О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ. Постановление. Министерство труда и социального развития РФ. 28.07.03 59

                        О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ
              В КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ
            РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

             МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           28 июля 2003 г.
                                 N 59

                                 (Д)


     В связи с уточнением характера  выполняемых  работ  по  отдельным
должностям   служащих   Министерство   труда  и  социального  развития
Российской Федерации постановляет:
     Внести дополнения  в  раздел  1  "Общеотраслевые квалификационные
характеристики  должностей  работников,  занятых  на  предприятиях,  в
учреждениях  и  организациях" Квалификационного справочника должностей
руководителей,   специалистов   и   других   служащих,   утвержденного
Постановлением  Минтруда России от 21 августа 1998 г.  N 37,  согласно
Приложению.

Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
                                                             А.ПОЧИНОК


                                                            Приложение

                                                       к Постановлению
                                                       Минтруда России
                                               от 28 июля 2003 г. N 59

                              ДОПОЛНЕНИЯ
                      В РАЗДЕЛ 1 "ОБЩЕОТРАСЛЕВЫЕ
              КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ
          РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ
            И ОРГАНИЗАЦИЯХ" КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА
                ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ
                   И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ, УТВЕРЖДЕННОГО
                    ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНТРУДА РОССИИ
                      ОТ 21 АВГУСТА 1998 Г. N 37

     1. Подраздел 1 "Должности руководителей" дополнить:
     а) после  квалификационной  характеристики должности "Заместитель
директора по коммерческим вопросам"  квалификационной  характеристикой
должности "Заместитель директора по связям с общественностью", изложив
ее в следующей редакции:

          "ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

     Должностные обязанности.  Осуществляет руководство формированием,
реализацией  и  развитием  политики  организации  в  области  связей с
общественностью.   Определяет   основные   направления    деятельности
организации  в области связей с общественностью.  Утверждает концепцию
внешней  и  внутренней  политики  организации  в  области   связей   с
общественностью.   Участвует   в   подготовке   комплексных  программ,
составлении перспективных и текущих планов  деятельности  организации.
Выполняет  представительские  функции при взаимодействии со средствами
массовой информации,  общественными и коммерческими  организациями,  а
также физическими лицами; комментирует и разъясняет действия и аспекты
деятельности организации.  Принимает решение о проведении  комплексных
исследований  общественного  мнения с целью корректировки существующих
планов, программ и концепции внешней и внутренней политики организации
в  области  связей с общественностью;  вносит предложения по повышению
эффективности деятельности организации на основе результатов  изучения
общественного мнения. Осуществляет контроль эффективности деятельности
организации  в  области   связей   с   общественностью;   обеспечивает
своевременное   устранение  недостатков  в  деятельности  организации,
оказывающих негативное влияние на репутацию организации.  Обеспечивает
оперативное   информирование   вышестоящего   руководства,   а   также
руководителей структурных подразделений организации по всем  вопросам,
связанным    с    деятельностью   организации   в   сфере   связей   с
общественностью,  информационно-рекламной   политикой,   долгосрочными
программами   по   продвижению   новых  видов  продукции  организации,
информационному   сопровождению   новых   направлений    деятельности.
Осуществляет контроль за соблюдением норм российского законодательства
и международных принципов профессионального поведения в области связей
с общественностью в деятельности организации.  Обеспечивает постоянное
совершенствование  деятельности  организации   на   основе   внедрения
передовых  технологий в области связей с общественностью.  Руководит и
координирует    работу    структурных    подразделений    организации,
обеспечивающих  реализацию  политики  организации  в области рекламы и
связей с общественностью.
     Должен знать:   законы   и   иные   нормативные   правовые  акты,
относящиеся к вопросам регулирования сферы связей  с  общественностью;
законодательство   о   средствах   массовой   информации   и  рекламе;
международные  и  российские  кодексы  профессиональных  и   этических
принципов в области связей с общественностью;  международные стандарты
качества в области связей с общественностью;  цели, стратегию развития
и   бизнес-план   организации;   профиль,   специализацию,  технологию
производства  и  особенности  структуры  организации;  перспективы   и
направления  развития  информационных  технологий  и  средств массовой
коммуникации;   методы   анализа,   планирования   и   прогнозирования
информационных процессов и сферы массовых коммуникаций;  методы оценки
эффективности  и  стимулирования  деятельности  в  области  связей   с
общественностью; передовые технологии, отечественный и зарубежный опыт
в  области  связей  с  общественностью;  основы  риторики  и   технику
публичных  выступлений;  этику  делового общения;  основы политологии,
социологии,   психологии,    маркетинга    и    менеджмента;    основы
законодательства о труде; правила по охране труда.
     Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по
специальности  "Связи  с общественностью" и стаж работы на руководящих
должностях не менее 5 лет или высшее  профессиональное  образование  и
дополнительная  подготовка  в  области связей с общественностью и стаж
работы на руководящих должностях не менее 5 лет";
     б) после  квалификационной  характеристики должности "Менеджер по
рекламе"  квалификационной  характеристикой  должности  "Менеджер   по
связям с общественностью", изложив ее в следующей редакции:

