О КОНЦЕПЦИИ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИЮ И РЕМОНТ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА, ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЖИЛЫМ, НЕЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ И ОБЪЕКТАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ЖИЛЫХ ДОМАХ. Постановление. Правительство Москвы. 23.09.03 804-ПП

         О КОНЦЕПЦИИ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
          ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИЮ
              И РЕМОНТ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА, ЗА ВРЕД,
               ПРИЧИНЕННЫЙ ЖИЛЫМ, НЕЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ И
              ОБЪЕКТАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ЖИЛЫХ ДОМАХ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                         23 сентября 2003 г.
                               N 804-ПП

                                (ПРМ)


     Во исполнение п.4.2  постановления  Правительства  Москвы  от  19
ноября 2002 года N 940-ПП "О мерах по реализации Комплексной городской
программы  формирования   кондоминиумов   и   создания   условий   для
образования  и деятельности товариществ собственников жилья" и в целях
повышения  ответственности   подрядных   организаций,   осуществляющих
эксплуатацию  и  ремонт  жилищного фонда города,  Правительство Москвы
постановляет:
     1. Одобрить  Концепцию  страхования  гражданской  ответственности
подрядных организаций,  осуществляющих эксплуатацию и ремонт жилищного
фонда города за вред, причиненный жилым, нежилым помещениям и объектам
общего пользования в жилых домах (приложение).
     2. Департаменту   жилищной  политики  и  жилищного  фонда  города
Москвы,  Государственному учреждению города  Москвы  "Городской  центр
жилищного  страхования",  Управлению  городского заказа города Москвы,
Государственной жилищной инспекции города Москвы до 1 января 2004 года
разработать механизм реализации концепции (п.1).
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.  и
Аксенова П.Н.

Мэр Москвы
                                                            Ю.М.Лужков
  
23 сентября 2003 г.
N 804-ПП
  
  
                                                            Приложение

                                                       к постановлению
                                                  Правительства Москвы
                                              от 23 сентября 2003 года
                                                              N 804-ПП

                              КОНЦЕПЦИЯ
          страхования гражданской  ответственности подрядных
          организаций,  осуществляющих эксплуатацию и ремонт
            жилищного фонда города,  за вред,  причиненный
             жилым, нежилым помещениям и объектам общего
                      пользования в жилых домах

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Страхование гражданской  ответственности  подрядных  организаций,
осуществляющих эксплуатацию и ремонт жилищного фонда города,  за вред,
причиненный жилым,  нежилым помещениям и объектам общего пользования в
жилых домах (далее страхование ответственности подрядных организаций),
призвано  обеспечить  защиту  имущественных  интересов  как самих этих
организаций, так и нанимателей, арендаторов, владельцев, собственников
помещений  (далее  -  владельцев)  и/или  управляющих  жилищным фондом
организаций, понесших убытки в результате причиненного вреда.
     Страхование ответственности подрядных организаций,  основанное на
положениях  Гражданского   кодекса   Российской   Федерации,   законов
Российской  Федерации  "Об  организации  страхового  дела в Российской
Федерации" и "Об основах федеральной жилищной политики",  предполагает
добровольность   этого  вида  страхования  и  взаимовыгодный  характер
взаимоотношений при его осуществлении.
     В соответствии   со  ст.  1064  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также
вред,  причиненный имуществу юридического лица,  подлежит возмещению в
полном объеме лицом, причинившим вред.
     В большинстве  случаев  вред жилищному фонду при проведении работ
по его эксплуатации и ремонту причиняется  по  вине  именно  подрядных
организаций. Вред может возникнуть по причине:
     - невыполнения или несвоевременного выполнения необходимых работ;
     - недостатков выполненной работы (оказанной услуги), проявившихся
как при производстве работ в предусмотренные сроки,  так и в  процессе
последующей после ремонта эксплуатации зданий.
     Договор на выполнение работ по эксплуатации и  ремонту  жилищного
фонда   должен   предусматривать  обязанность  исполнителя  возместить
причиненный вред,  в том числе и владельцам жилых помещений. Однако на
практике  эта обязанность,  как правило,  не выполняется,  в том числе
из-за недостатка у подрядных организаций финансовых средств.  При этом
причиненный  вред  устраняется  за  счет  средств  городского бюджета,
поскольку к компетенции исполнительной власти  города,  осуществляющей
жилищную политику,  относится решение вопросов обеспечения сохранности
жилищного фонда,  составляющих существенную часть проблемы обеспечения
жилищных прав граждан.

                            ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ

     Для более    полной     реализации     положений     гражданского
законодательства о возмещении причиненного вреда, сокращения связанных
с ним непредвиденных бюджетных затрат и повышения эффективности защиты
жилищных   прав   граждан  предлагается  использовать  такой  рыночный
механизм  как  добровольное  страхование   ответственности   подрядных
организаций перед третьими лицами.
     Осуществление такого страхования обеспечит  не  только  страховую
защиту  имущественных интересов подрядных организаций,  осуществляющих
эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, но и позволит:
     - использовать    экономический   механизм   при   урегулировании
отношений между владельцами и подрядными организациями;
     - обеспечивать своевременное и полное возмещение владельцам и/или
управляющим  жилищным  фондом  организациям   убытков,   связанных   с
профессиональной деятельностью подрядных организаций;
     - сократить нерациональные расходы городского бюджета;  сократить
непредвиденные  расходы  подрядных  организаций по возмещению вреда за
счет средств страховых организаций;
     - повысить  ответственность  подрядных  организаций  за  качество
выполняемых работ.

                    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
                           СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ

     Страхование ответственности   подрядных   организаций  необходимо
осуществлять на единых условиях.
     Страхователями по договору страхования должны выступать подрядные
организации,  осуществляющие эксплуатацию  и  ремонт  жилищного  фонда
города.  Источником  уплаты  страховой  премии должны быть собственные
средства этих организаций.
     Выгодоприобретателями (получателями   страхового  возмещения)  по
договору страхования станут физические и/или юридические лица,  в чьей
собственности,  найме или управлении находятся объекты жилищного фонда
города (жилые,  нежилые помещения и объекты общего пользования в жилых
домах),  которым может быть причинен вред при проведении Страхователем
работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда.
     Страховщиками ответственности   подрядных  организаций  выступают
страховые организации,  получившие в установленном порядке лицензию на
осуществление данного вида страхования и прошедшие конкурсный отбор.
     Страховым случаем при данном страховании  является  возникновение
обязанности   Страхователя   возместить   Выгодоприобретателю  убытки,
понесенные последним из-за вреда,  причиненного находящемуся у него  в
собственности или управлении имуществу. Причиненный вред - повреждение
или уничтожение имущества (жилого,  нежилого помещения и/или  объектов
общего пользования в жилом доме),  может быть обусловлен механическим,
электромагнитным, термическим, или иным воздействием на это имущество,
связанным с проявлением при выполнении работ по эксплуатации и ремонту
жилищного фонда таких недостатков,  как  непреднамеренная  небрежность
(ошибки,  упущения),  неисправность и/или особые свойства используемых
инструментов,  оборудования,  материалов и т.д. Как правило, указанные
причины  и  порождаемые ими факторы приводят к пожарам,  взрывам газа,
авариям систем отопления,  водопровода,  канализации и иным  событиям,
вина  за  которые возлагается на подрядные организации.  Возникновение
обязанности возмещения  убытков  при  этом  должно  быть  подтверждено
обоснованной    претензией    потерпевшего,   признаваемой   подрядной
организацией и страховщиком,  или вступившим в законную силу  решением
суда.
     Страховыми случаями  не  признаются  события,   при   наступлении
которых   отсутствует   прямая   причинно-следственная   связь   между
эксплуатацией (ремонтом) жилищного фонда и повреждением (уничтожением)
жилого,  нежилого  помещения и/или объектов общего пользования в жилом
доме.
     Страховщик возмещает  каждому Выгодоприобретателю причиненный ему
ущерб,  в  пределах  страховой   суммы,   установленной   в   договоре
страхования.
     Размер причиненного  ущерба  соответствует  стоимости  выполнения
работ по восстановлению поврежденного (уничтоженного) имущества.  Если
страхового возмещения окажется недостаточно для того,  чтобы полностью
компенсировать причиненный вред, подрядная организация обязана за счет
своих средств возместить разницу между фактическим размером  ущерба  и
страховым возмещением.
     Плата за страхование определяется исходя  из  страховой  суммы  и
страхового  тарифа,  учитывающего  вероятность  наступления страхового
случая и размер причиненного вреда.

                     ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
                              КОНЦЕПЦИИ

     Для реализации данной Концепции целесообразно:
     1. Разработать правовые и методические документы, необходимые для
проведения    страхования    гражданской   ответственности   подрядных
организаций,  в том числе единые условия  страхования,  типовые  формы
договоров и др.
     2. Провести эксперимент  по  отработке  механизма  страхования  с
привлечением  страховых  организаций,  обладающих  опытом  страхования
объектов жилищного фонда города, и подрядных организаций.
     3. Разработать  условия  конкурсного отбора страховых организаций
на право проведения страхования гражданской ответственности  подрядных
организаций.
     4. Разработать систему координации деятельности  всех  участников
реализации концепции.
     5. После завершения эксперимента провести анализ его  результатов
и    экономическое   обоснование   для   распространения   страхования
гражданской ответственности подрядных организаций  на  всю  территорию
города.
     Предлагаемая Концепция  должна  обеспечить  создание  необходимых
условий   для   реализации  Положения  о  порядке  конкурсного  отбора
организаций различных организационно-правовых форм на выполнение работ
по  эксплуатации и ремонту жилищного фонда,  которое в качестве одного
из критериев определения победителя конкурса  предусматривает  наличие
договора  страхования  ответственности за вред,  причиненный жилищному
фонду.  Результатом реализации  концепции  станет  эффективная  защита
имущественных    интересов   подрядных   организаций,   осуществляющих
эксплуатацию и ремонт  жилищного  фонда,  а  главное  -  собственников
жилых,  нежилых  помещений  и/или  объектов общего пользования в жилых
домах.