РЕШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ. Решение. Совет глав правительств СНГ. 25.04.03

                               РЕШЕНИЕ
             О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
       ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
        В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА
                      ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

                               РЕШЕНИЕ

                     СОВЕТ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СНГ

                          25 апреля 2003 г.


                                 (Д)


     Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
     1. Признать  приоритетной   задачей   создание   интегрированного
валютного   рынка   государств-участников  СНГ  в  развитие  положений
Меморандума "Об основных направлениях сотрудничества в сфере  валютных
отношений",    подписанного   центральными   (национальными)   банками
государств-участников СНГ 26 апреля 2002 года в городе Москве.
     2. Утвердить   Организационные   основы   и  принципы  построения
интегрированного    валютного    рынка    государств-участников    СНГ
(прилагаются).
     3. Осуществление функций  по  координации  мер,  направленных  на
выполнение   настоящего   Решения,   возложить  на  Межгосударственный
валютный комитет.
     4. Просить   правительства   государств,   подписавших  настоящее
Решение,  а  также   центральные   (национальные)   банки   государств
Содружества   оказывать   содействие   в   формировании   правовых   и
организационных условий для обеспечения эффективного  функционирования
интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ.
     5. Настоящее Решение вступает в силу со дня подписания.

     Совершено в городе Москве 25 апреля 2003 года в  одном  подлинном
экземпляре   на   русском   языке.   Подлинный  экземпляр  хранится  в
Исполнительном комитете Содружества  Независимых  Государств,  который
направит  каждому  государству,  подписавшему  настоящее Решение,  его
заверенную копию.

                                                             (Подписи)

25 апреля 2003 г.


                                                            Приложение

                                                             к Решению
                                          Совета глав правительств СНГ
                                        о сотрудничестве и координации
                                    деятельности государств-участников
                                  Содружества Независимых Государств в
                                  области организации интегрированного
                             валютного рынка государств-участников СНГ
                                                от 25 апреля 2003 года

                  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
             ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА
                      ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

     Организационные основы  и  принципы  построения  интегрированного
валютного рынка  государств-участников  СНГ  устанавливаются  в  целях
создания  и обеспечения эффективного функционирования интегрированного
валютного рынка государств-участников СНГ.
     Система торгов  и  расчетов  на  интегрированном  валютном  рынке
должна удовлетворять следующим критериям:
     1) достижение  высокой  надежности  проведения  торгов и расчетов
путем  использования  механизмов,  позволяющих  эффективно   управлять
кредитными    рисками,    возникающими    при    совершении   операций
банками-резидентами  государств-участников   СНГ,   а   именно   путем
ограничения  обязательств  участников  торгов  и  выполнения  принципа
"поставка против платежа";
     2) обеспечение    низкого    уровня    затрат    на   организацию
интегрированного валютного рынка за счет использования существующей  в
государствах-участниках СНГ инфраструктуры организованных национальных
валютных рынков;
     3) возможность запуска проекта не только на многосторонней,  но и
на двусторонней основе (на начальном этапе);
     4) выполнение принципа полицентричности (множественности центров)
организационно-технической структуры интегрированного валютного рынка.

                      Организационная структура
                   интегрированного валютного рынка
                      государств-участников СНГ

     Интегрированный валютный   рынок   -   объединение   национальных
организованных   валютных   рынков  (национальных  бирж),  посредством
которых участники торгов получают возможность совершения конверсионных
операций с валютами государств-участников СНГ на организованном рынке;
     национальные биржи (организованные  валютные  рынки)  -  валютные
биржи    и    иные    центры    организованной    торговли    валютами
государств-участников СНГ.  В рамках интегрированного валютного  рынка
национальные биржи осуществляют следующие функции:
     - организация депонирования средств  банков-участников  на  счете
национальной биржи в расчетном центре;
     - направление   информации   администратору   о    депонированных
средствах для установления лимитов нетто-операций;
     - направление  распоряжений  в  расчетные  центры  для   перевода
средств, причитающихся участникам по итогам торгов;
     организатор системы - Международная ассоциация бирж стран СНГ;
     администратор -  одна  из национальных бирж государств-участников
СНГ, организующая функционирование программно-технического комплекса и
осуществляющая  клиринг обязательств национальных бирж.  Администратор
должен  отвечать  критериям  надежности,  наличия  опыта   работы   по
организации   торгов   валютами  государств-участников  СНГ,  а  также
обладать необходимой программно-технической базой.
     В зависимости  от  специфики  конкретных  рынков  и  особенностей
национальной   инфраструктуры   валютного   рынка   применительно    к
определенным   валютным   парам   решением  организатора  определяется
национальная биржа,  которая будет выполнять функции администратора по
данной валютной паре.
     Администратор выполняет следующие функции по проведению расчетов:
     - организация  системы  расчетов  на  основе  принципа  "поставка
против платежа" <*>;
     --------------------------------
     <*> Поставка против платежа - порядок исполнения обязательств  по
совершенным  сделкам  с иностранной валютой,  при котором перечисление
денежных средств в  пользу  каждого  участника  клиринга  производится
только  после  проверки  и  удостоверения  (подтверждения)  исполнения
данным  участником  клиринга  своих  обязательств  в  контр-валюте  по
совершенным сделкам.

