ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ" ТРЕБОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 4 июля 2001 г. N ГТ ППК 02/39 (Д) Утверждаю Заместитель Министра образования Российской Федерации Б.А.ВИНОГРАДОВ 4 июля 2001 г. N ГТ ППК 02/39 1. Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Специалист по проведению инструментальных психофизиологических опросов" 1.1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Специалист по проведению инструментальных психофизиологических опросов" направлены на введение и осуществление единой государственной политики в области профессиональной переподготовки специалистов указанной квалификации. 1.2. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Специалист по ИПФО" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения указанной дополнительной квалификации. 1.3. Дополнительная квалификация "Специалист по ИПФО" присуждается лицам, достигшим 22-летнего возраста, имеющим высшее профессиональное образование по естественнонаучным, инженерно-техническим, гуманитарным направлениям и специальностям, при условии успешного освоения дополнительной профессиональной образовательной программы для получения указанной дополнительной квалификации, включая прохождение итоговой государственной аттестации. Нормативный объем дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Специалист по ИПФО" при очной форме обучения (с отрывом от работы) и при очно-заочной форме обучения (без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы) составляет не менее 1200 часов трудоемкости. 1.4. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы является: 1.4.1. Углубленное изучение специалистами по ИПФО теоретических и практических аспектов своей профессиональной деятельности - естественнонаучных принципов ИПФО, характеристик основных технических средств для проведения ИПФО, методик и методов ИПФО, требований к организации проведения ИПФО, факторов, влияющих на достоверность выводов по результатам проведения ИПФО, общепринятой отечественной терминологии по ИПФО, содержания нормативных правовых актов, касающихся проведения ИПФО. 1.4.2. Формирование у специалистов по ИПФО устойчивых навыков работы с аппаратурой для проведения ИПФО, применения различных методов проведения ИПФО при расследовании правонарушений, при служебных проверках, при решении кадровых задач, проведения анализа психологических и физиологических характеристик, зарегистрированных в ходе проведения ИПФО, составления компетентного заключения по результатам ИПФО. 1.4.3. Совершенствование морально-этических качеств специалиста по ИПФО, необходимых для успешного выполнения своих профессиональных задач. 1.5. Профессиональная сфера "Специалиста по ИПФО" распространяется на подразделения правоохранительных и силовых структур, частные охранные предприятия, детективные агентства, службы безопасности, а также на деятельность иных государственных и негосударственных структур, юридических или физических лиц, осуществляющих организацию и проведение инструментальных психофизиологических опросов в пределах своих полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации 2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Специалист по ИПФО", должны иметь высшее профессиональное образование по направлениям и специальностям, указанным в п. 1.2, подтвержденное документом государственного образца, и с опытом работы не менее одного года. 3. Требования к дополнительной образовательной программе для получения дополнительной квалификации "Специалист по ИПФО" 3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Специалиста по ИПФО" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам, примерную программу учебной практики. 3.2. В дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации "Специалист по ИПФО" предусматриваются следующие компоненты: ОПД - общепрофессиональная дисциплина; СД - специальная дисциплина; ПП - практика; ФД - факультативные дисциплины; ИА - итоговая государственная аттестация. 4. Формирование понятийного аппарата 4.1. Определения, устанавливаемые настоящими Государственными требованиями, направлены на выработку единой терминологии и обязательны к употреблению в учебном процессе образовательными учреждениями, реализующими дополнительную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Специалист по ИПФО". Инструментальный психофизиологический опрос - комплексное гласное мероприятие с использованием полиграфа и иных технических средств по ИПФО, проводимое специалистом по ИПФО с целью оценки достоверности информации, сообщенной опрашиваемым лицом. Специалист по ИПФО - лицо, обладающее необходимыми знаниями, умениями и навыками для проведения опроса с использованием полиграфа