РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАМЕРЕВАЕТСЯ ОТКРЫТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ПОЛЬЗУ ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, СБОРУ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О ГОЛОВНОЙ КОМПАН. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 24.03.03 26-12/16790

   РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАМЕРЕВАЕТСЯ ОТКРЫТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В
    РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ПОЛЬЗУ ГОЛОВНОЙ
    ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ
  БЕЛАРУСЬ, СБОРУ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О ГОЛОВНОЙ КОМПАНИИ И
                                 Т.П.
    ВОЗМОЖНО ЛИ ВКЛЮЧЕНИЕ В СОСТАВ РАСХОДОВ ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,
   УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ, РАСХОДОВ, КОТОРЫЕ БУДУТ
ПРОИЗВОДИТЬСЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СОДЕРЖАНИЯ УКАЗАННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА, В ТОМ
ЧИСЛЕ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА - ГРАЖДАН
     РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СУММ НАЛОГОВ, КОТОРЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БУДУТ НАЧИСЛЯТЬСЯ В ФОНД ОПЛАТЫ
                     ТРУДА УКАЗАННЫХ СОТРУДНИКОВ?

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                           24 марта 2003 г.
                            N 26-12/16790

                                 (Д)


     Согласно ст.  5 Федерального закона  от  26.12.95  N  208-ФЗ  "Об
акционерных  обществах"  общество  может создавать филиалы и открывать
представительства на территории  Российской  Федерации  с  соблюдением
требований указанного Закона и иных федеральных законов.
     Создание обществом  филиалов  и  открытие   представительств   за
пределами  территории  Российской  Федерации  осуществляются  также  в
соответствии с законодательством  иностранного  государства  по  месту
нахождения  филиалов  и  представительств,  если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации.
     В соответствии   со   ст.   55  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации  представительством  является   обособленное   подразделение
юридического  лица,  расположенное  вне места его нахождения,  которое
представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
     В соответствии со ст.  247 главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее -  НК  РФ)  объектом  налогообложения  по  налогу  на
прибыль  для  российских  организаций  признаются  полученные  доходы,
уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в
соответствии с главой 25 НК РФ.
     Расходами в целях главы 25  НК  РФ  и  согласно  ст.  252  НК  РФ
признаются   обоснованные   и  документально  подтвержденные  затраты,
осуществленные налогоплательщиком.
     Под обоснованными  расходами  понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под документально  подтвержденными  расходами понимаются затраты,
подтвержденные   документами,   оформленными    в    соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации.  Расходами  признаются любые
затраты  при  условии,   что   они   произведены   для   осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
     Таким образом,     расходы,     связанные     с     деятельностью
представительства  российской  организации  на  территории  Республики
Беларусь,  в случае если они удовлетворяют требованиям,  установленным
ст.  252  НК РФ,  учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли для
уплаты  налога  в  Российской  Федерации  в   порядке,   установленном
соответствующими статьями главы 25 НК РФ,  регулирующими порядок учета
конкретных видов расходов,  и только в том случае,  если  деятельность
такого  представительства на территории Республики Беларусь направлена
на получение дохода организацией, создавшей его.
     Согласно ст.  255  НК  РФ  в  расходы налогоплательщика на оплату
труда включаются  любые  начисления  работникам  в  денежной  и  (или)
натуральной    формах,    стимулирующие    начисления    и   надбавки,
компенсационные начисления,  связанные с режимом работы или  условиями
труда,  премии  и  единовременные  поощрительные начисления,  расходы,
связанные  с  содержанием  этих  работников,  предусмотренные  нормами
законодательства    Российской    Федерации,    трудовыми   договорами
(контрактами) и (или) коллективными договорами.
     В соответствии  со ст.  20 Трудового кодекса Российской Федерации
работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с
работодателем.
     Под трудовыми  отношениями  согласно  ст.  15  Трудового  кодекса
Российской  Федерации  понимаются отношения,  основанные на соглашении
между работником и работодателем о  личном  выполнении  работником  за
плату   трудовой   функции   (работы  по  определенной  специальности,
квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего
трудового  распорядка  при  обеспечении  работодателем  условий труда,
предусмотренных трудовым  законодательством,  коллективным  договором,
соглашениями, трудовым договором.
     К расходам на оплату  труда  налогоплательщика,  учитываемым  при
определении  налоговой базы по налогу на прибыль,  согласно п.  21 ст.
255 НК РФ также относятся  расходы  на  оплату  труда  работников,  не
состоящих  в  штате  организации-налогоплательщика,  за выполнение ими
работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая
договоры   подряда),   за   исключением   оплаты  труда  по  договорам
гражданско-правового   характера,   заключенным   с    индивидуальными
предпринимателями.
     Учитывая изложенное,  в   случае   если   граждане   иностранного
государства  -  сотрудники  представительства российской организации в
Республике Беларусь являются работниками головной организации (состоят
с  нею  в  трудовых  отношениях),  то  есть  между  ними  и российской
организацией  заключен  трудовой  договор  либо  если   эти   граждане
выполняют  работы  по  заключенным  с  головной организацией договорам
гражданско-правового  характера,  то  отнесение  на  расходы  головной
организации  в  целях налогообложения прибыли расходов по оплате труда
таких работников правомерно.
     Что касается  налогов,  начисляемых  на фонд оплаты труда граждан
Республики  Беларусь  -   сотрудников   представительства   российской
организации в Республике Беларусь,  то отнесение на расходы российской
организации в целях  налогообложения  прибыли  расходов,  связанных  с
уплатой   указанных   налогов   на   территории  Республики  Беларусь,
начисление которых в фонд оплаты труда производится в  соответствии  с
законодательством Республики Беларусь, неправомерно в связи с тем, что
в соответствии с п.  1 ст.  264 НК РФ к прочим расходам,  связанным  с
производством   и   реализацией,  учитываемым  налогоплательщиком  при
определении  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль   в   Российской
Федерации,   относятся   суммы   налогов   и   сборов,  начисленные  в
установленном  законодательством  Российской  Федерации  о  налогах  и
сборах порядке.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин