ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (РЕДАКЦИЯ НА 07.07.2003.). Закон. Президент РФ. 24.06.99 120-ФЗ


Страницы: 1  2  


   
            ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
                 И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
                       (Редакция на 07.07.2003)
   
                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                       ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ

                           24 июня 1999 г.
                               N 120-ФЗ

                                (ЮИАИ)


   

     Принят Государственной Думой       21 мая 1999 года
     Одобрен Советом Федерации          9 июня 1999 года
   
     Настоящий Федеральный   закон   в   соответствии  с  Конституцией
Российской Федерации и общепризнанными  нормами  международного  права
устанавливает основы правового регулирования отношений,  возникающих в
связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и  правонарушений
несовершеннолетних.

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


                      Статья 1. Основные понятия

     Для целей  настоящего  Федерального  закона применяются следующие
основные понятия:
     несовершеннолетний -  лицо,  не  достигшее  возраста восемнадцати
лет;
     безнадзорный -   несовершеннолетний,   контроль   за   поведением
которого   отсутствует   вследствие   неисполнения  или  ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию
со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
     беспризорный - безнадзорный,  не имеющий места жительства и (или)
места пребывания;
     несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,  -
лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в
обстановке,  представляющей опасность для его жизни или здоровья  либо
не  отвечающей  требованиям  к  его  воспитанию  или содержанию,  либо
совершает правонарушение или антиобщественные действия;
     антиобщественные действия   -    действия    несовершеннолетнего,
выражающиеся  в  систематическом  употреблении  наркотических средств,
психотропных  и  (или)  одурманивающих  веществ,  спиртных   напитков,
занятии проституцией,  бродяжничеством или попрошайничеством,  а также
иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
     семья, находящаяся   в  социально  опасном  положении,  -  семья,
имеющая детей,  находящихся в социально  опасном  положении,  а  также
семья,  где  родители или законные представители несовершеннолетних не
исполняют своих  обязанностей  по  их  воспитанию,  обучению  и  (или)
содержанию  и  (или)  отрицательно влияют на их поведение либо жестоко
обращаются с ними;
     индивидуальная профилактическая    работа   -   деятельность   по
своевременному выявлению несовершеннолетних  и  семей,  находящихся  в
социально  опасном  положении,  а также по их социально-педагогической
реабилитации и (или) предупреждению совершения  ими  правонарушений  и
антиобщественных действий;
     профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних -
система социальных,  правовых, педагогических и иных мер, направленных
на  выявление  и   устранение   причин   и   условий,   способствующих
безнадзорности,  беспризорности,  правонарушениям  и  антиобщественным
действиям  несовершеннолетних,   осуществляемых   в   совокупности   с
индивидуальной   профилактической   работой  с  несовершеннолетними  и
семьями, находящимися в социально опасном положении.


          Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности
           по профилактике безнадзорности и правонарушений
                          несовершеннолетних

     1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних являются:
     предупреждение безнадзорности,  беспризорности,  правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних,  выявление и  устранение
причин и условий, способствующих этому;
     обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
     социально-педагогическая реабилитация         несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении;
     выявление и  пресечение  случаев  вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений и антиобщественных действий.
     2. Деятельность  по  профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма,
гуманного   обращения   с   несовершеннолетними,   поддержки  семьи  и
взаимодействия с ней,  индивидуального подхода к несовершеннолетним  с
соблюдением конфиденциальности полученной информации,  государственной
поддержки деятельности органов местного самоуправления и  общественных
объединений    по   профилактике   безнадзорности   и   правонарушений
несовершеннолетних,  обеспечения  ответственности  должностных  лиц  и
граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

                Статья 3. Законодательство Российской
               Федерации о профилактике безнадзорности
                 и правонарушений несовершеннолетних

     Законодательство Российской Федерации,  регулирующее деятельность
по  профилактике  безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних,
основывается  на  Конституции  Российской  Федерации,   общепризнанных
нормах  международного  права  и  состоит  из  настоящего Федерального
закона,  других федеральных законов и иных нормативных правовых  актов
Российской  Федерации,  законов и нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.

                Статья 4. Органы и учреждения системы
                     профилактики безнадзорности
                 и правонарушений несовершеннолетних

     1. В   систему   профилактики   безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних  входят  комиссии  по  делам  несовершеннолетних  и
защите их прав,  образуемые в порядке, установленном законодательством
Российской  Федерации   и   законодательством   субъектов   Российской
Федерации,  органы  управления  социальной  защитой населения,  органы
управления образованием,  органы опеки  и  попечительства,  органы  по
делам  молодежи,  органы  управления  здравоохранением,  органы службы
занятости, органы внутренних дел.
     2. В органах,  указанных в пункте 1 настоящей статьи,  в порядке,
установленном     законодательством     Российской     Федерации     и
законодательством  субъектов  Российской Федерации,  могут создаваться
учреждения,   осуществляющие   отдельные   функции   по   профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
     3. Участие  в  деятельности  по  профилактике  безнадзорности   и
правонарушений   несовершеннолетних   других   органов,  учреждений  и
организаций  осуществляется  в  пределах  их  компетенции  в  порядке,
установленном   законодательством   Российской   Федерации   и   (или)
законодательством субъектов Российской Федерации.


       Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится
                индивидуальная профилактическая работа

     1. Органы  и  учреждения  системы  профилактики  безнадзорности и
правонарушений     несовершеннолетних     проводят      индивидуальную
профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
     1) безнадзорных или беспризорных;
     2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
     3) содержащихся   в   социально-реабилитационных   центрах    для
несовершеннолетних,   социальных   приютах,   центрах   помощи  детям,
оставшимся без попечения родителей,  специальных учебно-воспитательных
и других учреждениях для несовершеннолетних,  нуждающихся в социальной
помощи и (или) реабилитации;
     4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества
без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
     5) совершивших    правонарушение,   повлекшее   применение   меры
административного взыскания;
     6) совершивших правонарушение до достижения возраста,  с которого
наступает административная ответственность;
     7) освобожденных  от уголовной ответственности вследствие акта об
амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда
признано,  что  исправление  несовершеннолетнего может быть достигнуто
путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
     8) совершивших   общественно   опасное  деяние  и  не  подлежащих
уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого
наступает  уголовная  ответственность,  или  вследствие  отставания  в
психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
     9) обвиняемых или  подозреваемых  в  совершении  преступлений,  в
отношении которых избраны меры пресечения,  не связанные с заключением
под стражу;
     10) условно-досрочно   освобожденных   от   отбывания  наказания,
освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в  связи  с
помилованием;
     11) получивших  отсрочку   отбывания   наказания   или   отсрочку
исполнения приговора;
     12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной  системы,
вернувшихся  из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого
типа,  если они в период пребывания в указанных учреждениях  допускали
нарушения  режима,  совершали  противоправные  деяния  и  (или)  после
освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или)
нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
     13) осужденных за совершение преступления небольшой  или  средней
тяжести   и   освобожденных   судом   от   наказания   с   применением
принудительных мер воспитательного воздействия;
     14) осужденных   условно,   осужденных  к  обязательным  работам,
исправительным работам  или  иным  мерам  наказания,  не  связанным  с
лишением свободы.
     2. Органы и  учреждения  системы  профилактики  безнадзорности  и
правонарушений      несовершеннолетних     проводят     индивидуальную
профилактическую   работу   в   отношении   родителей   или   законных
представителей   несовершеннолетних,   если  они  не  исполняют  своих
обязанностей по их воспитанию,  обучению и (или)  содержанию  и  (или)
отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
     3. Индивидуальная профилактическая работа с  лицами,  которые  не
указаны  в пунктах 1 и 2 настоящей статьи,  может проводиться в случае
необходимости  предупреждения   правонарушений   либо   для   оказания
социальной  помощи  и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия
руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.

                    Статья 6. Основания проведения
                индивидуальной профилактической работы

     Основаниями проведения индивидуальной профилактической  работы  в
отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей
являются  обстоятельства,   предусмотренные   статьей   5   настоящего
Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:
     1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или  законных
представителей   об   оказании  им  помощи  по  вопросам,  входящим  в
компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
     2) приговор, определение или постановление суда;
     3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав,  прокурора,  следователя,  органа дознания или начальника органа
внутренних дел;
     4) документы,  определенные  настоящим  Федеральным  законом  как
основания    помещения   несовершеннолетних   в   учреждения   системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     5) заключение,  утвержденное  руководителем органа или учреждения
системы     профилактики     безнадзорности      и      правонарушений
несовершеннолетних,   по   результатам   проведенной  проверки  жалоб,
заявлений или других сообщений.

              Статья 7. Сроки проведения индивидуальной
                       профилактической работы

     Индивидуальная профилактическая      работа      в      отношении
несовершеннолетних,   их   родителей   или   законных   представителей
проводится в сроки,  необходимые для оказания социальной и иной помощи
несовершеннолетним,    или    до    устранения   причин   и   условий,
способствовавших безнадзорности,  беспризорности,  правонарушениям или
антиобщественным  действиям  несовершеннолетних,  или  достижения  ими
возраста  восемнадцати  лет,  или  наступления  других  обстоятельств,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.


         Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится
                индивидуальная профилактическая работа