     - осуществление  приема  информации о предварительно депонируемых
средствах,  предназначенных для продажи, на счетах национальных бирж в
расчетных центрах;
     - определение лимита нетто-операций для каждого участника  торгов
на  основании  информации,  полученной  администратором  от  расчетных
центров о суммах денежных средств на счетах национальных бирж, а также
информации  от  национальных бирж о том,  каким участникам принадлежат
эти средства;
     - проведение   клиринга   по  результатам  торгов  и  определение
итоговых нетто-обязательств как национальных бирж,  так  и  участников
торгов;
     - предоставление информации национальным биржам  об  их  итоговых
нетто-обязательствах;
     - предоставление информации национальным биржам о заключенных  их
участниками сделках;
     - направление  информации  в  расчетные   центры   для   перевода
причитающихся  национальным  биржам  средств  на  их счета в расчетных
центрах;
     участники торгов  -  центральные  (национальные)  и  коммерческие
банки   государств-участников   СНГ,   имеющие   надлежащим    образом
оформленное  разрешение  уполномоченного  органа своего государства на
осуществление валютных  операций.  Требования  к  членству  и  вопросы
осуществления   технического   доступа  устанавливаются  национальными
биржами,  а если это предусмотрено национальным законодательством,  то
совместно с органами валютного регулирования;
     расчетные центры - кредитные организации,  осуществляющие ведение
счетов  национальных  бирж  и перечисление средств по итогам торгов по
поручению администратора.
     Расчетные центры  выполняют следующие функции:  открывают и ведут
счета администратора для  проведения  клиринга  по  торгам  в  системе
электронных  торгов  и расчетов;  открывают и ведут счета национальных
бирж;  предоставляют информацию администратору об остатках средств  на
счетах  национальных  бирж  в  системе  электронных торгов и расчетов;
осуществляют  перевод  средств  по   итогам   торгов   между   счетами
администратора и национальных бирж по распоряжениям администратора;
     валютная пара -  комбинация  национальных  валют  двух  различных
государств-участников СНГ.

                        Торгуемые инструменты

     Для торгов   участникам  предоставляется  возможность  котировать
валютные пары, для которых определен администратор.
     В качестве  базовой  валюты  лота предлагается использовать более
дорогостоящую исходя из долларовой  котировки  валюту,  а  в  качестве
сопряженной   (котируемой)   валюты   -   менее  дорогостоящую.  Время
проведения  торгов,  даты  проведения  расчетов  и  иные  существенные
параметры торгуемых инструментов определяются на основании переговоров
с  национальными  биржами  и  расчетными   центрами   и   утверждаются
организатором.
     Заключение сделок  проводится  в  Системе  электронных  торгов  и
расчетов   (СЭТРа),   функционирующей   на  технической  базе  Системы
электронных  торгов  иностранной  валютой   Московской   межбанковской
валютной биржи (СЭЛТ). Торговые системы национальных бирж подключаются
к системе СЭЛТ через  универсальные  аппаратно-программные  интерфейсы
(шлюзы).   Регламент   проведения   операций   в   СЭТРа  утверждается
организатором.

                           Система расчетов

     Система расчетов организуется на основе принципа "поставка против
платежа",   что  позволяет  в  полной  мере  реализовать  преимущества
биржевой (централизованной) системы расчетов.
     Платежи в  валютах государств-участников СНГ могут осуществляться
(с учетом особенностей национального законодательства) через:
     1) национальные  платежные  системы  государств-участников  СНГ -
счета открываются в национальных (центральных) банках;
     2) негосударственную  расчетную  систему  -  счета  открываются в
расчетных палатах при национальных биржах;
     3) расчетную систему Межгосударственного банка.
     Список расчетных  центров  для  проведения  платежей  в   валютах
государств-участников СНГ утверждается решением организатора системы с
учетом требований национальных законодательств.

                        Юридическое оформление

     Национальные биржи заключают с администратором договоры, которыми
регламентируются  их  права  и обязанности по выполнению обязательств,
возникающих в результате заключения сделок.
     Взаимоотношения между банками-участниками,  национальными биржами
и  администратором  регламентируются  Правилами  валютных  торгов   на
интегрированном валютном рынке СНГ, которые утверждаются организатором
по    согласованию    с    национальными    (центральными)     банками
государств-участников СНГ.
     Каждый участник  для  получения  доступа  к  торгам   подписывает
заявление о присоединении к этому документу.  При этом ответственность
за соответствие  данного  участника  общим  критериям  членства  несет
национальная биржа.

                          Управление рисками

     Общее управление     операционными     и    кредитными    рисками
осуществляется администратором в  соответствии  с  Правилами  валютных
торгов  на  интегрированном  валютном  рынке  СНГ.  В  соответствии  с
принципом   полицентричности    риски,    возникающие    в    процессе
взаимодействия    с   "участниками"   торгов,   распределяются   между
соответствующими   национальными    биржами.    Администратор    несет
предусмотренную договорами ответственность перед национальными биржами
за своевременное осуществление расчетов с ними.
     На первом   этапе   для  гарантированного  управления  рисками  и
обеспечения    расчетов     используется     принцип     обязательного
100-процентного   предварительного  депонирования  средств  на  счетах
администратора в расчетных центрах.
     На втором этапе,  после накопления определенного опыта проведения
торгов и расчетов и выработки  достаточной  кредитной  истории,  может
быть  рассмотрен  вопрос  о  переходе от принципа заключения сделок на
условиях 100-процентного  предварительного  депонирования  к  принципу
проведения  операций  и  расчетов  в  пределах лимитов нетто-операций,
устанавливаемых на национальные биржи.  Для установления  существенных
размеров  лимитов  потребуется  создание  гарантийного  фонда  за счет
взносов участников.