О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ (ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 27 марта 2000 г. N 27/901-6 (Д) На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует: Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации: о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1); о формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2). Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3). Обеспечить контроль за созданием при наличии соответствующих кадров ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4). Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк. Заместитель Министра Е.Е.ЧЕПУРНЫХ Приложение 1 О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА (ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. 2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. 3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. 4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК. 5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра. 6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников. 7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются: - выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; - профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; - выявление резервных возможностей развития; - определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей; - подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности. 8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно. 9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику. 10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. 11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. 12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. 13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей). 14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). 15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя. 16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал. 17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк. 18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк. 19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк. 20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. 21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу. Приложение 2 О ФОРМАХ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК Журнал записи детей на ПМПк Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк ----------------------------------------------------------------------- | N |Дата,|Ф.И.О. | Дата |Пол|Инициатор| Повод |График | |п/п|время|ребенка| рождения | |обращения|обращения|консультирования| | | | | (число, | | | |специалистами | | | | |мес., год)| | | | | |---|-----|-------|----------|---|---------|---------|----------------| ----------------------------------------------------------------------- Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника -------------------------------------------------------------------------------- | N |Дата,|Ф.И.О. |Возраст|Пол|Проблема|Заключение |Рекомендации|Специалист| |п/п|время|ребенка| | | |специалиста или| |или состав| | | | | | | |коллегиальное | | ПМПк | | | | | | | |заключение ПМПк| | | |---|-----|-------|-------|---|--------|---------------|------------|----------| -------------------------------------------------------------------------------- Основные блоки ------------------------------------------------------------------ | 1. "Вкладыши": | | - педагогическая характеристика; | | - выписка из истории развития; | | при необходимости получения дополнительной медицинской| |информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в| |детскую поликлинику по месту жительства ребенка. | | 2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным| |формам): | | - заключения специалистов ПМПк; | | - коллегиальное заключение ПМПк; | | - дневник динамического наблюдения с фиксацией: | | времени и условий возникновения проблемы; | | мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности; | | сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк | ------------------------------------------------------------------ График плановых заседаний ПМПк Приложение 3 МОНИТОРИНГ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПМПК СПЕЦИАЛИСТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ ------------------------------------------------------------------------------- |Специалисты | Количество |Фактическое замещение | Необходимая | | | ставок по |(наличие реальн. физич. лиц) | потребность | | | штату |-------------------------------| | | | | штатными |работниками | | | | | работниками |по | | | | | |совместительству| | | |--------------|--------------|----------------|--------------| | | в |в т.ч. | в |в т.ч. | в |в т.ч. | в |в т.ч. | | |образ.|в |образ.|в |образ.|в |образ.|в | | |учр-ях|учрежд.|учр-ях|учрежд.|учр-ях|учрежд. |учр-ях|учрежд.| | | |спец. | |спец. | |спец. | |спец. | | | |образ. | |образ. | |образ. | |образ. | |---------------|------|-------|------|-------|------|---------|------|-------| |- педагог- | | | | | | | | | |психолог | | | | | | | | | |- учитель- | | | | | | | | | |дефектолог | | | | | | | | | |- учитель- | | | | | | | | | |логопед | | | | | | | | | |- социальный | | | | | | | | | |педагог | | | | | | | | | |- врач | | | | | | | | | |(указать | | | | | | | | | |специальность) | | | | | | | | | |- мед. сестра | | | | | | | | | |- др. | | | | | | | | | |специалисты | | | | | | | | | |(указать, | | | | | | | | | |какие) | | | | | | | | | |- | | | | | | | | | |- | | | | | | | | | |- | | | | | | | | | |Итого: | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------- Приложение 4 О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПМПк С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ВОСПИТАННИКА И С ПМПК ДОГОВОР между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении ------------------------------------------------------------------ |Руководитель образовательного |Родители (законные представители)| |учреждения ___________________|обучающегося, воспитанника ______| |______________________________|_________________________________| | (указать фамилию, | (указать фамилию, имя, отчество | |______________________________|_________________________________| | имя, отчество) | ребенка и родителей (законных | |подпись ______________________| представителей), характер | |М.П. | родственных отношений | | | в соответствии с паспортными | | | данными) | | |подпись _________________________| | |М.П. | |------------------------------|---------------------------------| |Информирует родителей |Выражают согласие (в случае | |(законных представителей) |несогласия договор не | |обучающегося, воспитанника |подписывается) на | |о условиях его психолого- |психолого-медико-педагогическое | |медико-педагогического |обследование и сопровождение | |обследования и сопровождения |обучающегося воспитанника в | |специалистами ПМПк |соответствии с показаниями, в | | |рамках профессиональной | | |компетенции и этики специалистов | | |ПМПк | ------------------------------------------------------------------ ДОГОВОР о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др. ______________________________________________________________) и ПМПк образовательного учреждения: _________________________________________ ______________________________________________________________________ (наименование образовательного учреждения) ------------------------------------------------------------------ |ПМПк обязуется: |ПМПК обязуется: | |1. Направлять детей и подростков|1. Проводить своевременное | |с отклонениями в развитии для |бесплатное обследование детей и| |обследования на ПМПК в следующих|подростков с отклонениями в | |случаях: |развитии по направлению ПМПк | |- при возникновении трудностей |образовательного учреждения, | |диагностики; |территориально относящегося к | |- в спорных и конфликтных |данной ПМПК, с последующим | |случаях; |информированием ПМПк о | |- при отсутствии в данном |результатах обследования. | |образовательном учреждении |2. Оказывать методическую | |условий для оказания необходимой|помощь, обеспечивать обмен | |специализированной |опытом между специалистами | |психолого-медико-педагогической |психолого-медико-педагогических| |помощи. |консилиумов образовательных | |2. Информировать ПМПК |учреждений, территориально | |соответствующего уровня: |относящихся к данной ПМПК. | |- о количестве детей в |3. Осуществлять динамический | |образовательном учреждении, |контроль за эффективностью | |нуждающихся в специализированной|реализации рекомендаций по | |психолого-медико-педагогической |отношению к детям, прошедшим | |помощи; |обследование на ПМПК, при | |- о характере отклонений в |необходимости вносить | |развитии детей, получающих |коррективы в рекомендации. | |специализированную психолого- |4. Информировать родителей о | |медико-педагогическую помощь в |всех имеющихся в стране | |рамках данного образовательного |возможностях оказания ребенку | |учреждения; |психолого-медико-педагогической| |- об эффективности реализации |помощи (с опорой на имеющиеся в| |рекомендаций ПМПК |РФ базы данных) в соответствии | | |с выявленными отклонениями в | | |развитии и индивидуальными | | |особенностями ребенка | ------------------------------------------------------------------ Руководитель образовательного Заведующий ПМПК учреждения (подпись) ______________________ (подпись) _______________________ Председатель ПМПк (подпись) _______________________ М.П. М.П. |