О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ (ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 27.03.00 27/901-6

             О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
                  (ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           27 марта 2000 г.
                              N 27/901-6

                                 (Д)


     На основании          анализа          реальной          ситуации
психолого-медико-педагогического сопровождения и в  целях  обеспечения
комплексной   специализированной   помощи   детям   и   подросткам   с
отклонениями в развитии и/или  состояниями  декомпенсации  в  условиях
образовательного   учреждения   Министерство   образования  Российской
Федерации рекомендует:
     Довести до   сведения  руководителей  образовательных  учреждений
следующие методические рекомендации:
     о порядке        создания        и       организации       работы
психолого-медико-педагогического  консилиума  (ПМПк)  образовательного
учреждения (Приложение 1);
     о формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2).
     Провести мониторинг     обеспеченности    ПМПк    образовательных
учреждений        региона        специалистами,        осуществляющими
психолого-медико-педагогическое       сопровождение       обучающихся,
воспитанников,  и направить  отчет  в  адрес  Управления  специального
образования  Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме
(Приложение 3).
     Обеспечить контроль  за  созданием  при  наличии  соответствующих
кадров ПМПк  в  образовательных  учреждениях;  определить  порядок  их
взаимодействия  с родителями (законными представителями) обучающегося,
воспитанника  и  психолого-медико-педагогической   комиссией   (ПМПК),
обслуживающей данную территорию (Приложение 4).
     Организовать работу по повышению  квалификации  и  обмену  опытом
специалистов ПМПк.

Заместитель Министра
                                                          Е.Е.ЧЕПУРНЫХ


                                                          Приложение 1

               О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
          ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА (ПМПК)
                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

