ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru

Страницы: 1  2  


    

       О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ)
                       АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                            4 июля 2003 г.
                                N 405

                                 (Д)
 

     Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемые дополнения,  которые вносятся в федеральные
правила    (стандарты)    аудиторской    деятельности,    утвержденные
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября  2002
г.  N 696 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 39,
ст. 3797).

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. КАСЬЯНОВ
4 июля 2003 г.
N 405


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 4 июля 2003 года
                                                                 N 405

                             ДОПОЛНЕНИЯ,
                КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
                 (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                       ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 7.
                 ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА

                               Введение

     1. Настоящее   федеральное   правило    (стандарт)    аудиторской
деятельности,  разработанное с учетом международных стандартов аудита,
устанавливает  единые  требования  к  внутреннему  контролю   качества
аудита.
     2. Принципы  и  конкретные  процедуры  осуществления  внутреннего
контроля  качества  аудита  должны  быть реализованы как в рамках всей
деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), так и
в  ходе  проведения  каждой  аудиторской проверки,  а также могут быть
применены при оказании сопутствующих аудиту услуг.
     3. В   настоящем  правиле  (стандарте)  аудиторской  деятельности
используются понятия, которые означают следующее:
     "руководитель аудиторской  проверки" - аудитор,  несущий основную
ответственность за проведение аудита;
     "работники" -   руководящие   сотрудники   и   иные  специалисты,
участвующие  в  аудиторской   деятельности   аудиторской   организации
(индивидуального  аудитора),  а  также в оказании сопутствующих аудиту
услуг;
     "ассистенты аудитора"  -  сотрудники,  участвующие  в  проведении
аудита и не являющиеся аудиторами.

              Требования по обеспечению качества аудита

     4. Аудиторская  организация   (индивидуальный   аудитор)   должны
определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества
работы,   призванные   обеспечить   проведение   аудита   и   оказание
сопутствующих  аудиту  услуг  в  соответствии с федеральными законами,
федеральными   правилами   (стандартами)   аудиторской   деятельности,
внутренними    правилами   (стандартами)   аудиторской   деятельности,
действующими  в  профессиональных  аудиторских  объединениях,   членом
которых  является  аудиторская  организация  (индивидуальный аудитор),
либо в соответствии с иными документами.
     5. Принципы   внутреннего  контроля  качества  аудита,  характер,
временные рамки,  цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской
организацией  (индивидуальным  аудитором),  зависят от таких факторов,
как  объем  и  характер  деятельности,  территориальное  расположение,
организационная  структура  аудируемого  лица,  а  также  от факторов,
связанных с соотношением затрат и  выгод,  в  связи  с  чем  методы  и
процедуры,   применяемые   аудиторской   организацией  (индивидуальным
аудитором),  и объем документации будут меняться. Некоторые принципы и
конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита представлены
в   приложении   к   настоящему   правилу   (стандарту)    аудиторской
деятельности.   Они   являются   обязательными   к   исполнению  всеми
аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами).
     6. Общие  требования  к  системе  внутреннего  контроля  качества
аудита,    которые    устанавливаются     аудиторской     организацией
(индивидуальным аудитором), должны предусматривать следующее:
     а) работники аудиторской организации  (индивидуального  аудитора)
должны     придерживаться    принципов    независимости,    честности,
объективности и конфиденциальности,  а  также  норм  профессионального
поведения;
     б) работники аудиторской организации  (индивидуального  аудитора)
должны  владеть  надлежащими  навыками  и  придерживаться их,  а также
обладать профессиональной компетентностью,  необходимой для выполнения
обязанностей с должной тщательностью;
     в) проведение аудита поручается работникам,  имеющим  специальную
подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;
     г) необходимо в достаточной мере  направлять  работу  работников,
осуществлять  текущий  контроль  на  всех  уровнях,  чтобы  обеспечить
разумную уверенность  в  том,  что  выполненная  работа  соответствует
надлежащему уровню качества;
     д) в   случае   необходимости    проводятся    консультации    со
специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
     е) необходимо постоянно проводить работу  как  с  потенциальными,
так  и  с  существующими  клиентами.  При решении вопроса о заключении
договора или продолжении сотрудничества надо исходить  из  соображений
независимости  аудиторской организации (индивидуального аудитора),  ее
способности  предоставлять  услуги  надлежащим  образом  и   честности
руководства аудируемого лица;
     ж) необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью  и
эффективностью  принципов  и  конкретных процедур внутреннего контроля
качества аудита.
     7. Принципы  и конкретные процедуры внутреннего контроля качества
аудита  необходимо  довести   до   сведения   работников   аудиторской
организации (индивидуального аудитора) так,  чтобы обеспечить разумную
уверенность  в  том,  что  такие  принципы  и  процедуры   понятны   и
применяются на практике.

                              Требования
              по обеспечению внутреннего качества работы
                     в ходе аудиторской проверки

     8. Руководитель   аудиторской  проверки  должен  применять  такие
процедуры внутреннего контроля качества аудита,  которые соответствуют
целям и задачам проводимой аудиторской проверки.
     9. Руководитель аудиторской проверки анализирует профессиональную
компетентность   тех   аудиторов   и  ассистентов  аудиторов,  которые
выполняют порученную им работу.
     10. Любое  поручение  должно  даваться ассистентам аудитора таким
образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет
выполняться  с  должной  тщательностью и той степенью профессиональной
компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.
     11. Аудиторы  и  ассистенты аудитора,  которым поручается работа,
должны получать от руководителя аудиторской проверки четкие указания о
проведении   ими   соответствующих   аудиторских  процедур.  При  этом
работники могут быть информированы  о  таких  аспектах,  как  характер
деятельности   аудируемого   лица   и  возможные  проблемы  в  области
бухгалтерского учета и аудита,  которые могут  повлиять  на  характер,
временные рамки и объем аудиторских процедур.
     12. Программа аудита,  а также смета затрат времени и общий  план
аудита являются важным средством для доведения до сведения ассистентов
аудитора указаний по проведению аудита.
     13. Во   время   проведения   аудита   работники,  осуществляющие
контрольные функции, должны:
     а) осуществлять контроль за ходом аудита, с тем чтобы определить:
     обладают ли   ассистенты   аудитора   необходимыми   навыками   и
компетентностью для выполнения порученных им заданий;
     понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;
     выполняется ли  работа в соответствии с общим планом и программой
аудита;
     б) получать  информацию  и рассматривать важные вопросы в области
бухгалтерского учета и аудита,  возникающие в ходе проведения  аудита,
осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в
общий план и программу аудита;
     в) устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.
     14. Работа,  выполняемая  каждым  ассистентом  аудитора,   должна
проверяться  работниками,  имеющими,  по крайней мере,  равный уровень
компетентности, по следующим вопросам:
     а) была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;
     б) были ли выполненная работа и полученные результаты  надлежащим
образом документально оформлены;
     в) были ли все важные аспекты аудита урегулированы и  отражены  в
аудиторских выводах;
     г) были ли достигнуты цели аудиторских процедур;
     д) соответствуют  ли  сделанные  выводы  результатам  выполненной
работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.
     15. Необходимо своевременно проверять следующее:
     а) общий план и программу аудита;
     б) оценку   неотъемлемого   риска  и  риска  средств  внутреннего
контроля,  включая результаты тестов средств  внутреннего  контроля  и
поправки  (если  таковые имеются),  внесенные в общий план и программу
аудита в результате такой оценки;
     в) документальное отражение аудиторских доказательств, полученных
в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их
основе, включая результаты консультаций;
     г) финансовую (бухгалтерскую) отчетность, предлагаемые поправки и
аудиторское заключение.
     16. Проверка работы по проведению  аудита  может  включать  также
(особенно   в  случае  масштабных  комплексных  аудиторских  проверок)
требование о том, чтобы работники, не участвующие в данной аудиторской
проверке,    выполнили   дополнительные   контрольные   процедуры   до
представления аудиторского заключения.


