Страницы: 1 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МАССЫ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ МЕТОДИКА МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ 18 декабря 2001 года (Д) Утверждаю Заместитель Министра путей сообщения С.А.ГРИШИН 18 декабря 2001 года 1. Общие положения 1.1. Общие сведения об измерениях. Действительная масса груза X при измерении любым средством измерения всегда остается неизвестной, т.к. результат любого измерения всегда содержит в себе погрешность. 1.2. Погрешности измерения. 1.2.1. Абсолютная погрешность. Абсолютную погрешность ДЕЛЬТА выражают в единицах измеряемой величины, и она равна разности между полученным при измерении значением А и действительным значением X измеряемой величины: ДЕЛЬТА = A - X. Действительное значение измеряемой величины X может быть определено методами математической статистики при многократных измерениях либо путем измерения средствами измерения массы, погрешность которых не менее чем в 3 раза меньше погрешности применяемого средства измерения массы. Для практического определения массы груза абсолютная погрешность, как правило, не применяется. 1.2.2. Относительная погрешность. Относительная погрешность дельта (при X ~= A) равна отношению абсолютной погрешности к измеренному значению измеряемой величины. Обычно относительную погрешность выражают в процентах: ДЕЛЬТА дельта = ------ x 100%. A При практических измерениях массы, как правило, используется относительная погрешность, которая в виде предельной погрешности указывается в паспорте средства измерения массы и в нормативных документах Госстандарта России по методике выполнения измерения массы. Под предельной погрешностью понимается максимальное допустимое отклонение измеренного значения массы A от действительного значения X. В случае когда в техническом паспорте весов указывается только абсолютная погрешность, то относительная погрешность может быть определена по вышеприведенной формуле. Значения предельной погрешности используются при расчетах предельного расхождения в результатах измерения массы груза. В целях упрощения определения результатов измерения массы груза значения предельной погрешности в нормативных документах приводятся для интервалов измеряемой величины массы груза. 1.3. Средства измерения массы, используемые при перевозке грузов. При определении массы груза, перевозимого железнодорожным транспортом, предприятиями железнодорожного транспорта, а также грузоотправителями и грузополучателями, применяются следующие устройства. 1.3.1. Весовые устройства: вагонные весы для статического взвешивания; вагонные весы для взвешивания в движении; автомобильные весы; элеваторные весы; конвейерные весы; товарные весы; крановые весы; лабораторные весы (для поверки гирь и определения объемной насыпной массы). 1.3.2. Метршток (измерительное устройство для определения высоты налива груза в цистерне). 1.3.3. Линейки и рулетки для измерения геометрических размеров грузов, перевозимых навалом (т.е. без указания количества мест в соответствующей графе накладной). 1.4. Предельное расхождение в результатах измерения массы. Предельным расхождением в результатах определения массы груза дельта называется расчетное значение предельного отклонения массы 1,2 груза в процентах, определяемое исходя из предельной погрешности измерения массы груза на станции отправления дельта и предельной 1 погрешности измерения массы груза на станции назначения (в пути следования) дельта . По согласованию с Госстандартом СССР и 2 и Госарбитражем СССР в 1987 г. значение предельного расхождения в результатах определения массы рассчитывается по формуле: ________________ / 2 2 дельта = \/дельта + дельта . 1,2 1 2 Для удобства определения предельного расхождения в результатах определения массы груза дельта при практических измерениях в 1,2 условиях эксплуатации его возможные значения приведены в Приложении 1 в зависимости от значений предельной погрешности измерения массы груза на станции отправления дельта и предельной погрешности измерения 1 массы груза на станции назначения (в пути следования) дельта и методов 2 измерения. Значения дельта и дельта устанавливаются из Рекомендации 1 2 "Государственная система обеспечения средств измерений. Масса народнохозяйственных грузов при бестарных перевозках. Методика выполненных измерений. МИ 1953-88", ГОСТов на средства измерения массы, а также нормативных документов МПС России. При определении предельного расхождения в результатах определения массы груза нетто для случаев одинаковых средств и методов измерения на станции отправления и станции назначения и определения массы тары по трафарету погрешность, вносимая за счет отличия массы тары по трафарету от ее действительного значения, в расчетах не учитывается. Сведения о значениях предельной погрешности для различных средств и методов измерения массы приведены в следующих документах. Для вагонных весов статического взвешивания - в Рекомендации "Государственная система обеспечения средств измерений. Масса народнохозяйственных грузов при бестарных перевозках. Методика выполненных измерений. МИ 1953-88" (Приложение 2). Для вагонных весов для взвешивания в движении - в Рекомендации "Государственная система обеспечения средств измерений. Масса народнохозяйственных грузов при бестарных перевозках. Методика выполненных измерений. МИ 1953-88" (Приложение 3). Для автомобильных весов - в Рекомендации "Государственная система обеспечения средств измерений. Масса народнохозяйственных грузов при бестарных перевозках. Методика выполненных измерений. МИ 1953-88" (Приложение 4). Для элеваторных весов в соответствии с ГОСТ 29329-92 (Приложение 5). Для конвейерных весов в соответствии с ГОСТ 30124-94 (Приложение 6). Для товарных весов в соответствии с ГОСТ 29329-92 (Приложение 7). Для крановых весов в соответствии с ГОСТ 29329-92 (Приложение 8). При определении с помощью метрштока массы грузов, перевозимых в цистернах (наливом), предельная погрешность в соответствии с ГОСТ 26976-86. Предельная погрешность определения массы в % должна указываться грузоотправителем в накладной в графе "способ определения массы". В случае если она не указана, то для расчета предельного расхождения предельная погрешность определения массы груза на станции отправления может быть определена на основании Приложений 2 - 9 в зависимости от средства и способа измерения массы. 1.5. Метрологические требования к возможности применения средств измерения массы. 1.5.1. Все средства измерения массы, допущенные к применению в Российской Федерации, должны быть включены в государственный реестр с соответствующим номером (номер госреестра). 1.5.2. Все средства измерения массы должны подвергаться поверке и калибровке с периодичностью, указанной в сертификатах об утверждении типа, паспортах заводов-изготовителей или технических паспортах, заведенных метрологической службой организации, производящей техническое обслуживание средств измерения массы. Определение массы груза средствами измерения массы с просроченной периодичностью поверки и калибровки не допускается. 1.5.3. Сведения о вводе в эксплуатацию, прохождении поверок и калибровок заносятся в паспорт завода-изготовителя или в технический паспорт, введенный ведомственной метрологической службой, эксплуатирующей или обслуживающей средство измерения массы. Проведение поверки подтверждается подписью госповерителя с заверением личным номерным клеймом. 1.5.4. Порядок клеймения средств измерения массы. Поверительные клейма наносятся на коромысло промежуточного механизма циферблатных весов, на коромысло шкальных и гирных весов, на гири, а также на дополнительные шкалы и закрепительные пробки, препятствующие смещению ответственных деталей весов. На рычажные вагонные весы, прошедшие государственную поверку, наносятся оттиски поверительного клейма в следующих местах: на закрепитель салазок выходящего рычага; на закрепители встроенных гирь промежуточного механизма; на колпачок циферблатного указателя. На коромыслах промежуточного механизма циферблатных весов и коромыслах шкальных и гирных весов наносятся круглые клейма. На гирях, дополнительных шкалах и закрепительных пробках наносятся клейма различной формы, устанавливаемой Госстандартом России. На электронные весы наносится знак утверждения типа на корпус вторичного прибора (преобразователя). 2. Определение массы грузов, перевозимых навалом Масса грузов, перевозимых навалом, может определяться при помощи весовых устройств или по обмеру. При этом в графе накладной "Итого количество мест" указывается "навалом". 2.1. Определение массы грузов при помощи весовых устройств. Масса грузов, перевозимых навалом, кроме картофеля, овощей, бахчевых культур, непакетированных металлов цветных, лома цветных металлов и пищевых грузов, определяется на вагонных весах с остановкой и без расцепки вагонов или на вагонных весах для взвешивания в движении, предназначенных для этого способа взвешивания, а также на конвейерных весах и лесных грузов - на крановых весах. Масса перевозимых навалом картофеля, овощей, бахчевых культур, непакетированных металлов цветных, лома цветных металлов и пищевых грузов определяется на вагонных весах с остановкой и расцепкой вагонов. В графе накладной "Способ определения массы" указывается тип весов и предельная погрешность измерения массы в зависимости от типа весов и метода взвешивания. Например, "вагонные весы, +/- 1,5%"; "конвейерные весы, +/- 2%"; "весы для взвешивания в движении, +/- 2%". 2.2. Определение массы грузов посредством обмера. В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте не допускается определение массы груза расчетным путем посредством обмера грузов, если их погрузка до полной вместимости вагонов может повлечь за собой превышение трафаретной грузоподъемности вагонов. Масса груза определяется путем умножения вычисленного на основании измерений объема погруженного груза на его объемную массу. Вагоны должны загружаться не ниже установленных технических норм загрузки, указанных в сборнике N 160, или местных технических норм загрузки, но не выше трафаретной грузоподъемности вагона. В графе накладной "Способ определения массы" указывается "по обмеру". 2.3. Определение недостачи (излишка) массы грузов на станции назначения. Правилами выдачи груза на железнодорожном транспорте определены случаи, когда железная дорога обязана проверить массу перевозимого груза. Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, указанной в накладной на станции отправления, по сравнению с массой груза, определенной при проверке на станции назначения, не превышает: при недостаче массы - нормы естественной убыли и предельного отклонения массы груза нетто, рассчитанного исходя из предельного расхождения определения массы груза нетто; при излишке массы - предельного отклонения массы груза нетто, рассчитанного исходя из предельного расхождения определения массы груза нетто. Предельное отклонение рассчитывается путем умножения массы груза нетто, указанной в накладной, на значение предельного расхождения, определенного по таблицам 1 или 2 Приложения 1. Норма естественной убыли исчисляется от массы груза, указанной в графе "Итого масса нетто". 