МОЖЕТ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УМЕНЬШИТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЗА ОТЧЕТНЫЕ (НАЛОГОВЫЕ) ПЕРИОДЫ НА СУММЫ НАЧИСЛЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ ПО ИМУЩЕСТВУ, НАХОДЯЩЕМУСЯ В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗУЕМОМУ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 16.04.03 26-12/20875

   МОЖЕТ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УМЕНЬШИТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ДЛЯ
ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЗА ОТЧЕТНЫЕ (НАЛОГОВЫЕ) ПЕРИОДЫ НА СУММЫ
   НАЧИСЛЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ ПО ИМУЩЕСТВУ, НАХОДЯЩЕМУСЯ В ОПЕРАТИВНОМ
   УПРАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗУЕМОМУ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          16 апреля 2003 г.
                            N 26-12/20875

                                 (Д)


     Статьей 256 Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -
Кодекс)  определено,  что амортизируемым имуществом в целях исчисления
налога на прибыль признаются  имущество,  результаты  интеллектуальной
деятельности  и  иные объекты интеллектуальной собственности,  которые
находятся у налогоплательщика на праве собственности,  используются им
для  извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления
амортизации.  Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком
полезного  использования  более 12 месяцев и первоначальной стоимостью
более 10 тыс. руб.
     Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:
     1) имущество бюджетных  организаций,  за  исключением  имущества,
приобретенного    в   связи   с   осуществлением   предпринимательской
деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;
     2) имущество  некоммерческих  организаций,  полученное в качестве
целевых  поступлений  или  приобретенное  за  счет   средств   целевых
поступлений    и   используемое   для   осуществления   некоммерческой
деятельности;
     3) имущество,    приобретенное   (созданное)   с   использованием
бюджетных  средств  целевого  финансирования.   Указанная   норма   не
применяется в отношении имущества,  полученного налогоплательщиком при
приватизации;
     4) объекты  внешнего  благоустройства (объекты лесного хозяйства,
объекты  дорожного  хозяйства,  сооружение  которых  осуществлялось  с
привлечением  источников  бюджетного  или  иного аналогичного целевого
финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и
другие аналогичные объекты;
     5) продуктивный  скот,  буйволы,   волы,   яки,   олени,   другие
одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота);
     6) приобретенные  издания  (книги,  брошюры   и   иные   подобные
объекты),  произведения  искусства.  При  этом стоимость приобретенных
изданий  и  иных  подобных  объектов,  за   исключением   произведений
искусства,   включается   в   состав   прочих  расходов,  связанных  с
производством и реализацией,  в полной  сумме  в  момент  приобретения
указанных объектов;
     7) имущество,  приобретенное   (созданное)   за   счет   средств,
поступивших в соответствии с подпунктами 14,  19, 22 и 23 п. 1 ст. 251
Кодекса,  а также имущество, указанное в подпунктах 6 и 7 п. 1 ст. 251
Кодекса;
     8) приобретенные    права    на    результаты    интеллектуальной
деятельности  и  иные объекты интеллектуальной собственности,  если по
договору на приобретение указанных прав  оплата  должна  производиться
периодическими платежами в течение срока действия указанного договора.
     Вместе с  тем  амортизируемое  имущество,  полученное   унитарным
предприятием   от  собственника  имущества  унитарного  предприятия  в
оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации
у  данного  унитарного предприятия в порядке,  установленном главой 25
Кодекса.
     Статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК
РФ) определено,  что унитарным  предприятием  признается  коммерческая
организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней
собственником имущество. Имущество государственного или муниципального
унитарного  предприятия находится соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на  праве
хозяйственного ведения или оперативного управления.
     Унитарное предприятие,  созданное на  базе  государственного  или
муниципального   имущества   на  праве  оперативного  управления  этим
имуществом в случаях и в  порядке,  которые  предусмотрены  законом  о
государственных   и  муниципальных  унитарных  предприятиях,  является
казенным предприятием (ст.  115 ГК РФ).  В этом случае права казенного
предприятия   на   закрепленное   за   ним  имущество  определяются  в
соответствии со статьями 296 и 297 ГК РФ и законом о государственных и
муниципальных унитарных предприятиях.
     В соответствии со ст.  297  ГК  РФ  казенное  предприятие  вправе
отчуждать   или   иным  способом  распоряжаться  закрепленным  за  ним
имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
     Казенное предприятие  самостоятельно  реализует  производимую  им
продукцию,  если иное  не  установлено  законом  или  иными  правовыми
актами.
     Учреждением (ст.  120 ГК РФ)  признается  организация,  созданная
собственником  для осуществления управленческих,  социально-культурных
или  иных  функций  некоммерческого  характера  и   финансируемая   им
полностью или частично.
     Учреждение не вправе отчуждать или  иным  способом  распоряжаться
закрепленным  за  ним  имуществом и имуществом,  приобретенным за счет
средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК РФ).
     Таким образом,   учитывая   приведенные  выше  понятия  казенного
предприятия и учреждения,  нашедшие отражение в ГК РФ, организация, не
выполняющая  функций некоммерческого характера,  наделенная имуществом
на праве оперативного управления и осуществляющая возмездное  оказание
услуг,   включает  в  расходы  при  формировании  налоговой  базы  для
исчисления  налога  на  прибыль  суммы  начисленной   амортизации   по
имуществу,    полученному   на   праве   оперативного   управления   и
используемому в предпринимательской деятельности.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин