О ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 23 сентября 2003 г. N 799-ПП (ПРМ) Правительство Москвы отмечает, что к числу основных задач, стоящих перед органами исполнительной власти города, относятся обеспечение взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти в области законотворческой деятельности, участие в разработке правовых концепций, анализ находящихся на рассмотрении и подготовка в инициативном порядке проектов федеральных законов по вопросам, затрагивающим ключевые интересы города Москвы как субъекта Российской Федерации. Одной из основных форм реализации городских интересов на федеральном уровне является участие в продвижении в Государственной Думе проектов федеральных законов, подготовленных по инициативе и при участии Правительства Москвы. В рамках этой работы установлено тесное взаимодействие с депутатским корпусом Государственной Думы, который оказывает значительную поддержку при отстаивании и продвижении московских инициатив. Городские законопроекты также вносятся в Государственную Думу и от имени членов Совета Федерации, представляющих город Москву. За период с 2000 года по настоящее время по инициативе Правительства Москвы было подготовлено более 40 проектов федеральных законов. Значительная часть из них принята или учтена в виде поправок к уже действующим законам. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся 14 законопроектов, подготовленных в Правительстве Москвы. Вторым направлением этой работы является анализ вносимых в Государственную Думу проектов федеральных законов на предмет учета в них интересов города. Только за 2003 год в органах исполнительной власти города Москвы было проработано более 200 законопроектов, внесенных различными субъектами права законодательной инициативы. По каждому из них было подготовлено обобщенное заключение с определением позиции города Москвы и направлено соответствующее обращение в депутатские объединения или в профильные комитеты Государственной Думы. Аналогичная работа велась и в Совете Федерации. По абсолютному большинству законов, принятых Государственной Думой и направленных на одобрение верхней палаты парламента, были подготовлены обобщенные заключения для представителя от исполнительного органа власти города Москвы в Совете Федерации. В профильные комитеты палаты было направлено более 40 обращений по рассматриваемым законам. Одновременно с деятельностью в Федеральном Собрании Российской Федерации организовано взаимодействие с Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. Учитывая, что Правительство Российской Федерации является одним из наиболее активных субъектов законодательной инициативы, такое сотрудничество позволяет с большей эффективностью отстаивать интересы города Москвы на стадии выработки совместной с заинтересованными министерствами и ведомствами позиции по конкретным законопроектам еще до их внесения в Государственную Думу. По особо важным вопросам были подготовлены и направлены обращения с конкретными предложениями по совершенствованию федерального законодательства в Администрацию Президента Российской Федерации. Значительные изменения законодательства Российской Федерации, затронувшие наиболее важные для города вопросы, позволили оптимизировать общие принципы взаимоотношений между Москвой и федеральным центром. В значительной степени удалось отстоять принципиальные позиции Правительства Москвы при рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации проектов федеральных законов о коренных изменениях системы организации органов государственной власти в субъектах федерации и местного самоуправления, в области межбюджетных отношений, налогового законодательства и по ряду других вопросов. Вместе с тем, наряду с положительными результатами, следует отметить, что руководителями органов исполнительной власти города Москвы не в полной мере используются возможности в области законотворчества для отстаивания интересов города Москвы и продвижения городских инициатив на федеральном уровне, остается практически не востребованным научный потенциал ведущих московских вузов и других научных организаций города. Как следствие, законопроекты недостаточно глубоко прорабатываются в концептуальном плане. На предварительном этапе не проводится согласование концептуальных предложений по изменению федерального законодательства с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Отдельные руководители уклоняются от работы с депутатским корпусом при рассмотрении отраслевых законопроектов в профильных комитетах Государственной Думы. Имеют место нарушения порядка подготовки и представления проектов федеральных законов ответственными органами исполнительной власти города Москвы. Не развиваются межрегиональные и международные связи по вопросам законопроектной деятельности. В целях совершенствования практики взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с Федеральным Собранием Российской Федерации Правительство Москвы постановляет: 1. В целом одобрить работу органов исполнительной власти города Москвы по отстаиванию интересов города Москвы в Федеральном Собрании Российской Федерации. 2. Считать работу по отстаиванию интересов города Москвы в Федеральном Собрании Российской Федерации одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти города Москвы. 3. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении взаимодействия с палатами Федерального Собрания Российской Федерации: 3.1. Руководствоваться положениями и принципами, установленными федеральным законодательством, законодательством города Москвы и иными нормативными правовыми актами. 3.2. Обеспечить комплексный подход к разработке правовых концепций и проектов федеральных законов, затрагивающих интересы города Москвы. При этом учитывать сочетание интересов города Москвы и Российской Федерации, исключив возможность реализации узковедомственных интересов. 3.3. Обеспечить неукоснительное соблюдение требований, установленных регламентами Государственной Думы и Совета Федерации, при подготовке проектов федеральных законов и их прохождении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации. 3.4. Активно использовать возможности парламентских слушаний, круглых столов, других мероприятий, проводимых при участии депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, для доведения и разъяснения позиции городских властей по рассматриваемым проблемам. 4. Управлению по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы: 4.1. В целях контроля за разработкой и прохождением в Государственной Думе проектов федеральных законов, затрагивающих интересы города Москвы, и определения по ним согласованных позиций: - продолжить активное взаимодействие с Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и Департаментом по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями Аппарата Правительства Российской Федерации; - принять меры по расширению рабочих контактов с федеральными органами власти, имеющими отношение к разработке и внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, затрагивающих интересы города. 4.2. Обеспечить организацию дальнейшей совместной работы с Московской городской Думой по подготовке проектов федеральных законов, затрагивающих интересы города Москвы, их внесению в Государственную Думу и сопровождению при последующем рассмотрении. 4.3. При определении правовых концепций и подготовке проектов федеральных законов осуществлять взаимодействие с правовыми управлениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации. 4.4. В целях дальнейшего совершенствования системы взаимодействия и координации деятельности по защите интересов города Москвы на федеральном уровне совместно с Правовым управлением Правительства Москвы и Отделом законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы не реже двух раз в год организовывать проведение тематических семинаров для обучения специалистов органов исполнительной власти города Москвы с привлечением представителей федеральных и региональных органов государственной власти, занимающихся законопроектной работой, и ведущих ученых-правоведов. 5. Первым заместителям, заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы обеспечить: - безусловное участие руководителей органов исполнительной власти города Москвы в парламентских слушаниях по проблемам, затрагивающим интересы города; - качественную подготовку предложений по соответствующим отраслям федерального законодательства, затрагивающим интересы города Москвы; - своевременную подготовку заключений на проекты федеральных законов, направляемые в органы исполнительной власти города Москвы, и представление их в Управление по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы для обобщения. 6. Исключить самостоятельные, идущие вразрез с установленным порядком, обращения руководителей органов исполнительной власти города Москвы в Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации по вопросам изменения и совершенствования федерального законодательства. 7. Управлению по организации работы с документами Правительства Москвы совместно с Управлением по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы до 1 ноября 2003 года подготовить предложения по внесению в Регламент Правительства Москвы изменений и дополнений, обеспечивающих четкое взаимодействие между органами исполнительной власти города Москвы при осуществлении ими деятельности по отстаиванию интересов города в Федеральном Собрании Российской Федерации. 8. Управлению по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы: - активизировать работу с депутатами Государственной Думы, избранными по одномандатным избирательным округам города Москвы; - продолжить практику проведения встреч с руководителями органов исполнительной власти города и Мэром Москвы по актуальным городским проблемам. 9. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы по согласованию с Управлением по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы, Правовым управлением Правительства Москвы и Отделом законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы при подготовке соглашений и договоров о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации предусматривать положения о взаимодействии и обмене опытом в области законотворческой деятельности, привлекать к этой работе специалистов в области законодательного процесса, представляющих различные органы исполнительной власти города Москвы. 10. Департаменту международных связей города Москвы совместно с Управлением по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы, Правовым управлением Правительства Москвы и Отделом законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы обеспечить динамичное развитие связей с зарубежными коллегами по вопросам обмена опытом взаимодействия органов государственной власти различных уровней и практики законодательного регулирования государственно-правовых отношений. Особое внимание уделить развитию взаимодействия с Конгрессом региональных и местных властей Совета Европы. 11. Департаменту финансов города Москвы по представлению заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе ежегодно предусматривать в проекте бюджета города Москвы выделение средств на финансирование законопроектной работы и проведение правовой экспертизы законопроектов. 12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Петрова А.В. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2004 года. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 23 сентября 2003 г. N 799-ПП |