     1. Несовершеннолетним,  их родителям или законным представителям,
в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа,
обеспечиваются   права   и   свободы,   гарантированные   Конституцией
Российской Федерации,  Конвенцией ООН о правах ребенка, международными
договорами Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом, иными
нормативными   правовыми   актами  Российской  Федерации,  законами  и
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
     2. Несовершеннолетние,    находящиеся   в   учреждениях   системы
профилактики  безнадзорности  и   правонарушений   несовершеннолетних,
пользуются правами,  указанными в пункте 1 настоящей статьи, а также в
установленном порядке имеют право на:
     уведомление родителей или  законных  представителей  о  помещении
несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и
правонарушений  несовершеннолетних.  При  наличии  сведений  о   месте
жительства  или месте пребывания родителей или законных представителей
информация о  помещении  несовершеннолетнего  в  указанное  учреждение
должна  быть направлена им в течение 12 часов с момента его помещения,
а при отсутствии сведений  о  родителях  или  законных  представителях
указанное  уведомление  в  течение  трех  суток  с  момента  помещения
несовершеннолетнего направляется в орган опеки и попечительства по его
последнему месту жительства;
     получение информации  о  целях  своего  пребывания  в  учреждении
системы     профилактики     безнадзорности      и      правонарушений
несовершеннолетних,  правах  и  об  обязанностях,  основных  правилах,
регулирующих внутренний распорядок в данном учреждении;
     обжалование решений,  принятых  работниками  органов и учреждений
системы     профилактики     безнадзорности      и      правонарушений
несовершеннолетних,  в  вышестоящие  органы указанной системы,  органы
прокуратуры и суд;
     гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;
     поддержание связи  с  семьей  путем  телефонных   переговоров   и
свиданий без ограничения их количества;
     получение посылок,  бандеролей,  передач, получение и отправление
писем и телеграмм без ограничения их количества;
     обеспечение бесплатным  питанием,  одеждой,  обувью   и   другими
предметами вещевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством
Российской Федерации;
     обеспечение бесплатной  юридической помощью с участием адвокатов,
а также иных лиц,  имеющих право  на  оказание  юридической  помощи  в
соответствии с законом.
     3. Права   несовершеннолетних,   содержащихся    в    учреждениях
уголовно-исполнительной  системы,  а  также  организация  работы по их
исправлению    регламентируются    Уголовно-исполнительным    кодексом
Российской Федерации и другими федеральными законами.
     4. Перечисление прав, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи,
не   должно   толковаться  как  отрицание  или  умаление  других  прав
несовершеннолетних.


          Статья 8.1. Применение мер взыскания в учреждениях
         системы профилактики безнадзорности и правонарушений
                          несовершеннолетних

     1. За    нарушения    установленного    порядка    содержания   в
специализированных учреждениях для несовершеннолетних,  нуждающихся  в
социальной    реабилитации,    в   специальных   учебно-воспитательных
учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием
и     центрах    временного    содержания    для    несовершеннолетних
правонарушителей органов внутренних  дел  к  несовершеннолетним  могут
применяться следующие меры взыскания:
     предупреждение;
     выговор;
     строгий выговор.
     2. К     несовершеннолетним,     находящимся     в    специальных
учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого  типа  органов
управления   образованием,  могут  также  применяться  следующие  меры
взыскания:
     сообщение родителям или законным представителям;
     исключение из  специального   учебно-воспитательного   учреждения
открытого   типа   органа   управления   образованием   на   основании
постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите  их  прав,
образованной  органом  местного  самоуправления,  по  месту нахождения
указанного учреждения.
     3. Порядок   применения   мер   взыскания   к  несовершеннолетним
определяется  соответствующими  нормативными  правовыми   документами,
регламентирующими   деятельность   учреждений   системы   профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
     4. По отношению к несовершеннолетним не допускаются:
     применение физического и психического насилия;
     применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;
     применение мер,  носящих антипедагогический  характер,  унижающих
человеческое достоинство;
     ограничение контактов   несовершеннолетних   с   родителями   или
законными  представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с
родителями или законными представителями;
     уменьшение норм питания;
     лишение прогулок.

               Статья 9. Гарантии исполнения настоящего
                         Федерального закона

     1. Органы и  учреждения  системы  профилактики  безнадзорности  и
правонарушений  несовершеннолетних,  а  также  несовершеннолетние,  их
родители или законные представители вправе обратиться в  установленном
законодательством  Российской  Федерации  порядке  в  суд  с  иском  о
возмещении  вреда,  причиненного  здоровью  несовершеннолетнего,   его
имуществу, и (или) морального вреда.
     2. Органы и  учреждения  системы  профилактики  безнадзорности  и
правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны
обеспечивать соблюдение прав и законных интересов  несовершеннолетних,
осуществлять  их  защиту  от всех форм дискриминации,  физического или
психического насилия,  оскорбления,  грубого обращения,  сексуальной и
иной эксплуатации,  выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в
социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:
     1) орган    прокуратуры    -    о   нарушении   прав   и   свобод
несовершеннолетних;
     2) комиссию   по  делам  несовершеннолетних  и  защите  их  прав,
образуемую органом местного самоуправления,  -  о  выявленных  случаях
нарушения прав несовершеннолетних на образование,  труд, отдых, жилище
и других  прав,  а  также  о  недостатках  в  деятельности  органов  и
учреждений,    препятствующих    предупреждению    безнадзорности    и
правонарушений несовершеннолетних;
     3) орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей или  законных  представителей  либо
находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или
препятствующей их воспитанию;
     4) орган  управления  социальной  защитой населения - о выявлении
несовершеннолетних,  нуждающихся  в  помощи  государства  в  связи   с
безнадзорностью  или  беспризорностью,  а  также  о  выявлении  семей,
находящихся в социально опасном положении;
     5) орган    внутренних    дел    -    о    выявлении    родителей
несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц,  жестоко
обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение
преступления  или  антиобщественных  действий   или   совершающих   по
отношению   к   ним   другие   противоправные   деяния,   а   также  о
несовершеннолетних,  совершивших правонарушение  или  антиобщественные
действия;
     6) орган    управления    здравоохранением    -    о    выявлении
несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении
в связи с  употреблением  спиртных  напитков,  наркотических  средств,
психотропных или одурманивающих веществ;
     7) орган    управления     образованием     -     о     выявлении
несовершеннолетних,   нуждающихся  в  помощи  государства  в  связи  с
самовольным уходом из детских домов,  школ-интернатов и других детских
учреждений  либо  в  связи  с  прекращением по неуважительным причинам
занятий в образовательных учреждениях;
     8) орган  по  делам  молодежи  -  о выявлении несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в
оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
     3. Информация,  указанная в пункте 2 настоящей  статьи,  подлежит
хранению    и    использованию    в    порядке,    обеспечивающем   ее
конфиденциальность.
     4. Должностные лица,  родители несовершеннолетних или их законные
представители и иные лица  несут  ответственность  за  нарушение  прав
несовершеннолетних,   а   также   за   неисполнение  или  ненадлежащее
исполнение обязанностей по их воспитанию,  обучению и (или) содержанию
в  порядке,  установленном  законодательством  Российской  Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.

