уровнем технологической и ценовой конкурентоспособности угля по отношению к альтернативным энергоресурсам в условиях насыщенности рынка топливом. Ожидается, что в результате опережающего роста цен на природный газ и стабилизации (с учетом инфляции) цен на уголь соотношение цен (в условном топливе) на газ и энергетический уголь в области его эффективного применения поднимется с 0,62 в 2002 году до 1/1 в 2006 году и 1,4/1 в 2010 году, составит 1,6-2/1 в последующие годы. Только при таком соотношении можно достичь намеченных объемов потребления угля, а цены на уголь обеспечат необходимое развитие отрасли. При этом необходимо будет осуществить меры для недопущения необоснованного завышения цен на уголь за счет мер антимонопольного контроля, включая государственное регулирование процессов экономической концентрации. Прогнозируемые объемы добычи угля в стране, как и других энергоресурсов, будут различаться в зависимости от того или иного варианта социально-экономического развития России, однако при всех вариантах предусматриваются более высокие темпы роста потребления угля по сравнению с другими видами органического топлива. При оптимистическом и благоприятном вариантах развития добыча угля в России может составить 300 - 330 млн. т в 2010 году и возрасти до 400 - 430 млн. т к 2020 году (рис.12). При умеренном и критическом вариантах развития добыча угля в стране составит 270 - 310 млн. т в 2010 году и 300 - 375 млн. т в 2020 году. Угольная промышленность располагает достаточным объемом геологических запасов угля и производственным потенциалом для решения поставленных задач, поэтому конкретные объемы добычи будут уточняться в зависимости от экономического спроса на твердые виды топлива. Хотя намечаемые уровни добычи угля и обеспечены разведанными запасами, однако это не исключает необходимости определенных дополнительных геолого-разведочных работ. Особенностью динамики потребления коксующихся углей в связи с переходом соответствующих предприятий во владение металлургических холдингов является их зависимость от программы развития металлургии. Ожидается, что добыча коксующихся углей в стране будет расти более низкими темпами, чем добыча энергетических углей, и может составить в 2010 году около 70 млн. т, а в 2020 году 75 - 80 млн. т. Увеличение потребления и добычи энергетических углей будет определяться следующими экономическими и природно-геологическими факторами: наращивание добычи угля прежде всего в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах, располагающих наиболее благоприятными условиями для обеспечения страны высококачественным и экономичным угольным топливом; сохранение уровня добычи угля на месторождениях Восточной Сибири, Бурятии, Якутии, Дальнего Востока, а в европейской части России - на месторождениях Восточного Донбасса и Печоры как важного фактора энергообеспечения топливодефицитных западных регионов страны. Объем добычи бурых углей будет определяться темпами развития Канско-Ачинского бассейна, а также освоением таких перспективных месторождений, как Мугунское и Харанорское в Читинской области, Ерковецкое на Дальнем Востоке, Лучегорское и Павловское в Приморском крае. При любом варианте развития доля бурых углей составит не менее одной трети добычи угля по стране. В целом в зависимости от варианта добыча угля (коксующегося и энергетического) составит: в Кузнецком бассейне - 150 - 160 млн. т в 2010 году и 170 - 180 млн. т в 2020 году; в Канско-Ачинском бассейне - 50 - 55 млн. т в 2010 году и 80 - 115 млн. т в 2020 году; на месторождениях Восточной Сибири - около 40 млн. т в 2010 году и 45 - 50 млн. т в 2020 году; на месторождениях Дальнего Востока - около 35 млн. т в 2010 году и 40 - 50 млн. т в 2020 году; в бассейнах и на месторождениях европейской части России - 35 - 40 млн. т в 2010 году и около 35 - 45 млн. т в 2020 году. Основным направлением совершенствования технологической структуры угольного производства является увеличение удельного веса открытого способа добычи с доведением его с 64 процентов в 2000 году (65 процентов в 2002 году) до 75 - 80 процентов к 2020 году. В 2001 - 2020 годах для обеспечения роста добычи по умеренному варианту развития потребуется ввести около 130 млн. т новых мощностей, из них в Кузнецком бассейне - 55 млн. т и в Канско-Ачинском - 40 млн. т. При оптимистическом варианте развития потребность во вводе новых мощностей составит 200 млн. т, из них в Кузнецком бассейне - 75 млн. т, в Канско-Ачинском - 70 млн. т, на месторождениях Дальнего Востока - до 20 млн. т. Долгосрочная государственная политика в угольном секторе, направленная на создание условий, обеспечивающих стабильное развитие отрасли, предусматривает три этапа: в 2003 - 2005 годах - завершение приватизации угольного производства, улучшение финансового состояния угольных организаций, продолжение ликвидации особо убыточных предприятий угольной отрасли, осуществление мер социальной защиты высвобождаемых работников, мероприятий по социальной и экологической реабилитации шахтерских городов и поселков с использованием средств государственной поддержки; в 2006 - 2010 годах - завершение ликвидации особо убыточных предприятий, переселения высвобождающихся работников ликвидируемых организаций из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, повышение конкурентоспособности угольного топлива по отношению к природному газу за счет проведения целенаправленной государственной ценовой политики, осуществления технического перевооружения и интенсификации производства; в 2011 - 2020 годах - коренное изменение технического и экономического уровня угольного производства за счет перемещения добычи на вновь введенные мощности, оснащенные техникой нового поколения, выход на высококачественную конечную продукцию, в том числе на базе угольно-металлургических, энерготехнологических и углехимических комплексов. Государственная поддержка отрасли будет ограничена финансированием завершения работ по ликвидации особо убыточных шахт и разрезов, субсидированием на первом этапе процентных ставок по привлеченным организациями отрасли кредитам для развития производства. Кроме того, в период до 2010 года потребуется государственная поддержка проектов создания чистых угольных технологий и углехимических производств (синтетическое жидкое топливо, газ, углеродные нити и другие). Существенное изменение территориальной структуры добычи и потребления угля обусловливает увеличение межрегиональных поставок твердого топлива прежде всего в направлении Восток - Запад с 65 млн. т в 2002 году до 90 млн. т в 2010 году и 130 млн. т в 2020 году (по оптимистическому варианту развития). Для решения проблемы межрегиональных перевозок, связанной с дополнительными поставками угольной продукции на тепловые электростанции Урала и центра, а также в порты Балтийского и Черного морей необходимо увеличить провозную способность железных дорог в западном направлении на 70 млн. т в год. В целях увеличения экспорта угольной продукции осуществляются модернизация и увеличение пропускной способности таких портов, как Восточный, Ванино, Усть-Луга, а также Мурманского глубоководного порта. Планируется строительство на побережье Черного моря нового порта с высокопроизводительным угольным терминалом. Целесообразно возобновить работы по созданию трубопроводов для транспортировки плотной угольной суспензии. Научно-техническая и инновационная политика в угольной отрасли предусматривает: разработку и введение системы мер по повышению качества угольной продукции (включая переход на международную систему обеспечения контроля качества отгружаемых углей, установление стандартов качества по видам потребления углей, организацию сертификации продукции, внедрение на предприятиях международных стандартов качества); коренное техническое перевооружение угледобывающего производства, включая оснащение разрезов высокопроизводительной горно-транспортной техникой непрерывного и циклического действия, в том числе для селективной обработки угольных пластов, внедрение циклично-поточной и поточной технологии, обеспечение развития технологии подземной угледобычи с преимущественным использованием в длинных очистных забоях механизированных комплексов нового технического уровня, а также короткозабойной техники с применением комбайнов непрерывного действия и самоходных средств транспортировки угля, техническое обеспечение промышленной утилизации шахтного метана; увеличение объема обогащения коксующегося угля до 100 процентов и энергетического угля (кроме бурого) до 50 процентов; внедрение технологии глубокой переработки углей на основе мягкого пиролиза с получением жидких углеводородов и экологически чистого твердого топлива, углеродных нитей, сульфоугля, суперчистого энергоносителя; разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования для производства и транспортировки водоугольного топлива, газификации углей и их отходов после обогащения; разработку новых технологий и оборудования для эффективной дегазации угольных пластов; разработку и реализацию программы создания конкурентоспособной отечественной горнодобывающей техники. Достижение намечаемых уровней добычи угля в стране, техническое перевооружение отрасли и развитие транспортной инфраструктуры потребуют значительного увеличения инвестиций. Основными источниками капитальных вложений будут собственные средства предприятий отрасли и заемные финансовые ресурсы. 