2.3.1. Определение недостачи (излишка) массы грузов при одинаковых весовых устройствах и методах определения массы на станции отправления и станции назначения. При взвешивании груженого вагона с остановкой без расцепки и определении тары вагона по трафарету предельное расхождение определения массы груза нетто принимается равным 0,9% в соответствии с табл. 2 Приложения 1. Пример 1. Груз - глина фарфоровая. Метод определения массы груза нетто на станциях отправления и назначения - на вагонных весах с остановкой и без расцепки, тара определена с бруса (по трафарету). Масса груза нетто по накладной М = о 60 т. При проверке на станции назначения масса груза нетто М к составила 59,7 т. Норма естественной убыли N = 200 кг. у Из табл. 2 Приложения 1 находим, что для М = 60 т предельное о расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта 1,2 составляет 0,9%. Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 0,9% = п о 1,2 0,54 т. Масса груза нетто считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60 т - 59,7 т < 0,2 т + 0,54 т; 0,3 т < 0,74 т. Следовательно, масса груза нетто, определенная на станции назначения, М = 59,7 т считается правильной. к Пример 2. Груз - глина фарфоровая. Метод определения массы груза нетто на станциях отправления и назначения - на вагонных весах с остановкой и без расцепки, тара определена с бруса (по трафарету). Масса груза нетто по накладной М = о 60 т. При проверке на станции назначения масса груза нетто М составила к 59,1 т. Норма естественной убыли N = 200 кг. у Из табл. 2 Приложения 1 находим, что для М = 60 т предельное о расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта 1,2 составляет 0,9%. Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 0,9% = 0,54 т. п о 1,2 Масса груза нетто считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60 т - 59,1 т > 0,2 т + 0,54 т; 0,9 т > 0,74 т. Следовательно, на станции назначения имеет место недостача массы нетто груза М , которая рассчитывается следующим образом: нед М = М - М - N - М = 60 т - 59,1 т - 0,2 т - 0,54 т = нед о к у п = 0,16 т. Таким образом, недостача массы составляет 0,16 т. Пример 3. Груз - брикеты стальной стружки. Метод определения массы на станциях отправления и назначения - на вагонных весах с остановкой и без расцепки, тара определена с бруса (по трафарету). Масса груза нетто по накладной М = 60 т. о При проверке на станции назначения масса груза нетто М к составила 62 т. Из табл. 2 Приложения 1 находим, что для М = 60 т предельное о расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта 1,2 составляет 0,9%. Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 0,9% = 0,54 т. п о 1,2 Масса груза нетто считается правильной, если: М - М <= М . к о п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 62 т - 60 т > 0,54 т; 2 т > 0,54 т. Следовательно, на станции назначения имеет место излишек массы груза нетто М , который рассчитывается следующим образом: из М = М - М - М = 62 т - 60 т - 0,54 т = 1,46 т. из к о п Таким образом, излишек массы составляет 1,46 т. 2.3.2. Определение недостачи (излишка) массы при различных весовых приборах и способах определения массы на станциях отправления и назначения. Пример 1. Груз - брикеты железной руды. На станции отправления масса груза определялась на вагонных весах для взвешивания в движении, тара определялась с бруса. При этом масса груза нетто п о накладной М = 60 т. Погрешность определения массы о груза нетто, указанная в накладной, дельта = +/- 2%. 1 На станции назначения масса груза нетто М определялась на к вагонных весах с остановкой и без расцепки, тара определялась с бруса. При этом М составила 59 т. Норма естественной убыли N = 200 кг. к у Из таблицы 3 Приложения 2 находим, что для М = 59 т к предельная погрешность измерения массы груза нетто дельта = +/- 2%. 2 Из таблицы 1 Приложения 1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 2,8%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 2,8% = 1,68 т. п о 1,2 Масса груза считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60 т - 59 т < 0,2 т + 1,68 т; 1 т < 1,88 т. Следовательно, масса груза нетто, определенная на станции назначения, М = 59,7 т считается правильной. к Пример 2. Груз - круглый лес. На станции отправления масса груза определялась на крановых весах с дискретностью отсчета 10 кг. Было погружено в вагон 7 пачек, масса которых по показаниям крановых весов составила, соответственно: 7120 кг, 5960 кг, 6820 кг, 5320 кг, 7830 кг, 7220 кг и 4730 кг. Средняя масса пачки составляет 6430 кг. В соответствии с таблицей 1 Приложения 8 предельная погрешность измерения такого значения массы (которая должна указываться в накладной) дельта = +/- 0,3%. 1 Масса груза нетто по накладной М = 45 т. о На станции назначения масса груза нетто М определялась на к вагонных весах с остановкой и без расцепки, тара определялась с бруса. При этом значение М составило 44 т. Норма естественной убыли N = к у = 400 кг. Из таблицы 3 Приложения 2 находим, что для М = 44 т к предельная погрешность измерения массы груза нетто дельта = +/- 3%. 2 Из таблицы 1 Приложения 1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 3%. 1,2 Отсюда предельное отклонение массы груза нетто М = М x п о дельта = 45 x 3% = 1,35 т. 1,2 Масса груза считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 45 т - 44 т < 0,4 т + 1,35 т; 1 т < 1,75. Следовательно, масса груза нетто, определенная на станции назначения, М = 44 т считается правильной. к 2.3.3. Определение недостачи массы груза нетто в случае, когда на станции отправления она определялась по обмеру, а на станции назначения железная дорога была обязана проверить ее на весах. В этом случае предельное расхождение в результатах определения массы груза определяется из Приложения 1 табл. 1 исходя из того, что значение предельной погрешности дельта на станции отправления 1 приравнивается к предельной погрешности на станции назначения дельта . 2 Проверка массы груза нетто на станции назначения может проводиться либо на вагонных весах с остановкой и без расцепки, либо на вагонных весах для взвешивания в движении. Пример 1. Груз - брикеты асфальтовые. Масса груза нетто на станции отправления определена по обмеру. Масса груза нетто по накладной М = 60 т. о Проверка массы груза нетто М на станции назначения производилась к с помощью вагонных весов с остановкой и без расцепки. При этом М = к 58,6 т. Норма естественной убыли N = 150 кг. у Из табл. 3 Приложения 2 находим, что для М = 58,6 т к предельная погрешность измерения массы груза нетто на станции назначения дельта = +/- 2%. Предельную погрешность на станции 2 отправления дельта приравниваем к предельной погрешности на станции 1 назначения, т.е. дельта = дельта = +/- 2%. 1 2 По табл. 1 Приложения 1 находим, что при этом предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта 1,2 = 2,8%. Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 2,8% = 1,68 т. п к 1,2 Масса груза считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60 т - 58,6 т < 0,15 т + 1,68 т; 1,4 т < 1,83 т. Следовательно, масса груза нетто, определенная на станции назначения, М = 58,6 т считается правильной. к Пример 2. Груз - брикеты асфальтовые. Масса груза на станции отправления определена по обмеру. Масса груза нетто по накладной М = 60 т. о Проверка массы груза на станции назначения производилась с помощью вагонных весов с остановкой и без расцепки. При этом М = 56 т. к Норма естественной убыли N = 150 кг. у Из табл. 3 Приложения 2 находим, что для М = 56 т предельная к погрешность измерения массы груза нетто на станции назначения дельта = 2 +/- 2%. Предельную погрешность на станции отправления дельта 1 приравниваем к предельной погрешности на станции назначения, т.е. дельта = дельта = +/- 2%. 1 2 По табл. 1 Приложения 1 находим, что при этом предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта 1,2 = 2,8%. Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 2,8% = 1,68 т. п о 1,2 Масса груза считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60 т - 56 т > 0,15 т + 1,68 т; 4 т > 1,83 т. Следовательно, на станции назначения имеет место недостача массы груза нетто М , которая рассчитывается следующим образом: нед М = М - М - N - М = 60 т - 56 т - 0,15 т - 1,68 т = нед о к у п = 2,17 т. Таким образом, недостача массы составила 2,17 т. 2.4. Определение недостачи (излишка) массы при различных методах и средствах измерения массы на станциях отправления и станциях назначения и отсутствии в накладной сведений о предельной погрешности определения массы груза нетто на станции отправления с применением вагонных или конвейерных весов. 2.4.1. Значение предельной погрешности дельта при указании в 1 накладной сведений о применении вагонных весов для статического взвешивания и отсутствии в накладной значения предельной погрешности определения массы груза нетто принимается: при массе груза нетто, указанной в накладной: до 64 т - +/- 2,5%; свыше 64 т - +/- 2%. 2.4.2. Значение предельной погрешности дельта при указании в 1 накладной сведений о применении вагонных весов для взвешивания в движении и отсутствии в накладной значений предельной погрешности определения массы груза нетто принимается +/- 2%. 2.4.3. Значение предельной погрешности дельта при указании в 1 накладной сведений о применении конвейерных весов и отсутствии в накладной значения предельной погрешности определения массы груза нетто принимается +/- 2%. 2.4.4. Значение предельной погрешности дельта при указании в 1 накладной сведений о применении крановых весов для взвешивания лесных грузов и отсутствии в накладной значения предельной погрешности определения массы груза нетто принимается +/- 0,5%. 3. Определение массы грузов, перевозимых насыпью Масса зерновых и хлебных грузов, семян бобовых культур, комбикорма и отрубей определяется при помощи элеваторных весов либо вагонных весов при методе измерения с остановкой и расцепкой вагонов. Масса других грузов определяется на вагонных весах с остановкой вагонов без их расцепки или на вагонных весах для взвешивания в движении. При этом в графе накладной "Итого количество мест" указывается "насыпью". В графе накладной "Способ определения массы" указывается тип весов и предельная погрешность измерения массы в зависимости от типа весов и метода взвешивания. Например, "вагонные весы, +/- 0,3%", "элеваторные весы +/- 0,1%". При проверке тары вагона на вагонных весах с остановкой и расцепкой в графе накладной "Тара" слова "с бр." зачеркиваются. В случае, когда тара на вагонных весах не проверялась, слово "пров." зачеркивается. 3.1. Определение недостачи (излишка) массы грузов на станции назначения. Правилами выдачи груза на железнодорожном транспорте определены случаи, когда железная дорога обязана проверить массу перевозимого груза. Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, указанной в накладной на станции отправления, по сравнению с массой груза, определенной при проверке на станции назначения, не превышает: при недостаче массы - нормы естественной убыли и предельного отклонения массы груза нетто, рассчитанного исходя из предельного расхождения определения массы груза нетто; при излишке массы - предельного отклонения массы груза нетто, рассчитанного исходя из предельного расхождения определения массы груза нетто. Норма естественной убыли исчисляется от массы груза, указанной в графе "Итого масса нетто". 