            Статья 10. Контроль и надзор за деятельностью
              органов и учреждений системы профилактики
          безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

     1. Федеральные    органы    государственной    власти,     органы
государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей
компетенции  осуществляют  в   установленном   порядке   контроль   за
деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.
     2. Ведомственный  контроль  за деятельностью органов и учреждений
системы     профилактики     безнадзорности      и      правонарушений
несовершеннолетних   осуществляется   вышестоящими   органами   и   их
должностными лицами.  Порядок  осуществления  ведомственного  контроля
определяется соответствующими нормативными правовыми актами.
     3. Прокурорский  надзор  за  соблюдением   законов   органами   и
учреждениями  системы  профилактики  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних осуществляется  Генеральным  прокурором  Российской
Федерации  и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным
законом "О прокуратуре Российской Федерации".

         Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
           И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
                 И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

           Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних
                           и защите их прав

     1. Комиссии  по  делам  несовершеннолетних  и  защите  их   прав,
образуемые   органами   местного   самоуправления,  в  пределах  своей
компетенции обеспечивают:
     1) осуществление  мер  по защите и восстановлению прав и законных
интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий,
способствующих   безнадзорности,   беспризорности,  правонарушениям  и
антиобщественным действиям несовершеннолетних;
     2) организацию   контроля   за  условиями  воспитания,  обучения,
содержания   несовершеннолетних,   а    также    за    обращением    с
несовершеннолетними  в учреждениях системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
     3) осуществление     мер,    предусмотренных    законодательством
Российской  Федерации   и   законодательством   субъектов   Российской
Федерации,  по  координации  деятельности органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     4) подготовку   совместно   с   соответствующими   органами   или
учреждениями материалов,  представляемых в суд, по вопросам, связанным
с  содержанием  несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных
учреждениях закрытого типа,  а также по иным вопросам, предусмотренным
законодательством Российской Федерации;
     5) рассмотрение представлений органа управления  образовательного
учреждения  об исключении несовершеннолетних,  не получивших основного
общего  образования,  из  образовательного  учреждения  и  по   другим
вопросам  их  обучения  в случаях,  предусмотренных Законом Российской
Федерации "Об образовании";
     6) оказание    помощи    в    трудовом   и   бытовом   устройстве
несовершеннолетних,        освобожденных         из         учреждений
уголовно-исполнительной   системы   либо  вернувшихся  из  специальных
учебно-воспитательных  учреждений,  содействие  в   определении   форм
устройства    других    несовершеннолетних,   нуждающихся   в   помощи
государства,  а  также  осуществление  иных  функций   по   социальной
реабилитации       несовершеннолетних,      которые      предусмотрены
законодательством Российской Федерации и  законодательством  субъектов
Российской Федерации;
     7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних,  их
родителей  или  законных  представителей в случаях и порядке,  которые
предусмотрены     законодательством     Российской     Федерации     и
законодательством субъектов Российской Федерации.
     2. Порядок образования комиссий  по  делам  несовершеннолетних  и
защите   их   прав   и  осуществления  ими  отдельных  государственных
полномочий  определяется  законодательством  Российской  Федерации   и
законодательством субъектов Российской Федерации.

           Статья 12. Органы управления социальной защитой
           населения и учреждения социального обслуживания

     1. Органы управления  социальной  защитой  населения  в  пределах
своей компетенции:
     1) осуществляют    меры    по     профилактике     безнадзорности
несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу
в  отношении  безнадзорных  и  беспризорных   несовершеннолетних,   их
родителей   или   законных   представителей,   не   исполняющих  своих
обязанностей по  воспитанию,  содержанию  несовершеннолетних  и  (или)
отрицательно  влияющих  на  их  поведение  либо жестоко обращающихся с
ними;
     2) контролируют  деятельность  специализированных  учреждений для
несовершеннолетних,  нуждающихся  в  социальной   реабилитации,   иных
учреждений     и     служб,    предоставляющих    социальные    услуги
несовершеннолетним и их семьям,  а также осуществляют меры по развитию
сети указанных учреждений;
     3) внедряют в деятельность учреждений  и  служб,  предоставляющих
социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики
и технологии социальной реабилитации.
     2. Учреждения   социального  обслуживания,  к  которым  относятся
территориальные  центры  социальной  помощи  семье  и  детям,   центры
психолого-педагогической    помощи    населению,   центры   экстренной
психологической помощи и иные учреждения социального  обслуживания,  в
соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
     1) предоставляют бесплатно социальные услуги  несовершеннолетним,
находящимся  в  социально опасном положении или иной трудной жизненной
ситуации,  на основании просьб несовершеннолетних,  их  родителей  или
законных  представителей  либо по инициативе должностных лиц органов и
учреждений  системы  профилактики  безнадзорности   и   правонарушений
несовершеннолетних;
     2) выявляют несовершеннолетних,  находящихся в социально  опасном
положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в
социальных услугах,  осуществляют социальную  реабилитацию  этих  лиц,
оказывают  им  необходимую  помощь  в  соответствии  с индивидуальными
программами социальной реабилитации;
     3) принимают    участие    в   пределах   своей   компетенции   в
индивидуальной     профилактической     работе     с     безнадзорными
несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития
творческих  способностей  несовершеннолетних  в  кружках,  клубах   по
интересам,  созданных в учреждениях социального обслуживания,  а также
оказывают   содействие   в   организации   оздоровления    и    отдыха
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
     3. Должностные  лица  органов   управления   социальной   защитой
населения и учреждений социального обслуживания имеют право:
     1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить
беседы  с  ними,  их  родителями или законными представителями и иными
лицами;
     2) запрашивать   информацию  у  государственных  органов  и  иных
учреждений по вопросам,  входящим в  их  компетенцию,  приглашать  для
выяснения  указанных  вопросов  несовершеннолетних,  их  родителей или
законных представителей и иных лиц.


               Статья 13. Специализированные учреждения
                 для несовершеннолетних, нуждающихся
                      в социальной реабилитации

     1. К   специализированным   учреждениям  для  несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,  органов управления  социальной
защитой населения относятся:
     1) социально-реабилитационные  центры   для   несовершеннолетних,
осуществляющие  профилактику  безнадзорности и социальную реабилитацию
несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
     2) социальные   приюты   для   детей,   обеспечивающие  временное
проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в
трудной  жизненной  ситуации  и  нуждающихся  в  экстренной социальной
помощи государства;
     3) центры  помощи  детям,  оставшимся  без  попечения  родителей,
предназначенные   для   временного   содержания    несовершеннолетних,
оставшихся  без  попечения  родителей  или законных представителей,  и
оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
     2. В   специализированные   учреждения   для  несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной  реабилитации,  круглосуточно  принимаются  в
установленном порядке несовершеннолетние:
     1) оставшиеся    без    попечения    родителей    или    законных
представителей;
     2) проживающие  в  семьях,  находящихся   в   социально   опасном
положении;
     3) заблудившиеся или подкинутые;
     4) самовольно    оставившие    семью,   самовольно   ушедшие   из
образовательных учреждений для детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  или  других детских учреждений,  за исключением
лиц,   самовольно   ушедших   из   специальных   учебно-воспитательных
учреждений закрытого типа;
     5) не имеющие места жительства,  места пребывания и (или) средств
к существованию;
     6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся  в
социальной помощи и (или) реабилитации.
     3. Основаниями  приема  в   специализированные   учреждения   для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
     1) личное обращение несовершеннолетнего;
     2) заявление  родителей  несовершеннолетнего  или  его   законных
представителей   с   учетом   мнения  несовершеннолетнего,  достигшего
возраста  десяти  лет,  за  исключением  случаев,  когда  учет  мнения
несовершеннолетнего противоречит его интересам;
     3) направление органа управления социальной защитой населения или
согласованное  с этим органом ходатайство должностного лица органа или
учреждения  системы  профилактики  безнадзорности   и   правонарушений
несовершеннолетних;
     4) постановление  лица,  производящего   дознание,   следователя,
прокурора  или  судьи в случаях задержания,  административного ареста,
заключения  под  стражу,  осуждения  к  аресту,  ограничению  свободы,
лишению     свободы     родителей    или    законных    представителей
несовершеннолетнего;
     5) акт   оперативного   дежурного  районного,  городского  отдела
(управления) внутренних дел,  отдела (управления) внутренних дел иного
муниципального   образования,   отдела   (управления)  внутренних  дел
закрытого   административно-территориального    образования,    отдела
(управления)  внутренних  дел  на  транспорте  о  необходимости приема
несовершеннолетнего    в     специализированное     учреждение     для
несовершеннолетних,   нуждающихся  в  социальной  реабилитации.  Копия
указанного акта в течение пяти суток направляется в  орган  управления
социальной защитой населения.
     В специализированные     учреждения    для    несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,  не могут  быть  приняты  лица,
находящиеся  в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,  а
также с явными признаками обострения психического заболевания.
     4. Несовершеннолетние,  указанные  в  пункте  2 настоящей статьи,
обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних,
нуждающихся   в  социальной  реабилитации,  в  порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации и  законодательством  субъектов
Российской Федерации,  в течение времени, необходимого для оказания им
социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.
     Несовершеннолетний, принятый  на  основании  личного  заявления в
специализированное учреждение для  несовершеннолетних,  нуждающихся  в
социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного
заявления.
     5. Специализированные    учреждения    для    несовершеннолетних,
нуждающихся в  социальной  реабилитации,  в  соответствии  с  уставами
указанных учреждений или положениями о них:
     1) принимают участие в выявлении и устранении причин  и  условий,
способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
     2) оказывают   социальную,   психологическую   и   иную    помощь
несовершеннолетним,   их   родителям  или  законным  представителям  в
ликвидации  трудной  жизненной  ситуации,  восстановлении  социального
статуса  несовершеннолетних  в коллективах сверстников по месту учебы,
работы,  жительства,  содействуют  возвращению  несовершеннолетних   в
семьи;
     3) содержат в установленном  порядке  на  полном  государственном
обеспечении несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи,
осуществляют их социальную реабилитацию,  защиту их  прав  и  законных
интересов,    организуют    медицинское    обслуживание   и   обучение
несовершеннолетних  по  соответствующим  образовательным   программам,
содействуют   их   профессиональной   ориентации   и   получению   ими
специальности;
     4) уведомляют   родителей   несовершеннолетних  или  их  законных
представителей   о   нахождении   несовершеннолетних    в    указанных
учреждениях;
     5) содействуют органам опеки  и  попечительства  в  осуществлении
устройства несовершеннолетних,  оставшихся без попечения родителей или
законных представителей.
     6. Должностные    лица    специализированных    учреждений    для
несовершеннолетних,  нуждающихся в социальной реабилитации, пользуются
правами,  предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального
закона, а также имеют право:
     1) вызывать   представителей   образовательных   учреждений   для
детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  или  других
детских  учреждений для возвращения им несовершеннолетних,  самовольно
ушедших из указанных учреждений;
     2) приглашать   родителей   несовершеннолетних  или  их  законных
представителей  для  возвращения  им  несовершеннолетних,   самовольно
ушедших из семей;
     3) изымать  в   установленном   порядке   у   несовершеннолетних,
содержащихся  в специализированных учреждениях для несовершеннолетних,
нуждающихся  в  социальной  реабилитации,  предметы,   запрещенные   к
хранению в указанных учреждениях.
     7. Примерные  положения  о  специализированных  учреждениях   для
несовершеннолетних,    нуждающихся    в    социальной    реабилитации,
утверждаются Правительством Российской Федерации.


              Статья 14. Органы управления образованием
                     и образовательные учреждения

     1. Органы управления образованием в пределах своей компетенции:
     1) контролируют соблюдение законодательства Российской  Федерации
и   законодательства   субъектов   Российской   Федерации   в  области
образования несовершеннолетних;
     2) осуществляют     меры    по    развитию    сети    специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого и  закрытого  типа  органов
управления образованием,  образовательных учреждений для детей-сирот и
детей,  оставшихся   без   попечения   родителей,   а   также   других
образовательных  учреждений,  оказывающих педагогическую и иную помощь
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;
     3) участвуют в организации летнего  отдыха,  досуга  и  занятости
несовершеннолетних;
     4) ведут   учет    несовершеннолетних,    не    посещающих    или
систематически  пропускающих  по  неуважительным  причинам  занятия  в
образовательных учреждениях;
     5) разрабатывают  и  внедряют  в  практику работы образовательных
учреждений  программы  и  методики,   направленные   на   формирование
законопослушного поведения несовершеннолетних;
     6) создают  психолого-медико-педагогические   комиссии,   которые
выявляют   несовершеннолетних,   имеющих  отклонения  в  развитии  или
поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации
по  оказанию  им  психолого-медико-педагогической помощи и определению
форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.
     2. Общеобразовательные     учреждения     общего     образования,
образовательные  учреждения  начального  профессионального,   среднего
профессионального  образования  и  другие  учреждения,  осуществляющие
образовательный  процесс,  в   соответствии   с   уставами   указанных
учреждений или положениями о них:
     1) оказывают социально-психологическую  и  педагогическую  помощь
несовершеннолетним,  имеющим  отклонения в развитии или поведении либо
проблемы в обучении;
     2) выявляют  несовершеннолетних,  находящихся в социально опасном
положении,  а также не посещающих или систематически  пропускающих  по
неуважительным   причинам   занятия   в  образовательных  учреждениях,
принимают меры по их  воспитанию  и  получению  ими  основного  общего
образования;
     3) выявляют семьи,  находящиеся в социально опасном положении,  и
оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
     4) обеспечивают   организацию   в   образовательных   учреждениях
общедоступных спортивных секций,  технических и иных кружков, клубов и
привлечение к участию в них несовершеннолетних;
     5) осуществляют   меры   по   реализации   программ   и  методик,
направленных    на     формирование     законопослушного     поведения
несовершеннолетних.
     3. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся
без   попечения   родителей,   в  соответствии  с  уставами  указанных
учреждений или положениями о них:
     1) принимают для содержания,  воспитания,  обучения, последующего
устройства и подготовки к самостоятельной жизни  несовершеннолетних  в
случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их
в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной
болезни родителей,  уклонения родителей от воспитания детей, а также в
других случаях отсутствия родительского попечения;
     2) принимают  на  срок,  как  правило,  не  более одного года для
содержания,  воспитания   и   обучения   несовершеннолетних,   имеющих
родителей     или     законных    представителей,    если    указанные
несовершеннолетние  проживают  в  семьях,  пострадавших  от  стихийных
бедствий,  либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных,
беженцев или вынужденных переселенцев;
     3) осуществляют     защиту     прав    и    законных    интересов
несовершеннолетних,   обучающихся   или   содержащихся   в   указанных
учреждениях,   а  также  участвуют  в  пределах  своей  компетенции  в
индивидуальной профилактической работе с ними.
     4. Руководители  и  педагогические  работники  органов управления
образованием  и   образовательных   учреждений   пользуются   правами,
предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.


             Статья 15. Специальные учебно-воспитательные
            учреждения открытого и закрытого типа органов
                       управления образованием

     1. К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа
органов управления образованием относятся:
     1) специальные общеобразовательные школы открытого типа;
     2) специальные профессиональные училища открытого типа;
     3) другие виды  образовательных  учреждений  открытого  типа  для
несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.
     2. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа  в
соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
     1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте
от восьми до восемнадцати лет,  требующих специального педагогического
подхода,   на    основании    постановления    комиссии    по    делам
несовершеннолетних  и  защите  их прав,  образованной органом местного
самоуправления,  заключения психолого-медико-педагогической комиссии и
с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их
родителей или законных представителей;
     2) организуют     психолого-медико-педагогическую    реабилитацию
несовершеннолетних  и  участвуют  в  пределах  своей   компетенции   в
индивидуальной профилактической работе с ними;
     3) осуществляют    защиту    прав    и     законных     интересов
несовершеннолетних,    обеспечивают   их   медицинское   обслуживание,
получение ими начального общего,  основного общего, среднего (полного)
общего   образования,   начального   профессионального  образования  в
соответствии с государственными образовательными стандартами;
     4) осуществляют  функции,  предусмотренные  подпунктами 1,  4 и 5
пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.
     3. К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа
органов управления образованием относятся:
     1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;
     2) специальные профессиональные училища закрытого типа;
     3) специальные    (коррекционные)    образовательные   учреждения
закрытого типа.
     4. В  специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
в соответствии с Законом Российской Федерации "Об  образовании"  могут
быть   помещены   несовершеннолетние  в  возрасте  от  одиннадцати  до
восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и
требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:
     1) не подлежат уголовной ответственности в связи  с  тем,  что  к
моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с
которого наступает уголовная ответственность;
     2) достигли возраста,  предусмотренного частями первой или второй
статьи 20 Уголовного  кодекса  Российской  Федерации,  и  не  подлежат
уголовной  ответственности в связи с тем,  что вследствие отставания в
психическом развитии,  не связанного с психическим  расстройством,  во
время  совершения  общественно  опасного деяния не могли в полной мере
осознавать  фактический  характер  и  общественную   опасность   своих
действий (бездействия) либо руководить ими;
     3) осуждены  за  совершение  преступления   средней   тяжести   и
освобождены  судом  от  наказания  в  порядке,  предусмотренном частью
второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.
     5. Основаниями   содержания   несовершеннолетних   в  специальных
общеобразовательных    школах    закрытого    типа    и    специальных
профессиональных училищах закрытого типа являются:
     1) постановление судьи - в отношении лиц,  указанных в подпунктах
1 и 2 пункта 4 настоящей статьи;
     2) приговор суда - в  отношении  лиц,  указанных  в  подпункте  3
пункта 4 настоящей статьи.
     6. В  специальные  (коррекционные)   образовательные   учреждения
закрытого  типа  помещаются  несовершеннолетние,  имеющие отклонения в
развитии и (или) заболевания,  вызывающие необходимость их содержания,
воспитания  и  обучения в таких учреждениях,  на основании документов,
указанных в пункте 5 настоящей статьи.
     7. Несовершеннолетний   может   быть   направлен   в  специальное
учебно-воспитательное  учреждение  закрытого  типа  до  достижения  им
возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
     Досрочное прекращение    пребывания     несовершеннолетнего     в
специальном   учебно-воспитательном  учреждении  закрытого  типа  либо
перевод  в   другое   специальное   учебно-воспитательное   учреждение
закрытого  типа  по основаниям,  предусмотренным подпунктом 4 пункта 9
настоящей статьи,  осуществляется  по  постановлению  судьи  по  месту
нахождения   учреждения   на   основании   совместного   представления
администрации учреждения и  комиссии  по  делам  несовершеннолетних  и
защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту
нахождения    учреждения     либо     на     основании     ходатайства
несовершеннолетнего,  его  родителей  или  законных представителей при
наличии  заключения  администрации  учреждения  и  комиссии  по  делам
несовершеннолетних  и  защите  их прав,  образованной органом местного
самоуправления, по месту нахождения учреждения.
     Продление срока   пребывания  несовершеннолетнего  в  специальном
учебно-воспитательном учреждении закрытого типа  по  истечении  срока,
установленного   судом,   в   случае   необходимости   завершения   им
общеобразовательной или профессиональной подготовки осуществляется  по
постановлению судьи по месту нахождения учреждения только на основании
ходатайства несовершеннолетнего.
     8. В  специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
не  могут  быть  помещены  несовершеннолетние,  имеющие   заболевания,
препятствующие  их  содержанию  и  обучению  в  указанных учреждениях.
Перечень  таких  заболеваний  утверждается  Правительством  Российской
Федерации.
     9. Администрация специального  учебно-воспитательного  учреждения
закрытого  типа  в  соответствии  с  уставом указанного учреждения или
положением о нем:
     1) обеспечивает        специальные       условия       содержания
несовершеннолетних,  включающие в себя  охрану  территории  указанного
учреждения;  личную  безопасность несовершеннолетних и их максимальную
защищенность от негативного влияния;  ограничение свободного входа  на
территорию    указанного    учреждения   посторонних   лиц;   изоляцию
несовершеннолетних,  исключающую возможность  их  ухода  с  территории
указанного   учреждения   по   собственному   желанию;  круглосуточное
наблюдение и контроль за несовершеннолетними,  в том числе  во  время,
отведенное  для  сна;  проведение  личного осмотра несовершеннолетних,
осмотра их вещей,  получаемых и отправляемых писем,  посылок или  иных
почтовых сообщений;
     2) информирует  органы  внутренних  дел   по   месту   нахождения
указанного  учреждения  и  по  месту  жительства  или месту пребывания
несовершеннолетних о случаях  их  самовольного  ухода  и  совместно  с
органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению
в указанное учреждение;
     3) направляет  в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их
прав,  образованную  органом   местного   самоуправления,   по   месту
жительства  или  месту  пребывания несовершеннолетнего извещение о его
выпуске из указанного учреждения не  позднее  чем  за  один  месяц  до
выпуска,  а  также характеристику несовершеннолетнего и рекомендации о
необходимости   проведения   с   ним   в   дальнейшем   индивидуальной
профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом
устройстве;
     4) готовит  совместно  с  комиссией по делам несовершеннолетних и
защите  их  прав,  образованной   органом   местного   самоуправления,
представления  или  заключения  в  суд  по месту нахождения указанного
учреждения по вопросам:
     перевода несовершеннолетних       в       другие      специальные
учебно-воспитательные  учреждения  закрытого  типа  в   связи   с   их
возрастом,  состоянием  здоровья,  а  также  в целях создания наиболее
благоприятных условий для их исправления и реабилитации;
     прекращения пребывания  несовершеннолетних в указанном учреждении
до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не
нуждаются  в  дальнейшем  применении этой меры воздействия либо если у
них  выявлены  заболевания,  препятствующие  содержанию   и   обучению
несовершеннолетних  в  специальных  учебно-воспитательных  учреждениях
закрытого типа;
     продления срока   пребывания   несовершеннолетних   в   указанном
учреждении в случае необходимости  завершения  их  общеобразовательной
или профессиональной подготовки;
     5) осуществляет функции,  указанные в подпунктах 2 и 3  пункта  2
настоящей  статьи,  а  также в подпунктах 1,  4 и 5 пункта 2 статьи 14
настоящего Федерального закона.
     10. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа пользуются правами,  предусмотренными пунктом 3  статьи
12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:
     1) проводить личный осмотр несовершеннолетних,  осмотр их  вещей,
получаемых  и  отправляемых  ими  писем,  посылок  или  иных  почтовых
сообщений, территории указанного учреждения, спальных, бытовых, других
помещений  и  находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия
предметов,  запрещенных к хранению  в  указанных  учреждениях,  о  чем
составляется соответствующий акт.
     Переписка несовершеннолетнего   с    органами,    осуществляющими
контроль за деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого  типа,  с  судом,  прокуратурой,  Уполномоченным  по  правам
человека  в Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в
субъекте  Российской  Федерации   цензуре   не   подлежит.   Переписка
несовершеннолетнего   с   адвокатом   или   иным   лицом,  оказывающим
юридическую помощь на законных основаниях,  цензуре  не  подлежит,  за
исключением      случаев,     когда     администрация     специального
учебно-воспитательного   учреждения   закрытого    типа    располагает
достоверными  данными  о  том,  что  содержащиеся в переписке сведения
направлены на инициирование, планирование или организацию преступления
либо  вовлечение в его совершение других лиц.  В этих случаях контроль
почтовых,   телеграфных   или   иных   сообщений   осуществляется   по
мотивированному        решению        администрации       специального
учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Копия такого решения
направляется прокурору,  осуществляющему надзор за соблюдением законов
соответствующим    специальным    учебно-воспитательным    учреждением
закрытого типа;
     2) применять в исключительных случаях,  когда иные меры  не  дали
результата, в течение минимально необходимого времени меры физического
сдерживания (физическую силу) в пределах,  не унижающих  человеческого
достоинства,   в   целях   пресечения  совершения  несовершеннолетними
общественно опасных деяний  или  причинения  ущерба  своей  жизни  или
здоровью   либо   для   устранения   иной  опасности,  непосредственно
угрожающей охраняемым законом интересам других лиц или государства.
     О намерении  применить  меры  физического сдерживания (физическую
силу) должностные лица  специальных  учебно-воспитательных  учреждений
закрытого     типа     обязаны    предварительно    устно    уведомить
несовершеннолетних,  предоставив им время, достаточное для прекращения
противоправных  деяний,  за  исключением случаев,  когда промедление в
применении этих  мер  создает  непосредственную  опасность  жизни  или
здоровью  несовершеннолетних  либо  других  лиц или может повлечь иные
тяжкие последствия.
     О применении  к  несовершеннолетним  мер  физического сдерживания
(физической силы) должностные лица специального учебно-воспитательного
учреждения  закрытого типа обязаны незамедлительно уведомить прокурора
по месту нахождения указанного учреждения.
     11. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений
открытого типа пользуются правами,  предусмотренными пунктом 3  статьи
12 и подпунктом 3 пункта 6 статьи 13 настоящего Федерального закона.
     12. Типовые   положения   о   специальных   учебно-воспитательных

Страницы: 1  2