ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАДЗОРЕ ЗА СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Приказ. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). 31.07.03 86

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
                О НАДЗОРЕ ЗА СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО
                 УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

                                ПРИКАЗ

                 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ
                     И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 
                           31 июля 2003 г.
                                 N 86

                                 (Д)

 
     С целью   реализации   Постановления   Правительства   Российской
Федерации  от  15  декабря  2000  г.  N   962   "О   порядке   ведения
государственного учета и контроля ядерных материалов" приказываю:
     1. Утвердить  прилагаемое  Положение  о   надзоре   за   системой
государственного учета и контроля ядерных материалов (РД-08-01-2003).
     2. Управлению делами в установленном порядке направить  настоящий
Приказ   на   государственную   регистрацию   в  Министерство  юстиции
Российской Федерации.

Начальник
Госатомнадзора России
                                                           А.Б.МАЛЫШЕВ

31 июля 2003 г.
N 86

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
28 августа 2003 г.
N 5024


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                   Приказом начальника
                                                 Госатомнадзора России
                                               от 31 июля 2003 г. N 86

                              ПОЛОЖЕНИЕ
             О НАДЗОРЕ ЗА СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА
                    И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

                            РД-08-01-2003

     Настоящее положение,     разработанное     в    соответствии    с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N  962
"О   порядке   ведения   государственного  учета  и  контроля  ядерных
материалов" <*>,  устанавливает цель,  общие принципы и  требования  к
организации  надзора  за  системой  государственного  учета и контроля
ядерных  материалов  Федеральным  надзором   России   по   ядерной   и
радиационной безопасности (далее - Госатомнадзор России).
--------------------------------
     <*> Опубликовано в Сборнике законодательства Российской Федерации
от 25.12.2000 N 52, часть 3, ст. 5745.