3.1.1. Определение недостачи (излишка) массы при одинаковых средствах и методах определения массы на станции отправления и станции назначения. Если тара проверялась на станции отправления и на станции назначения, то в соответствии с табл. 2 Приложения 1 предельное расхождение определения массы груза нетто дельта принимается равным: 1,2 при массе груза нетто, указанной в накладной: до 40 т - +/- 0,4%; свыше 40 т - +/- 0,3%. Если тара не проверялась на станции отправления и на станции назначения, то в соответствии с табл. 2 Приложения 1 предельное расхождение определения массы груза нетто дельта принимается равным: 1,2 при массе груза нетто, указанной в накладной: до 42 т - +/- 0,3%; свыше 42 т - +/- 0,2%. Пример 1. Груз - пшеница. Метод определения массы груза нетто на станции отправления и на станции назначения - взвешивание груженого и порожнего вагона на вагонных весах с остановкой и расцепкой вагонов. Масса груза нетто по накладной М = 60 т. о Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М = 59,8 т. Норма естественной убыли N = 80 кг. к у Из таблицы 2 Приложения 1 находим, что для М = 60 т о предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 0,3%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 0,3% = 0,18 т. п о 1,2 Масса груза считается правильной, если: M - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60 т - 59,8 т < 0,08 т + 0,18 т; 0,2 т < 0,26 т. Следовательно, масса груза, определенная на станции назначения, М = 59,8 т считается правильной. к Пример 2. Груз - пшеница. Метод определения массы груза нетто на станции отправления и на станции назначения - взвешивание груженого вагона на вагонных весах с остановкой и расцепкой вагонов, масса тары принимается по трафарету. Масса груза нетто по накладной М = 60 т. о Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М = 59,6 т. Норма естественной убыли N = 80 кг. к у Из таблицы 2 Приложения 1 находим, что для М = 60 т о предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 0,2%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 0,2% = 0,12 т. п о 1,2 Масса груза считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60 т - 59,6 т > 0,08 т + 0,12 т; 0,4 т > 0,2 т. Следовательно, на станции назначения имеет место недостача массы груза нетто М , которая рассчитывается следующим образом: нед М = М - М - N - М = 60 т - 59,6 т - 0,08 т - 0,12 т = нед о к у п = 0,2 т. Таким образом, недостача массы составила 0,2 т. Пример 3. Груз - пшеница. Метод определения массы груза нетто на станции отправления и на станции назначения - взвешивание груженого и порожнего вагона на вагонных весах с остановкой и расцепкой вагонов. Масса груза нетто по накладной М = 60 т. о Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М = 60,2 т. Норма естественной убыли N = 80 кг. к у Из таблицы 2 Приложения 1 находим, что для М = 60 т о предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 0,3%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 0,3% = 0,18 т. п о 1,2 Масса груза нетто считается правильной, если: М - М <= М . к о п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60,2 т - 60 т > 0,18 т; 0,2 т > 0,18 т. Следовательно, на станции назначения имеет место излишек массы груза нетто М , который рассчитывается следующим образом: из М = М - М - М = 60,2 т - 60 т - 0,18 т = 0,02 т. из к о п Таким образом, излишек массы составил 0,02 т. 3.1.2. Определение недостачи (излишка) массы груза при разных средствах и методах измерения массы на станции отправления и станции назначения. Пример 1. Груз - пшеница. Метод определения массы груза нетто на станции отправления - взвешивание груженого вагона с остановкой и расцепкой вагонов, масса тары принималась по трафарету. Метод определения массы груза нетто при проверке на станции назначения - взвешивание груженого и порожнего вагона с остановкой и расцепкой вагонов. По накладной: масса груза нетто М = 55 т, предельная о погрешность определения массы груза нетто дельта = +/- 2%. 1 Масса груза нетто, определенная на станции назначения, М = 54 к т. Норма естественной убыли N = 80 кг. у По таблице 1 Приложения 2 находим, что для М = 54 т к предельная погрешность определения массы груза нетто на станции назначения составляет +/- 0,2%. По таблице 1 Приложения 1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 2%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 55 т x 2% = 1,1 т. п о 1,2 Масса груза нетто считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 55 т - 54 т < 0,08 т + 1,1 т; 1 т < 1,18 т. Следовательно, масса груза нетто, определенная на станции назначения, М = 54 т считается правильной. к Пример 2. Груз - пшеница. Метод определения массы груза нетто при отправлении - взвешивание груженого вагона с остановкой и расцепкой вагонов, масса тары принималась по трафарету. Метод определения массы груза нетто при проверке на станции назначения - взвешивание груженого и порожнего вагона с остановкой и расцепкой вагонов. По накладной: масса груза нетто М = 55 т, предельная погрешность о определения массы груза нетто дельта = +/- 2%. 1 Масса груза нетто, определенная на станции назначения, М = 53,6 к т. Норма естественной убыли N = 80 кг. у По таблице 1 Приложения 2 находим, что для М = 53,6 т к предельная погрешность определения массы груза нетто на станции назначения дельта составляет +/- 0,2%. 2 По таблице 1 Приложения 1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 2%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто: М = М x дельта = 55 т x 2% = 1,1 т. п о 1,2 Масса груза нетто считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 55 т - 53,6 т > 0,08 т + 1,1 т; 1,4 т > 1,18 т. Следовательно, на станции назначения имеет место недостача массы груза нетто М , которая рассчитывается следующим образом: нед М = М - М - N - М = 55 т - 53,6 т - 0,08 т - 1,1 т = нед о к у п = 0,22 т. Таким образом, недостача массы составила 0,22 т. Пример 3. Груз - пшеница. Метод определения массы груза нетто при отправлении - на элеваторных весах. Метод определения массы груза нетто при проверке на станции назначения - взвешивание груженого и порожнего вагона с остановкой и расцепкой вагонов. По накладной: масса груза нетто М = 55 т, предельная погрешность о определения массы груза нетто дельта = +/- 0,1%. 