СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ РОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФСОЮЗОВ, ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД. Соглашение. Не задано. 30.12.94

      ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
       ПРОФСОЮЗОВ, ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
          И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД

                              СОГЛАШЕНИЕ

                          ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          30 декабря 1994 г.


                                 (Д)
   

     Мы, нижеподписавшиеся  представители  общероссийских  объединений
профсоюзов,  общероссийских  объединений работодателей и Правительства
Российской Федерации,  именуемые в дальнейшем  Сторонами,  действуя  в
соответствии  с Конституцией,  законодательством Российской Федерации,
руководствуясь интересами обеспечения  социального  мира,  согласия  в
обществе  и  социальных  гарантий для всех граждан России,  стремясь к
обеспечению договорного  регулирования  социально-трудовых  отношений,
обязуясь  соблюдать  договоренности,  достигнутые в ходе трехсторонних
консультаций,  подтверждая свои  намерения  содействовать  продвижению
реформ,   проведению   социально-экономической  политики  в  интересах
граждан России,  предотвращению общего  спада  производства,  массовой
безработицы, разрешению проблемы неплатежей, недопущению задолженности
по оплате труда, повышению уровня жизни населения, на основании Закона
Российской   Федерации   "О   коллективных  договорах  и  соглашениях"
заключили настоящее Генеральное соглашение.

                 I. В области экономической политики

     1. Продолжить в 1995 году  разработку  предложений  по  изменению
законодательных актов по налогообложению,  имея в виду снижение уровня
налогообложения доходов предприятий в целях  повышения  инвестиционной
активности   и   развития  производства,  совершенствование  механизма
взимания налогов  с  учетом  расширения  базы  налогообложения,  более
глубокое   экономическое   обоснование  предложений  по  представлению
налоговых  льгот  предприятиям  отдельных  отраслей   и   общественным
организациям.
     Предложения подготовить до 1 июля 1995 г.
     2. Определить   меры,   обеспечивающие  проведение  согласованной
государственной  политики  в   области   ценообразования.   С   учетом
сложившихся  возможностей  производителей и государства компенсировать
негативные  экономические  и   социальные   последствия   роста   цен,
осуществлять  государственное  регулирование  и  контроль  за ценами и
тарифами   на   продукцию   и   услуги   естественных    монополистов,
хозяйствующих  субъектов,  занимающих доминирующее положение на рынках
товаров и услуг.
     Разработать в   I   квартале   1995   г.   меры   по  обеспечению
государственной поддержки практики заключения межотраслевых паритетных
ценовых соглашений, направленных на сдерживание роста цен и инфляции.
     3. Подготовить в первом полугодии 1995 г. предложения по контролю
и регулированию цен на лекарственные средства.
     4. Подготовить в I квартале 1995 г.  предложения, направленные на
снижение задолженности по расчетам между хозяйствующими субъектами.
     5. Подготовить в I квартале 1995 г.  предложения, направленные на
создание  и  стимулирование деятельности финансово-промышленных групп,
обеспечивающих    развитие    производства    товаров     и     услуг,
конкурентоспособных на мировых рынках.
     6. Подготовить в I квартале 1995 г.  предложения об  упорядочении
передачи  объектов  социальной  сферы  предприятий  в  ведение органов
местного самоуправления.
     7. Подготовить  в  I  квартале  1995 г.  предложения по изменению
законодательства в части  закрепления  статуса  и  порядка  реализации
государственного   заказа,  прав  и  ответственности  сторон  с  целью
исключения   невыполнения    или    ненадлежащего    выполнения    ими
соответствующих соглашений (договоров).