     1. В целях настоящего документа используются следующие термины  и
определения:
     - аномалия в учете и контроле ядерных материалов - недостача  или
излишек ядерных материалов,  ошибки в учетных или отчетных документах,
повреждения,  отказы средств контроля доступа  к  ядерным  материалам,
нарушения   порядка   производства,   использования,  передач  ядерных
материалов;
     - комплексная    инспекция   Госатомнадзора   России   (далее   -
комплексная инспекция) - инспекция,  которая предусматривает  проверку
деятельности  организации  по  всему  (или  большей  части)  комплексу
вопросов   обеспечения   безопасности,   находящихся   в   компетенции
Госатомнадзора  России,  включая  проверку  состояния государственного
учета  и  контроля  ядерных   материалов.   Проводится   комиссией   в
соответствии  с  программой  комплексной инспекции.  Состав комиссии и
программа   комплексной   инспекции   утверждаются   в   установленном
Госатомнадзором России порядке;
     - инспекция состояния учета и контроля ядерных материалов  (далее
- инспекция) - форма надзора,  осуществляемого Госатомнадзором России,
включающая проверку выполнения требований к учету и контролю,  условий
лицензий  и  ранее  вынесенных  постановлений  и  выданных предписаний
Госатомнадзора  России,  наличия  ядерных  материалов  в   местах   их
нахождения;
     - инцидент - установленный  факт  недостачи,  излишков,  а  также
несанкционированного   использования   и/или  незаконного  перемещения
ядерных материалов,  в том числе через таможенную  границу  Российской
Федерации;
     - оперативная   инспекция   Госатомнадзора   России   (далее    -
оперативная  инспекция) - инспекция,  которая предусматривает проверку
состояния государственного учета  и  контроля  ядерных  материалов  по
отдельным  вопросам  в  организациях,  в  подразделениях  и на рабочих
местах организаций.  Проводится инспектором или группой инспекторов по
плану или решению структурного подразделения Госатомнадзора России или
его территориального органа;
     - специальный   отчет  -  отчет  об  обстоятельствах  и  причинах
аномалии в учете и контроле ядерных материалов;
     - технические  средства - средства измерений количества и состава
ядерных материалов,  средства контроля доступа к  ядерным  материалам,
используемые  при  учете  и  контроле  ядерных материалов и надзоре за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов;
     - требования  к  учету  и  контролю  - совокупность требований по
вопросам  учета  и  контроля   ядерных   материалов,   устанавливаемых
нормативными правовыми актами, федеральными и ведомственными нормами и
правилами;
     - целевая   инспекция  Госатомнадзора  России  (далее  -  целевая
инспекция) - инспекция,  которая  предусматривает  проверку  состояния
государственного  учета  и контроля ядерных материалов в организации в
целом или по отдельным вопросам и проводится инспектором  или  группой
инспекторов  Госатомнадзора России и привлекаемых,  при необходимости,
по  согласованию  специалистов  других   организаций   по   программе,
утвержденной в установленном Госатомнадзором России порядке.
     2. Надзор за системой государственного учета и  контроля  ядерных
материалов   включает   в   себя  проверку  выполнения  федеральных  и
ведомственных норм и правил по ядерной,  радиационной,  технической  и
пожарной  безопасности  в  области  государственного  учета и контроля
ядерных   материалов,   условий   лицензий,    а    также    состояния
государственного  учета  и контроля ядерных материалов и их наличия на
территории Российской Федерации путем проведения инспекций.
     Проверка состояния  государственного  учета  и  контроля  ядерных
материалов включает в себя проверку выполнения требований  к  учету  и
контролю путем организации и проведения инспекций,  анализа информации
и принятия мер  при  выявлении  нарушений  учета  и  контроля  ядерных
материалов.
     3. Положения настоящего документа обязательны для юридических лиц
независимо   от   организационно-правовой  формы  и  должностных  лиц,
осуществляющих  деятельность  в  области  государственного   учета   и
контроля  ядерных  материалов  и  надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов.
     4. Надзор  за  системой государственного учета и контроля ядерных
материалов осуществляется с целью выявления и предотвращения нарушений
в  функционировании  системы государственного учета и контроля ядерных
материалов,   причин   этих   нарушений,   факторов,    препятствующих
осуществлению  государственного  учета  и контроля ядерных материалов,
предотвращения  неконтролируемого  распространения   и   использования
ядерных материалов.
     5. Для достижения цели надзора за системой государственного учета
и  контроля  ядерных  материалов Госатомнадзор России в пределах своих
полномочий:
     - получает  и анализирует информацию по вопросам функционирования
системы государственного учета и  контроля  ядерных  материалов  и  ее
составных частей;
     - организует  и  проводит  инспекции  состояния  государственного
учета и контроля ядерных материалов, анализирует и обобщает результаты
инспекций;
     - принимает  меры,  направленные  на  устранение  организациями и
должностными лицами выявленных нарушений  в  функционировании  системы
государственного  учета  и  контроля  ядерных материалов и причин этих
нарушений;
     - предоставляет  информацию  о  результатах  надзора  за системой
государственного  учета  и   контроля   ядерных   материалов   органам
государственной власти Российской Федерации.
     6. В основе  организации  надзора  за  системой  государственного
учета и контроля ядерных материалов лежит следующее:
     - взаимодействие   Госатомнадзора   России    с    организациями,
осуществляющими   обращение   с  ядерными  материалами,  с  Российской
академией  наук,  с  федеральными  органами   исполнительной   власти,
осуществляющими   государственное  управление  использованием  атомной
энергии,  государственное регулирование безопасности при использовании
атомной энергии;
     - осуществление  надзора  не  должно  необоснованно  ограничивать
деятельность   организаций,   осуществляющих   обращение   с  ядерными
материалами,  и иных организаций по  осуществлению  учета  и  контроля
ядерных материалов.
     7. Надзор за системой государственного учета и  контроля  ядерных
материалов осуществляется путем проверки выполнения требований к учету
и  контролю  организациями,  осуществляющими  обращение   с   ядерными
материалами,   информационно-аналитическими   организациями,  центрами
сбора,  обработки и передачи информации по учету  и  контролю  ядерных
материалов,   деятельность   которых   регламентируется   нормативными
правовыми     актами,     органами     управления,     обеспечивающими
функционирование системы на федеральном и ведомственном уровне.
     8. Госатомнадзор России создает и ведет базы данных,  необходимые
для   осуществления  надзора  за  системой  государственного  учета  и
контроля ядерных материалов.  Накопление  учетных  данных  по  ядерным
материалам,  а  также  ведение  баз данных по учету и контролю ядерных
материалов Госатомнадзором России не осуществляется.
     9. Организации,  осуществляющие обращение с ядерными материалами,
и органы управления системы государственного учета и контроля  ядерных
материалов   не   должны   создавать   препятствий  должностным  лицам
Госатомнадзора России при выполнении ими своих функций по  надзору  за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
     10. Доступ  работников   Госатомнадзора   России   к   информации
организаций,     к     информации,    содержащейся    в    федеральной
автоматизированной информационной  системе  государственного  учета  и
контроля    ядерных    материалов,    в    информационно-аналитических
организациях  и  центрах  сбора,  обработки  и  передачи   информации,
обеспечивающих   функционирование  системы  государственного  учета  и
контроля ядерных материалов на  федеральном  и  ведомственном  уровне,
осуществляется  в  соответствии  с  порядком,  установленным  для этих
организаций.
     Доступ должностных   лиц   Госатомнадзора  России  к  материалам,
составляющим государственную  тайну,  осуществляется  в  установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
     Информация, получаемая    Госатомнадзором    России    в     ходе
осуществления  надзора  за  системой государственного учета и контроля
ядерных материалов,  используется исключительно с целью,  изложенной в
пункте   6   настоящего   Положения,   с  соблюдением  предусмотренных
законодательством   Российской   Федерации   требований   по    защите
государственной и коммерческой тайны, а также прав на интеллектуальную
собственность.
     11. Состояние   государственного   учета   и   контроля   ядерных
материалов проверяется при целевых и оперативных  инспекциях  и  может
проверяться в ходе комплексных инспекций.
     Указанные инспекции могут быть плановыми и внеплановыми.
     О плановой   комплексной  или  целевой  инспекции  инспектируемая
организация уведомляется заранее не позднее чем за 15 рабочих дней  до
ее начала, о внеплановой - не позднее чем за 3 рабочих дня.
     Внеплановые инспекции могут проводиться  в  связи  с  выявленными
инцидентами  или  аномалиями в учете и контроле ядерных материалов и в
других случаях по решению руководства Госатомнадзора  России  или  его
территориальных органов.
     12. Целевые инспекции должны проводиться не реже  одного  раза  в
год   по   зонам   баланса  ядерного  материала  и  по  инспектируемой
организации.
     Инспекции должны     проводиться     с     учетом    особенностей
технологического  цикла  инспектируемой  организации  и  необходимости
проведения измерений при проверке наличия ядерных материалов.
     13. Каждая инспекция должна включать в себя следующие этапы:
     - подготовка к проведению инспекции и организация инспекции;
     - проведение инспекции;
     - оформление результатов инспекции.
     14. Инспекция, как правило, должна включать проверку:
     - наличия   у   организации,   подавшей  заявление  на  получение
разрешения (лицензии),  возможностей для  осуществления  лицензируемой
деятельности  с  соблюдением  требований  к  учету  и контролю ядерных
материалов;
     - выполнения условий действия лицензий Госатомнадзора России;
     - выполнения   ранее   вынесенных   постановлений   и    выданных
предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;
     - проведения расследований аномалий в учете  и  контроле  ядерных
материалов  и  нарушений  в  функционировании системы государственного
учета и контроля ядерных материалов;
     - наличия   ядерных  материалов  в  местах  их  нахождения  путем
проведения выборочных измерений характеристик ядерных материалов;
     - выполнения  требований к учету и контролю.  Проверка выполнения
требований    по    вопросам    защиты    информации    осуществляется
представителями  Государственной  технической  комиссии при Президенте
Российской  Федерации,  привлекаемыми  по  согласованию  к  участию  в
проведении инспекции;
     - соответствия ведомственных нормативных документов  по  учету  и
контролю   ядерных   материалов   федеральным   нормам   и   правилам,
соответствия  нормативных   документов   организации   федеральным   и
ведомственным   нормам   и   правилам  по  учету  и  контролю  ядерных
материалов;
     - выполнения условий разрешений Госатомнадзора России, выдаваемых
руководящему  персоналу  объектов   использования   атомной   энергии,
обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов;
     - наличия   системы   профессиональной   подготовки    персонала,
осуществляющего деятельность по учету и контролю ядерных материалов.
     Конкретное содержание   проверок    устанавливается    программой
инспекции,   утверждаемой   в   установленном  Госатомнадзором  России
порядке.
     15. Должностные  лица  Госатомнадзора  России  в  ходе проведения
инспекций  вправе  запрашивать  и  получать  документы  и   материалы,
необходимые   для   реализации   целей  инспекций,  а  также  получать
