О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО. Постановление. Центральная избирательная комиссия РФ. 03.09.03 23/162-4

                     О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
               О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
           ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
           ОРГАНОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
         ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ

                          3 сентября 2003 г.
                              N 23/162-4

                                 (Д)


     В соответствии  со  статьей  26  Федерального  закона  "О выборах
депутатов  Государственной  Думы  Федерального   Собрания   Российской
Федерации"  Центральная  избирательная  комиссия  Российской Федерации
постановляет:
     1. Утвердить   Методические  рекомендации  о  порядке  реализации
избирательных прав  военнослужащих  и  сотрудников  правоохранительных
органов   в   период   подготовки   и   проведения  выборов  депутатов
Государственной  Думы  Федерального  Собрания   Российской   Федерации
четвертого созыва (прилагаются).
     2. Признать    утратившим    силу    Постановление    Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации от 21 сентября 1999 года N
15/114-3  "О  Разъяснениях  порядка  реализации   избирательных   прав
военнослужащих  и  сотрудников  правоохранительных  органов  в  период
подготовки  и  проведения  выборов  депутатов   Государственной   Думы
Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва".
     3. Опубликовать  настоящее  Постановление  в   журнале   "Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации",  "Российской
газете" и "Парламентской газете".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
                                                          А.А.ВЕШНЯКОВ

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
                                                        О.К.ЗАСТРОЖНАЯ


                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
               О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
           ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
           ОРГАНОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
         ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА

     Вопросы обеспечения    и    реализации     избирательных     прав
военнослужащих  и  сотрудников  правоохранительных  органов  в  период
подготовки  и  проведения  выборов  депутатов   Государственной   Думы
Федерального   Собрания   Российской   Федерации   четвертого   созыва
регулируются Конституцией Российской Федерации,  Федеральными законами
"Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие в
референдуме  граждан  Российской  Федерации",  "О  выборах   депутатов
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации",
Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года  N  535  (в
ред.  Указов  Президента Российской Федерации от 9 декабря 2002 года N
1392 и от 17 апреля 2003 года N  444)  "Об  обеспечении  избирательных
прав  военнослужащих,  сотрудников  органов  внутренних дел Российской
Федерации,   Государственной   противопожарной   службы   Министерства
Российской   Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным
ситуациям и ликвидации  последствий  стихийных  бедствий,  федеральных
органов   налоговой  полиции  <*>  и  работников  органов  прокуратуры
Российской Федерации".
     --------------------------------
     <*> В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11
марта  2003 года N 306 Федеральная служба налоговой полиции Российской
Федерации с 1 июля 2003 года упразднена.

     Права и свободы военнослужащих и  сотрудников  правоохранительных
органов   определяются   также   Федеральными   законами   "О  статусе
военнослужащих",  "Об  обороне",  Законом  Российской   Федерации   "О
милиции",  Федеральным  законом  "О  статусе  члена Совета Федерации и
статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации"  и Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
в пределах Российской Федерации".
     Военнослужащие Вооруженных Сил Российской  Федерации,  внутренних
войск  Министерства  внутренних дел Российской Федерации,  Федеральной
службы    безопасности    Российской    Федерации,     Государственной
противопожарной  службы  Министерства  Российской  Федерации  по делам
гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий
стихийных   бедствий,   Федеральной   службы   железнодорожных   войск
Российской  Федерации,  других  министерств  и  ведомств,  в   которых
предусмотрена военная служба,  в том числе военнослужащие,  проходящие
службу в составе подразделений вне мест постоянной дислокации  либо  в
составе  воинских частей,  находящихся в соответствии с международными
соглашениями за пределами территории  Российской  Федерации  (далее  -
военнослужащие),   имеют   право   избирать   и   быть   избранными  в
Государственную Думу Федерального  Собрания  Российской  Федерации  на
общих основаниях.
     Сотрудники правоохранительных органов также имеют право  избирать
и   быть   избранными  на  общих  основаниях  в  Государственную  Думу
Федерального Собрания Российской Федерации.
     К сотрудникам  правоохранительных  органов  относятся:  работники
органов прокуратуры,  сотрудники органов  внутренних  дел,  таможенной
службы,  органов  по  контролю  за  оборотом  наркотических  средств и
психотропных веществ,  учреждений  и  органов  уголовно-исполнительной
системы  и  других  органов,  в  полномочия  которых входит реализация
правоохранительных функций.
     Недопустимо ограничение  активного  или пассивного избирательного
права  военнослужащих  и  сотрудников  правоохранительных  органов  по
мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом
их службы или местом пребывания,  а также местом жительства до призыва
(поступления)   на  военную  службу  (службу)  и  другим  мотивам,  за
исключением  ограничений,  предусмотренных   Конституцией   Российской
Федерации и федеральными законами.
     Избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав
военнослужащих   во   взаимодействии   с   командованием  объединений,
соединений,  воинских частей и организаций Вооруженных Сил  Российской
Федерации, а сотрудников правоохранительных органов - с руководителями
соответствующих   подразделений   правоохранительных    органов.    Их
руководители,  а также руководители министерств и ведомств,  имеющие в
своем составе воинские  формирования  и  органы  военного  управления,
командование   воинских   частей  оказывают  содействие  избирательным
комиссиям в реализации их полномочий.

                    1. Реализация военнослужащими
                  и сотрудниками правоохранительных
                органов активного избирательного права

     В соответствии с пунктом  5  статьи  14  Федерального  закона  "О
выборах   депутатов   Государственной   Думы   Федерального   Собрания
Российской  Федерации"  (далее  -  Федеральный  закон)  военнослужащие
голосуют на общих избирательных участках.
     Вопросы организации голосования военнослужащих, членов их семей и
других  избирателей,  проживающих  в  пределах  расположения  воинской
части,   на   общих   избирательных   участках   решаются    окружными
избирательными  комиссиями  по  согласованию  с  командирами  воинских
частей,  расположенных  на  территории  соответствующих  избирательных
округов.
     В порядке  исключения   допускается   образование   избирательных
участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных,
удаленных от населенных пунктов местностях.  Избирательные  участки  в
таких  случаях  образуются  командирами  воинских  частей  по  решению
соответствующей окружной избирательной комиссии не позднее 17  октября
2003  года,  а  в  исключительных  случаях - не позднее 1 декабря 2003
года.  Командир  воинской  части  выделяет  помещение  для  участковой
избирательной  комиссии  и  помещение  для  голосования вне территории
режимных объектов и обеспечивает доступ в эти  помещения  всем  членам
участковой    и   вышестоящих   избирательных   комиссий,   кандидату,
зарегистрированному соответствующей окружной избирательной  комиссией,
или  его  доверенному  лицу,  или его уполномоченному представителю по
финансовым вопросам,  уполномоченному  представителю  или  доверенному
лицу  политической  партии,  избирательного блока,  федеральный список
кандидатов  которых  зарегистрирован,  или  кандидату  из   указанного
списка,  наблюдателям  и  представителям средств массовой информации в
порядке, установленном статьей 31 Федерального закона.
     Сотрудники правоохранительных   органов   включаются   в   списки
избирателей по месту жительства  и  голосуют  на  общих  избирательных
участках.
     Реализация военнослужащими  и   сотрудниками   правоохранительных
органов активного избирательного права с использованием открепительных
удостоверений,  а  также  путем  досрочного  голосования  отражено   в
разделах 6 и 7 настоящих Методических рекомендаций.

             2. Реализация военнослужащими и сотрудниками
         правоохранительных органов пассивного избирательного
        права и особенности правового статуса военнослужащих,
          сотрудников правоохранительных органов, избранных
             депутатами Государственной Думы Федерального
                    Собрания Российской Федерации

     Военнослужащие и  сотрудники  правоохранительных  органов   имеют
право  быть  избранными  депутатами  Государственной Думы Федерального
Собрания  Российской  Федерации.   Согласно   статьям   38,   39,   40
Федерального   закона   указанные   лица   могут   быть  выдвинуты  по
одномандатному избирательному  округу  в  порядке  самовыдвижения  или
политической   партией,  избирательным  блоком  с  последующим  сбором
подписей в их поддержку или внесением избирательного залога,  а  также
политической  партией,  избирательным  блоком  в  составе федерального
списка кандидатов.  Выдвинуть свою кандидатуру можно  только  в  одном
одномандатном   избирательном   округе.   Кандидат,  выдвинувший  свою
кандидатуру  в  порядке  самовыдвижения,  не   может   быть   выдвинут
политической партией,  избирательным блоком.  В случае нарушения этого
требования   действительным   считается    выдвижение,    о    котором
избирательная  комиссия  была уведомлена раньше,  если в течение суток
после  приема  избирательной  комиссией  более  позднего   уведомления
кандидат   не   подаст   заявление  об  отзыве  ранее  представленного
уведомления.
     Военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов, выдвинувший
свою  кандидатуру,  представляет   в   соответствующую   избирательную
комиссию  письменное  уведомление  о самовыдвижении,  в котором должны
быть указаны  фамилия,  имя,  отчество,  дата  рождения,  адрес  места
жительства   кандидата,   а   также   личное   заявление   о  согласии
баллотироваться   по   одномандатному    избирательному    округу    с
обязательством в случае избрания приостановить военную службу (службу)
со дня избрания  на  весь  срок  депутатских  полномочий  и  сведения,
предусмотренные пунктом 7 статьи 38 Федерального закона. Уведомление и
иные  документы  кандидат,  выдвинувший   свою   кандидатуру,   обязан
представить  в окружную избирательную комиссию в сроки,  установленные
пунктами 3 - 5 статьи 38 Федерального  закона  лично,  кроме  случаев,
предусмотренных пунктом 9 указанной статьи.
     Для участия в избирательной  кампании  военнослужащий,  сотрудник
правоохранительных  органов со дня регистрации в качестве кандидата до
дня  официального  опубликования  результатов  выборов   должен   быть
освобожден   соответствующим  руководителем  от  выполнения  служебных
обязанностей  на  основании  рапорта  о  предоставлении  отпуска   без
сохранения    денежного    довольствия.   Кандидаты   представляют   в
зарегистрировавшую  их   избирательную   комиссию   заверенные   копии
соответствующих  приказов  (распоряжений) не позднее чем через три дня
со дня регистрации.
     В период сбора подписей избирателей и после регистрации кандидата
на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, являющихся
кандидатами  в  депутаты,  распространяются  все  права и обязанности,
предусмотренные статьями 48, 49 и 50 Федерального закона.
     Военнослужащий, сотрудник       правоохранительных       органов,
зарегистрированный в качестве кандидата, в течение срока, указанного в
пункте  1  статьи  50 Федерального закона,  по инициативе командования
(руководства) не может быть уволен с военной службы (службы), отчислен
из  образовательного  учреждения  или  без  его  согласия переведен на
другую работу (место службы),  а также направлен в командировку. Время
участия  зарегистрированного  кандидата в выборах засчитывается в срок
службы (трудовой стаж).
     Военнослужащие, лица  рядового  и начальствующего состава органов
внутренних  дел,  Государственной  противопожарной  службы,  работники
органов  прокуратуры,  таможенных  органов,  органов  по  контролю  за
оборотом наркотических средств и психотропных  веществ,  учреждений  и
органов   уголовно-исполнительной   системы  приостанавливают  военную
службу или службу в перечисленных органах и учреждениях с начала срока
полномочий в качестве депутатов Государственной Думы на весь срок этих
полномочий.
     В течение  срока  полномочий  депутат Государственной Думы вправе
уволиться  с  военной  службы  или  службы  в  указанных   органах   и
учреждениях     по     основаниям,     предусмотренным     федеральным
законодательством.

                 3. Составление списков избирателей,
              включающих военнослужащих, и сбор подписей

     Военнослужащий может   быть   включен   в  список  избирателей  и
голосовать только на одном избирательном участке.  Согласно статье  15
Федерального  закона список избирателей-военнослужащих,  находящихся в
воинской части,  членов их семей и других избирателей,  проживающих  в
пределах   расположения   воинской   части,   составляется  участковой
избирательной комиссией не позднее 11 ноября 2003  года  на  основании
сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.
     Военнослужащие, проживающие  вне  территории   воинских   частей,
включаются   в   списки  избирателей  по  месту  жительства  на  общих
основаниях.
     По решению  главы  муниципального  образования,  согласованному с
командиром  воинской  части,  в  список   избирателей   избирательного
участка,  образованного  на  территории  воинской  части,  могут  быть
включены  избиратели,  проживающие  в  непосредственной  близости   от
расположения  воинской  части,  при обязательном соблюдении требования
пункта 10 статьи 16 Федерального закона.
     Основанием для регистрации (учета) военнослужащих,  находящихся в
воинской части,  членов их семей и других избирателей,  проживающих  в
пределах  расположения  воинской  части,  является  факт нахождения их
места  жительства  на  территории  воинской   части,   устанавливаемый
квартирно-эксплуатационной службой или домоуправлением воинской части,
или органами регистрационного учета граждан  Российской  Федерации  по
месту   пребывания   и  по  месту  жительства  в  пределах  Российской
Федерации,  либо приказ командира воинской части о зачислении в списки
личного  состава воинской части граждан,  проходящих военную службу по
призыву.
     Курсанты и  слушатели  учебных  заведений,  обучающиеся  по очной
форме обучения и зарегистрированные по месту  жительства  в  общежитии
(по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки
избирателей   по   месту   нахождения   общежития    (образовательного
учреждения).
     Список избирателей по  избирательному  участку,  образованному  в
воинской   части,   находящейся  за  пределами  территории  Российской
Федерации,  составляется участковой избирательной комиссией  также  не
позднее  11  ноября  2003  года  на основании сведений об избирателях,
представляемых командиром воинской части.
     Сведения о  численности  и дислокации воинских частей не подлежат
разглашению.  Не допускается включение этих сведений отдельной строкой
в  базу  данных  Государственной автоматизированной системы Российской
Федерации "Выборы".
     При сборе  подписей избирателей следует учитывать установленные в
пунктах 1,  3 статьи 44 Федерального закона  ограничения,  запрещающие
сбор подписей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной
платы,  пенсий,  пособий,  стипендий,  иных социальных выплат, а также
запрет  на  проведение  сбора подписей в расположении воинских частей,
военных  организаций  и  учреждений.  Участие  командования   воинских
частей,   военных   организаций  и  учреждений  в  сборе  подписей  не
допускается.

                 4. Представительство военнослужащих
                   в составе избирательных комиссий

     Для организации голосования военнослужащих на общем избирательном
участке  в  составы  соответствующих  территориальной   и   участковой
избирательных комиссий включаются представители воинской части.
     Представители воинской части в составе  участковой  избирательной
комиссии  наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии
задач в день голосования выдают по списку избирателей  воинской  части
избирательные   бюллетени,   которые   после   заполнения   опускаются
избирателями в общие для  всех  стационарные  ящики  для  голосования.
После  окончания голосования и подсчета голосов представители воинской
части в составе  участковой  избирательной  комиссии  передают  списки
избирателей  воинской  части  по  акту  на хранение командиру воинской
части. По истечении сроков хранения, установленных пунктом 3 статьи 91
Федерального закона, списки избирателей воинской части уничтожаются по
акту,  первый  экземпляр  которого  направляется   в   соответствующую
территориальную избирательную комиссию.
     При образовании избирательного участка непосредственно в воинской
части,  расположенной в обособленном,  удаленном от населенных пунктов
районе,  состав  участковой  избирательной  комиссии   в   количестве,
установленном статьей 22 Федерального закона,  формируется вышестоящей
территориальной избирательной комиссией не ранее 6 ноября и не позднее
8 ноября 2003 года,  а в исключительных случаях - не позднее 3 декабря
2003 года,  на основе предложений политических  партий,  избирательных
блоков,  выдвинувших  списки  кандидатов,  допущенные  к распределению
депутатских мандатов  в  Государственной  Думе  Федерального  Собрания
Российской   Федерации,   законодательном   (представительном)  органе
государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации,
предложений    избирательных    объединений,   избирательных   блоков,
выдвинувших списки кандидатов,  допущенные к распределению депутатских
мандатов  в  представительном органе местного самоуправления,  а также
предложений представительного органа местного самоуправления, собрания
избирателей по месту жительства,  работы,  службы,  учебы. Руководство
деятельностью   участковых   избирательных   комиссий    избирательных
участков,  образованных на территории воинских частей,  осуществляется
соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
     В соответствии  с  пунктом  5  статьи  22 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан    Российской    Федерации"    при   формировании   участковых
избирательных комиссий  на  избирательных  участках,  образованных  на
территориях воинских частей,  расположенных в обособленных,  удаленных
от населенных пунктов местностях,  а  также  за  пределами  территории
Российской  Федерации,  может  не  применяться положение,  по которому
государственные и муниципальные служащие  не  могут  составлять  более
одной трети от общего числа членов участковой избирательной комиссии.
     Если избирательный  участок  образован  за  пределами  территории
Российской Федерации и на нем будут голосовать военнослужащие воинской
части, расположенной на данной территории, то участковая избирательная
комиссия  формируется  руководителем соответствующего дипломатического
представительства или консульского учреждения Российской  Федерации  с
участием   командира   воинской   части,  расположенной  за  пределами
территории Российской Федерации,  которым  выделяется  в  состав  этой
комиссии представитель воинской части.  Такие участковые избирательные
комиссии  формируются  с   соблюдением   общих   условий   и   порядка
формирования избирательных комиссий, установленных пунктом 1 статьи 22
Федерального закона.
     Образование избирательных   участков  и  формирование  участковых
избирательных комиссий непосредственно в воинских частях,  находящихся
за   пределами   территории   Российской   Федерации,   осуществляется
командирами этих воинских частей по  согласованию  с  дипломатическими
представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации
в этих странах.  Военнослужащие,  как и другие избиратели, проживающие
за   пределами   территории   Российской  Федерации,  приписываются  к
одномандатным  избирательным  округам,  образованным   на   территории
Российской   Федерации.   Приписанные  к  одномандатным  избирательным
округам  избиратели  считаются  также  приписанными   к   федеральному
избирательному округу.  Обеспечение указанных участковых избирательных
комиссий избирательными бюллетенями,  бланками  протоколов  об  итогах
голосования,  открепительными  удостоверениями,  другими  необходимыми
документами и материалами,  а  также  представление  этими  комиссиями
протоколов  об итогах голосования осуществляется через соответствующие
дипломатические   представительства   или    консульские    учреждения
Российской   Федерации  в  странах  пребывания  воинских  формирований
Российской Федерации.
     Выдвинутый по  одномандатному  избирательному  округу кандидат из
числа военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов вправе
со  дня представления в окружную избирательную комиссию документов для
регистрации назначить по одному члену избирательной комиссии с  правом
совещательного голоса в эту окружную избирательную комиссию, а также в
каждую территориальную и  участковую  избирательные  комиссии,  в  том
числе   сформированные   на  избирательных  участках,  образованных  в
воинских частях либо за  пределами  территории  Российской  Федерации,
того  одномандатного избирательного округа,  по которому этот кандидат
выдвинут.  Членами  избирательных  комиссий  с  правом  совещательного
голоса не могут быть назначены лица,  замещающие командные должности в
воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.
     Кандидат из      числа     военнослужащих     или     сотрудников
правоохранительных    органов,    выдвинутый     по     одномандатному
избирательному округу,  вправе назначить до 20 доверенных лиц. Порядок
назначения  и  полномочия  доверенных  лиц  определяется  статьей   51
Федерального  закона.  Военнослужащие  и сотрудники правоохранительных
органов  могут  быть  назначены  доверенными  лицами  при  условии  их
освобождения   от   исполнения   служебных   обязанностей   на  период
осуществления полномочий  доверенного  лица.  Регистрация  доверенного
лица  из числа военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов
осуществляется при  условии  представления  в  избирательную  комиссию
соответствующего  приказа  (распоряжения).  В соответствии с пунктом 3
статьи 51  Федерального  закона  на  период  осуществления  полномочий
доверенного лица командир воинской части (учреждения) или руководитель
соответствующего  подразделения  правоохранительных   органов   обязан
предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск.
     Участковые избирательные   комиссии    избирательных    участков,
образованных   в  воинских  частях,  осуществляют  свои  полномочия  в
соответствии с требованиями,  установленными статьей  30  Федерального
закона.
     Участковая избирательная    комиссия    организует     проведение
голосования  с  8  до  20  часов  по местному времени на избирательном
участке,  образованном на территории воинской части.  Однако она может
объявить   голосование   законченным   раньше   этого   времени,  если
проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

                  5. Реализация права военнослужащих
             на получение информации о зарегистрированных
                    кандидатах, списках кандидатов

     В соответствии  со  статьями  57   и   62   Федерального   закона
запрещается    проводить    предвыборную    агитацию,    выпускать   и
распространять  любые  агитационные  предвыборные  материалы  воинским
частям,   военным   учреждениям   и   организациям,  военнослужащим  и
сотрудникам  правоохранительных  органов  при  исполнении  ими   своих
должностных  или  служебных  обязанностей  и  (или)  с  использованием
преимуществ  своего  должностного   или   служебного   положения.   Не
допускается   ведение  предвыборной  агитации  в  местах  расположения
воинских частей,  военных учреждений  и  организаций,  за  исключением
случая,  когда единственное здание (помещение), пригодное для встреч с
избирателями,  находится в расположении воинской части.  Такое  здание
(помещение)  согласно  требованиям  пункта  8  статьи  62 Федерального
закона выделяется для проведения агитационных  мероприятий  командиром
воинской  части  по  запросу  соответствующей  избирательной комиссии.
Упомянутые  ограничения   согласуются   с   требованиями   статьи   24
Федерального закона "Об обороне".
     Кандидаты из     числа     военнослужащих      и      сотрудников
правоохранительных органов при проведении своей избирательной кампании
не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного
положения.
     Агитационный период  начинается  со  дня  выдвижения   кандидата,
федерального  списка кандидатов и открытия специального избирательного
счета и до ноля часов 6 декабря 2003 года по местному времени.
     Командир воинской  части  обязан  обеспечить соблюдение положений
статьи  7  Федерального   закона   "О   статусе   военнослужащих",   в
соответствии с которой военнослужащим предоставлено право на получение
информации,  а  также  право  участвовать  в  массовых,  в  том  числе
предвыборных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части, в
свободное от исполнения обязанностей военной службы время.
     На основании  пункта  8  статьи  62  Федерального  закона встречи
зарегистрированных кандидатов или их  доверенных  лиц,  уполномоченных
представителей  и  доверенных  лиц политических партий,  избирательных
блоков,   зарегистрировавших   федеральные   списки   кандидатов,    с
избирателями   из   числа  военнослужащих  за  пределами  расположения
воинской  части  обеспечивает  командир  воинской  части  совместно  с
окружной   избирательной  комиссией  с  обязательным  приглашением  не
позднее чем за три  дня  до  каждой  такой  встречи  всех  кандидатов,
зарегистрированных  по  соответствующему одномандатному избирательному
округу,  уполномоченных  представителей  всех   политических   партий,
избирательных    блоков,    зарегистрировавших    федеральные   списки
кандидатов.
     Окружные избирательные    комиссии   обеспечивают   избирательные
участки, образованные в воинских частях, расположенных в обособленных,
удаленных   от   населенных   пунктов   районах,  в  воинских  частях,
находящихся за пределами Российской Федерации, а также воинские части,
избиратели   которых   голосуют   на   общих  избирательных  участках,
информационными   материалами   о    зарегистрированных    кандидатах,
избирательных  объединениях  и  избирательных  блоках,  оформленными в
соответствии с требованиями пункта 3 статьи 74 Федерального  закона  и
не   содержащими   признаков   предвыборной  агитации.  Информационные
предвыборные  материалы,   полученные   от   избирательных   комиссий,
вывешиваются в доступных для военнослужащих местах.
     Командиры воинских   частей    и    подразделений    обеспечивают
военнослужащих  информационными материалами,  размещаемыми в средствах
массовой  информации.  При  этом  должны  соблюдаться   требования   о
равенстве кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

                   6. Открепительное удостоверение

     Согласно статье  76  Федерального  закона военнослужащие,  другие
избиратели  воинской  части,  сотрудники  правоохранительных  органов,
которые не будут иметь возможность прибыть в помещение для голосования
того избирательного участка,  где они включены в список избирателей, в
день  голосования  (нахождение в длительной служебной командировке,  в
больнице,  на гауптвахте,  в  других  местах  временного  пребывания),
вправе  получить в соответствующей территориальной (с 22 октября по 11
ноября 2003 года) либо участковой (с 12 ноября по 6 декабря 2003 года)
избирательной  комиссии  данного избирательного участка открепительное
удостоверение   и   принять   участие   в   голосовании   в   пределах
избирательного   округа,   где  данный  избиратель  обладает  активным
избирательным правом  в  соответствии  с  пунктами  1  и  2  статьи  4
Федерального закона, на том избирательном участке, на котором он будет
находиться в день голосования.
     Избиратели, получившие открепительные удостоверения и находящиеся
в пределах одномандатного  избирательного  округа,  где  они  обладают
активным  избирательным  правом,  вправе  получить  два  избирательных
бюллетеня:  для голосования по федеральному избирательному округу и по
соответствующему одномандатному избирательному округу.
     Если избиратель    голосует    на    основании    открепительного
удостоверения   по   месту   пребывания  за  пределами  одномандатного
избирательного округа,  в котором он постоянно проживает, то он вправе
получить   только   избирательный   бюллетень   для   голосования   по
федеральному избирательному округу.
     Для получения    открепительного   удостоверения   военнослужащий
сотрудник правоохранительного органа  представляет  в  соответствующую
территориальную   или  участковую  избирательную  комиссию  письменное
заявление с указанием причины, по которой ему требуется открепительное
удостоверение.  Открепительное  удостоверение  может быть выдано также
представителю военнослужащего,  сотрудника правоохранительного  органа
на  основании  нотариально  удостоверенной доверенности.  Доверенность
может   быть   удостоверена   также    администрацией    стационарного
лечебно-профилактического  учреждения (если военнослужащий,  сотрудник
правоохранительных органов находится в этом учреждении на  излечении),
администрацией  учреждения,  где  содержатся под стражей подозреваемые
или  обвиняемые  (если  военнослужащий,  сотрудник  правоохранительных
органов  содержится  в  этом  учреждении в качестве подозреваемого или
обвиняемого),  командиром (начальником)  воинской  части,  соединения,
учреждения  и  военно-учебного заведения,  где военнослужащий проходит
службу.
     Военнослужащие, находящиеся  вне места дислокации воинской части,
а  также  сотрудники   правоохранительных   органов,   находящиеся   в
длительной    командировке,    не    имевшие    возможности   получить
открепительное   удостоверение,   могут   быть   решением   участковой
избирательной  комиссии  включены  в  список  избирателей  по  личному
письменному заявлению,  поданному в  территориальную  либо  участковую
избирательную  комиссию  не  позднее  29  ноября  2003 года.  При этом
территориальная либо  участковая  избирательная  комиссия,  получившая
заявление,  обязана  принять необходимые меры по соблюдению требования
пункта 10 статьи 16 Федерального закона.

                       7. Досрочное голосование

     В соответствии со статьей 78 Федерального закона право  разрешить
досрочное  голосование предоставлено окружным избирательным комиссиям.
Досрочное голосование может проводиться не ранее 21 ноября  2003  года
избирателями    одного    или   нескольких   избирательных   участков,
образованных на кораблях и судах Военно-морского флота, которые в день
голосования   будут   находиться   в   плавании,  в  воинских  частях,
находящихся в удаленных и труднодоступных местностях.  В  этом  случае
досрочное голосование проводится по правилам, установленным статьей 77
Федерального закона,  и сразу  по  его  окончании  проводится  подсчет
голосов избирателей и устанавливаются итоги голосования в соответствии
с требованиями статей 80 и 81 Федерального закона.
     Допускается досрочное  голосование,  но  не  ранее 21 ноября 2003
года,  отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список
избирателей  на  соответствующем  избирательном участке,  с разрешения
окружной  избирательной  комиссии,  согласованного   с   избирательной
комиссией  субъекта  Российской  Федерации  в случае,  если эти группы
избирателей в день голосования в связи  с  выполнением  задач  военной
службы (в составе дежурных сил,  в караулах и т.п.) будут находиться в
значительно   удаленных   от   помещения   для   голосования   местах,
транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено.
     Командир воинской  части  совместно  с  председателем  участковой
избирательной  комиссии при наличии реальной необходимости в досрочном
голосовании  всех  избирателей  избирательного  участка   или   группы
избирателей  направляют  обращение в окружную избирательную комиссию с
обоснованием необходимости досрочного голосования и при  положительном
решении    организуют   оповещение   избирателей,   зарегистрированных
кандидатов о месте  и  времени  досрочного  голосования,  обеспечивают
доступ кандидатов, уполномоченных представителей политических партий и
избирательных блоков, их доверенных лиц, наблюдателей и представителей
средств массовой информации в помещение для досрочного голосования.

                8. Финансирование расходов, связанных
                 с подготовкой и проведением выборов

     Финансирование расходов избирательных комиссий, сформированных на
избирательных  участках,  образованных  командирами  воинских  частей,
производится Министерством обороны Российской Федерации, Министерством
внутренних дел Российской Федерации,  Федеральной службой безопасности
Российской  Федерации  за  счет  средств,  выделенных  им  Центральной
избирательной  комиссией  Российской  Федерации  на проведение выборов
депутатов  Государственной  Думы  Федерального   Собрания   Российской
Федерации.
     Избирательные комиссии,  командиры воинских частей,  руководители
правоохранительных  органов  обеспечивают выполнение требований статьи
66 Федерального закона,  согласно  которой  воинским  частям,  военным
учреждениям  и  организациям,  правоохранительным  органам запрещается
вносить пожертвования в избирательные фонды  кандидатов,  политических
партий, избирательных блоков.

                     9. Заключительные положения

     Решения и  действия  (бездействие)  избирательных  комиссий  и их
должностных  лиц,  нарушающие  избирательные  права  военнослужащих  и
сотрудников   правоохранительных  органов,  могут  быть  обжалованы  в
вышестоящую избирательную комиссию.
     Решения и  действия (бездействие) органов государственной власти,
органов   местного   самоуправления,   общественных   объединений    и
должностных   лиц,   а   также   решения   и   действия  (бездействие)
избирательных комиссий и их должностных лиц,  нарушающие избирательные
права  военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов,  могут
быть обжалованы в суд или военный суд.
     Лица, нарушающие избирательные права военнослужащих и сотрудников
правоохранительных органов,  несут  уголовную,  административную  либо
иную ответственность в соответствии с федеральными законами.