и иных технических средств по ИПФО с целью оценки достоверности информации, сообщенной опрашиваемым лицом. Техническое средство по ИПФО - аппаратура для гласной регистрации физиологических параметров человека во время опроса и представления их в виде, предназначенном для анализа и оценки специалистом по ИПФО достоверности сообщенной информации. Полиграф - техническое средство по ИПФО для гласной синхронной регистрации в процессе опроса параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, кожного сопротивления, а также, при наличии необходимости и возможности, других физиологических параметров с последующим представлением результатов регистрации этих параметров в аналоговом или цифровом виде, предназначенном для оценки специалистом по ИПФО достоверности сообщенной информации. Методика ИПФО - совокупность методов, определяющих правила практического осуществления различных этапов проведения ИПФО и позволяющих связать проявление физиологической активности человека с оценкой достоверности сообщенной им информации. Тест - совокупность вопросов, подготовленных по правилам определенного метода проведения опроса с целью последующего предъявления опрашиваемому лицу. Опрос - осуществляемые по специальным методическим правилам действия специалиста по ИПФО, связанные с подготовкой вопросов и формированием тестов, проведением тестирования, анализом и оценкой зарегистрированных физиологических параметров. Тестирование, предъявление теста - действия специалиста по ИПФО, связанные с непосредственной регистрацией физиологических параметров опрашиваемого лица в процессе предъявления ему вопросов теста. 5. Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации "Специалист по проведению ИПФО" ------------------------------------------------------------------ | Индекс | Наименование дисциплины |Всего| | | |часов| |---------|------------------------------------------------|-----| | 1 | 2 | 3 | |---------|------------------------------------------------|-----| |ОПД.00 |Общепрофессиональные дисциплины | 34 | |---------|------------------------------------------------|-----| |ОПД.01 |Введение в специальность | 34 | | |Понятийная база ИПФО | | | |Сущность и задачи проведения ИПФО. Основные | | | |понятия и определения ИПФО: ложь, методика ИПФО.| | | |Опрос, методика и метод опроса, тест, | | | |полиграфное тестирование, технические средства | | | |по ИПФО. Полиграф, полиграмма и т.д. Определение| | | |понятия ИПФО как комплексного многоэтапного | | | |мероприятия. | | | |Методологическая база ИПФО | | | |Этапы проведения | | | |ИПФО. Виды методов и методик опроса. Методика | | | |нейтрально-значимых вопросов, методика | | | |контрольных вопросов, методика пика напряжения. | | | |Базовые определения и принципы применения | | | |каждой методики. Основные методы, составляющие | | | |каждую методику. Типы используемых вопросов. | | | |Особенности, преимущества и недостатки методик. | | | |Естественнонаучная база ИПФО | | | |Эмоции, страх, стресс, нервная система, головной| | | |мозг, вегетативная нервная система, | | | |симпатическая и парасимпатическая нервная, | | | |научная основа реализации методов | | | |инструментальной детекции лжи. Основные теории, | | | |объясняющие применимость полиграфа для выявления| | | |обмана. Физиологические механизмы работы | | | |дыхательной системы, сердечно-сосудистой | | | |системы, кожно-гальванического рефлекса. | | | |Физиологические изменения в организме при | | | |эмоциональных нагрузках. Роль взаимодействия | | | |проверяемого и специалиста в процессе ИПФО. | | | |Эффект Розенталя, эффект Гринспуна. | | | |Техническая база проведения ИПФО | | | |Полиграф как наиболее распространенное | | | |техническое средство, используемое для | | | |проведения ИПФО. Модели чернильнопишущих и | | | |компьютерных полиграфов, используемых для | | | |проведения ИПФО, их технические и | | | |эксплуатационные характеристики, достоинства и | | | |недостатки. Правила работы на полиграфе. Техника| | | |безопасности при работе на полиграфе. | | | |Физиологические параметры, регистрируемые | | | |полиграфом в ходе тестирования. Ознакомление с | | | |другими техническими средствами для проведения | | | |ИПФО. | | | |Основы анализа и экспертной оценки | | | |физиологических данных | | | |Виды изменений физиологических параметров | | | |организма, регистрируемых полиграфом: фон. | | | |реакция, восстановление, артефакт. Шкалы для | | | |оценки силы реакции. Принципы экспертной оценки | | | |величины реакций и их сравнения между собой. | | | |Развитие методов детекции лжи | | | |Доинструментальный период детекции лжи. Первые | | | |опыты инструментальной детекции лжи. Опыты Ч. | | | |Ломброзо. Развитие методической и | | | |инструментальной базы детекции лжи в России и за| | | |рубежом. | | | |"Цифровой" и "клинический" подход в реализации | | | |методик опроса. Сравнительная характеристика | | | |основных методических подходов, реализуемых при | | | |проведении опроса с применением полиграфа на | | | |современном этапе. Краткий обзор основных | | | |методов в рамках каждого подхода. | | | |Правовые аспекты ИПФО | | | |Основные положения Российской нормативной | | | |правовой базы проведения ИПФО. Инструментальный | | | |психофизиологический опрос как оперативно- | | | |розыскное мероприятие, проводимое | | | |правоохранительными органами России. Определения| | | |оперативно-розыскного мероприятия ИПФСХ, | | | |введенные в употребление различными | | | |правоохранительными структурами | | |---------|------------------------------------------------|-----| |СД.00 |Специальные дисциплины | 226 | |---------|------------------------------------------------|-----| |СД.01 |Применение полиграфа при проведении ИПФО | 226 | | |Методика пика напряжения | | | |Метод виновных знаний, поисковый метод. Типы | | | |вопросов, используемых при составлении тестов | | | |пика напряжения. Требования к формулировке | | | |вопросов и формированию тестов при проведении | | | |опроса по методике пика напряжения. Особенности | | | |использования метода виновных знаний и | | | |поискового метода. Способы организации контроля | | | |реакций на значимый вопрос в методике пика | | | |напряжения. Специфическая стимуляция при опросе | | | |по методике пика напряжения. Проведение | | | |экспертной оценки физиологических данных, | | | |зарегистрированных с помощью полиграфа в ходе | | | |опроса по методике пика напряжения. | | | |Основные положения методики контрольных вопросов| | | |(в рамках "цифрового подхода") | | | |Понятие однозадачных и многозадачных тестов. | | | |Основные методы опроса с использованием | | | |однозадачных и многозадачных тестов, их | | | |характеристики. Определение и характеристика | | | |вопросов, используемых при составлении тестов: | | | |значимый, информационный, контрольный, | | | |нейтральный, жертвенный, жертвенно-значимый, | | | |жертвенно-значимый подготовительный, внешних | | | |проблем. | | | |Общие требования к подготовке значимых и | | | |контрольных вопросов методики контрольных | | | |вопросов | | | |Виды контрольных вопросов. Понятие контрольной | | | |темы. Обсуждение с проверяемым в ходе опроса | | | |контрольных тем как основа для формулировки | | | |контрольных вопросов. Общие требования к | | | |формулировке значимых и контрольных вопросов. | | | |Проведение опроса с использованием однозадачных | | | |тестов контрольных вопросов | | | |Метод четырехтрекового сравнения зон | | | |Основные понятия и определения методов: точка, | | | |зона, трек, условно-числовое обозначение | | | |вопросов, цветовое обозначение зон, общий формат| | | |теста. Правила формулировки и обсуждения | | | |контрольных и значимых вопросов. Формулировка и | | | |обсуждение значимого вопроса "надежда на | | | |ошибку", контрольного вопроса "опасение ошибки".| | | |Особенности формулировки и обсуждения жертвенно-| | | |значимого подготовительного вопроса. Общий | | | |порядок и приемы обсуждения вопросов в ходе | | | |опроса, изменение порядка вопросов в тесте от | | | |предъявления к предъявлению, использование | | | |руководства по проведению корректировочных | | | |действий между предъявлениями теста. | | | |Метод сравнения трех зон | | | |Основные понятия и определения методов: точка, | | | |зона, условно-числовое обозначение вопросов, | | | |цветовое обозначение зон, общий формат теста. | | | |Правила формулировки и обсуждения контрольных и | | | |значимых вопросов. Особенности формулировки и | | | |обсуждения жертвенно-значимого вопроса. | | | |Изменение порядка предъявления вопросов от теста| | | |к тесту, использование руководства по проведению| | | |корректировочных действий между предъявлениями | | | |теста. | | | |Краткая сравнительная характеристика методов. | | | |Оценка физиологических данных, | | | |зарегистрированных полиграфом в ходе опроса по | | | |методу четырехтрекового сравнения зон и по | | | |методу сравнения трех зон | | | |Проведение экспертного анализа и оценки | | | |зарегистрированных физиологических данных. | | | |Экспертная оценка полиграмм с учетом правил К. | | | |Бакстера. Критерии принятия решения об | | | |искренности - неискренности по результатам | | | |опроса с использованием однозадачных тестов. | | | |Проведение опроса с использованием многозадачных| | | |тестов контрольных вопросов | | | |Основные понятия метода: зона, трек, точка, | | | |условно-числовые обозначения вопросов, | | | |цветовые обозначения зон, основные типы | | | |вопросов, общий формат теста. Пятитрековый | | | |формат теста. Краткий обзор форматов | | | |многозадачных тестов (Exploratory, SKY, MGQT и | | | |т.д.). | | | |Оценка физиологических данных, | | | |зарегистрированных полиграфом в ходе опроса с | | | |использованием многозадачных тестов | | | |Проведение экспертного анализа и оценки | | | |физиологических данных, зарегистрированных в | | | |процессе опроса. Критерии принятия решения по | | | |результатам опроса с использованием | | | |пятитрекового формата теста. Exploratory, SKY. | | | |Проведение ИПФО в рамках расследования | | | |противоправных действий, при служебных проверках| | | |Выбор задач и методов их решения в ходе | | | |проведения ИПФО при расследовании противоправных| | | |действий, при проведении служебных проверок. | | | |Методы оценки возможности проведения ИПФО для | | | |решения поставленной задачи. Особенности | | | |формулировки и обсуждения значимых и контрольных| | | |вопросов по различным видам правонарушений. | | | |Проведение ИПФО в интересах кадровых служб (для | | | |решения вопроса о приеме на работу, при | | | |перемещении по службе) | | | |Основные задачи, решаемые при проведении ИПФО в | | | |интересах кадровых служб. Методы проведения ИПФО| | | |при решении кадровых задач. Особенности | | | |собеседования в ходе проведения ИПФО. | | | |Составление тестов, проведение опроса, оценка | | | |физиологических данных. | | | |Общие организационно-методические требования к | | | |проведению ИПФО | | | |Морально-этические требования к проведению | | | |ИПФО. Требования к обстановке для проведения | | | |опроса. Присутствие посторонних лиц при | | | |проведении опроса. Противопоказания к проведению| | | |опроса. Особенности проведения ИПФО на различных| | | |этапах. Оформление результатов проведения ИПФО | | |---------|------------------------------------------------|-----| | |Итого часов теоретического обучения | 260 | |---------|------------------------------------------------|-----| |ФД.00 |Факультативные дисциплины | | |---------|------------------------------------------------|-----| |ПП.00 |Практика | 800 | |---------|------------------------------------------------|-----| |ПП.01 |Учебная практика | 800 | |---------|------------------------------------------------|-----| |ИА.00 |Итоговая государственная аттестация | 140 | |---------|------------------------------------------------|-----| |ИА.01 |Подготовка и защита выпускной квалификационной | 140 | | |работы | | |---------|------------------------------------------------|-----| | |Всего часов |1200 | ------------------------------------------------------------------ 6. Условия реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации "Специалист по ИПФО" 6.1. Общие организационные требования Изучение слушателем общепрофессиональной и специальной дисциплин осуществляется по очной (с отрывом от работы) или очно-заочной форме (без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы). Обучение должно предусматривать интенсивную работу слушателей, основанную на сочетании аудиторных занятий и обширной самостоятельной работы. В ходе занятий каждый слушатель самостоятельно должен провести в лабораторных условиях не менее 15 опросов, из них не менее 10 по методике контрольных вопросов. При формировании и реализации дополнительной образовательной программы образовательное учреждение имеет право увеличивать объем часов для изучения общепрофессиональной и специальной дисциплин и отработки у слушателей практических навыков, а также вводить в учебный процесс факультативные дисциплины для углубленного изучения слушателями фундаментальных дисциплин. Слушатели, изучившие материал общепрофессиональной и специальной дисциплин, проходят учебную практику. Учебную практику слушатели проходят по месту своей работы. Учебная практика является самостоятельным разделом учебного плана и учебной программы и осуществляется слушателем от 6 до 12 месяцев после окончания обучения по общепрофессиональной и специальной дисциплинам. Основной целью учебной практики является формирование и закрепление у слушателя профессиональных знаний, умений и навыков проведения ИПФО, полученных в результате обучения по общепрофессиональной и специальной дисциплине. За время учебной практики слушатель под методическим руководством образовательного учреждения обязан самостоятельно провести не менее 30 мероприятий по ИПФО. Нормативная трудоемкость учебной практики определяется количеством проведенных опросов из расчета: - 40 часов за ИПФО в рамках выяснения вопросов, связанных с расследованием противоправных действий (для принятия решения об участии в совершении уголовных или административных правонарушений, при проведении служебных проверок и т.д.); - 24 часа за ИПФО в рамках выяснения других вопросов (для принятия решения о приеме на работу, перемещении по службе и т.д.). Образовательное учреждение в дополнительной профессиональной образовательной программе в обязательном порядке должно определить формы контроля за отработкой у слушателя практических навыков в период прохождения учебной практики и проработать: - реализацию мер по методической поддержке и информационному обеспечению слушателя на весь период учебной практики; - возможность отстранения слушателя от обучения в случае неквалифицированного выполнения мероприятий по ИПФО. Освоение слушателем дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Специалист по ИПФО" завершается подготовкой и защитой квалификационной работы. Слушатели, которые успешно выполнили все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии получают диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением дополнительной квалификации "Специалист по проведению инструментальных психофизиологических опросов" и правом на ведение профессиональной деятельности, связанной с получением указанной квалификации. 6.2. Требования к кадрам, ведущим учебный процесс Реализация общепрофессиональной дисциплины должна быть обеспечена кадрами, имеющими, как правило, психологическое или юридическое образование. Квалификацию преподавателя составляют: собственно преподавательские умения (методическая подготовка, способность глубоко и одновременно доступно доводить учебный материал до слушателя и пр.); участие в практической или научно-прикладной работе в сфере ИПФО, позволяющее преподавателю непосредственно-личностно передавать слушателям необходимый профессиональный опыт. Преподаватели специальной дисциплины должны иметь опыт преподавания и стаж практической работы специалистом по ИПФО не менее 5 лет. 6.3. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса 6.3.1. Учебное заведение, реализующее дополнительную профессиональную образовательную программу переподготовки специалистов по ИПФО, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной подготовки слушателя, предусмотренных учебным планом. Материальная база должна соответствовать действующим санитарно-техническим нормам. Для организации учебного процесса образовательное учреждение должно иметь аудитории, оборудованные для проведения лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий по общим и специальным дисциплинам. Учебный процесс должен быть оснащен наглядными пособиями, раздаточными материалами. Обязательно наличие одного полиграфа на трех слушателей учебной группы. 6.3.2. Учебное заведение обязано обеспечить доступ каждого слушателя к дидактическим фондам и базам данных, по содержанию соответствующих дисциплинам образовательной программы. 6.4. Примерный учебный план ---------------------------------------------------------------------- |Индекс |Наименование дисциплины|Общая | В том числе | Форма | | | |трудоемкость|--------------|контроля| | | | |аудиторн.|сам.| | | | | |занятия |раб.| | |-------|------------------------------------------------------------| |ОПД.00 |Общепрофессиональные дисциплины | |-------|------------------------------------------------------------| |ОПД.01 |Введение в | 34 | 24 | 10 |Диф. | | |специальность | | | |зач. или| | | | | | |экзамен | |-------|------------------------------------------------------------| |СД.00 |Специальные дисциплины | |-------|------------------------------------------------------------| |СД.01 |Применение полиграфа | 226 | 176 | 50 |Диф. | | |при проведении ИПФО | | | |зач. или| | | | | | |экзамен | |-------------------------------|------------|---------|----|--------| |Итого часов теоретического | 260 | 200 | 60 | | |обучения | | | | | |--------------------------------------------------------------------| |ФД.00 |Факультативные дисциплины | |-------|------------------------------------------------------------| |ПП.00 |Практика | |-------|------------------------------------------------------------| |ПП.01 |Учебная практика | 800 | | |Текущая | |-------|------------------------------------------------------------| |ИА.00 |Итоговая государственная аттестация | |-------|------------------------------------------------------------| |ИА.01 |Подготовка и защита | 140 | 6 |134 | | | |выпускной | | | | | | |квалификационной работы| | | | | |-------------------------------|------------|---------|----|--------| |Всего часов | 1200 | 200 | 60 | | ---------------------------------------------------------------------- 7. Требования к уровню подготовки специалиста по ИПФО Специалист по ИПФО должен: знать: - естественнонаучные принципы ИПФО; - характеристики основных технических средств для проведения ИПФО; - методические основы ИПФО; - требования к организации проведения ИПФО; - основы визуальной диагностики эмоционального состояния; - факторы, влияющие на достоверность выводов по результатам проведения ИПФО; - общепринятую отечественную терминологию по ИПФО; - содержание нормативных правовых актов, касающихся проведения ИПФО; уметь: - оценивать возможность проведения ИПФО для выяснения поставленных к разрешению вопросов; - выбирать средства и методы проведения ИПФО, адекватные поставленным к разрешению вопросам; - анализировать вербальные и невербальные проявления психологической и физиологической активности человека в ходе проведения ИПФО; - проводить анализ психологических и физиологических характеристик, зарегистрированных в ходе проведения ИПФО; - составлять компетентное заключение по результатам ИПФО; - выявлять индивидуально-психологические особенности опрашиваемого лица; - применять различные методы проведения ИПФО при расследовании правонарушений, при служебных проверках, при решении кадровых задач; - работать с аппаратурой для проведения ИПФО; быть ознакомлен: - с существующими техническими средствами по ИПФО; - с перспективами дальнейшего совершенствования средств и методов ИПФО; - с существующими методическими направлениями проведения ИПФО в России и за рубежом; - с зарубежной терминологией по ИПФО; - с содержанием основных исторических этапов развития средств и методов проведения ИПФО. 8. Требования к итоговой государственной аттестации 8.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации Итоговая государственная аттестация "Специалиста по ИПФО" заключается в защите выпускной квалификационной работы. Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности специалиста по ИПФО к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими Государственными требованиями. 8.2. Требования к выпускной квалификационной работе Выпускная квалификационная работа "Специалиста по ИПФО" является учебно-квалификационной. Ее тематика и содержание должны соответствовать уровню знаний, полученных выпускником в объеме дисциплин специальности. Работа должна быть представлена в форме рукописи, содержать реферативную часть, отражающую общую профессиональную эрудицию автора, и самостоятельную исследовательскую часть. Выпускная квалификационная работа основана, как правило, на научно-практических материалах, полученных слушателем в период прохождения аудиторных занятий и/или прохождения учебной практики. Желательно, чтобы выпускная квалификационная работа имела теоретическое или прикладное значение. Квалификационная работа должна быть отрецензирована специалистом по ИПФО. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются учебным заведением дополнительного профессионального образования. Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет не менее четырех недель. 9. Государственный контроль за исполнением настоящих Государственных требований 9.1. Правовые основы реализации настоящих Государственных требований и государственного контроля за соблюдением качества подготовки выпускников определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственный контроль, связанный с предоставлением образовательным учреждениям права на ведение дополнительного профессионального образования для получения дополнительной квалификации "Специалист по ИПФО", а также за соблюдением образовательными учреждениями настоящих Государственных требований, осуществляется Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации. 9.2. Образовательное учреждение, осуществляющее обучение слушателей по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации "Специалист по ИПФО", должно в установленном порядке иметь лицензию на реализацию дополнительных образовательных программ в области юриспруденции или психологии. 9.3. Все изменения и дополнения к Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Специалист по проведению инструментальных психофизиологических опросов" могут вноситься Министерством образования Российской Федерации только по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации. Настоящие Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Специалист по проведению инструментальных психофизиологических опросов" вводятся в действие с момента утверждения Министерством образования Российской Федерации. Настоящие Государственные требования разработаны совместной рабочей группой Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации в соответствии с распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 9 октября 2000 г. N 289/1048-35. |