объяснения должностных лиц и работников инспектируемой организации  по
вопросам, непосредственно связанным с целями инспекции.
     16. При осуществлении надзора за системой государственного  учета
и контроля ядерных материалов по решению Госатомнадзора России или его
территориальных  органов  могут  применяться   технические   средства.
Применение   технических   средств  согласовывается  с  инспектируемой
организацией по вопросам безопасности их использования.
     Использование технических средств при проведении инспекций должно
осуществляться  специально  обученными  для  этих  целей   работниками
Госатомнадзора  России при соблюдении требований техники безопасности,
радиационной  безопасности  и  мер  по  защите  информации  о  ядерных
материалах.
     Территориальные органы и организации Госатомнадзора России должны
поддерживать работоспособность принадлежащих им технических средств, а
также  обеспечивать  своевременную  поверку   и   калибровку   средств
измерений,  входящих  в  состав  этих  технических средств.  Измерения
ядерных материалов в ходе инспекций должны проводиться в  соответствии
с   утвержденными   в   установленном  порядке  методиками  выполнения
измерений с использованием приборов,  имеющих  действующее  поверочное
клеймо.
     17. По результатам инспекций составляется акт или акт-предписание
или  предписание,  экземпляр  которого  после  оформления  выдается  в
установленном порядке инспектируемой организации.
     18. В  случае  выявления  нарушений  в  функционировании  системы
государственного учета и  контроля  ядерных  материалов  Госатомнадзор
России  и  его  должностные лица принимают в пределах своих полномочий
меры:
     - выдают    руководителям   и   должностным   лицам   организаций
обязательные  для  исполнения  предписания  об  устранении  выявленных
нарушений;
     - выдают   руководителям   и   должностным   лицам    организаций
обязательные   для   исполнения   предписания  о  приостановке  работ,
проводимых с  нарушениями  требований  федеральных  норм  и  правил  и
условий действия лицензий;
     - приостанавливают    или    прекращают    действие    разрешений
Госатомнадзора  России  на право ведения работ в области использования
атомной   энергии,   выдаваемых   должностным    лицам    организаций,
осуществляющих   обращение   с  ядерными  материалами,  отвечающим  за
организацию и обеспечение учета и контроля ядерных материалов;
     - приостанавливают     или     прекращают    действие    выданных
Госатомнадзором России или его  территориальными  органами  разрешений
(лицензий)   организациям,   осуществляющим   обращение   с   ядерными
материалами;
     - привлекают   к  административной  ответственности  организации,
должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
     - направляют правоохранительным органам  материалы  о  нарушениях
законодательства  Российской Федерации в области использования атомной
энергии,  требований федеральных норм  и  правил  и  условий  действия
лицензий  (разрешений),  если нарушения содержат признаки преступлений
согласно уголовному законодательству Российской Федерации.
     19. Учет и анализ результатов надзора осуществляется:
     - работником подразделения,  осуществляющего надзор  за  системой
государственного учета и контроля ядерных материалов, территориального
органа Госатомнадзора России;
     - подразделением  территориального  органа Госатомнадзора России,
ответственным за осуществление надзора  за  системой  государственного
учета и контроля ядерных материалов;
     - территориальным органом Госатомнадзора России;
     - подразделением  центрального  аппарата  Госатомнадзора  России,
выполняющим функции организации и осуществления  надзора  за  системой
государственного учета и контроля ядерных материалов.
     20. Анализ  производится  на  основании  следующих  документов  и
информации:
     - актов,   актов-предписаний   и   предписаний   по   результатам
проведенных инспекций;
     - отчетов по результатам проведенных инспекций;
     - информации  о  состоянии  учета и контроля ядерных материалов в
организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;
     - специальных отчетов;
     - отчетных   документов   органов   управления,    обеспечивающих
функционирование  системы  государственного  учета  и контроля ядерных
материалов     на     федеральном     и     ведомственном      уровне,
информационно-аналитических   центров   сбора,  обработки  и  передачи
информации  и  организаций,  осуществляющих   обращение   с   ядерными
материалами, получаемыми по запросам Госатомнадзора России;
     - отчетов организаций о выполнении  постановлений  и  предписаний
Госатомнадзора России и его территориальных органов;
     - информации о выявлении,  предупреждении и раскрытии  незаконных
действий в отношении ядерных материалов.
     21. По  результатам  анализа  готовится  заключение  о  состоянии
системы государственного учета и контроля ядерных материалов.
     Заключение о состоянии системы государственного учета и  контроля
ядерных  материалов  готовится  в  сроки,  установленные  положением о
планировании  и  отчетности  в  системе  Госатомнадзора   России   для
подготовки годового отчета о деятельности:
     - территориального органа;
     - Госатомнадзора России.
     22. Учету и хранению в Госатомнадзоре России подлежат:
     - акты, акты-предписания и предписания по результатам проведенных
инспекций;
     - отчеты по результатам проведенных инспекций;
     - акты по результатам расследования инцидентов и аномалий в учете
и контроле ядерных материалов;
     - специальные отчеты организаций;
     - отчетные   документы   организаций,   получаемые   по  запросам
Госатомнадзора России;
     - отчеты  организаций  о  выполнении  постановлений и предписаний
Госатомнадзора России и его территориальных органов;
     - информация  о выявлении,  предупреждении и раскрытии незаконных
действий в отношении ядерных материалов;
     - заключения   о   состоянии  системы  государственного  учета  и
контроля ядерных материалов.