                "МЕНЕДЖЕР ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

     Должностные обязанности.   Осуществляет   руководство   одним  из
направлений   деятельности   организации   в    области    связей    с
общественностью.  Разрабатывает  перспективные  и  текущие программы и
планы,  отдельные  мероприятия  или  их  комплекс  в  рамках   данного
направления,  их  информационное  сопровождение,  схему  финансового и
организационного     обеспечения.     Участвует     в     формировании
информационно-рекламной  стратегии отдельного направления деятельности
организации в области связей с общественностью в соответствии с общими
приоритетами   политики   организации  и  перспективами  ее  развития.
Осуществляет выбор форм и методов  взаимодействия  с  общественностью,
организациями,  средствами  массовой информации.  Определяет характер,
содержание  и  носители   информационных   сообщений,   исходящих   от
организации.   Обеспечивает   двустороннюю   связь   с  потребителями,
партнерами   и   другими   группами   общественности.   Организует   и
поддерживает  постоянные  контакты  со средствами массовой информации,
информационными,  рекламными, консалтинговыми агентствами, агентствами
по связям с общественностью,  издательствами,  другими предприятиями и
организациями,   государственными   и    общественными    структурами.
Организует сбор информации,  в том числе с применением социологических
исследований;  непрерывный   мониторинг   информационных   источников.
Анализирует состояние и прогнозирует изменения информационного рынка и
сферы общественных  коммуникаций;  предлагает  меры  по  корректировке
политики организации в области связей с общественностью.  Осуществляет
контроль за  подготовкой  и  исполнением  договоров  и  контрактов  по
информационному,    рекламному,    организационному    и   финансовому
обеспечению программ и мероприятий  в  рамках  отдельного  направления
деятельности   организации   в   области   связей  с  общественностью.
Обеспечивает  взаимодействие  внутренних   структурных   подразделений
организации   при   совместной   деятельности.  Привлекает  к  решению
поставленных задач независимых внешних  консультантов  и  экспертов  в
области    связей    с   общественностью.   Осуществляет   руководство
подчиненными сотрудниками.
     Должен знать:   законы   и   иные   нормативные   правовые  акты,
относящиеся к вопросам регулирования области связей с общественностью;
законодательство   о   средствах   массовой   информации   и  рекламе;
международные  и  российские  кодексы  профессиональных  и   этических
принципов  в  области  связей  с  общественностью;  основы  экономики,
предпринимательства и  менеджмента;  стратегию  развития  организации;
конъюнктуру     информационного     рынка;    технологию    проведения
социологических исследований;  методы работы  в  кризисных  ситуациях;
методы планирования и организации рекламных и информационных кампаний;
порядок   составления   и   заключения   договоров   (контрактов)   об
информационном обеспечении программ и мероприятий; основы политологии,
социологии, психологии и маркетинга; этику делового общения; передовой
отечественный  и  зарубежный  опыт в области связей с общественностью;
основы  делопроизводства;  методы  сбора  и  обработки  информации   с
применением  современных  технических  средств  связи  и  компьютерных
технологий; основы законодательства о труде; правила по охране труда.
     Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по
специальности "Связи с общественностью" и стаж работы по специальности
не   менее   2   лет   или   высшее   профессиональное  образование  и
дополнительная подготовка в области связей с  общественностью  и  стаж
работы по специальности не менее 2 лет";
     в) после  квалификационной  характеристики  должности  "Начальник
отдела  (лаборатории,  сектора) по защите информации" квалификационной
характеристикой   должности   "Начальник   отдела    по    связям    с
общественностью", изложив ее в следующей редакции:

