ОБ УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 06.08.03 05-3-06/334-АБ47

             ОБ УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
                        ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          6 августа 2003 г.
                         N 05-3-06/334-АБ476

                                 (Д)


     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело
письмо УМНС России по г. Москве от 23.05.2003 N 28-07/27657 и сообщает
следующее.
     Обязательное пенсионное  страхование   в   Российской   Федерации
регулируется   Федеральным   законом   от   15.12.2003  N  167-ФЗ  "Об
обязательном пенсионном страховании"  (далее  -  Федеральный  закон  N
167-ФЗ).
     Согласно статьям  22  и   33   Федерального   закона   N   167-ФЗ
максимальный  тариф  страхового  взноса  на  страховую и накопительную
части трудовой пенсии  в  совокупности  составляет  14%  от  базы  для
исчисления  страховых  взносов  или 1/2 от максимальной ставки единого
социального налога  в  федеральный  бюджет,  установленной  пунктом  1
статьи  241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в
размере 28%,  поскольку она включает налоговый вычет  по  тарифу  14%.
Таким  образом,  максимальная  ставка  налога,  подлежащего  уплате  в
федеральный  бюджет  (за  минусом  максимального   тарифа   налогового
вычета), равна 14%.
     Статья 239 Кодекса предоставляет льготы  по  единому  социальному
налогу  отдельным категориям налогоплательщиков,  но не страхователям,
обязанным в силу статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ своевременно и
в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда
Российской  Федерации  и  вести  учет,  связанный  с   начислением   и
перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
     Специальной нормы,  устанавливающей льготу  по  уплате  страховых
взносов    на   обязательное   пенсионное   страхование   общественным
организациям  инвалидов,  Федеральный  закон  N  167-ФЗ  не  содержит.
Следовательно,  статья 239 Кодекса,  устанавливающая льготы по единому
социальному налогу,  на правоотношения по уплате страховых взносов  на
обязательное пенсионное страхование не распространяется.
     Поскольку базы для  исчисления  налога  и  страховых  взносов  на
обязательное  пенсионное  страхование  для  плательщиков,  применяющих
налоговые льготы,  различны,  в связи с тем, что льгота, установленная
статьей  239  Кодекса,  применяется  только  в  отношении  к  базе для
исчисления  налога,  но  не  применяется  при  формировании  базы  для
исчисления  страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование,
то это приводит  к  превышению  суммы  налогового  вычета  над  суммой
единого социального налога.
     В этом случае сумма налогового вычета не будет  являться  излишне
уплаченной и на нее не могут быть распространены нормы,  установленные
пунктом 2 статьи 243 Кодекса,  устанавливающие,  что сумма  налогового
вычета не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу),
подлежащую уплате в федеральный бюджет.
     Для таких  налогоплательщиков  правильное  применение  налогового
вычета,  не занижающее суммы налога,  подлежащего уплате в федеральный
бюджет,  обеспечивается на уровне ставок налога,  а именно, исчисления
налога в федеральный бюджет по ставке 14%  (1/2  от  28%)  в  порядке,
предусмотренном  Приказом  МНС  России  от  01.02.02  N БГ-3-05/49 для
заполнения  графы  3  расчета  по  авансовым   платежам   по   единому
социальному  налогу  организациями,  применяющими  налоговые  льготы в
соответствии со статьей 239 Кодекса (с учетом изменений и  дополнений,
внесенных Приказом МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-05/134).
     При наличии налоговой базы (суммы выплат,  произведенных в пользу
инвалида,  превышающую 100000 рублей),  налогоплательщиком должен быть
исчислен и уплачен налог с базы,  превышающей  100000  рублей,  что  и
реализуется  при  применении  механизма  расчета  налога,  подлежащего
уплате в федеральный бюджет,  установленного Приказом  МНС  России  от
26.03.2003 N БГ-3-05/134.
     Правомерность такого  подхода   подтверждена   решением   Высшего
Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  30.12.2002  N  9132/02,
которым,  в частности,  определено, что раздел "Особенности заполнения
графы  3  расчета  по  авансовым платежам организациями,  применяющими
налоговые льготы  в  соответствии  со  статьей  239  Кодекса"  признан
соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному
закону N 167-ФЗ.
     Кроме того,  Постановлением  Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 22.04.2003 N 12355/02 установлено,  что льгота
на  уплату  единого  социального налога,  предусмотренная подпунктом 2
пункта 1 статьи 239 Кодекса,  не распространяется на уплату  страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Заместитель Министра - действительный
государственный советник
налоговой службы РФ II ранга
                                                            С.Х.АМИНЕВ