       II. В сфере развития рынка труда и содействия занятости

     8. Подготовить  в  январе  1995  г.  предложения об использовании
установленной  доли  доходов  бюджетов  всех  уровней,  полученных  от
приватизации   предприятий,   для   создания   новых  рабочих  мест  и
переподготовки кадров.
     9. Обеспечить   в   январе   1995  г.  разработку  и  утверждение
Федеральной программы содействия занятости населения  на  1995  год  и
рассмотреть  на  заседании  Российской  трехсторонней  комиссии ход ее
реализации в первом полугодии.
     10. Определить в I квартале 1995 г. критерии отнесения территорий
с  критическими  ситуациями  на  рынке  труда,  разработать   механизм
действий  на федеральном,  региональном и местном уровнях по смягчению
критической ситуации на рынке труда и обеспечить его реализацию.
     11. Подготовить в первом полугодии 1995 г. законопроект о порядке
и  условиях  привлечения  и  использования  в   Российской   Федерации
иностранной рабочей силы.
     12. Внести в первом полугодии 1995 г.  предложения  о  дополнении
законодательства   нормами,  предусматривающими  социальную  поддержку
работников в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом).
     13. Внести  в  первом  полугодии 1995 г.  проект законодательного
акта, определяющего возможности применения неполного рабочего времени,
предоставления    отпусков,   обусловленных   временным   прекращением
производства    по    причинам    экономического,    технологического,
структурного   или  аналогичного  характера,  и  соответствующие  меры
социальной защиты.
     14. Разработать в I квартале 1995 г.  предложения по сохранению и
созданию рабочих мест за счет средств Государственного фонда занятости
населения Российской Федерации.

           III. В области доходов и уровня жизни населения

     15. Подготовить  в  I  квартале  1995 г.  предложения о механизме
индексации оплаты труда  в  связи  с  ростом  потребительских  цен  на
основании  Закона  РСФСР  "Об индексации денежных доходов и сбережений
граждан в РСФСР".
     16. Подготовить и внести в январе 1995 г. проект законодательного
акта  о  первоочередности  выплат  заработной  платы   перед   другими
платежами.
     17. Обеспечить   своевременное   выделение   в   полном    объеме
предусмотренных   в   федеральном  бюджете  средств  на  оплату  труда
работников предприятий,  учреждений и организаций,  а также на выплату
стипендий,  пенсий и других социальных выплат. Учитывать в федеральном
бюджете и поправках к нему,  вносимых  в  течение  года,  средства  на
индексацию оплаты труда и социальных выплат.
     18. Внести во II квартале 1995 г.  предложения о поэтапной отмене
нормирования средств, направляемых на оплату труда.
     19. Уточнить в первом полугодии 1995 г. методику расчета величины
прожиточного   минимума,  исходя  из  реального  соотношения  расходов
населения.
     20. Разработать  в  I квартале 1995 г.  и приступить к реализации
мер,  обеспечивающих сокращение в  течение  1995  года  разрыва  между
величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда.
     21. Разработать в III квартале 1995 г.  и приступить к реализации
мер,  обеспечивающих  повышение  роли,  эффективности  и  престижности
производительного труда.
     22. Подготовить  в  апреле 1995 г.  предложения по обязательности
определения наименований профессий,  тарификации рабочих и  присвоения
квалифицированных  разрядов в соответствии с тарифно-квалификационными
справочниками, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти
по вопросам труда.
     23. Рассмотреть в I квартале и внести  в  III  квартале  1995  г.
предложения по совершенствованию Единой тарифной сетки по оплате труда
с целью  устранения  имеющихся  противоречий  со  сложившейся  оплатой
труда.

