ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ). Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 18.06.03 28-02-484/16

                                ПИСЬМО
 
                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
 
                           18 июня 2003 г.
                            N 28-02-484/16

                                 (Д)


     Минобразование России   направляет   Требования  к  содержанию  и
оформлению образовательных программ дополнительного образования детей,
утвержденные    на    заседании    Научно-методического    совета   по
дополнительному образованию детей  Минобразования  России  03.06.2003,
для использования в практической работе.
 
Заместитель Министра
                                                          Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
 
18 июня 2003 г.
N 28-02-484/16

 
                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                          на заседании
                                                  Научно-методического
                                             совета по дополнительному
                                                     образованию детей
                                                 Минобразования России
                                                      3 июня 2003 года
 
                              ТРЕБОВАНИЯ
              К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
              ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
 
     Содержание образовательных программ должно соответствовать:
     - достижениям    мировой    культуры,    российским    традициям,
культурно-национальным особенностям регионов;
     - определенному   уровню   образования  (дошкольного,  начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
     - направленностям    дополнительных    образовательных   программ
(научно-технической,      спортивно-технической,       художественной,
физкультурно-спортивной,                      туристско-краеведческой,
эколого-биологической,                          военно-патриотической,
социально-педагогической,  социально-экономической, естественнонаучной
и др.);
     - современным  образовательным  технологиям,  которые отражены в:
принципах обучения  (индивидуальности,  доступности,  преемственности,
результативности);   формах   и  методах  обучения  (активных  методах
дистанционного  обучения,  дифференцированного   обучения,   занятиях,
конкурсах,   соревнованиях,   экскурсиях,  походах  и  т.д.);  методах
контроля и управления образовательным процессом  (анализе  результатов
деятельности   детей);   средствах   обучения   (перечне  необходимого
оборудования,  инструментов и  материалов  в  расчете  на  объединение
обучающихся).
     Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
     - создание условий для развития личности ребенка;
     - развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
     - обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
     - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
     - профилактику асоциального поведения;
     - создание    условий    для    социального,    культурного     и
профессионального самоопределения,  творческой самореализации личности
ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
     - интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
     - укрепление психического и физического здоровья;
     - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
     Цели и  задачи  дополнительных  образовательных  программ  должны
обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
     Дополнительная образовательная    программа    должна    включать
следующие структурные элементы:
     1. Титульный лист.
     2. Пояснительную записку.
     3. Учебно-тематический план.
     4. Содержание изучаемого курса.
     5. Методическое   обеспечение   дополнительной    образовательной
программы.
     6. Список литературы.
     1. Титульный лист включает:
     - наименование образовательного учреждения;
     - где,  когда  и  кем  утверждена  дополнительная образовательная
программа;
     - название дополнительной образовательной программы;
     - возраст   детей,   на   которых    рассчитана    дополнительная
образовательная программа;
     - срок реализации дополнительной образовательной программы;
     - Ф.И.О.,     должность     автора    (авторов)    дополнительной
образовательной программы;
     - название города, населенного пункта;
     - год разработки дополнительной образовательной программы.
     2. Пояснительная записка раскрывает:
     - направленность дополнительной образовательной программы;
     - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
     - цель и задачи дополнительной образовательной программы;
     - отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих;
     - возраст  детей,  участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы;
     - сроки   реализации   дополнительной  образовательной  программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);
     - формы и режим занятий;
     - ожидаемые результаты и способы их проверки;
     - формы     подведения     итогов    реализации    дополнительной
образовательной   программы   (выставки,   фестивали,    соревнования,
учебно-исследовательские конференции и т.д.).
     3. Учебно-тематический   план   дополнительной    образовательной
программы включает:
     - перечень разделов, тем;
     - количество  часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и
практические виды занятий.
     4. Содержание     дополнительной     образовательной    программы
раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
     5. Методическое    обеспечение   дополнительной   образовательной
программы включает в себя описание:
     - форм  занятий,  планируемых  по  каждой теме или разделу (игра,
беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
     - приемов  и методов организации учебно-воспитательного процесса,
дидактический материал, техническое оснащение занятий;
     - форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
     6. Список литературы.