            "НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

     Должностные обязанности.  Организует разработку концепции внешней
и внутренней политики организации в области связей с  общественностью.
Руководит  работой  по  созданию  и реализации перспективных и текущих
программ, направленных на осуществление политики организации в области
связей с общественностью. Координирует деятельность по сбору и анализу
экономической,  общественно-политической и социологической информации,
касающейся деятельности организации.  Организует регулярную подготовку
аналитических материалов для корректировки текущих планов деятельности
организации   в   области   связей   с  общественностью.  Обеспечивает
постоянную и эффективную двустороннюю связь руководства организации  с
организациями, различными группами общественности, средствами массовой
информации.   Руководит   подготовкой   и   проведением   мероприятий,
направленных на реализацию внешней и внутренней политики организации в
области  связей  с   общественностью.   Обеспечивает   распространение
информационно-рекламных   материалов   о   деятельности   организации.
Руководит проведением исследований общественного  мнения  по  основным
факторам,  влияющим  на  репутацию организации,  с целью корректировки
существующих программ и концепции политики организации в сфере  связей
с   общественностью.   Утверждает  концепцию  корпоративного  издания,
официального   WEB-ресурса   организации   и   других   информационных
материалов,  выпускаемых организацией. Разрабатывает смету расходов на
осуществление политики организации в области связей с  общественностью
и  организует  проведение  необходимого  финансового учета.  Руководит
работой сотрудников отдела и менеджеров по связям  с  общественностью.
Руководит  работой  штатных  социологов  и  координирует  деятельность
независимых внешних  специализированных  организаций,  предоставляющих
соответствующие  услуги.  Участвует  совместно  с другими структурными
подразделениями:  в  разработке  и  планировании  стратегии  рекламной
политики организации и проведении отдельных мероприятий,  направленных
на  ее  реализацию;  в  решении   задач   маркетинга   и   обеспечении
информационно-рекламной   поддержки   при   разработке   и  реализации
концепции продвижения на рынок товаров и услуг;  в  работе  по  защите
информации   и   создании   оптимальных  информационных  связей  между
подразделениями     организации;      формировании      благоприятного
социально-психологического климата внутри организации.
     Должен знать:  законы   и   иные   нормативные   правовые   акты,
относящиеся  к  вопросам регулирования сферы связей с общественностью;
законодательство  о   средствах   массовой   информации   и   рекламе;
международные   и  российские  кодексы  профессиональных  и  этических
принципов в области связей с общественностью;  международные стандарты
качества  в  области  связей  с общественностью;  стратегию развития и
бизнес-план организации;  научно-методические материалы  по  связям  с
общественностью;  перспективы  и  направления  развития  технологий  в
области связей  с  общественностью;  методы  анализа,  планирования  и
прогнозирования  развития  информационных  процессов  и сферы массовых
коммуникаций; основы политологии, социологии, психологии, маркетинга и
менеджмента;  технологию  проведения  и  методы  оценки качественных и
количественных   социологических    исследований;    методы    расчета
финансово-экономических       параметров       информационно-рекламной
деятельности организации;  конъюнктуру информационного  рынка;  основы
технологии     производства    полиграфической    продукции;    основы
делопроизводства;  методы  и  средства  формирования  и  использования
собственной базы данных организации;  основы законодательства о труде;
правила по охране труда.
     Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по
специальности "Связи с общественностью" и стаж работы по специальности
не   менее   3   лет   или   высшее   профессиональное  образование  и
дополнительная подготовка в области связей с  общественностью  и  стаж
работы по специальности не менее 3 лет".
     2. Подраздел   2   "Должности   специалистов"   дополнить   после
квалификационной  характеристики  должности "Специалист по маркетингу"
квалификационной характеристикой должности  "Специалист  по  связям  с
общественностью", изложив ее в следующей редакции:

               "СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

     Должностные обязанности.  Выполняет работу по реализации политики
организации в области связей с общественностью и отдельных ее  этапов.
Участвует в разработке конкретных планов внутренней и внешней политики
организации  в  области   связей   с   общественностью.   Осуществляет
постоянное  взаимодействие  и  поддерживает контакты с представителями
средств  массовой  информации  и   общественности,   знакомит   их   с
официальными    решениями   и   приказами   руководства   организации,
подготавливает ответы на официальные запросы,  следит за своевременным
распространением информационных материалов о деятельности организации.
Участвует в  подготовке  и  проведении  брифингов,  пресс-конференций,
других   мероприятий   и   акций  информационно-рекламного  характера,
проводимых с участием представителей  средств  массовой  информации  и
общественности,   обеспечивает   их   комплексное   информационное   и
организационное   сопровождение.   Готовит   пресс-релизы   и   другие
информационные   материалы   для   представителей   средств   массовой
информации,  проводит  мониторинг  электронных  и   печатных   средств
массовой        информации,        участвует        в       подготовке
информационно-аналитических материалов  для  внутреннего  пользования.
Разрабатывает  информационно-рекламные  материалы,  готовит тексты для
корпоративного   издания,   официального   WEB-ресурса    организации.
Участвует  в  подготовке  заданий  для  социологических исследований и
составлении итоговых отчетов  по  результатам  проведения  мероприятий
информационно-рекламного   характера.   Выполняет   работу  по  сбору,
хранению,  использованию и распространению информационных  материалов,
подготовке  документов  для  сдачи  в  архив.  Обеспечивает исполнение
решений руководства, своевременно информирует его о текущем ходе работ
и их результатах.
     Должен знать:  постановления,   распоряжения,   приказы,   другие
руководящие   и   нормативные   документы,   относящиеся   к  вопросам
организации  связей  с  общественностью;  основы  законодательства   о
средствах  массовой  информации и рекламе;  международные и российские
кодексы профессиональных и этических  принципов  в  области  связей  с
общественностью; специализацию, особенности деятельности и перспективы
развития  организации;  основы  политологии,  социологии,  психологии;
основные    методы    проведения    качественных    и   количественных
социологических исследований;  методику  ведения  мониторинга  средств
массовой  информации;  законы  композиции и стиля рекламных сообщений,
статей,   обращений,    публичных    выступлений;    методы    анализа
статистической информации;  основы делопроизводства; методы и средства
формирования и  использования  собственной  базы  данных  организации;
методы   сбора   и  обработки  информации  с  применением  современных
технических средств и компьютерных технологий; основы законодательства
о труде; правила по охране труда.
     Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по
специальности  "Связи с общественностью" без предъявления требований к
стажу работы или высшее образование  и  дополнительная  подготовка  по
специальности  связи  с  общественностью без предъявления требований к
стажу работы".