О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ". Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 23.07.03 БГ-10-22/406

                   О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                 ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ
            КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
             НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ
                   С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ"

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                           23 июля 2003 г.
                            N БГ-10-22/406

                                 (Д)


     Во исполнение поручения  Заместителя  Председателя  Правительства
Российской  Федерации  А.Л.  Кудрина  от 18 июня 2003 г.  N КА-П5-6943
Министерство Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам  направляет
предложения по реализации положений Федерального закона от 22 мая 2003
г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт"  (далее  -  Закон)  по  вопросам,   отнесенным   к   компетенции
Правительства Российской Федерации.
     Реализация закона   требует    принятия    большого    количества
нормативных  документов,  без  которых  невозможно соблюдение всех его
требований.  Так,  только непосредственно в тексте Закона  указано  на
необходимость  принятия  Правительством Российской Федерации следующих
подзаконных нормативных актов:
     1. Порядок  осуществления  наличных  денежных  расчетов  и  (или)
расчетов   с   использованием   платежных    карт    без    применения
контрольно-кассовой  техники  в  случае  оказания  услуг населению при
условии выдачи бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона).
     2. Порядок   утверждения   формы   бланков   строгой  отчетности,
приравненных к кассовым чекам (п. 2 ст. 2 Закона).
     3. Порядок   учета,   хранения   и  уничтожения  бланков  строгой
отчетности, приравненных к кассовым чекам (п. 2 ст. 2 Закона).
     4. Порядок  определения  специфики  деятельности  и  особенностей
местонахождения  организаций  и  индивидуальных  предпринимателей  для
предоставления им права осуществлять наличные денежные расчеты и (или)
расчеты   с   использованием    платежных    карт    без    применения
контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  видов  деятельности,
указанных в п. 3 ст. 2 Закона (п. 3 ст. 2 Закона).
     5. Порядок  ведения  Государственного реестра контрольно-кассовой
техники,  требования к его структуре и составу сведений (п.  2  ст.  3
Закона).
     6. Возложение на соответствующий федеральный орган исполнительной
власти функций по ведению Государственного реестра контрольно-кассовой
техники с одновременным  внесением  дополнений  в  положение  об  этом
федеральном органе (п. 2 ст. 3 Закона).
     7. Порядок предоставления Центральным банком Российской Федерации
сведений  федеральному  органу исполнительной власти,  уполномоченному
осуществлять  ведение  Государственного  реестра   контрольно-кассовой
техники,  о  контрольно-кассовой  технике,  разрешенной  к  применению
кредитными организациями,  а также об используемых в  ней  программных
продуктах (п. 3 ст. 3 Закона).
     8. Требования   к   контрольно-кассовой   технике,   используемой
организациями и индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 4 Закона).
     9. Порядок и  условия  регистрации  контрольно-кассовой  техники,
используемой  организациями и индивидуальными предпринимателями (п.  1
ст. 4 Закона).
     10. Порядок  и  условия  применения  контрольно-кассовой техники,
используемой организациями и индивидуальными предпринимателями  (п.  1
ст. 4 Закона).
     11. Порядок ведения и хранения  организациями  и  индивидуальными
предпринимателями    документации,   связанной   с   приобретением   и
регистрацией,  вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой
техники (ст. 5 Закона).
     12. Приведение в соответствие с Законом  действующих  нормативных
актов Правительства Российской Федерации,  решений федеральных органов
исполнительной  власти,  Государственной  межведомственной  экспертной
комиссии по контрольно-кассовым машинам (ст. 8 Закона).
     Также Законом   предусмотрено   принятие    Центральным    банком
Российской Федерации следующих правовых актов:
     1. Порядок совершения кредитными организациями кассовых  операций
с применением контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 2 Закона).
     2. Порядок  допуска  контрольно-кассовой  техники  к   применению
кредитными  организациями  и  используемых в ней программных продуктов
(п. 3 ст. 3 Закона).
     3. Порядок        применения       кредитными       организациями
контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов
(п. 2 ст. 4 Закона).
     Субъекты Российской   Федерации   должны   подготовить    перечни
отдаленных  или  труднодоступных  местностей  (за исключением городов,
районных центров,  поселков городского типа),  в которых организации и
индивидуальные  предприниматели  могут  осуществлять наличные денежные
расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники (п. 3 ст. 2 Закона).
     Практическое применение    Закона    потребует    принятия    еще
значительного  числа нормативных актов,  прямо не вытекающих из текста
Закона,  но без которых невозможно обеспечить его действенность.  Так,
Государственной     межведомственной     экспертной    комиссией    по
контрольно-кассовым машинам было принято более двух тысяч  решений  по
широкому     спектру     вопросов,    связанных    с    использованием
контрольно-кассовых машин.  Имеются решения Минфина России,  налоговых
органов  и  субъектов Российской Федерации по указанным вопросам.  Все
эти решения должны  быть  учтены  в  целях  обеспечения  бесперебойной
реализации   государственной   политики   в   отношении  использования
контрольно-кассовой техники.
     Повсеместное применение  контрольно-кассовой  техники  невозможно
без  соответствующей  инфраструктуры.  Так,   отсутствие   лаборатории
эталонных  образцов  контрольно-кассовой  техники делает бессмысленным
ведение  Государственного   реестра   этой   техники   и   невозможным
обеспечение  единообразия  этой  техники  в  рамках  заявленной модели
конкретной контрольно-кассовой машины.  В тексте Закона не  содержится
упоминания  о  такой  лаборатории  либо вообще о каком-либо механизме,
обеспечивающем   соответствие   применяемых   на   практике    моделей
контрольно-кассовой техники их аналогам,  заявленным в Государственном
реестре.
     В настоящее  время  создана  и функционирует весьма разветвленная
инфраструктура, обеспечивающая успешное применение контрольно-кассовых
машин.  В ее состав входят более 70 производителей контрольно-кассовых
машин,   свыше   2,5   тыс.    центров    технического    обслуживания
контрольно-кассовых  машин,  расположенных  по всей территории России,
около  1,1   млн.   пользователей   контрольно-кассовых   машин.   При
осуществлении  денежных  расчетов  с  населением применяются более 2,2
млн.   контрольно-кассовых   машин,   зарегистрированных    налоговыми
органами. Таким образом, существует целая отрасль, которая нуждается в
непрерывном государственном  управлении.  Ежегодно  бюджет  Российской
Федерации  теряет  более  100  млрд.  руб.  в  результате  нарушений в
применении контрольно-кассовых машин. Трудно представить, какими будут
потери   для  экономики  страны,  если  государственное  управление  и
контроль  за   применением   контрольно-кассовой   техники   прекратят
осуществляться хотя бы на короткое время.
     Учитывая изложенное,  а  также  то,  что   для   создания   новой
нормативной базы требуется достаточно длительное время, представляется
необходимым поручить МНС  России  совместно  с  Минфином  России,  ФСБ
России    и    другими    заинтересованными    федеральными   органами
исполнительной власти подготовить нормативные документы,  указанные  с
третьего  по  четырнадцатый  абзацы настоящего письма,  предварительно
представив график их направления в Правительство Российской Федерации,
имея  в  виду,  что  Закон  должен  быть  реализован в полном объеме в
возможно  короткие  сроки  -  реально  не  позднее   2004   г.   Также
целесообразно просить Банк России подготовить правовые акты, указанные
с шестнадцатого по восемнадцатый абзацы настоящего письма.  На  период
подготовки  нормативной  базы следует в основном сохранить сложившийся
порядок внесения моделей контрольно-кассовых машин  в  Государственный
реестр,  поручив  при этом МНС России проводить утверждение конкретных
моделей   контрольно-кассовых   машин,   отобранных    Государственной
межведомственной  экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам,
для включения их в Государственный  реестр.  При  этом  представляется
необходимым   сохранить   действие   нормативных  актов  Правительства
Российской Федерации и иных решений в части,  не противоречащей  вновь
принятому Федеральному закону.

Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам
                                                            Г.И.БУКАЕВ