                                                            Приложение

                                             к правилу (стандарту) N 7

                          НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ
         И КОНКРЕТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
           АУДИТА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
                      (ИНДИВИДУАЛЬНЫМ АУДИТОРОМ)

                    А. Профессиональные требования

                               Принципы

     Работник аудиторской   организации   (индивидуального   аудитора)
должен     придерживаться    принципов    независимости,    честности,
объективности и конфиденциальности,  а  также  норм  профессионального
поведения.

                         Конкретные процедуры

     1. Назначить  отдельное  лицо  или  группу  лиц для осуществления
руководства проведением конкретных  процедур  и  разрешения  вопросов,
связанных    с   соблюдением   принципов   независимости,   честности,
объективности и конфиденциальности, для чего:
     а) определить   обстоятельства,  при  которых  было  бы  уместным
документальное  оформление  принятых  решений  в  отношении  вопросов,
связанных    с   соблюдением   принципов   независимости,   честности,
объективности и конфиденциальности;
     б) требовать      проведения     необходимых     профессиональных
консультаций.
     2. Доводить до сведения работников цели и процедуры,  применяемые
в  отношении  принципов  независимости,  честности,  объективности   и
конфиденциальности,  а  также  норм  профессионального поведения,  для
чего:
     а) информировать   работников   об   общих   целях  и  конкретных
процедурах,  применяемых  аудиторской   организацией   (индивидуальным
аудитором), а также о том, что они должны знать эти цели и процедуры;
     б) придавать особое значение независимости  мышления  в  процессе
обучения работников, а также в процессе контроля в ходе аудита;
     в) своевременно информировать работников о тех аудируемых  лицах,
по отношению к которым должны выполняться требования независимости,  в
том числе:
     составить и вести список аудируемых лиц, лиц, которым оказываются
сопутствующие   аудиту   услуги,   и   других   лиц   (аффилированных,
ассоциированных и т.д.);
     предоставить указанный  список  работникам,  которым   он   будет
необходим для определения ими своей независимости;
     установить процедуры по  уведомлению  работников  об  изменениях,
внесенных в список.
     3. Осуществлять регулярное наблюдение за соблюдением общих  целей
и конкретных процедур в отношении принципов независимости,  честности,
объективности и конфиденциальности,  а  также  норм  профессионального
поведения,  определяемых  в  соответствии  с кодексом профессиональной
этики аудиторов, для чего:
     а) обеспечить   представление   ежегодно  работниками  письменных
заявлений, подтверждающих, что:
     работники ознакомлены  с общими целями и конкретными процедурами,
применяемыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором);
     запрещенные инвестиции  не  осуществляются  и не осуществлялись в
течение определенного периода;
     не существует запрещенных отношений и не осуществлялись операции,
не соответствующие принципам аудиторской организации  (индивидуального
аудитора);
     б) возложить    ответственность    за    разрешение    каких-либо
исключительных  ситуаций  на  лицо  или  группу лиц с соответствующими
полномочиями;
     в) возложить  ответственность за получение письменных заявлений и
проведение анализа на  предмет  полноты  документации,  подтверждающей
соблюдение   принципа   независимости,   на  лицо  или  группу  лиц  с
соответствующими полномочиями;
     г) периодически    анализировать    взаимоотношения   аудиторской
организации (индивидуального аудитора) с аудируемыми лицами и  лицами,
которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, с целью выявления тех
случаев,  которые наносят ущерб независимости  или  содержат  признаки
нанесения такого ущерба;
     д) разработать процедуры,  направленные на  разрешение  этических
конфликтов и снижение (устранение) риска потери независимости;
     е) проводить процедуры,  предусматривающие периодическую (не реже
одного  раза  в  7  лет)  смену  руководителя  и  ведущих  работников,
осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же лица.

                  Б. Профессиональная компетентность

                               Принципы

     Персонал аудиторской   организации   (индивидуального   аудитора)
должен  состоять  из  работников,  знающих требования законодательства
Российской Федерации,  а при  необходимости  и  других  государств,  и
придерживающихся    их,    а    также    обладающих   профессиональной
компетентностью,  необходимой для выполнения ими своих обязанностей  с
должной   тщательностью.  Необходимо  в  соответствии  с  требованиями
Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обеспечить наличие в
штате  аудиторской  организации  определенного минимального количества
работников, имеющих квалификационные аттестаты аудитора.

                         Конкретные процедуры

     1. Реализовывать     программу,     разработанную     аудиторской
организацией     (индивидуальным     аудитором)     для    привлечения
квалифицированных  работников,  путем  планирования   потребностей   в
работниках,   определения   целей   найма  на  работу  и  установления
квалификационных характеристик для лиц,  занимающихся подбором кадров,
для чего:
     а) определять   потребность   в    работниках    всех    уровней,
устанавливать  количественные  показатели  для найма исходя из состава
текущих аудируемых лиц и лиц, которым оказываются сопутствующие аудиту
услуги,  ожидаемого  развития  аудиторской  организации  и  увольнения
работников;
     б) разработать     программу     найма     работников,    которая
предусматривает:
     установление направлений поиска потенциальных работников;
     методы установления контактов с потенциальными работниками;
     методы привлечения  потенциальных  работников и ознакомления их с
деятельностью аудиторской организации (индивидуального аудитора);
     методы оценки   и   отбора   потенциальных   работников  с  целью
направления им предложений о найме на работу;
     в) информировать    лиц,    занимающихся   вопросами   найма,   о
потребностях в работниках и целях найма;
     г) возложить  на  уполномоченных  лиц  ответственность за решение
кадровых вопросов;
     д) проводить  анализ  эффективности реализации программы найма на
работу, в том числе:
     проводить периодически  проверку  выполнения  программы найма для
определения того, соблюдаются ли цели и методы найма квалифицированных
работников;
     проверять периодически результаты найма с целью определения того,
удовлетворяется ли потребность в работниках.
     2. Установить   квалификационные   требования    и    разработать
методические  рекомендации  для  оценки  потенциальных работников всех
уровней, для чего:
     а) определить   качества,   которыми   должен  обладать  работник
(интеллект, порядочность, честность и профессиональные способности);
     б) определить профессиональные достижения и опыт, необходимые как
для начинающих, так и для опытных работников (образование, служебный и
профессиональный рост, опыт работы);
     в) разработать методические рекомендации по  найму  работников  в
следующих ситуациях:
     прием на  работу  лиц,  состоящих  в  родственных  отношениях   с
работниками  аудиторской  организации  (индивидуального  аудитора) или
аудируемыми лицами;
     повторный прием  на  работу  лиц,  ранее  работавших  в  этой  же
аудиторской организации (у индивидуального аудитора);
     прием на работу работников аудируемого лица;
     прием на работу лиц,  у которых возникает риск нарушения принципа
независимости в отношении аудируемых лиц;
     г) собрать  биографические  данные  и  документы,  подтверждающие
квалификацию лиц, принимаемых на работу, в том числе:
     получить анкетные сведения;
     принять заявление о приеме на работу;
     провести собеседование;
     получить сведения об образовании;
     принять к сведению личные отзывы о заявителе;
     изучить рекомендательные письма от прежних работодателей;
     д) определить  квалификацию  принятых  работников,  в  том  числе
нанятых не по обычным каналам найма (например, поступление на работу в
качестве руководящего  сотрудника  среднего  звена  или  в  результате
приобретения  или  слияния  организаций),  для  того,  чтобы  оценить,
отвечают ли они требованиям аудиторской  организации  (индивидуального
аудитора).
     3. Ознакомить лиц,  подавших заявление  о  приеме  на  работу,  и
принятых  работников с целями и процедурами,  применяемыми аудиторской
организацией (индивидуальным аудитором), имеющими к ним отношение, для
чего:
     а) использовать  брошюры  или  другие   способы   распространения
информации;
     б) составить справочник,  в  котором  излагаются  цели  и  методы
работы, для распространения среди работников;
     в) проводить ознакомительные мероприятия для принятых работников.
     4. Подготовить   методические   рекомендации   и   требования  по
непрерывному профессиональному образованию и довести  их  до  сведения
работников, для чего:
     а) возложить ответственность за профессиональный рост  работников
на лицо или группу лиц, имеющих соответствующие полномочия;
     б) обеспечить    проверку    квалифицированными     специалистами
разработанных   аудиторской  организацией  (индивидуальным  аудитором)
методических рекомендаций (учебных программ);
     в) предоставить  принятым  работникам для ознакомления сведения о
деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), в том
числе:
     подготовить для принятых работников информационные  материалы  об
их профессиональных обязанностях и правах;
     назначить работника,  ответственного за проведение  собраний,  на
которых   разъяснялись   бы   профессиональные   обязанности   и  цели
деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора);
     г) определить   требования   по   непрерывному  профессиональному
обучению работников, в том числе:
     рассмотреть требования   законодательства  Российской  Федерации,
федеральных   правил   (стандартов)   аудиторской    деятельности    и
профессиональных  аудиторских  объединений при установлении требований
аудиторской организации (индивидуального аудитора);
     поощрять участие  работников  во  внешних программах непрерывного
профессионального обучения, включая курсы самостоятельного обучения;
     поощрять участие   работников   в   деятельности  аккредитованных
профессиональных аудиторских объединений,  рассмотреть вопрос о полной
или   частичной   оплате   аудиторской   организацией  (индивидуальным
аудитором) соответствующих членских взносов и расходов;
     поощрять привлечение    персонала    к   работе   в   аудиторских
профессиональных советах и комиссиях,  подготовке публикаций и участию
в других профессиональных мероприятиях;
     д) проводить  анализ  программ   непрерывного   профессионального
обучения  и  повышения квалификации работников и вести соответствующие
записи, в том числе:
     периодически проверять  документы  по  учету участия работников в
указанных программах,  чтобы определить  соответствие  такого  участия
требованиям аудиторской организации (индивидуального аудитора);
     периодически проверять отчеты об оценке  и  другие  документы  по
учету  участия,  подготовленные  в  связи  с  программами непрерывного
профессионального обучения  и  повышения  квалификации,  с  тем  чтобы
определить,  насколько эффективно выполняются программы и способствуют
ли они осуществлению задач  аудиторской  организации  (индивидуального
аудитора);  при  необходимости  рассмотреть  вопрос о подготовке новой
программы,  пересмотре  или   прекращении   реализации   неэффективных
программ.
     5. Предоставлять работникам информацию о новшествах и  изменениях
профессиональных  регламентирующих документов и материалов,  в которых
изложены  цели  и  процедуры,  применяемые  аудиторской   организацией
(индивидуальным    аудитором),   а   также   поощрять   работников   к
самостоятельному повышению квалификации, для чего:
     а) обеспечивать    работников    профессиональной    литературой,
информирующей о новшествах в области профессиональных регламентирующих
документов, в том числе:
     материалами общего характера,  например  нормативными  актами  по
вопросам бухгалтерского учета и аудита и другим направлениям;
     справочниками, содержащими  информацию  о  целях  и   процедурах,
применяемых  аудиторской организацией (индивидуальным аудитором),  при
этом справочники  следует  периодически  обновлять  в  соответствии  с
последними нововведениями и меняющимися условиями;
     б) разработать или приобрести  материалы  для  учебных  программ,
реализуемых  аудиторской  организацией  (индивидуальным аудитором),  а
также произвести отбор преподавателей, в том числе:
     сформулировать цели   учебных  программ  и  требования  к  уровню
образования и (или) опыту работы для участия в этих программах;
     обеспечить привлечение     преподавателей     с    квалификацией,
соответствующей  как  содержанию  учебных  программ,  так  и  методике
преподавания;
     предоставить участникам  учебных  программ  возможность   оценить
содержание программ и преподавателей;
     предоставить преподавателям   возможность   оценить    содержание
учебных программ и уровень их участников;
     обновлять по  мере  необходимости  учебные  программы  с   учетом
последних достижений, меняющихся условий и отчетов об оценке программ;
     обеспечить создание библиотеки или других информационных средств,
содержащих   необходимые   нормативные  акты  и  другие  материалы  по
профессиональным вопросам.
     6. По   мере   необходимости   реализовать   учебные   программы,
обеспечивающие потребность  аудиторской  организации  (индивидуального
аудитора) в работниках, обладающих специальными знаниями, для чего:
     а) реализовывать программы по развитию и поддержанию  надлежащего
уровня  компетентности  работников  в  специализированных  отраслях  и
областях,  в том  числе  в  вопросах  компьютеризированного  аудита  и
методах статистической выборки;
     б) поощрять участие работников во  внешних  программах  обучения,
встречах и конференциях с целью приобретения экспертных знаний в сфере
профессиональной деятельности, а также знаний в отдельных отраслях;
     в) поощрять  членство  и  участие  в  общественных  организациях,
имеющих отношение к специализированным областям и отраслям;
     г) обеспечить     работников     технической    литературой    по
специализированным областям и отраслям.
     7. Определить   квалификационные   характеристики  для  различных
уровней ответственности в аудиторской организации  (у  индивидуального
аудитора), для чего:
     а) подготовить методические рекомендации с описанием обязанностей
работников   каждого  уровня,  ожидаемых  результатов  деятельности  и
квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности,
включая:
     наименование должности и связанные с ней обязанности;
     опыт работы   (который   может   быть   выражен  в  виде  стажа),
необходимый для продвижения на следующий уровень;
     б) определить критерии, которые будут приниматься во внимание при
оценке результатов индивидуальной работы и профессионального уровня, в
том числе:
     знания в профессиональной сфере;
     способность осуществлять   анализ   и  выносить  профессиональные
субъективные суждения;
     навыки общения;
     способности лидерства и преподавательские способности;
     установление взаимоотношений   с  аудируемыми  лицами  и  лицами,
которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;
     личное отношение  к  работе  и  профессиональная манера поведения
(характер,   интеллект,   мотивация    и    наличие    стремления    к
профессиональному росту);
     аудиторская квалификация,  необходимая для повышения  до  уровня,
позволяющего выполнять контрольные функции;
     в) использовать справочник и  другие  информационные  средства  с
целью   доведения  до  сведения  работников  информации  о  процедурах
повышения в должности.
     8. Оценивать   работу   работников  и  доводить  до  их  сведения
результаты оценки, для чего:
     а) собирать информацию о работе работников и проводить ее оценку,
в том числе:
     определить ответственных за проведение оценки, а также требования
по каждому уровню с указанием ответственных  за  подготовку  оценочных
листов и срока их подготовки;
     информировать работников о задачах оценки их работы;
     применять для  оценки работы оценочные листы,  которые могут быть
стандартизированы;
     проводить обсуждение  оценки работы вместе с лицом,  подвергнутым
оценке;
     требовать, чтобы   начальник   работника,   проводившего  оценку,
проверил результаты оценки;
     проверить оценочные   листы  на  предмет  того,  чтобы  работники
оценивались не своими начальниками;
     проверять, чтобы оценка работы проводилась своевременно;
     вести персональные  дела  работников,  содержащие   документацию,
связанную с оценкой их работы;
     б) периодически консультировать работников  как  в  отношении  их
успехов,  так  и  в отношении возможностей их служебного роста,  в том
числе:
     периодически проводить  совместно с работниками оценку их работы,
включая оценку их успехов,  результатов  деятельности,  будущих  целей
аудиторской   организации   (индивидуального   аудитора)   и   каждого
работника, возможности служебного роста;
     периодически оценивать  руководителей  аудиторской организации на
основе оценки, данной вышестоящими или равными по служебному положению
работниками,   и   консультировать   их   на  предмет  наличия  у  них
квалификации, необходимой для выполнения соответствующих обязанностей;
     периодически пересматривать  систему  оценки  работы  и проводить
последующие консультации с целью удостовериться в том, что:
     процедуры оценки  работы  и  ведения  документации осуществляются
своевременно;
     требования, установленные для продвижения по службе, соблюдаются;
     решения, принимаемые  в   отношении   работников,   соответствуют
результатам оценки их работы;
     работа более   высокого   качества    получает    соответствующее
признание.
     9. Назначить лиц,  ответственных за принятие решений о  повышении
работников в должности, для чего:
     а) возложить  на  назначенных  лиц  ответственность  за  принятие
решений  о  повышении  в  должности  или  приостановке  повышения,  за
проведение собеседований по оценке работы с лицами, рекомендованными к
повышению   в  должности,  за  документальное  оформление  результатов
собеседования и ведение надлежащей документации;
     б) проводить  при принятии решений о повышении в должности оценку
получаемых данных,  уделяя надлежащее  внимание  качеству  выполняемой
работы;
     в) периодически изучать опыт продвижения по службе  работников  с
целью   удостовериться   в   том,   что   работникам,  соответствующим
установленным критериям,  поручается  выполнение  более  ответственной
работы.