     1. ПМПк   является  одной  из  форм  взаимодействия  специалистов
образовательного        учреждения,         объединяющихся         для
психолого-медико-педагогического       сопровождения      обучающихся,
воспитанников   с   отклонениями   в   развитии   и/или    состояниями
декомпенсации.
     2. ПМПк может быть создан  на  базе  образовательного  учреждения
любого   типа  и  вида  независимо  от  организационно-правовой  формы
приказом  руководителя   образовательного   учреждения   при   наличии
соответствующих специалистов.
     3. Общее   руководство   ПМПк   возлагается    на    руководителя
образовательного учреждения.
     4. ПМПк  образовательного   учреждения   в   своей   деятельности
руководствуется  уставом образовательного учреждения,  договором между
образовательным учреждением и родителями  (законными  представителями)
обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
     5. Примерный    состав     ПМПк:     заместитель     руководителя
образовательного    учреждения    по    учебно-воспитательной   работе
(председатель  консилиума),  учитель   или   воспитатель   дошкольного
образовательного  учреждения  (ДОУ),  представляющий  ребенка на ПМПк,
учителя  (воспитатели  ДОУ)   с   большим   опытом   работы,   учителя
(воспитатели)      специальных      (коррекционных)     классов/групп,
педагог-психолог,    учитель-дефектолог     и/или     учитель-логопед,
врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
     6. Целью  ПМПк  является  обеспечение  диагностико-коррекционного
психолого-медико-педагогического       сопровождения      обучающихся,
воспитанников   с   отклонениями   в   развитии   и/или    состояниями
декомпенсации   исходя   из   реальных  возможностей  образовательного
учреждения  и  в   соответствии   со   специальными   образовательными
потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием
соматического    и    нервно-психического    здоровья     обучающихся,
воспитанников.
     7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
     - выявление   и  ранняя  (с  первых  дней  пребывания  ребенка  в
образовательном учреждении) диагностика отклонений  в  развитии  и/или
состояний декомпенсации;
     - профилактика       физических,        интеллектуальных        и
эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
     - выявление резервных возможностей развития;
     - определение   характера,   продолжительности   и  эффективности
специальной  (коррекционной)  помощи  в  рамках  имеющихся  в   данном
образовательном учреждении возможностей;
     - подготовка  и  ведение  документации,   отражающей   актуальное
развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
     8. Специалисты,  включенные в ПМПк,  выполняют  работу  в  рамках
основного  рабочего  времени,  составляя  индивидуальный план работы в
соответствии с реальным запросом на обследование детей с  отклонениями
в  развитии  и/или состояниями декомпенсации.  Специалистам может быть
установлена доплата за  увеличение  объема  работ,  размер  которой  в
соответствии  со  ст.  ст.  32  и  54  Закона Российской Федерации "Об
образовании" определяется образовательным учреждением  самостоятельно.
С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за
работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
     9. Обследование  ребенка  специалистами  ПМПк  осуществляется  по
инициативе  родителей  (законных   представителей)   или   сотрудников
образовательного    учреждения    с   согласия   родителей   (законных
представителей)   на   основании   договора   между    образовательным
учреждением  и  родителями  (законными  представителями)  обучающихся,
воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в
образовательном   учреждении,  при  наличии  показаний  и  с  согласия
родителей  (законных  представителей)  направляет  ребенка  в  детскую
поликлинику.
     10. Обследование    проводится    каждым    специалистом     ПМПк
индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на
ребенка.
     11. По   данным  обследования  каждым  специалистом  составляется
заключение и разрабатываются рекомендации.
     12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка
каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
     13. Изменение    условий    получения   образования   (в   рамках
возможностей,   имеющихся   в   данном   образовательном   учреждении)
осуществляется  по  заключению  ПМПк  и  заявлению родителей (законных
представителей).
     14. При  отсутствии  в данном образовательном учреждении условий,
адекватных  индивидуальным   особенностям   ребенка,   а   также   при
необходимости  углубленной  диагностики и/или разрешения конфликтных и
спорных вопросов  специалисты  ПМПк  рекомендуют  родителям  (законным
представителям)  обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию
(ПМПК).
     15. Заседания  ПМПк  подразделяются  на  плановые и внеплановые и
проводятся под руководством председателя.
     16. Периодичность  проведения ПМПк определяется реальным запросом
образовательного учреждения на  комплексное,  всестороннее  обсуждение
проблем   детей   с   отклонениями   в   развитии   и/или  состояниями
декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
     17. Председатель  ПМПк  ставит  в известность родителей (законных
представителей)  и  специалистов  ПМПк  о   необходимости   обсуждения
проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
     18. На  период  подготовки  к  ПМПк  и   последующей   реализации
рекомендаций  ребенку  назначается  ведущий специалист:  учитель и/или
классный  руководитель,  воспитатель  ДОУ   или   другой   специалист,
проводящий    коррекционно-развивающее    обучение    или   внеурочную
специальную (коррекционную)  работу.  Ведущий  специалист  отслеживает
динамику  развития  ребенка  и  эффективность оказываемой ему помощи и
выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
     19. На   заседании   ПМПк   ведущий   специалист,   а  также  все
специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с
ребенком,   представляют   заключения   на   ребенка  и  рекомендации.
Коллегиальное  заключение  ПМПк  содержит  обобщенную   характеристику
структуры  психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и
программу специальной (коррекционной) помощи,  обобщающую рекомендации
специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
     20. Заключения  специалистов,   коллегиальное   заключение   ПМПк
доводятся  до сведения родителей (законных представителей) в доступной
для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их
согласия.
     21. При  направлении  ребенка  на   ПМПК   копия   коллегиального
заключения  ПМПк  выдается родителям (законным представителям) на руки
или направляется по почте,  копии заключений специалистов направляются
только  по  почте  или  сопровождаются  представителем ПМПк.  В другие
учреждения и организации  заключения  специалистов  или  коллегиальное
заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.


                                                          Приложение 2

            О ФОРМАХ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК

     Журнал записи детей на ПМПк
     Журнал регистрации   заключений  и  рекомендаций  специалистов  и
коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк

-----------------------------------------------------------------------
| N |Дата,|Ф.И.О. |   Дата   |Пол|Инициатор|  Повод  |График          |
|п/п|время|ребенка| рождения |   |обращения|обращения|консультирования|
|   |     |       |  (число, |   |         |         |специалистами   |
|   |     |       |мес., год)|   |         |         |                |
|---|-----|-------|----------|---|---------|---------|----------------|
-----------------------------------------------------------------------

     Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника

--------------------------------------------------------------------------------
| N |Дата,|Ф.И.О. |Возраст|Пол|Проблема|Заключение     |Рекомендации|Специалист|
|п/п|время|ребенка|       |   |        |специалиста или|            |или состав|
|   |     |       |       |   |        |коллегиальное  |            |   ПМПк   |
|   |     |       |       |   |        |заключение ПМПк|            |          |
|---|-----|-------|-------|---|--------|---------------|------------|----------|
--------------------------------------------------------------------------------

     Основные блоки

------------------------------------------------------------------
|   1. "Вкладыши":                                               |
|   - педагогическая характеристика;                             |
|   - выписка из истории развития;                               |
|   при необходимости   получения    дополнительной   медицинской|
|информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в|
|детскую поликлинику по месту жительства ребенка.                |
|   2. Документация   специалистов   ПМПк  (согласно утвержденным|
|формам):                                                        |
|   - заключения специалистов ПМПк;                              |
|   - коллегиальное заключение ПМПк;                             |
|   - дневник динамического наблюдения с фиксацией:              |
|   времени и условий возникновения проблемы;                    |
|   мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;   |
|   сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк      |
------------------------------------------------------------------

     График плановых заседаний ПМПк


                                                          Приложение 3

                              МОНИТОРИНГ
                  ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПМПК СПЕЦИАЛИСТАМИ,
           ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
               СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

-------------------------------------------------------------------------------
|Специалисты    | Количество   |Фактическое замещение          | Необходимая  |
|               |  ставок по   |(наличие реальн. физич. лиц)   | потребность  |
|               |    штату     |-------------------------------|              |
|               |              |  штатными    |работниками     |              |
|               |              | работниками  |по              |              |
|               |              |              |совместительству|              |
|               |--------------|--------------|----------------|--------------|
|               |  в   |в т.ч. |  в   |в т.ч. |  в   |в т.ч.   |  в   |в т.ч. |
|               |образ.|в      |образ.|в      |образ.|в        |образ.|в      |
|               |учр-ях|учрежд.|учр-ях|учрежд.|учр-ях|учрежд.  |учр-ях|учрежд.|
|               |      |спец.  |      |спец.  |      |спец.    |      |спец.  |
|               |      |образ. |      |образ. |      |образ.   |      |образ. |
|---------------|------|-------|------|-------|------|---------|------|-------|
|- педагог-     |      |       |      |       |      |         |      |       |
|психолог       |      |       |      |       |      |         |      |       |
|- учитель-     |      |       |      |       |      |         |      |       |
|дефектолог     |      |       |      |       |      |         |      |       |
|- учитель-     |      |       |      |       |      |         |      |       |
|логопед        |      |       |      |       |      |         |      |       |
|- социальный   |      |       |      |       |      |         |      |       |
|педагог        |      |       |      |       |      |         |      |       |
|- врач         |      |       |      |       |      |         |      |       |
|(указать       |      |       |      |       |      |         |      |       |
|специальность) |      |       |      |       |      |         |      |       |
|- мед. сестра  |      |       |      |       |      |         |      |       |
|- др.          |      |       |      |       |      |         |      |       |
|специалисты    |      |       |      |       |      |         |      |       |
|(указать,      |      |       |      |       |      |         |      |       |
|какие)         |      |       |      |       |      |         |      |       |
|-              |      |       |      |       |      |         |      |       |
|-              |      |       |      |       |      |         |      |       |
|-              |      |       |      |       |      |         |      |       |
|Итого:         |      |       |      |       |      |         |      |       |
-------------------------------------------------------------------------------


                                                          Приложение 4

                    О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПМПк
        С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,
                        ВОСПИТАННИКА И С ПМПК

                               ДОГОВОР
                  между образовательным учреждением
          (в лице руководителя образовательного учреждения)
        и родителями (законными представителями) обучающегося,
            воспитанника образовательного учреждения о его
             психолого-медико-педагогическом обследовании
                           и сопровождении

------------------------------------------------------------------
|Руководитель образовательного |Родители (законные представители)|
|учреждения ___________________|обучающегося, воспитанника ______|
|______________________________|_________________________________|
|      (указать фамилию,       | (указать фамилию, имя, отчество |
|______________________________|_________________________________|
|        имя, отчество)        |  ребенка и родителей (законных  |
|подпись ______________________|    представителей), характер    |
|М.П.                          |      родственных отношений      |
|                              |  в соответствии с паспортными   |
|                              |            данными)             |
|                              |подпись _________________________|
|                              |М.П.                             |
|------------------------------|---------------------------------|
|Информирует родителей         |Выражают согласие (в случае      |
|(законных представителей)     |несогласия договор не            |
|обучающегося, воспитанника    |подписывается) на                |
|о условиях его психолого-     |психолого-медико-педагогическое  |
|медико-педагогического        |обследование и сопровождение     |
|обследования и сопровождения  |обучающегося воспитанника в      |
|специалистами ПМПк            |соответствии с показаниями, в    |
|                              |рамках профессиональной          |
|                              |компетенции и этики специалистов |
|                              |ПМПк                             |
------------------------------------------------------------------

                               ДОГОВОР
           о взаимодействии психолого-медико-педагогической
          комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического
            консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

     Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства
ПМПК   (указать   уровень   ПМПК:   региональная,  муниципальная,  др.
______________________________________________________________) и ПМПк
образовательного учреждения: _________________________________________
______________________________________________________________________
              (наименование образовательного учреждения)

------------------------------------------------------------------
|ПМПк обязуется:                 |ПМПК обязуется:                |
|1. Направлять детей и подростков|1. Проводить своевременное     |
|с отклонениями в развитии для   |бесплатное обследование детей и|
|обследования на ПМПК в следующих|подростков с отклонениями в    |
|случаях:                        |развитии по направлению ПМПк   |
|- при возникновении трудностей  |образовательного учреждения,   |
|диагностики;                    |территориально относящегося к  |
|- в спорных и конфликтных       |данной ПМПК, с последующим     |
|случаях;                        |информированием ПМПк о         |
|- при отсутствии в данном       |результатах обследования.      |
|образовательном учреждении      |2. Оказывать методическую      |
|условий для оказания необходимой|помощь, обеспечивать обмен     |
|специализированной              |опытом между специалистами     |
|психолого-медико-педагогической |психолого-медико-педагогических|
|помощи.                         |консилиумов образовательных    |
|2. Информировать ПМПК           |учреждений, территориально     |
|соответствующего уровня:        |относящихся к данной ПМПК.     |
|- о количестве детей в          |3. Осуществлять динамический   |
|образовательном учреждении,     |контроль за эффективностью     |
|нуждающихся в специализированной|реализации рекомендаций по     |
|психолого-медико-педагогической |отношению к детям, прошедшим   |
|помощи;                         |обследование на ПМПК, при      |
|- о характере отклонений в      |необходимости вносить          |
|развитии детей, получающих      |коррективы в рекомендации.     |
|специализированную психолого-   |4. Информировать родителей о   |
|медико-педагогическую помощь в  |всех имеющихся в стране        |
|рамках данного образовательного |возможностях оказания ребенку  |
|учреждения;                     |психолого-медико-педагогической|
|- об эффективности реализации   |помощи (с опорой на имеющиеся в|
|рекомендаций ПМПК               |РФ базы данных) в соответствии |
|                                |с выявленными отклонениями в   |
|                                |развитии и индивидуальными     |
|                                |особенностями ребенка          |
------------------------------------------------------------------

Руководитель образовательного     Заведующий ПМПК
учреждения                        (подпись) ______________________
(подпись) _______________________

Председатель ПМПк
(подпись) _______________________

М.П.                              М.П.