О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ В ЗАМЕРЗАЮЩИЕ ПОРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ 17 февраля 2003 г. N ВР-30-р (Д) Безопасность плавания судов во льдах, обеспечиваемая прочностью корпуса и движительно-рулевого комплекса, регламентируется классификационными обществами путем присвоения судну соответствующего ледового класса в зависимости от условий эксплуатации и назначения судна. Вместе с тем на практике безопасность плавания судна во льдах может быть повышена, если оно будет руководствоваться требованиями ледового паспорта, разработанного компетентной организацией и конкретизирующего условия безопасной эксплуатации во льдах, в зависимости от знака категории ледовых усилений, ледовых условий и ледокольного обеспечения. Если экспертиза ледовых качеств и прочностных характеристик судна показывает, что оно при определенных ограничениях способно работать в данных ледовых условиях, осуществляется его ледокольная проводка с пониженными скоростями, что обеспечивает повышение безопасности плавания во льдах. Результаты экспертизы и соответствующих расчетов, представляющие собой графические зависимости допустимых безопасных скоростей движения судна от ледовых условий и параметров ледокольной проводки (ширина канала, форма и сплоченность битого льда в канале), оформляются в виде регламентирующего скорости движения судна во льдах документа, называемого Ледовым паспортом. Целесообразность разработки Ледовых паспортов для судов, эксплуатируемых во льдах, признана Российским Морским Регистром Судоходства (РС) и Администрацией Северного морского пути (АСМП). Рекомендации по использованию ледового Ласпорта, разработанного компетентной организацией, содержатся в Правилах классификации и постройки морских судов РС и в Руководстве для судов, следующих по Северному морскому пути АСМП. Учитывая вышеизложенное, предлагаю: 1. При ледовой проводке судов в порты руководствоваться прилагаемым Положением об оценке пригодности судов к плаванию в замерзающие порты Российской Федерации. 2. Возложить функции эксперта ледовых качеств направляемых в порт судов и разработчика Ледовых паспортов и Временных рекомендаций по ледовой безопасности на отраслевой научно-исследовательский институт - ЗАО "ЦНИИМФ". 3. Капитанам портов при определении возможности захода судов в порт в зимнее время принимать во внимание заключения и документы, разработанные ЦНИИМФом. Первый заместитель Министра В.В.РУКША Приложение к распоряжению от 17 февраля 2003 г. N ВР-30-р Утверждаю Руководитель Департамента безопасности мореплавания Министерства транспорта Российской Федерации М.И.СУСЛИН 14 февраля 2003 года Согласовано Начальник Администрации Северного морского пути А.Г.ГОРШКОВСКИЙ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЦЕНКЕ ПРИГОДНОСТИ СУДОВ К ПЛАВАНИЮ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В ЗАМЕРЗАЮЩИЕ ПОРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Безопасность плавания судов во льдах, обеспечиваемая прочностью корпуса и движительно-рулевого комплекса, регламентируется классификационными обществами путем присвоения судну соответствующего ледового класса в зависимости от условий эксплуатации и назначения судна. Вместе с тем на практике безопасность плавания судна во льдах может быть повышена, если оно будет руководствоваться требованиями ледового паспорта, разработанного компетентной организацией и конкретизирующего условия безопасной эксплуатации во льдах, в зависимости от знака категории ледовых усилений, ледовых условий и ледокольного обеспечения. Если экспертиза ледовых качеств и прочностных характеристик судна показывает, что оно при определенных ограничениях способно работать в данных ледовых условиях, осуществляется его ледокольная проводка с пониженными скоростями, что обеспечивает повышение безопасности плавания во льдах. Ограниченные, то есть безопасные скорости проводки судов, определяются расчетным путем в зависимости от конкретной конструкции судна, формы его обводов, водоизмещения и мощности энергетической установки. Результаты расчетов, представляющие собой графические зависимости допустимых безопасных скоростей движения судна от ледовых условий и параметров ледокольной проводки (ширина канала, форма и сплоченность битого льда в канале), оформляются в виде регламентирующего скорости движения судна во льдах документа, называемого Ледовым паспортом. Целесообразность разработки Ледовых паспортов для судов, эксплуатирующихся во льдах, признана Российским Морским Регистром Судоходства (РС) и Администрацией Северного морского пути (АСМП). Рекомендации по использованию Ледового паспорта, разработанного компетентной организацией, содержатся в Правилах классификации и постройки морских судов РС и в Руководстве для судов, следующих по Северному морскому пути АСМП. Настоящее Положение разработано с целью повышения безопасности плавания судов в ледовых условиях. В зависимости от конкретных ледовых условий капитан порта может допустить плавание судов, если они отвечают требованиям эксплуатации при низких температурах наружного воздуха, их пропульсивная установка обеспечивает устойчивое движение судна за ледоколом и возможность их безопасной эксплуатации в ледовых условиях подтверждается Ледовым паспортом или Временными рекомендациями по ледовой безопасности. Заключение о приспособленности судна к эксплуатации в зимних условиях, а также Ледовый паспорт или Временные рекомендации по ледовой безопасности выдаются компетентной российской организацией, уполномоченной Министерством транспорта Российской Федерации. Указанная компетентная организация должна выполнить: - экспертизу достаточности мощности энергетической установки и тяги гребного винта для обеспечения надежного плавания судна в канале за ледоколом; - экспертизу соответствия судна условиям эксплуатации при отрицательных температурах в данном районе, включая надежность работы судовых систем, палубных механизмов и устройств, а также корпусных конструкций; - разработку рекомендаций по безопасным режимам движения судна во льдах за ледоколом в виде нормативного документа, именуемого Ледовый паспорт, или Временные рекомендации по ледовой безопасности для судов, совершающих разовые, эпизодические заходы в порт. Такие суда должны обеспечиваться обязательной ледокольной проводкой с прокладкой и поддержанием достаточно широкого канала во льду (шириной, превышающей на 20 - 30% ширину судна). Использование Ледового паспорта при работе в ледовых условиях позволяет обоснованно назначать основные параметры безопасных эксплуатационных режимов движения судов во льдах (безопасные скорости движения судна, безопасные дистанции при ледокольной проводке) в зависимости от характеристик ледовых условий в районе эксплуатации судна (толщины, прочности и сплоченности битого льда в канале), ледокольного обеспечения и технического состояния самого судна. Срок действия Ледового паспорта - 10 лет. По истечении этого срока он подлежит обновлению на основе результатов обследования степени изношенности судна. Ледовый паспорт также подлежит обновлению в случае неадекватной замены главных двигателей, пропульсивного комплекса, а также изменений в конструкции корпуса. Структура Ледового паспорта В состав Ледового паспорта входят: - краткая информация о судне и его ледовых качествах (в том числе о ледовом классе судна), источниками которой служат проектная документация, данные сдаточных испытаний и результаты эксплуатации судов рассматриваемого типа; - кривые ледопроходимости, диаграммы безопасных скоростей, дистанций и радиусов циркуляции в канале за ледоколом, являющиеся основным рабочим документом, позволяющим установить безопасные режимы движения судна во льдах; - оценка прочности борта на сжатие. Основу Ледового паспорта составляют диаграммы двух категорий: а) диаграммы для определения безопасных допустимых скоростей движения во льдах; б) диаграммы для определения безопасной дистанции между ледоколом и проводимым судном. |