                         В. Поручение заданий

                               Принципы

     Аудиторская работа должна поручаться работникам,  имеющим уровень
профессиональной подготовки и опыт,  необходимые в данных условиях,  а
также отвечающим критерию независимости.

                         Конкретные процедуры

     1. Изложить   подход   аудиторской  организации  (индивидуального
аудитора) к поручению заданий, включая планирование общих потребностей
аудиторской  организации  (индивидуального  аудитора)  и  отдельных ее
подразделений,  а  также  меры,  предпринимаемые  с  целью  достижения
баланса  в  отношении  потребности в работниках для проведения аудита,
персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также
использования работников, в том числе:
     а) определять потребность в кадрах как аудиторской организации  в
целом, так и ее отдельных подразделений;
     б) своевременно определять потребность в  работниках  в  связи  с
отдельными аудиторскими проверками;
     в) определять затраты времени на проведение аудиторских  проверок
для  установления  потребности  в  работниках  и  составления  графика
аудиторской работы;
     г) учитывать  следующие  факторы  для  достижения баланса с точки
зрения потребности в работниках для  проведения  аудита,  персональных
навыков,    индивидуального    профессионального    роста,   а   также
использования работников:
     объем и степень сложности аудита;
     наличие работников;
     необходимость в специальных знаниях;
     временные рамки планируемой работы;
     преемственность в работе и периодическая ротация кадров;
     возможность обучения работников на рабочем месте.
     2. Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение работников
для проведения аудиторских проверок, для чего:
     а) учитывать при назначении отдельных лиц:
     требования к работникам и сроку выполнения работы при  проведении
конкретного аудита;
     оценку квалификации работников с точки зрения  опыта,  занимаемой
должности, образования и специальных экспертных знаний;
     планируемый уровень контроля и  участия  работников,  выполняющих
контрольные функции;
     предполагаемое время,  которым располагают работники, назначенные
для проведения аудита;
     ситуации, когда  возможно  возникновение  проблем,  связанных   с
нарушением  принципа  независимости  и конфликтом интересов,  например
назначение работника для проведения аудита  лица,  являвшегося  прежде
его работодателем или являющегося работодателем родственника работника
аудиторской организации (индивидуального аудитора);
     б) при  назначении  работников  следует  уделять должное внимание
преемственности и ротации  кадров  в  целях  рационального  проведения
аудита,  а  также учитывать возможность привлечения других работников,
имеющих различный уровень подготовки и опыт работы.
     3. Обеспечить  утверждение графика проведения аудита и назначений
работников для проведения аудита, для чего:
     а) предоставить      руководству      аудиторской     организации
(индивидуальному аудитору)  в  случае  необходимости  для  проверки  и
утверждения  список работников,  назначенных для проведения аудита,  с
указанием их квалификации;
     б) принять   во   внимание  опыт  и  профессиональную  подготовку
работников исходя из сложности аудита и других требований  к  нему,  а
также определить необходимый уровень контроля.

                      Г. Контрольные полномочия

                               Принципы

     Необходимо в  достаточной  мере  направлять работу,  осуществлять
текущий контроль работы на всех  уровнях,  чтобы  обеспечить  разумную
уверенность в том, что работа выполнена качественно.

                         Конкретные процедуры

     1. Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:
     а) назначить лицо, ответственное за планирование аудита, привлечь
к процессу планирования работников, назначенных для проведения аудита;
     б) подготовить  справочную  информацию  об  аудируемом  лице  или
проанализировать   информацию,   полученную  в  результате  предыдущих
проверок,  а также  внести  соответствующие  корректировки  в  процесс
планирования аудита с учетом изменившихся обстоятельств;
     в) определить вопросы,  которые необходимо отразить в общем плане
и программе аудита, в том числе:
     составление предполагаемых   программ   работы    по    отдельным
направлениям проверки;
     определение потребности в работниках и в их специальных знаниях;
     предварительное определение  срока,  необходимого  для проведения
аудита;
     анализ текущих экономических условий, влияющих на аудируемое лицо
или сферу его деятельности,  и  их  возможное  влияние  на  проведение
аудита;
     г) провести анализ факторов, оказывающих влияние на независимость
аудиторской  организации  (индивидуального  аудитора) и на работников,
участвующих в проведении аудита.
     2. Предусмотреть  процедуры  для  поддержания стандартов качества
аудиторской  организации  (индивидуального  аудитора)  при  выполнении
аудиторской работы, для чего:
     а) обеспечить  достаточный  контроль  на  всех   административных
уровнях,   принимая   во   внимание  подготовку,  способности  и  опыт
работников;
     б) составить методические указания в отношении формы и содержания
рабочих документов;
     в) использовать стандартизированные формы,  контрольные перечни и
вопросники в той мере,  в какой это будет  необходимо  для  проведения
аудита;
     г) предусмотреть методы решения вопросов,  связанных с различиями
в  профессиональных  суждениях  работников,  привлеченных к проведению
аудита.
     3. Предоставлять работникам возможность обучения на рабочем месте
в процессе проведения аудита, для чего:
     а) придавать   особое   значение   обучению   на  рабочем  месте,
являющемуся  важной   частью   профессиональной   подготовки   каждого
работника, в том числе:
     обсуждать с ассистентами аудиторов  взаимосвязь  выполняемой  ими
работы с аудитом в целом;
     привлекать ассистентов аудиторов к выполнению как можно  большего
объема   работы,   связанной   с   аудитом,  при  условии  обеспечения
надлежащего контроля за качеством их работы;
     б) придавать   особое   значение  навыкам  управления  кадрами  и
включать данные вопросы в учебные программы;
     в) стимулировать работников к обучению и повышению квалификации;
     г) проводить анализ выполненных поручений для  определения  того,
что работники:
     отвечают требованиям  в  отношении  опыта  работы,  установленным
уполномоченным     федеральным    органом    исполнительной    власти,
осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности,
и профессиональными аудиторскими объединениями;
     приобретают опыт в различных областях аудита и различных отраслях
экономики;
     выполняет работу,  находясь в  подчинении  различных  руководящих
работников.

                         Д. Консультирование

                               Принципы

     В случае    необходимости    в    аудиторской    организации   (у
индивидуального аудитора) либо вне ее следует  проводить  консультации
со специалистами, обладающими соответствующими знаниями.

                         Конкретные процедуры

     1. Определить   области   аудита   и   особые  случаи,  требующие
проведения   консультаций,   и   поощрять   работников   к   получению
консультаций   и   использованию   необходимых   источников  в  случае
возникновения сложных или необычных проблем, для чего:
     а) информировать работников о процедурах проведения консультаций;
     б) определить  области  аудита  и  особые   ситуации,   требующие
проведения консультаций, включая:
     применение новых нормативных правовых актов;
     отрасли, где    существуют    особые    требования    к   ведению
бухгалтерского учета,  проведению аудита либо  составлению  финансовой
(бухгалтерской) или иной отчетности;
     возникновение проблем в области практики проведения аудита;
     требования по  представлению  документов,  установленные органами
государственной власти Российской Федерации, иностранных государств;
     в) обеспечивать  доступ  к  справочным  материалам и авторитетным
источникам, в том числе:
     определить в  каждом  подразделении  аудиторской организации лиц,
ответственных за работу библиотеки справочной литературы;
     хранить справочники  и  издавать  документы,  в том числе имеющие
отношение к специализированным отраслям и областям;
     заключать по    мере    необходимости    соглашения   с   другими
организациями и лицами с целью пополнения информационных ресурсов;
     обращаться с    вопросами    в    соответствующие   подразделения
профессиональных   аудиторских   объединений,   созданные    для    их
разъяснения;
     г) определить   ситуации,    создающие    угрозу    независимости
аудиторской  организации  (индивидуального аудитора) и их работников и
требующие проведения консультаций и  выработки  мер,  направленных  на
снижение (устранение) риска утраты независимости.
     2. Назначать компетентных работников и определять их полномочия в
процессе предоставления консультаций, для чего:
     а) назначать   работников,   ответственных    за    представление
документов в органы государственной власти;
     б) назначать  работников,  специализирующихся   по   определенным
отраслям;
     в) информировать  работников  об  уровне  полномочий  в  процессе
выработки   ими   единого   мнения   и  о  процедурах  для  разрешения
разногласий.
     3. Определить объем документации,  которую необходимо подготовить
по результатам консультаций, для чего:
     а) информировать  работников об объеме необходимой документации и
об ответственности за ее подготовку;
     б) определить  случаи,  требующие  сохранения  документации после
проведения консультации;
     в) сохранять  документацию по результатам консультаций в качестве
справочного материала и для исследовательских целей.

           Е. Работа с аудируемыми лицами и лицами, которым
               оказываются сопутствующие аудиту услуги

                               Принципы

     Необходимо постоянно проводить  оценку  потенциальных  аудируемых
лиц и лиц,  которым могут быть оказаны сопутствующие аудиту услуги,  и
анализ  работы  с  существующими  клиентами.  При  решении  вопроса  о
заключении  договора  или  продолжения сотрудничества надо исходить из
соображений  независимости  аудиторской  организации  (индивидуального
аудитора),  ее  способности  предоставлять услуги надлежащим образом и
честности руководства аудируемого лица и лица,  которому будут оказаны
сопутствующие аудиту услуги.

                         Конкретные процедуры

     1. Установить  методы  оценки  потенциальных аудируемых лиц,  для
чего:
     а) исходить из того, что оценка включает в себя:
     получение и   просмотр   имеющейся   финансовой   (бухгалтерской)
отчетности потенциального аудируемого лица,  например годовых отчетов,
промежуточных отчетов и налоговых деклараций;
     получение у    третьих    сторон    информации,   относящейся   к
потенциальному  аудируемому   лицу,   его   руководству   и   основным
руководителям  и  влияющей на оценку предполагаемого аудируемого лица.
Вопросы   могут   быть   адресованы   сотрудникам   банка,    юристам,
обслуживающим  данное  лицо,  и  другим  представителям  финансовых  и
деловых кругов;
     анализ контактов с предшествующим аудитором. Опрос может включать
вопросы, касающиеся фактов, имеющих отношение к честности руководства,
разногласиям с руководством в связи с учетной политикой,  аудиторскими
процедурами  или  другими  важными  проблемами,   а   также   вопросы,
касающиеся   мнения   предшествующего   аудитора   о  причинах  замены
аудиторов;
     рассмотрение обстоятельств,   которые  могут  послужить  причиной
того,  что аудиторская организация  (индивидуальный  аудитор)  отнесет
данное  аудиторское  задание к разряду требующих специального внимания
или сопряженных с необычными рисками;
     оценку независимости   аудиторской  организации  (индивидуального
аудитора) и их способности оказать услуги предполагаемому  аудируемому
лицу,  включая оценку потребности в знаниях соответствующей отрасли, а
также  в  работниках,  оценку   ситуаций,   оказывающих   влияние   на
независимость, согласно кодексу профессиональной этики аудиторов;
     установление того факта,  что заключение договора с  клиентом  не
будет нарушать кодекс профессиональной этики аудиторов;
     б) назначить лицо или  группу  лиц  соответствующего  уровня  для
оценки  полученной  информации  о  предполагаемом  аудируемом  лице  и
решения вопроса о сотрудничестве с ним, в том числе:
     рассмотреть типы   аудиторских   заданий,   которые   аудиторская
организация (индивидуальный  аудитор)  не  желают  принять  или  могут
принять только на определенных условиях;
     обеспечить документальное оформление сделанных выводов;
     установить процедуры  проверки  факторов,  оказывающих влияние на
независимость аудиторской организации  (индивидуального  аудитора),  и
лиц, назначаемых для участия в данной проверке;
     в) информировать   соответствующих   работников   о    процедурах
сотрудничества с аудируемыми лицами;
     г) определить  лиц,  ответственных  за  обеспечение  и   контроль
соблюдения  целей  и  процедур,  применяемых  аудиторской организацией
(индивидуальным аудитором) в отношении  сотрудничества  с  аудируемыми
лицами.
     2. Оценить аудируемое  лицо  в  случае  наступления  определенных
событий  с  целью  принятия  решения  о  том,  следует  ли  продолжать
отношения с ним, для чего:
     а) определить наступление такого события, включая:
     истечение какого-либо периода времени;
     значительное изменение,   касающееся  одного  или  нескольких  из
указанных  факторов:  руководящий  состав,  структура   собственности,
юридические  консультанты,  финансовое положение,  результат участия в
судебном процессе,  объем задания,  характер деятельности  аудируемого
лица,  наличие  обстоятельств,  которые  могли бы побудить аудиторскую
организацию (индивидуального аудитора) к отказу  от  сотрудничества  с
аудируемым  лицом,  если бы такие обстоятельства существовали во время
первоначального   принятия   решения   о   сотрудничестве,   истечение
установленного   срока  работы  руководителя  аудиторской  проверки  и
ведущих работников  с  одним  и  тем  же  аудируемым  лицом,  факторы,
оказывающие   влияние   на   независимость   аудиторской   организации
(индивидуального аудитора) и работников, принимающих участие в аудите;
     б) назначить лицо или группу лиц для оценки полученной информации
и принятия решения о продолжении работы  с  аудируемым  лицом,  в  том
числе:
     рассмотреть типы аудиторских заданий,  которые аудитор  не  будет
продолжать   выполнять   или  будет  продолжать  выполнять  только  на
определенных условиях;
     обеспечить документальное оформление сделанных выводов;
     в) информировать    работников    о     процедурах     сохранения
сотрудничества с аудируемым лицом;
     г) определить  лиц,  ответственных  за   обеспечение   сохранения
сотрудничества   с  аудируемым  лицом,  и  обеспечить  соответствующий
контроль.