              IV. В области социальной защиты населения

     24. Принять  необходимые  меры  по  обеспечению  завоза  грузов в
районы Крайнего Севера с ограниченными сроками навигации,  переселения
в  первую  очередь  нетрудоспособных граждан из указанных регионов,  а
также соблюдения государственных социальных гарантий лицам, работающим
и проживающим в районах Крайнего Севера, с учетом федерального бюджета
на 1995 год.
     25. Содействовать  сохранению  действующего  порядка  обеспечения
жильем граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.
     Осуществлять постановку   на  учет  малоимущих  слоев  населения,
нуждающихся  в  улучшении  жилищных  условий,   а   также   обеспечить
возможность  улучшения  жилищных  условий  граждан  за доступную плату
путем  предоставления   жилищных   субсидий   на   строительство   или
приобретение жилья, жилищных сертификатов и жилищных кредитов.
     26. В  связи  с  переходом  на  новую  систему  оплаты  жилья   и
коммунальных  услуг  разработать  во втором полугодии 1995 г.  проекты
необходимых нормативных актов,  включая типовую методику оценки  жилых
помещений,  программу  по оснащению жилых помещений счетчиками расхода
газа,  воды  и  другими  необходимыми  контрольно   -   измерительными
приборами.
     27. Продолжить  в  1995  году  выполнение  взятых  Правительством
Российской  Федерации  в 1990 - 1993 годах товарных обязательств перед
владельцами  государственных  ценных  бумаг  (целевых,   беспроцентных
облигаций), целевых чеков и вкладов, имея в виду оплату их стоимости в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16
апреля   1994   г.   N   344   "О  государственных  долговых  товарных
обязательствах".
     28. Разработать   в   первом  полугодии  1995  г.  предложения  о
повышении процентных ставок по сберегательным вкладам в соответствии с
Законом  РСФСР  "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в
РСФСР" и возможности компенсации потерь,  связанных  с  обесцениванием
сбережений  граждан  вследствие инфляции,  с учетом решений,  принятых
органами государственной власти Российской Федерации.
     29. Разработать  в первом полугодии 1995 г.  механизм обеспечения
доступности для граждан услуг детских дошкольных учреждений в условиях
приватизации    и    банкротства    предприятий,   сохранения   объема
предоставляемых услуг при передаче  ведомственных  детских  дошкольных
учреждений в муниципальную собственность.
     30. Подготовить в  первом  полугодии  1995  г.  комплекс  мер  по
расширению  сети учреждений социального обслуживания населения,  в том
числе семей с детьми, женщин и других нуждающихся граждан.
     31. Заслушивать    ежеквартально    на    заседании    Российской
трехсторонней   комиссии   информацию   о   состоянии   финансирования
учреждений  образования,  здравоохранения  и  культуры,  имея  в  виду
обеспечение  гарантированных   государством   услуг,   предоставляемых
населению    бесплатно.    В   случае   необходимости   подготавливать
соответствующие предложения.
     Предложить сторонам    региональных    трехсторонних   соглашений
предусматривать аналогичные меры.
     32. Разработать  во  втором  полугодии  1995  г.  предложения  по
созданию    механизма    внебюджетного    финансирования    учреждений
образования, культуры, здравоохранения, предусматривающего в том числе
льготы  по  налогообложению  средств  физических  и  юридических  лиц,
направляемых на эти цели.
     33. Рассмотреть во II квартале 1995 г.  на  заседании  Российской
трехсторонней   комиссии   ход  реализации  Государственной  программы
обеспечения в 1993 - 1995 годах жильем военнослужащих,  лиц, уволенных
с военной службы в запас или отставку,  сотрудников органов внутренних
дел, а также членов их семей.

          V. В области социального обеспечения и социального
                             страхования

     34. Рассмотреть  в  I  квартале  1995 г.  на заседании Российской
трехсторонней   комиссии    предложения    по    осуществлению    мер,
обеспечивающих    целевое    использование   средств   государственных
внебюджетных социальных фондов.
     35. Обеспечить  сохранение размеров действующих тарифов страховых
взносов в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  Фонд  социального
страхования   Российской  Федерации,  Федеральный  фонд  обязательного
медицинского страхования,  Государственный  фонд  занятости  населения
Российской Федерации.
     36. Подготовить  во  II  квартале  1995  г.  для  рассмотрения  в
Государственной  Думе  Федерального  Собрания  проект законодательного
акта  об  изменении  и  о   дополнении   налогового   законодательства
Российской     Федерации,     предусматривающего    создание    равных
финансово-экономических условий  деятельности  учреждений  социального
назначения   независимо   от   форм   собственности   и  ведомственной
принадлежности.
     37. Подготовить и обсудить во II квартале 1995 г.  предложения по
дифференциации размера  тарифа  взносов  на  обязательное  медицинское
страхование  предприятий,  организаций и учреждений,  имеющих на своем
балансе   медико-санитарные    и    другие    лечебно-профилактические
учреждения, обеспечивающих полный объем медицинских услуг по программе
обязательного медицинского страхования.
     38. Рассмотреть  во  II квартале 1995 г.  на заседании Российской
трехсторонней  комиссии  вопрос  о  включении  в   базовую   программу
обязательного медицинского страхования предварительных и периодических
медицинских осмотров, установленных законодательством.
     39. Подготовить  и рассмотреть в I квартале 1995 г.  на заседании
Российской трехсторонней комиссии вопрос об участии Фонда  социального
страхования  Российской  Федерации  в  санаторно-курортном  лечении  и
оздоровлении трудящихся и их детей в здравницах профсоюзов.
     40. Подготовить  в  I квартале 1995 г.  предложения по содержанию
санаториев - профилакториев,  санаторных и оздоровительных лагерей для
детей  и  молодежи,  детско-юношеских спортивных школ,  находящихся на
балансе бюджетных организаций,  а также принадлежащих  профсоюзам,  за
счет   различных   источников,   включая  средства  Фонда  социального
страхования Российской Федерации.
     41. Обеспечить  обязательную  публикацию  годовых  и  полугодовых
отчетов о работе  государственных  внебюджетных  социальных  фондов  в
средствах массовой информации.
     42. Подготовить  во   II   квартале   1995   г.   предложения   о
законодательном     регулировании    деятельности    негосударственных
пенсионных фондов.
     43. Осуществить  в  I  квартале  1995 г.  комплекс мероприятий по
организации  летнего  отдыха  детей,  в  том  числе  из  семей,  особо
нуждающихся в социальной поддержке.
     44. До  формирования  в  соответствующих   субъектах   Российской
Федерации   государственных   инспекций  труда  сохранять  действующий
порядок финансирования технических и  правовых  инспекторов  труда  за
счет  средств  Фонда  социального  страхования  Российской Федерации в
объемах,  согласованных  с   Рострудинспекцией,   Фондом   социального
страхования Российской Федерации, и с учетом представлений профсоюзов.
     45. Производить  в  течение  года  за  счет  средств  социального
страхования  финансирование  обучения  членов  комиссий по социальному
страхованию,   действующих   на   предприятиях,   в   учреждениях    и
организациях.