5. Электроэнергетика Стратегическими целями развития электроэнергетики являются: надежное энергоснабжение экономики и населения страны электроэнергией; сохранение целостности и развитие единой энергетической системы страны, ее интеграция с другими энергообъединениями на Евразийском континенте; повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития электроэнергетики на базе новых современных технологий; снижение вредного воздействия на окружающую среду. С учетом прогнозируемых объемов спроса на электроэнергию при оптимистическом и благоприятном вариантах развития суммарное производство электроэнергии может возрасти по сравнению с 2000 годом более чем в 1,2 раза к 2010 году (до 1070 млрд. кВт`ч) и в 1,6 раза к 2020 году (до 1365 млрд. кВт`ч). При умеренном варианте развития экономики производство электроэнергии составит соответственно 1015 млрд. кВт`ч и 1215 млрд. кВт`ч (рис.13). Обеспечение такого уровня электропотребления требует решения ряда проблем, которые носят системный характер, - ограничение передачи мощности по линиям электропередачи, старение основного энергетического оборудования, технологическая отсталость, нерациональная структура топливного баланса, неэффективное использование установленных генерирующих мощностей. Остаются невостребованными энергетические мощности сибирских гидро- и теплоэлектростанций ("запертые" мощности в этом регионе составляют порядка 7 - 10 млн. кВт). Поэтому одной из стратегических задач электроэнергетики является развитие межсистемных линий электропередачи 500 - 1150 кВ для усиления надежности параллельной работы объединенной энергетической системы Сибири с энергетическими системами европейской части России и с объединенной энергетической системой Дальнего Востока. Это позволит избежать дорогостоящих перевозок угля из Кузбасса и КАТЭКа за счет их использования на местных тепловых электростанциях с выдачей 5 - 6 млн. кВт на запад и 2 - 3 млн. кВт - на восток. Кроме того, использование маневренных возможностей гидроэлектростанций Ангаро-Енисейского каскада снимет напряженность регулирования графика нагрузки в энергосистемах европейской части России. Износ активной части фондов в электроэнергетике составляет 60 - 65 процентов, в том числе в сельских распределительных сетях - свыше 75 процентов. Отечественное оборудование, составляющее техническую основу электроэнергетики, морально устарело, уступает современным требованиям и лучшим мировым изделиям. Поэтому необходимо не только поддержание работоспособности, но и существенное обновление основных производственных фондов на базе новой техники и технологий производства и распределения электроэнергии и тепла. Наличие в энергосистемах изношенного, выработавшего свой ресурс оборудования, доля которого уже превысила 15 процентов всех мощностей, и отсутствие возможности его восстановления связано с технологическими отказами, авариями и, как следствие, снижением надежности электроснабжения. Нерациональная структура топливного баланса обусловлена проводившейся политикой ценообразования на первичные энергоносители для электростанций. Цены на уголь в среднем в 1,5 раза превышают цены на газ. При таких условиях и в связи с большой капиталоемкостью угольных электростанций они становятся неконкурентоспособными и не могут развиваться, что может усугубить сложившуюся за последние годы ситуацию, когда в структуре топливного баланса тепловых электростанций доля выработки электроэнергии на газе превышала 60 процентов. Для развития единой энергетической системы России предусматривается сооружение линий электропередачи в объеме, обеспечивающем ее устойчивое и надежное функционирование и устранение технических ограничений, сдерживающих развитие конкурентного рынка электрической энергии и мощности. В основе развития электрической сети единой энергетической системы России должны лежать следующие основные принципы: гибкость, позволяющая осуществлять поэтапное развитие и возможность приспосабливаться к изменению условий функционирования (рост нагрузки, развитие электростанций, реверс потоков мощности, реализация новых межгосударственных договоров на поставку электроэнергии); постепенная "надстройка" основной сети единой энергетической системы линиями более высокого напряжения; сведение к минимуму числа дополнительных трансформаций 220/330, 330/500, 500/750 кВ в зонах совместного действия этих напряжений; управляемость основной электрической сети путем использования средств принудительного распределения потоков электроэнергии. Основу системообразующих сетей единой энергетической системы России до 2020 года будут составлять линии электропередачи 500 - 750 кВ. Суммарный ввод линий электропередачи напряжением 330 кВ и выше до 2020 года должен составить в зависимости от варианта развития 25 - 35 тысяч километров. Развитие единой электрической сети страны будет осуществляться под контролем федеральной сетевой компании и системного оператора (с долей государства в обеих - 75 процентов плюс 1 акция), при этом будет сохранена и обеспечена вертикаль диспетчерско-технологического управления. Для обеспечения прогнозируемых уровней электро- и теплопотребления при оптимистическом и благоприятном вариантах необходимо развитие генерирующих мощностей на электростанциях России (с учетом замены и модернизации) в 2003 - 2020 годах, по оценкам, не менее 177 млн. кВт, в том числе на гидро- и гидроаккумулирующих электростанциях - 11,2 млн. кВт, на атомных - 23 млн. кВт и тепловых - 143 млн. кВт (из них с парогазовыми и газотурбинными установками - 37 млн. кВт), при умеренном варианте ввод в действие генерирующих мощностей составит 121 млн. кВт, в том числе на гидро- и гидроаккумулирующих электростанциях - 7 млн. кВт, на атомных - 17 млн. кВт и тепловых - 97 млн. кВт (из них с парогазовыми и газотурбинными установками - 31,5 млн. кВт). Указанные величины могут быть уменьшены в случае принятия решения о продлении срока службы имеющихся генерирующих мощностей, однако при этом снизится надежность энергоснабжения потребителей и экономичность работы электростанций, увеличится расход топлива, возрастут объемы вводов генерирующих мощностей в последующий период. Развитие электроэнергетики в указанный период будет исходить из следующих экономически обоснованных приоритетов территориального размещения генерирующих мощностей: в европейской части России - техническое перевооружение тепловых электростанций на газе с замещением паросиловых турбин на парогазовые и максимальное развитие атомных электростанций; в Сибири - развитие тепловых электростанций на угле и гидроэлектростанций; на Дальнем Востоке - развитие гидроэлектростанций, тепловых электростанций на угле, а также газе (в крупных городах). Основой электроэнергетики останутся тепловые электростанции, удельный вес которых в структуре установленной мощности отрасли сохранится на уровне 60 - 70 процентов. Выработка электроэнергии на тепловых электростанциях к 2020 году возрастет в 1,4 раза по сравнению с 2000 годом. Структура расходуемого топлива на тепловых электростанциях будет изменяться в сторону уменьшения доли газа к 2020 году и увеличения доли угля, причем соотношение между газом и углем будет определяться складывающейся конъюнктурой цен на природный газ и уголь. Определяющим фактором является цена на природный газ, которая должна быть постепенно увеличена до уровня, обеспечивающего развитие газовой отрасли. Для того чтобы электростанции на угле могли конкурировать с электростанциями на газе на формирующемся рынке электроэнергии России, цена на газ должна быть в 1,6 - 2 раза выше цены на уголь. Такое соотношение цен позволит снизить долю газа в структуре потребления топлива тепловыми электростанциями. В результате величина среднего тарифа на электроэнергию для всех категорий потребителей оценивается в 4 - 4,5 цента/кВт`ч к 2020 году. Необходимо ликвидировать перекрестное субсидирование и обеспечить дифференциацию тарифов в зависимости от суточного и сезонного графиков покрытия нагрузки, как это принято в мировой практике, так как затраты на производство электроэнергии от дорогих пиковых генерирующих мощностей в несколько раз превышают затраты на производство от базовых мощностей атомных и тепловых электростанций. Кроме того, предусматривается предоставление скидок энергоемким потребителям. Сценарии развития теплоэнергетики, связанные с возможностью радикального изменения условий обеспечения топливом тепловых электростанций в европейской части страны, преодоление к 2010 году тенденции превышения темпов нарастания объемов оборудования электростанций, выработавших свой ресурс, над темпами вывода его из работы и обновления требуют скорейшего внедрения достижений научнотехнического прогресса и новых технологий в электроэнергетике. Для электростанций, работающих на газе, такими технологиями являются парогазовый цикл, газотурбинные надстройки паросиловых блоков и газовые турбины с утилизацией тепла. На электростанциях, работающих на твердом топливе, - экологически чистые технологии сжигания угля в циркулирующем кипящем слое, а позже - газификация угля с использованием генераторного газа в парогазовых установках. Новые угольные тепловые электростанции в крупных городах и сельскохозяйственных регионах должны быть оснащены установками сероочистки. Переход от паротурбинных тепловых электростанций на газе к парогазовым обеспечит повышение коэффициента полезного действия установок до 50 процентов, а в перспективе - до 60 процентов и более. Вторым направлением повышения тепловой экономичности тепловых электростанций является строительство новых угольных блоков, использующих технологию применения сверхкритических параметров пара, с коэффициентом полезного действия 45-46 процентов, что снизит удельный расход топлива на выработку электроэнергии на твердом топливе с 360 грамм условного топлива за 1 кВт`ч в 2000 году до 310 грамм условного топлива за 1 кВт`ч в 2010 году и до 280 грамм условного топлива за 1 кВт`ч в 2020 году. Важнейшую роль в снижении расхода топлива, используемого для производства электрической и тепловой энергии в электроэнергетическом секторе, будет играть теплофикация, то есть выработка электроэнергии на тепловых электростанциях с утилизацией теплоты, отработавшей в паросиловом, газотурбинном или комбинированном парогазовом цикле. Важным направлением в электроэнергетике в современных условиях является развитие распределенной генерации на базе строительства электростанций небольшой мощности, в первую очередь небольших тепловых электростанций с парогазовыми, газотурбинными установками и другими современными технологиями. Газотурбинные, газопоршневые и парогазовые тепловые электростанции, ориентированные на обслуживание потребителей с тепловыми нагрузками малой и средней концентрации (до 10 - 50 Гкал/ч), получившие название когенерационных, будут обеспечивать в первую очередь децентрализованный сектор теплоснабжения. Кроме этого, часть районных отопительных и промышленных котельных будет реконструирована (где это возможно и экономически оправдано) в тепловые электростанции малой мощности. В результате в процессе развития теплофикации и когенерации будет возрастать доля независимых от акционерных обществ энергетики и электрификации производителей электроэнергии и тепла, возрастет конкуренция производителей электрической и тепловой энергии. Для выполнения инновационной программы отрасли необходимо осуществить комплекс научных исследований и разработок по следующим направлениям: расширение ресурсной базы электроэнергетики и повышение региональной обеспеченности топливом за счет освоения эффективного экологически чистого сжигания канско-ачинских и низкосортных углей восточных районов России в котлах паротурбинных энергоблоков со сверхкритическими параметрами пара и с использованием технологии сжигания угля, в том числе с "кольцевой" топкой, в расплаве шлака, в топках с циркулирующим кипящим слоем и под давлением; повышение эффективности защиты окружающей среды на основе комплексных систем газоочистки и золоулавливания на энергоблоках; повышение эффективности парогазового цикла за счет выбора схемы утилизации тепла; создание и освоение производства энергетических установок нового поколения на базе твердооксидных топливных элементов для централизованного энергоснабжения, исследование возможности применения в этих целях топливных элементов других типов; создание и внедрение в эксплуатацию надежного электротехнического коммутационного оборудования с вакуумной изоляцией; развитие межсистемных электрических передач с повышенной пропускной способностью; развитие гибких электрических передач; внедрение нового поколения трансформаторного оборудования, систем защиты от перенапряжений и микропроцессорных систем релейной защиты и противоаварийной автоматики, оптико-волоконных систем связи; создание и внедрение электротехнического оборудования, включая преобразовательные агрегаты на терристорных элементах, в том числе частотно-регулируемые преобразователи для электроприводов различного назначения; увеличение надежности теплоснабжения на базе повышения долговечности и коррозионной стойкости труб тепловых сетей с пенополиуретановой изоляцией. Гидроресурсы России по своему потенциалу сопоставимы с современными объемами выработки электроэнергии всеми электростанциями страны, однако используются они всего на 15 процентов. В связи с ростом затрат на добычу органического топлива и ожидаемым увеличением цен на него необходимо обеспечить максимально возможное использование и развитие гидроэнергетики, являющейся экологически чистым возобновляемым источником электроэнергии. При оптимистическом и благоприятном вариантах развития выработка электроэнергии на гидроэлектростанциях возрастет до 180 млрд. кВт`ч в 2010 году и до 215 млрд. кВт`ч в 2020 году с дальнейшим увеличением до 350 млрд. кВт`ч за счет сооружения новых гидроэлектростанций. Гидроэнергетика будет развиваться в основном в Сибири и на Дальнем Востоке. В европейских районах получит развитие строительство малых гидроэлектростанций, преимущественно на Северном Кавказе, продолжится сооружение некрупных пиковых гидроэлектростанций. Для обеспечения надежного функционирования единой энергетической системы России и компенсации неравномерного потребления электроэнергии в условиях увеличения доли базисных АЭС в европейской части страны необходимо ускорить сооружение гидроаккумулирующих электростанций. Развитие сетевого хозяйства, обновление и обеспечение прироста генерирующих мощностей требуют роста инвестиций в электроэнергетику. При этом источниками инвестиций будут: для тепловых генерирующих компаний - собственные средства компаний, заемный и акционерный капитал; для гидрогенерирующих компаний с государственным участием - наряду с указанными источниками возможно создание и использование целевых инвестиционных фондов, формируемых за счет прибыли гидроэлектростанций; для федеральной сетевой компании и системного оператора - централизованные инвестиционные средства, включаемые в тарифы на передачу и системные услуги. Необходимо осуществить модернизацию коммунальной энергетики, в том числе за счет привлечения частного капитала в эту потенциально привлекательную в инвестиционном отношении сферу хозяйственной деятельности на основе реформирования и модернизации всего жилищнокоммунального комплекса Российской Федерации с преобразованием унитарных муниципальных предприятий, обеспечивающих электроснабжение населения и коммунальной сферы городов, в открытые акционерные общества и последующей их интеграцией с акционерными обществами энергетики и электрификации, включая использование концессионных, арендных и других механизмов управления объектами коммунальной инфраструктуры. Для привлечения крупномасштабных инвестиций в электроэнергетику требуется коренное реформирование отрасли и соответствующая государственная тарифная политика. В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" реформирование электроэнергетики намечено осуществлять на следующих принципах: отнесение передачи, распределения электроэнергии и диспетчеризации к подлежащим государственному регулированию исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий); демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование); обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка; единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетике; обеспечение финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики; обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований. Основной задачей проводимых реформ в электроэнергетике является развитие конкуренции в потенциально конкурентных сферах деятельности - генерация и сбыт электроэнергии в тех районах, где это технологически и экономически реализуемо, что, в свою очередь, создаст условия для более эффективной хозяйственной деятельности в сфере генерации, передачи и сбыта электроэнергии. При этом должна быть обеспечена устойчивая и стабильная работа единой энергетической системы Российской Федерации, надежное электро- и теплоснабжение регионов Российской Федерации. Правительством Российской Федерации приняты Основные направления реформирования электроэнергетики, предусматривающие осуществление реформы в отрасли в три этапа. На первом этапе не проводится полная либерализация рынка электроэнергии, что позволит избежать совмещения двух сложных процессов - реструктуризации предприятий и либерализации рынка. Создается оптовый рынок в объеме продаж до 15 процентов производимой электростанциями энергии, что позволит уже на первом этапе отработать модель конкурентного оптового рынка. На втором этапе создаются и развиваются оптовый и розничный рынки электроэнергии. По мере развития рынка и инфраструктуры будет происходить увеличение количества участников рынка. Основой создаваемого рынка станет сочетание организованной (биржевой) торговли электроэнергией с системой заключения двусторонних договоров, предоставляющее участникам рынка возможность самостоятельного формирования хозяйственных связей. Наличие эффективной системы регулирования и контроля, созданной на первом этапе, позволит снизить риск перехода к либерализации рынка. На третьем этапе предполагается создание условий для привлечения значительных инвестиций в капитал предприятий электроэнергетики, завершится оформление инфраструктуры и переход электроэнергетики к устойчивому развитию. Реформа отрасли создаст условия для конкуренции электроэнергетических компаний как на внутреннем, так и на внешних рынках, что позволит расширить экспортный потенциал России. В этом отношении особое значение будут иметь усилия в области включения в параллельную работу электроэнергетических систем России и Европы, а также экспорт электроэнергии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона из Сибири и Дальнего Востока с сооружением экспортных линий электропередачи. Развитие экспорта электроэнергии является стратегической задачей, поскольку, в отличие от экспорта углеводородного сырья, представляет собой продвижение на зарубежные рынки наукоемкой высокотехнологичной готовой продукции. В связи с этим государство будет оказывать поддержку расширению экспорта электроэнергии. С учетом либерализации и демонополизации оптового рынка электроэнергии (мощности) и принципов реформирования электроэнергетического сектора России, контрольная и регулирующая роль государства в сфере экспорта электроэнергии будет заключаться в обеспечении недискриминационного доступа производителей к экспорту, а также организации и осуществлении антидемпинговых и антимонопольных процедур. Основываясь на принципах экономической целесообразности при формировании управленческой стратегии в области электроэнергетики, а также на безусловном исполнении принципов энергетической безопасности Российской Федерации, государство будет поощрять разумное сочетание экспорта и импорта электроэнергии. Импорт электроэнергии на первом этапе реформирования электроэнергетики будет считаться оправданным в тех случаях, когда он будет способствовать недопущению скачкообразного роста тарифов на внутреннем рынке России, а также преодолению дефицита в отдельных сегментах оптового рынка в период реконструкции существующих и строительства новых генерирующих мощностей. 6. Атомная энергетика и ядерно-топливный цикл В России эксплуатируются 30 ядерных энергоблоков на десяти атомных электростанциях с общей установленной мощностью 22,2 ГВт. В их числе 14 энергоблоков с реакторами типа ВВЭР, 11 энергоблоков с реакторами типа РБМК, 4 энергоблока с реакторами типа ЭГП с канальными водографитовыми реакторами и 1 энергоблок на быстрых нейтронах - БН600. Выработка электроэнергии российскими атомными электростанциями в 2002 году составила 140 млрд. кВт`ч, коэффициент использования установленной мощности атомных электростанций - 72 процента. Атомная энергетика с 1998 года обеспечивает ежегодный прирост производства в среднем около 8 млрд. кВт`ч при наличии резерва для увеличения выработки электроэнергии на 20 млрд. кВт`ч. В указанный период произведен ввод в действие энергоблока в 1 ГВт на Волгодонской атомной станции, предусматривается завершить строительство и ввести до 2011 года шесть энергоблоков мощностью до 6 ГВт, обеспечивая средний темп роста мощности 0,7 ГВт, а электроэнергии - до 5 процентов ежегодно. Доля атомной энергетики в настоящее время составляет 3,5 процента потребления всех топливно-энергетических ресурсов, 11 процентов установленной мощности и 16 процентов производства электроэнергии России (21 процент в европейской части страны). Основные направления развития атомной энергетики определены одобренной Правительством Российской Федерации стратегией развития атомной энергетики России в первой половине XXI века. В результате проведенной многофакторной оптимизации топливноэнергетического баланса определено, что увеличение потребности экономики страны в электроэнергии целесообразно в значительной степени покрывать за счет роста выработки электроэнергии атомными электростанциями (в основном в европейской части), которая должна возрасти при оптимистическом и благоприятном вариантах развития со 130 млрд. кВт`ч в 2000 году (140 млрд. кВт`ч в 2002 году) до 195 млрд. кВт`ч в 2010 году и до 300 млрд. кВт`ч в 2020 году. Кроме того, предусматривается развитие производства тепловой энергии от атомных энергоисточников до 30 млн. Гкал/год. При умеренном варианте развития экономики производство электроэнергии на атомных станциях уменьшается до 230 млрд. кВт`ч в 2020 году. Возможность дополнительного увеличения производства электроэнергии на атомных станциях до 270 млрд. кВт`ч связана с созданием энергокомплексов "атомные электростанции - гидроаккумулирующие электростанции" и увеличением объемов производства тепловой энергии в районах размещения действующих и новых атомных электростанций. В результате производство электроэнергии на атомных станциях возрастет с 16 процентов в 2000 году до 23 процентов в 2020 году (в европейской части - до 32 процентов). Для достижения указанных показателей потребуется увеличить мощность атомных станций и производство энергии практически в 2 раза (темп создания новых мощностей - до 2 ГВт в год). На действующих атомных электростанциях предусмотрено дальнейшее повышение их эксплуатационной безопасности, в том числе за счет модернизации и продления срока эксплуатации энергоблоков (на 10 - 20 лет) с последующим замещением новыми, в основном на существующих или подготовленных площадках. Планируемый объем развития мощностей электроэнергетики с увеличением доли базовой мощности атомных электростанций в европейской части России требует оптимизации системы и режимов использования источников генерации в переменной части графиков электрических нагрузок и в осенне-зимний период. Для этого предусматривается также развитие электросетевого хозяйства, создание необходимых мощностей гидроаккумулирующих электростанций, освоение новых топливных сборок и модернизация систем автоматического регулирования на атомных электростанциях для дальнейшего расширения допустимого диапазона системного регулирования нагрузок без снижения надежности и безопасности эксплуатации. Главными задачами в развитии атомной энергетики являются повышение ее эффективности и конкурентоспособности, снижение уровня удельных затрат на воспроизводство и развитие мощностей при обеспечении соответствия уровня безопасности современным нормам и правилам. Атомные электростанции, являющиеся государственной собственностью и объединенные в государственную генерирующую компанию, осуществляют полноправное участие на формируемом конкурентном рынке электроэнергии. Указанные параметры развития атомной энергетики определяют сдержанный рост тарифов на производство энергии от 1,4 цента за 1 кВт`ч в 2003 году до 2,4 цента за 1 кВт`ч в 2015 году, обеспечивая тарифное преимущество перед электростанциями на органическом топливе. Отличительными особенностями отрасли являются: единый комплекс "топливно-сырьевые ресурсы - производство энергии - обращение с отходами"; отраслевая инвестиционная политика и реализуемые целевые программы, которые обеспечивают устойчивость, обновление и повышение эффективности существующего потенциала и развитие ядерно-топливной базы и мощностей по переработке и утилизации радиоактивных отходов; готовность к реализации высокотехнологичных и экономически выгодных проектов энергетических комплексов, соответствующих современному уровню безопасности и надежности, в том числе инновационных технологий; возможность освоения рынка тепловой энергии для социальной сферы с замещением неэкономичных источников теплопроизводства; наличие отечественного энергомашиностроительного производства и строительно-монтажного комплекса. Важной составляющей государственной стратегии развития промышленности ядерно-топливного цикла и атомной энергетики является увеличение экспортного потенциала ядерных технологий России: развитие экспорта атомных электростанций, ядерного топлива и электроэнергии. Разведанные и потенциальные запасы природного урана, накопленные резервы регенерированного урана и существующие мощности ядерного топливного цикла при экономически обоснованной инвестиционной и экспортно-импортной политике обеспечивают прогнозируемые параметры развития атомной энергетики. Долгосрочная отраслевая технологическая политика предусматривает постепенный ввод новой ядерной энерготехнологии на быстрых реакторах с замыканием ядерного топливного цикла с уранплутониевым топливом, что снимет ограничения в отношении топливного сырья. Намечаемые уровни развития атомной энергетики и предприятий ядерно-топливного цикла потребуют значительного роста инвестиций. Основным источником капитальных вложений для отрасли останутся собственные средства предприятий, полученные за счет инвестиционной составляющей в тарифах, средства государственного бюджета, инвестиционных и финансовых структур, а также средства, привлеченные на условиях проектного финансирования при государственных гарантиях. 7. Теплоснабжение Стратегическими целями теплоснабжения являются: надежное снабжение теплом предприятий экономики и населения страны; повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития отрасли на базе новых современных технологий; максимально эффективное использование возможностей когенерации. Для достижения этих целей предусматривается: разработка программы реформирования теплоснабжения в России и создание государственной системы управления процессами теплоснабжения; пересмотр политики теплоснабжения городов и предприятий в части оптимального снижения централизации с целью повышения надежности теплоснабжения и снижения затрат на передачу тепловой энергии; разработка и осуществление мер государственного регулирования для обеспечения коммерческой эффективности теплофикации для сохранения первичных энергоресурсов, снижения вредных выбросов от энергоисточников в окружающую среду, рационального использования территорий городов. Суровые климатические условия в России предопределяют теплоснабжение как наиболее социально значимый и в то же время наиболее топливоемкий сектор экономики: в нем потребляется примерно 40 процентов энергоресурсов, используемых в стране, а более половины этих ресурсов приходится на коммунально-бытовой сектор. Несмотря на это, теплоснабжение в отличие от основных отраслей ТЭК не имеет единой технической, структурно-инвестиционной, организационной и экономической политики. Относительно прозрачны лишь системы централизованного теплоснабжения и в их числе - теплофикационные системы в составе акционерных обществ энергетики и электрификации и соответственно - Российского акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России". Не ведется разработка сводного теплового баланса страны. В результате ряд направлений производства и использования тепловой энергии не учитывается. В настоящее время около 72 процентов всей тепловой энергии производится централизованными источниками (мощностью более 20 Гкал/ч), остальные 28 процентов производятся децентрализованными источниками, в том числе 18 процентов - автономными и индивидуальными источниками. Кроме того, незначительная часть спроса на тепловую энергию (4,5 процента) удовлетворяется за счет утилизации сбросного тепла от технологических установок, а доля тепла, получаемого от возобновляемых источников энергии, очень мала. В России электроэнергетика теснейшим образом связана с теплоснабжением: на тепловых электростанциях производится более 60 процентов электрической и почти 32 процента тепловой энергии, используемой в стране, при этом практически третья часть электроэнергии, производимой всеми тепловыми электростанциями, вырабатывается в теплофикационном (комбинированном) цикле. Эффективность работы ТЭЦ общего пользования и ряда ГРЭС с большими объемами отпуска тепла во многом зависит от эффективности функционирования систем централизованного теплоснабжения, в составе которых работают эти станции. Кроме указанных ТЭЦ и ГРЭС, а также АТЭЦ, в городах работает много так называемых промышленных ТЭЦ и котельных, которые входят в состав промышленных предприятий и снабжают их, а также прилегающие жилые районы тепловой (прежде всего) и электрической энергией. Большое количество котельных находится в муниципальной собственности. Индивидуальные котельные, встроенные в отапливаемые здания или пристроенные к ним, обычно являются собственностью тех хозяйствующих субъектов, которым принадлежат указанные здания. Системами централизованного теплоснабжения, являющимися локальными монополиями, вырабатывается около 1,4 млрд. Гкал тепла в год. Около 600 млн. Гкал тепловой энергии ежегодно производят 68 тысяч коммунальных котельных. В большинстве крупных городов (более 100 тыс. чел.) централизованным теплоснабжением обеспечено 70 - 95 процентов жилого фонда. Около 50 процентов объектов коммунального теплоснабжения и инженерных сетей требуют замены, не менее 15 процентов находятся в аварийном состоянии. На каждые 100 километров тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 70 повреждений. Потери в тепловых сетях достигают 30 процентов, а с утечками теплоносителя ежегодно теряется более 0,25 кубических километров воды, 82 процента общей протяженности тепловых сетей требуют капитального ремонта или полной замены. К основным причинам такого состояния систем коммунального теплоснабжения относятся дефицит финансовых средств, износ оборудования и тепловых сетей, слабое управление и нерешенные вопросы разграничения полномочий и ответственности в коммунальной энергетике, отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения. Накопившиеся за многие годы проблемы в теплоснабжении отрицательно сказываются на нормальном функционировании не только жилищнокоммунального комплекса, но и ТЭК страны. Поэтому их решение и проводимая в настоящее время реформа жилищно-коммунального хозяйства должны быть организационно и экономически связаны с реформированием электроэнергетики и преобразованиями в газовой отрасли. Для решения накопившихся проблем в теплоснабжении, которые проявились в последние годы особенно в жилищно-коммунальном секторе и связаны с эксплуатацией и дальнейшим развитием систем теплоснабжения (централизованных, децентрализованных, автономных, индивидуальных), необходимо осуществление комплекса мер, в частности: в области совершенствования организационной, нормативной и правовой базы: объединение тепловых сетей акционерных обществ энергетики и электрификации и муниципальных тепловых сетей в рамках одного предприятия (от коллекторов источников тепловой энергии до конечных потребителей), что определит ответственность таких предприятий за надежное и экономически эффективное теплоснабжение конечных потребителей со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и технологическими последствиями. При этом в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства должны быть решены вопросы создания контролируемых потребителями организационных структур, ответственных перед населением за оказание услуг по теплоснабжению; обновление, расширение и при необходимости создание нормативной базы, регулирующей решение проблем теплоснабжения силами и средствами всех производителей тепловой энергии. При этом должны быть созданы организационно-правовые и экономические механизмы разработки и реализации новых комплексных генеральных планов электро-, газо- и теплоснабжения городов с учетом оптимальной структуры энергоресурсов, степени централизации теплоснабжения и теплофикации, что должно обеспечить минимизацию тарифов на производство и передачу тепловой энергии; создание информационно-аналитической базы данных и организация мониторинга всех действующих систем теплоснабжения для определения реальных затрат энергоресурсов, расходуемых на теплоснабжение, с последующей корректировкой (при необходимости) направлений развития теплоснабжения в городах, регионах и стране в целом; в области разработки новых подходов к тарифному регулированию, управлению спросом и развитию рыночных отношений: введение системы тарифов на тепловую энергию с выделением ставок за мощность и энергию, а также дифференцированных тарифов по объемам потребления, времени года, числу часов использования максимума нагрузок, и главное - отдельно по городам (возможно, и по отдельным источникам) с целью исключения перекрестного субсидирования неэкономичных источников тепла за счет высокорентабельных; повышение эффективности функционирования энергоисточников и тепловых сетей за счет снижения издержек системы теплоснабжения в целом, привлечения частных инвестиций, создания условий для превращения теплоснабжения в сферу, привлекательную для бизнеса; обеспечение управления спросом на тепловую энергию силами и средствами потребителей (а не поставщиков тепла, как это до сих пор принято в России), для чего потребуется массовое внедрение систем автоматического регулирования на тепловых пунктах у конечных потребителей с поэтапным переходом на независимые схемы присоединения к сети и внедрением количественного и количественно-качественного регулирования отпуска тепловой энергии, которая может быть поставлена (подана) в сеть от различных источников; развитие рыночных отношений и изменение структуры собственности, что повлияет на структуру производства тепловой энергии в направлении децентрализации и меньшей зависимости от акционерных обществ энергетики и электрификации; в области технического перевооружения отрасли: осуществление реконструкции, модернизации и развития действующих систем централизованного теплоснабжения с целью максимально возможного использования комбинированного производства электрической и тепловой энергии; обеспечение совершенствования технологий в области теплоснабжения и теплофикации, снижение себестоимости производства тепловой энергии за счет внедрения газотурбинных, парогазовых, газопоршневых и газовинтовых ТЭЦ различной мощности с вытеснением действующих газовых котельных в зону пиковых тепловых нагрузок; принятие мер по повышению надежности тепловых сетей за счет перехода на предварительно изолированные трубы, совершенствования оборудования, используемого в системах централизованного и децентрализованного теплоснабжения; обеспечение с учетом суровых климатических условий и кризисных явлений в секторе муниципального теплоснабжения в каждой системе теплоснабжения резервных мощностей и запасов топлива в зависимости от продолжительности сверхнизких температур и их абсолютного значения. Теплоснабжение такой северной страны, как Россия должно относиться к числу важнейших приоритетов государственной экономической и энергетической политики. При этом основной задачей является создание системы, обеспечивающей скоординированную работу различных государственных и частных организаций в интересах потребителей. После создания такой системы за государством должна остаться разработка стратегических направлений развития теплоснабжения, анализ возможных проблем и поиск путей их решения, а также государственный надзор. Прогнозируется рост производства тепловой энергии (рис.14): в 2010 году - на 9 - 13 процентов и в 2020 году - на 22 - 34 процента больше чем в 2000 году. При этом предусматривается рост реального потребления тепловой энергии в 1,4 - 1,5 раза за счет сокращения потерь и использования высокого потенциала энергосбережения в этом секторе энергетики. Поскольку теплоснабжение в России имеет большое социальное значение, повышение его надежности, качества и экономичности является безальтернативной задачей. Любые сбои в обеспечении населения и других потребителей теплом негативным образом воздействуют на экономику страны и усиливают социальную напряженность. Поэтому в рассматриваемой перспективе государство должно оставаться важнейшим субъектом экономических отношений в отрасли. Намечаемые уровни развития теплоснабжения, коренная модернизация и техническое перевооружение отрасли потребуют значительного роста инвестиций. Основным источником капитальных вложений будут являться собственные средства предприятий отрасли, государственное (муниципальное) финансирование, заемные средства, в том числе привлеченные на условиях проектного финансирования. 8. Возобновляемые источники энергии и местные виды топлива Возобновляемые источники энергии - источники непрерывно возобновляемых в биосфере земли видов энергии: солнечная, ветровая, океаническая, гидроэнергия рек, геотермальная, энергия биомассы и другие. Стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива являются: сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов; снижение экологической нагрузки от деятельности топливноэнергетического комплекса; обеспечение децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива; снижение расходов на дальнепривозное топливо. При проведении региональной энергетической политики важное значение имеет оптимальное использование возобновляемых источников энергии и местных видов топлива. Необходимость использования указанных видов энергии определяется их существенной ролью при решении следующих проблем: обеспечение устойчивого тепло- и электроснабжения населения и производства в зонах децентрализованного энергоснабжения, в первую очередь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Объем завоза топлива в эти районы составляет около 7 млн. т нефтепродуктов и свыше 23 млн. т угля; обеспечение гарантированного минимума энергоснабжения населения и производства в зонах централизованного энергоснабжения, испытывающих дефицит энергии, предотвращение ущерба от аварийных и ограничительных отключений; снижение вредных выбросов от энергетических установок в городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой, а также в местах массового отдыха населения. Неистощаемость и экологическая чистота этих ресурсов обусловливают необходимость их интенсивного использования. По оценкам, технический потенциал возобновляемых источников энергии составляет порядка 4,6 млрд. т у.т. в год, то есть в пять раз превышает объем потребления всех топливно-энергетических ресурсов России, а экономический потенциал определен в 270 млн. т у.т. в год, что немногим более 25 процентов от годового внутреннего потребления энергоресурсов в стране. В настоящее время экономический потенциал возобновляемых источников энергии существенно увеличился в связи с подорожанием традиционного топлива. По всем видам оборудования для возобновляемых источников энергии Россия соответствует мировому уровню, за исключением ветроустановок мощностью 30 и более кВт, которые должны быть доработаны с учетом передового зарубежного опыта. Доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии составила в 2002 году около 0,5 процента от общего производства или 4,2 млрд. кВт`ч, а объем замещения органического топлива - около 1 процента от общего потребления энергии или около 10 млн. т у.т. в год. По оценкам специалистов, к 2010 году может быть осуществлен ввод в действие около 1000 МВт электрических и 1200 МВт тепловых мощностей на базе возобновляемых источников энергии при соответствующей государственной поддержке. К местным видам топлива относятся в первую очередь торф и дрова. Общие запасы торфа на территории Российской Федерации оцениваются в размере 162,7 млрд. т (при влажности 40 процентов). Наиболее обеспечены торфяными ресурсами северные районы европейской части страны, Западной Сибири, Урала и Северо-Запада страны. Торф является природным ресурсом, запасы которого могут при соответствующих условиях возобновляться. Ежегодный прирост торфа на болотах России составляет 250 млн. т (при влажности 40 процентов). Благодаря низкой трудоемкости и энергоемкости добычи топливного торфа, простоте транспортных схем и коротким расстояниям вывозки торф сохраняет конкурентоспособность (в ряде регионов) с другими видами ввозимого твердого топлива. Кроме того, торф характеризуется низким содержанием серы и золы, что обеспечивает невысокий уровень вредных выбросов при его сжигании. В 2000 году на электростанциях России было использовано 1,7 млн. т торфа. Прогнозируются следующие показатели производства и использования в энергетике торфа на период до 2020 года: обеспечение новых тепловых электростанций мощностью по 20 - 30 МВт и котельных в обеспеченных торфом и энергодефицитных северных регионах - до 4 млн. т; расширение использования кускового торфа в качестве местного топлива за счет увеличения его добычи - до 3 млн. т; восстановление и развитие производства торфяных брикетов - до 1 млн. т. Такой вид топлива, как дрова, в настоящее время используют более 5 млн. семей. На эти цели расходуется свыше 50 млн. куб. м древесины. Централизованно топливоснабжающими предприятиями реализуется около 6 млн. куб. м дров. Для ликвидации дефицита этого топлива необходимо обеспечить поддержание существующих мощностей по заготовке дров и создание новых на базе лесохозяйственных, лесопромышленных и топливных предприятий. Важным местным видом топлива, особенно в целях теплоснабжения, являются городские бытовые отходы. Необходимо создать условия для включения их в топливно-энергетический баланс и решения одновременно экологических проблем. Децентрализованные потребители могут использовать также древесные и сельскохозяйственные отходы. Для преодоления отставания России в использовании возобновляемых источников энергии, сохранения запасов истощаемого органического топлива для будущих поколений, существенного улучшения энергоснабжения удаленных от электросетей населенных пунктов, а также улучшения экологической обстановки в экологически напряженных районах необходимо: разработать и принять федеральный закон "О возобновляемых источниках энергии" и соответствующий акт Правительства Российской Федерации; осуществлять государственную поддержку создания межсезонных запасов торфяного и дровяного топлива. VII. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА Каждый крупный регион России имеет свои особенности топливо- и энергообеспечения. Их правильный и своевременный учет - основа успешной реализации государственной энергетической политики. В Центральном федеральном округе основными направлениями деятельности будут развитие атомной энергетики, реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающих мощностей, развитие энергетических мощностей (техническое перевооружение действующих гидравлических и тепловых электростанций, ввод в действие парогазовых установок, усиление межсистемных и межгосударственных связей в области энергетики, в том числе с Украиной и Белоруссией), развитие инфраструктуры распределительных газовых сетей. Приоритетами энергетической политики в Северо-Западном федеральном округе будут развитие нефтегазовой промышленности на побережье Северного Ледовитого океана и шельфе арктических морей с формированием здесь новых портов на Балтике и Баренцевом море, пригодных для экспорта нефти и нефтепродуктов, развитие системы электрообеспечения на основе различных типов генерирующих мощностей (крупных и малых гидравлических, тепловых и атомных электростанций) и нового сетевого строительства, реконструкция и модернизация централизованного теплоснабжения крупных городов. Будут сохранены значительные объемы добычи и вывоза энергетических и коксующихся углей, в том числе через новый порт на Балтике, предназначенный для экспорта угольной продукции. Важным направлением развития станет газификация практически всех регионов округа, в том числе Карелии, Архангельской и Мурманской областей, а также отдельных районов Республики Коми. Будут приняты меры, обеспечивающие повышение степени энергетической независимости Калининградской области от поставок из сопредельных государств путем диверсификации ее топливоснабжения и развития местной энергетической базы. В Южном федеральном округе будет осуществляться дальнейшее развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры, наращивание мощностей по переработке нефти, реконструкция, модернизация и увеличение генерирующих энергетических мощностей. Будет развиваться использование возобновляемых источников энергии. В Приволжском федеральном округе основными направлениями энергетической политики станут модернизация и развитие предприятий нефтегазового комплекса, включая нефтеперерабатывающие заводы, а также организаций электроэнергетики, строительство атомных электростанций и линий электропередачи, обеспечивающих усиление межсистемных электрических связей с Южным и Центральным округами. В Уральском федеральном округе главными направлениями развития энергетики будут добыча нефти и газа, увеличение мощностей по переработке углеводородов при сохранении за регионом роли главной базы углеводородного сырья страны, обеспечение крупномасштабного технического перевооружения объектов электро- и теплоэнергетики, увеличение выработки электроэнергии на угольных и атомных станциях, развитие межсистемных электрических связей, в том числе с соседними регионами. В Сибирском федеральном округе первостепенное внимание будет уделяться диверсификации производства в энергетическом секторе, развитию главных угольных бассейнов России и формированию нового крупного нефтегазового центра на основе углеводородных ресурсов Иркутской области, Красноярского края и юго-запада Республики Саха (Якутия) с соответствующим развитием магистральных трубопроводов, оптимизации добычи и использования угля в Иркутской области, развитию гидроэлектроэнергетики и строительству линий электропередачи, связывающих Сибирь с европейской частью страны и с Дальним Востоком. Будет принят комплекс мер, направленный на существенное снижение негативного влияния деятельности предприятий энергетического сектора на окружающую среду, значительное использование возобновляемых источников энергии для северных территорий, Прибайкалья и других районов децентрализованного электрообеспечения. В Дальневосточном федеральном округе будет преодолен дефицит тепло- и электроэнергии за счет окончания строительства Бурейской гидроэлектростанции и дальнейшего развития гидроэнергетики и сетевого хозяйства, газификации Сахалинской и Камчатской областей, Приморского и Хабаровского краев, стимулирования развития возобновляемых источников энергии. В регионе продолжится формирование новой нефтегазовой базы (в том числе и экспортного значения) на основе углеводородных ресурсов шельфа о. Сахалин с соответствующим развитием энерготранспортной инфраструктуры (магистральных нефте- и газопроводов, портовых терминалов). Для всех федеральных округов общими направлениями энергетической политики являются повышение энергоэффективности, проведение активной энергосберегающей политики, а также решение социальных проблем. Реализация системных мер региональной политики в ТЭК позволит ликвидировать основные ограничения развития единого энергетического рынка, четко разграничить полномочия федеральных и региональных властей, создать условия для интенсивного развития энергетики в регионах, сгладить неравномерность в их обеспечении энергоресурсами. VIII. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ Научная, научно-техническая и инновационная деятельность в отраслях ТЭК является основой повышения эффективности функционирования энергетического сектора страны. Научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе опирается на современные достижения и прогноз приоритетных направлений фундаментальной и прикладной отечественной и мировой науки в энергетической сфере. Развитие фундаментальных исследований - важнейшее условие создания новых высокоэффективных технологий в энергетическом секторе российской экономики. Приоритетами государственной научно-технической и инновационной политики в отраслях ТЭК в прогнозируемый период являются: воссоздание и развитие научно-технического потенциала, включая фундаментальную науку и прикладные разработки, модернизацию экспериментальной базы и системы научно-технической информации; создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на коренное обновление производственнотехнологической базы ТЭК, ресурсосбережение и улучшение потребительских свойств продукции топливно-энергетического комплекса; совершенствование всех стадий инновационного процесса, повышение востребованности и эффективности использования результатов научной деятельности; защита прав на результаты научно-технической деятельности; использование потенциала международного сотрудничества для применения лучших мировых достижений и вывода отечественных разработок на более высокий уровень; сохранение и развитие кадрового потенциала и научной базы, интеграция науки и образования. Для достижения указанных приоритетов научно-технической и инновационной политики необходимо: выявление и экономическая поддержка перспективных направлений научно-технической и инновационной деятельности и критических технологий в ТЭК с учетом их прогнозируемой эффективности и мировых тенденций. Реализация указанных направлений осуществляется через федеральные целевые научно-технические и различные инновационные программы и проекты; организация системы государственного учета и контроля за реализацией результатов научных исследований и экспериментальных разработок в энергетической сфере, а также совершенствование информационной инфраструктуры в области науки, образования и технологий в отраслях ТЭК; финансирование фундаментальной науки в энергетической сфере, направленной на поиск принципиально новых путей эффективного обеспечения энергетических потребностей; содействие разработке и внедрению новых эффективных экологически безопасных технологий добычи, производства, преобразования, транспорта и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов, в том числе технологий использования новых источников энергии, традиционных и нетрадиционных (газогидраты, тяжелые нефти и битуминозные сланцы, метан угольных месторождений и др.) ресурсов углеводородного сырья. Важным направлением исследований является поиск и освоение принципиально новых технологий бестопливной (углеводородной) энергетики: определение возможности использования термоядерной энергии в мирных целях; развитие водородной энергетики; развитие ядерной энергетики на быстрых реакторах; создание приливных электростанций; повышение коэффициента полезного действия солнечных преобразователей; создание химических источников тока. Особое значение для качественного обновления энергетики имеют фундаментальные разработки в области высокотемпературной сверхпроводимости, позволяющие разрешить ряд важных проблем, таких, как создание токоограничителей, накопителей электроэнергии, сооружение сверхпроводящих линий электропередачи для осуществления вводов электроэнергии в крупные города. Создание сверхпроводниковых накопителей энергии позволит повысить надежность и бесперебойность энергоснабжения при авариях в энергосистемах. Кроме того, электротехническое оборудование, выполненное с использованием сверхпроводимости (криогенные генераторы, кабели), позволит в 2 - 3 раза сократить потери при производстве и передаче электроэнергии. Фактически речь может идти о принципиально новой электроэнергетике. Механизмами реализации государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в ТЭК являются: создание экономических условий для разработки новых технологий и оборудования за счет всех источников финансирования; формирование целевых научно-технических и инновационных программ; разработка системы определения и контроля реализации приоритетных направлений инновационной деятельности и критических технологий в ТЭК (в том числе с использованием находящих все более широкое применение в разных странах отраслевых карт технологического развития); укрепление и развитие консолидированных отраслевых источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, концентрация бюджетных и внебюджетных средств в целях реализации крупных инновационных проектов; организация в системе ТЭК федеральных центров науки и высоких технологий, связанных с разработкой и внедрением наиболее перспективных технологий; разработка системы вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и иных результатов научно-технической деятельности в ТЭК. В целях реализации приоритетов научно-технической политики в ТЭК предусматривается: усиление государственной финансовой поддержки и контроля за соблюдением государственных интересов при разработке и реализации федеральных целевых программ, их переориентация на обеспечение стратегических задач развития ТЭК; разработка принципов экономического стимулирования внедрения новых прогрессивных наукоемких технологий, материалов и оборудования; проведение инвентаризации научных организаций в энергетическом секторе; создание целостной нормативно-правовой базы инновационной деятельности в энергетике, включая вопросы защиты прав авторов и правообладателей интеллектуальной собственности, а также привлечения иностранных инвестиций в отечественную инновационную сферу; создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры. Необходимым условием реализации указанных важнейших направлений научно-технической политики в отраслях ТЭК является сохранение и развитие кадрового потенциала в научной и научно-технической деятельности. Для этого должно быть обеспечено: повышение престижа и привлекательности научно-технической деятельности; создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий; обеспечение взаимосвязи подготовки научных кадров по номенклатуре и объему и потребности в кадрах при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения; повышение качества подготовки научных кадров высшей квалификации. Важной задачей в области международного научно-технического сотрудничества должно стать создание благоприятных условий и механизмов для его развития. Для этого потребуется: государственная поддержка международного сотрудничества и международной кооперации в целях реализации важнейших инновационных проектов государственного значения; развитие научных и научно-технических связей со странами - участниками Содружества Независимых Государств. Реализацию направлений научно-технической и инновационной политики в отраслях ТЭК предусматривается осуществлять в соответствии с программами развития указанных отраслей. IX. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Развитие отраслей ТЭК, внедрение новых прогрессивных технологий вызывают необходимость совершенствования действующих и создания новых конкурентоспособных оборудования и материалов, соответствующих требованиям каждого звена всех технологических цепочек, как для производства традиционной продукции ТЭК, так и для освоения новых ее видов. Прогнозируемый инвестиционный рост в ТЭК открывает широкие перспективы для развития производства в России современного оборудования и материалов. Потенциальный спрос на эту продукцию со стороны российского ТЭК - основная составляющая прогнозируемой потребности ТЭК в инвестициях на период до 2020 года. Таким образом, успешная реализация целей и задач государственной энергетической политики на долгосрочную перспективу создает предпосылки для ускоренного развития соответствующих отраслей российской промышленности - машиностроительного комплекса, металлургической и химической отраслей, строительного комплекса. Это направление является важным для реализации экономической политики государства по опережающему развитию производства продукции более высоких стадий обработки. Важнейшим фактором роста спроса на продукцию отечественного машиностроения для ТЭК становится ее конкурентоспособность, связанная главным образом с улучшением качества машин и оборудования, повышением надежности, обеспечением промышленной и экологической безопасности. Достижение этих целей, использование и развитие потенциала отечественного машиностроения для ТЭК требуют как государственной поддержки, так и совершенствования экономических механизмов долгосрочных взаимоотношений ТЭК со смежными отраслями, обеспечивающих отбор наиболее перспективных для ТЭК разработок. Одним из важнейших направлений совершенствования взаимоотношений ТЭК с производителями продукции является обеспечение на долгосрочной основе поставки машиностроительных и металлургических изделий в высокой степени комплектности и заводской готовности. Реализация этого направления необходима для сокращения объемов строительно-монтажных работ в целях обеспечения прогнозируемого ввода в действие новых и реконструируемых мощностей и других основных производственных фондов, размеры которого возрастают во всех отраслях ТЭК. Необходима также организация сервисного обслуживания оборудования его производителями. Необходимо создание и развитие современной информационной среды взаимодействия между заказчиками и производителями продукции для ТЭК (специализированных баз данных, информационно-аналитических и справочных систем, интернет-порталов, электронных торговых площадок и т.д.). Целесообразно применение современных информационных технологий как инструмента организации и поддержки всех участников процесса создания, производства и использования оборудования для ТЭК, позволяющих повысить эффективность их деятельности за счет ускорения процессов исследований и разработки изделий, сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации оборудования, повышения уровня его технического обслуживания. Одной из важных задач является решение проблемы импортозамещения (производства импортозамещающей продукции и запчастей для импортной техники). Потребность отраслей ТЭК к 2020 году в основном должна удовлетворяться за счет российского оборудования: доля импортных машин в объеме закупаемого оборудования составит к 2010 году около 15 - 20 процентов, а к 2020 году следует ожидать ее снижения до 5 - 10 процентов. При этом прогнозируется, что отечественной промышленностью будет освоено до 95 - 98 процентов номенклатуры изделий для ТЭК. Повышение конкурентоспособности продукции предприятий машиностроения, металлургической и химической промышленности приведет к росту спроса на продукцию, росту доходов, формированию источников для активизации инновационной деятельности и модернизации производства. Для удовлетворения перспективного спроса на топливо и энергию объемы инвестиций и строительно-монтажных работ должны существенно возрасти в целом по ТЭК и по всем его отраслям. Так, объемы годовых строительно-монтажных работ могут увеличиться по ТЭК в целом к 2020 году по сравнению с 2000 годом в 5 раз. Это потребует увеличения мощностей стройиндустрии и строительно-монтажных организаций. В целях ускорения работ и сокращения трудозатрат непосредственно на строительных площадках необходимо повысить заводскую готовность изделий стройиндустрии, а также производительность средств механизации работ. X. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ Основные общеэкономические результаты В результате реализации мероприятий, предусмотренных настоящим документом, будут обеспечены рост эффективности использования потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития страны, стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах и повышение конкурентоспособности продукции ТЭК и его услуг на мировом рынке. Основные ожидаемые результаты при этом характеризуются следующим: предусматривается двукратное снижение удельной энергоемкости валового внутреннего продукта и соответствующий рост энергоэффективности экономики (доля потребляемых энергоресурсов в распределенном валовом внутреннем продукте снизится с 22 процентов в 2000 году до 13 - 15 процентов в 2020 году); наиболее эффективным путем будет обеспечено удовлетворение внутренних энергетических потребностей страны в первичных топливноэнергетических ресурсах (рост спроса на них в 2020 году по сравнению с 2000 годом составит 27 - 40 процентов при росте валового внутреннего продукта в 2,3 - 3,3 раза); предусматривается умеренный рост в 2001 - 2020 годах среднедушевых расходов на топливо- и энергообеспечение населения (в 2,3 - 2,4 раза) при опережающем увеличении доходов населения (в 3,4 - 3,7 раза); ежегодная выручка от деятельности ТЭК к 2010 году возрастет в 1,5 раза с увеличением на одну треть налоговых поступлений в бюджеты государства при снижении доли ТЭК (как капиталоемкого и энергоемкого комплекса) в промышленном производстве с 30 процентов в настоящее время до 25 - 26 процентов в 2010 году и 18 - 20 процентов в 2020 году при опережающем росте наукоемких и перерабатывающих секторов с низкой энергоемкостью; экспорт энергетических ресурсов может возрасти к 2020 году на 45 - 64 процентов, что соответствует требованиям устойчивости платежного баланса страны, укрепления ее экономического положения и влияния. Поэтапное формирование энергетического рынка с развитием соответствующей инфраструктуры позволит обеспечить постепенную рационализацию топливно-энергетического баланса, самофинансирование производственной и инвестиционной деятельности организаций ТЭК. Намеченная до 2006 года динамика цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий приведет к незначительному росту (на 5 - 8 процентов) удельного веса энергоресурсов в затратах на производство и реализацию продукции энергоемких отраслей промышленности и позволит сохранить инфляцию на определенном в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации уровне. Прогнозируемый рост внутреннего и внешнего спроса на энергоносители и требуемое для его удовлетворения развитие энергетического сектора определяют следующие ориентировочные уровни инвестиций до 2020 года, которые в дальнейшем могут уточняться с учетом реальных потребностей в энергоносителях: в газовой отрасли - от 170 до 200 млрд. долларов США (с учетом 35 млрд. долларов США на реализацию программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, до 70 млрд. долларов США на реализацию программы освоения месторождений полуострова Ямал). Эти средства будут формироваться за счет инвестиций открытого акционерного общества "Газпром" и независимых производителей газа; в нефтяном комплексе - около 230 - 240 млрд. долларов США (собственные средства нефтяных компаний и инвесторов); в электроэнергетике - 120 - 170 млрд. долларов США, в том числе на строительство и модернизацию генерирующих мощностей 100 - 140 млрд. долларов США, из которых 25 - 35 млрд. долларов США на атомные электростанции и 20 - 30 млрд. долларов США на развитие электрической сети (собственный капитал электрических компаний, средства инвесторов, а по атомным и гидроэлектростанциям, а также федеральной сетевой компании - тарифные источники); в угольной промышленности - около 20 млрд. долларов США (средства инвесторов, собственный капитал частных угольных компаний и средства федерального бюджета); в теплоснабжении - около 70 млрд. долларов США (средства региональных и муниципальных бюджетов, тарифные источники и средства инвесторов); в энергосбережении - 50 - 70 млрд. долларов США (региональные фонды энергосбережения, бюджеты всех уровней, средства инвесторов, тарифные источники). Общий объем капитальных вложений в реконструкцию и развитие энергетического сектора может составить от 260 до 300 млрд. долларов США в 2001 - 2010 годах и от 400 до 510 млрд. долларов США в следующее десятилетие. По оценкам, доля ТЭК в общих инвестициях в экономику страны составит 33 - 35 процентов в 2001 - 2005 годах, уменьшится до 31 - 33 процентов в 2006 - 2010 годах и до 20 - 24 процентов к 2020 году. Рост капиталовложений в энергетический сектор, в том числе значительный приток прямых и портфельных иностранных инвестиций, должен последовательно распространиться на другие отрасли экономики как благодаря росту заказов на их продукцию и услуги, так и вследствие накопления капитала в обрабатывающих отраслях экономики. Таким образом, предполагаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных настоящим документом, соответствуют основным направлениям социально-экономического развития страны. Система реализации Энергетической стратегии Проблема реализации Энергетической стратегии заключается в недопущении такого развития событий в энергетическом секторе, которое противоречило бы основным положениям, принципам и механизмам государственной энергетической политики. Предлагаемая система реализации Энергетической стратегии исходит из следующих принципов: взаимосвязанное осуществление двух процессов - воплощения в жизнь основных положений государственной энергетической политики и конкретизации параметров важнейших мероприятий по развитию энергетики; создание механизма мониторинга Энергетической стратегии, использующего показатели результативности государственной энергетической политики и позволяющего оценивать влияние важнейших осуществляемых и планируемых мероприятий на изменение указанных показателей; выделение на каждом этапе реализации Энергетической стратегии важнейших целевых ориентиров и концентрация основных имеющихся ресурсов на их достижении. Система реализации Энергетической стратегии предусматривает: включение в план действий Правительства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих реализацию Энергетической стратегии; разработку системы показателей результативности государственной энергетической политики; корректировку федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года, рассматриваемой в качестве одного из важнейших инструментов реализации Энергетической стратегии; формирование информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга Энергетической стратегии с использованием государственного информационного ресурса. Система мониторинга Энергетической стратегии предусматривает непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в ТЭК и реализацией государственной долгосрочной энергетической политики, а также получение оперативной информации для своевременного выявления и системного анализа происходящих изменений в целях предупреждения негативных тенденций, влияющих на энергетическую безопасность страны. По результатам мониторинга в Правительство Российской Федерации ежегодно должен представляться доклад о ходе реализации Энергетической стратегии. Доработка и уточнение Энергетической стратегии должны осуществляться не реже чем один раз в 5 лет. |