ПО ВОПРОСУ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ДОХОД ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СРЕДСТВ, ПОСТУПАЮЩИХ ОТ СДАЧИ В АРЕНДУ НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПЕРЕДАННЫХ В ПОСТОЯННОЕ БЕССРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.06.03 19-02-1/21

      
                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           27 июня 2003 г.
                             N 19-02-1/21

                                 (Д)

 
     Юридический департамент     рассмотрел    обращение    Управления
федерального казначейства по г.  Москве от 18 июня 2003 г.  N 5715  по
вопросу  зачисления в доход федерального бюджета средств,  поступающих
от сдачи в аренду находящихся в  федеральной  собственности  земельных
участков,  переданных в постоянное бессрочное пользование,  и сообщает
следующее.
     В соответствии  со  статьей  269  Гражданского кодекса Российской
Федерации лицо,  которому земельный участок предоставлен в  постоянное
пользование,  осуществляет  владение  и  пользование  этим  участком в
пределах,  установленных законом,  иными правовыми актами  и  актом  о
предоставлении участка в пользование.
     Согласно статье  270  данного  Кодекса  указанное   лицо   вправе
передавать  вышеназванный земельный участок в аренду или безвозмездное
срочное пользование только с согласия собственника.
     Статья 20 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что
юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного
(бессрочного)  пользования,  не  вправе распоряжаться этими земельными
участками.
     Вместе с  тем следует отметить,  что в соответствии со статьей 41
данного Кодекса лица, не являющиеся собственниками земельных участков,
за    исключением    обладателей    сервитутов,   осуществляют   права
собственников земельных участков,  установленные статьей 40 названного
Кодекса, которая не содержит исчерпывающий перечень прав собственников
земельных участков и предусматривает осуществление ими других прав  на
использование земельного участка, предусмотренные законодательством. К
этим правам относится право  предоставления  собственниками  земельных
участков   в  аренду,  определенные  в  статье  2  Земельного  кодекса
Российской Федерации.
     При этом   согласно   статье  65  Земельного  кодекса  Российской
Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия
и сроки внесения арендной платы за земли,  находящиеся в собственности
Российской  Федерации,   устанавливаются   Правительством   Российской
Федерации.
     В этой связи следует отметить,  что вопросы, связанные с порядком
и   условиями   внесения   арендной  платы  за  земли,  находящиеся  в
федеральной собственности,  являющиеся государственной  собственностью
Российской  Федерации,  регулируются  нормами  Федерального  закона "О
федеральном бюджете на 2003 год".
     Так, статья  7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003
год" предусматривает,  что доходы  от  сдачи  в  аренду  имущества  (к
которому согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации
относятся земельные участки), находящегося в федеральной собственности
и расположенного на территории Российской Федерации,  в полном размере
являются  одним  из  источников  формирования   доходов   федерального
бюджета.
     Вышеназванный Федеральный   закон   предусматривает   возможность
использования  доходов  от  сдачи  в аренду имущества,  находящегося в
федеральной  собственности,  в  качестве   дополнительного   источника
бюджетного       финансирования       содержания       и      развития
материально-технической базы только теми организациями и учреждениями,
которые  определены  в статье 28 данного Федерального закона и которым
указанное имущество передано на праве оперативного управления.
     В этой связи следует отметить,  что согласно статье 41 Земельного
кодекса   Российской   Федерации   государственным   и   муниципальным
учреждениям,   федеральным  казенным  предприятиям,  а  также  органам
государственной власти и  органам  местного  самоуправления  земельные
участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
     Учитывая изложенное, полагаем, что нормы статьи 28 вышеуказанного
Федерального  закона  не  распространяются  на отношения,  связанные с
арендой земельных участков,  находящихся в федеральной собственности и
предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование.
     Это значит,  что государственные  учреждения,  которым  земельные
участки,  находящиеся  в  федеральной  собственности,  предоставлены в
постоянное (бессрочное)  пользование,  не  имеют  право  рассматривать
арендную  плату  за  указанные  земельные участки в качестве источника
дополнительного финансирования.
     В отношении  положений  статьи  27  Федерального закона "О высшем
послевузовском  профессиональном  образовании"  и  статьи  39   Закона
Российской  Федерации  "Об  образовании",  согласно  которым средства,
получаемые высшими учебными заведениями в качестве арендной  платы  за
земельные  участки,  закрепленные  за  ними в бессрочное безвозмездное
пользование,   используются   ими   на    обеспечение    и    развитие
образовательного процесса, полагаем необходимым отметить следующее.
     В соответствии  со  статьей  2  Земельного   кодекса   Российской
Федерации  нормы  земельного права,  содержащиеся в других федеральных
законах, должны соответствовать данному Кодексу.
     Отсюда следует,  что  положения  статей  27  и  39  вышеназванных
законодательных актов должны быть приведены в соответствие  с  нормами
Земельного кодекса Российской Федерации.

Заместитель руководителя
Юридического департамента  -
начальник отдела законодательства
о бюджетных отношениях
                                                          С.Г. РЕСНИНА
27 июня 2003 г.
N 19-02-1/21