  по  договору
купли-продажи являются процентным доходом по долговым обязательствам и
в  соответствии  с подп.  3 п.  1 ст.  309 Кодекса относятся к доходам
иностранной  организации  от  источников  в  Российской  Федерации   и
подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты.
     Налог с  указанных  видов  доходов  иностранных  юридических  лиц
исчисляется по ставке,  предусмотренной подп.  1 п. 2 ст. 284 Кодекса,
то есть по ставке 20%.
     Однако в   связи   с   тем,   что   положениями  Конвенции  между
Правительством  Российской  Федерации  и  Правительством   Королевства
Бельгии  и Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии
установлены пониженные ставки для налогообложения  процентных  доходов
иностранных  юридических лиц - резидентов Королевства Бельгии и Японии
в размере 10%,  то налогообложение таких доходов должно  производиться
по ставкам, установленным указанными международными договорами.
     В то же время  необходимо  учитывать,  что  удержание  налога  на
доходы иностранных юридических лиц (имеющих постоянное местонахождение
в государстве,  с которым  Российская  Федерация  имеет  международный
договор  об  избежании двойного налогообложения) у источника выплаты в
Российской Федерации производится по  пониженным  ставкам  только  при
выполнении процедур, предусмотренных п. 1 ст. 312 Кодекса.
     В соответствии со ст.  310 Кодекса налог  с  доходов,  полученных
иностранной   организацией   от  источников  в  Российской  Федерации,
исчисляется  и  удерживается  российской  организацией,  выплачивающей
доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в
п. 1 ст. 309 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
     Порядок уплаты  налоговым  агентом налога,  удержанного с доходов
иностранных организаций,  установлен п.  1 ст.  310 Кодекса. Порядок и
сроки  представления  налоговым  агентом  налоговых  расчетов о суммах
выплаченных иностранным  организациям  доходов  и  удержанных  налогов
установлен ст. 289 Кодекса.
     Форма налогового  расчета  (информации)  о   суммах   выплаченных
иностранным  организациям  доходов  и  удержанных  налогов  утверждена
приказом  МНС  России  от  24.01.2002  N  БГ-3-23/31.  Инструкция   по
заполнению  указанного  расчета  утверждена  приказом  МНС  России  от
03.06.2002 N БГ-3-23/275.
     Зачет суммы налога,  уплаченного иностранными юридическими лицами
- резидентами Королевства Бельгии и  Японии  в  Российской  Федерации,
может  быть предоставлен при уплате ими налога в стране их постоянного
местопребывания   в   соответствии   со   ст.   23   Конвенции   между
Правительством   Российской  Федерации  и  Правительством  Королевства
Бельгии и ст.  20 Конвенции между Правительством СССР и Правительством
Японии.  При этом зачет предоставляется на основании представления ими
документов,  определенных  внутренним  законодательством   страны   их
постоянного местопребывания.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин

5 февраля 2003 г.
N 26-12/7415