РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕЕТ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, КОТОРОЕ СОСТОИТ НА УЧЕТЕ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НЕ ВЕДЕТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ФИНАНСИРУЕТСЯ СОГЛАСНО СМЕТЕ. ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПОСТОЯННЫМ. МОЖЕТ ЛИ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАТЬ ПРИ РАСЧЕТЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПЛАТОЙ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 3 апреля 2003 г. N 26-12/18523 (Д) В соответствии со ст. 313 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговой базой по налогу на прибыль в соответствии со ст. 274 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. Прибылью для российских организаций в целях главы 25 НК РФ и согласно ст. 247 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с положениями главы 25 НК РФ. Для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно: расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии со ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами. При определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ. В то же время включение в состав расходов российской организации, учитываемых при определении налоговой базы для уплаты налога на прибыль в Российской Федерации, налогов, начисляемых и уплачиваемых на территории Республики Беларусь и в соответствии с законодательством Республики Беларусь, неправомерно в связи с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым налогоплательщиком при определении налоговой базы для уплаты налога на прибыль в Российской Федерации, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке. Для учета доходов и расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли налогоплательщики применяют метод начисления (за исключением организаций, о которых говорится в п. 1 ст. 273 НК РФ). При этом методе доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Порядок признания конкретных видов расходов при методе начисления определен ст. 272 НК РФ. Что касается вопроса о том, приводит ли деятельность представительства российской организации на территории Республики Беларусь к образованию ее постоянного представительства в Республике Беларусь, то в соответствии со ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 термин "постоянное представительство" для целей применения указанного Соглашения означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве. За разъяснениями вопроса определения налогового статуса представительства российской организации на территории Республики Беларусь для целей налогообложения прибыли этого представительства в Республике Беларусь необходимо обратиться в соответствующий налоговый орган Республики Беларусь. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Ю.А. Мавашев |