| |на части длины | |учетом п. |повреждения | | |сваи | |6.7 | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |1.5 |Осадки фундамента, |Изменение |Перерасчет |Геодезическая | | |равномерные по |напряженного | |съемка и сравнение| | |ширине опоры в |состояния | |с предыдущими | | |неразрезных |неразрезных и | |данными; экспертно| | |системах |рамных конструкций| |по признакам | | | | | |осадки | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |1.6 |Осадки фундамента, |Изменение |Перерасчет |То же | | |неравномерные по |напряженного | | | | |ширине опоры |состояния опор и | | | | | |пролетных строений| | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |1.7 |Незатухающие во |Снижение несущей |Перерасчет, |Испытание под | | |времени осадки |способности опор и|немедленное |временной | | |фундаментов |неразрезных |введение |нагрузкой в | | | |пролетных строений|ограничения |течение | | | | |грузоподъемности |8 - 12 часов | | | | |вплоть до закрытия| | | | | |моста | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |1.8 |Глубины забивки свай |Снижение несущей |Перерасчет |То же | | |меньше проектных |способности | | | | | |фундамента по | | | | | |грунту | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2 |Массивные | | | | | |промежуточные опоры | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2.1 |Выветривание |Уменьшение |Понижающий |Экспертно | | |поверхности на глубину|сечения |коэффициент |по данным | | |более 5 см при | |0,8 - 0,9 |обследования | | |суммарном уменьшении | | | | | |площади более 20% | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2.2 |Разрушение швов кладки|Уменьшение |Перерасчет или |То же | | |между контурными |сечения |понижающий | | | |блоками на полную | |коэффициент 0,8 - | | | |глубину | |0,9 | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2.3 |Разрушение кладки |Уменьшение |Понижающий |То же | | |с выпадением |сечения |коэффициент | | | |группы камней (в | |0,8 - 0,9 | | | |каменных опорах) | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2.4 |Горизонтальные длинные|Уменьшение |Перерасчет или |То же | | |трещины в нижней части|сечения |понижающий | | | |опоры по широким | |коэффициент 0,9 - | | | |граням раскрытием | |0,95 | | | |более 0,5 м | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2.5 |Сквозные трещины |Снижение несущей |Перерасчет |Экспертно | | |различного раскрытия, |способности | |по данным | | |расчленяющие тело | | |обследования | | |опоры на отдельные | | | | | |блоки | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2.6 |Вертикальная трещина в|Снижение несущей |Перерасчет |Экспертно | | |оголовке (ригеле) |способности | |по данным | | |поперек оси моста | | |обследования | | |между опорными частями| | | | | |смежных пролетных | | | | | |строений | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2.7 |Коррозия арматуры |Снижение несущей |Перерасчет |Экспертно | | |сеток подферменной |способности | |по данным | | |плиты с разрушением |подферменников | |обследования | | |бетона | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2.8 |Несовпадение оси |Изменение |Перерасчет |Измерение | | |фундамента с осью |напряженного | |эксцентриситета | | |тела опоры |состояния | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2.9 |Смещение опорных |Изменение |Перерасчет |То же | | |частей к краю |напряженного | | | | |подферменной площадки |состояния | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2.10|Прочность бетона опор |Снижение несущей |Уменьшение |Измерения | | |ниже проектной на |способности |расчетных |прочности и | | |класс и более (с | |сопротивлений |статистический | | |обеспеченностью 95%) | | |анализ | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2.11|Разрушение (частичное)|Уменьшение |Перерасчет |Измерение | | |или наклон тела опор |сечения, изменение| |размеров и | | |от навала судов или |схемы, | |положения | | |уменьшение фактических|эксцентриситеты | |опоры | | |размеров сечений тела |приложения сил | | | | |опор по отношению к | | | | | |проектным | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |2.12|Наклоны опор более 2% |Снижение |Перерасчет |Измерение | | | |устойчивости, | |эксцентриситета | | | |эксцентриситета | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |3 |Столбчатые опоры | | | | | |(оболочки) | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |3.1 |Разрушение защитного |Уменьшение |Понижающий |Экспертно | | |слоя бетона столбов с |сечения |коэффициент |по данным | | |уменьшением площади | | |обследования | | |сечения более чем на | | | | | |10% | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |3.2 |Вертикальные трещины в|Снижение несущей |Понижающий |Экспертно | | |бетоне столбов при |способности |коэффициент |по данным | | |обычной или | | |обследования | | |предварительно | | | | | |напряженной арматуре | | | | | |раскрытием более 0,5 | | | | | |мм | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |3.3 |Горизонтальные |Снижение несущей |Понижающий |Экспертно | | |трещины в бетоне |способности |коэффициент |по данным | | |столбов (в нижней | | |обследования | | |части) раскрытием | | | | | |более 0,3 мм | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |3.4 |Раковины, сколы и |Уменьшение сечения|Понижающий |Экспертно | | |разрушение в верхней |ригеля |коэффициент |по данным | | |части ригеля опоры с | | |обследования | | |уменьшением площади | | | | | |вертикального сечения | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |3.5 |Обнажение арматуры |Уменьшение |Перерасчет |По данным | | |ригеля в нижней зоне |сечения | |измерений или | | |сечения между столбами| | |экспертно | | |и над столбами в | | | | | |верхней зоне с | | | | | |коррозией металла | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |3.6 |Смещения столбов |Изменение |Перерасчет |Измерение | | |относительно друг |напряженного | |эксцентриситетов | | |друга и по отношению к|состояния | | | | |проектным данным более| | | | | |чем на 0,2 м | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |3.7 |Наклоны опор более 2% |Снижение несущей |Перерасчет |То же | | | |способности | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |3.8 |Вертикальные трещины |Снижение несущей |Перерасчет |Изменение | | |по периметру оболочек |способности | |расчетных | | | | | |схем работы | | | | | |столбов | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |3.9 |Не все арматурные |Снижение несущей |Перерасчет |Изменение | | |выпуски столбов |способности | |расчетных | | |заделаны в насадке | | |схем работы | | | | | |столбов | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |4 |Опоры свайно- | | | | | |эстакадного типа | | | | | |(промежуточные) | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |4.1 |Раковины, сколы и |Уменьшение |Перерасчет |Экспертно | | |разрушения бетона |сечения | |по данным | | |в верхней части | | |обследования | | |насадки опоры | | | | | |между стойками | | | | | |или нижней зоне | | | | | |около стойки или | | | | | |на консольной | | | | | |части | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |4.2 |Вертикальные трещины в|Уменьшение |Перерасчет |Экспертно | | |нижней части насадки |сечения | |по данным | | |опоры между стойками | | |обследования | | |(сваями) или в верхней| | | | | |зоне над последними | | | | | |раскрытием более 0,3 | | | | | |мм | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |4.3 |Разрушение защитного |Уменьшение |Перерасчет |Измерение | | |слоя бетона стоек |сечения |с учетом |фактического | | |(свай) с оголением и | |п. 6.7 |сечения | | |коррозией арматуры | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |4.4 |Трещины в стойках, |Снижение несущей |Понижающий |Экспертно | | |ориентированные вдоль |способности |коэффициент | | | |стержней арматуры | |с учетом | | | |каркаса | |п. 6.7 | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |4.5 |Горизонтальные трещины|Снижение несущей |Понижающий |Экспертно | | |в нижней части стоек |способности |коэффициент | | | |раскрытием более 0,3 | | | | | |мм | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |4.6 |Коррозия рабочих |Снижение несущей |Перерасчет |Измерение | | |стержней арматуры |способности | |фактического | | |с ослаблением более | | |сечения | | |10% | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |4.7 |Смещение осей свай в |Перенапряжения |Перерасчет |Измерение | | |направлении поперек |в сваях | |положения | | |оси моста с | | |стоек | | |увеличением расстояния| | | | | |между соседними сваями| | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |4.8 |Отклонение стоек |Снижение несущей |Перерасчет |То же | | |от вертикали более 2% |способности | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |4.9 |Опирание балок |Снижение несущей |Перерасчет |То же | | |пролетных строений на |способности | | | | |край консоли насадки | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |4.10|Низкое качество |Уменьшение |Перерасчет |Экспертно | | |объединения свай с |сечения | |по данным | | |насадкой с | | |обследования | | |образованием сквозного| | | | | |просвета | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |4.11|Нарушение проектных |Снижение прочности|Перерасчет |Статистическая | | |значений прочности | | |обработка | | |бетона на класс и | | |экспертных данных | | |более с | | | | | |обеспеченностью 95% | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |5 |Устои | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |5.1 |Сквозные трещины, |Снижение несущей |Перерасчет |Экспертно | | |расчленяющие тело |способности | | | | |устоя на отдельные | | | | | |блоки | | | | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |5.2 |Наклоны устоя |Снижение несущей |Перерасчет |Измерение | | |более 2% |способности | |наклона | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |5.3 |Осадки устоя |Снижение несущей |Перерасчет |Измерение | | | |способности | |наклона | |----|----------------------|------------------|------------------|------------------| |5.4 |Смещение устоя в |Снижение несущей |Перерасчет |Измерение | | |плане |способности | |наклона | -------------------------------------------------------------------------------------- Примечание. В отдельных конкретных случаях непосредственно на грузоподъемности могут отражаться: вертикальные трещины в крыльях и открылках; вертикальные трещины в шкафной стенке; упирание пролетного строения в шкафную стенку; разрушение плит плавного съезда или площадок опирания их на устой; размывы конуса насыпи в верхней части устоя. 6.3. Для расчета свайного основания, проект которого отсутствует, необходимо установить количество свай, их размещение, глубину погружения и армирование. 6.4. Все расчетные характеристики грунтов оснований, материалов фундаментов и опор следует принимать по действующим нормативным документам. Прочностные характеристики бетона следует оценивать, как правило, по результатам полевых исследований. 6.5. При определении геологического строения грунтов оснований приоритетным является бурение контрольной скважины в створе опор. При невозможности бурения контрольной скважины следует руководствоваться проектными данными. В случае отсутствия сведений о геологическом строении грунтов основания можно использовать данные территориальных земельных органов для района расположения мостового сооружения с введением дополнительного коэффициента надежности к несущей способности фундамента по основанию, равного 0,8. 6.6. При отсутствии дефектов и повреждений, снижающих несущую способность фундаментов, его грузоподъемность принимают не меньшей, чем проектная грузоподъемность пролетных строений. Если при этом производят оценку грузоподъемности с целью последующей реконструкции или усиления мостового сооружения, то несущую способность фундаментов по грунту принимают в зависимости от сроков эксплуатации с коэффициентами: - для сроков эксплуатации от 10 до 20 лет - 1,1; - для сроков эксплуатации более 20 лет - 1,2. 6.7. Расчеты ведутся по общепринятым методикам с учетом требований СНиП, учитывающим дефекты, изложенные ниже. Ослабление сечения стоек при вертикальных трещинах вследствие коррозии арматуры учитывается следующим образом: - при раскрытии трещин до 0,3 мм ослабление не учитывается; - при раскрытии трещины от 0,3 до 1,0 мм площадь сечения защитного слоя учитывается с коэффициентом 0,8; - при раскрытии трещин от 1,0 до 3,0 мм площадь сечения защитного слоя учитывается с коэффициентом 0,5; - при раскрытии трещин от 3,0 и выше площадь сечения защитного слоя не учитывается. 6.8. При определении грузоподъемности опор необходимо учитывать особые условия эксплуатации мостов в сейсмически опасных районах или построенных на подрабатываемых территориях, наличия карстов и т.п. 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ДЕРЕВЯННЫХ МОСТОВ 7.1. Определение класса нагрузки и допускаемых усилий от временной нагрузки на элементы балочных мостов с простыми прогонами 7.1.1. Методика определения грузоподъемности деревянных мостов распространяется, в основном, на сооружения балочных конструкций: мосты с простыми прогонами и стоечными опорами, дощато-гвоздевые фермы и фермы Гау-Журавского, а также пролетные строения с клееной древесиной. 7.1.2. К числу дефектов, снижающих грузоподъемность деревянных мостов, относят: загнивание древесины, сколы и смятие древесины по рабочим сечениям и площадкам, а также поперечные трещины и разрывы элементов, перекосы конструкции и другие (таблицы 7.1 и 7.2). Таблица 7.1 ДЕФЕКТЫ В БАЛОЧНЫХ МОСТАХ С ПРОСТЫМИ ПРОГОНАМИ ----------------------------------------------------------------------------- | N | Вид дефекта | Характер влияния | Форма учета | |п/п| | на элемент | | |---|------------------------|--------------------|-------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|------------------------|--------------------|-------------------------| | 1 |Загнивание настила |Ослабление древесины|При ослаблении сечения | | |в местах опирания |в местах опирания |элемента или площади | | |на поперечины | |опирания для расчета | |---|------------------------|--------------------|учитывается только | | 2 |Загнивание поперечин в |Ослабление древесины|здоровая часть древесины.| | |местах опирания на |в местах опирания |Ослабление F до 10% | | |прогон | | осл | |---|------------------------|--------------------|не учитывается. При F | | 3 |Загнивание поперечин в |Ослабление древесины| осл | | |местах опирания на них |в местах опирания |более 10% учитывают | | |нижнего настила | |фактические величины | | | | |здоровой древесины. | |---|------------------------|--------------------|F более 25% - | | 4 |Загнивание прогонов |Ослабление древесины| осл | | |в местах опирания |в местах опирания |ослабление принимается за| | |на насадки опор | |100% (требуется замена). | |---|------------------------|--------------------|При внутреннем загнивании| | 5 |Загнивание прогонов |Ослабление древесины|древесины элемент | | |в местах опирания |в местах опирания |заменяют | | |на них поперечин | | | |---|------------------------|--------------------| | | 6 |Загнивание насадок |Ослабление древесины| | | |в местах сопряжения |в местах опирания | | | |со сваями | | | |---|------------------------|--------------------| | | 7 |Загнивание насадок |Ослабление древесины| | | |в местах опирания |в местах опирания | | | |на них прогонов | | | |---|------------------------|--------------------| | | 8 |Загнивание свай по |Ослабление сечения | | | |ее длине |свай на сжатие | | |---|------------------------|--------------------| | | 9 |Загнивание свай в |Ослабление древесины| | | |местах сопряжения с |на сжатие в торцах | | | |насадкой |свай | | |---|------------------------|--------------------|-------------------------| |10 |Разрыв элемента (доски |Выключение из работы|Перераспределение | | |настила, поперечины, |элемента |усилий между целыми | | |прогоны, насадки свай) | |элементами | |---|------------------------|--------------------|-------------------------| |11 |Прогон имеет продольный |Ослабление площади |Прогон рассматривать как | | |скол или глубокую |прогона, сечения за |составной элемент | | |трещину на всю ширину |счет разделения | | | |вдоль волокон | | | |---|------------------------|--------------------|-------------------------| |12 |Загнивание, скол или |Выключение из работы|Замена или усиление | | |смятие колодок или | | | | |шпонок в составных | | | | |прогонах или стойках | | | | |опор | | | ----------------------------------------------------------------------------- Таблица 7.2 ДЕФЕКТЫ В ДЕРЕВЯННЫХ ФЕРМАХ ---------------------------------------------------------------------------- | N | Вид дефекта | Характер влияния | Форма учета | |п/п| | на элемент | | |--------------------------------------------------------------------------| | Дощато-гвоздевые фермы и клееные балки | |--------------------------------------------------------------------------| | 1 |Загнивание нижнего |Ослабление сечения |При расчете учитывается | | |пояса |пояса на растяжение |фактическая площадь | | | | |здоровой древесины. При | | | | |ослаблении более 20% | | | | |производят усиление | | | | |пояса или стыка | |---|------------------------|--------------------|------------------------| | 2 |Загнивание в стыке |Ослабление площади |- " - | | |нижнего пояса |стыка на восприятие | | | | |растяжения | | |---|------------------------|--------------------|------------------------| | 3 |Загнивание верхнего |Ослабление сечения |- " - | | |пояса |пояса | | |---|------------------------|--------------------|------------------------| | 4 |Загнивание мест |Ослабление древесины|- " - | | |опирания поперечных |на сжатие в местах | | | |балок на фермы |опирания | | |---|------------------------|--------------------|------------------------| | 5 |Загнивание досок |Ослабление площади |Учет ослабления | | |клееной балки |сечения |сечения | |---|------------------------|--------------------|------------------------| | 6 |Расслоение досок в |Ослабление сечения |Балку рассматривают | | |клееной балке |балки за счет ее |как составной элемент | | | |разделения | | |--------------------------------------------------------------------------| | Фермы Гау-Журавского | |--------------------------------------------------------------------------| | 7 |Загнивание нижнего |Ослабление сечения |Учет ослабления площади | | |или верхнего пояса |пояса соответственно|сечения. При ослаблении | | | |на растяжение или |более 20% элемент | | | |сжатие |заменяют или усиливают, | | | | |при внутреннем | | | | |загнивании - заменяют | |---|------------------------|--------------------|------------------------| | 8 |Загнивание в стыке |Ослабление площади |- " - | | |нижнего пояса |стыка на восприятие | | | | |растяжения | | |---|------------------------|--------------------|------------------------| | 9 |Загнивание, смятие или |Выключение подушки |Замена подушек или | | |скалывание подушек в |из работы |усиление узла | | |узлах | | | |---|------------------------|--------------------|------------------------| |10 |Загнивание торцов |Выключение подушки |Замена подушек или | | |раскосов |из работы |усиление узла | |---|------------------------|--------------------|------------------------| |11 |Загнивание мест |Ослабление древесины|См. табл. 7.1 | | |опирания поперечных |на сжатие в местах | | | |балок на фермы |опирания | | ---------------------------------------------------------------------------- Дефекты, такие как: ослабление скреплений болтов, зазоры в узлах, трещины вдоль волокон небольшой глубины (1 - 1,5 см), - должны устраняться заранее (до определения грузоподъемности мостов) при уходе и профилактических работах или учет их при расчете должен производиться на основании опытных данных по результатам обследования и испытания сооружения. 7.1.3. Грузоподъемность деревянных мостов определяют через класс нагрузки по наиболее слабому элементу (настилу, прогону, ферме, насадке или стойке опоры). Расчеты элементов производят в сечениях наиболее напряженных и в сечениях с дефектами, влияющих на грузоподъемность, согласно указаниям действующего СНиП. Для определения класса нагрузки и допускаемых эквивалентных нагрузок в настоящем разделе предлагаются расчетные формулы для наиболее распространенных конструкций. Расчетные характеристики древесины, стали и др. материалов принимают по действующим СНиП. Причем расчетные сопротивления древесины следует принимать при влажности более 25%. 7.1.4. При расчете настила и поперечин проезжей части сосредоточенное давление колеса расчетной автомобильной или колесной нагрузки принимается распределенным: - при наличии верхнего продольного и нижнего поперечного настила на последний нагрузка от колеса распределяется на две доски, а при одиночном поперечном настиле - на одну доску; - при двойном продольном настиле распределение нагрузки на нижний настил принимается на число досок соответственно расположенных на ширине обода колеса или полосы распределенной нагрузки; - при наличии над настилом асфальтобетона или песчаной постели нагрузку распределяют под углом 45Ь в пределах полной толщины асфальтобетона или постели. То же для настила из досок, уложенных на ребро и сплоченных гвоздями при асфальтобетонном покрытии; - в рабочее сечение настила включаются все доски в зоне распределения давления, ширина которых попадает в эту зону, не менее чем половина ширины доски. Расчет настила на изгиб производится как неразрезной балки с числом пролетов соответствующих 3 и более. 7.1.5. При двойном дощатом настиле, уложенном на отдельные поперечины, нагрузка от колеса на поперечины передается с учетом коэффициента упругого распределения k , величину которого определяет пр по формуле: 3 8c I п k = ------, (7.1) пр 3 d I н где: c - расстояние между осями поперечин, см; d - расстояние между осями прогонов, см; 4 I - момент инерции поперечин, см ; п I - момент инерции досок нижнего настила, воспринимающих н 4 давление колеса, см (обычно три или две доски). В зависимости от соотношения жесткостей настила и поперечин давление колеса распределяют настилом на три и большее число поперечин по формуле: P = альфа P , (7.2) 1 1 к где: P - давление на среднюю поперечину (над которой стоит груз); 1 P - давление на колесо; к альфа - коэффициент упругого распределения. 1 Если k больше (равно) 1/3, давление колеса распределяется на пр три поперечины, то коэффициент упругого распределения вычисляется по формуле: 1 + 2k п альфа = -------. (7.3) 1 3 + 2k п Если k меньше 1/3, но больше (равно) 0,055, давление колеса пр распределяется на пять поперечин, то коэффициент находят по формуле: 2 1 + 18k + 7k п п альфа = --------------. (7.4) 1 2 5 + 34k + 7k п п Постоянную нагрузку ввиду ее малости можно не учитывать. Грузоподъемность поперечин определяют расчетом как разрезной балки с пролетом, равным расстоянию между осями прогонов, или по формуле: 768W K п P = ---------------------, (7.5) к n альфа (d - 0,5b ) э 1 о где: P - допускаемое давление на колесо автомобиля или колесной к нагрузки, кгс; W - момент сопротивления одной поперечины, определяемый по приложению Д <*>; -------------------------------- <*> Не приводится. d - расстояние между осями прогонов, см; альфа - коэффициент упругого распределения нагрузки, который 1 определяется по таблице 7.3 или формулам 7.3 или 7.4; b - ширина обода колес, см; о К - коэффициент на породу леса; п n - коэффициент для эквивалентной нагрузки (n = 1,4). э э Отсюда класс нагрузки на поперечины принимается равным: P x n к э K = --------------, (7.6) n + 0,1c x n т р где: P и c приняты соответственно в тс и м; к n и n - см. п. 7.1.9. т р Таблица 7.3 КОЭФФИЦИЕНТЫ УПРУГОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ КОЛЕСА альфа ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ БАЛОЧНЫХ МОСТОВ СО СБЛИЖЕННЫМИ ПРОГОНАМИ --------------------------------------------------------------------------------- | На три элемента | На пять элементов | На семь элементов | |-------------------|--------------------------|--------------------------------| | k |альфа |альфа | k |альфа |альфа |альфа |k |альфа |альфа |альфа |альфа | | пр | 1| 2| пр | 1| 2| 3| пр | 1| 2| 3| 4| |-----|------|------|-----|------|------|------|----|------|------|------|------| |10 |0,914 |0,043 |0,30 |0,444 |0,272 |0,006 |0,05|0,28 |0,22 |0,126 |0,004 | |9 |0,904 |0,048 |0,28 |0,436 |0,271 |0,011 |0,04|0,26 |0,22 |0,128 |0,018 | |8 |0,894 |0,053 |0,26 |0,430 |0,270 |0,015 |0,03|0,25 |0,21 |0,130 |0,035 | |7 |0,882 |0,059 |0,24 |0,422 |0,269 |0,021 |0,02|0,22 |0,19 |0,134 |0,057 | |6 |0,866 |0,067 |0,22 |0,414 |0,267 |0,026 |0,01|0,19 |0,17 |0,137 |0,091 | |5 |0,846 |0,077 |0,20 |0,404 |0,265 |0,033 |0,00|0,17 |0,16 |0,140 |0,114 | |4 |0,818 |0,091 |0,19 |0,398 |0,264 |0,037 |0,00|0,15 |0,14 |0,142 |0,136 | |3,5 |0,800 |0,100 |0,18 |0,394 |0,263 |0,041 |0 |0,14 |0,14 |0,143 |0,143 | |3,0 |0,778 |0,111 |0,17 |0,388 |0,261 |0,045 | | | | | | |2,5 |0,750 |0,125 |0,16 |0,382 |0,260 |0,049 | | | | | | |2,0 |0,714 |0,143 |0,15 |0,376 |0,258 |0,054 | | | | | | |1,5 |0,666 |0,167 |0,14 |0,370 |0,256 |0,059 | | | | | | |1,0 |0,600 |0,200 |0,13 |0,362 |0,255 |0,064 | | | | | | |0,9 |0,582 |0,209 |0,12 |0,356 |0,253 |0,070 | | | | | | |0,8 |0,564 |0,218 |0,11 |0,346 |0,251 |0,076 | | | | | | |0,7 |0,544 |0,228 |0,10 |0,338 |0,248 |0,083 | | | | | | |0,6 |0,524 |0,238 |0,09 |0,330 |0,245 |0,090 | | | | | | |0,5 |0,500 |0,250 |0,08 |0,320 |0,242 |0,098 | | | | | | |0,4 |0,474 |0,263 |0,07 |0,310 |0,238 |0,107 | | | | | | |0,333|0,454|0,273|0,06 |0,298|0,235|0,116| | | | | | |0,30 |0,444|0,278|0,055|0,292|0,233|0,121| | | | | | |0,20 |0,412|0,294| | | | | | | | | | |0,10 |0,374|0,313| | | | | | | | | | |0,05 |0,354|0,323| | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------ 7.1.6. Класс нагрузки на разбросные и сосредоточенные прогоны вычисляют с учетом постоянной нагрузки, принимаемой по фактической величине. Расчет производят путем проверки прочности прогона по расчетному сопротивлению древесины на изгиб в сечении по середине пролета, с учетом дефектов. 7.1.7. При определении класса нагрузки при разбросанных прогонах определяют коэффициент упругой передачи нагрузки для прогонов по формуле: 3 8d I пр k = -------, (7.7) пр 3 l I п где: d - расстояние между осями прогонов; I - момент инерции прогона; пр l - расчетный пролет прогонов; I - момент инерции поперечин, воспринимающих давление колеса п при автомобильной нагрузке (обычно двух или трех поперечин). В зависимости от соотношения жесткостей поперечин и прогонов давление может распределиться на три, пять или большее количество прогонов. Если k больше (равно) 1/3, давление колеса распределяется пр на три прогона. Если k меньше 1/3, но больше (равно) 0,055, пр давление колеса распределяется на пять прогонов (см. рис. 7.1), а при меньше 0,055 - на семь. 7.1.8. По величине коэффициента упругой передачи k и пр количеству прогонов, на которое распределяется давление, по таблице 7.3 находят коэффициент упругого распределения (альфа , альфа и 1 2 альфа ) и вычисляют коэффициент давления "бета" на прогоны от 3 отдельных колес и полосы загружения по формулам 7.8 (см. рис. 7.1). Так для прогона "а" от P будет: 1 бета = альфа ; а 1 для прогона "b" от (P + P ) будет: 2 3 лямбда бета = (альфа + ------ альфа ); (7.8) b 2 d 3 для прогона "c" от (P + P ) будет: 3 2 лямбда бета = (альфа + ------ альфа ), c 3 d 2 лямбда где ------ - смещение давления колеса относительно ближайшего d прогона между прогонами "d". Для расчета грузоподъемности принимают прогон, для которого суммарный коэффициент бета будет наибольший (бета ). max 7.1.9. Класс нагрузки на прогон определяют по формуле: 2 1,4q l э K = ------------------------------------- (7.9) 2 [8 x (0,5l - 0,75) x n + 0,1l x n ] т р или 2 8R W - 1,2q l db K = -----------------------------------------------, (7.10) 2 бета x [8 x (0,5l - 0,75) x n + 0,1l x n ] max т р где: K - класс нагрузки; R - расчетное сопротивление на изгиб с учетом коэффициента db породы древесины, (т/кв. м); W - момент сопротивления сечения элемента пролетного строения (прогона, балки) с учетом ослабления или другого дефекта, куб. м (приложение Д); q - допускаемая эквивалентная временная нагрузка на прогон э или балки, тс/м; по формуле 7.11; q - постоянная нагрузка от элементов проезжей части и собственного веса прогона (балки), т/м; l - расчетная длина пролетного строения, м; K - коэффициент поперечной установки; а n и n - коэффициенты надежности, соответственно тележки т р (n = 1,4) и распределенной нагрузки (n = 1,15); т р n - коэффициент для эквивалентной нагрузки (n = 1,4). э э 2 3072W K - 2,4q l п q = ------------------, (7.11) э 2 n бета l э max где: q - допускаемая эквивалентная нагрузка на прогон, кгс/см; э W - момент сопротивления прогона с учетом загнивания, куб. см; К - коэффициент на породу леса; п q - постоянная нагрузка в кгс на 1 пог. см прогона от веса проезжей части и собственного веса прогона; l - расчетный пролет прогона, см. 7.1.10. Определение класса нагрузки на сосредоточенный прогон производят с учетом коэффициента поперечной установки, который вычисляется в предположении разрезанности поперечин над прогонами по закону рычага. Коэффициент поперечной установки при расположении на мосту одной полосы загружения или одного автомобиля принимают равным 0,5, а при двух полосах загружения или автомобилях на разных полосах проезда - по формуле: лямбда лямбда 1 1 2 K = - (1 + ------- + -------), (7.12) а 2 d d 1 2 где лямбда и лямбда - расстояние от соседних прогонов колес, 1 2 стоящих между этими прогонами и расчетным прогоном (см. рис. 7.2б). 7.1.11. Класс нагрузки определяют при сосредоточенных прогонах по формуле (7.9), а допускаемую эквивалентную нагрузку на прогон определяют по формуле: 3 1536W K - 1,2q l п q = ------------------, (7.13) э 2 n K l э а где: q - допускаемая эквивалентная нагрузка на прогон, кгс/см; э W - момент сопротивления прогона, куб. см; q - постоянная нагрузка от веса проезжей части и собственного веса прогона, кгс/см; l - расчетный пролет прогона, см; К - коэффициент поперечной установки; а n = 1,4 - коэффициент эквивалентной нагрузки. э 7.1.12. При гусеничной нагрузке грузоподъемность разбросных прогонов следует определять путем проверки прочности прогона на пропуск конкретной нагрузки по формуле: 2 2 1,2q l 1,1P l г сигма = ------- + -------- [(d - 0,25b ) x альфа + 8W K d W K г 1 п п + 0,25b альфа ] <= R , (7.14) г 2 db где: сигма - напряжение в прогоне от гусеничной нагрузки, кгс/кв. см; q - постоянная нагрузка в кгс на 1 пог. см; l - расчетный пролет прогона, см; P - равномерно распределенная нагрузка от давления одной г гусеницы в кгс на 1 пог. см ее длины; d - расстояние между осями прогонов поперек моста, см; b - ширина гусеницы, см; г альфа и альфа - коэффициенты упругого распределения давления 1 2 гусеницы, которое определяют по таблицам 7.4 и 7.5 в зависимости от числа прогонов, на которые передается давление и от отношений: c k г пр -- и --- ; l 8 c - опорная длина гусеницы, см; г k - коэффициент упругой передачи для прогонов, определяемый пр по формуле (7.1), при этом момент инерции поперечин берется для такого их количества, которое находится на прогоне под нагрузкой гусеницы; R - расчетное сопротивление древесины, определяемое по СНиП db с учетом коэффициентов древесины. Таблица 7.4 КОЭФФИЦИЕНТЫ УПРУГОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ НАГРУЗКИ альфа И альфа 1 2 ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ НА ТРИ ПРОГОНА ------------------------------------------------------------------------------ | K | l | 0,8l | 0,6l | 0,4l | 0,2l | | - | <--------> | <------> | <----> | <---> | <-> | | 8 || | | | | | | | | | | | | | | | ||----------| | |--------| | |------| | |---| | |-| | | |------------ |------------ | ----------- | ---------- |------------ | | |/\ /\|/\ /\|/\ /\|/\ /\|/\ /\| | || l | || l | || l | || l | || l | | | |-<-------->- |-<-------->- |-<-------->- |-<-------->- |-<-------->- | | |-------------|-------------|-------------|-------------|-------------| | |альфа |альфа |альфа |альфа |альфа |альфа |альфа |альфа |альфа |альфа | | | 1| 2| 1| 2| 1| 2| 1| 2| 1| 2| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,0005|0,0425|0,0413|0,0400|0,0400|0,0350|0,0350|0,0267|0,0267|0,0150|0,0150| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,002 |0,0444|0,0403|0,0414|0,0393|0,0359|0,0345|0,0273|0,0263|0,0153|0,0148| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,004 |0,0459|0,0395|0,0428|0,0386|0,0369|0,0340|0,0279|0,0260|0,0157|0,0146| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,005 |0,0466|0,0391|0,0434|0,0383|0,0373|0,0333|0,0282|0,0258|0,0158|0,0146| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,010 |0,0498|0,0376|0,0464|0,0368|0,0395|0,0328|0,0298|0,0251|0,0167|0,0141| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,020 |0,0550|0,0350|0,0516|0,0342|0,0435|0,0308|0,0324|0,0238|0,0182|0,0134| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,030 |0,0598|0,0326|0,0558|0,0321|0,0467|0,0292|0,0346|0,0227|0,0193|0,0128| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,040 |0,0639|0,0305|0,0599|0,0300|0,0498|0,0276|0,0369|0,0216|0,0204|0,0123| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,050 |0,0675|0,0288|0,0631|0,0285|0,0528|0,0264|0,0389|0,0205|0,0225|0,0118| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,060 |0,0706|0,0272|0,0660|0,0270|0,0553|0,0248|0,0409|0,0195|0,0225|0,0113| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,070 |0,0732|0,0259|0,0686|0,0257|0,0575|0,0239|0,0425|0,0188|0,0234|0,0108| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,080 |0,0755|0,0249|0,0709|0,0245|0,0596|0,0227|0,0439|0,0180|0,0242|0,0104| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,090 |0,0778|0,0236|0,0734|0,0233|0,0615|0,0217|0,0455|0,0173|0,0250|0,0100| |------|------|------|------|------|------|------|------|------|------|------| |0,100 |0,0799|0,0226|0,0753|0,0223|0,0634|0,0208|0,0467|0,0166|0,0257|0,0096| ------------------------------------------------------------------------------ Таблица 7.5 КОЭФФИЦИЕНТЫ УПРУГОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ НАГРУЗКИ альфа И альфа 1 2 ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ НА ТРИ ПРОГОНА -------------------------------------------------------------------- | K | альфа | l | 0,8l | 0,6l | 0,4l | | - | | <--------> | <------> | <----> | <---> | | 8 | || || | | | | | | | | | | | ||----------|| |--------| | |------| | |---| | | | ||----------|| ---------- | ---------- | ---------- | | | |/\ /\|/\ /\|/\ /\|/\ /\| | | || l | || l | || l | || l | | | | |-<------->- |-<------->- |-<------->- |-<------->- | |------|-------|------------|------------|------------|------------| |0,0005|альфа | 0,0280 | 0,0258 | 0,0222 | 0,0170 | | | 1 | | | | | | |альфа | 0,0257 | 0,0247 | 0,0215 | 0,0163 | | | 2 | | | | | | |альфа | 0,0228 | 0,0224 | 0,0199 | 0,0152 | | | 3 | | | | | |------|-------|------------|------------|------------|------------| |0,001 |альфа | 0,0301 | 0,0277 | 0,0237 | 0,0181 | | | 1 | | | | | | |альфа | 0,0263 | 0,0252 | 0,0216 | 0,0163 | | | 2 | | | | | | |альфа | 0,0212 | 0,0210 | 0,0183 | 0,0146 | | | 3 | | | | | |------|-------|------------|------------|------------|------------| |0,002 |альфа | 0,0332 | 0,0304 | 0,0258 | 0,0194 | | | 1 | | | | | | |альфа | 0,0272 | 0,0261 | 0,0225 | 0,0170 | | | 2 | | | | | | |альфа | 0,0187 | 0,0187 | 0,0171 | 0,0137 | | | 3 | | | | | |------|-------|------------|------------|------------|------------| |0,003 |альфа | 0,0237 | 0,0327 | 0,0276 | 0,0206 | | | 1 | | | | | | |альфа | 0,0279 | 0,0269 | 0,0232 | 0,0175 | | | 2 | | | | | | |альфа | 0,0168 | 0,0168 | 0,0156 | 0,0128 | | | 3 | | | | | |------|-------|------------|------------|------------|------------| |0,004 |альфа | 0,0378 | 0,0346 | 0,0291 | 0,0217 | | | 1 | | | | | | |альфа | 0,0285 | 0,0276 | 0,0237 | 0,0178 | | | 2 | | | | | | |альфа | 0,0151 | 0,0151 | 0,0143 | 0,0114 | | | 3 | | | | | |------|-------|------------|------------|------------|------------| |0,005 |альфа | 0,0396 | 0,0364 | 0,0305 | 0,0227 | | | 1 | | | | | | |альфа | 0,0201 | 0,0282 | 0,0243 | 0,0183 | | | 2 | | | | | | |альфа | 0,0136 | 0,0136 | 0,0130 | 0,0105 | | | 3 | | | | | |------|-------|------------|------------|------------|------------| |0,010 |альфа | 0,0470 | 0,0432 | 0,0362 | 0,0268 | | | 1 | | | | | | |альфа | 0,0303 | 0,0297 | 0,0260 | 0,0196 | | | 2 | | | | | | |альфа | 0,0087 | 0,0087 | 0,0084 | 0,0070 | | | 3 | | | | | -------------------------------------------------------------------- 7.1.13. При гусеничной нагрузке грузоподъемность сосредоточенных прогонов определяют путем проверки прочности прогонов по формулам: если длина гусеницы c больше/равно l, г 2 сигма = l (1,1K P + 1,2q) / 8W <= R , (7.15а) г г db если длина c меньше l, то г сигма = l x [1,1K P c (1 - 0,5c ) + г г г г 2 + 0,6q l ] / 4W <= Rdb, (7.15б) где: c - опорная длина гусеницы, см; г K - коэффициент поперечной установки гусеничной нагрузки, г определяемый по формуле (рис. 7.3): 0,5b г K = 1 - -------, (7.16) г d + d 1 2 где: P - давление в кгс на 1 см от одной гусеницы; г b - ширина гусеницы; г d и d - расстояния между осями прогонов. 1 2 Все остальные обозначения в п. 7.1.12. 7.1.14. Класс нагрузки составных прогонов с учетом коэффициента поперечной установки K определяют так же, как сосредоточенных а прогонов. Момент сопротивления берут для составного сечения с учетом коэффициента составности. Кроме расчета по прочности на изгиб, грузоподъемность составных прогонов проверяют по условиям прочности на скалывание колодок (или шпонок), а также условиям прочности на скалывание и смятие бревна или бруса между колодками (или шпонками). При определении класса нагрузки по формуле 7.9 следует в расчете принимать наименьшее значение "q ", вычисленное по формулам 7.17-7.20. э При определении момента сопротивления сечения, площадок скалывания и смятия учитывают загнивание элементов, а также трещины по рабочим площадкам. Если по плоскостям скалывания будет обнаружено значительное количество трещин, гниль и сильные обмятия в гнездах колодок (более 25%), то составные прогоны рассчитываются как составные с учетом ослабления их колодками (шпонками). 7.1.15. а) допускаемую нагрузку на составные прогоны по условию прочности на изгиб определяют по формуле: 2 1152W K эта - 1,2q l п q = ----------------------, (7.17) э 2 n K l э а где: q - допускаемая эквивалентная нагрузка, кгс/см; э W - момент сопротивления составного сечения прогона, куб. см; эта - коэффициент составности, который принимают: ------------------------------------------------------------------ |Для двухъярусных балок пролетом|до 6 м | эта = 0,85 | | |--------------|-----------------| | |9 м и более | эта = 0,90 | |-------------------------------|--------------|-----------------| |Для трехъярусных балок пролетом|до 6 м | эта = 0,80 | | |--------------|-----------------| | |9 м и более | эта = 0,85 | ------------------------------------------------------------------ б) проверку составных прогонов по условию прочности на скалывание колодок или шпонок производят по формуле: 2 68,3K H n b a - 1,2q l п 0 к к к q = ----------------------------, (7.18) э 2 n K l э а где: H - плечо внутренней пары составного сечения в см, определяют 0 по формулам Приложения Г; n - количество колодок или шпонок на длине половины пролета; к b - ширина колодки или шпонки, см (рис. 7.4); к a - длина колодки или шпонки; к в) проверку составных прогонов по условию смятия бревна или бруса колодками выполняют по формуле: 2 693,3K H n F - 1,2q l п 0 к см q = ---------------------------, (7.19) э 2 n K l э а где: F - площадь смятия бревна или бруса одной колодкой см (определяют по глубине врезки колодки в бревно, см. рис. 7.4); г) составные прогоны по условию скалывания бревна или бруса между колодками проверяют по формуле: 2 68,3K H n a b - 1,2q l п 0 к с с q = ----------------------------, (7.20) э 2 n K l э а где: a - расстояние между колодками, см (см. рис. 7.4); с b - ширина площадки скалывания бревна или бруса между с колодками (см. рис. 7.4); n - количество колодок или шпонок на длине половины пролета. к 7.1.16. Грузоподъемность опоры балочных мостов с простыми прогонами вычисляется через допускаемую эквивалентную нагрузку q , э которая определяется прочностью насадки на изгиб и на смятие в местах опирания на сваю, прочностью свай на сжатие с учетом продольного изгиба и несущей способностью свай по грунту или в уровне меженных вод из-за ослабления сечения загниванием древесины. Допускаемая эквивалентная нагрузка на опору определяется: а) по условию прочности насадки на изгиб в сечении над сваей определяют по формуле: 320W K - 2,4q l SUM омега п 0 q = ---------------------------, (7.21) э n l SUM z э где: q - допускаемая для опоры эквивалентная нагрузка при э загружении двух смежных пролетов, кгс/см; W - момент сопротивления насадки в сечении над сваей с учетом загнивания и ослабления врубкой, куб. см; К - коэффициент на породу леса; п l - расчетный пролет пролетного строения, см; SUM омега - сумма площадей участков линий влияния момента в насадке над сваей (рис. 7.5) берется из таблиц 7.6 и 7.7; SUM z - сумма ординат под продольными рядами колес линии влияния момента в насадке над сваей (см. рис. 7.5) берется из таблиц 7.6 и 7.7; q - постоянная нагрузка в кгс на 1 кв. см площади моста от 0 веса пролетного строения и проезжей части; n - коэффициент, равный 1,4; для определения класса нагрузки э по таблицам 7.6 и 7.7 колею принимают E = 1,9 м; б) по условию прочности насадки на смятие поперек волокон определяют по формуле: 64F K - 2,4q l SUM омега см п 0 q = ----------------------------, (7.22) э n l SUM z э где: F - площадь смятия насадки при сопряжении со сваей, кв. см; см SUM омега - сумма площадей участков линий влияния давления на сваю (см. рис. 7.5) берется из таблиц 7.6 и 7.7; SUM z - сумма ординат под продольными рядами колес линии влияния давления на сваю (см. рис. 7.5) берется из таблиц 7.6 и 7.7. Остальные обозначения указаны выше. Таблица 7.6 СУММЫ ОРДИНАТ ПОД ПРОДОЛЬНЫМИ РЯДАМИ КОЛЕС ОДНОГО АВТОМОБИЛЯ И ПЛОЩАДИ ЛИНИЙ ВЛИЯНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ СВАЙНЫХ ОПОР -------------------------------------------------------------------- |r, см| Момент в сечении B или C | Давление на сваю B или C | | |-----------------------------|------------------------------| | | SUM z | SUM | SUM z` | SUM | | | |омега| |омега`| | |-----------------------|-----|-----------------------|------| | |E = 1,7|E = 1,9|E = 2,1| л.в.|E = 1,7|E = 1,9|E = 2,1| л.в. | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 100 | 7,86 | 7,74 | 8,42 |1000 | 0,868 | 0,926 | 1,003 | 110 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 110 | 9,63 | 8,60 | 8,55 |1210 | 0,851 | 0,875 | 0,930 | 121 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 120 | 12,10 | 10,15 | 9,35 |1440 | 0,858 | 0,852 | 0,879 | 132 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 130 | 15,00 | 12,40 | 10,7 |1690 | 0,887 | 0,853 | 0,855 | 143 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 140 | 18,40 | 15,20 | 12,7 |1960 | 1,02 | 0,872 | 0,849 | 154 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 150 | 22,30 | 18,45 | 15,4 |2250 | 1,13 | 0,945 | 0,860 | 165 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 160 | 25,10 | 21,80 | 18,5 |2560 | 1,22 | 1,05 | 0,886 | 176 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 170 | 28,20 | 25,20 | 21,9 |2890 | 1,30 | 1,14 | 0,987 | 187 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 180 | 31,00 | 28,4 | 25,2 |3240 | 1,36 | 1,23 | 1,08 | 198 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 190 | 33,70 | 31,6 | 28,6 |3610 | 1,42 | 1,30 | 1,16 | 209 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 200 | 36,00 | 34,4 | 31,8 |4000 | 1,47 | 1,36 | 1,23 | 220 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 210 | 38,20 | 37,1 | 35,0 |4410 | 1,52 | 1,41 | 1,30 | 231 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 220 | 40,00 | 38,4 | 37,7 |4840 | 1,56 | 1,46 | 1,35 | 242 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 230 | 41,50 | 41,6 | 40,5 |5290 | 1,60 | 1,50 | 1,40 | 253 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 240 | 43,10 | 43,7 | 42,8 |5760 | 1,62 | 1,54 | 1,44 | 264 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 250 | 44,20 | 45,3 | 45,1 |6250 | 1,65 | 1,58 | 1,48 | 275 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 260 | 45,10 | 46,9 | 47,3 |6760 | 1,68 | 1,60 | 1,52 | 286 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 270 | 45,00 | 48,5 | 48,9 |7290 | 1,70 | 1,63 | 1,55 | 297 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 280 | 45,90 | 49,4 | 50,6 |7840 | 1,72 | 1,65 | 1,58 | 308 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 290 | 47,10 | 50,3 | 52,2 |8410 | 1,74 | 1,68 | 1,60 | 319 | |-----|-------|-------|-------|-----|-------|-------|-------|------| | 300 | 47,30 | 51,1 | 53,8 |9000 | 1,76 | 1,70 | 1,63 | 330 | -------------------------------------------------------------------- Таблица 7.7 СУММЫ ОРДИНАТ ПОД ПРОДОЛЬНЫМИ РЯДАМИ КОЛЕС ОДНОГО АВТОМОБИЛЯ И ПЛОЩАДИ ЛИНИЙ ВЛИЯНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ СВАЙНЫХ ОПОР ----------------------------------------------------------------------------------------------------- |r, | Момент в сечении B | Момент в сечении C | Давление на сваю B | Давление на сваю C | |см |---------------------|-----------------------|------------------------|------------------------| | | SUM z | SUM | SUM z | SUM | SUM z` | SUM | SUM z` | SUM | | | |омега| |омега| |омега`| |омега`| | |---------------|л.в. |-----------------| л.в.|-----------------| л.в. |-----------------| л.в. | | |E = |E = | E = | | E = | E = |E = | | E = | E = | E = | | E = | E = | E = | | | |1,7 |1,9 | 2,1 | | 1,7 | 1,9 |2,1 | | 1,7 | 1,9 | 2,1 | | 1,7 | 1,9 | 2,1 | | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |100|8,40|7,97|8,36 |1071 |6,05 |6,17 |6,93 |714 |0,921|0,975|1,02 |114 |0,884|0,958|- |92,8 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |110|10,7|9,14|8,78 |1300 |8,84 |6,40 |6,64 |864 |0,888|0,928|0,982|126 |0,853|0,893|0,961|102 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |120|13,6|11,1|9,86 |1540 |12,2 |8,31 |6,94 |1030 |0,877|0,896|0,935|137 |0,840|0,856|0,901|111 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |130|16,9|13,8|11,7 |1810 |15,6 |12,3 |7,89 |1200 |0,880|0,879|0,902|149 |0,849|0,840|0,862|120 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |140|20,5|17,1|14,1 |2100 |16,6 |15,8 |12,1 |1400 |1,02 |0,874|0,850|160 |0,930|0,841|0,839|130 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |150|24,6|20,5|17,3 |2410 |21,5 |18,8 |17,2 |1600 |1,12 |0,953|0,876|172 |1,05 |0,860|0,840|139 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |160|26,6|24,0|20,6 |2740 |24,4 |21,9 |19,0 |1830 |1,22 |10,6 |0,902|183 |1,13 |0,966|0,848|149 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |170|29,6|27,6|24,1 |3100 |27,3 |24,8 |22,0 |2060 |1,30 |1,15 |0,966|195 |1,21 |1,06 |0,904|158 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |180|31,6|30,1|27,6 |3470 |29,2 |27,6 |25,0 |2310 |1,35 |1,22 |1,08 |206 |1,27 |1,14 |0,992|167 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |190|33,6|33,0|30,6 |3870 |31,1 |30,5 |27,8 |2580 |1,43 |1,30 |1,16 |218 |1,34 |1,21 |1,07 |176 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |200|35,6|35,1|33,6 |4290 |32,9 |32,4 |30,4 |2850 |1,47 |1,35 |1,23 |229 |1,39 |1,28 |1,15 |186 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |210|36,8|37,1|36,6 |4730 |34,8 |34,3 |33,7 |3150 |1,50 |1,40 |1,30 |240 |1,44 |1,32 |1,21 |195 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |220|37,6|39,1|38,6 |5190 |36,7 |36,2 |35,6 |3450 |1,56 |1,44 |1,34 |252 |1,48 |1,37 |1,27 |204 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |230|38,3|40,8|40,6 |5670 |38,6 |38,0 |37,4 |3780 |1,58 |1,48 |1,39 |263 |1,54 |1,42 |1,32 |214 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |240|39,0|41,6|42,6 |6180 |40,4 |39,9 |39,3 |4040 |1,62 |1,52 |1,43 |275 |1,56 |1,46 |1,36 |222 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |250|39,7|42,3|44,6 |6700 |42,3 |41,8 |41,2 |4460 |1,64 |1,56 |1,47 |286 |1,59 |1,50 |1,40 |232 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |260|39,6|43,0|45,6 |7250 |43,8 |43,5 |43,0 |4830 |1,68 |1,59 |1,51 |298 |1,62 |1,53 |1,44 |241 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |270|39,0|43,6|46,2 |7800 |44,4 |45,5 |45,0 |5200 |1,69 |1,62 |1,53 |309 |1,64 |1,56 |1,47 |250 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |280|38,2|44,4|47,0 |8400 |45,2 |47,5 |46,9 |5590 |1,71 |1,64 |1,57 |320 |1,66 |1,59 |1,51 |260 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |290|37,3|44,9|47,6 |9010 |49,0 |48,6 |48,6 |6000 |1,72 |1,67 |1,59 |332 |1,68 |1,62 |1,54 |269 | |---|----|----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|-----|------| |300|36,9|43, |48,5 |9650 |47,2 |49,3 |50,5 |6420 |1,74 |1,68 |1,62 |343 |1,69 |1,64 |1,57 |278 | ----------------------------------------------------------------------------------------------------- в) по условию прочности свай или стоек на сжатие с учетом продольного изгиба по формуле: 260F фи K - 2,4q l SUM омега п 0 q = ------------------------------, (7.23) э n l SUM z э где: фи - коэффициент продольного изгиба; F - площадь сечения сваи или стойки, кв. см, которую принимают без учета ослаблений, если они не превышают 25%. Если ослабления превышают 25%, то принимают условную площадь F = 4/3 F , где F - н н площадь ослабленного сечения; г) в мостах с большим загниванием свай на уровне меженных вод - по условию работы свай на сжатие в ослабленном сечении без учета продольного изгиба по формуле: 260F K - 2,4q l SUM омега н п 0 q = ----------------------------. (7.24) э n l SUM z э 7.1.17. Класс нагрузки по расчету опор определяется по формуле: min 2 q L э K = --------------, (7.25) 2 4L - 6 + 0,1L где: min q - наименьшее значение q из формул 7.21 - 7.24, тс/м; э э L = 2l, м. Для расчета допускаемой массы конкретного транспортного min средства следует q сравнивать с эквивалентной нагрузкой от э этого транспортного средства, при этом длину треугольной линии влияния для ее середины принимать равной удвоенной длине примыкающего к опоре пролета. Расчетные формулы 7.21 - 7.24 выведены для линий влияния с длиной загружения, равной двум пролетам. Но в формулы при расчетах подставляется длина одного пролета. 7.2. Определение грузоподъемности пролетных строений с фермами Гау-Журавского, дощато-гвоздевыми фермами и клееными балками 7.2.1. Грузоподъемность дощато-гвоздевых ферм определяют из условия прочности нижнего пояса в ослабленном сечении, середине пролета и в стыке пояса. Если появились места загнивания верхнего пояса, вызывающие опасения, то проверяют на прочность и эти сечения. Класс нагрузки определяют по формуле 7.9 при наименьшем значении "q ", вычисленной из формул 7.26 - 7.29. э Допускаемую нагрузку на дощато-гвоздевые фермы определяют: а) по условию прочности нижнего пояса в ослабленном сечении с наибольшим загниванием или другими дефектами на расстоянии x от опоры определяют по формуле: 200h F K - 1,2q (l - x) x н п q = ---------------------------, (7.26) э n K (l - x) x э а где: q - допускаемая эквивалентная нагрузка, кгс/см; э F - площадь сечения нижнего пояса, кв. см, с учетом н ослабления и загнивания; h - расчетная высота фермы (расстояние между осями поясов), см; q - постоянная нагрузка на 1 см главной фермы, кгс; l - расчетный пролет главной фермы, см; K - коэффициент поперечной установки автомобильной нагрузки, а определяемый по формуле: лямбда лямбда 1 1 2 K = - (1 + ------- + -------), (7.27) а 2 d d 1 2 где: d - расстояние между осями ферм; лямбда - расстояние соседних колес от смежных ферм; E - колея автомобильной нагрузки (см. рис. 7.2); б) по условию прочности нижнего пояса в середине пролета - по формуле: 2 800h F K - 1,2q l н п q = --------------------; (7.28) э 2 n K l э а в) по условию прочности стыка нижнего пояса с наибольшим значением напряжения или ослабления - по формуле: 2h T m m - 1,2q мю (l - x) x н с н q = -------------------------------, (7.29) э мю n K (l - x) x э а где: q - допускаемая эквивалентная нагрузка по условию прочности э стыка, кгс/см; T - расчетная несущая способность одного среза нагеля или н гвоздя, кгс, определяемая согласно указаниям СНиП с учетом коэффициента на породу леса; m - количество срезов одного нагеля; с m - количество нагелей в полунакладке; н мю - коэффициент равен отношению площади сечения досок, перекрываемых стыком, к полному сечению пояса. 7.2.2. Грузоподъемность ферм Гау-Журавского определяют из условия прочности нижнего пояса в ослабленном сечении и в середине пролета, а также на растяжение в стыках нижних поясов, узловых подушек на скалывание и смятие и на растяжение в металлических тяжах. Класс нагрузки определяют по формуле 7.9 при минимальном значении q из формул 7.30 - 7.36. э Допускаемую эквивалентную нагрузку на ферму Гау-Журавского определяют: а) по условию прочности нижнего пояса в ослабленном сечении по формуле: 200h F K - 1,2q (l - x) x н п q = ---------------------------, (7.30) э n K (l - x) x э а где x - расстояние от опоры до верхнего наиболее удаленного от опоры узла данной панели (рис. 7.6). Остальные обозначения формулы в п. 7.2.1; б) по условию прочности нижнего пояса в середине пролета - по формуле: 2 800h F K - 1,2q l н п q = --------------------; (7.31) э 2 n K l э а в) по условию прочности древесины на скалывание между шпонками в стыке нижнего пояса - по формуле: 22,4h F K - 1,2q мю (l - x) x ск п q = --------------------------------, (7.32) э мю n K (l - x) x э а где: F - суммарная площадь скалывания древесины между шпонками в ск полунакладках стыка, кв. см; мю - коэффициент, который показывает, какая часть полного усилия пояса должна передаваться на стык; г) по условию прочности металлических накладок стыка нижнего пояса - по формуле: 3800h F - 1,2q мю (l - x) x м q = ----------------------------, (7.33) э мю n K (l - x) x э а где F - суммарная площадь сечения металлических накладок м стыка с учетом ослаблений отверстиями для болтов и коррозией, кв. см. Если стыки нижнего пояса в фермах Гау-Журавского перекрыты не металлическими шпоночными накладками, а деревянными на нагелях, то грузоподъемность стыка определяют по формуле (7.29); д) по условию прочности подушки или пояса в опорном узле на скалывание - по формуле: 2R F m K - 1,2q (l - a ) (ctg альфа - 0,2) ск см ск п п q = -------------------------------------------------, (7.34) э n K (l - a ) (ctg альфа - 0,2) э а п где: F - площадь скалывания зубьев подушки или пояса в опорном ск узле, кв. см; альфа - угол наклона опорного раскоса к горизонту (см. рис. 7.6); R - расчетное сопротивление древесины сосны скалыванию, ск определяемое по СНиП; m - коэффициент условий работы на скалывание, который ск принимают равным 0,8 для подушек с двумя зубьями и равным единице для подушек с одним зубом; a - длина панели пояса фермы, см; п е) по условию прочности подушки или пояса в опорном узле на смятие - по формуле: 2R F K - 1,2q (l - a ) (ctg альфа - 0,2) см см п п q = ---------------------------------------------, (7.35) э n K (l - a ) (ctg альфа - 0,2) э а п где: R - расчетное сопротивление древесины сосны смятию, см определяемое по СНиП; F - площадь смятия зубьев подушки или пояса в опорном узле, см кв. см; ж) по условию прочности металлических тяжей - по формуле: 2 2 3800 (l - a ) F - 1,2q [(l - x - a ) - x ] п т п q = --------------------------------------------, (7.36) э 2 n K (l - x - a ) э а п где: x - расстояние от расчетного тяжа до ближайшей опоры (см. рис. 7.6); F - площадь сечения тяжа с учетом ослаблений резьбой и т коррозией. 7.2.3. Расчет грузоподъемности клееных пролетных строений с элементами прямоугольного или двутаврового сечения со сплошной стенкой производится как для монолитных деревянных элементов без учета податливости клеевых швов в соответствии с требованиями СНиП. Допускаемое усилие от временной нагрузки на балку из клееной древесины по условию прочности на изгиб определяется по формуле: 1,4 (1 + мю) K M = m x m x R x W - 1,2M , (7.37) а вр ф в db нт пост где: M и M - изгибающий момент соответственно от постоянной и пост вр временной нагрузки (тм); W - момент сопротивления нетто рассматриваемого сечения; нт m - коэффициент условий работы элемента на изгиб в в зависимости от размеров сечения, принимаемый по таблице 7.8; m - коэффициент условий работы элемента на изгиб в ф зависимости от формы сечения, принимаемый в балках прямоугольного сечения, - 1,0, в балках двутаврового сечения в зависимости от отношения толщины стенки к ширине полки - 1/2, 1/3, 1/4 соответственно равен - 0,90; 0,80; 0,75. Промежуточные значения m определяют ф интерполяцией. Таблица 7.8 КОЭФФИЦИЕНТ УСЛОВИЙ РАБОТЫ m в В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗМЕРОВ СЕЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТА ------------------------------------------------------------------ |