           Ж. Мониторинг эффективности процедур внутреннего
                          контроля качества

                               Принципы

     Необходимо постоянно    осуществлять    наблюдение   за   уровнем
эффективности  принятых   аудиторской   организацией   (индивидуальным
аудитором) процедур внутреннего контроля качества.

                         Конкретные процедуры

     1. Определить    объем   и   содержание   программы   аудиторской
организации (индивидуального аудитора) по  наблюдению  за  процедурами
внутреннего контроля качества, для чего:
     а) установить процедуры,  необходимые  для  обеспечения  разумной
уверенности в том,  что цель и процедуры внутреннего контроля качества
аудиторской   организации    (индивидуального    аудитора)    являются
эффективными, в том числе:
     определить цели,  подготовить инструкции  и  программы  проверки,
используемые при наблюдении;
     подготовить методические указания  в  отношении  объема  работ  и
критериев отбора аудиторских заданий, подлежащих обзорной проверке;
     определить периодичность и сроки проведения  мероприятий  в  ходе
осуществления наблюдения;
     установить методы   разрешения   разногласий,    которые    могут
возникнуть   между  лицами,  ответственными  за  проведение  проверки,
работниками,  участвующими  в  выполнении  аудиторского  задания,  или
руководящими работниками;
     б) установить уровень компетентности  работников,  которые  будут
участвовать в наблюдении, и способы их отбора, в том числе:
     определить критерии  отбора,  включая   уровень   ответственности
работников и требования к наличию специальных знаний;
     определить лиц, ответственных за отбор работников;
     в) проводить наблюдение, в том числе:
     проверять соблюдение принципов и конкретных процедур  внутреннего
контроля  качества  работы  аудиторской  организации  (индивидуального
аудитора);
     выборочно проверять  аудиторские  задания на предмет соответствия
профессиональным стандартам,  а также целям и процедурам,  применяемым
аудиторской   организацией   (индивидуальным  аудитором)  в  отношении
внутреннего контроля качества аудита.
     2. Сообщить     об     установленных    фактах    соответствующим
представителям руководства  аудиторской  организации  (индивидуальному
аудитору),  обеспечить  планирование  и  осуществление  мероприятий по
наблюдению,  а  также  общую  проверку  системы  внутреннего  контроля
качества  в аудиторской организации (у индивидуального аудитора),  для
чего:
     а) обсудить факты с соответствующими работниками;
     б) обсудить  выводы,  сделанные  по  результатам  отобранных  для
проверки аудиторских заданий,  с руководящими работниками, отвечающими
за такие задания;
     в) сообщить  руководству аудиторской организации (индивидуальному
аудитору) об установленных фактах и дать рекомендации  в  целом  и  по
отобранным  для  проверки  аудиторским  заданиям,  а  также сообщить о
проведенных или планируемых мероприятиях по устранению недостатков;
     г) установить,   что  запланированные  мероприятия  действительно
проводились;
     д) определить  необходимость  изменения и (или) уточнения целей и
процедур,   применяемых   аудиторской   организацией   (индивидуальным
аудитором)  в  отношении  внутреннего  контроля  качества,  исходя  из
результатов наблюдения и других значимых факторов.

                       ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 8.
           ОЦЕНКА АУДИТОРСКИХ РИСКОВ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ,
                   ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ АУДИРУЕМЫМ ЛИЦОМ

