ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МОНИТОРИНГ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОНИТОРИНГА. Руководящий документ. Министерство РФ по связи и информатизации. 04.03.02 РД 115.005-2002


Страницы: 1  2  


|                                            |1000 жит.               |
|4.2. В сельской местности                   |то же                   |
|--------------------------------------------|------------------------|
|5. Плотность междугородных (международных)  |кол. телеф.-автом.      |
|телефонов - автоматов                       |--------------------    |
|                                            |1000 жит.               |
|--------------------------------------------|------------------------|
|6. Плотность сотовых телефонов              |кол. сотов. телеф.      |
|                                            |------------------      |
|                                            |100 жит.                |
|--------------------------------------------|------------------------|
|7. Плотность ОАУ пейджинговой связи         |кол. ОАУ                |
|                                            |--------                |
|                                            |1000 жит.               |
|--------------------------------------------|------------------------|
|8. Плотность ОАУ транкинговой связи         |кол. ОАУ                |
|                                            |--------                |
|                                            |1000 жит.               |
|--------------------------------------------|------------------------|
|9. Плотность телефонов глобальной           |кол. телеф. ГСС         |
|спутниковой связи (ГСС)                     |---------------         |
|                                            |1000 жит.               |
|--------------------------------------------|------------------------|
|10. Плотность оконечных телеграфных         |ОАУ                     |
|установок (ОАУ  ) на телеграфной сети общего|   Тг                   |
|              Тг                            |----------              |
|пользования                                 |10000 жит.              |
|--------------------------------------------|------------------------|
|11. Плотность оконечных абонентских         |кол. ОАУ                |
|установок AT + телекс                       |        АТ + тел.       |
|                                            |-----------------       |
|                                            |1000 работ.             |
|--------------------------------------------|------------------------|
|12. Плотность ОАУ телематических служб      |                        |
|12.1. Телефакс                              |кол. факс. апп.         |
|                                            |---------------         |
|                                            |1000 жит.               |
|12.2. Бюрофакс                              |к-во пунктов бюрофакс   |
|                                            |---------------------   |
|                                            |1000 жит.               |
|--------------------------------------------|------------------------|
|13. Плотность ОАУ передачи данных (ПД)      |кол. ОАУ ПД             |
|                                            |-----------             |
|                                            |1000 раб.               |
|--------------------------------------------|------------------------|
|14. Плотность ОТА, являющихся абонентами    |кол. ОТА "ИС"           |
|интеллектуальной сети (ИС)                  |-------------           |
|                                            |1000 жит.               |
|--------------------------------------------|------------------------|
|15. Плотность персональных компьютеров      |кол. ПК                 |
|                                            |-----------             |
|                                            |на 100 жит.             |
|--------------------------------------------|------------------------|
|16. Плотность персональных компьютеров,     |кол. ПК Internet        |
|включенных в Internet                       |----------------        |
|                                            |на 100 жит.             |
|--------------------------------------------|------------------------|
|17. Плотность Хостов-Интернет               |хост                    |
|                                            |---------               |
|                                            |1000 жит.               |
|--------------------------------------------|------------------------|
|18. Плотность пользователей Интернет        |кол. пользоват. Интернет|
|                                            |------------------------|
|                                            |1000 жит.               |
|--------------------------------------------|------------------------|
|19. Плотность телевизионных (ТВ) приемников |кол. ТВ-приемников      |
|                                            |------------------      |
|                                            |1000 жит.               |
|--------------------------------------------|------------------------|
|20. Охват населения телевизионным вещанием  |%                       |
|--------------------------------------------|------------------------|
|21. Охват населения кабельным телевидением  |то же                   |
|21.1. В том числе интерактивным             |- " -                   |
|--------------------------------------------|------------------------|
|22. Охват населения радиовещанием, всего    |- " -                   |
|(эфирным)                                   |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|23. Охват населения проводным вещанием      |- " -                   |
|--------------------------------------------|------------------------|
|24. Процент телефонизации малонаселенных    |- " -                   |
|пунктов (до 50 человек)                     |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|25. Процент телефонизации крестьянских      |- " -                   |
|(фермерских) хозяйств                       |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|26. Процент телефонизации торговых,         |- " -                   |
|медучреждений, детсадов, предприятий        |                        |
|бытового и культурного обслуживания         |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|27. Показатель доступности инфокоммуникаций |мин.                    |
|(время доступа к сети)                      |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|28. Показатель охвата территории            |%                       |
|инфокоммуникационными сетями                |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|29. Частота отказов телефонной связи        |кол. отказов            |
|                                            |--------------------    |
|                                            |100 тел. линий в год    |
|--------------------------------------------|------------------------|
|30. Время ожидания получения телефонного    |год                     |
|канала                                      |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|31. Время обслуживания телефонной линии     |месяц                   |
|--------------------------------------------|------------------------|
|32. Доля школ, имеющих компьютеры           |%                       |
|--------------------------------------------|------------------------|
|33. Обеспеченность учащихся школ            |кол. учеников           |
|компьютерами                                |-------------           |
|                                            |компьютер               |
|--------------------------------------------|------------------------|
|34. Доля высших учебных заведений, имеющих  |%                       |
|компьютеры                                  |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|35. Обеспеченность студентов высших учебных |кол. студентов          |
|заведений компьютерами                      |--------------          |
|                                            |компьютер               |
|--------------------------------------------|------------------------|
|36. Доля школ, в которых преподается предмет|%                       |
|"Информатика"                               |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|37. Доля институтов, в которых есть кафедра |то же                   |
|информатики                                 |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|38. Доля институтов, в которых есть         |- " -                   |
|факультеты по информатике                   |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|39. Доля населения, использующего Интернет  |- " -                   |
|--------------------------------------------|------------------------|
|40. Плотность сайтов в Интернет             |кол. сайтов             |
|                                            |-----------             |
|                                            |100 жителей             |
|--------------------------------------------|------------------------|
|41. Критерий территориальности - К          |б/р                     |
|                                  Т         |                        |
|(Приложение А)                              |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|42. Критерий доступности - К  (Приложение Б)|то же                   |
|                            Д               |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|43. Информационный критерий - К             |- " -                   |
|                               И            |                        |
|(Приложение В)                              |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|44. Критерий развития инфокоммуникаций - К  |- " -                   |
|                                          РИ|                        |
|(Приложение Г)                              |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|45. Доля ВВП, обеспеченная потреблением     |- " -                   |
|инфокоммуникационных технологий             |                        |
|(экономический критерий) - К  (Приложение Д)|                        |
|                            Э               |                        |
|---------------------------------------------------------------------|
|          Обобщенные критерии информационного общества               |
|---------------------------------------------------------------------|
|46. Комплексный информационно-              |- " -                   |
|технологический критерий - К                |                        |
|                            ИТ              |                        |
|(Приложение Е)                              |                        |
|--------------------------------------------|------------------------|
|47. Интегральный критерий информационного   |- " -                   |
|           __                               |                        |
|общества - К   (Приложение Ж)               |                        |
|            ИО                              |                        |
-----------------------------------------------------------------------

                                                             Таблица 5

               КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ РОССИИ
                      К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

