О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ В ЗАМЕРЗАЮЩИЕ ПОРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Распоряжение. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 17.02.03 ВР-30-Р

                 О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
              ПЛАВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ В ЗАМЕРЗАЮЩИЕ
                      ПОРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

                          17 февраля 2003 г.
                              N ВР-30-р

                                 (Д)


     Безопасность плавания судов во льдах,  обеспечиваемая  прочностью
корпуса    и    движительно-рулевого    комплекса,    регламентируется
классификационными обществами путем присвоения судну  соответствующего
ледового  класса  в  зависимости  от условий эксплуатации и назначения
судна.  Вместе с тем на практике безопасность плавания судна во  льдах
может  быть  повышена,  если  оно будет руководствоваться требованиями
ледового  паспорта,   разработанного   компетентной   организацией   и
конкретизирующего   условия   безопасной   эксплуатации  во  льдах,  в
зависимости от знака категории ледовых  усилений,  ледовых  условий  и
ледокольного   обеспечения.   Если   экспертиза   ледовых   качеств  и
прочностных характеристик судна показывает,  что оно при  определенных
ограничениях    способно   работать   в   данных   ледовых   условиях,
осуществляется его ледокольная проводка с пониженными скоростями,  что
обеспечивает повышение безопасности плавания во льдах.
     Результаты экспертизы и соответствующих расчетов,  представляющие
собой графические зависимости допустимых безопасных скоростей движения
судна от ледовых условий и  параметров  ледокольной  проводки  (ширина
канала, форма и сплоченность битого льда в канале), оформляются в виде
регламентирующего  скорости  движения  судна   во   льдах   документа,
называемого  Ледовым  паспортом.  Целесообразность  разработки Ледовых
паспортов для судов,  эксплуатируемых во  льдах,  признана  Российским
Морским Регистром Судоходства (РС) и Администрацией Северного морского
пути  (АСМП).  Рекомендации  по   использованию   ледового   Ласпорта,
разработанного   компетентной   организацией,  содержатся  в  Правилах
классификации и постройки морских судов РС и в Руководстве для  судов,
следующих по Северному морскому пути АСМП.
     Учитывая вышеизложенное, предлагаю:
     1. При   ледовой   проводке   судов   в  порты  руководствоваться
прилагаемым Положением  об  оценке  пригодности  судов  к  плаванию  в
замерзающие порты Российской Федерации.
     2. Возложить функции эксперта ледовых качеств направляемых в порт
судов  и  разработчика  Ледовых  паспортов и Временных рекомендаций по
ледовой безопасности на отраслевой научно-исследовательский институт -
ЗАО "ЦНИИМФ".
     3. Капитанам портов при определении возможности  захода  судов  в
порт  в  зимнее  время  принимать  во внимание заключения и документы,
разработанные ЦНИИМФом.

Первый заместитель Министра
                                                             В.В.РУКША


                                                            Приложение

                                                        к распоряжению
                                                 от 17 февраля 2003 г.
                                                             N ВР-30-р

                                                             Утверждаю
                                             Руководитель Департамента
                                             безопасности мореплавания
                                               Министерства транспорта
                                                  Российской Федерации
                                                            М.И.СУСЛИН
                                                  14 февраля 2003 года

                                                           Согласовано
                                               Начальник Администрации
                                               Северного морского пути
                                                       А.Г.ГОРШКОВСКИЙ

                              ПОЛОЖЕНИЕ
        ОБ ОЦЕНКЕ ПРИГОДНОСТИ СУДОВ К ПЛАВАНИЮ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
               В ЗАМЕРЗАЮЩИЕ ПОРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Безопасность плавания  судов во льдах,  обеспечиваемая прочностью
корпуса    и    движительно-рулевого    комплекса,    регламентируется
классификационными  обществами путем присвоения судну соответствующего
ледового класса в зависимости от  условий  эксплуатации  и  назначения
судна.  Вместе  с тем на практике безопасность плавания судна во льдах
может быть повышена,  если оно  будет  руководствоваться  требованиями
ледового   паспорта,   разработанного   компетентной   организацией  и
конкретизирующего  условия  безопасной  эксплуатации   во   льдах,   в
зависимости  от  знака  категории ледовых усилений,  ледовых условий и
ледокольного  обеспечения.   Если   экспертиза   ледовых   качеств   и
прочностных  характеристик судна показывает,  что оно при определенных
ограничениях   способно   работать   в   данных   ледовых    условиях,
осуществляется его ледокольная проводка с пониженными скоростями,  что
обеспечивает повышение безопасности плавания во льдах.
     Ограниченные, то   есть   безопасные   скорости  проводки  судов,
определяются расчетным путем в зависимости от  конкретной  конструкции
судна,  формы  его  обводов,  водоизмещения  и мощности энергетической
установки.  Результаты  расчетов,  представляющие  собой   графические
зависимости  допустимых безопасных скоростей движения судна от ледовых
условий и параметров ледокольной  проводки  (ширина  канала,  форма  и
сплоченность    битого    льда   в   канале),   оформляются   в   виде
регламентирующего  скорости  движения  судна   во   льдах   документа,
называемого Ледовым паспортом.
     Целесообразность разработки   Ледовых   паспортов   для    судов,
эксплуатирующихся  во  льдах,  признана  Российским  Морским Регистром
Судоходства (РС) и  Администрацией  Северного  морского  пути  (АСМП).
Рекомендации   по   использованию  Ледового  паспорта,  разработанного
компетентной  организацией,  содержатся  в  Правилах  классификации  и
постройки  морских  судов  РС и в Руководстве для судов,  следующих по
Северному морскому пути АСМП.
     Настоящее Положение  разработано  с  целью повышения безопасности
плавания судов в ледовых условиях. В зависимости от конкретных ледовых
условий  капитан  порта  может  допустить  плавание  судов,  если  они
отвечают требованиям эксплуатации при  низких  температурах  наружного
воздуха,  их  пропульсивная установка обеспечивает устойчивое движение
судна за ледоколом и возможность их безопасной эксплуатации в  ледовых
условиях    подтверждается    Ледовым    паспортом    или   Временными
рекомендациями по ледовой безопасности. Заключение о приспособленности
судна  к  эксплуатации в зимних условиях,  а также Ледовый паспорт или
Временные рекомендации по ледовой безопасности  выдаются  компетентной
российской   организацией,   уполномоченной  Министерством  транспорта
Российской  Федерации.  Указанная  компетентная   организация   должна
выполнить:
     - экспертизу достаточности мощности  энергетической  установки  и
тяги  гребного винта для обеспечения надежного плавания судна в канале
за ледоколом;
     - экспертизу   соответствия   судна   условиям  эксплуатации  при
отрицательных температурах в данном районе,  включая надежность работы
судовых  систем,  палубных  механизмов и устройств,  а также корпусных
конструкций;
     - разработку рекомендаций по безопасным режимам движения судна во
льдах за ледоколом в виде нормативного документа,  именуемого  Ледовый
паспорт, или Временные рекомендации по ледовой безопасности для судов,
совершающих разовые,  эпизодические заходы в порт.  Такие суда  должны
обеспечиваться  обязательной  ледокольной  проводкой  с  прокладкой  и
поддержанием достаточно широкого канала во льду (шириной,  превышающей
на 20 - 30% ширину судна).
     Использование Ледового паспорта при  работе  в  ледовых  условиях
позволяет   обоснованно   назначать   основные   параметры  безопасных
эксплуатационных режимов движения судов во льдах (безопасные  скорости
движения  судна,  безопасные  дистанции  при  ледокольной  проводке) в
зависимости от характеристик ледовых  условий  в  районе  эксплуатации
судна  (толщины,  прочности  и  сплоченности  битого  льда  в канале),
ледокольного обеспечения и технического состояния самого судна.
     Срок действия  Ледового  паспорта  -  10 лет.  По истечении этого
срока  он  подлежит  обновлению  на  основе  результатов  обследования
степени изношенности судна.  Ледовый паспорт также подлежит обновлению
в  случае  неадекватной  замены  главных  двигателей,   пропульсивного
комплекса, а также изменений в конструкции корпуса.

                     Структура Ледового паспорта

     В состав Ледового паспорта входят:
     - краткая информация о судне и его ледовых качествах (в том числе
о   ледовом   классе  судна),  источниками  которой  служат  проектная
документация,  данные сдаточных испытаний  и  результаты  эксплуатации
судов рассматриваемого типа;
     - кривые  ледопроходимости,   диаграммы   безопасных   скоростей,
дистанций  и  радиусов  циркуляции  в канале за ледоколом,  являющиеся
основным рабочим документом,  позволяющим установить безопасные режимы
движения судна во льдах;
     - оценка прочности борта на сжатие.
     Основу Ледового паспорта составляют диаграммы двух категорий:
     а) диаграммы  для  определения  безопасных  допустимых  скоростей
движения во льдах;
     б) диаграммы для определения безопасной дистанции между ледоколом
и проводимым судном.