        VI. В сфере охраны труда и экологической безопасности

     46. Подготовить  в  I  квартале  1995  г.  и  принять федеральную
программу по охране и улучшению условий труда на 1995 - 1997 годы.
     47. Разработать   и  утвердить  в  I  квартале  1995  г.  правила
проведения сертификации рабочих мест по охране труда.
     48. Продолжить  в  течение  года  работу  по  созданию  института
уполномоченных по охране труда и совместных  комитетов  (комиссий)  по
охране труда на предприятиях.
     49. Совершенствовать систематическое информирование населения  об
экологической и радиационной обстановке в Российской Федерации и мерах
по ее улучшению.
     50. Продолжить в течение года работу по совершенствованию системы
экологического контроля и экологической сертификации.
     51. Продолжить работу по пересмотру и разработке правил по охране
труда согласно  перечням  и  обеспечению  организаций,  предприятий  и
хозяйств   необходимой   документацией  по  охране  труда  (правилами,
ГОСТами, СНиПами, санитарными правилами и т.п.).
     52. Завершить  в  I  квартале  1995 г.  подготовку законопроекта,
предусматривающего обязательное страхование от  несчастных  случаев  и
профессиональных заболеваний.

        VII. В сфере развития системы социального партнерства

     53. Подготовить  в  первом  полугодии  1995  г.  и  представить в
Правительство  Российской  Федерации  после  обсуждения  на  заседании
Российской   трехсторонней   комиссии   концепцию   развития   системы
социального партнерства в Российской Федерации и  систему  мер  по  ее
реализации.
     54. Подготовить  в  первом  полугодии  1995  г.  предложения   по
внесению изменений и дополнений в действующее законодательство в части
повышения ответственности  должностных  лиц  и  Сторон  за  выполнение
коллективных договоров и соглашений.
     55. Содействовать заключению коллективных договоров и  соглашений
в  Российской  Федерации.  Разработать  и  внести в I квартале 1995 г.
предложения по законодательному совершенствованию практики  заключения
договоров и соглашений.
     56. Продолжить   практику   принятия    решений    по    вопросам
социально-трудовых  отношений  после их предварительного обсуждения на
заседании Российской трехсторонней комиссии.
     Рекомендовать региональным    и    отраслевым   органам   системы
социального партнерства руководствоваться данным положением.
     57. Признать необходимым:
     представлять Сторонам  соглашения   возможность   знакомиться   с
результатами   исследований,  проводимых  по  поручению  Правительства
Российской Федерации,  выполненных за счет бюджетных  ассигнований,  а
также  с данными государственной статистической отчетности по вопросам
занятости,  миграционной политики,  доходов и уровня жизни  населения,
охраны  труда,  использования  фонда  рабочего  времени,  коллективных
трудовых споров, соблюдения трудового законодательства;
     соблюдать права  и гарантии профсоюзной деятельности,  обеспечить
условия для законной деятельности профсоюзов и их выборных органов, не
препятствовать  функционированию профсоюзов на предприятиях независимо
от их организационно-правовых форм и вида собственности;
     не препятствовать  деятельности  технической и правовой инспекций
труда  профсоюзов   по   осуществлению   общественного   контроля   за
соблюдением    законодательства    об   охране   труда   и   трудового
законодательства;
     право профессиональных  союзов и их объединений собирать членские
взносы   в   безналичной   форме   с   письменного   согласия    члена
соответствующего  профсоюза  на  основании  коллективных  договоров  и
соглашений;
     обучение представителей Сторон вопросам социального партнерства и
урегулирования коллективных трудовых споров.
     58. Обеспечить   координацию   работы   Российской  трехсторонней
комиссии  с  аналогичными  комиссиями  на  отраслевом  и  региональном
уровнях.
     59. Стороны  используют  все  имеющиеся  у  них  возможности  для
ускорения ратификации Федеральным Собранием Конвенций МОТ.