------------------------------------------------------------------------------------------
|       Уровни готовности России к информационному обществу                              |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|    1 уровень         |   2 уровень         |   3 уровень         |   4 уровень         |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                       I. Доступ к инфокоммуникациям                                    |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                   1. Инфокоммуникационная инфраструктура                               |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Доступ к              |Небольшая часть      |Значительная часть   |Доступ к             |
|инфокоммуникациям     |населения имеет      |населения имеет      |инфокоммуникациям    |
|очень слабый.         |хороший доступ к     |хороший доступ к     |весьма распространен.|
|Телефонная плотность  |инфокоммуникациям.   |инфокоммуникациям.   |Телефонная плотность |
|очень низкая, менее   |Телефонная плотность |Телефонная плотность |достаточно высока,   |
|2-х основных линий на |от 2 до 8 основных   |составляет 8 - 40    |более 40 основных    |
|100 человек населения.|линий на 100 человек |основных линий на 100|линий на 100 человек |
|Плотность мобильной   |населения. Плотность |человек населения,   |населения. Плотность |
|связи ниже 0,5%       |мобильной связи -0,5%|мобильной связи - от |мобильной связи -    |
|населения. Кабельное  |- 3% населения.      |3% до 14% населения. |более 14% населения. |
|ТВ отсутствует        |Кабельным ТВ охвачено|До 10% семей имеют   |Кабельным ТВ охвачены|
|                      |менее 0,5% семей     |кабельное ТВ         |более 10% семей      |
|Телефонная плотность в|Телефонная плотность |Телефонная плотность |Телефонная плотность |
|квартирном секторе -  |в квартирном секторе |в квартирном секторе |в квартирном секторе |
|6,0 тел./100 семей.   |- 30 тел./100 семей. |- 75 тел./100 семей. |- 100 тел./100 семей.|
|Плотность таксофонов  |Плотность таксофонов |Плотность таксофонов |Плотность таксофонов |
|ГТС и СТС - 1/1000    |ГТС и СТС - 10/1000  |ГТС и СТС - 30/1000  |ГТС и СТС - более    |
|жит.                  |жит.                 |жител.               |30/1000 жител.       |
|Плотность             |Плотность            |Плотность            |Плотность            |
|междугородных         |междугородных        |междугородных        |междугородных        |
|(международных)       |(международных)      |(международных)      |(международных)      |
|таксофонов - 1,0 на   |таксофонов - 5/1000  |таксофонов - 10/1000 |таксофонов - более   |
|1000 жителей          |жит.                 |жител.               |10/1000 жител.       |
|Плотность ОАУ         |Плотность ОАУ        |Плотность ОАУ        |Плотность ОАУ        |
|пейджинговой          |пейджинговой         |пейджинговой         |пейджинговой         |
|связи - 0             |связи - 10           |связи - 100/         |связи - более        |
|                      |ОАУ/1000 жител.      |1000 жител.          |100/1000 жител.      |
|Плотность ТА,         |Плотность ТА -       |Плотность ТА -       |Плотность ТА -       |
|являющихся абонентами |абонентов            |абонентов            |абонентов            |
|интеллектуальной      |интеллектуальной     |интеллектуальной     |интеллектуальной     |
|сети, ТА  /1000       |сети, ТА /1000       |сети, ТА /1000       |сети, ТА  /1000      |
|        ИС            |        ИС           |        ИС           |        ИС           |
|жител. - 0            |жител. - 5           |жител. - 50          |жител. > 50          |
|Доля телефонизации    |Доля телефонизации   |Доля телефонизации   |Доля телефонизации   |
|малонаселенных пунктов|малонаселенных       |малонаселенных       |малонаселенных       |
|(до 50 человек) - 1,0%|пунктов (до 50       |пунктов (до 50       |пунктов (до 50       |
|                      |человек) - 10%       |человек) - 50%       |человек) - более 50% |
|Доля телефонизации    |Доля телефонизации   |Доля телефонизации   |Доля телефонизации   |
|крестьянских          |крестьянских         |крестьянских         |крестьянских         |
|(фермерских) хозяйств |(фермерских) хозяйств|(фермерских) хозяйств|(фермерских) хозяйств|
|- 1,0%                |- 10%                |- 50%                |- более 50%          |
|Доля телефонизации    |Доля телефонизации   |Доля телефонизации   |Доля телефонизации   |
|торговых,             |торговых,            |торговых,            |торговых,            |
|медучреждений,        |медучреждений,       |медучреждений,       |медучреждений,       |
|детсадов, школ,       |детсадов, школ,      |детсадов, школ,      |детсадов, школ,      |
|предприятий бытового и|предприятий бытового |предприятий бытового |предприятий бытового |
|культурного           |и культурного        |и культурного        |и культурного        |
|обслуживания - 10%    |обслуживания - 25%   |обслуживания - 50%   |обслуживания - более |
|                      |                     |                     |50%                  |
|Плотность ПК -        |Плотность ПК -       |Плотность ПК -       |Плотность ПК -       |
|количество ПК на 100  |10,0/100 жител.      |30,0/100 жител.      |более 50,0/100       |
|жителей - 1,0         |                     |                     |жител.               |
|Плотность ПК,         |Плотность ПК,        |Плотность ПК,        |Плотность ПК,        |
|включенных в Интернет,|включенных в         |включенных в         |включенных в         |
|- 0                   |Интернет, -          |Интернет, -          |Интернет, - более    |
|                      |5,0/100 жител.       |10,0/100 жител.      |10,0/100 жител.      |
|Плотность терминалов  |Плотность терминалов |Плотность терминалов |Плотность терминалов |
|для компьютерной      |для компьютерной     |для компьютерной     |для компьютерной     |
|телефонии - 0         |телефонии - 5/1000   |телефонии - 50/1000  |телефонии - более    |
|                      |жител.               |жител.               |50/1000 жител.       |
|Плотность ХостИнтернет|Плотность Хост-      |Плотность Хост-      |Плотность Хост-      |
|- 0                   |Интернет -           |Интернет             |Интернет -           |
|                      |7/1000 жител.        |35/1000 жител.       |более 50/1000        |
|                      |                     |                     |жител.               |
|Интернет-провайдеры,  |Ограниченное         |Плотность местных    |Плотность местных    |
|обеспечивающие местный|количество           |Интернет-провайдеров-|Интернет-провайдеров |
|доступ, отсутствуют   |Интернет-провайдеров |один на 500000 -     |более двух на 1000000|
|                      |предлагают местный   |1000000 жителей.     |жителей. Отдельные   |
|                      |доступ менее одного  |Провайдеры предлагают|провайдеры           |
|                      |на 1000000 жителей   |полный спектр услуг  |предоставляют        |
|                      |                     |Интернет             |цифровые выделенные  |
|                      |                     |                     |линии и кабельную    |
|                      |                     |                     |модемную связь       |
|Качественный          |Некоторые провайдеры |Существуют некоторые |Большинство          |
|доступ в Интернет     |обеспечивают только  |возможности для      |потребителей имеют   |
|отсутствует.          |одну сервис - услугу |коллективного        |выбор в различных    |
|Коммерческие          |- электронную почту. |общественного доступа|видах услуг в        |
|организации не имеют  |Пользователи часто   |в Интернет.          |зависимости от       |
|возможности иметь     |имеют трудности в    |Связь с местными     |скорости доступа,    |
|выделенные линии у    |связи с местным      |Интернетпровайдерами |сервиса, качества и  |
|местного телефонного  |Интернет-провайдером.|нормальная, кроме    |цены.                |
|оператора             |Конкуренция в        |часов пик. Один - два|Интернет-провайдеры  |
|                      |коммерческом лизинге |частных провайдера   |обеспечивают         |
|                      |выделенных линий     |предоставляют        |пользователей        |
|                      |отсутствует. Бизнес  |выделенные линии для |возможностью создания|
|                      |может арендовать     |коммерческих         |собственных          |
|                      |выделенную линию     |организаций          |Интернет-страниц.    |
|                      |только у             |                     |Существуют адекватные|
|                      |единственного        |                     |потребностям         |
|                      |Интернет-провайдера  |                     |возможности для      |
|                      |                     |                     |коллективного доступа|
|                      |                     |                     |в Интернет для тех, у|
|                      |                     |                     |кого его нет дома, в |
|                      |                     |                     |школе или на работе. |
|                      |                     |                     |Связь с местными     |
|                      |                     |                     |Интернетпровайдерами |
|                      |                     |                     |надежна. Частные     |
|                      |                     |                     |провайдеры           |
|                      |                     |                     |предоставляют        |
|                      |                     |                     |выделенные линии для |
|                      |                     |                     |коммерческих         |
|                      |                     |                     |организаций.         |
|                      |                     |                     |Существует           |
|                      |                     |                     |возможность          |
|                      |                     |                     |предоставления       |
|                      |                     |                     |мобильной связи для  |
|                      |                     |                     |доступа в Интернет   |
|Плотность             |Плотность            |Плотность            |Плотность            |
|ТВ-приемников -       |ТВ-приемников -      |ТВ-приемников -      |ТВ-приемников -      |
|количество            |250/1000 жител.      |400/1000 жител.      |более 400 на         |
|ТВ-приемников на      |                     |                     |1000 жителей         |
|1000 жител. - 50      |                     |                     |                     |
|Охват населения       |Охват населения      |Охват населения      |Охват населения      |
|телевизионным         |телевизионным        |телевизионным        |телевизионным        |
|вещанием (ТВ) -       |вещанием (ТВ) -      |вещанием (ТВ) -      |вещанием (ТВ) -      |
|10%                   |30%                  |75%                  |100%                 |
|Охват населения       |Охват населения      |Охват населения      |Охват населения      |
|радиовещанием -       |радиовещанием -      |радиовещанием -      |радиовещанием -      |
|25%                   |50%                  |75%                  |100%                 |
|Охват населения       |Охват населения      |Охват населения      |Охват населения      |
|проводным вещанием -  |проводным вещанием - |проводным вещанием   |проводным вещанием   |
|25%                   |50%                  |- 75%                |- 100%               |
|Критерий              |50%                  |75%                  |100%                 |
|территориальности - % |К  = 0,5             |К  = 0,75            |К  = 1,0             |
|покрытия территории   | Т                   | Т                   | Т                   |
|инфокоммуникационными |                     |                     |                     |
|сетями К  = 0,1       |                     |                     |                     |
|        Т             |                     |                     |                     |
|(10%)                 |                     |                     |                     |
|Критерий развития     |К   = 0,12           |К   = 0,33           |К   = 0,75           |
|инфокоммуникаций К =  | РИ                  | РИ                  | РИ                  |
|                  РИ  |                     |                     |                     |
|0,025                 |                     |                     |                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                      2. Доступность инфокоммуникаций                                   |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Показатель доступности|Показатель           |Показатель           |Показатель           |
|инфокоммуникаций      |доступности          |доступности          |доступности          |
|(время доступа к сети)|инфокоммуникаций     |инфокоммуникаций     |инфокоммуникаций     |
|                      |(время доступа к     |(время доступа к     |(время доступа к     |
|                      |сети)                |сети)                |сети)                |
|а) для городских      |а) для городских     |а) для городских     |а) для городских     |
|жителей:              |жителей: время       |жителей:             |жителей:             |
|время доступа >       |доступа 10 мин.,     |время доступа 7      |время доступа 5      |
|15 мин.,              |К  = 0,5             |мин.,                |мин.,                |
|К  = 0                | Д                   |К  = 0,8             |К  = 1               |
| Д                    |                     | Д                   | Д                   |
|б) для жителей        |б) для жителей       |б) для жителей       |б) для жителей       |
|труднодоступных       |труднодоступных      |труднодоступных и    |труднодоступных и    |
|и малонаселенных      |и малонаселенных     |малонаселенных       |малонаселенных       |
|районов:              |районов:             |районов: время       |районов:             |
|время доступа >       |время доступа        |доступа 50 мин.,     |время доступа        |
|90 мин.,              |70 мин.              |К  = 0,66            |30 мин.,             |
|К  = 0                |К  = 0,34            | Д                   |К  = 1               |
| Д                    | Д                   |                     | Д                   |
|Цены на междугородную |Цены на местные      |Стоимость доступа в  |Цены на телефонные   |
|и международную       |телефонные           |Интернет отражает    |услуги конкурентны и |
|телефонную связь очень|звонки достаточно    |существование        |доступны почти для   |
|высоки и доступны     |высоки, чтобы        |конкуренции на       |всего населения. Для |
|малой части населения |препятствовать       |телекоммуникационном |местных звонков      |
|                      |широкому             |рынке, хотя все еще  |установлена          |
|                      |использованию        |достаточно высока,   |повременная оплата.  |
|                      |Интернета, даже для  |чтобы не поощрять    |Цены на услуги       |
|                      |большинства тех, кому|широкое использование|Интернет конкурентны |
|                      |Интернет необходим.  |Интернета            |и доступны почти для |
|                      |Существуют           |пользователями.      |всего населения.     |
|                      |возможности для      |Существует           |Может существовать   |
|                      |локального доступа,  |конкуренция на рынке |повременная оплата.  |
|                      |но расценки за сервис|выделенных линий для |Может существовать   |
|                      |не позволяют широко  |коммерческих         |бесплатное           |
|                      |использовать         |организаций, и цены  |Интернет-обслуживани-|
|                      |Интернет.            |падают, хотя еще     |е, в особенности в   |
|                      |Недостаток           |высоки               |районах, где         |
|                      |конкуренции в        |                     |установлена          |
|                      |установке выделенных |                     |повременная оплата за|
|                      |линий отражается на  |                     |местные звонки.      |
|                      |очень высокой цене   |                     |Цифровые выделенные  |
|                      |или даже             |                     |линии и кабельная    |
|                      |невозможности        |                     |модемная связь имеют |
|                      |позволить себе такую |                     |конкурентные         |
|                      |услугу               |                     |расценки, которые    |
|                      |                     |                     |могут зависеть от    |
|                      |                     |                     |скорости работы или  |
|                      |                     |                     |от объема информации.|
|                      |                     |                     |Коммутируемая связь  |
|                      |                     |                     |не имеет повременной |
|                      |                     |                     |оплаты. Цены за      |
|                      |                     |                     |выделенные линии для |
|                      |                     |                     |коммерческих         |
|                      |                     |                     |организаций          |
|                      |                     |                     |конкурентны (большое |
|                      |                     |                     |количество продавцов)|
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|           3. Скорость и качество передачи информации                                   |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Менее половины        |50 - 70% обращений к |70 - 90% обращений к |Более 90% обращений к|
|телефонных звонков    |адресатам по местным |адресатам по местным |адресатам по местным |
|успешны. Качество     |телефонным каналам   |телефонным каналам   |телефонным каналам   |
|звука часто           |успешны. От 50 до 100|успешны. Пользователи|успешны.             |
|неудовлетворительно.  |попыток связи в год  |имеют доступ по      |Распространен        |
|Более 100 попыток     |на 100 телефонных    |телефонным каналам   |модемный доступ со   |
|связи в год на 100    |линий не достигают   |через модемы со      |скоростью 56         |
|телефонных линий не   |адресата.            |скоростью передачи до|Кбит/сек. Существует |
|достигают адресата.   |Телекоммуникационная |288 Кбит/сек. Широко |также ограниченный   |
|Местная               |инфраструктура в     |распространены       |доступ к             |
|коммуникационная      |основном поддерживает|выделенные линии для |высокоскоростным     |
|инфраструктура        |модемную передачу со |бизнеса и            |цифровым линиям      |
|поддерживает только   |скоростью 9,6        |Интернет-провайдеров |связи, кабельным     |
|работу электронной    |Кбит/сек. Крупный    |со скоростью передачи|модемам и            |
|почты. Крупный бизнес,|бизнес и             |до 64 Кбит/сек.      |беспроводной связи.  |
|которому необходим    |Интернет-провайдеры  |Оборудование для     |Высокоскоростной     |
|доступ в Интернет,    |могут связывать свои |кабельной связи      |доступ               |
|вынужден обращаться к |информационные сети с|работает эффективно, |предоставляется      |
|зарубежным            |главным кабелем      |хотя в пиковые часы  |большинству          |
|Интернет-провайдерам  |локальной            |замечается некоторое |пользователей,       |
|                      |инфрастуктуры, но    |замедление в работе  |возможна еще более   |
|                      |пропускная           |информационной сети. |скоростная связь в   |
|                      |способность главного |Потери информации    |некоторых регионах.  |
|                      |кабеля неадекватна   |незначительны        |Кабельная связь      |
|                      |требованиям          |                     |адекватна            |
|                      |пользователей. Потери|                     |потребностям (кроме  |
|                      |информации           |                     |пиковых периодов).   |
|                      |значительны, а связь |                     |Потери информации в  |
|                      |часто прерывается при|                     |сети ниже 10%        |
|                      |онлайновом режиме    |                     |                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                      4. Аппаратное оборудование и ПО                                   |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|В регионе нет         |Аппаратное           |Большинство          |Существует развитый  |
|продавцов оборудования|оборудование и ПО    |аппаратных средств и |рынок конкурентной   |
|и ПО для пользователей|приобретаются по     |ПО импортные.        |розничной и оптовой  |
|и                     |каталогам            |Необходима           |торговли для этих    |
|Интернет-провайдеров. |фирм-поставщиков.    |локализация          |продуктов.           |
|                      |                     |импортного ПО. Часть |Оборудование и ПО,   |
|Оборудование и ПО     |Отсутствует          |прикладного ПО       |необходимые для      |
|доступны только для   |документация на них  |создается на местном |местных условий и    |
|крупного бизнеса,     |на местном языке.    |языке. Оборудование и|языков, широко       |
|небольшого количества |                     |ПО доступны для      |распространены и     |
|населения, а также    |Основное оборудование|большинства          |доступны             |
|малого и среднего     |и ПО доступно для    |предприятий малого и |                     |
|бизнеса               |части населения, а   |среднего бизнеса, а  |                     |
|                      |также для малых и    |также для            |                     |
|                      |средних предприятий  |значительной части   |                     |
|                      |                     |населения            |                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                           5. Сервис и поддержка                                        |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Требуется по меньшей  |Требуется по крайней |Требуется по меньшей |Установка местной    |
|мере 4 года со дня    |мере несколько       |мере один месяц для  |телефонной линии, как|
|заказа, чтобы         |месяцев для того,    |установки местной    |правило, требует     |
|установить местную    |чтобы установить     |телефонной линии.    |нескольких дней.     |
|телефонную линию.     |местную телефонную   |Более недели         |Существует несколько |
|                      |линию.               |необходимо для       |способов связаться с |
|                      |                     |разрешения проблем,  |сервис-провайдерами  |
|Требуется более 6     |Требуется более      |связанных с          |(электронная почта,  |
|месяцев, чтобы        |месяца для разрешения|обслуживанием местной|телефон, почтовая    |
|разрешить проблемы,   |проблем обслуживания |телефонной линии.    |связь). Проблемы     |
|связанные с           |с местной телефонной |Качество сервиса     |обычно решаются в    |
|обслуживанием местной |линией.              |растет, хотя это не  |течение часов.       |
|телефонной линии.     |                     |является приоритетом |Существует           |
|                      |                     |для всех. Существует |он-лайновая помощь,  |
|В регионе очень мало  |Провайдеры не очень  |некоторая поддержка  |позволяющая          |
|программистов и       |ответственно         |со стороны           |немедленно разрешать |
|компьютерных техников |относятся к своим    |Интернет-провайдеров |эти проблемы.        |
|                      |обязанностям. В      |по установке и       |Обслуживание         |
|                      |регионе небольшое    |сервису и            |потребителей         |
|                      |количество           |оборудования. В      |рассматривается как  |
|                      |программистов,       |регионе есть развитая|источник повышения   |
|                      |Интернет-дизайнеров, |индустрия ПО и       |конкурентоспособности|
|                      |администраторов сетей|постоянно            |для сервисных фирм.  |
|                      |другого технического |увеличивается        |Установка и          |
|                      |персонала            |количество           |техническая поддержка|
|                      |                     |технического         |ИКТ широко           |
|                      |                     |персонала,           |распространены.      |
|                      |                     |веб-дизайнеров и     |Существует           |
|                      |                     |администраторов сетей|конкурентный рынок   |
|                      |                     |                     |веб-дизайна,         |
|                      |                     |                     |включающий последние |
|                      |                     |                     |технологические      |
|                      |                     |                     |достижения           |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|               II. Инфокоммуникационное обучение                                        |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                          6. Школьный       доступ к ИКТ                                |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|В учебных заведениях  |Компьютеры есть      |Компьютеры есть как  |Большинство учебных  |
|вообще нет компьютеров|в основном в         |на институтском, так |заведений имеют      |
|                      |институтах, в        |и на школьном        |компьютеры. Может    |
|                      |среднем менее 5      |уровнях. В           |быть ряд компьютерных|
|                      |компьютеров на       |лабораториях до 10 - |лабораторий в каждом |
|                      |институт.            |15 компьютеров для   |институте, а также в |
|                      |В основном это       |групповой работы.    |классах, открытых для|
|                      |компьютеры старого   |Обеспеченность ими - |доступа после занятий|
|                      |поколения, ниже      |1 компьютер на 4     |в школах. В некоторых|
|                      |модели 486 или им    |студентов.           |институтах студенты и|
|                      |эквивалентные. Доступ|Компьютерные         |преподаватели могут  |
|                      |к компьютерам        |лаборатории, как     |иметь персональные   |
|                      |ограничен            |правило, открыты для |портативные          |
|                      |преподавателями и    |компьютерного        |компьютеры.          |
|                      |администрацией.      |обучения в течение   |Компьютерные         |
|                      |Компьютеры, как      |рабочего дня и       |лаборатории          |
|                      |правило, не          |закрыты, когда школы |ориентированы на     |
|                      |объединены в сеть.   |не работают, или     |изучение конкретного |
|                      |Использование        |могут быть открыты   |предмета, а также    |
|                      |компьютеров          |для преподавателей   |открыты после        |
|                      |ограничено           |для подготовки к     |занятий. Лаборатория |
|                      |электронными         |занятиям, но закрыты |может быть открыта   |
|                      |документами, которые |для студентов и      |после занятий для    |
|                      |хранятся на жестких  |учеников. Компьютеры |пользования жителями |
|                      |дисках или дискетах. |в основном старого   |близлежащих районов и|
|                      |Электронная почта    |поколения. Такие     |школ, а также во     |
|                      |используется         |модели, как 486 или  |время выходных и     |
|                      |незначительно        |выше, могут быть     |каникул. В           |
|                      |                     |связаны в сети с     |институтской и       |
|                      |                     |файловым или почтовым|школьной сети может  |
|                      |                     |сервисом. Там, где   |быть внутренний      |
|                      |                     |есть не связанные в  |Интернет-сервер.     |
|                      |                     |сеть компьютеры,     |Классы и кабинеты    |
|                      |                     |имеется              |могут быть           |
|                      |                     |незначительная       |подсоединены к       |
|                      |                     |библиотека           |районной             |
|                      |                     |компакт-дисков. Если |информационной сети  |
|                      |                     |и есть несколько     |для использования ее |
|                      |                     |компьютеров, то они  |ресурсов. Может      |
|                      |                     |могут быть связаны в |существовать         |
|                      |                     |школьную сеть.       |национальная         |
|                      |                     |Лабораторная сеть    |институтская и       |
|                      |                     |имеет ограниченный   |школьная сеть. Связь |
|                      |                     |телефонный доступ в  |может быть обеспечена|
|                      |                     |Интернет             |через выделенный или |
|                      |                     |                     |беспроводный канал со|
|                      |                     |                     |скоростью 64 и 128   |
|                      |                     |                     |Кбит/сек.            |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|         7. Совершенствование образования на основе ИКТ                                 |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Компьютеры не         |Некоторые            |Преподаватели и      |Информационные и     |
|используются ни       |преподаватели очень  |студенты в основном  |коммуникационные     |
|студентами, ни        |ограниченно          |используют компьютеры|технологии полностью |
|преподавателями       |используют           |для основной работы и|интегрированы в      |
|                      |компьютеры.          |обучения.            |учебный процесс и    |
|                      |Преподавательская    |Преподаватели,       |существенно          |
|                      |компьютерная         |использующие         |используются на      |
|                      |грамотность          |компьютеры, в целом  |занятиях. Занятия    |
|                      |ограничивается       |опытны в работе с    |могут включать       |
|                      |клавиатурой и мышью, |текстовыми файлами и |курсовые работы,     |
|                      |а также базовыми     |могут работать с     |позволяющие студентам|
|                      |понятиями            |информацией на       |использовать Интернет|
|                      |операционной системы,|компакт-дисках. Они  |и программное        |
|                      |манипуляцией с       |могут использовать   |обеспечение для      |
|                      |файлами и т.д.       |компьютеры для       |работы с другими     |
|                      |Компьютеры в основном|базовых уроков.      |студентами и         |
|                      |используются в высшей|Преподаватели        |преподавателями в    |
|                      |школе                |используют информацию|своих и других       |
|                      |                     |из Интернета,        |школах, а также на   |
|                      |                     |передают ее через    |национальном и       |
|                      |                     |электронную почту как|международном        |
|                      |                     |внутри школы, так и  |уровнях.             |
|                      |                     |вне ее               |Преподаватели хорошо |
|                      |                     |                     |подготовлены в       |
|                      |                     |                     |методах внедрения    |
|                      |                     |                     |компьютеров и ИКТ в  |
|                      |                     |                     |процесс образования  |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|           8. Рынок внеинститутской подготовки по ИКТ                                   |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Возможности для       |Существуют           |Технические классы и |Существует много     |
|подготовки в области  |ограниченные         |программы по         |технических школ со  |
|программирования,     |возможности для      |предметам,           |специализированными  |
|установки, поддержки, |подготовки в         |относящимся к ИКТ,   |предметами в области |
|Интернетдизайна и     |области ИКТ          |существуют в         |информационных и     |
|других ИКТ-профессий  |                     |различных частных и  |коммуникационных     |
|фактически не         |                     |общественных центрах.|технологий и         |
|существуют            |                     |Существует некоторый |компьютерных наук.   |
|                      |                     |ограниченный         |Существует большое   |
|                      |                     |он-лайндоступ к      |количество           |
|                      |                     |программам подготовки|возможностей         |
|                      |                     |специалистов.        |подготовки и         |
|                      |                     |Некоторые            |обучения, связанных с|
|                      |                     |работодатели         |информационными и    |
|                      |                     |предлагают тренинг в |коммуникационными    |
|                      |                     |использовании        |технологиями через   |
|                      |                     |информационных и     |сертифицированные    |
|                      |                     |коммуникационных     |программы,           |
|                      |                     |технологий своим     |работодателей,       |
|                      |                     |сотрудникам          |образовательные      |
|                      |                     |                     |учреждения, частные  |
|                      |                     |                     |тренинговые центры и |
|                      |                     |                     |курсы дистанционного |
|                      |                     |                     |обучения. Для        |
|                      |                     |                     |развития технических |
|                      |                     |                     |навыков широко       |
|                      |                     |                     |распространены       |
|                      |                     |                     |сетевые курсы        |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|               III. Инфокоммуникационное общество                                       |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                           9. Люди и организации                                        |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Большинство населения |Большинство населения|Большинство населения|Большинство населения|
|никогда не слышало об |знает об Интернете в |знает об Интернете,  |знает об Интернете.  |
|Интернете. Менее 0,5% |самых общих чертах.  |но мало кто          |Не менее 10%         |
|населения использовало|Менее 0,5% населения |использовал его.     |населения пользуются |
|Интернет эпизодически.|использует Интернет  |Менее 10% используют |Интернетом с         |
|Ни одна коммерческая  |эпизодически, и      |Интернет регулярно.  |некоторой            |
|организация в данном  |некоторая часть из   |Подавляющее          |регулярностью.       |
|районе не имеет       |них является его     |большинство          |Интернетом пользуются|
|зарегистрированный    |постоянным           |пользователей -      |все возрастные группы|
|Интернет-сайт         |пользователем.       |мужчины от 10 до 35  |населения. Количество|
|                      |Некоторые местные    |лет. Количество      |местных              |
|                      |коммерческие         |местных              |зарегистрированных   |
|                      |организации имеют    |зарегистрированных   |сайтов - не менее 20 |
|                      |зарегистрированные   |сайтов - от 2 до 20  |на 1000 жителей.     |
|                      |сайты (менее 2-х     |на 1000 жителей.     |Реклама в            |
|                      |сайтов на 1000       |Реклама в            |традиционных СМИ об  |
|                      |жителей). Нет        |традиционных СМИ об  |Интернет-компаниях - |
|                      |какой-либо рекламы в |Интернеткомпаниях    |обычное явление      |
|                      |традиционных СМИ об  |публикуется редко    |                     |
|                      |Интернет-компаниях   |                     |                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|       10. Локально ориентированные информационные ресурсы                              |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Нет Интернет-сайтов,  |Существует мало      |Существуют местные   |Много сайтов         |
|обеспечивающих        |сайтов,              |Интернет-сайты, хотя |обеспечивают         |
|информацией на местные|рассказывающих о     |большинство из них   |динамичной           |
|темы. Мало или вообще |местных событиях, и  |статичны и нечасто   |информацией на       |
|нет сайтов на местном |большинство из них   |обновляются. Они     |местные темы и       |
|языке или             |созданы и            |несут в себе         |обновляются по       |
|доминирующего местного|зарегистрированы за  |различную информацию,|меньшей мере         |
|Интернет-языка        |пределами данного    |относящуюся к        |несколько раз в      |
|                      |региона. Некоторые   |различным группам    |неделю. Сайты с      |
|                      |сайты существуют на  |внутри данного       |информацией на       |
|                      |местном языке или    |сообщества. В        |местные темы         |
|                      |доминирующем местном |некоторой степени    |посещаются гражданами|
|                      |Интернет-языке. Мало |используются         |на всех уровнях      |
|                      |используются         |Интернет-страницы    |общества. В Интернете|
|                      |Интернетстраницы     |объявлений,          |есть сайты,          |