1 Норма естественной убыли N = 80 кг. у Масса груза нетто, определенная на станции назначения, М = к 54,9 т. По таблице 1 Приложения 2 находим, что для М = 54,9 т предельная к погрешность определения массы груза нетто на станции назначения составляет +/- 0,2%. По таблице 1 Приложения 1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 0,2%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 55 т x 0,2% = 0,11 т. п о 1,2 Масса груза нетто считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 55 т - 54,9 т < 0,08 т + 0,11 т; 0,1 т < 0,19 т. Следовательно, масса груза нетто, определенная на станции назначения, М = 54,9 т считается правильной. к 3.1.3. Определение недостачи (излишка) массы при различных способах и средствах измерения массы на станциях отправления и назначения и отсутствии в накладной сведений о предельной погрешности измерения массы груза на станции отправления. При наличии в накладной сведений об определении массы груза нетто путем взвешивания груженых и порожних вагонов на вагонных весах с остановкой и расцепкой значение предельной погрешности дельта 1 принимается равной +/- 0,2%. При наличии в накладной сведений об определении массы груза нетто путем взвешивания груженого вагона с расцепкой, а тара вагона берется с бруса, значение предельной погрешности дельта принимается равным: 1 при массе груза нетто, указанной в накладной: до 64 т - +/- 2%; свыше 64 т - +/- 1,5%. При указании в накладной в графе "Способ определения массы" - "Элеваторные весы" значение предельной погрешности дельта принимается 1 равным +/- 0,1%. 4. Определение массы грузов, перевозимых в цистернах (наливом) В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте масса грузов, перевозимых в цистернах, определяется путем взвешивания на вагонных весах с остановкой и расцепкой или с помощью метрштока путем замера высоты налива. Допускается применение вагонных весов для взвешивания в движении, если при взвешивании все колеса цистерны одновременно находятся на грузоприемном устройстве весов. 4.1. Определение массы перевозимых грузов путем взвешивания. В графе накладной "Итого мест (прописью)" указывается "налив", в графе накладной "Способ определения массы" указывается "на вагонных весах...%" или "на вагонных весах для взвешивания в движении...%", где после запятой приводится значение предельной погрешности определения массы, определяемое в зависимости от способа определения массы. 4.1.1. Взвешивание груженой цистерны с остановкой и расцепкой без проверки тары. В графе накладной "Тара" слово "пров." зачеркивается. Предельная погрешность, указываемая в графе накладной "Способ определения массы", определяется из табл. 2 Приложения 2. 4.1.2. Взвешивание порожней и груженой цистерны с остановкой и расцепкой. В графе накладной "Тара" слова "с бр." зачеркиваются. Предельная погрешность, указываемая в графе накладной "Способ определения массы", определяется из табл. 1 Приложения 2. 4.1.3. Взвешивание груженой цистерны на вагонных весах для взвешивания в движении. В графе накладной "Тара" слово "пров." зачеркивается. Предельная погрешность, указываемая в графе накладной "Способ определения массы", определяется из табл. 2 Приложения 3. 4.1.4. Взвешивание порожней и груженой цистерны на вагонных весах для взвешивания в движении. В графе накладной "Тара" слова "с бр." зачеркиваются. Предельная погрешность, указываемая в графе накладной "Способ определения массы", определяется из табл. 1 Приложения 3. 4.2. Определение массы перевозимых грузов путем замера высоты налива с помощью метрштока. В этом случае грузоотправитель в накладной под наименованием груза указывает высоту налива, температуру груза при наливе и его плотность. В графе "Способ определения массы" указывается "расчетным путем". В графе "Итого количество мест (прописью)" указывается "налив". Расчет массы груза производится в соответствии с порядком, приведенным в "Таблицах калибровки железнодорожных цистерн". Москва: Издательство "Транспорт", 1997. Порядок определения высоты налива метрштоком приведен в Инструкции N ЦТ-781 от 15.09.2000 "Инструкция о порядке и методах измерений при учетных операциях с нефтепродуктами на предприятиях федерального железнодорожного транспорта". 4.3. Определение недостачи (излишка) груза на станции назначения. Правилами выдачи груза на железнодорожном транспорте определены случаи, когда железная дорога обязана проверить массу перевозимого груза. Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, указанной в накладной на станции отправления, по сравнению с массой груза, определенной при проверке на станции назначения, не превышает: при недостаче массы - нормы естественной убыли и предельного отклонения массы груза нетто, рассчитанного исходя из предельного расхождения определения массы груза нетто; при излишке массы - предельного отклонения массы груза нетто, рассчитанного исходя из предельного расхождения определения массы груза нетто. Норма естественной убыли исчисляется от массы груза, указанной в графе "Итого масса нетто". 