Страницы: 1 2 самоуправления. Ключевыми задачами в этой сфере являются: совершенствование системы местного самоуправления; приведение компетенции муниципальных образований в соответствие с их ролью в системе власти и общественном хозяйстве; совершенствование структуры органов местного самоуправления; создание территориальной структуры местного самоуправления, обеспечивающей его реальное осуществление на всей территории Российской Федерации; обеспечение соответствия финансовых и материальных средств, находящихся в муниципальной собственности, полномочиями органов местного самоуправления; повышение эффективности управления муниципальным хозяйством. Для решения указанных задач необходимо: усовершенствовать нормативную правовую базу местного самоуправления, в частности принять в новой редакции Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внести связанные с его принятием изменения и дополнения в другие законодательные акты Российской Федерации; подготовить правовые акты по вопросам местного самоуправления для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; разработать и внедрить методические рекомендации по установлению территорий муниципальных образований и формированию структур органов местного самоуправления; внести в налоговое и бюджетное законодательство изменения и дополнения, обеспечивающие закрепление за местными бюджетами необходимых доходных источников, установить доходные и расходные полномочия органов местного самоуправления, перевести межбюджетные отношения на единую методологическую основу; разработать порядки уточнения состава имущества, находящегося в муниципальной собственности, разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями, приобретения и отчуждения собственности, участия муниципальных образований в осуществлении гражданско-правовых отношений, в том числе в создании, реорганизации, ликвидации муниципальных коммерческих и некоммерческих организаций, в осуществлении отношений с ними, установления полномочий органов местного самоуправления в области природопользования; содействовать внедрению в практику муниципального управления современных методов управления местными финансами, муниципальным имуществом, социально-экономическим развитием муниципальных образований; создать условия для внедрения в практику управления хозяйством информационно-коммуникационных технологий; оказать содействие созданию и совершенствованию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для органов муниципального управления, системы распространения информации о практике проведения экономической политики на муниципальном уровне. 4. ПОВЫШЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ ЭКОНОМИКИ Открытость российской экономики является одним из факторов ускорения структурных преобразований и экономического роста. Необходимы устранение избыточного валютного регулирования и контроля, снятие ограничений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, упрощение таможенного администрирования, гармонизация российских стандартов и процедур технического регулирования с международными, транспарентное и недискриминационное применение внешнеэкономического законодательства, снижение, а где это возможно - устранение нетарифных барьеров для внешнеэкономической деятельности. Меры защиты внутреннего рынка должны применяться в тех случаях, когда импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отечественному производству, временно и в том объеме, который необходим для устранения или недопущения ущерба. Формируя открытую экономику, Россия вправе рассчитывать на аналогичные шаги со стороны своих торговых партнеров. Необходимо активно использовать все инструменты национальной торговой политики для обеспечения благоприятных и недискриминационных условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. 4.1. Присоединение к международным торгово-экономическим организациям Одной из важнейших задач является завершение переговоров о присоединении к Всемирной торговой организации. Россия может стать полноправным членом Всемирной торговой организации, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, уровня субсидирования сельского хозяйства, доступа на рынок услуг, а также в сфере законодательства и практики его применения. Одновременно она получит право на участие в переговорах по улучшению условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, а также на участие в процедурах разрешения торговых споров. Необходимо завершить в 2003 году работу по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации. Это касается государственного регулирования внешнеторговой деятельности, системы стандартизации и подтверждения соответствия, таможенного дела, законодательства в сфере интеллектуальной собственности, защиты внутреннего рынка, ряда других сфер. Другим важнейшим направлением международной интеграции России является вступление в качестве полноправного члена в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Важной задачей Российской Федерации является не только отстаивание национальных интересов в рамках международных торгово-экономических организаций, но и активное участие в выработке политики этих организаций на перспективу. 4.2. Защита внутреннего рынка и модернизация тарифной системы Главной целью в сфере защиты внутреннего рынка является сохранение конкурентной среды и обеспечение развития наиболее чувствительных (с точки зрения подверженности влиянию внешнеэкономических факторов) секторов российской экономики. В связи с этим необходимо: сформировать эффективные механизмы проведения расследований, предшествующих введению мер по защите внутреннего рынка после принятия федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах во внешней торговле"; пересмотреть перечень товаров, ввозимых из стран - бенефициаров национальной системы преференций России, с целью выделения товаров, импорт которых на преференциальных условиях наносит ущерб экономике России. Главной целью модернизации тарифной системы служит обеспечение ее соответствия задачам перспективного развития отраслей и секторов экономики страны, переход от преимущественно фискальной функции к выполнению роли регулятора конкурентной среды на внутреннем рынке и защиты отдельных сфер. В этих целях необходимы: повышение эффективности импортного таможенного тарифа за счет его дифференциации; развитие таможенной инфраструктуры, позволяющей осуществлять эффективное таможенное администрирование на основе положений Таможенного кодекса Российской Федерации; разработка и установление оптимального уровня импортных пошлин на переходный период (ориентировочно на 5-7 лет) в целях повышения инвестиционной привлекательности отдельных отраслей российской промышленности и сельского хозяйства; сохранение необходимого уровня тарифной защиты отдельных отраслей, имеющих низкую конкурентоспособность; либерализация импортного тарифа на товары, которые в России не производятся либо производятся в недостаточном количестве и/или неудовлетворительного качества и которые необходимы для снижения общеэкономических издержек; отмена экспортных тарифов на продукцию с высокой степенью переработки; совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления грузов и таможенного контроля, включая систему электронной обработки таможенных деклараций. 4.3. Поддержка экспорта Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. В 2003-2005 годах в целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия: создание системы государственного страхования и гарантирования российских экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков; ежегодная поддержка из федерального бюджета экспорта российской промышленной продукции и услуг; поддержка участия российских организаций в реализации инвестиционных проектов за рубежом и расширение поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений; поддержка участия отечественных предприятий в международных проектах; введение в действие системы внешнеторговой информации, объединяющей информационные базы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых представительств России; проведение с участием представителей бизнес-сообщества комплексного анализа мировых рынков продукции с выделением секторов, в которых Россия может конкурировать с ведущими мировыми экспортерами, обеспечение широкой доступности результатов этого анализа; формирование системы мониторинга факторов, препятствующих экспорту товаров и услуг, с целью обеспечения благоприятных условий доступа товаров и услуг на международные рынки сбыта, предотвращения или эффективного разрешения торговых споров; совершенствование мер таможенно-тарифного и налогового регулирования экспорта промышленной продукции; оптимизация таможенных пошлин с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках; обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти с бизнес-ассоциациями по вопросам содействия экспорту. 4.4. Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики Важным элементом внешнеэкономической политики в предстоящий период будет формирование международных региональных приоритетов: формирование единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана, Украины, других заинтересованных и готовых к этому стран, предусматривающего поэтапное введение в отношениях между ними принципов свободного движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы; укрепление Евразийского экономического сообщества как ключевой региональной международной экономической организации на пространстве СНГ; дальнейшее совершенствование интеграционного экономического взаимодействия государств - участников СНГ; взаимодействие с Европейским союзом в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 года с целью дальнейшего углубления торгово-экономических связей. Особое внимание будет уделено вопросам последствий расширения Европейского союза за счет стран Центральной и Восточной Европы и Балтии, включая вопросы Калининградской области. Будет продолжено движение в направлении формирования общего европейского экономического пространства; поиски в рамках торговых отношений с США, Японией, КНР и другими торговыми партнерами России новых возможностей для развития торговли и капиталовложений; проведение переговоров с заинтересованными странами о заключении на основе российского типового проекта соглашений о защите и поощрении капиталовложений. 5. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ России важно развивать производства, реализующие ее конкурентный потенциал и конкурентные преимущества. К секторам, которые должны обеспечить конкурентные преимущества, относятся наука, сфера формирования и распространения инноваций, сектор информационно-коммуникационных технологий, высокотехнологичные сектора экономики и сектор агропромышленного комплекса. Важное место будет отводиться инновационному наполнению экономического роста всех секторов экономики, при этом особое внимание будет уделяться развитию науки (фундаментальной и прикладной), а также инфраструктуры инноваций. Оборонно-промышленный комплекс - наиболее наукоемкий сектор экономики, в рамках которого традиционно идет апробация перспективных технологий и научных разработок. Повышение эффективности его функционирования способно в значительной степени стимулировать инновационную активность в гражданских секторах как за счет использования технологий двойного назначения, так и за счет увеличения заказов на продукцию гражданских секторов экономики со стороны оборонно-промышленного комплекса. Развитие оборонно-промышленного комплекса, таким образом, прямо способствует диверсификации структуры экономики, повышению ее конкурентоспособности. Агропромышленный комплекс способен существенно повысить эффективность использования значительной части возобновляемых природных ресурсов, задействовать в полной мере естественные преимущества России в этой сфере (в том числе значительные площади сельскохозяйственных угодий), что положительно скажется как на качестве продовольственного обеспечения внутри государства, так и на диверсификации структуры сельскохозяйственного экспорта. В 2003-2005 годах предстоит реализовать мероприятия по развитию ряда отраслей промышленности. Реализация отраслевой политики будет направлена прежде всего на оптимизацию системы государственного регулирования этих секторов. 5.1. Политика в области развития науки и стимулирования инноваций Главной задачей государственной политики в области науки и инноваций является эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики. В этой сфере будут реализовываться следующие меры: поддержка фундаментальных исследований - основы развития науки, технологий и техники, оптимальное сочетание государственной поддержки естественных и гуманитарных научных исследований; содействие интеграции науки и высшей школы; создание системы экономических и организационных стимулов, обеспечивающих диверсификацию экономики, стимулирующих инновационную активность, коммерциализацию научно-технических результатов и развитие науки в корпорациях; обеспечение эффективного взаимодействия организаций частного и государственного секторов науки, самостоятельно и во взаимодействии друг с другом осуществляющих все стадии инновационной деятельности; создание целостной национальной инновационной системы, включающей как инфраструктуру производства знаний (научные, учебные организации), сеть организаций, в том числе региональных (инновационные центры, центры передачи технологий, фонды венчурного финансирования и др.), так и систему экономических и организационных мер, стимулирующих инновационную высокотехнологичную экономику; переход к системе государственного заказа в сфере научных исследований и разработок, создание соответствующей нормативной правовой базы, сокращение годовых государственных контрактов, заключение их, как правило, на весь срок реализации проектов; оптимизация структуры и состава государственного сектора науки с учетом изменений в отраслевых приоритетах науки и развития наиболее перспективных направлений научных исследований (нанотехнология, биотехнология и др.); обеспечение эффективного функционирования государственного сектора науки, его акционирование и приватизация. Ликвидация государственных научных организаций, утративших научный профиль или не имеющих достаточных кадровых и материально-технических ресурсов; поддержка ведущих научных школ, обеспечение эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки; подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе обеспечение подготовки студентов научных и технических специальностей по основам инновационного предпринимательства; модернизация приборной базы науки с использованием средств федерального бюджета (институциональных грантов); содействие международному научно-техническому сотрудничеству, привлечение иностранных партнеров и инвесторов к выполнению национальных программ и проектов; совершенствование нормативной правовой базы научной и инновационной деятельности, в том числе ее гармонизация с международными нормами и правилами в данной области, правовое регулирование государственных, негосударственных и смешанных форм финансирования научных исследований и разработок, введение в коммерческий оборот результатов научно-технической деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности, создание которых полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств. Главными целями государственной политики в сфере промышленности в среднесрочной перспективе являются обеспечение устойчивых высоких темпов роста промышленного производства, совершенствование его структуры и повышение эффективности. Основные меры в этой сфере будут направлены на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, решение проблем, связанных с высокой степенью морального и физического износа производственного оборудования, невысокой инвестиционной и инновационной активностью в промышленности, в том числе путем: отбора и поддержки технологических направлений, обеспечивающих создание принципиально новых производств и рынков; содействия ускоренному развитию малого инновационного бизнеса, в том числе за счет разработки и реализации специальных мер по стимулированию создания малых инновационных предприятий; поддержки инновационных проектов, отобранных совместно с бизнесом и обеспечивающих конкурентные преимущества на конкретных сегментах рынка; расширения практики международной сертификации продукции и производства; стимулирования участия российских промышленных компаний в международных выставках и мероприятиях в сфере высоких технологий, обеспечения государственного патронажа российского участия; содействия созданию системы защиты интересов российских промышленных компаний за рубежом; содействия в подготовке российских промышленных предприятий к работе в рамках требований Всемирной торговой организации, развития системы распространения информации, консультирования по проблемам применения правил Всемирной торговой организации. 5.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий Важнейшим фактором развития является широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее именуется - ИКТ). ИКТ существенно повышают эффективность экономической деятельности как на уровне корпоративного управления, так и на уровне рыночных взаимодействий, снижая трансакционные издержки и открывая новые информационные возможности. Развитие рынка ИКТ будет осуществляться в основном через формирование эффективного правового режима в сфере регулирования сектора ИКТ, модернизацию системы профессиональной подготовки кадров, поддержку экспорта, а также путем реализации политики государственных закупок программных и системных продуктов и ИКТ-услуг. В целях развития рынка ИКТ необходимо принятие следующих мер: обеспечение комплексного характера государственных программ информатизации за счет формирования эффективной системы их планирования, реализации и контроля в бюджетных учреждениях, на отраслевом и надведомственном уровнях, включение в них положений, касающихся разработки и поддержки специального программного обеспечения и обучения пользователей; инвентаризация государственных информационных ресурсов и разработка технологических решений, позволяющих формировать их как единую систему, доступную в режиме реального времени для разных уровней управленческой иерархии, а также для граждан и бизнеса; информатизация государственных органов, в частности создание электронной сети органов государственной власти, переход на электронный документооборот, электронную обработку и анализ информации, разработка и внедрение электронных административных регламентов и завершение создания системы правительственных порталов с доступом к открытой части таких регламентов, согласование программ информатизации органов государственного управления с задачами и приоритетами административной реформы; завершение перехода к формированию и предоставлению официальной статистической информации на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности, соответствующей международным классификациям; внедрение технологий электронной коммерции в систему государственных закупок; обеспечение учреждений общего и профессионального образования материально-технической базой, интеллектуальной и финансовой поддержкой для достижения всеобщей компьютерной грамотности и кардинального улучшения качества информационного обеспечения учебного процесса (в том числе на основе организации взаимодействия государства и делового сообщества); дальнейшая модернизация учебных программ для школ, средних и высших профессиональных учебных заведений с учетом перехода к информационному обществу (в том числе введение новых специальностей в сфере бизнес-информатики и информационного права); поддержка библиотек, создание на их базе общественных центров информации и повышения компьютерной грамотности; создание на базе организаций высшего и среднего профессионального образования системы подготовки и переподготовки кадров для работы в информационных и коммуникационных системах нового поколения; развитие системы общественного доступа к сети Интернет за счет использования инфраструктуры бюджетных организаций: учебных заведений, библиотек, а также организаций федеральной почтовой связи; внедрение технологий дистанционного образования, развитие общедоступных справочных и образовательных порталов, электронных библиотек; совершенствование законодательства об электронной подписи; формирование системы показателей и получение статистической информации, характеризующей развитие в Российской Федерации отраслей экономики, основанных на современных информационно-коммуникационных технологиях; внедрение системы национальных счетов на основе создания объединенных государственных информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, адаптированных к международным стандартам финансовой отчетности. 5.3. Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса В среднесрочный период в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу должны быть решены задачи по реформированию оборонно-промышленного комплекса с целью обеспечения потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в современных системах, комплексах и образцах вооружения, военной и специальной техники с учетом социально-экономических условий. Основными задачами в 2003-2005 годах являются: выполнение работ по созданию многофункциональных и высокоэффективных типов вооружения, военной и специальной техники, оружия нового поколения, позволяющих обеспечить обороноспособность государства в долгосрочной перспективе; приоритетное развитие критических технологий, обновление и совершенствование экспериментальной и испытательной базы; создание условий для участия частного капитала в развитии оборонной промышленности с целью привлечения внебюджетных инвестиций для технического перевооружения производственно-технологической базы, обновления основных фондов; трансформация сложившейся отраслевой структуры обороннопромышленного комплекса в современную диверсифицированную структуру, ориентированную на производство конечной продукции; объединение ресурсов государственного оборонного заказа, возможностей военно-технического сотрудничества, использования технологий двойного и гражданского назначения для формирования научнотехнического задела по созданию перспективных технологий и образцов продукции военного и гражданского назначения; расширение практики использования передовых технологий, создаваемых в гражданском секторе экономики, при создании вооружения и военной техники, привлечение эффективных научно-исследовательских организаций и инновационных компаний всех форм собственности к участию в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах военного назначения; поддержка (стимулирование) предприятий оборонно-промышленного комплекса, участвующих в международной кооперации по созданию перспективных образцов вооружения и военной техники; совершенствование механизмов финансирования перспективных проектов создания вооружения и военной техники, в том числе в рамках международной кооперации, негосударственными инвесторами; повышение конкурентоспособности выпускаемой оборонно-промышленным комплексом продукции, развитие экспортного потенциала комплекса, создание импортозамещающих производств с использованием технологий двойного назначения. Создание новой организационно-технологической структуры обороннопромышленного комплекса в процессе его реформирования, повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на реформу оборонно-промышленного комплекса, потребуют разработки и реализации следующих мер: формирование на основе инвентаризации сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса реестра объектов с уникальной стендовой и испытательной базой, а также проведение инвентаризации и формирование реестра результатов научно-технической деятельности, право на которые принадлежит Российской Федерации; оптимизация структуры оборонно-промышленного комплекса путем формирования системообразующих интегрированных структур (научнопроизводственных комплексов), ключевых организаций, казенных предприятий; повышение эффективности управления деятельностью интегрированных структур, создание условий для привлечения в них квалифицированных менеджеров, системы эффективной переподготовки и повышения квалификации руководящего состава и работников основных специальностей предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса; обеспечение государственной социальной поддержки работников в связи с мероприятиями по реформированию оборонно-промышленного комплекса; определение механизма реструктуризации, приватизации и ликвидации предприятий, выводимых из состава оборонно-промышленного комплекса, с учетом необходимости обеспечения социальной защиты их работников и эффективного использования научно-технического и производственного потенциала; освобождение организаций в процессе уточнения в установленном порядке мобилизационного плана экономики Российской Федерации от мобилизационных заданий на производство продукции, в отношении которой производственные мощности утрачены и их восстановление нецелесообразно; совершенствование системы обеспечения качества выпускаемой продукции; совершенствование конкурсного порядка размещения и реализации заданий государственного оборонного заказа, закупок для государственных нужд, в том числе широкое распространение проведения государственными заказчиками совместных конкурсов на размещение заказов на разработку, закупку, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники, расширение практики привлечения к участию в конкурсах предприятий всех форм собственности; обеспечение системы формирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, разработки механизма оптимизации цен на вооружение и военную технику; предоставление возможности заключения контрактов на период до 3 лет на разработку и производство продукции с длительным циклом изготовления по отдельным тематическим направлениям государственной программы вооружения; создание единой системы ремонта и сервисного обслуживания вооружения и военной техники. 5.4. Агропродовольственная политика Аграрный сектор остается одним из приоритетов социально-экономической политики Правительства Российской Федерации. Основными целями агропродовольственной политики являются: расширение экономических и торговых возможностей отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и других организаций агропромышленного комплекса; повышение эффективности на основе роста конкурентоспособности производства и формирования развитых рынков в агропродовольственном секторе; поддержка развития сельской местности на основе повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также диверсификации источников занятости и увеличения доходов сельского населения; создание механизма ускоренного развития производства мяса и молока, другой животноводческой продукции; повышение доступности и безопасности продовольствия для российских граждан; сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах. Для реализации данных целей необходимо принятие следующих мер: разработка пакета документов для реализации земельного законодательства; правовое и организационное обеспечение создания и развития ипотечного кредитования в сельском хозяйстве; завершение приватизации в агропромышленном секторе, сокращение количества государственных предприятий, учреждений и организаций в агропромышленном комплексе; правовое обеспечение вертикальной интеграции в аграрном секторе; содействие экспорту российской продукции, устранение административных и рыночных барьеров в торговле, гармонизация стандартов и создание системы сертифицирования продукции, соответствующей международным требованиям, продолжение работы по аккредитации сертификационных организаций за рубежом, оптимизация транспортного тарифа для экспортеров агропродовольственной продукции, отстаивание политических интересов российских экспортеров, совершенствование нормативно-правовых механизмов контроля безопасности и регулирования качества продукции; защита внутреннего продовольственного рынка от недобросовестной конкуренции; обеспечение интересов отечественного агропродовольственного сектора в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию и создание эффективной системы регулирования продовольственных рынков; развитие системы информации об агропромышленном секторе, проведение сельскохозяйственной переписи, внедрение системы мониторинга; правовое и организационное содействие формированию рыночных институтов и инфраструктуры, в частности системы складских расписок, бирж, страхования рисков в сельскохозяйственном производстве, содействие созданию саморегулируемых организаций в аграрном секторе; совершенствование системы программ поддержки агропродовольственного сектора за счет бюджетных средств, нацеленное на повышение результативности использования бюджетных средств, на приведение системы мер в соответствие с требованиями Соглашения по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ; повышение прозрачности расходов, переход к эффективным механизмам распределения бюджетных средств, обеспечение отраслевой адресности субсидий; оптимизация расходов федерального бюджета на программы поддержки агропродовольственного сектора с целью обеспечения эффективного разделения полномочий между федеральными и региональными органами власти при проведении агропродовольственной политики для обеспечения равных условий торговли на национальном рынке и сохранения единого экономического пространства на всей территории Российской Федерации; создание механизма оперативного регулирования основных рынков продукции агропромышленного комплекса, регламентация и совершенствование механизмов рыночных интервенций; продолжение реализации программы финансового оздоровления сельского хозяйства и разработка механизмов банкротства сельскохозяйственных производителей; совершенствование единого сельскохозяйственного налога (использование чистого дохода в качестве базы налогообложения и введение добровольности использования налога большинством товаропроизводителей); реализация федеральной целевой программы "Cоциальное развитие села до 2010 года"; формирование механизмов создания альтернативных источников занятости населения и повышения уровня его профессиональной подготовки, поддержки экономической активности сельского населения; завершение передачи объектов социальной инфраструктуры с балансов сельскохозяйственных предприятий, создание эффективных механизмов финансирования инженерной и социальной инфраструктуры в сельской местности, включая участие сельских жителей в развитии социальной и инженерной инфраструктуры; повышение эффективности научного обеспечения аграрного сектора. 6. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Обеспечение конкурентоспособности страны и высоких темпов экономического роста требуют значительного повышения эффективности социальной политики, формирования развитого рынка социальных услуг, улучшения качества жизни. Наряду с решением задач, связанных с поддержкой малоимущих слоев населения, смягчением возможных негативных последствий реформ, улучшением демографической ситуации, социальная политика должна обеспечить формирование факторов, влияющих на рост российской экономики. Эта задача реализуется путем наиболее полного вовлечения в экономику трудового, интеллектуального и творческого потенциала ее граждан. Особое внимание будет уделено: развитию и рациональному использованию трудового потенциала общества; выравниванию экономических возможностей и усилению социальной мобильности за счет доступности современного образования; поддержке социально уязвимых слоев населения, улучшению пенсионного обеспечения, дальнейшему совершенствованию адресной социальной помощи, упорядочению системы социальных пособий и льгот, организации отдыха и оздоровления детей; обеспечению роста денежных доходов населения и уменьшению их дифференциации на основе увеличения заработной платы, сопровождаемого ростом производительности труда, повышению заработной платы в бюджетной сфере; созданию условий для эффективной занятости населения, обеспечению баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества, конкурентоспособности и мобильности рабочей силы; сокращению масштабов бедности на основе обеспечения эффективной занятости населения, повышению финансовой устойчивости пенсионной системы, персонификации социальной помощи; формированию системы дополнительного негосударственного социального страхования как фактора социальной стабильности; внедрению новых методов финансирования бюджетных учреждений, расширению их хозяйственной самостоятельности и созданию условий для повышения качества и разнообразия предоставляемых гражданам социальных услуг; взаимодействию со структурами гражданского общества в вопросах финансирования и предоставления социальных услуг, контроля их качества, обеспечению адресной поддержки социально уязвимых граждан; стимулированию социально ответственного поведения представителей российского бизнеса. Решение этих задач может быть обеспечено при условии кардинального повышения эффективности работы отраслей социальной сферы и оптимизации использования государственных ресурсов в интересах граждан - потребителей социальных услуг. В частности, необходимо расширить применение методов финансирования по принципу "деньги следуют за потребителем" (подушевое финансирование, страховые механизмы, государственный социальный заказ). Одновременно с изменением системы финансирования учреждений социальной сферы необходимо расширить их хозяйственную самостоятельность, повысить ответственность перед потребителем за предоставляемые услуги, осуществить переход к оплате по факту предоставления ими конкретных социальных услуг. В среднесрочной перспективе необходимо законодательно оформить новые организационные формы организаций социальной сферы внутри государственного и муниципального секторов экономики, которые позволят улучшить качество предоставляемых населению социальных услуг, повысить эффективность и прозрачность использования бюджетных средств. Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация требует также принятия мер, направленных на реализацию Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, основанной на следующих принципах: стабилизация рождаемости и укрепление семьи; улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, в особенности преждевременной, смертности населения. 6.1. Реформирование здравоохранения Целью государственной политики на период до 2005 года является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи. В этих целях необходимы: обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий в области предоставления населению бесплатной медицинской помощи, лекарственного обеспечения и финансовых возможностей государства; формирование института защиты прав пациентов и медицинских работников; проведение структурных преобразований в системе здравоохранения с целью оптимизации сети лечебнопрофилактических учреждений, выведение из системы государственного финансирования не обеспеченных финансами мощностей государственных и муниципальных организаций здравоохранения, совершенствование бюджетного законодательства Российской Федерации в целях правового обеспечения хозяйственной самостоятельности организаций здравоохранения; реформирование системы обязательного медицинского страхования, включая разработку механизмов мобилизации финансовых средств на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения, совершенствование организационной основы управления средствами системы обязательного медицинского страхования и контроля за их целевым использованием, а также процедур лицензирования и регулирования деятельности страховщиков, что позволит повысить эффективность использования средств обязательного медицинского страхования; внедрение новых механизмов финансового обеспечения реализации программ обязательного медицинского страхования, основанных на привлечении в систему обязательного медицинского страхования дополнительных финансовых средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета на основе заключения соглашений при усилении контроля за расходованием средств обязательного медицинского страхования, что позволит обеспечить реализацию прав граждан на бесплатную медицинскую помощь; завершение перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств, а также к подушевому принципу финансирования здравоохранения, что позволит направить финансовые средства в систему обязательного медицинского страхования и экономически стимулировать эффективные варианты использования имеющихся ресурсов при обеспечении контроля за расходованием средств; повышение требований к страховым медицинским организациям, включая обязательное осуществление эффективного контроля за объемом и качеством предоставляемой медицинской помощи в целях обеспечения интересов пациентов и финансовой устойчивости субъектов обязательного медицинского страхования, контроля за расходованием средств и гарантии целевого использования средств в системе обязательного медицинского страхования; разработка механизмов, позволяющих гражданину делать выбор между государственной и негосударственной системами медицинского страхования; содействие развитию рынка санаторно-оздоровительных услуг и формирование конкурентной среды среди санаторно-курортных организаций; развитие инфраструктуры для занятий спортом. 6.2. Модернизация образования Одним из главных приоритетов социально-экономической политики является общедоступное и бесплатное общее образование, система профессионального образования, первоочередной целью которой является обеспечение всех секторов экономики профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан в области образования. Основными задачами государственной политики в сфере образования (как профессионального, так и общего) служат повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг, обеспечение равного доступа к качественному образованию. Существенное развитие должна получить деятельность общеобразовательной и профессиональной школы по реализации требований социализации и развития личности. Основные усилия по реализации эффективной социальной политики в области общего образования должны быть направлены на: введение новых государственных образовательных стандартов общего среднего образования, а также разработку требований к уровню подготовки выпускников различных ступеней среднего образования, обеспечивающих принцип непрерывности образования; продолжение широкомасштабного эксперимента по совершенствованию содержания и структуры общего образования; осуществление эксперимента по введению профильного обучения в старшей школе; расширение вариативности образовательных программ (с учетом формирования кадровых и информационных возможностей); совершенствование системы выявления и поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности по отдельным предметам, формирование системы проведения региональных и федеральных предметных олимпиад, нормативное, в том числе законодательное, закрепление преимущественных прав их победителей, включая зачисление по их результатам в высшие учебные заведения, финансирование создания школ-интернатов для особо одаренных учащихся при ведущих вузах страны; завершение к 2005 году экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов за курс полной (средней) школы, поэтапное его введение по итогам обучения в основной школе (9 класс); обеспечение доступности образования путем реализации комплекса государственных мер по оптимизации сети образовательных учреждений, особенно сельских, и образовательных программ разного уровня и направленности, внедрению новых информационных образовательных технологий, включая расширение дистанционных методов обучения, преодоление существующего разрыва между общеобразовательной и профессиональной школой, в том числе благодаря введению единого государственного экзамена, развитие целевого приема, системы образовательных субсидий, установление льгот отдельным категориям граждан при поступлении в профессиональные учебные заведения и др.; обеспечение к 2006 году условий для подключения к сети Интернет всех средних школ и учреждений специального образования для детей с недостатками физического развития, достижение показателя обеспеченности - 1 компьютер на 80 учащихся, повышение квалификации как преподавателей информатики, так и учителей-предметников, формирование системы электронных образовательных ресурсов в виде порталов, электронных библиотек, электронных учебников и пособий, а также интерактивных курсов; оптимизацию сети общеобразовательных сельских школ с учетом интересов обучающихся; организацию по согласованию с субъектами Российской Федерации экспериментов по введению подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, в том числе специальных форм финансирования для школ, расположенных в сельской местности, и школ для детей с ограниченными возможностями; расширение общедоступности дошкольного образования для всех слоев населения, разделение оплаты собственно дошкольного образования и содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях, широкое использование гибких программ подготовки детей к школе, в том числе с индивидуальным графиком их посещения (неполная неделя, неполный день); разработку программы подготовки педагогических кадров нового поколения, включая модернизацию кадровой, информационной и материальной базы педагогического образования; формирование эффективного рынка образовательных услуг в первую очередь за счет оптимизации структуры профессионального образования, обеспечения необходимого качества образовательных программ и педагогических технологий; обеспечение поддержки приоритетных направлений подготовки профессиональных кадров на основе единого реестра профессий, разработанного с учетом перспективы развития отраслей экономики, научно-технического прогресса, перепрофилирования учебных заведений начального и среднего профессионального образования с учетом потребности экономики в кадрах различной степени квалификации, интеграции средних специальных учебных заведений с учебными заведениями, реализующими программы начального профессионального образования; обеспечение государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля, устранение имеющихся деформаций в структуре высшего и среднего профессионального образования, улучшение ситуации с профессиональным самоопределением молодежи, в том числе с учетом перевода армии на контрактные принципы комплектования; координацию реализации профессиональных образовательных программ с программами профильного обучения в старшей школе, интеграцию учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе путем создания университетских комплексов; создание эффективной, независимой от образовательных учреждений системы контроля качества образования, введение стандартизированных процедур экспертизы учебных программ и учебно-методических материалов, а также тестирования студентов и преподавателей; обеспечение прозрачности академической и финансовой деятельности учебных заведений, поддержку открытых рейтингов образовательных программ и учебных заведений, разработку и использование показателей образовательной статистики и качества образования, дающих объективное представление о состоянии отрасли и сопоставимых с показателями, применяемыми в развитых странах; создание федеральных научно-образовательных центров, поддержку научных школ, создание эффективной системы поддержки ведущих вузов России, обеспечивающей их активную роль в инновационной системе страны и повышении качества образования; активизацию осуществляемых учебными заведениями научных (в том числе фундаментальных) исследований путем развития системы грантов, среднесрочных (3-5 лет) государственных заказов, долгосрочных (до 10 лет) программ; создание нормативной правовой базы, позволяющей формировать вокруг ведущих университетов сеть автономных научных институтов, инновационных парков, опытных производств, в том числе и с сохранением юридического лица, и разрешающей участие органов государственной власти различных уровней и коммерческих предприятий в финансировании и управлении такими комплексами, включение части отраслевых научно-исследовательских институтов в состав таких комплексов; поэтапную передачу большинства учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации при сохранении за федеральным центром функции программно-методического обеспечения и развития информационной и учебно-лабораторной базы учреждений, которые осуществляют подготовку обучающихся по перспективным специальностям в рамках Федеральной программы развития образования на условиях софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации; разработку нормативно-правовой базы, направленной на повышение роли и расширение участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работодателей и их объединений в управлении и финансировании учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом необходимости обеспечения потребности региональных рынков труда в кадрах, выработку оптимального механизма софинансирования этих учреждений из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников; создание условий для непрерывного образования специалистов в течение всей трудовой деятельности путем сочетания различных форм и методов обучения, применения современных информационных образовательных технологий, структурную и институциональную перестройку системы дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда; постепенное замещение финансирования текущего содержания сети учреждений профессионального образования финансированием конкретных образовательных услуг, оказываемых гражданину, из бюджетов различного уровня с учетом результатов эксперимента по финансированию высших и средних специальных учебных заведений с использованием государственных именных финансовых обязательств, введение системы образовательных субсидий и кредитов, стимулирование процесса реорганизации части государственных образовательных учреждений в государственные некоммерческие организации; расширение практики программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие образования (бюджет развития образования), включая информатизацию отрасли, развитие учебно-лабораторной базы, укрепление кадрового потенциала и инфраструктуры образовательных учреждений, дальнейшее развитие конкурсных механизмов и практики софинансирования со стороны региональных и местных бюджетов учебных заведений; повышение доступности высшего и среднего профессионального образования для военнослужащих рядового состава армии (контрактников) после завершения службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. 6.3. Трудовые отношения, занятость и миграция населения Нормально функционирующий, цивилизованный рынок труда является необходимым условием для экономического развития. Для его создания в среднесрочной перспективе необходимы: продолжение работы по приведению трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики; реализация Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, предусматривающей подготовку и реализацию комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в долгосрочной перспективе перейти к эффективной занятости населения, обеспечивать развивающиеся потребности экономики в работниках соответствующей профессиональной квалификации, а также оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда и, в конечном счете, содействовать созданию достойных материальных условий труда работников, снижению масштабов бедности; законодательная реализация запрета увязки приема на работу с обязательной регистрацией в городе или регионе нахождения места работы; разработка среднесрочного и долгосрочного прогнозов профессионально-квалификационной структуры работников, совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рынка труда в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, разработка системы профессиональных стандартов; поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума, создание экономических, организационных и других условий, обеспечивающих своевременную выплату заработной платы в полном объеме; совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав, поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан, информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости, оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав; повышение эффективности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, процедур переговорного процесса, обеспечение независимости профсоюзных организаций от работодателя; совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение действенности механизма экономической заинтересованности субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в снижении степени профессионального риска, исключение дублирования с другими видами социального страхования, создание условий для участия негосударственных страховщиков в данном виде социального страхования; реализация Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации посредством: содействия привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию исходя из интересов обеспечения экономики государства и его регионов необходимыми трудовыми ресурсами. Предполагается как содействие возвращению в Россию высококвалифицированных специалистов, так и разработка системы мер по натурализации и адаптации иммигрантов, желающих приобрести российское гражданство, вовлечению их в российский социум, усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда; разработки комплекса мер по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников из государств - участников СНГ и стран Балтии, в том числе предоставление необходимой информации об условиях переезда, возможностях приема, обустройства и проживания в Российской Федерации, развитие системы оказания образовательных услуг на территории Российской Федерации для молодежи из государств - участников СНГ и стран Балтии; оптимизации внутренних миграционных процессов и обеспечения свободного перемещения рабочей силы, разработки мер, направленных на сокращение оттока трудоспособного населения из районов Урала, Сибири и Дальнего Востока, создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в указанных регионах Российской Федерации; совершенствования законодательства Российской Федерации в области свободы передвижения, выбора места жительства, соблюдения прав и свобод человека, упрощения получения гражданства Российской Федерации, правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, а также усиления борьбы с незаконной миграцией. 6.4. Социальная поддержка населения Целями государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются: снижение бедности, смягчение ее негативных последствий, уменьшение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества; повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям исходя из принципа, обеспечивающего персонификацию социальной помощи на основе учета социально-экономических условий жизни и потребностей ее получателей; улучшение положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска; расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами. Для реализации этих целей необходимы: внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", а также принятие иных нормативных правовых актов в сфере оказания государственной социальной помощи в целях разграничения полномочий, прав и ответственности в этой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, совершенствования процедуры проверки нуждаемости в государственной социальной помощи получателей, а также использования возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации; развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью наиболее полного обеспечения ими граждан; создание условий для привлечения к оказанию социальных услуг как государственных, так и негосударственных организаций; разработка общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, использование наряду с государственным финансированием частных благотворительных средств; осуществление государственной поддержки инвалидов в рамках реализации федеральных целевых программ "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы", в том числе и аналогичных региональных целевых программ, а также подпрограммы "Детиинвалиды" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы; усиление социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также граждан, пострадавших от радиационного воздействия и других чрезвычайных обстоятельств; комплексная информатизация социальной сферы, позволяющая создать единую систему сбора, хранения и предоставления информации, характеризующей состояние социальной сферы Российской Федерации. Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация требует принятия мер, направленных на формирование государственной стратегии демографической политики России на период до 2005 года. Приоритетами в данной области должны стать: стабилизация рождаемости и укрепление семьи; улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой смертности населения. Для реализации этих приоритетов в среднесрочной перспективе необходимы: разработка механизмов материального стимулирования семей к рождению детей на основе дальнейшего совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей; разработка системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы; укрепление и развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи; создание условий для снижения смертности от таких неестественных причин, как производственный и бытовой травматизм, убийство на бытовой почве, автотранспортный несчастный случай, алкогольное и прочие отравления, а также сокращения преждевременной смертности от болезней системы кровообращения и новообразований в трудоспособном возрасте, снижения младенческой и детской смертности и усиления борьбы с болезнями социального характера - туберкулезом, гепатитом, ВИЧ-инфекцией, алкоголизмом и наркоманией. 6.5. Государственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование Главными задачами на предстоящий период являются последовательный рост уровня пенсионного обеспечения населения и финансовая устойчивость пенсионной системы. В этих целях необходимы следующие меры: проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации периодической индексации текущих пенсионных выплат и расчетного пенсионного капитала; законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан предпенсионного и пенсионного возраста; развитие законодательства, реализующего права граждан на накопительную часть трудовой пенсии; развитие актуарных методов оценки долгосрочной сбалансированности ресурсов и обязательств пенсионной системы; создание системы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при назначении и выплате пенсий, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также соответствующей инфраструктуры для обеспечения процесса формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; обеспечение участия негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования, а также подготовка соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность как страховщиков; введение профессиональных пенсионных систем на основе накопительных принципов финансирования за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых работодателем и обеспечивающих необходимый размер досрочной пенсии на период до достижения ее получателем установленного пенсионного возраста; подготовка нормативных правовых актов, устанавливающих правила создания, функционирования и регулирования деятельности профессиональных пенсионных систем. 6.6. Политика в сфере культуры На период до 2005 года главными задачами в сфере культуры будут являться сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия страны, единого культурного пространства, обеспечение доступа к культурным ценностям и услугам в сфере культуры для всех слоев населения. В этих целях необходимы: создание общероссийских систем контроля за состоянием и использованием памятников истории и культуры, сохранностью предметов музейного, архивного, библиотечного фондов и кинофонда, эффективностью работы учреждений культуры; определение порядка формирования перечня объектов культурного наследия народов Российской Федерации, рекомендуемого для включения в Список всемирного наследия; обновление библиотечных фондов и формирование на их основе электронных информационных ресурсов; внедрение компьютерных технологий для дальнейшего развития системы государственного централизованного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, создаваемой по принципу единой информационной сети; оптимизация сети учреждений культуры и искусства путем сокращения (ликвидации, объединения, передачи) и реструктуризации, акционирование киностудий (с выделением из их состава фильмофондов) и их объединение, укрупнение организаций, занимающихся реставрацией памятников истории и культуры; поэтапный переход от финансирования содержания организаций культуры по смете к финансированию их основной деятельности по договору (предоставление услуг населению в сфере культуры); создание условий для привлечения в сферу культуры и искусства ресурсов из негосударственного сектора, а также развития меценатства и спонсорства. 6.7. Развитие физической культуры и спорта высших достижений Основной задачей является создание условий для занятий физической культурой и спортом различных категорий и групп населения, позволяющих улучшить здоровье населения, изменить неблагоприятные демографические тенденции, снизить нагрузку на медицинские учреждения. Развитие физической культуры и спорта в данном контексте выступает наряду со здравоохранением как важный фактор формирования "человеческого капитала". Другой задачей является подготовка спортивного резерва и обеспечение достойного выступления сборных команд Российской Федерации, в первую очередь по олимпийским видам спорта, на главных международных соревнованиях. В этих целях необходимо: предоставить населению Российской Федерации возможность для занятий по месту жительства физической культурой и спортом, в первую очередь за счет строительства быстровозводимых многофункциональных физкультурно-оздоровительных комплексов с использованием на эти цели средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств; продолжать практику оснащения дошкольных и образовательных учреждений учебно-спортивным оборудованием и инвентарем отечественного производства; совершенствовать деятельность спортивных клубов, молодежных центров досуга и укреплять материально-техническую базу для занятий физической культурой и спортом, в том числе в общеобразовательных школах и других учебных заведениях; проводить мониторинг физической подготовки и физического развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи; обеспечить методическую поддержку информационнопропагандистской работы по формированию у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, потребности в ведении здорового образа жизни; создавать условия для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и подготовки спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта, поддержки баз олимпийской подготовки сборных команд России; разработать меры по совершенствованию законодательного регулирования развития физической культуры и спорта в Российской Федерации в условиях рыночных отношений с разделением государственных функций на федеральные и региональные; законодательно определить условия для привлечения средств на финансирование развития физической культуры и спорта из негосударственного сектора, в том числе за счет части доходов от рекламной деятельности и проведения спортивных лотерей. 7. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ Макроэкономические условия проведения реформ определяются прежде всего кредитно-денежной, налогово-бюджетной политикой, а также ценовой (тарифной) политикой в сфере естественных монополий. Важнейшим элементом, создающим предпосылки для продолжения институциональных реформ, является проведение стабильной кредитно-денежной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной валюты, сокращение инфляции при одновременном создании благоприятных условий для осуществления инвестиций в российскую экономику, успешного функционирования отечественных предприятий. Налоговая реформа и бюджетная сбалансированность - одни из ключевых элементов экономической политики, направленной на обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста. Сложившаяся налоговая система в целом выполняет свою главную функцию обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами, но в то же время не способствует в достаточной мере диверсификации экономики. Благоприятный налоговый режим не может полностью нивелировать факторы, определяющие низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, низкое качество государственных институтов и корпоративного управления, непривлекательный деловой климат). В то же время указанный режим должен внести вклад в повышение отдачи на вложенный капитал, увеличив тем самым инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики. Ускорение темпов экономического роста в России требует дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при участии государства. В условиях подъема экономики и увеличения поступлений в консолидированный бюджет темпы увеличения непроцентных бюджетных расходов не должны превышать темпы экономического роста. Необходимо проведение бюджетной реформы, обеспечивающей оптимизацию государственных обязательств, повышение результативности и эффективности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Требуется обеспечить устойчивость бюджетной системы в условиях высокой зависимости от внешнеэкономических факторов, а также прозрачность процедур планирования, осуществления и оценки результатов бюджетных расходов. Одним из важнейших условий развития предпринимательства является предсказуемость политики государства по регулированию цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которая должна быть ориентирована на снижение энергоемкости экономики, привлечение инвестиций в инфраструктурные отрасли на принципах конкуренции, недопущение необоснованного роста издержек. 7.1. Денежно-кредитная политика Главной целью денежно-кредитной политики в ближайшие три года является снижение инфляции без ущерба для устойчивости экономического роста. Предполагается последовательное снижение темпов инфляции с 15 процентов в 2002 году до 5,5-7,5 процента в 2006 году. Снижение инфляции должно быть обеспечено не только мерами денежно-кредитной политики, но и мерами государственного контроля за проводимыми структурными преобразованиями (в том числе тарифной политикой в сфере естественных монополий). Динамика обменного курса рубля будет определяться как внешними условиями, так и политикой Банка России, направленной на то, чтобы в благоприятные для платежного баланса периоды темпы роста реального курса рубля не превышали роста производительности труда, а в случае временного ослабления платежного баланса не происходило значительной девальвации рубля. Кроме того, необходимо принятие следующих мер: создание условий для полной конвертируемости рубля; сочетание контроля за исполнением основных параметров денежной программы с более активным управлением ликвидностью банковской системы на основе развития инструментов денежно-кредитного регулирования; постепенный переход к более активному использованию процентной политики для обеспечения макроэкономической стабильности; реализация денежно-кредитной политики в условиях режима плавающего валютного курса, позволяющего обеспечить соответствие курса рубля фундаментальным экономическим факторам, поддерживать объем золотовалютных резервов страны на необходимом уровне; сглаживание неоправданно резких колебаний обменного курса на внутреннем валютном рынке. 7.2. Налоговая политика Приоритетом налоговой политики в среднесрочной перспективе должна стать разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость и средние ставки единого социального налога, а также сделать эффективным налоговое администрирование и одновременно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков. Основные направления реформирования налоговой системы в среднесрочный период будут включать: совершенствование администрирования отдельных налогов (прежде всего налога на добавленную стоимость и единого социального налога), снижение бремени налогового администрирования (в том числе в части налогового учета); снижение с 2004 года базовой ставки налога на добавленную стоимость до 18 процентов; введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих систему налогообложения для участников соглашений о разделе продукции; упрощение порядка подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам и при осуществлении международных перевозок грузов, а также последующего возмещения налога на добавленную стоимость; реформирование отдельных видов налогов и отмену неэффективных налогов и сборов, в частности: совершенствование системы поимущественных налогов (с введением с 2004-2005 годов соответствующих глав Налогового кодекса Российской Федерации) за счет сокращения перечня налогооблагаемого имущества, пересмотр принципов оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, переход на налогообложение земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, обеспечение возможности перехода в перспективе к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог; отмену с 1 января 2004 г. налога с продаж; пересмотр перечня региональных и местных налогов и сборов, включая отмену целевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора за парковку автотранспорта; совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов, имея в виду введение водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; установление особого режима налогообложения судовладельцев, эксплуатирующих суда, включенные в международный реестр морских судов; снижение с 2005 года налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения эффективной ставки единого социального налога (при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы). 7.3. Бюджетная политика Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный период являются стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения. Для достижения этих целей необходимо принятие следующих мер: закрепление доходных и разграничение расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочной основе; формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования; выработка критериев эффективности бюджетных расходов и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры; завершение процесса перевода региональных и муниципальных бюджетов на казначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюджетов; создание действенного механизма для перевода средств региональных и местных внебюджетных фондов в бюджеты соответствующих уровней; отмена законодательных решений, финансовое обеспечение которых становится невозможным в рамках существующих доходных ограничений; ограничение роста непроцентных расходов; оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из условия выполнения ими государственных функций и задач; обеспечение контроля со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений. Преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска, ставящим управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, а также от сохраняющихся рисков ограничения доступа на внешние рынки заимствований по не зависящим от Российской Федерации причинам. В этой связи приоритет при осуществлении государственных заимствований должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям. Политика в области государственного долга в среднесрочной перспективе будет базироваться на следующих принципах: снижение расходов на обслуживание государственного долга; завершение урегулирования долга бывшего СССР; увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга; ограничение принятия новых обязательств по привлечению кредитов иностранных государств и займов международных финансовых организаций; прекращение заимствования по неэффективно используемым займам; концентрация привлекаемых средств на реализацию проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение; размер государственного долга и его структура должны обеспечивать выполнение Российской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию, а также гарантированную возможность рефинансирования долга независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период; активное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и стоимости его обслуживания; увеличение сроков рыночных внутренних заимствований без существенного роста доходности инструментов, в том числе с целью формирования уровня процентных ставок по субфедеральным и корпоративным займам, повышение ликвидности рынка государственных ценных бумаг за счет увеличения объемов новых выпусков; разработка и внедрение новых видов государственных облигаций с учетом интересов различных групп инвесторов, в том числе в связи с проведением пенсионной реформы. Для снижения зависимости экономики и федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры предусматривается создание в федеральном бюджете стабилизационного фонда за счет накопления дополнительных доходов бюджета, связанных с благоприятной мировой ситуацией на рынке нефти. Создание стабилизационного фонда позволит обеспечить выполнение государственных обязательств независимо от мировой конъюнктуры на товары сырьевого экспорта. Механизм формирования и расходования стабилизационного фонда будет определен в законодательном порядке. 7.4. Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий Главной целью политики государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий является поддержание баланса между необходимостью стимулирования снижения энерго- и ресурсоемкости экономики, поддержанием конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках и уровнем жизни населения при обеспечении эффективного функционирования субъектов естественных монополий. Необходимо сформировать механизм контроля за экономической обоснованностью затрат естественных монополий на основе анализа бюджетов субъектов естественных монополий (в том числе программ снижения издержек и инвестиционных программ). Предельные уровни изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий должны утверждаться ежегодно, данный процесс необходимо синхронизировать с подготовкой федерального и региональных бюджетов. Индексация цен (тарифов) не должна превышать темпов инфляции. Принимаемые с учетом этого принципа решения должны в течение года вступать в силу поэтапно на основе индексов потребительских цен за предшествующий период. Пересмотр цен (тарифов) должен осуществляться одновременно с принятием мер по адресной социальной защите малоимущих слоев населения. Особое значение имеет тарифная политика по ценам на газ. Исходя из прогнозируемых объемов спроса на газ на внутреннем и внешнем рынках, необходимые объемы его добычи могут быть достигнуты при условии поэтапного роста цен на газ на внутрироссийском рынке. Заниженный уровень цен на газ сдерживает рост производства и предложения газа, ведет к искажению структуры топливного баланса, расточительному использованию газа, прежде всего в качестве топливного ресурса. Учитывая, что основными потребителями газа являются электроэнергетика и жилищно-коммунальное хозяйство, повышение цен на газ должно обеспечивать возможность снижения инфляции. 8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ожидаемые результаты реализации Программы включают: повышение уровня жизни населения и сокращение бедности на основе ускорения экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной сферы; повышение конкурентоспособности российской экономики; снижение макроэкономических рисков; формирование модели долгосрочного развития, базирующейся на диверсификации экономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда. Оценка темпов экономического роста в результате осуществления Программы основана на: ожидаемой активизации инвестиционной деятельности за счет собственных и привлеченных средств с учетом снижения связанных с инвестициями административных и налоговых издержек; предполагаемом повышении эффективности использования факторов производства, в частности росте производительности труда; преодолении кризисных тенденций в мировой экономике. Главным дополнительным источником инвестиций будет служить сокращение оттока российского капитала благодаря мерам по улучшению инвестиционного климата - оптимизации налоговой нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию инфраструктуры. В течение прогнозного периода в российской экономике сохранится высокая норма валовых сбережений - 28-30 процентов валового внутреннего продукта. Следует ожидать, что выполнение программы повысит норму валовых накоплений с 21 процента валового внутреннего продукта в 2002 году до 23 процентов в 2005 году. Это обеспечит опережающий рост инвестиций в основной капитал в размере не менее 8 процентов в год. Инвестиционные ресурсы предприятий будут увеличиваться как за счет собственных средств в результате роста доходов от экономической деятельности и сокращения налоговой нагрузки, так и благодаря расширению возможностей привлечения средств отечественных и зарубежных финансовых институтов. Объем располагаемой прибыли по прогнозу увеличится в номинальном выражении за 2003-2005 годы в 1,61-1,82 раза, а объем амортизации в 1,46 раза. Таким образом, с учетом увеличения доли располагаемой прибыли, используемой на инвестиции, с 54,7 до 58,6 процента и доли амортизации, используемой на инвестиции, с 64 до 65,5 процента собственные средства, используемые на инвестиции, возрастут в 1,61-1,73 раза. Примерно такими же темпами будут возрастать и объемы средств, привлекаемых за счет кредитов банков, активизации деятельности инвестиционных институтов, в том числе иностранных инвесторов, компенсируя тем самым некоторое снижение доли бюджетных средств. Опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг будет способствовать повышению конкурентоспособности отраслей с высокой долей добавленной стоимости, а развитие финансового сектора - эффективному использованию для инвестирования в них сбережений высокорентабельных сырьевых секторов и населения. В результате номинальный объем средств, используемых на инвестиции, возрастет за 2003-2005 годы в 1,66-1,71 раза, что соответствует с учетом индекса роста цен реальному росту инвестиций в 1,26-1,29 раза. Стимулирование инновационной активности, повышение качества корпоративного управления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в секторе услуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг в секторе государственного управления позволят обеспечить повышение производительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет. В результате темпы экономического роста составят 5-6 процентов в 2006 году и 15-18 процентов за трехлетний период (с 2003 по 2005 год) в целом (в зависимости от внешнеэкономических условий). Это позволит рассчитывать на ускорение экономического роста после 2008 года до уровня более 7 процентов. Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальной сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2005 году увеличатся по сравнению с 2002 годом на 24-28 процентов. При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальная заработная плата возрастет на 30-34 процента. Будут созданы предпосылки для стабилизации численности населения на основе как воспроизводственных, так и миграционных компонентов, преодоления деформаций в структуре распределения доходов населения. Ускоренное развитие сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и социальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления. Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к потребительскиориентированному экономическому росту. Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится с 25 процентов в 2002 году до 19-20 процентов в 2005 году. Прогнозируемое повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг будет проявляться прежде всего в снижении прироста импорта потребительских товаров по отношению к общему увеличению конечного внутреннего спроса и в росте доли несырьевого экспорта в его совокупном объеме. Объем импорта товаров инвестиционного назначения будет расти более высокими темпами. Предусматриваемые Программой меры по стимулированию инновационной активности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости будут способствовать освоению новых внешних рынков высокотехнологичной продукции. Ожидается, что доля машинотехнической продукции в экспорте товаров возрастет к 2005 году до 9,7 процента и до 11 процентов в 2008 году против 9,3 процента в 2002 году (в сопоставимых условиях 2002 года). Обеспечение макроэкономической стабильности будет основой устойчивости экономического развития в целом. Прохождение пиков долговых платежей в 2003 и 2005 годах, обусловленное сохранением бюджетного профицита при относительно высоких ценах на нефть, позволит добиться дальнейшего снижения долговой нагрузки, что облегчит решение задач социально-экономического развития в последующие годы. В частности, соотношение государственного долга и валового внутреннего продукта уменьшится до 24-25 процентов к началу 2006 года, а платежи по обслуживанию снижения долга не будут превышать с 2006 года 31 процента доходов федерального бюджета. Сохранение благоприятной динамики платежного баланса за счет сокращения чистого оттока капитала, роста несырьевого экспорта и активизации импортозамещения позволит поддерживать валютные резервы Центрального банка Российской Федерации на уровне, существенно превышающем сумму шестимесячного импорта и годовых платежей по внешнему долгу. При этом Центральный банк Российской Федерации будет в состоянии стабилизировать ситуацию на валютном рынке, поддерживая равновесие между необходимостью снижения инфляции и недопущением чрезмерного удорожания рубля в условиях профицита платежного баланса. Согласно оценкам, реальный эффективный обменный курс возрастет за три года примерно на 20-23 процента, оставаясь ниже показателей 1998 года. При этом паритет покупательной способности в 2005 году будет составлять около 40 процентов от значений номинального обменного курса. Переход к рыночным принципам ценообразования в отраслях естественных монополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, а также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен на нефть обеспечит снижение инфляции до 6,5-8,5 процента в 2005 году с последующим снижением до 5-7 процентов в течение 2006-2008 годов. Этот процесс будет происходить на фоне повышения привлекательности рублевых активов и соответствующего спроса на деньги, что позволит добиться снижения реальных процентных ставок по кредитным ресурсам. Совокупность макроэкономических показателей и результатов институциональных реформ сделает возможным присвоение России инвестиционного рейтинга в 2005- 2006 годах, что приведет к дополнительному притоку долгосрочных инвестиционных ресурсов и позволит повысить устойчивость экономического роста. Реализация Программы позволит запустить новый механизм устойчивого роста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее структуры. Базовым фактором этого процесса станет повышение привлекательности секторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочных инвестиционных вложений. Мероприятия Программы по реформированию естественных монополий и сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут стимулировать процесс энергосбережения. Удельная энергоемкость валового внутреннего продукта снизится в 2003-2005 годах на 9-10 процентов. Примерно половина указанной величины снижения энергоемкости валового внутреннего продукта будет обеспечена вследствие изменения отраслевой структуры экономики и увеличения доли менее энергоемких отраслей и производств, около 30 процентов - за счет технологических направлений энергосбережения, а 20 процентов - благодаря организационнотехническим мероприятиям по сокращению потерь и непроизводительного расходования энергоресурсов. Повышение энергоэффективности станет одним из главных рычагов диверсификации российской экономики и ухода от сырьевой специализации. Производство первичных энергоресурсов в 2005 году возрастет до 1575-1625 млн.т в условном эквиваленте, или на 11,6-15,5 процента к уровню 2000 года, что в 1,3-1,8 раза ниже прироста валового внутреннего продукта. Прирост производства электроэнергии составит за тот же период всего 6-8 процентов. В экономике произойдет структурный сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей. Если в 2000 году доля добывающих отраслей в промышленном производстве составляла 50,4 процента, а обрабатывающих - 49,6 процента, то в 2005 году это соотношение (в ценах 2002 года) составит 48,2 и 51,8 процента соответственно. При этом наибольший прирост будет достигнут в машиностроении и металлообработке (рост с 18,8 до 20,5 процента), что станет результатом опережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом, увеличения доли экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения на рынках товаров длительного пользования для населения. Кроме того, прогнозируется увеличение доли услуг в производстве валового внутреннего продукта, прежде всего за счет развития малого предпринимательства (в основном в сферах бытовых услуг, туризма, профессиональных услуг и в финансовом секторе) и повышения конкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспорта и связи). ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ --------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2000 год | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2008 | | | | год | год | год | год | год | год | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Инфляция | 20,2 | 18,6 | 15,1 | 10-12 | 8-10 | 6,5- | 5-7 | | (прирост), в пpоц. | | | | | | 8,5 | | | к декабрю | | | | | | | | | предыдущего года | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | ВВП (прирост), в | 10,0 | 5,0 | 4,3 | 5,9 | 3,8-5,2 | 4,8- | 5,0- | | пpоц. к предыдущему | | | | | | 5,9 | 6,5 | | году | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Структура | | | | | | | | | производства ВВП, | | | | | | | | | пpоц.: | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | производство | 40,2 | 38,3 | 36,5 | 35,7 | 35,4 | 35,1 | 34,4 | | товаров | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | производство | 49,2 | 51,0 | 54,0 | 53,4 | 53,8 | 54,1 | 54,8 | | услуг | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Продукция | 11,9 | 4,9 | 3,7 | 5,9 | 3,6-4,7 | 4,0- | 4,6- | | промышленности, | | | | | | 5,2 | 5,7 | | прирост в пpоц. к | | | | | | | | | предыдущему году | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Структура | | | | | | | | | промышленного | | | | | | | | | производства, пpоц.: | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | доля добывающих | 50,4 | 48,1 | 49,0 | 49,4 | 48,9 | 48,2 | 45,7 | | отраслей | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | доля | 49,6 | 51,9 | 51,0 | 50,6 | 51,1 | 51,8 | 54,3 | | обрабатывающих | | | | | | | | | отраслей | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Продукция | 7,7 | 7,5 | 1,7 | 1,0 | 3,5-4,0 | 3,5- | 3,5- | | сельского | | | | | | 4,0 | 4,0 | | хозяйства, | | | | | | | | | прирост в пpоц. к | | | | | | | | | предыдущему году | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Инвестиции в | 17,4 | 8,7 | 2,6 | 9,3 | 6,6-8,0 | 8,2- | 8,2- | | основной капитал, | | | | | | 9,2 | 9,5 | | прирост в пpоц. к | | | | | | | | | предыдущему году | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Иностранные | 4,4 | 4,0 | 4,0 | 6,5 | 7,1-7,8 | 7,8- | 10-12 | | инвестиции | | | | | | 8,5 | | | (прямые), млрд. | | | | | | | | | долл. США | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Экспорт товаров, | 105,0 | 101,9 | 107,2 | 124,9 | 113,2- | 114,6- | 126- | | млрд. долл. США | | | | | 125 | 131,4 | 153 | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Структура | | | | | | | | | экспорта, пpоц.: | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | сырье и | 91,4 | 89,8 | 90,7 | 91,3 | 90,7 | 90,3 | 89,0 | | материалы | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | машинотехническая | 8,6 | 10,2 | 9,3 | 8,7 | 9,3 | 9,7 | 11,0 | | продукция | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Импорт товаров, | 44,9 | 53,8 | 61,0 | 71,0 | 76,2- | 81,8- | 98- | | млрд. долл. США | | | | | 78,4 | 86,5 | 112 | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Уровень | | | | | | | | | безработицы, в пpоц. | | | | | | | | | к экономически | | | | | | | | | активному | | | | | | | | | населению | | | | | | | | | (среднегодовой): | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | общая | 10,5 | 9,0 | 8,0 | 8,3 | 8,4-8,0 | 8,2- | 7,1- | | | | | | | | 7,9 | 7,2 | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | официально | 1,5 | 1,5 | 1,7 | 2,2 | 2,5-2,4 | 2,4- | 2,0 | | зарегистрированная | | | | | | 2,2 | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Реальные | 111,9 | 108,5 | 109,9 | 109,2 | 106,7- | 106,7- | 106,5 | | располагаемые | | | | | 108,1 | 108,1 | - | | доходы населения, | | | | | | | 108,0 | | в пpоц. к предыдущему| | | | | | | | | году | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Расходы | 14,1 | 14,6 | 15,6 | 15,1 | 14,3 | 13,5 | 13,0 | | федерального | | | | | | | | | бюджета, в проц. от | | | | | | | | | ВВП | | | | | | | | |----------------------|-------------|---------|----------|---------|----------|---------|--------| | Расходы | 25,8 | 25,8 | 28,1 | 26,5 | 24,8 | 23,2 | 22,5 | | консолидированного | | | | | | | | | бюджета, в проц. от | | | | | | | | | ВВП | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------- Страницы: 1 2 |