ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ: 1. ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 15.6 КОАП В СЛУЧАЕ НЕПРЕДСТАВЛЕНИЯ В УСТАНОВЛЕННЫЙ ЗАКОНОМ СРОК РАСЧЕТОВ ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ЕСН, РАСЧЕТОВ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 02.06.03 11-10/29190

                         ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ:
   1. ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 15.6 КОАП В СЛУЧАЕ НЕПРЕДСТАВЛЕНИЯ В
  УСТАНОВЛЕННЫЙ ЗАКОНОМ СРОК РАСЧЕТОВ ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ЕСН,
РАСЧЕТОВ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
                            ФОРМЫ 2-НДФЛ?
         2. КАКУЮ ДАТУ СЧИТАТЬ МОМЕНТОМ ВЫЯВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНИЯ
  АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ (С ЦЕЛЬЮ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА ОБ
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ) ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ, ВЫЕЗДНОЙ
                              ПРОВЕРКИ?
 3. ВОЗМОЖНО ЛИ ОТНЕСТИ К ДЛЯЩЕМУСЯ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВОНАРУШЕНИЮ
    НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ СВЕДЕНИЙ, БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ,
               ДЕКЛАРАЦИЙ ЗА НЕСКОЛЬКО КВАРТАЛОВ, ЛЕТ?

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            2 июня 2003 г.
                            N 11-10/29190

                                 (Д)


     1. Согласно  пунктам 1 и 2 ст.  230 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее  -  Кодекс)  налоговые  агенты  ведут  учет  доходов,
полученных  от  них физическими лицами в налоговом периоде.  Налоговые
агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о
доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и
удержанных в этом налоговом периоде  налогов  ежегодно  не  позднее  1
апреля  года,  следующего  за  истекшим налоговым периодом,  по форме,
которая установлена МНС России.  Указанные сведения представляются  на
магнитных  носителях  или  с использованием средств телекоммуникаций в
порядке, определяемом МНС России.
     Согласно п.  3  ст.  243  Кодекса  в течение отчетного периода по
итогам  каждого  календарного  месяца   налогоплательщики-работодатели
производят  исчисление  ежемесячных  авансовых  платежей  по налогу на
доходы физических лиц исходя из величины выплат и иных вознаграждений,
начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц)
с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного
месяца,  и  ставки  налога.  Сумма  ежемесячного авансового платежа по
налогу,  подлежащая уплате за отчетный период,  определяется с  учетом
ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
     По итогам отчетного периода указанные налогоплательщики исчисляют
разницу  между  суммой  налога  на доходы физических лиц,  исчисленной
исходя из налоговой базы,  рассчитанной нарастающим  итогом  с  начала
налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода,  и
суммой уплаченных за тот же  период  ежемесячных  авансовых  платежей,
которая  подлежит  уплате  в  срок,  установленный  для  представления
расчета по налогу.
     Данные о   суммах   исчисленных,  а  также  уплаченных  авансовых
платежей,  данные о сумме налогового  вычета,  которым  воспользовался
налогоплательщик,  а  также  о  суммах фактически уплаченных страховых
взносов  за  тот  же  период  налогоплательщик  отражает  в   расчете,
представляемом  не позднее 20-го числа месяца,  следующего за отчетным
периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной МНС России.
     В соответствии  с частью 1 ст.  15.6 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее - КоАП)  непредставление  в
установленный  законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от
представления  в  налоговые  органы,  таможенные   органы   и   органы
государственного   внебюджетного  фонда  оформленных  в  установленном
порядке  документов   и   (или)   иных   сведений,   необходимых   для
осуществления   налогового   контроля,  а  равно  представление  таких
сведений в неполном объеме или  в  искаженном  виде  влечет  наложение
административного  штрафа  на  граждан  в  размере  от  одного до трех
минимальных размеров оплаты труда,  на должностных лиц -  от  трех  до
пяти минимальных размеров оплаты труда.
     Таким образом,  в  случае  непредставления  налоговым  агентом  в
налоговые органы сведений о доходах физических лиц,  полученных ими от
данного налогового агента,  а также непредставление расчетов авансовых
платежей    по    единому    социальному   налогу   влечет   наложение
административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью  1
ст. 15.6 КоАП - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
     При этом    необходимо    учитывать,     что     административная
ответственность,  установленная  в  отношении  должностных лиц,  в том
числе ст. 15.6 КоАП, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 КоАП, за
исключением  граждан,  осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица.
     В соответствии  со ст.  2 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного  страхования"  (далее  -  Закон  N  27-ФЗ) правовую основу
индивидуального (персонифицированного)  учета  составляют  Конституция
Российской  Федерации,  указанный  Федеральный  закон,  законы  и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры
Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.
     Согласно п.  1 ст.  11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в
органы  Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации
сведения  об  уплачиваемых  страховых  взносах  на  основании   данных
бухгалтерского  учета,  а  сведения  о  страховом стаже - на основании
приказов и других документов по учету кадров.
     Согласно п.  2  вышеназванной  статьи Закона N 27-ФЗ страхователь
представляет один раз в год,  но не позднее 1 марта сведения о  каждом
работающем у него застрахованном лице.
     Согласно п. 1 ст. 1 Кодекса законодательство Российской Федерации
о  налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним
федеральных законов о налогах и сборах.
     Поскольку срок  представления  сведений об уплачиваемых страховых
взносах   в   органы   Пенсионного    фонда    Российской    Федерации
законодательством  о  налогах  и сборах не установлен,  следовательно,
привлечение   должностного   лица   организации   за   непредставление
вышеназванных    сведений   к   административной   ответственности   в
соответствии с частью 1 ст. 15.6 КоАП неправомерно.
     2. В соответствии с п.  7 ст. 101 Кодекса по выявленным налоговым
органом     нарушениям,     за      которые      должностные      лица
налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной
ответственности,  уполномоченное должностное лицо  налогового  органа,
проводившее   проверку,   составляет   протокол   об  административном
правонарушении. Рассмотрение дел об административных правонарушениях и
применение   административных  санкций  в  отношении  должностных  лиц
организаций-налогоплательщиков, виновных в их совершении, производится
в   соответствии   с   административным  законодательством  Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
     Таким образом,  Кодекс  предусматривает возможность привлечения к
административной       ответственности        должностного        лица
налогоплательщика-организации по выявленным нарушениям до рассмотрения
материалов налоговой проверки и вынесения решения  по  акту  налоговой
проверки.
     Аналогичная точка зрения изложена в письме Прокуратуры г.  Москвы
от   04.01.2001   N   36-5-2001,   согласно   которому   протокол   об
административном правонарушении должен составляться  в  момент,  когда
должностное лицо,  уполномоченное составить протокол, имеет достаточно
данных,  свидетельствующих  о  наличии  в  действиях   правонарушителя
состава   административного  правонарушения.  Эти  данные  могут  быть
получены на начальной стадии проверки, во время ее проведения, а также
по ее результатам.
     3. КоАП  не  содержит  определения  длящегося   административного
правонарушения,   однако,   пользуясь  определением,  данным  в  п.  1
постановления 23 Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.29 (в  редакции
от  14.03.63) "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и
продолжаемым преступлениям",  действующего в настоящее время, длящимся
административным  правонарушением  является  действие или бездействие,
сопряженное  с  последующим  длительным  невыполнением   обязанностей,
возложенных     на    виновного    законодательством    под    угрозой
административного наказания.
     Таким образом,  административное  правонарушение,  выразившееся в
непредставлении в установленный законодательством о налогах  и  сборах
срок  документов и (или) иных сведений,  необходимых для осуществления
налогового контроля  (часть  1  ст.  15.6  КоАП),  а  равно  нарушение
установленных    законодательством   о   налогах   и   сборах   сроков
представления  налоговых  деклараций  (ст.  15.5  КоАП)  не   является
длящимся административным правонарушением.
     В соответствии с частью 1 ст.  4.5 КоАП постановление по делу  об
административном  правонарушении  не  может быть вынесено по истечении
двух месяцев со дня совершения административного правонарушения,  а за
нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе о налогах
и сборах, по истечении одного года со дня совершения административного
правонарушения.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          Ю.А. Мавашев