ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ЛИЦЕНЗИОННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО, ВЫСШЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ФИЛИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕАЛ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 26.08.03 3387

                        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
              ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ЛИЦЕНЗИОННУЮ
          ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО,
        ВЫСШЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
             И ИХ ФИЛИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ДИСТАНЦИОННЫЕ
              ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
                  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЧАСТИЧНО
                         ИЛИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ
 
                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          26 августа 2003 г.
                                N 3387

                                 (Д)
 

     На основании  Федерального  закона  от  10.01.2003  N  11-ФЗ   "О
внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон  Российской Федерации "Об
образовании"  и  Федеральный  закон   "О   высшем   и   послевузовском
профессиональном     образовании",    Положения    о    лицензировании
образовательной     деятельности,     утвержденного     Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, приказываю:
     1. Утвердить прилагаемый перечень документов,  представляемых  на
лицензионную   экспертизу   образовательными   учреждениями  среднего,
высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами,
использующими  дистанционные образовательные технологии для реализации
образовательных  программ  частично  или  в  полном  объеме  (далее  -
перечень документов).
     2. Установить,  что  перечень  документов,  утвержденный   п.   1
настоящего   Приказа,   представляется   на   лицензионную  экспертизу
образовательным учреждением одновременно  с  аналогичными  документами
каждого из филиалов, в которых осуществляется дистанционное обучение.
     3. Управлению лицензирования,  аккредитации  и  аттестации  (Е.Н.
Геворкян)   на   основании   лицензионных  экспертиз,  проведенных  по
заявлениям,  поданным  до  31.12.2003,  подготовить   предложения   по
уточнению перечня документов, утвержденного п. 1 настоящего Приказа.
     4. Контроль  за  исполнением  Приказа  возложить  на  заместителя
Министра А.В. Пыжикова.

Министр
                                                         В.М. ФИЛИППОВ
26 августа 2003 г.
N 3387


                                                             УТВЕРЖДЕН
                                                              Приказом
                                                 Минобразования России
                                               от 26 августа 2003 года
                                                                N 3387

                               ПЕРЕЧЕНЬ
              ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ЛИЦЕНЗИОННУЮ
          ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО,
        ВЫСШЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
             И ИХ ФИЛИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ДИСТАНЦИОННЫЕ
               ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ДАЛЕЕ - ДОТ)
               ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
                     ЧАСТИЧНО ИЛИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ

     1. Заявление  учредителя(ей)  <*>  образовательного учреждения на
проведение лицензионной экспертизы (форма 1 <**>).
--------------------------------
     <*> Для     образовательных     учреждений,      подведомственных
Минобразованию     России,    заявление    подписывает    руководитель
образовательного учреждения.
     <**> Формы  документов  указаны в соответствии с приложениями 5 -
10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800  (опубликовано
в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

     2. Выписка   из   решения   Ученого  (педагогического)  совета  о
возможности  организации  подготовки  по  основным  и   дополнительным
программам профессионального образования, заявленным к лицензированию.
     3. Копии Устава,  свидетельства о внесении записи  о  юридическом
лице в Единый государственный реестр юридических лиц,  свидетельства о
постановке  на  учет  в  налоговом   органе   юридического   лица   (с
предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариально).
     Филиал образовательного  учреждения   представляет   сведения   о
постановке  на  учет  в  налоговом  органе,  копии  решения о создании
филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале.
     4. Общие  сведения об образовательном учреждении,  его филиалах и
представительствах (таблица 1 прилагается).
     5. Копии действующей лицензии, приложений к ней.
     6. Сведения   об   укомплектованности   штатов   и    численности
обучающихся (таблица 2 прилагается).
     7. Сведения о зданиях и помещениях,  используемых для организации
и   ведения   образовательного  процесса  (форма  3  <*>).  Заверенные
нотариально   копии   зарегистрированных   в   установленном   порядке
документов,   подтверждающих   право  образовательного  учреждения  на
владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной
базой,      а     также     заключений     органов     государственной
санитарно-эпидемиологической    службы    Российской    Федерации    и
Государственной  противопожарной  службы  о  пригодности  используемых
зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.
--------------------------------
     <*> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10
к  Приказу  Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в
Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

     8. Сведения о социально-бытовом обеспечении обучающихся (форма 3а
<*>).   Заверенные  нотариально  копии  документов  об  обеспеченности
обучающихся  и  работников  питанием  и   медицинским   обслуживанием,
документов,   подтверждающих   право  образовательного  учреждения  на
владение, пользование или распоряжение объектами физической культуры и
спорта, общежитиями.
--------------------------------
     <*> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10
к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800  (опубликовано  в
Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

     9. Рабочие    учебные    планы    реализуемых    профессиональных
образовательных программ.  Для образовательных программ, реализуемых с
использованием  дистанционного  обучения частично или в полном объеме,
представляется  специальный  учебный  план,  в  котором  дополнительно
указываются  виды  ДОТ,  с  помощью которых ведется изучение отдельных
дисциплин (учебных курсов).
     10. Сведения  <*>  об  обеспеченности образовательного учреждения
учебной   литературой   или   иными   информационными   ресурсами    и
материально-техническом оснащении (форма 4 <**>).
--------------------------------
     <*> Сведения представляются только по образовательным программам,
отдельным   дисциплинам   (курсам   дисциплин),    освоение    которых
осуществляется традиционно.
     <**> Формы документов указаны в соответствии с приложениями  5  -
10  к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано
в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

     11. Сведения  <*>  об  обеспеченности  образовательного  процесса
специализированным  и  лабораторным  оборудованием  (форма  4а  <**>).
Заверенные  нотариально   копии   документов,   подтверждающих   право
образовательного учреждения на владение,  пользование или распоряжение
оборудованием.
--------------------------------
     <*> Сведения представляются только по образовательным программам,
отдельным    дисциплинам    (курсам   дисциплин),   освоение   которых
осуществляется традиционно.
     <**> Формы  документов  указаны в соответствии с приложениями 5 -
10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800  (опубликовано
в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

     12. Сведения о местах проведения практик (форма 4б <*>).
--------------------------------
     <*> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10
к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800  (опубликовано  в
Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

     13. Сведения <*> о педагогических работниках (форма 5 <**>).
--------------------------------
     <*> Сведения представляются только по образовательным программам,
отдельным   дисциплинам   (курсам   дисциплин),    освоение    которых
осуществляется традиционно.
     <**> Формы документов указаны в соответствии с приложениями  5  -
10  к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано
в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

     14. Сведения о научных руководителях (форма 5а <*>).
--------------------------------
     <*> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10
к  Приказу  Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в
Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

     15. Пояснительные   записки   к    образовательным    программам,
реализуемым  с  использованием  ДОТ  (структура  пояснительной записки
прилагается).
     16. Опись  документов,  представленных  для получения лицензии (в
2-х экземплярах).

                                                             Таблица 1

"--" ---------- 200- г.

             ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

----------------------------------------------------------------------
               полное наименование соискателя лицензии

----------------------------------------------------------------------
|  N  |                 Наименование                 |   Сведения    |
| п/п |                                              |  и реквизиты  |
|-----|----------------------------------------------|---------------|
|  1. | Устав                                        |               |
|-----|----------------------------------------------|---------------|
|  2. | Свидетельство     о   внесении    записи   о |               |
|     | юридическом  лице  в  Единый государственный |               |
|     | реестр юридических лиц                       |               |
|-----|----------------------------------------------|---------------|
|  3. | Свидетельство    о  постановке  на   учет  в |               |
|     | налоговом органе юридического лица           |               |
|-----|----------------------------------------------|---------------|
|  4. | Лицензия                                     |               |
|-----|----------------------------------------------|---------------|
|  5. | Свидетельство о государственной аккредитации |               |
|-----|----------------------------------------------|---------------|
|  6. | Предельная        численность    контингента |               |
|     | обучающихся,   приведенная   к  очной  форме |               |
|     | обучения,   установленная    лицензией    по |               |
|     | образовательному учреждению                  |               |
----------------------------------------------------------------------

                     Сведения о наличии филиалов

-----------------------------------------------------------------------------
| N | Наименование| Место      | Приказ о    | Лицензия  |    Предельная    |
|п/п|             | нахождения | создании    |(реквизиты)|   численность    |
|   |             |            | (реквизиты) |           |   контингента    |
|   |             |            |             |           |   обучающихся,   |
|   |             |            |             |           |  установленная   |
|   |             |            |             |           |    лицензией     |
|---|-------------|------------|-------------|-----------|------------------|
|   |             |            |             |           |                  |
-----------------------------------------------------------------------------

                 Сведения о наличии представительств
                          (только для вузов)

------------------------------------------------------------------
| N |Наименование|  Место   | Приказ о  |Согласование с органами |
|п/п|            |нахождения| создании  |управления образованием |
|   |            |          |(реквизиты)|  субъектов Российской  |
|   |            |          |           |  Федерации и органами  |
|   |            |          |           |местного самоуправления |
|   |            |          |           |      (реквизиты)       |
|---|------------|----------|-----------|------------------------|
|   |            |          |           |                        |
------------------------------------------------------------------

    М.П.    Руководитель образовательного
            учреждения                    ------------ -----------
                                             подпись     Ф.И.О.

