ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ЛИЦЕНЗИОННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО, ВЫСШЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ФИЛИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЧАСТИЧНО ИЛИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 26 августа 2003 г. N 3387 (Д) На основании Федерального закона от 10.01.2003 N 11-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, приказываю: 1. Утвердить прилагаемый перечень документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме (далее - перечень документов). 2. Установить, что перечень документов, утвержденный п. 1 настоящего Приказа, представляется на лицензионную экспертизу образовательным учреждением одновременно с аналогичными документами каждого из филиалов, в которых осуществляется дистанционное обучение. 3. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Е.Н. Геворкян) на основании лицензионных экспертиз, проведенных по заявлениям, поданным до 31.12.2003, подготовить предложения по уточнению перечня документов, утвержденного п. 1 настоящего Приказа. 4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Министра А.В. Пыжикова. Министр В.М. ФИЛИППОВ 26 августа 2003 г. N 3387 УТВЕРЖДЕН Приказом Минобразования России от 26 августа 2003 года N 3387 ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ЛИЦЕНЗИОННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО, ВЫСШЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ФИЛИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ДАЛЕЕ - ДОТ) ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЧАСТИЧНО ИЛИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ 1. Заявление учредителя(ей) <*> образовательного учреждения на проведение лицензионной экспертизы (форма 1 <**>). -------------------------------- <*> Для образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию России, заявление подписывает руководитель образовательного учреждения. <**> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8). 2. Выписка из решения Ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию. 3. Копии Устава, свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариально). Филиал образовательного учреждения представляет сведения о постановке на учет в налоговом органе, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. 4. Общие сведения об образовательном учреждении, его филиалах и представительствах (таблица 1 прилагается). 5. Копии действующей лицензии, приложений к ней. 6. Сведения об укомплектованности штатов и численности обучающихся (таблица 2 прилагается). 7. Сведения о зданиях и помещениях, используемых для организации и ведения образовательного процесса (форма 3 <*>). Заверенные нотариально копии зарегистрированных в установленном порядке документов, подтверждающих право образовательного учреждения на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой, а также заключений органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса. -------------------------------- <*> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8). 8. Сведения о социально-бытовом обеспечении обучающихся (форма 3а <*>). Заверенные нотариально копии документов об обеспеченности обучающихся и работников питанием и медицинским обслуживанием, документов, подтверждающих право образовательного учреждения на владение, пользование или распоряжение объектами физической культуры и спорта, общежитиями. -------------------------------- <*> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8). 9. Рабочие учебные планы реализуемых профессиональных образовательных программ. Для образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционного обучения частично или в полном объеме, представляется специальный учебный план, в котором дополнительно указываются виды ДОТ, с помощью которых ведется изучение отдельных дисциплин (учебных курсов). 10. Сведения <*> об обеспеченности образовательного учреждения учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническом оснащении (форма 4 <**>). -------------------------------- <*> Сведения представляются только по образовательным программам, отдельным дисциплинам (курсам дисциплин), освоение которых осуществляется традиционно. <**> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8). 11. Сведения <*> об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием (форма 4а <**>). Заверенные нотариально копии документов, подтверждающих право образовательного учреждения на владение, пользование или распоряжение оборудованием. -------------------------------- <*> Сведения представляются только по образовательным программам, отдельным дисциплинам (курсам дисциплин), освоение которых осуществляется традиционно. <**> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8). 12. Сведения о местах проведения практик (форма 4б <*>). -------------------------------- <*> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8). 13. Сведения <*> о педагогических работниках (форма 5 <**>). -------------------------------- <*> Сведения представляются только по образовательным программам, отдельным дисциплинам (курсам дисциплин), освоение которых осуществляется традиционно. <**> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8). 