4.3.1. Определение недостачи (излишка) массы груза нетто при определении ее метрштоком на станции отправления и на станции назначения. Предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто принимается из табл. 2 Приложения 1 исходя из массы, указанной в накладной. Пример 1. Груз - бензин. Метод определения массы груза нетто на станции отправления и на станции назначения - с помощью метрштока. Масса груза нетто по накладной М = 60 т. о Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М = 59,8 т. Норма естественной убыли N = 100 кг. к у Из таблицы 2 Приложения 1 находим, что для М = 60 т о предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 1,1%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 1,1% = 0,66 т. п о 1,2 Масса груза считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60 т - 59,8 т < 0,1 т + 0,66 т; 0,2 т < 0,76 т. Следовательно, масса груза, определенная на станции назначения, М = 59,8 т считается правильной. к 4.3.2. Определение недостачи (излишка) массы груза нетто при взвешивании цистерны на станции отправления и на станции назначения на вагонных весах с остановкой и расцепкой. Если тара проверялась на станции отправления и на станции назначения, то значение предельного расхождения в определении массы груза нетто дельта принимается равным 0,3% из табл. 2 Приложения 1. 1,2 Если тара вагона не проверялась на станции отправления и на станции назначения, а была принята по трафарету, то значение предельного расхождения в определении массы груза нетто дельта 1,2 принимается равным 0,2% из табл. 2 Приложения 1. Пример 1. Груз - бензин. Метод определения массы груза нетто на станции отправления и на станции назначения - взвешивание груженой и порожней цистерны на вагонных весах с остановкой и расцепкой. Масса груза нетто по накладной М = 60 т. о Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М = 59,8 т. Норма естественной убыли N = 100 кг. к у Из таблицы 2 Приложения 1 находим, что для М = 60 т о предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 0,3%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 0,3% = 0,18 т. п о 1,2 Масса груза считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60 т - 59,8 т < 0,1 т + 0,18 т; 0,2 т < 0,28 т. Следовательно, масса груза нетто, определенная на станции назначения, М = 59,8 т считается правильной. к Пример 2. Груз - бензин. Метод определения массы груза нетто на станции отправления и на станции назначения - взвешивание груженого вагона на вагонных весах с остановкой и расцепкой, масса тары принимается по трафарету. Масса груза по накладной М = 60 т. о Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М = 59,6 т. Норма естественной убыли N = 100 кг. к у Из таблицы 2 Приложения 1 находим, что для М = 60 т о предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 0,2%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 0,2% = 0,12 т. п о 1,2 Масса груза считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60 т - 59,6 т < 0,1 т + 0,12 т; 0,4 т > 0,22 т. Следовательно, на станции назначения имеет место недостача массы груза нетто М , которая рассчитывается следующим образом: нед М = М - М - N - М = 60 т - 59,6 т - 0,1 т - 0,12 т = нед о к у п = 0,18 т. Таким образом, недостача массы составила 0,18 т. 4.3.3. Определение недостачи (излишка) массы груза нетто в случае, когда масса груза на станции отправления и на станции назначения определялась различными способами. В одном случае метрштоком, а в другом - на вагонных весах с проверкой тары. Пример 1. Груз - бензин. Метод определения массы груза нетто на станции отправления - с помощью метрштока, а на станции назначения - взвешивание на вагонных весах груженой и порожней цистерны с остановкой и расцепкой. По накладной: масса груза нетто М = 60 т, предельная погрешность о определения массы груза нетто дельта = +/- 0,8%. 1 Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М = 58,8 т. Норма естественной убыли N = 100 кг. к у Из таблицы 1 Приложения 2 находим, что для М = 58,8 т предельная к погрешность определения массы груза нетто на станции назначения дельта = +/- 0,2%. 2 Из таблицы 1 Приложения 1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 0,8%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 0,8% = 0,48 т. п о 1,2 Масса груза считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60 т - 58,8 т > 0,1 т + 0,48 т; 1,2 т > 0,58 т. Следовательно, на станции назначения имеет место недостача массы груза нетто М , которая рассчитывается следующим образом: нед М = М - М - N - М = 60 т - 58,8 т - 0,1 т - 0,48 т = нед о к у п = 0,62 т. Таким образом, недостача массы составила 0,62 т. 4.3.4. Определение недостачи (излишка) массы в случае, когда масса груза на станции отправления и на станции назначения определялась различными способами. В одном случае с помощью метрштока, а в другом - на вагонных весах без проверки тары. Пример 1. Груз - бензин. Метод определения массы груза нетто на станции отправления - с помощью метрштока, а на станции назначения - взвешивание на вагонных весах груженой цистерны с остановкой и расцепкой, тара принимается по трафарету. По накладной: масса груза нетто М = 58 т, предельная погрешность о определения массы груза нетто дельта = +/- 0,8%. 1 Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М = 59,28 т. Норма естественной убыли N = 100 кг. к у Из таблицы 2 Приложения 2 находим, что для М = 59,28 т к предельная погрешность определения массы груза нетто на станции назначения дельта = +/- 2%. 2 Из таблицы 1 Приложения 1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 2,2%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 58 т x 2,2% = 1,28 т. п о 1,2 Масса груза считается правильной, если: М - М <= М . к о п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 59,28 т - 58 т = 1,28 т; 1,28 т = 1,28 т. Следовательно, масса груза, определенная на станции назначения, М = 59,28 т считается правильной. к 4.3.5. Определение недостачи (излишка) массы в случае, когда масса груза на станции отправления и на станции назначения определялась различными способами. В одном случае на вагонных весах с проверкой тары, а в другом - на вагонных весах без проверки тары. Пример 1. Груз - бензин. Метод определения массы груза нетто на станции отправления - взвешивание груженой цистерны на вагонных весах с остановкой и расцепкой, тара принималась по трафарету, а на станции назначения - взвешивание груженой и порожней цистерны на вагонных весах с остановкой и расцепкой. По накладной: масса груза нетто М = 60 т, предельная погрешность о определения массы груза нетто дельта = +/- 2%. 1 Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М = 58,8. Норма естественной убыли N = 100 кг. к у Из таблицы 1 Приложения 2 находим, что для М = 58,8 т предельная к погрешность определения массы груза нетто на станции назначения дельта = +/- 0,2%. 2 Из таблицы 1 Приложения 1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта = 2%. 1,2 Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 2% = 1,2 т. п о 1,2 Масса груза считается правильной, если: М - М <= N + М . о к у п Подстановка числовых значений в эту формулу дает: 60 т - 58,8 т < 0,1 т + 1,2 т; 1,2 т < 1,3 т. Следовательно, масса груза, определенная на станции назначения, М = 58,8 т считается правильной. к 4.4. Определение недостачи (излишка) массы при различных средствах и методах измерения массы груза нетто на станции отправления и станции назначения и отсутствии в накладной сведений о предельной погрешности измерения массы груза на станции отправления. 4.4.1. Значение предельной погрешности дельта при указании в 1 графе накладной "Способ определения массы" - "расчетным путем" принимается равным: при массе груза нетто, указанной в накладной: до 100 т - +/- 0,8%; свыше 100 т - +/- 0,5%. 4.4.2. Значение предельной погрешности дельта при наличии в 1 накладной сведений о том, что масса определялась на вагонных весах и тара была принята с бруса, принимается равным: при массе груза нетто, указанной в накладной: до 64 т - +/- 2%; свыше 64 т - +/- 1,5%. 4.4.3. Значение предельной погрешности дельта при наличии в 1 накладной сведений о том, что масса груза определялась на вагонных весах с проверкой тары, принимается равным +/- 0,2%. 4.4.4. Значение предельной погрешности дельта при наличии в 1 накладной сведений о том, что масса груза определялась на вагонных весах для взвешивания в движений, если при взвешивании все колеса цистерны одновременно находятся на грузоприемном устройстве весов, принимается равным: при массе груза нетто, указанной в накладной: до 84 т - +/- 2%; свыше 84 т - +/- 1,8%. 5. Определение массы тарно-штучных грузов Масса тарно-штучных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом в вагонах, определяется по трафарету на грузовых местах в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-96 или по стандарту. 5.1. Определение массы тарно-штучных грузов по трафарету. Масса груза, погруженного в вагон, определяется как сумма масс брутто всех грузовых мест, указанных на трафаретах в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-96. Полученная сумма указывается в графе накладной "Итого масса нетто". Тара вагона определяется с бруса. Итоговое значение графы "Масса брутто" определяется суммированием графы "Итого масса нетто" и графы "Масса с бр.". В графе накладной "Способ определения массы" указывается "По трафарету". 5.2. Определение массы тарно-штучных грузов по стандарту. Данный способ предусматривает одинаковые массы брутто и нетто всех грузовых мест. В графе накладной "Способ определения массы" указывается "По стандарту", а также дробь, в числителе которой указывается масса брутто, а в знаменателе - масса нетто одного грузового места. Графа накладной "Итого масса нетто" определяется путем умножения количества мест, указанного в графе "Итого мест (прописью)", на массу брутто одного грузового места, указанную в графе "Способ определения массы". Тара вагона определяется с бруса. Итоговое значение графы "Масса брутто" определяется суммированием графы "Итого масса нетто" и графы "Масса с бр.". 5.3. Определение массы тарно-штучных грузов в поврежденных местах. В соответствии с Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте масса тарно-штучных грузов, определенная по стандарту или по трафарету, проверяется только в поврежденных местах. При этом масса груза нетто считается правильной, если разница между массой нетто, определенной на станции отправления (указанной в накладной), по сравнению с массой груза нетто, определенной при проверке на станции назначения, не превышает: при недостаче массы - предельного отклонения, рассчитанного исходя из предельного расхождения в результатах определения массы груза нетто. Предельная погрешность определения массы одного грузового места принимается равной +/- 0,1%. Это значение обусловлено предельной погрешностью средств измерения массы, используемых на предприятиях, отгружающих тарно-штучные грузы (товарные весы и дозаторы). Пример 1. Груз - яблоки. В накладной в графе "Способ определения массы груза" указано "По стандарту". Масса брутто одного грузового места М = 31 кг. Масса бр1 нетто одного грузового места М = 30 кг. Ввиду утраты ЗПУ отправителя н1 в пути следования при выдаче было установлено 10 поврежденных мест. Для определения размера недостачи массы 10 поврежденных мест были взвешены на товарных весах с ценой деления 1 кг. Результаты измерения - М = 250 кг. Из табл. 1 Приложения 7 находим, что предельная к погрешность определения массы на станции назначения дельта = +/- 0,3%. 2 Учитывая, что определение массы брутто при отправлении также осуществлялось на товарных весах, то предельная погрешность Страницы: 1 2 |