         VIII. Действие генерального соглашения, обеспечение
      контроля за ходом его выполнения и ответственность сторон

     60. Стороны  признают  настоящее  Генеральное соглашение основным
документом социального  партнерства,  устанавливающим  общие  принципы
проведения согласованной социально-экономической политики в Российской
Федерации  на  1995   год,   и   принимают   на   себя   обязательства
руководствоваться Генеральным соглашением, соблюдая все его условия, и
нести  предусмотренную  законодательством   Российской   Федерации   и
настоящим  Генеральным  соглашением  ответственность  за нарушение или
невыполнение его положений.
     61. Генеральное   соглашение   вступает  в  силу  с  момента  его
подписания Сторонами и действует  до  заключения  нового  Генерального
соглашения.
     62. Стороны  в  соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации несут ответственность за уклонение от участия в переговорах,
невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств,  возложенных на
них Генеральным соглашением.
     При невыполнении обязательств по причинам,  признанным  Сторонами
уважительными,  Стороны  принимают дополнительные согласованные меры к
обеспечению выполнения этих обязательств.
     63. Контроль   за   ходом   выполнения   Генерального  соглашения
осуществляется  в  соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  "О
коллективных  договорах  и  соглашениях"  и  Положением  о  Российской
трехсторонней комиссии.
     64. В  месячный  срок  после  подписания  Генерального соглашения
каждая  из  Сторон  разрабатывает  комплекс   мер,   необходимых   для
реализации  принятых  обязательств,  и  представляет  их в секретариат
Российской трехсторонней комиссии.
     65. В  развитие  Генерального  соглашения  могут  разрабатываться
приложения и протоколы,  конкретизирующие его  отдельные  положения  и
являющиеся  неотъемлемой  частью  Генерального  соглашения,  после  их
принятия Российской трехсторонней комиссией.
     66. Изменения  и  дополнения в Генеральное соглашение вносятся по
взаимному согласию Сторон.
     67. Все  положения  и  условия настоящего Генерального соглашения
обеспечиваются участвующими в его подписании Сторонами в  обязательном
порядке,  если иное не будет предусмотрено в приложениях и протоколах,
включаемых в Генеральное соглашение в качестве его неотъемлемой части.
     Общероссийские объединения   профсоюзов,   другие  общероссийские
представительные   органы   трудящихся,   общероссийские   объединения
работодателей,  не  имеющие  своих представителей в составе Российской
трехсторонней  комиссии,  имеют  право  присоединиться  к   настоящему
Генеральному  соглашению  в течение всего срока его действия,  а также
участвовать в реализации всех или части его положений после оформления
процедуры   присоединения  в  установленном  Российской  трехсторонней
комиссией порядке.
     68. В  течение  срока  действия  Генерального соглашения в случае
выполнения всех  его  пунктов  Стороны  воздерживаются  от  каких-либо
санкций по отношению друг к другу.
     Стороны принимают  все  зависящие  от  них  меры  для   погашения
конфликтов, возникающих в социальной и экономической сферах.
     69. Стороны  пришли  к  согласию,  что  деятельность   Российской
трехсторонней комиссии должна регулярно освещаться средствами массовой
информации.
     70. Стороны   договорились,   что   коллективные   переговоры   о
заключении Генерального соглашения на 1996 год будут начаты не позднее
1  октября  1995  г.  в соответствии с Законом Российской Федерации "О
коллективных договорах и соглашениях".

     Подписано в г.  Москве 30 декабря 1994  г.  в  четырех  подлинных
экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.

     Настоящее Генеральное   соглашение   подписали  члены  Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.