14. Сведения о научных руководителях (форма 5а <*>). -------------------------------- <*> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8). 15. Пояснительные записки к образовательным программам, реализуемым с использованием ДОТ (структура пояснительной записки прилагается). 16. Опись документов, представленных для получения лицензии (в 2-х экземплярах). Таблица 1 "--" ---------- 200- г. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ---------------------------------------------------------------------- полное наименование соискателя лицензии ---------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Сведения | | п/п | | и реквизиты | |-----|----------------------------------------------|---------------| | 1. | Устав | | |-----|----------------------------------------------|---------------| | 2. | Свидетельство о внесении записи о | | | | юридическом лице в Единый государственный | | | | реестр юридических лиц | | |-----|----------------------------------------------|---------------| | 3. | Свидетельство о постановке на учет в | | | | налоговом органе юридического лица | | |-----|----------------------------------------------|---------------| | 4. | Лицензия | | |-----|----------------------------------------------|---------------| | 5. | Свидетельство о государственной аккредитации | | |-----|----------------------------------------------|---------------| | 6. | Предельная численность контингента | | | | обучающихся, приведенная к очной форме | | | | обучения, установленная лицензией по | | | | образовательному учреждению | | ---------------------------------------------------------------------- Сведения о наличии филиалов ----------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование| Место | Приказ о | Лицензия | Предельная | |п/п| | нахождения | создании |(реквизиты)| численность | | | | | (реквизиты) | | контингента | | | | | | | обучающихся, | | | | | | | установленная | | | | | | | лицензией | |---|-------------|------------|-------------|-----------|------------------| | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------- Сведения о наличии представительств (только для вузов) ------------------------------------------------------------------ | N |Наименование| Место | Приказ о |Согласование с органами | |п/п| |нахождения| создании |управления образованием | | | | |(реквизиты)| субъектов Российской | | | | | | Федерации и органами | | | | | |местного самоуправления | | | | | | (реквизиты) | |---|------------|----------|-----------|------------------------| | | | | | | ------------------------------------------------------------------ М.П. Руководитель образовательного учреждения ------------ ----------- подпись Ф.И.О. Таблица 2 "--" ---------- 200- г. СВЕДЕНИЯ ОБ УКОМПЛЕКТОВАННОСТИ ШТАТОВ И ЧИСЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ <*> ---------------------------------------------------------------------- полное наименование соискателя лицензии -------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование показателя | | | | | | | п/п | |------- г.|---- г.|---- г.|текущий г.|---- г.| |-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------| | 1. | Штатная численность | | | | | | | | работников соискателя | | | | | | | | лицензии: | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------| | | всего; | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------| | | в т.ч. педагогические | | | | | | | | работники; | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------| | | из них: | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------| | | штатные педагогические | | | | | | | | работники (без | | | | | | | | совместителей); | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------| | | административно- | | | | | | | | управленческий | | | | | | | | персонал: | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------| | | административно- | | | | | | | | хозяйственные, | | | | | | | | научно-педагогические | | | | | | | | и др. работники, | | | | | | | | работающие на условиях | | | | | | | | штатного совместителя | | | | | | | | (внутренние | | | | | | | | совместители), с | | | | | | | | указанием долей ставок; | | | | | | | | педагогические | | | | | | | | работники, работающие | | | | | | | | на условиях штатного | | | | | | | | совместителя (внешние | | | | | | | | совместители), с | | | | | | | | указанием долей ставок; | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------|-------|----------|-------| | | педагогические | | | | | | | | работники, работающие | | | | | | | | на условиях почасовой | | | | | | | | оплаты труда | | | | | | |-----+--------------------------+----------+-------+-------+----------+-------| | 2. | Образовательный ценз | | | | | | | | педагогических | | | | | | | | работников: | | | | | | | | доктора наук; | | | | | | | | кандидаты наук; | | | | | | | | лица без ученой | | | | | | | | степени, имеющие | | | | | | | | почетные звания; | | | | | | | | лица с высшим | | | | | | | | профессиональным | | | | | | | | образованием; | | | | | | | | лица со средним | | | | | | | | профессиональным | | | | | | | | образованием | | | | | | |-----+--------------------------+----------+-------+-------+----------+-------| | 3. | Численность контингента | | | | | | |<**> | обучающихся по | | | | | | | | традиционной | | | | | | | | технологии, приведенная | | | | | | | | к очной форме обучения | | | | | | | | по каждому уровню | | | | | | | | образования | | | | | | |-----+--------------------------+----------+-------+-------+----------+-------| | 4. | Численность контингента | | | | | | |<***>| обучающихся по | | | | | | | | дистанционным | | | | | | | | технологиям, | | | | | | | | приведенная к очной | | | | | | | | форме обучения по | | | | | | | | каждому уровню | | | | | | | | образования | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Сведения представляются за три года, предшествовавших лицензионной экспертизе, текущий год и один последующий (план). <**> Из расчета соответственно 1,0; 0,25; 0,1 для очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения. <***> Из расчета соответственно 1,0; 0,25; 0,04 для очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения. М.П. Руководитель образовательного учреждения ----------- -------------- подпись Ф.И.О. Структура пояснительной записки к образовательной программе, реализуемой с применением дистанционных образовательных технологий Пояснительная записка к образовательной программе, реализуемой с применением дистанционных образовательных технологий (далее - пояснительная записка), должна содержать: 1. Методику образовательного процесса включая: описание ДОТ, применяемых для преподавания отдельных дисциплин (учебных курсов); характеристику учебно-методических комплексов, предоставляемых обучающемуся (названия материалов, вид информационного носителя: печатный материал, видео-, аудиозапись, видеолекции, электронный носитель и др.), способы комплектации (кейс, база данных и т.п.), объемные характеристики материалов; способы доставки учебных, учебно-методических материалов (рассылка почтой, распространение через сеть территориально обособленных подразделений, передача по каналам связи (радио, телевидение, телефония, Интернет и т.п.); способы организации взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом и административно-управленческим персоналом образовательных учреждений (занятия по очной форме обучения, почта, телефон, электронная переписка, видеоконференцсвязь и т.п. с указанием плановой периодичности и продолжительности (объемов) контактов); способы организации лабораторных и практических занятий (учебные занятия в лабораториях, кабинетах и в спортзалах, использование кейс-лабораторий, лабораторий удаленного доступа, виртуальных лабораторных практикумов и т.п.); способы организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся (традиционные формы контроля, письменный экзамен в территориально обособленном структурном подразделении с последующей обработкой результатов, автоматизированный дистанционный контроль, дистанционный экзамен (зачет) с использованием средств видео-, аудиоконтроля и т.п.); способы организации документооборота (традиционный, электронный). 2. Расчет-обоснование достаточности привлекаемых материально-технических, учебно-методических, информационных ресурсов и педагогических работников, которыми располагает образовательное учреждение, для обеспечения учебного процесса с применением избранных ДОТ, включая: аппаратно-программное и иное оборудование учебных рабочих мест обучающихся и рабочих мест педагогических работников, административно-управленческого и инженерно-технического персоналов; количество и пропускную способность используемых каналов связи; мощности используемого серверного аппаратно-программного комплекса (объем дисковой памяти, время отклика); мощности, пропускную способность и другие технические характеристики иных средств телекоммуникации; наличие учебно-методических комплексов и других информационных образовательных ресурсов дистанционного обучения для дисциплин (учебных курсов) заявленной образовательной программы (программ); количественный и качественный состав педагогических работников, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде. К пояснительной записке прилагается документация, подтверждающая фактическое наличие в распоряжении образовательного учреждения указанных в расчете-обосновании ресурсов и их соответствие установленным нормам, стандартам и требованиям (справки о приеме на баланс, договоры аренды, сертификаты соответствия ДОТ технологическим требованиям государственных отраслевых стандартов и т.д.), сведения о грифах учебных материалов Минобразования России, учебно-методических объединений вузов Российской Федерации, иных грифах. В пояснительной записке требуется обосновать возможность освоения всех дисциплин (учебных курсов), изучение которых согласно специальному учебному плану должно вестись с помощью ДОТ. |