                               Введение

     1. Настоящее   федеральное   правило    (стандарт)    аудиторской
деятельности,  разработанное с учетом международных стандартов аудита,
устанавливает единые  требования  к  пониманию  систем  бухгалтерского
учета  и  внутреннего  контроля,  а  также  аудиторского  риска  и его
составных частей.
     2. Аудитору   необходимо   получить   представление   о  системах
бухгалтерского  учета  и  внутреннего   контроля   аудируемого   лица,
достаточное  для планирования аудита и разработки эффективного подхода
к   проведению   аудита.   Аудитору    следует    использовать    свое
профессиональное   суждение,   чтобы   оценить   аудиторский   риск  и
разработать аудиторские процедуры,  необходимые для  снижения  данного
риска до приемлемо низкого уровня.
     3. Под термином  "аудиторский  риск"  понимается  риск  выражения
аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае,  когда в финансовой
(бухгалтерской)   отчетности   содержатся   существенные    искажения.
Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск
средств контроля и риск необнаружения.
     4. Термин  "неотъемлемый  риск"  означает  подверженность остатка
средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных  операций
искажениям,  которые  могут  быть  существенными (по отдельности или в
совокупности  с  искажениями  остатков  средств   на   других   счетах
бухгалтерского  учета  или  групп однотипных операций),  при допущении
отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.
     5. Термин   "риск  средств  контроля"  означает  риск  того,  что
искажение,  которое может иметь место в отношении остатка  средств  по
счетам  бухгалтерского  учета  или  группы  однотипных операций и быть
существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков
средств  по  другим  счетам  бухгалтерского учета или групп однотипных
операций),  не  будет  своевременно  предотвращено  или  обнаружено  и
исправлено   с  помощью  систем  бухгалтерского  учета  и  внутреннего
контроля.
     6. Термин   "риск   необнаружения"   означает   риск   того,  что
аудиторские процедуры по существу не  позволяют  обнаружить  искажение
остатков  средств  по  счетам бухгалтерского учета или групп операций,
которое может быть существенным по отдельности или  в  совокупности  с
искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или
группы операций.
     7. Термин  "система  бухгалтерского учета" означает упорядоченную
систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении
об   имуществе  и  обязательствах  организаций  и  их  движении  путем
сплошного,  непрерывного и документального  учета  всех  хозяйственных
операций.
     8. Термин "система внутреннего  контроля"  означает  совокупность
организационных  мер,  методик  и процедур,  используемых руководством
аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и  эффективного
ведения финансово-хозяйственной деятельности,  обеспечения сохранности
активов,  выявления,  исправления и предотвращения ошибок и  искажения
информации,  а  также  своевременной подготовки достоверной финансовой
(бухгалтерской) отчетности.
     9. Система  внутреннего  контроля  выходит за рамки тех вопросов,
которые непосредственно относятся к системе  бухгалтерского  учета,  и
включает контрольную среду.
     10. Под контрольной средой понимаются осведомленность и  действия
руководства   аудируемого   лица,   направленные   на  установление  и
поддержание системы внутреннего контроля,  а также понимание  важности
такой  системы.  Контрольная  среда влияет на эффективность конкретных
средств контроля и включает в себя следующие составляющие:
     а) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;
     б) организационная структура аудируемого лица;
     в) распределение ответственности и полномочий;
     г) осуществляемая кадровая политика;
     д) порядок  подготовки  финансовой (бухгалтерской) отчетности для
внешних пользователей;
     е) порядок  осуществления  внутреннего  управленческого  учета  и
подготовки отчетности для внутренних целей;
     ж) обеспечение     соответствия     хозяйственной    деятельности
аудируемого лица требованиям законодательства;
     з) наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии,
службы внутреннего аудита  в  составе  органа  управления  аудируемого
лица.
     11. К  процедурам  контроля,  принятым  руководством  аудируемого
лица, относятся:
     а) подотчетность одних работников другим;
     б) внутренние    проверки    и    сверки   данных   по   вопросам
финансово-хозяйственной деятельности;
     в) сравнение результатов подсчета денежных средств,  ценных бумаг
и   товарно-материальных    запасов    с    бухгалтерскими    записями
(инвентаризация);
     г) сравнение  данных,  полученных  из  внутренних  источников,  с
данными внешних источников информации;
     д) проверка  аналитических  счетов  и  оборотных   ведомостей   и
арифметической точности записей;
     е) осуществление   контроля   за   прикладными   программами    и
компьютерными  информационными  системами,  в  том  числе  посредством
установления  контроля  за  изменениями  компьютерных  программ  и  за
доступом  к  файлам  данных,  за  правом  доступа  при  вводе и выводе
информации из системы;
     ж) ограничение доступа к активам и записям;
     з) сравнение  и  анализ  финансовых   результатов   с   плановыми
показателями.
     12. В  процессе  аудита  финансовой  (бухгалтерской)   отчетности
аудитор  уделяет  внимание  только  тем  основным  целям  и конкретным
процедурам в системах бухгалтерского  учета  и  внутреннего  контроля,
которые    имеют    отношение   к   процессу   подготовки   финансовой
(бухгалтерской) отчетности.  Понимание соответствующих аспектов систем
бухгалтерского   учета   и   внутреннего  контроля  наряду  с  оценкой
неотъемлемого риска,  риска средств контроля и учетом иной  информации
позволяет аудитору:
     а) определить  виды  вероятных  существенных  искажений,  которые
могут встретиться в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
     б) учитывать  факторы,   которые   влияют   на   риск   появления
существенных искажений;
     в) разрабатывать надлежащие аудиторские процедуры.
     13. При  разработке подхода к проведению аудита аудитор принимает
во внимание предварительную оценку риска  средств  контроля,  а  также
оценку неотъемлемого риска для того,  чтобы определить надлежащий риск
необнаружения,  который может быть  принят  во  внимание  в  отношении
предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности,  а также
для  определения  характера,  временных  рамок  и  объема  аудиторских
процедур по существу.

                          Неотъемлемый риск

     14. При  разработке общего плана аудита аудитору следует провести
оценку  неотъемлемого  риска  на  уровне  финансовой   (бухгалтерской)
отчетности. При разработке программы аудита аудитору следует соотнести
проведенную оценку неотъемлемого риска с  существенными  остатками  по
счетам  бухгалтерского  учета и группами однотипных операций на уровне
предпосылок  подготовки  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности   или
предположить,  что  неотъемлемый  риск  в отношении данной предпосылки
является высоким.
     15. Для  проведения оценки неотъемлемого риска аудитор полагается
на свое профессиональное суждение для  того,  чтобы  учесть  следующие
факторы:

           на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности

     а) опыт и знания руководства,  а также изменения в его составе за
определенный период (например,  неопытность руководства может повлиять
на подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица);
     б) необычное давление на руководство  (например,  обстоятельства,
вследствие которых руководство может склониться к искажению финансовой
(бухгалтерской)  отчетности,  такие,  как  большое  число   банкротств
организаций  в данной отрасли или нехватка капитала,  необходимого для
дальнейшей  деятельности  аудируемого   лица;   банкротство   головной
организации  (если аудируемое лицо является дочерней организацией) или
банкротство  дочерней  организации  (если  аудируемое  лицо   является
головной  организацией);  банкротство  крупных акционеров (участников)
аудируемого лица);
     в) характер     деятельности    аудируемого    лица    (например,
потенциальная возможность технического  устаревания  его  продукции  и
услуг,  сложность структуры капитала, значимость аффилированных лиц, а
также  количество  производственных  площадей  и  их   территориальное
расположение);
     г) факторы,  влияющие на отрасль,  к которой относится аудируемое
лицо (например,  состояние экономики и условия конкуренции, отражением
которых являются финансовые тенденции и показатели,  а также изменения
в  области  технологии,  потребительского  спроса  и учетной политики,
характерные для данной отрасли);

             на уровне остатков по счетам бухгалтерского
                  учета и группы однотипных операций

     д) счета бухгалтерского  учета,  которые  могут  быть  подвержены
искажениям (например,  статьи,  требовавшие корректировки в предыдущие
периоды или связанные с большой ролью субъективной оценки);
     е) сложность  лежащих  в  основе учета операций и прочих событий,
которые могут потребовать привлечения экспертов;
     ж) роль  субъективного  суждения,  необходимого  для  определения
остатков на счетах бухгалтерского учета;
     з) подверженность  активов  потерям  или  незаконному  присвоению
(например,  наиболее привлекательных и ликвидных активов,  таких,  как
денежные средства);
     и) завершение необычных и сложных операций,  особенно в конце или
ближе к концу отчетного периода;
     к) операции, которые не подвергаются процедуре обычной обработки.

