О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 25.07.03 СА-6-04/825

                 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
                   ДОХОДОВ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
 
                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                           25 июля 2003 г.
                            N СА-6-04/825
 
                                 (Д)
 
 
     Министерство Российской  Федерации  по налогам и сборам в связи с
поступающими  запросами  налоговых  органов  по  применению  отдельных
положений Федерального    закона    от    26.10.2002   N   127-ФЗ   "О
несостоятельности  (банкротстве)"   (далее   -   Федерального   закона
N 127-ФЗ) сообщает следующее.
     1. В соответствии со статьей  20  Федерального  закона  N  127-ФЗ
арбитражным  управляющим  может  быть  гражданин Российской Федерации,
который  соответствует  следующим   требованиям:   зарегистрирован   в
качестве  индивидуального  предпринимателя;  имеет высшее образование;
имеет стаж руководящей работы не менее чем два  года  в  совокупности;
сдал   теоретический   экзамен  по  программе  подготовки  арбитражных
управляющих;  прошел  стажировку  сроком  не  менее  шести  месяцев  в
качестве  помощника  арбитражного управляющего;  не имеет судимости за
преступления в  сфере  экономики,  а  также  за  преступления  средней
тяжести,  тяжкие и особо тяжкие преступления; является членом одной из
саморегулируемых организаций.  Названный Федеральный  закон  N  127-ФЗ
вступает в силу в соответствии со статьей 231 закона.
     Согласно пункту  3  статьи  24  Федерального  закона   N   127-ФЗ
арбитражный управляющий,  утвержденный арбитражным судом,  имеет право
подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении  исполнения
своих  обязанностей.  Арбитражный  управляющий  имеет  право  выйти из
состава  членов   одной   саморегулируемой   организации   арбитражных
управляющих  и  вступить в другую.  Порядок возврата ранее уплаченного
взноса в компенсационный фонд при выходе арбитражного управляющего  из
состава   членов   саморегулируемой  организации  Федеральным  законом
N 127-ФЗ не определен.
     Статьей 21  Федерального закона N 127-ФЗ установлено,  что статус
саморегулируемой  организации  арбитражных  управляющих  приобретается
некоммерческой  организацией  с даты включения указанной организации в
единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных
управляющих.  Распоряжением  Федеральной  службы России по финансовому
оздоровлению и банкротству  от  21.11.2002  N  150-р  "Об  утверждении
временного   положения  о  порядке  ведения  единого  государственного
реестра саморегулируемых организаций" утверждено Временное положение о
порядке  ведения  единого  государственного  реестра  саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих.
     Одним из  оснований  для  включения  некоммерческой организации в
единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных
управляющих  является  наличие  компенсационного фонда или имущества у
общества взаимного страхования,  которые формируются  исключительно  в
денежной  форме  за счет взносов членов в размере не менее чем 50 тыс.
рублей на каждого члена. Таким образом, статьей 21 Федерального закона
N  127-ФЗ  для  членов  саморегулируемой организации - физических лиц,
зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей по  виду
деятельности "арбитражный управляющий", определена только обязательная
сумма разового взноса в  компенсационный  фонд  данной  организации  в
размере не менее 50 тыс. рублей.
     Расходование средств   компенсационного   фонда   имеет   целевое
назначение,   а   именно:   компенсационный   фонд   предназначен  для
финансового  обеспечения  ответственности   по   возмещению   убытков,
причиненных    членами    саморегулируемых   организаций   арбитражных
управляющих при исполнении ими обязанностей арбитражного  управляющего
(пункт 2 статьи 21 и пункт 2 статьи 22 Федерального закона N 127-ФЗ).
     Согласно пункту  1  статьи  221  Налогового  кодекса   Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  при  исчислении налоговой базы право на
получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики -
индивидуальные  предприниматели в сумме фактически произведенных ими и
документально подтвержденных  расходов,  непосредственно  связанных  с
извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к
вычету,  определяется  налогоплательщиком  самостоятельно  в  порядке,
аналогичном  порядку  определения  расходов для целей налогообложения,
установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
     Пунктом 29 статьи 264 Кодекса установлено,  что взносы,  вклады и
иные обязательные платежи,  уплачиваемые некоммерческим  организациям,
если  уплата  таких  взносов,  вкладов  и  иных  обязательных платежей
является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками -
плательщиками  таких взносов,  вкладов или иных обязательных платежей,
относятся   к   прочим   расходам,    связанным    с    осуществлением
предпринимательской деятельности.
     В силу     того,     что     индивидуальный      предприниматель,
зарегистрированный   по  виду  деятельности  в  качестве  арбитражного
управляющего,  может быть  назначен  арбитражным  судом  на  должность
арбитражного  управляющего,  если  он является членом саморегулируемой
организации,  то фактически уплаченный взнос  в  компенсационный  фонд
следует  рассматривать  как  обязательный,  а  также  как  условие для
осуществления деятельности  в  качестве  арбитражного  управляющего  с
отнесением его в состав профессиональных налоговых вычетов по элементу
прочие  расходы,  связанные   с   осуществлением   предпринимательской
деятельности.  Пунктом  4  статьи  231  Федерального  закона  N 127-ФЗ
установлено,  что в течение года со дня вступления в  силу  названного
Федерального   закона   могут   быть   утверждены   арбитражным  судом
арбитражными управляющими в делах о банкротстве  лица,  не  являющиеся
членами одной из саморегулируемых организаций.
     На основании пункта 2 статьи  22  Федерального  закона  N  127-ФЗ
саморегулируемая    организация    арбитражных   управляющих   обязана
разрабатывать и устанавливать требования,  предъявляемые к арбитражным
управляющим,  желающим вступить в саморегулируемую организацию.  Одним
из таких требований может быть определение  размера  вступительного  и
(или)   годового   взноса,  уплачиваемого  арбитражным  управляющим  в
саморегулируемую  организацию,  определенных  внутренними  документами
саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
     Согласно пункту 34 статьи 270 Кодекса при  определении  налоговой
базы   не   учитываются   расходы  в  виде  сумм  целевых  отчислений,
произведенных налогоплательщиком на цели,  указанные в пункте 2 статьи
251  Кодекса.  Пунктом  2  статьи  251  Кодекса  установлено,  что при
определении налоговой  базы  не  учитываются  целевые  поступления  на
содержание   некоммерческих   организаций   и   ведение  ими  уставной
деятельности,  поступившие безвозмездно от других организаций и  (или)
физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К  указанным  целевым  поступлениям   на   содержание   некоммерческих
организаций   и   ведение   ими   уставной   деятельности   относятся:
осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации
о  некоммерческих организациях вступительные взносы,  членские взносы,
целевые  взносы  и  отчисления  в  публично-правовые  профессиональные
объединения,  построенные  на принципе обязательного членства,  паевые
вклады,  а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации.
     Таким образом,  вступительный  и   годовой   взносы,   уплаченные
арбитражным  управляющим  с  целью  принятия  в члены саморегулирующей
организации, не включаются в состав профессиональных налоговых вычетов
в  целях уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц,
а уплачиваются управляющим за счет средств,  оставшихся  после  уплаты
налога на доходы.
     2. В соответствии с пунктом 6 статьи  20  Федерального  закона  N
127-ФЗ арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных
управляющих,  административных управляющих,  внешних  управляющих  или
конкурсных  управляющих  арбитражные  управляющие,  которые  не  имеют
заключенных договоров страхования ответственности на случай причинения
убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
     Учитывая, что страхование  ответственности,  которое  арбитражный
управляющий  обязан заключить в соответствии со статьей 8 Федерального
закона N 127-ФЗ,  является условием  осуществления  налогоплательщиком
деятельности,  то  уплаченные  суммы  страховых  взносов  по договорам
страхования ответственности за причинение  вреда  относятся  в  состав
расходов,  учитываемых  при  определении  налоговой  базы по налогу на
доходы согласно статье 263 Кодекса.

Действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
                                                           С.Х. АМИНЕВ
25 июля 2003 г.
N СА-6-04/825