|                      |объявлений, мало     |пользовательские     |онлайн-бюллетени,    |
|                      |пользовательских     |группы и новостные   |пользовательские     |
|                      |групп по интересам   |сообщения. Есть      |группы и новостные   |
|                      |или новостных        |возможности для      |сообщения.           |
|                      |сообщений            |Интернет-тренинга,   |Значительное         |
|                      |                     |хотя, может быть, и  |количество информации|
|                      |                     |довольно дорогие и   |на веб-сайтах на     |
|                      |                     |доступны только для  |местном языке или    |
|                      |                     |некоторых регионов   |доминирующем местном |
|                      |                     |                     |веб-языке. Существует|
|                      |                     |                     |много доступных      |
|                      |                     |                     |возможностей для     |
|                      |                     |                     |тренинга             |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                        11. ИКТ в повседневной жизни                                    |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Члены общества обычно |ИКТ (факсы, пейджеры,|Общественные         |Многие жители региона|
|не используют         |компьютеры)          |телефоны можно       |используют ИКТ       |
|информационные и      |используются в       |найти во многих      |(мобильные телефоны, |
|коммуникационные      |ограниченной степени |населенных           |пейджеры,            |
|технологии в своей    |некоторыми жителями  |пунктах, и они широко|персональные         |
|повседневной жизни.   |данного района.      |используются         |компьютеры) в своей  |
|Большая часть         |Общественные телефоны|населением. Некоторые|повседневной жизни.  |
|общественных          |имеются в некоторых  |жители имеют доступ в|Многие жители        |
|коммуникаций          |населенных пунктах и |Интернет из дома.    |используют ИКТ для   |
|информации            |регулярно            |Увеличивается        |домашних покупок,    |
|осуществляется на     |используются многими |количество жителей,  |банковского          |
|бумажных носителях    |жителями.            |пользующихся         |обслуживания и т.д., |
|                      |Персональные         |компьютерными        |а также в            |
|                      |компьютеры с         |центрами,            |общественной жизни   |
|                      |возможностями        |Интернеткафе и       |для взаимодействия с |
|                      |электронной почты    |другими платными     |другими людьми       |
|                      |предоставляются      |центрами компьютерных|(е-коммерция,        |
|                      |некоторыми           |услуг                |Интернет-обучение и  |
|                      |коммерческими        |                     |др.). Люди, не       |
|                      |организациями, однако|                     |имеющие              |
|                      |большинство          |                     |Интернетдоступа дома,|
|                      |пользователей не     |                     |могут пользоваться им|
|                      |являются жителями    |                     |на работе или в      |
|                      |данной области       |                     |общественных и       |
|                      |(туристы,            |                     |частных              |
|                      |путешествующие       |                     |Интернет-центрах     |
|                      |бизнесмены)          |                     |                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                          12. ИКТ на рабочем месте                                      |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Сотрудники имеют      |Организации          |Организации          |Многие организации   |
|ограниченный          |периодически         |используют ИКТ в     |работают значительно |
|доступ к телефонам.   |используют ИКТ в     |своей внутренней     |эффективней благодаря|
|                      |своей работе.        |работе. Многие офисы |использованию ИКТ для|
|Небольшое количество  |Некоторые сотрудники |оборудованы          |решения своих задач. |
|частных и             |имеют постоянный     |компьютерами, которые|Компьютеры в офисах  |
|государственных       |доступ к телефонам.  |связаны в локальную  |полностью объединены |
|организаций           |Небольшое количество |сеть для обмена      |в локальные сети.    |
|оборудованы всего лишь|организаций имеет    |данными, разработки  |Различные офисы      |
|несколькими           |компьютеры, которые  |отчетов и других     |осуществляют обмен   |
|компьютерами, но не   |связаны в сеть для   |приложений. Некоторая|информацией друг с   |
|связанными в сеть.    |внутреннего обмена   |часть сотрудников    |другом через внешние |
|                      |информацией и простых|проводит исследования|сети на национальном |
|Большая часть деловой |бизнесприложений. В  |и деловые обмены     |и международном      |
|корреспонденции       |офисах, где есть     |информацией,         |уровнях. Большинство |
|передается посыльными |компьютеры, только   |используя            |сотрудников имеют    |
|или по почте, а       |некоторые сотрудники |компьютерную сеть,   |доступ в Интернет со |
|небольшая часть - по  |используют их в      |хотя чаще всего      |своих рабочих мест.  |
|телефону и факсу      |рабочих целях, но не |несколько сотрудников|Большинство          |
|                      |для коммуникаций     |работают на одном    |сотрудников имеют    |
|                      |                     |компьютере. Некоторые|собственные адреса   |
|                      |                     |сотрудники используют|электронной почты для|
|                      |                     |электронную почту для|внутренней и внешней |
|                      |                     |внутренней переписки |переписки            |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                        13. Информационный критерий                                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|К  = 0,2              |К  = 0,4             |К  = 0,6             |К  = 1,0             |
| И                    | И                   | И                   | И                   |
|  6                   |  7                  |  8                  |  10                 |
|10  байт на 1         |10  байт на 1        |10  байт на 1        |10   байт на 1       |
|чел. в год            |чел. в год           |чел. в год           |чел. в год           |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|               IV. Инфокоммуникационная экономика                                       |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|       14. Возможности работы специалистов в области ИКТ                                |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Небольшое число       |Хотя существуют      |Специализация в      |Значительное число   |
|местных фирм нуждается|некоторые возможности|области ИКТ          |работодателей        |
|в специалистах с      |для работы, требующей|становится источником|предъявляют          |
|техническим           |подготовки по ИКТ,   |преимуществ при      |требования к         |
|образованием в области|большинство          |поиске работы.       |подготовленности     |
|ИКТ                   |сотрудников с опытом |Начинают создаваться |сотрудников по       |
|                      |работы в области ИКТ |новые рабочие места  |вопросам применения  |
|                      |не могут найти работу|для специалистов по  |ИКТ. Значительная    |
|                      |в своей области      |ИКТ как в регионе,   |часть экономики (в   |
|                      |                     |так и за его рубежами|части управления и   |
|                      |                     |                     |торговли) строится на|
|                      |                     |                     |использовании ИКТ,   |
|                      |                     |                     |привлекая для такой  |
|                      |                     |                     |работы специалистов в|
|                      |                     |                     |этой области.        |
|                      |                     |                     |Информационные и     |
|                      |                     |                     |коммуникационные     |
|                      |                     |                     |технологии           |
|                      |                     |                     |рассматриваются как  |
|                      |                     |                     |центральные в        |
|                      |                     |                     |стратегических планах|
|                      |                     |                     |многих организаций   |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|       15. Электронная коммерция Б-П (фирма - покупатель)                               |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Фирмы не имеют        |Некоторые местные    |Многие предприятия   |Многие предприятия   |
|своих Интернет-       |организации размещают|выставляют свою      |внедрили Интернет в  |
|страниц.              |коммерческую         |коммерческую         |свои системы продаж, |
|Очень мало знакомы с  |информацию на        |информацию на        |услуг и              |
|он-лайнбизнесом, и все|Интернет-сайтах.     |веб-сайтах.          |потребительского     |
|сделки между фирмами и|Однако эта информация|Информация           |сервиса. Общий объем |
|потребителями         |статична и нечасто   |обновляется          |он-лайновых продаж   |
|выполняются путем     |обновляется.         |недостаточно часто.  |является существенным|
|персональных и        |Некоторые организации|Веб-сайты            |компонентом          |
|бумажных транзакций   |принимают платежи по |обеспечивают         |коммерческой         |
|                      |телефону или факсу.  |информацией о товарах|активности, и это    |
|                      |Некоторые предприятия|и услугах для        |отражено в рекламе в |
|                      |распространяют свои  |продажи. Покупки     |традиционных СМИ     |
|                      |книжные каталоги для |часто совершаются    |                     |
|                      |распространения      |персонально, по      |                     |
|                      |товаров и услуг      |телефону или факсу,  |                     |
|                      |                     |хотя электронная     |                     |
|                      |                     |почта иногда         |                     |
|                      |                     |используется.        |                     |
|                      |                     |Некоторые предприятия|                     |
|                      |                     |могут иметь начальные|                     |
|                      |                     |возможности для      |                     |
|                      |                     |онлайн-торговли      |                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|         16. Электронная коммерция Б-Б (фирма - фирма)                                  |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Бизнес имеет очень    |Б-Б-бизнес остается  |Установка специальных|Многие электронные   |
|мало маркетинговой    |малоэффективным из-за|электронных систем   |Б-Б-транзакции       |
|информации.           |недостаточной        |увеличила            |составили            |
|Эффективность         |прозрачности. Факсы и|эффективность и      |существенную часть   |
|Б-Б-бизнеса и         |телефоны наиболее    |прозрачность сделок и|его общего объема,   |
|перспективы новых     |применимы для        |уменьшила накладные  |это стало результатом|
|возможностей          |обслуживания заказов |расходы в            |использования        |
|ограничиваются        |или отдаленной       |Б-Б-бизнесе.         |специальных          |
|недостатком           |клиентской поддержки |Некоторые            |электронных систем в |
|прозрачности.         |                     |бизнес-переводы      |коммерции. Это       |
|Б-Б-бизнес            |                     |поддерживаются       |изменило рыночные    |
|осуществляется        |                     |специальной          |структуры и          |
|персонально или через |                     |электронной системой,|определило           |
|письменные документы  |                     |но некоторые бумажные|эффективность        |
|                      |                     |формальности         |промышленной практики|
|                      |                     |(подпись, например) в|электронного Б-Б.    |
|                      |                     |некоторых случаях    |Многие предприятия   |
|                      |                     |требуются.           |внедрили Интернет в  |
|                      |                     |Электронные          |свои операции по     |
|                      |                     |Б-Б-транзакции       |продажам и управлению|
|                      |                     |составляют малую долю|активами. Некоторые  |
|                      |                     |всей Б-Б-коммерции   |транзакции проводятся|
|                      |                     |                     |в автоматическом     |
|                      |                     |                     |онлайн-режиме.       |
|                      |                     |                     |Прохождение заказов и|
|                      |                     |                     |доставка могут быть  |
|                      |                     |                     |прослежены           |
|                      |                     |                     |электронным способом |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                       17. Электронное правительство                                    |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Не существует         |Существует очень мало|Некоторые            |Все государственные  |
|государственных       |государственных      |государственные      |структуры выставляют |
|он-лайн-ресурсов. Нет |веб-страниц,         |организации          |информацию на        |
|даже понятия об       |обеспечивающих общую |выставляют наиболее  |Интернет-страницах, а|
|интерактивном         |информацию,          |важную информацию на |для некоторых это    |
|правительстве, и все  |полученную, как      |своих                |стало стратегией     |
|сделки и договора     |правило, из внешних  |Интернетстраницах,   |взаимодействия с     |
|проводятся либо       |источников. Эта      |включая              |обществом.           |
|персонально, либо     |информация статична и|месторасположение    |Интерактивные        |
|через бумажную        |редко обновляется.   |служб, часы работы,  |правительственные    |
|переписку             |Ограниченное         |официальные формы.   |Интернетстраницы     |
|                      |взаимодействие с     |Информация часто     |позволяют обществу   |
|                      |правительством       |устаревшая.          |проводить транзакции |
|                      |возможно по телефону |Транзакции часто     |(т.е. оплату налогов,|
|                      |или факсу.           |проводятся           |получение разрешений |
|                      |Государство          |персонально, по факсу|и т.д.) через        |
|                      |распространяет       |или телефону, хотя   |Интернет. Большая    |
|                      |информацию о сервисе,|могут быть сделаны и |часть государственных|
|                      |процедурах, правах и |с помощью электронной|функций и многие     |
|                      |обязанностях в виде  |почты. Государство   |взаимоотношения с    |
|                      |бумажных копий       |управляет своими     |поставщиками         |
|                      |                     |отношениями с        |проводятся через     |
|                      |                     |подрядчиками и       |Интернет или с       |
|                      |                     |поставщиками через   |применением Интернета|
|                      |                     |Интернет и другими   |                     |
|                      |                     |электронными         |                     |
|                      |                     |способами            |                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                      18. Экономический критерий - К                                    |
|                                                    Э                                   |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|К , обеспеченный      |К , обеспеченный     |К , обеспеченный     |К , обеспеченный     |
| Э                    | Э                   | Э                   | Э                   |
|за счет               |за счет              |за счет              |за счет              |
|инфокоммуникаций, -   |инфокоммуникаций, -  |инфокоммуникаций, -  |инфокоммуникаций, -  |
|0,02                  |0,2                  |- 0,6                |- 1,0                |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|                      V. Инфокоммуникационная политика                                  |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|               19. Регулирование телекоммуникаций                                       |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Не существует планов  |Планы по             |Планы по             |Телекоммуникационный |
|по либерализации      |либерализации        |либерализации        |сектор либерализован |
|телекоммуникационного |телекоммуникационного|телекоммуникационного|с сохранением        |
|сектора. Нет          |сервиса существуют   |сектора разработаны и|государственного     |
|регулирующих          |или сформулированы.  |внедрены.            |регулирования,       |
|инструментов (законов,|Работы по            |Существенный прогресс|способствующего      |
|постановлений         |универсальному       |достигнут в          |открытой конкуренции.|
|Правительства,        |доступу к            |установлении         |Регулирование        |
|стандартов и т.п.) для|телекоммуникационному|универсального       |эффективно в         |
|продвижения           |сервису проведены,   |доступа к            |реализации           |
|универсального доступа|хотя и неэффективны  |телекоммуникационному|универсального       |
|к                     |                     |сервису, но все еще  |доступа к            |
|телекоммуникационному |                     |много сложностей во  |телекоммуникациям.   |
|сервису. Весь         |                     |внедрении. Такие     |Определен независимый|
|телекоммуникационный  |                     |службы, как пейджинг |регулирующий орган,  |
|сервис обеспечивается |                     |и мобильная          |который осуществляет |
|одним оператором,     |                     |телефония,           |регулирование в      |
|частным или           |                     |обеспечиваются       |области              |
|государственным.      |                     |различными           |телекоммуникаций.    |
|Сервис голосовых или  |                     |конкурирующими       |Граждане и           |
|цифровых сообщений    |                     |провайдерами.        |организации имеют    |
|ограничен             |                     |Альтернативные       |широкие возможности  |
|                      |                     |поставщики услуг     |для                  |
|                      |                     |конкурируют за       |телекоммуникационного|
|                      |                     |предоставление услуг,|и цифрового          |
|                      |                     |выделенных линий или |обслуживания. Рынок  |
|                      |                     |других               |обслуживания         |
|                      |                     |телекоммуникационных |внутриофисных сетей  |
|                      |                     |услуг. Обеспечение   |открыт для           |
|                      |                     |внутриофисных        |конкуренции.         |
|                      |                     |информационных сетей |Существует здоровая  |
|                      |                     |открыто для          |конкуренция среди    |
|                      |                     |конкуренции через    |поставщиков мобильных|
|                      |                     |взаимосвязь или      |беспроводных систем. |
|                      |                     |опубликованные       |Спектр частот        |
|                      |                     |обязательства        |определен            |
|                      |                     |                     |международным        |
|                      |                     |                     |стандартом, и процесс|
|                      |                     |                     |лицензирования       |
|                      |                     |                     |способствует         |
|                      |                     |                     |расширению участников|
|                      |                     |                     |рынка                |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|              20. Торговая политика в области ИКТ                                       |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Торговля оборудованием|Торговые барьеры для |Торговля в области   |Если специальные     |
|для                   |оборудования ИКТ     |ИКТ не ограничена    |тарифы и существуют  |
|телекоммуникационных  |уменьшены, но все еще|ненужной             |для ИКТ-товаров, то  |
|информационных        |относительно высоки. |стандартизацией или  |они несущественны.   |
|технологий ограничена |Осуществлен некоторый|лицензионными        |Торговые отношения в |
|высокими тарифами и   |доступ к сервису,    |требованиями. Тарифы |области ИКТ полностью|
|другими ограничениями,|относящемуся к       |невысоки и           |либерализованы.      |
|включая внутриофисные |электронной коммерции|стандартизованы.     |Общество убеждено,   |
|стандарты или         |и сетям ИКТ. Прямые  |Общество по крайней  |что                  |
|требования по         |иностранные          |мере временно        |непропорциональные   |
|лицензированию.       |инвестиции           |убеждено, что        |тарифы на услуги и   |
|Сервисный сектор не   |разрешаются в        |непропорциональные   |товары, доставляемые |
|открыт для торговли,  |информационно-сетевом|тарифы на продукцию, |электронным способом,|
|создает барьеры для   |секторе, но с        |доставляемую         |не будут             |
|электронной коммерции |некоторыми условиями |электронным способом,|устанавливаться.     |
|и функционирования    |                     |не будут применяться.|Иностранные          |
|информационных сетей. |                     |Достигнута           |инвестиции в сектор  |
|Местное регулирование |                     |значительная         |ИКТ поощряются и     |
|де-факто создает      |                     |открытость торговых  |являются предметом   |
|барьеры для           |                     |операций, которая    |незначительных       |
|использования ИКТ.    |                     |облегчает электронную|ограничений          |
|Очень мало или нет    |                     |коммерцию, однако    |                     |
|вообще прямых         |                     |некоторые ограничения|                     |
|иностранных инвестиций|                     |все же существуют.   |                     |
|                      |                     |Прямые иностранные   |                     |
|                      |                     |инвестиции в сектор  |                     |
|                      |                     |ИКТ поощряются с     |                     |
|                      |                     |некоторыми           |                     |
|                      |                     |ограничениями        |                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|        21. Обобщенные критерии информационного общества                                |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Комплексный           |Комплексный          |Комплексный          |Комплексный          |
|информационно-        |информационно-       |информационно-       |информационно-       |
|технологический       |технологический      |технологический      |технологический      |
|критерий К   =        |критерий К   =       |критерий К   =       |критерий К   =       |
|          ИТ          |          ИТ         |          ИТ         |          ИТ         |
|0,1                   |0,38                 |0,62                 |0,94                 |
|----------------------|---------------------|---------------------|---------------------|
|Интегральный          |Интегральный         |Интегральный         |Интегральный         |
|критерий              |критерий             |критерий             |критерий             |
|информационного       |информационного      |информационного      |информационного      |
|общества              |общества             |общества             |общества             |
|Модуль вектора        |Модуль вектора       |Модуль вектора       |Модуль вектора       |
|интегрального         |интегрального        |интегрального        |интегрального        |
|критерия 0,765        |критерия 0,9         |критерия 1,2         |критерия 1,64        |
|Угол вектора          |Угол вектора         |Угол вектора         |Угол вектора         |
|интегрального критерия|интегрального        |интегрального        |интегрального        |
|41Ь                   |критерия 27Ь         |критерия 4Ь          |критерия ~ 0Ь        |
------------------------------------------------------------------------------------------

              6. Организация мониторинга информатизации

     6.1. Источники данных для мониторинга информатизации
     Источниками первичных данных являются:
     регулярные и    единовременные   статистические   наблюдения   за
информатизацией юридических лиц;
     регулярные и    единовременные   статистические   наблюдения   за
предприятиями -  производителями  и  поставщиками  средств  реализации
инфокоммуникационных технологий и услуг;
     регулярные и   единовременные   наблюдения   за   информатизацией
населения;
     сведения в  учетно-отчетной  документации   юридических   лиц   о
состоянии   информатизации   предприятий,  организаций  и  учреждений,
подведомственных министерствам и  ведомствам  Российской  Федерации  и
правительствам субъектов Российской Федерации;
     оценки экспертов состояния информатизации России;
     сведения об    информатизации   России   в   средствах   массовой
информации.
     6.2. Структура системы мониторинга информатизации
     Система мониторинга включает:
     Минсвязи России;
     Госкомстат России;
     ФГУП МНИЦ;
     ЦНИИС;
     ЦИСН.
     6.3. Функции участников мониторинга информатизации
     6.3.1. Минсвязи  России  осуществляет  подготовку  управленческих
решений по регулированию  информатизации,  регулирует  и  координирует
деятельность участников мониторинга информатизации.
     6.3.2. ФГУП  МНИЦ  совместно  с  Госкомстатом,   ЦНИИС   и   ЦИСН
разрабатывает методологию наблюдений за информатизацией, включающую:
     - методы прогнозирования развития информатизации;
     - программы     и    методики    государственного    федерального
статистического наблюдения за информатизацией юридических лиц;
     - формы  государственного федерального статистического наблюдения
за информатизацией и инструкции по их заполнению;
     - методы  статистической  обработки  результатов государственного
федерального статистического наблюдения за информатизацией;
     - осуществляет  оценку состояния информатизации России в разрезах
субъектов Российской  Федерации,  отраслей,  министерств  и  ведомств,
прогнозирует развитие информатизации и разрабатывает предложения по ее
регулированию.
     6.3.3. Госкомстат     России     осуществляет     государственное
статистическое  наблюдение  за  информатизацией  юридических   лиц   в
соответствии  с  согласованными  программами и методиками наблюдения и
представляет в Минсвязи России результаты статистического наблюдения.
     6.3.4. ЦИСН  в  сотрудничестве  с  Госкомстатом России,  Минсвязи
России,  ФГУП МНИЦ и ЦНИИС  разрабатывает  методологию  статистических
наблюдений  за  распространением информационных и телекоммуникационных
технологий на предприятиях  и  в  организациях,  а  также  в  домашних
хозяйствах,   использованием  глобальных  телекоммуникационных  сетей,
распространением электронной торговли  (включая  систему  показателей,
формы  обследований,  инструкции,  программы  разработки и др.).  ЦИСН
также  проводит  анализ  результатов  статистических  обследований   и
публикует  соответствующие  статистические  сборники  и  аналитические
доклады.
     6.3.5. ЦНИИС  в  сотрудничестве  с Госкомстатом России,  Минсвязи
России,  ФГУП  МНИЦ,  ЦИСН  разрабатывает  методологию  статистических
наблюдений   за   информатизацией  России  в  части  телекоммуникаций.
Структурные подразделения министерств и ведомств Российской  Федерации
представляют  в  Минсвязи  России  сведения о состоянии информатизации
подведомственных организаций, предприятий и учреждений.
     6.4. Использование результатов мониторинга информатизации
     6.4.1. Минсвязи  России  представляет  результаты  мониторинга  в
установленные сроки (регламентировано):
     органам власти Российской Федерации;
     органам власти субъектов Российской Федерации.
     6.4.2. Публикует результаты мониторинга в  открытой  печати  и  в
Интернете на сайте Минсвязи России.
     6.4.3. Предоставляет   результаты   мониторинга    по    запросам
предприятиям,   организациям  и  учреждениям  Российской  Федерации  и
зарубежным фирмам.


                                                          Приложение А
                                                        (обязательное)

                    КРИТЕРИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ - К
                                                   Т

     Характеризует процент   покрытия   территории   страны  (региона)
инфокоммуникационными сетями,  определяется с использованием  методики
Программы развития Организации Объединенных Наций по формуле:

                           К       - К
                            Тфакт.    Тmin
                      К  = ---------------,
                       Т    К     - К
                             Тmax    Тmin

     где:
     К       -  фактический   процент   территории   региона (страны),
      Тфакт.
покрытой инфокоммуникационными сетями;
     К     = 0%;
      Тmin
     К     = 100%.
      Тmax


                                                          Приложение Б
                                                        (обязательное)

                       КРИТЕРИЙ ДОСТУПНОСТИ - К
                                               Д

     Определяет время,   необходимое   жителю  страны  для  достижения
инфокоммуникаций.
     Критерий доступности рассчитывается по формуле:

                  К  = альфа x К   + бета x К  ,
                   Д            Д1           Д2

     где:
      К    -  критерий  доступности  для  городских  жителей и  жителей
       Д1
крупных поселков;
      К   -  критерий   доступности   для  жителей   труднодоступных  и
       Д2
малонаселенных районов;
      альфа, бета  -  доли  населения,  проживающего  соответственно в
городской и сельской местности.
      В свою очередь, критерии К   и К   рассчитываются по формуле:
                               Д1    Д2

                                  t - t
                                       min
                    К      = 1 - -----------,
                     Д1, 2       t    - t
                                  max    min

     где:
      t -    время,   необходимое   любому   жителю   для   достижения
инфокоммуникаций в регионе (стране);
     t    = 5 мин.;
      min            } для К
     t    = 15 мин.;        Д1
      max
     t    = 30 мин.;
      min            } для К
     t    = 90 мин.         Д2
      max


                                                          Приложение В
                                                        (обязательное)

                     ИНФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ - К
                                                 И

     Определяется как  индекс объема интерактивной информации в год на
1 жителя и рассчитывается по формуле:

                          log I - log I
                                       min
                    К  = -------------------,
                     И   log I    - log I
                              max        min

     где:

                             N   x V x Т
                              ТА
                         I = -----------,
                                  Н

      I -  объем  интерактивной  информации  в год на 1 жителя региона
(страны);
      N   -   количество   телефонов  (стационарных   и  мобильных)  в
       ТА
регионе (стране);
      Н - население региона (страны);
      V - средняя скорость передачи информации;
      Т - среднее время занятия канала;
              5
     I    = 10  байт;
      min
              10
     I    = 10   байт.
      max


                                                          Приложение Г
                                                        (обязательное)

                КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ - К
                                                      РИ

     Характеризует уровень  наполнения  общества инфокоммуникационными
устройствами (терминалами) пользователя, определяется с использованием
методики Программы развития Организации Объединенных Наций по формуле:

                        И   + И    + И   + И
                         ТА    СОТ    ПК    ТВ
                  К   = ----------------------,
                   РИ             4

     где:

                               D - D
                                    min
                        И   = -----------,                     (1)
                         ТА   D    - D
                               max    min

     D - плотность стационарных телефонов в регионе (стране):

                             N   x 100
                              ТА
                         D = ---------,                        (2)
                                 Н

     Н - население;
     D    = 80%;
      max
     D    = 0%;
      min
     И   , И  , И   рассчитываются аналогично (1) и (2).
      СОТ   ПК   ТВ
     D      = D      = D       = 100%;
      ТВmax    ПКmax    СОТmax
     D      = D      = D       = 0%.
      ТВmin    ПКmin    СОТmin


                                                          Приложение Д
                                                        (обязательное)

                      ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ - К
                                                 Э

     Определяется по формуле:

                             К   - К
                              Эф    Эmin
                       К  = -------------,
                        Э   К     - К
                             Эmax    Эmin

     где:
     К   - процент   ВВП   региона  (страны),  обеспеченный   за  счет
      Эф
информационно-телекоммуникационной экономики;  он  может быть исчислен
как отношение доходов от инфокоммуникаций к ВВП;
     К     = 0%;
      Эmin
     К     = 50%.
      Эmax


                                                          Приложение Е
                                                        (обязательное)

              КОМПЛЕКСНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
                             КРИТЕРИЙ - К
                                          ИТ

     Определяет с   использованием   методики    Программы    развития
Организации Объединенных Наций по формуле:

                          К  + К  + К  + К
                           Т    Д    И    РИ
                    К   = ------------------,
                     ИТ           4

     где: К , К ,  К , К   - критериальные   показатели,  определенные
           Т   Д    И   РИ
выше, все  они  являются  относительными   величинами,   не   имеющими
размерности  и  изменяющимися  от  0  до  1.  Приближение к 1 означает
движение к информационному обществу. Следует заметить, что определение
конкретного  значения  показателя  К  в регионах   России в  настоящее
                                    ИТ
время затруднительно из-за недостатка справочных данных: нет данных по
доступности и степени  покрытия  инфокоммуникаций  в  регионах,  время
занятия  канала  и  скорость  передачи  информации известны только как
средние величины в целом по России. Поэтому К   может быть пока оценен
                                             ИТ
только критерием  К  .
                   РИ


                                                          Приложение Ж
                                                        (обязательное)

                ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО
                                       ___
                             ОБЩЕСТВА - К
                                         ИО

     Интегральный критерий  для  региона  (страны)  рассчитывается  по
методу Международной академии связи и представляется вектором, имеющим
модуль  (длина  вектора)  и  угол,  определяющий   положение   вектора
относительно   единичного   вектора  с  единичными  координатами  либо
относительно  вектора,  выбранного  за  точку   отсчета   в   n-мерном
пространстве.
     Длина вектора (модуль) вычисляется как:

                               ________________
                   ___        /  n            2
                  |К  | =    /  SUM гамма  x К ,
                    ИО     \/   i=1      i    i

     где:
     n = 3;
     гамма  - весовой коэффициент (0 < гамма <= 1);
          i
      К  -  частные    критерии:    индекс    развития   человеческого
       i
потенциала (публикуется   в   ежегодных  докладах  Программы  развития
Организации Объединенных Наций);
     К  ,  К   - критериальные  показатели,  определяемые  по формулам
      Э     ИТ
Приложений Д и Е.
     Максимальная  длина  вектора  (модуль) достигается при стремлении
к максимуму частных критериев,  т.е.  при К   -> 1,0;  К   -> 1,0;
                                           ИТ           Э
ИРЧП -> 1,0.
               ___         __
     При этом |К  |    = \/3 = 1,73
                ИО max
          ___
и вектор  К      совпадает  по   направлению  с  единичным   вектором,
           ИОmax
т.е. фи = 0Ь.
                         ___                         _
     Угол между вектором К   и  единичным  вектором  Е определится  из
                          ИО
соотношения:

                  К   x Е     К   x 1 + К  x 1 + ИРЧП x 1
                   ИО          ИТ        Э
       cos фи = ----------- = ---------------------------,
                                                __
                |К  | x |Е|           |К  | x \/3
                  ИО                    ИО

     где:
     (К   x Е) - скалярное произведение 2 векторов;
       ИО
                          _
     |Е| - модуль вектора Е;
                            ___
     |К  | - модуль вектора К  .
       ИО                    ИО
     Ранжирование   регионов  (стран)  производится  по длине вектора.
                                    ___
Приближение  отдельных  векторов  к К      по  модулю  и  углу  будет
                                     ИОmax
означать движение к информационному обществу.

Страницы: 1  2