                     Системы бухгалтерского учета
                        и внутреннего контроля

     16. Средства  внутреннего  контроля,  имеющие отношение к системе
бухгалтерского учета, содействуют достижению следующих целей:
     а) осуществление  операций  по общему или специальному разрешению
руководства;
     б) своевременный  учет  всех  операций  и прочих событий в точных
суммах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды с тем, чтобы
сделать  возможной  подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности в
соответствии с установленным порядком;
     в) возможность  доступа  к активам и записям только по разрешению
руководства;
     г) регулярное   сопоставление   учтенных   активов   с  активами,
имеющимися в наличии,  и принятие надлежащих  мер  в  отношении  любых
расхождений.
     17. По причине  существования  неотъемлемых  ограничений  системы
бухгалтерского   учета   и   внутреннего   контроля   не   могут  дать
исчерпывающих  доказательств  достижения  поставленных  перед   такими
системами целей. Указанные ограничения включают:
     а) требование руководства, согласно которому затраты, связанные с
осуществлением  внутреннего  контроля,  не  должны быть выше ожидаемых
выгод;
     б) ориентация  большей  части  средств  внутреннего  контроля  на
текущие, а не на редкие операции;
     в) потенциальная   возможность  ошибки  вследствие  человеческого
фактора,  по причине небрежности,  рассеянности,  ошибок в суждении  и
неправильного понимания инструкций;
     г) возможность  обойти  процедуры  внутреннего   контроля   путем
сговора   представителя  руководства  или  работника  с  внешними  или
внутренними по отношению к аудируемому лицу лицами;
     д) возможность   злоупотребления  полномочиями  по  осуществлению
внутреннего контроля;
     е) возможность  того,  что  процедуры  внутреннего контроля могут
стать      неадекватными      вследствие       изменения       условий
финансово-хозяйственной   деятельности   и   эффективность   указанных
процедур поэтому может снизиться.
     18. В  процессе получения представления о системах бухгалтерского
учета  и   внутреннего   контроля,   необходимого   для   планирования
аудиторской  проверки,  аудитор  приобретает  знания  о структуре этих
систем  и  их  функционировании.  Например,  аудитор  может  проводить
сквозной  тест,  то  есть  проследить  прохождение нескольких операций
через всю систему бухгалтерского учета.  В том случае, когда выбранные
операции являются типичными для операций,  которые проходят сквозь всю
систему   бухгалтерского   учета,    проведенная    процедура    может
рассматриваться как часть тестов средств контроля. Учитывая характер и
объем сквозных тестов,  выполняемых аудитором, можно сказать, что сама
по  себе  данная  проверка  не  предоставляет  достаточных  надлежащих
аудиторских доказательств в поддержку оценки риска  средств  контроля,
если такая оценка ниже высокой.
     19. Характер,  временные  рамки  и  объем  процедур,  выполняемых
аудитором  с  целью  получения понимания систем бухгалтерского учета и
внутреннего контроля,  изменяются в зависимости от многих факторов,  в
том числе от:
     а) объема    и    характера    деятельности,     территориального
расположения,  структуры аудиторского лица,  а также эффективности его
компьютерной системы;
     б) соображений, связанных с понятием существенности;
     в) применяемых средств внутреннего контроля;
     г) формы   и   содержания   документирования   аудируемым   лицом
конкретных средств внутреннего контроля;
     д) аудиторской оценки неотъемлемого риска.
     20. Понимание аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля,   которое   является   важным   для   аудита,  как  правило,
приобретается на основе предыдущего опыта работы с аудируемым лицом  и
дополняется:
     а) запросами к надлежащим представителям руководства,  персоналу,
выполняющему   руководящие   и   контролирующие   функции,   и  другим
сотрудникам на разных уровнях  организационной  структуры  аудируемого
лица наряду с использованием документации аудируемого лица, такой, как
пособия  по  процедурам  внутреннего  контроля,   описания   служебных
обязанностей;
     б) изучением документов и записей,  создаваемых в  рамках  систем
бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
     в) наблюдением за деятельностью и  операциями  аудируемого  лица,
включая наблюдение за организацией компьютерных операций.
     21. Аудитору необходимо понимание системы  бухгалтерского  учета,
достаточное, чтобы определить:
     а) основные группы и  типы  операций,  осуществляемых  аудируемым
лицом;
     б) способы инициирования таких операций;
     в) основные регистры бухгалтерского учета,  методы систематизации
и  хранения  первичных  документов  и  счета   бухгалтерского   учета,
используемые  при  подготовке  финансовой  (бухгалтерской)  либо  иной
отчетности;
     г) процесс  ведения бухгалтерского учета и составления финансовой
(бухгалтерской) отчетности от момента инициирования важных операций  и
прочих  событий  до  момента их включения в финансовую (бухгалтерскую)
отчетность.
     22. Аудитору  необходимо  получить  понимание  контрольной среды,
достаточное для оценки  отношения  к  средствам  внутреннего  контроля
руководства  аудируемого  лица,  его осведомленности и предпринимаемых
относительно указанных средств действий,  а также  их  значимости  для
аудируемого лица.
     23. Для разработки плана аудиторской проверки аудитору необходимо
получить  достаточное понимание процедур (средств) контроля.  При этом
аудитору  следует  учитывать  информацию  о  наличии  или   отсутствии
процедур  контроля,  полученную  в  ходе  изучения контрольной среды и
системы   бухгалтерского   учета,   для   определения    необходимости
дополнительного  изучения  этих  процедур.  Так как процедуры контроля
находятся  в  тесной  взаимосвязи  с  контрольной  средой  и  системой
бухгалтерского  учета,  некоторые  знания относительно данных процедур
могут быть приобретены в процессе изучения аудитором контрольной среды
и системы бухгалтерского учета.  При разработке общего плана аудита не
требуется понимания всех процедур контроля.

                        Риск средств контроля

     24. Предварительная оценка риска  средств  контроля  представляет
собой  процесс определения эффективности систем бухгалтерского учета и
внутреннего контроля аудируемого лица с  точки  зрения  предотвращения
или  обнаружения  и  исправления существенных искажений.  Определенный
риск средств контроля всегда имеет место в силу ограничений,  присущих
любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
     25. После того как получено понимание систем бухгалтерского учета
и  внутреннего контроля,  аудитору необходимо провести предварительную
оценку  риска  средств  контроля  на  уровне  предпосылок   подготовки
финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждому существенному остатку
на счете бухгалтерского учета или группе однотипных операций.
     26. По  некоторым  или  всем  предпосылкам  подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности риск средств  контроля  обычно  оценивается
аудитором как высокий в том случае, когда:
     а) системы   бухгалтерского   учета   и   внутреннего    контроля
аудируемого лица неэффективны;
     б) оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля аудируемого лица нецелесообразна.
     27. Предварительная оценка риска  средств  контроля  в  отношении
предпосылки  подготовки  финансовой  (бухгалтерской) отчетности должна
быть высокой, за исключением случаев, когда аудитор:
     а) может  указать  соотносимые  с  данной предпосылкой конкретные
средства внутреннего контроля,  которые  с  определенной  вероятностью
будут   предотвращать   или  обнаруживать  и  исправлять  существенные
искажения;
     б) планирует  проводить  тесты средств контроля для подтверждения
оценки.
     28. В рабочих документах аудитору необходимо изложить следующее:
     а) свое  понимание  систем  бухгалтерского  учета  и  внутреннего
контроля аудируемого лица;
     б) оценку риска средств контроля.
     В случае   если  оценка  риска  средств  контроля  ниже  высокой,
обоснование данного  вывода  также  должно  быть  отражено  в  рабочих
документах.
     29. Существуют  различные  методы  документирования   информации,
имеющей  отношение  к  системам  бухгалтерского  учета  и  внутреннего
контроля.  Выбор конкретного метода  является  предметом  аудиторского
суждения.  Обычные методы,  применяемые по отдельности или в сочетании
друг  с  другом,  включают  повествовательное  (текстовое)   описание,
вопросники,  контрольные  перечни  и  блок-схемы.  Размер  и сложность
структуры аудируемого лица, а также характер его систем бухгалтерского
учета  и  внутреннего  контроля  оказывают  влияние  на  форму и объем
документации.  Как правило, чем сложнее система бухгалтерского учета и
внутреннего  контроля  аудируемого  лица  и  чем  объемнее аудиторские
процедуры, тем больше объем документации аудитора.
     30. Тесты   средств   контроля   выполняются  с  целью  получения
аудиторских доказательств относительно эффективности:

    

Страницы: 1  2  



Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru