О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ ККТ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 23.07.03 29-08/41041

           О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ ККТ

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
 
                           23 июля 2003 г.
                            N 29-08/41041
 
                                 (Д)


     Управление МНС  России  по  г.  Москве  в  связи  с  поступающими
запросами   от   территориальных   налоговых   инспекций,   а    также
налогоплательщиков по вопросу применения положений Федерального закона
от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении  контрольно-кассовой  техники  при
осуществлении   наличных   денежных   расчетов   и  (или)  расчетов  с
использованием платежных карт" (далее  -  Закон  N  54-ФЗ)  разъясняет
следующее.
     1. С 28 июня 2003 года - даты вступления в силу Закона N 54-ФЗ  -
на  всей территории Российской Федерации действует Федеральный закон о
применении  контрольно-кассовой  техники  (ККТ),   который   обязывает
организации  и  индивидуальных  предпринимателей осуществлять наличные
денежные  расчеты  за  реализованные  товары,  выполненные  работы   и
оказанные услуги с применением контрольно-кассовой техники, включенной
в Государственный реестр.
     Все ранее  принятые  и  неотмененные  нормативные  правовые  акты
действуют  в  части,  не  противоречащей  данному  Закону.  К  ним,  в
частности, относятся:
     - Положение по применению контрольно-кассовых машин, утвержденное
постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745;
     - Типовые  правила  эксплуатации  контрольно-кассовых  машин  при
осуществлении  денежных  расчетов  с населением,  утвержденные письмом
Минфина России от 30.08.93 N 104;
     - Порядок   регистрации  контрольно-кассовых  машин  в  налоговых
органах,  утвержденный приказом Госналогслужбы России  от  22.06.95  N
ВГ-3-14/36;
     - Порядок  ведения  кассовых  операций  в  Российской  Федерации,
утвержденный  решением  Совета  директоров  Центрального  банка России
22.09.93 N 40;
     - унифицированные  формы  первичной учетной документации по учету
торговых  операций  с  применением  ККМ,  утвержденные  постановлением
Госкомстата России от 25.12.98 N 132;
     - указание Центрального банка России от 14.11.2001 N  1050-У  "Об
установлении   предельного   размера  расчетов  наличными  деньгами  в
Российской  Федерации  между  юридическими  лицами  по  одной  сделке"
(предельный размер составляет 60000 рублей по одному договору);
     - письма Минфина, утверждающие формы бланков строгой отчетности;
     - Государственный     реестр,     утвержденный    Государственной
межведомственной экспертной комиссией (ГМЭК) по ККМ.
     В связи  с  этим  также сохраняет свое действие приказ Управления
МНС России по г. Москве от 22.08.2001 N 106.
     Указанные документы  регулируют  денежные  расчеты с населением и
могут применяться при расчетах с юридическими лицами.
     2. Закон  N  54-ФЗ подлежит применению при осуществлении наличных
денежных расчетов с населением и в случаях,  когда  наличные  денежные
расчеты    осуществляются   между   организациями,   а   также   между
организациями и индивидуальными предпринимателями.
     Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской
Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка
России  22  сентября  1993  года  N  40,  прием наличных денег кассами
предприятий производится по приходным  кассовым  ордерам,  подписанным
главным  бухгалтером  или  лицом,  на  это  уполномоченным  письменным
распоряжением  руководителя  предприятия.  О  приеме  денег   выдается
квитанция   к   приходному  кассовому  ордеру  за  подписями  главного
бухгалтера или лица,  на это уполномоченного,  и  кассира,  заверенная
печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
     Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при
расчетах  между  организациями  на  сумму полученных наличных денежных
средств в обязательном порядке пробивается кассовый чек и выписывается
приходный кассовый ордер.
     Организация-продавец также   согласно    требуемым    нормативным
документам  должна выдать организации-покупателю счет-фактуру наряду с
кассовым чеком.
     3. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации
и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные  денежные
расчеты  без  применения  ККТ  в  случае  оказания услуг исключительно
населению при  условии  выдачи  ими  соответствующих  бланков  строгой
отчетности.   Следовательно,  при  наличных  денежных  расчетах  между
организациями за оказываемые услуги (работы)  в  обязательном  порядке
применяется ККТ.
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (письмо  от
04.07.2003   N   ШС-6-22/738@)  обязывает  управления  МНС  России  по
субъектам  Российской  Федерации  не  применять  штрафные  санкции  за
применение документов строгой отчетности,  согласованных решением ГМЭК
от 24.06.2003 (раздел V протокола 2/74-20030),  впредь до  утверждения
их Министерством финансов Российской Федерации.
     4. До   вступления   в   действие   соответствующего    правового
нормативного   акта  Правительства  Российской  Федерации  регистрация
контрольно-кассовой  техники  в  налоговых  органах   производится   в
соответствии   с  Порядком  регистрации  контрольно-кассовых  машин  в
налоговых органах,  утвержденным  приказом  Госналогслужбы  России  от
22.06.95  N  ВГ-3-14/36,  и  в  соответствии с приказом Управления МНС
России по г. Москве от 22.08.2001 N 106.
     5. Контрольно-кассовая   техника   включает   в  себя  не  только
контрольно-кассовые машины,  но  и  электронно-вычислительные  машины,
персональные  и  программно-технические  комплексы,  поэтому налоговым
органам  от   налогоплательщиков,   а   также   центров   технического
обслуживания  не  следует требовать в представляемых документах замены
аббревиатуры ККМ на ККТ,  поскольку не внесены  поправки  в  различные
подзаконные акты.

Заместитель
руководителя Управления
                                                           Н.В. Долгих

23 июля 2003 г.
N 29-08/41041