                                                             Таблица 2

"--" ---------- 200- г.

                СВЕДЕНИЯ ОБ УКОМПЛЕКТОВАННОСТИ ШТАТОВ
                    И ЧИСЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ <*>

----------------------------------------------------------------------
               полное наименование соискателя лицензии

--------------------------------------------------------------------------------
|  N  | Наименование показателя  |          |       |       |          |       |
| п/п |                          |------- г.|---- г.|---- г.|текущий г.|---- г.|
|-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------|
|  1. | Штатная     численность  |          |       |       |          |       |
|     | работников соискателя    |          |       |       |          |       |
|     | лицензии:                |          |       |       |          |       |
|-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------|
|     | всего;                   |          |       |       |          |       |
|-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------|
|     | в  т.ч.  педагогические  |          |       |       |          |       |
|     | работники;               |          |       |       |          |       |
|-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------|
|     | из них:                  |          |       |       |          |       |
|-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------|
|     | штатные  педагогические  |          |       |       |          |       |
|     | работники          (без  |          |       |       |          |       |
|     | совместителей);          |          |       |       |          |       |
|-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------|
|     | административно-         |          |       |       |          |       |
|     | управленческий           |          |       |       |          |       |
|     | персонал:                |          |       |       |          |       |
|-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------|
|     | административно-         |          |       |       |          |       |
|     | хозяйственные,           |          |       |       |          |       |
|     | научно-педагогические    |          |       |       |          |       |
|     | и др. работники,         |          |       |       |          |       |
|     | работающие на  условиях  |          |       |       |          |       |
|     | штатного   совместителя  |          |       |       |          |       |
|     | (внутренние              |          |       |       |          |       |
|     | совместители),        с  |          |       |       |          |       |
|     | указанием долей ставок;  |          |       |       |          |       |
|     | педагогические           |          |       |       |          |       |
|     | работники,   работающие  |          |       |       |          |       |
|     | на   условиях  штатного  |          |       |       |          |       |
|     | совместителя   (внешние  |          |       |       |          |       |
|     | совместители),        с  |          |       |       |          |       |
|     | указанием долей ставок;  |          |       |       |          |       |
|-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------|
|     | педагогические           |          |       |       |          |       |
|     | работники,   работающие  |          |       |       |          |       |
|     | на  условиях  почасовой  |          |       |       |          |       |
|     | оплаты труда             |          |       |       |          |       |
|-----+--------------------------+----------+-------+-------+----------+-------|
|  2. | Образовательный    ценз  |          |       |       |          |       |
|     | педагогических           |          |       |       |          |       |
|     | работников:              |          |       |       |          |       |
|     | доктора наук;            |          |       |       |          |       |
|     | кандидаты наук;          |          |       |       |          |       |
|     | лица    без      ученой  |          |       |       |          |       |
|     | степени,        имеющие  |          |       |       |          |       |
|     | почетные звания;         |          |       |       |          |       |
|     | лица      с      высшим  |          |       |       |          |       |
|     | профессиональным         |          |       |       |          |       |
|     | образованием;            |          |       |       |          |       |
|     | лица    со      средним  |          |       |       |          |       |
|     | профессиональным         |          |       |       |          |       |
|     | образованием             |          |       |       |          |       |
|-----+--------------------------+----------+-------+-------+----------+-------|
|  3. | Численность контингента  |          |       |       |          |       |
|<**> | обучающихся          по  |          |       |       |          |       |
|     | традиционной             |          |       |       |          |       |
|     | технологии, приведенная  |          |       |       |          |       |
|     | к очной форме  обучения  |          |       |       |          |       |
|     | по    каждому    уровню  |          |       |       |          |       |
|     | образования              |          |       |       |          |       |
|-----+--------------------------+----------+-------+-------+----------+-------|
|  4. | Численность контингента  |          |       |       |          |       |
|<***>| обучающихся          по  |          |       |       |          |       |
|     | дистанционным            |          |       |       |          |       |
|     | технологиям,             |          |       |       |          |       |
|     | приведенная   к   очной  |          |       |       |          |       |
|     | форме    обучения    по  |          |       |       |          |       |
|     | каждому          уровню  |          |       |       |          |       |
|     | образования              |          |       |       |          |       |
--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Сведения   представляются   за   три  года,  предшествовавших
лицензионной экспертизе, текущий год и один последующий (план).
     <**> Из   расчета   соответственно  1,0;  0,25;  0,1  для  очной,
очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.
     <***> Из  расчета  соответственно  1,0;  0,25;  0,04  для  очной,
очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.

     М.П.   Руководитель образовательного
             учреждения                     ----------- --------------
                                                подпись        Ф.И.О.

                   Структура пояснительной записки
        к образовательной программе, реализуемой с применением
               дистанционных образовательных технологий

     Пояснительная записка к образовательной программе,  реализуемой с
применением   дистанционных   образовательных   технологий   (далее  -
пояснительная записка), должна содержать:
     1. Методику образовательного процесса включая:
     описание ДОТ,  применяемых для преподавания  отдельных  дисциплин
(учебных курсов);
     характеристику учебно-методических  комплексов,   предоставляемых
обучающемуся   (названия  материалов,  вид  информационного  носителя:
печатный  материал,  видео-,  аудиозапись,  видеолекции,   электронный
носитель  и  др.),  способы  комплектации (кейс,  база данных и т.п.),
объемные характеристики материалов;
     способы доставки    учебных,    учебно-методических    материалов
(рассылка   почтой,   распространение   через   сеть    территориально
обособленных   подразделений,   передача   по  каналам  связи  (радио,
телевидение, телефония, Интернет и т.п.);
     способы организации       взаимодействия       обучающихся      с
профессорско-преподавательским               составом                и
административно-управленческим  персоналом  образовательных учреждений
(занятия  по  очной  форме  обучения,  почта,   телефон,   электронная
переписка,   видеоконференцсвязь   и   т.п.   с   указанием   плановой
периодичности и продолжительности (объемов) контактов);
     способы организации  лабораторных и практических занятий (учебные
занятия  в  лабораториях,  кабинетах  и  в  спортзалах,  использование
кейс-лабораторий,    лабораторий   удаленного   доступа,   виртуальных
лабораторных практикумов и т.п.);
     способы организации  текущего  контроля  знаний  и  промежуточной
аттестации  обучающихся  (традиционные  формы   контроля,   письменный
экзамен  в  территориально  обособленном  структурном  подразделении с
последующей обработкой результатов,  автоматизированный  дистанционный
контроль,  дистанционный  экзамен  (зачет)  с  использованием  средств
видео-, аудиоконтроля и т.п.);
     способы организации документооборота (традиционный, электронный).
     2. Расчет-обоснование         достаточности          привлекаемых
материально-технических,  учебно-методических, информационных ресурсов
и  педагогических  работников,  которыми  располагает  образовательное
учреждение,  для обеспечения учебного процесса с применением избранных
ДОТ, включая:
     аппаратно-программное и  иное  оборудование  учебных рабочих мест
обучающихся    и    рабочих    мест     педагогических     работников,
административно-управленческого и инженерно-технического персоналов;
     количество и пропускную способность используемых каналов связи;
     мощности используемого      серверного     аппаратно-программного
комплекса (объем дисковой памяти, время отклика);
     мощности, пропускную    способность    и    другие    технические
характеристики иных средств телекоммуникации;
     наличие учебно-методических  комплексов  и  других информационных
образовательных  ресурсов  дистанционного   обучения   для   дисциплин
(учебных курсов) заявленной образовательной программы (программ);
     количественный и качественный состав  педагогических  работников,
специально       подготовленных      для      работы      в      новой
информационно-образовательной среде.
     К пояснительной записке прилагается документация,  подтверждающая
фактическое  наличие  в   распоряжении   образовательного   учреждения
указанных   в   расчете-обосновании   ресурсов   и   их   соответствие
установленным нормам,  стандартам и требованиям (справки о  приеме  на
баланс,  договоры аренды, сертификаты соответствия ДОТ технологическим
требованиям государственных отраслевых стандартов и т.д.),  сведения о
грифах  учебных материалов Минобразования России,  учебно-методических
объединений вузов Российской Федерации, иных грифах.
     В пояснительной записке требуется обосновать возможность освоения
всех   дисциплин   (учебных   курсов),   изучение   которых   согласно
специальному учебному плану должно вестись с помощью ДОТ.